Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (27) September, 2009

Higher professional education

Divakova Marina N.

PhD. (Architecture), Associate Professor,
Planning and Landscape Architecture,
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: fpk-d@yandex.ru

Ushakova Tatyana A.

Associate Professor, C.Sc. (Architecture)
Head, Experimental Art Creativity Technologies Unit Department of Professional Development and Accelerated Education, 
Ural State Academy of Architecture and Arts

Russia, Yekaterinburg

Cheremkhina Tatyana A.

Chair of Fundamentals of Architectural Design.
Ural State Academy of Architecture and Arts

Russia, Yekaterinburg

DUCATIONAL PROJECTS ON THE BASIS OF ART CREATIVITY PROCESSES

УДК: 7.01
Шифр научной специальности: 85.1

Abstract

By developing and introducing experimental technologies of art creativity into the educational process, the Department of Professional Development at the Ural State Academy of Architecture and Art proposes two new organizational/methodological projects on their basis. Firstly, a project aimed at providing professional development to art teachers of the basic and middle stages of vocational training. Secondly, (together with the Sverdlovsk Regional Methodological Center) a project aiming to bring together those who love art creativity based on the cultivation of situations of success in the general public.

Keywords: professional qualification; pedagogical technologies; technologies of creativity; a composition; form; contents; emotional sphere; a situation of success

Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА) является одним из ведущих вузов страны в области высшего архитектурно-художественного образования. В системе академии существует развитый спектр направлений образовательной деятельности в области изобразительного искусства на уровне высшего профессионального образования (ВПО): архитектура, дизайн, станковое, декоративно-прикладное, искусство, монументально-декоративное искусства, мультимедиа… Каждое из этих направлений создало свою вертикаль профессионального совершенствования от довузовского уровня и до уровня повышения квалификации. Опыт этой работы высоко ценится на уровне Федерального агентства по образованию

Отдел технологий художественного творчества (ЭОТХТ) при факультете повышения квалификации (ФПК и УО) УралГАХА предлагает два новых образовательных проекта, основанных на синтезе достижений профессиональной и педагогической науки в области технологий обучения художественному творчеству.

Первый образовательный проект: повышение квалификации преподавателей и педагогов гуманитарно-художественного направления.

Организация постоянно действующего направления по повышению одновременно профессиональной и педагогической квалификации специалистов гуманитарно-художественного профиля – востребованная образовательная деятельность в масштабах города Екатеринбурга и Свердловской области. Доминирующее на сегодняшний день отношение к изобразительному искусству, как к предмету, развивающему навыки рисования с натуры по принципу «делай как я», должно уступить место творчеству. Творческое отношение к жизни, стремление к преобразованию мира (видоизменению, улучшению) заложено в природе человека. Основные образовательные направления повышения квалификации педагогов и преподавателей гуманитарно-художественных дисциплин должны включать вопросы наиболее важные с позиций творчества:

  • Теория композиции, как основа творчества.
  • Технологии художественной работы в материале и художественной обработки материала.
  • Педагогическое мастерство и авторские педагогические технологии художественного творчества.

Теория композиции, как основа творчества

В переводе термин «композиция» имеет двойной смысл – это и сочинение, и взаимосвязь составляющих. Художественно-образные качества сочинения трудно поддаются оценке. Объективность их лежит в поле морально-этических и социальных принципов. Каждая эпоха варьирует набор и трактовку этих принципов, но все же есть вечные моральные ценности. Следовательно, основа общего подхода к духовным и художественным критериям существует. И не надо ее сбрасывать со счетов, не надо поддаваться излишнему либерализму в этом вопросе.

Формальные характеристики композиции носят более объективный характер, т.к. базируются на логике и математике.

Однозначно признается большинством художников, искусствоведов и психологов, что нельзя отрывать друг от друга или противопоставлять значение содержательных и формальных качеств композиции. Они работают только вместе. Художественная идея, не нашедшая своей формы, не состоятельна. Форма, лишенная содержания, бессмысленна и бесполезна. И это справедливо для всех видов изобразительного искусства, но в каждом из них есть свои особенности взаимодействия этой пары.

