Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (19) September, 2007

Theory of architecture

Zaslavskaya Anna Yu.

Associate Professor, Chair of Design
Samara State University of Architecture and Civil Engineering,

,

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Abstract

В статье рассматриваются проблемы развития органического подхода в архитектуре в контексте формообразующих, структурных и конструктивных принципов. В ходе анализа развития современной архитектуры отмечается отход от механического подхода к проектированию и выявляются основные принципы формирования органических объектов, а также методы проектирования, органично вписывающиеся в процесс жизнедеятельности человека и окружающей среды. На основе определенных методов дальнейшего развития предлагается обобщенная классификация новейшей архитектуры лэндморфинга и приобщение виртуальной архитектуры к органическому подходу.

Keywords: архитектура лэндморфинга, органическая архитектура, органический подход к проектированию

В отличие от неживых, искусственно созданных или механических образований, жизнь не стоит на месте. Постоянное движение, развитие и рост характеризуют все живое: от растения до тела человека. Соответственно, непрерывное видоизменение, самоформирование, самосовершенствование и даже постепенная «эволюция» отличают органический подход к проектированию от механистического. Как известно, каждое живое существо начинает свою жизнь из ничтожно малой клетки – зародыша. Это мягкое, сферическое по форме, образование растет и развивается в бесконечном ряду метаморфоз на пути к возникновению сложившегося организма. Так, архитектура, органично развиваясь, преодолевая различные стадии и ступени своего развития, приближает появление цельной и взаимосвязанной, гибкой среды, которая сможет деликатно существовать вместе с человеком. Не зря в генетическом коде заложен лишь один план развития – «опыт эволюции».

Динамика формы существует во всех живых организмах, таким образом, во всех растительных формах существует определенный порядок и цикличность трансформации от семечка к цветению, затем к фрукту, чтобы снова стать семечком. Эта концепция становится центральной для создания органической архитектуры.

В современной архитектуре существует множество различных направлений, концепций, методологий и подходов. Тем не менее, среди этого разнообразия можно выделить архитектурные объекты, в описании которых можно обнаружить позиции, связанные с такими понятиями как органицизм, или новая органическая архитектура. Такие объекты не объединены внешним сходством, но их можно отнести к архитектуре, созданной на основе органического подхода, подхода, в основе которого лежит идея согласования мира человека и природы, человеческого бытия как неотъемлемой части общего органического целого. Мы имеем дело с органическим подходом в проектировании, который, в отличие от механического, позволяет объектам развиваться изнутри, постоянно эволюционируя и совершенствуя самих себя, постепенно превращаясь в целые системы, в которых любая составляющая часть – самодостаточна.

Огромный диапазон подобных объектов включает в себя так называемую архитектуру «лендморфинга», в которой архитектурное формообразование тактильно связано с землей, архитектуру на основе нелинейной, неортогональной геометрии, динамичную архитектуру, связанную с трансформацией внешней формы, оболочки и внутреннего пространства, экологическую архитектуру и так далее. Среди архитекторов, применяющих сегодня органический подход, использующих концепцию объекта как организма, звучат такие имена как Тойо Ито, Шухей Эндо, Эмилио Амбаз, Майкл Соркин, Массимилиано Фуксас, Питер Эйзенман, Заха Хадид и группы архитекторов: студия Декой, МВРДВ, ФОА, ШоП, ЮН Студия и NOX.

Такие архитектурные объекты не могут быть объяснимы с позиций функционального, рационального и механистического подходов. В основе их формообразования и пространственной организации лежит идея создания объекта, способного к развитию и, зачастую, представляющего собой результат промежуточного этапа проектного процесса. Такие объекты лишены жесткой структуры на основе ортогональной системы координат. Их структура не является следствием комбинаторики архетипических форм или традиционного композиционного подхода, основанного на согласовании функций и объемов. Следует заметить, что формообразование этих объектов также не исходит из внешних аналогий с природными формами, и эти объекты не похожи внешне на архитектуру Френка Ллойда Райта, с именем которого прочно связана концепция органической архитектуры. Таким образом, подобная архитектура является новым проявлением и новым этапом развития органического подхода, всегда существовавшего в архитектуре. Очевидно, что с развитием представлений человека о мире усложняется и углубляется его знание об устройстве мира, что сказывается в трансформации органического подхода к архитектуре в контексте изменения научного знания.

Термин «органический» был впервые использован Аристотелем по отношению к живому телу в целом, более часто он применялся по отношению к частям тела, которые были его инструментом, средством. Согласовываясь со словом organon, или инструментом, органическое означало инструментальное. Платон стал первым, кто сформулировал принцип органического единства в искусстве. О нем Сократ говорит, что композиция «должна быть подобна живому существу, с телом, как оно есть свое собственное, и не обезглавленному, не лишенному ног, но с серединой и членами, адаптированными, прилаженными друг к другу и ко всему целому». В своей поэтике Аристотель использует органическую аналогию, обращаясь к связанности, последовательности, обоснованности во времени. На сегодняшний день именно связанность, последовательность, продолжительность и интеграция вместе с ростом, целостностью и развитием формируют органический подход в архитектуре.

Понятие органического подхода встречается сегодня не только в естественнонаучных дисциплинах, но также в социальных, политических и экономических дисциплинарных полях, в современном искусстве. Сегодня необходимо устанавливать качественно новые отношения человека с природой. Современная архитектура предпринимает попытку определить характер этих взаимоотношений своими внутрипрофессиональными средствами, разрабатывая новые способы построения этих отношений.

Если рассматривать эволюцию применения природных конструктивных и формообразующих принципов при проектировании объекта, то на сегодняшний день наметилось смещение в сторону нерациональных и неординарных форм и структур, обладающих собственной уникальностью, как любой живой организм. Поэтому главным формообразующим элементом при проектировании на основе органического подхода на сегодняшний день является кривая – в отличие от прямой механического подхода. Ее варианты развития – спираль, лента Мебиуса – обеспечивают цикличность, непрерывность движения, стирание границ, позволяют протяженную форму сделать компактной и реализуют принципы роста и развития (эмбрион). Коммуникации в таких объектах организуются на основе петли, узла, в итоге формирующих сети, что определяет пространственную организацию объекта как взаимосвязанную и интегрированную.

Рис.1. Объемная модель кривой

Рис. 2. Использование кривой в качестве структурной
основы в проекте Захи Хадид «Landsgartenchao»

Рис. 3. Объемная модель
спирали

Рис. 4. Использование спирали
как структурной основы
проекта Фрэнка Ллойда Райта
«Музей Гуггенхейма»

Рис. 5. Объемная модель
Ленты Мебиуса

Рис. 6. Использование двойной Ленты Мебиуса
в организации структуры выставочного
автомобильного комплекса «Мерседес-Бенц»

Вышеописанные формообразующие принципы материализуются в органической архитектуре с помощью следующих природных конструктивных систем: пространственно-стержневых, пространственно-плоскостных, конструктивных систем на основе складчатости и шарнирных, поперечных, узловых соединений. В современной архитектуре пространственно-стержневые конструктивные системы трансформировались в очень эффектные инженерные решения, обеспечивающие не только эффективное распределение сил в пространстве за счет использования фрактальной геометрии, но и обладающие эстетическими качествами. Принцип складки позволил создавать большие, сложные, но устойчивые и крепкие криволинейные поверхности. А пространственно-плоскостные конструктивные системы реализовались в создании тентовых, пузырчатых структур, демонстрирующих метод создания оболочек. Шарнирные, узловые и поперечные соединения, представляющие основные внутренние связи в живом организме, в архитектуре также выполняют кинетические, объединяющие и несущие функции, реализуя принцип ассимиляции.