Трактовка термина сочинение в изобразительном искусстве предполагает разные оттенки творчества, разные пропорции традиций и новаторства. В толковом словаре разъяснения слова «сочинить» включают диапазон от «выдумывать, придумывать» до «солгать». Сочинение поясняется как соединение нескольких составляющих или простых элементов на основе их равноправности. Сочинитель трактуется как выдумщик, лгун, придумщик. Но есть и снисходительное отношение к определенному подвиду деятельности – к сочинительству – как к невысокому по качеству творчеству, то есть выдумывание чего-то неестественного, неправдоподобного. Применительно к изобразительному искусству сложилась система трактовки термина сочинение = композиция только как создание нового. Без градаций по оттенкам, уровням, без обозначения содержательных аспектов. При этом давно известно, что человеческая фантазия оперирует известными ей природными и искусственно созданными цивилизацией формами и не может далеко выйти за эти пределы. Получается, что новаторство, создание оригинального, неповторимого, авторского имеет границы и это объективные границы существующей реальности. Человечество продвигается вперед в искусстве, так же как и в науке, поступательными шагами. Фантастические герои и космические корабли появились в умах ученых-фантастов, а затем обрели визуальные контуры и формы. Личностные открытия в области новаторства могут иметь разный уровень значения – от учебного до мирового. Мировые открытия совершаются людьми образованными в определенной области. Учитывая, что учащийся образовательной школы только познает мир и для него новым, оригинальным и неповторимым является задание, с которым он сталкивается впервые, композиция в пределах образовательной школы может иметь несколько степеней сложности при работе с содержанием и построением формы. Во-первых, это умение поэтизировать, возвеличивать реально существующий предмет. Во-вторых, это умение связывать воедино разнородные предметные начала. В-третьих, умение найти новизну в сравнении, сопоставлении предметных форм и фона. В-четвертых, умение нетрадиционно выстроить динамику, последовательность восприятия предметных форм, контрасты и нюансы сюжета. Композиционное содержание, несмотря на вечность большинства тем, имеет бесконечную палитру художественных образов. Изучение богатства этого диапазона: природные формы, искусственно созданные формы, история разных видов искусства – и есть предмет открытия в школьные годы.

Взаимосвязь составляющих в формальной композиции определяется как умение использовать иерархические принципы в организации целого. Композиция, следовательно, имеет как художественно-образные параметры, так и формально-структурные характеристики. То есть организация, визуальное изложение (построение) содержания не может не иметь однозначных законов, принципов, геометрических закономерностей. И к тому же, они должны опираться на композиционные средства, материальные качества окружающего нас мира: масса, пространство, свет, цвет, фактура, текстура.

Классификация видов изобразительного искусства на сегодняшний день однозначно не утвердилась. В словарях и энциклопедиях в основу положено деление изобразительного искусства на рисунок, живопись, графику, декоративно-прикладное, монументально-прикладное, скульптуру, архитектуру. С ХХ века к ним присоединился дизайн (художественное конструирование – проектирование вещей, элементов предметной среды, технических средств), выделившийся из архитектуры. Во времена Петра I в Академии художеств обучение текстильщиков, столяров-краснодеревщиков, ювелиров и художников других профессий велось в мастерских, руководство которыми осуществлялось мастерами архитектуры. Были времена, когда проектированием морских судов занимался архитектор. Историческое развитие и особенности каждого вида изобразительного искусства в сравнительных характеристиках наиболее полно и системно разбираются в работе В.Б. Виппера «Введение в историческое изучение искусства», написанной в середине ХХ в. Произошедшие изменения ждут своих авторов.

Общее начало всех видов изобразительного искусства – их зрительное восприятие человеком – позволяет говорить об общности композиционных законов, принципов и геометрических закономерностей формальной организации произведения. По этому поводу написаны учебники для вузов («Объемно-пространственная композиция», «Основы композиции» и т.д.). Художественная, содержательная сторона композиции определяет специфику отдельных видов изобразительных искусств. К 2009 году на книжных полках появились издания: «Неформальная композиция», и две, почти одновременно вышедших книги, с названием «Декоративная композиция». Все приведенные издания ориентированы на профессиональное чтение. Они не учитывают психолого-педагогические особенности школьного контингента. Книг, адресованных учащимся, преподавателям и любителям художественного творчества, не так уж много. Можно отметить получившую наибольшее распространение работу И. Н. Сокольниковой «Основы композиции» (учебное пособие для 5-8 классов).

Все перечисленные вопросы теории композиции и будут включаться в различные программы повышения квалификации педагогов и преподавателей художественных дисциплин. Своеобразие профессиональных методик архитектурно-художественного образования имеет право занять свое место в палитре повышения квалификации педагогов и преподавателей на городском и областном уровнях.

Технологии художественной работы и обработки материала

Педагоги общеобразовательных учреждений и преподаватели художественного профиля начального профессионального образования, могут пользоваться широкой палитрой изобразительных средств. Детские художественные школы и детские школы искусств традиционно имеют в своем составе несколько дисциплин декоративно-прикладного профиля. В программе обучения общеобразовательной школы недавно появился предмет «Технологии». Расширение ассортимента привлекаемых для работы материалов обогащает представление учащихся о возможностях изобразительного искусства, создает атмосферу творчества, увлеченности и успеха.

Конкретность и материальность существования окружающего нас мира предполагает художественное осмысление, изучение свойств и выработку технологических приемов работы в том или ином материале. Характеристики материала определяют последовательность работы, выбор инструментов и пластические возможности формообразования. Кроме общеизвестных, классических технологий обработки традиционных материалов, существуют авторские, которые можно освоить только обучаясь в мастер-классе. В последнее время искусство не устает открывать для себя все новые и новые материалы: бумагопластику, войлок, нити, и т.д. Аннотировать весь набор в данной статье не представляется возможным. Остановимся на одном.