Рис. 7. Абстрактная модель,
иллюстрирующая метод
создания оболочки

Рис. 8. Оболочка как основа
формообразования павильона
в парке Ла Виллетт

Классифицируя методы работы с оболочками, можно выделить следующие:

- метод включения в оболочку множественных программ;
- метод создания границ;
- метод живой реакции.

Метод включения в оболочку множественных программ подразумевает объединение различных функций под одной общей структурой-оболочкой, реализуя принцип продолжительности и интеграции. Пневмоконструкции позволяют использование этого метода, реализуя органические принципы ассимиляции, усвоения и единства формы и функции. Другим методом, касающимся оболочек, может быть метод создания границ, которые могут быть осязаемыми – в таком случае мы осуществляем материальный подбор, задействуя биоматериалы и их производные, и не осязаемыми – например, свет, звук, запах. Отсюда вытекает изменчивость оболочек, а точнее метод живой реакции, то есть способность трансформироваться, меняться и адаптироваться к условиям среды. В так называемой дигитальной архитектуре этот метод особенно актуален, так как позволяет создавать немыслимые перетекающие формы и абсолютно пластичные виртуальные объекты, соблюдая соответствие принципам организации живого организма, таким как эволюция, связанность и развитие.


Рис. 9. Photodendrum House, Volker Gienke

Фрактальность, как принцип формообразования архитектурного объекта, позволяет проектировщикам создавать композиции, основанные на подобии составляющих их частей самим себе, более того, всегда находящихся в развитии. Известно, что входящие в систему фракталов части не являются идентичными, лишь подобными, что обеспечивает необходимое разнообразие в границах единой системы, реализуя принцип бесконечного варьирования в рамках единства. Здесь рождается сложность, неповторимость, множественность, свойственная органическому подходу, взамен рациональности и регулярности механической модели природы. Соответственно, методы проектирования тоже становятся более сложными и комплексными: интегрируется структура, оболочка и конструкция объектов, реализуя принцип органической целостности.

Возвращаясь к вопросу об эволюции архитектуры, мы можем говорить о возникновении концепции развивающегося объекта, которая, как и все живые организмы, происходит из простой модели построения аналогий с природными процессами. Изначально объекты развивались вверх или в стороны, постепенно увеличиваясь и надстраиваясь, таким образом, процесс роста происходил поэтапно и разрозненно. Теперь этот процесс неразрывно связан с компьютерными технологиями, позволяющими проектировать сложные модели, способные к росту и развитию и обладающие гибким каркасом, который поворачивается и перекручивается в любом направлении, придерживаясь линии движения и функционального сценария.

В итоге, органическая архитектура приближается к тому состоянию, чтобы трансформироваться и расти целиком и пропорционально, в зависимости от перемен в сценарии, не только в компьютерном моделировании, которое, кстати, технически усовершенствовало метод создания объемных моделей Гауди, но и в реальном проектировании. Таким образом, на срезе этого эволюционного процесса появляются архитектурные объекты, реализующие принципы адаптации, ассимиляции, самоформирования и роста, свойственные органическому подходу.

 В результате долгих поисков оптимального места для жилья люди снова «возвращаются к земле». Этот процесс связан с целым рядом причин, но, в первую очередь, с желанием быть ближе к природе и с акцентированием нашего внимания на внутреннем содержании органической архитектуры – на интерьере. Понятие взаимодействия с землей, названное «лэндморфингом», включает четыре направления: инженерные утопии, пещеры и гроты, разворачивание земли и новую природу.

Само название «инженерные утопии» подразумевает собой создание утопичных теорий, моделей и конструкций, основанных на воспевании технических возможностей человека, который вступает в конфронтацию с природой. Однако сегодня это направление трансформируется во взаимодействие и равновесие с природой, которое разрушает границы между естественным и искусственным.

 

Рис.10. Рензо Пиано,
Punta Nave building

Рис.11. Тадао Андо, Naoshima
Contemporary Art Museum

«Пещеры и гроты» как раз включают вышеописанные объекты, ориентированные на развитие внутреннего пространства.

Направление «разворачивание земли» является наиболее яркой демонстрацией теории так называемых «землескребов», позиционирующих артикуляцию землей как пластической поверхностью, используя принцип складки, поворачивая и изгибая топографию в любых направлениях.

Рис.12. Morphosis, Diamond Ranch High School

Рис.13. Питер Эйзенманн,
Город культуры

«Новая природа» снова напоминает об активном включении в нашу реальность компьютерных технологий, осуществляя проектирование на основе потоков информации, точки скопления которой генерируют структуры и формы, тем самым реализуя принцип самоформирования, роста и развития изнутри-наружу.

В результате движения в сторону виртуальной среды, наметившегося во многих областях науки и повседневной жизни и, в том числе, в архитектуре, стали появляться объекты и целые системы и города, созданные компьютером. Таким образом, появилась новая изменчивая среда, способная трансформироваться, адаптироваться, поглощать, расти и формироваться, что соответствует принципам органического развития и позволяет причислить виртуальную архитектуру к органической.

Ответвлением и продолжением виртуальной, или так называемой «кибер-архитектуры», стало создание интерактивной среды, основанное на принципе физического взаимодействия объектов с посетителями. Это своего рода трансформация виртуальности в реальность, созданная за счет использования динамических материалов и «имматериалов».
 

Заключение

Итогом проведенных исследований становится заключение о том, что современная органическая архитектура развивается в разных неоднозначных направлениях. И на пересечении этих путей развития появляются модели – своего рода гибриды – несущие в себе каждый раз различные сочетания качеств и свойств. Вместе такие объекты формируют сложную и разнообразную среду, основанную на принципе подобия, характерном для фрактальных систем. Отсутствие идентичности в такой среде обуславливает ее органичность, ведь то, что является органическим, сохраняет себя в едином отношении. Целостный подход к проектированию, осуществляемый от микро- до макроуровня обеспечит качественные трансформации объектов во время так называемых процессов мутации, воздействуя одновременно и на структуру, и на конструктивную систему, и на оболочку объектов. Реализуя принцип органической целостности, мы получим сложную, активную и в то же время интегрированную среду, готовую вместить любых обитателей, способную чутко реагировать на их запросы, постоянно видоизменяясь и эволюционируя.

References

1. Ben van Berkel Caroline Bos UN Studio, Move, UN Studio & Goose Press, Amsterdam, the Netherlands, 1999. (пер. с англ. “Движение»).

2. Toshiko Mori, immaterial/ultramaterial (architecture, design and materials), George Braziller, Inc. New York, 2002.

3. Cyberspace. The world of digital architecture, The Images Publishing Group Pty Ltd, Australia, 2001.

4. Natura & Architettura, Departimento di architettura e analisi della citta + Universita degli studi di Roma “la sapienza”, Milano, 1993.

5. Metamorph Trajectories. 9. International Architecture Exhibition, Fondazione la Biennale di Venezia Ca’Giustinian San Marco, Venezia, 2004.

6. Zaha Hadid (the complete buildings and projects), Essay by Aaron Betsky, Thames & Hudson Ltd, 2002. 7.An organic architecture. The architecture of democracy, Wright F.L., L., 1939.

8. New Organic Architecture. The Breaking Wave, David Pearson, 2001.

9. Aaron Betsky, Landscrapers. Building with the land, Thames & Hudson, London, 2002.

10. Abstract, Columbia Architecture Planning Preservation, 2003, the Trustees of Columbia University in the City of New York, 76 стр.

11. Фремптон К. «Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития»./перевод с английского Е.А. Дубченко, под редакцией канд. искусствоведения В.Л. Хайта. – М.: Стройиздат, 1990

12. Архитектурная бионика / под ред. Ю.С. Лебедева. – М.: Стройиздат, 1990.

13. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды. – Архитектура-С, 2004.

Citation link

Заславская А.Ю. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ [Электронный ресурс] /А.Ю. Заславская //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №3(19). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_3/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2007
Views: 85