Например, по работе в бумагопластике написан ряд книг. В этих учебных пособиях освещен опыт работы разных школ, даны отдельные упражнения и даже приведены задания. Однако системы в использовании приемов работы в материале, т.е. теории поступательного, последовательного конструирования в бумагопластике, нет. Направления свободного, творчества не обозначены. Еще в 1971 г. А.Э. Коротковский ввел в Свердловском архитектурном институте курс композиционного моделирования в бумаге. Таким образом УралГАХА была инициатором этого вида технологий творчества на Урале. Пришло время развить и распространить существующий опыт, издать на базе ФПК и УО соответствующее учебное пособие, предлагающее системный подход к творчеству в этом материале.

В программы повышения квалификации технологии художественной обработки того или иного материала могут вводится на основе мониторинга спроса.

Педагогическое мастерство и авторские педагогические технологии

Педагогические технологии, как часть педагогической науки, только еще начинают складываться как самостоятельное направление. Многообразие научных подходов, приемов и методов еще не сведено в единую систему и преподавателю в одиночку трудно переложить его на язык своего предмета. Интеграция, межнаучный характер взаимодействия педагогики и профессионального художественного творчества на сегодняшний день апробируются в экспериментальном порядке. Опыт внедрения ряда педагогических технологий развития творческой деятельности в УралГАХА имеет место. Такие технологии как МТД – методы творческой деятельности; ТВУ- технологии встречных усилий; элементы ТРИЗ – технологий решения изобретательских задач; МАО – методы активного обучения; проведение отдельных уроков в интерактивном режиме обучения – апробированы на различной тематике и различных видах художественной деятельности с контингентом различных возрастных групп, в том числе и со школьниками. К этому следует добавить имеющие свою принципиальную специфику эвристические методы обучения, пришедшие из практики преподавания основ проектирования в высшей школе. Новаторство состоит во включении в практику методов комбинаторики, моделирования и приемов типизации в переложении к организации формы и пространства. Актуальным может стать направление по консультированию преподавателей и педагогов в процессе разработки ими авторских упражнений для проведения уроков художественного творчества на базе смешанных видов изобразительной деятельности.

Второй образовательный проект: повышение квалификации (кураторство) любителей художественного творчества.

Востребованной можно считать попытку высшей школы (УралГАХА) и Свердловского областного методического центра по художественному образованию (СОМЦ) работать на уровне массового непрофессионального потребителя. Это вызвано существующими на сегодняшний момент проблемами в формировании и развитии эмоциональной сферы человека постиндустриального общества. Статистика, фиксирующая изменения в психологическом климате современной жизни, отмечает усиливающуюся социальную разобщенность не только на уровне слоев с разными материальными доходами, но и внутри слоев с близкими покупательскими возможностями. Изменилось поле интересов человеческого общения, оно стало более меркантильным и нацеленным на удовлетворение потребительских запросов. Уменьшилось количество личностных контактов, изменилось духовное пространство человеческого общения. Все эти изменения, происшедшие за последние десятилетия, привели к увеличению количества людей, считающих себя одинокими, брошенными, исключенными из сферы взаимопонимания, любви и дружбы. Следует констатировать, что человек начинает утрачивать свои основные человеческие характеристики. Он все больше становится «машиной» с одной задачей: зарабатывать – проживать – зарабатывать – проживать. Ограниченность этого цикла пугает. Понимание опасности, заключенной в этих тенденциях, подвигло руководство государства, а вслед за ним и отдельные институты культуры, к поиску путей выхода из этого тупика. Ректорат УралГАХА в лице своего отдела технологий художественного творчества при ФПК и УО совместно со Свердловским областным методическим центром по художественному образованию (СОМЦ) пробует предложить решение проблемы на основе культивации технологий творчества в любительской среде.

Надо помнить, что эмоциональная сфера восприятия жизни заложена в человеке на уровне подсознания, но она, так же как и интеллектуальная, требует развития. Известно, что есть люди с развитой, сложной, богатой эмоциональной жизнью, а есть люди с ограниченными, зажатыми, неразвитыми эмоциональными способностями. Жизнь первых богата и полноценна, а жизнь вторых – скучна и неинтересна. Первые жизнерадостны, вторые – агрессивны. Конечно, крайние эмоциональные состояния – радость и горе – осознаются всеми и, как правило, уже на самой ранней стадии развития человека. Воспитанные, осознанные нюансные оттенки переживаний способны решать проблемы саморегуляции настроения, формировать в человеке устойчивое состояние успеха, приносить положительный эмоциональный заряд. Искусство – та самая область деятельности, которая призвана выполнять функцию воспитания эмоций. Ученые относят эмоции к области знания человека о самом себе.

Классификация типов мышления, приводимых в педагогических энциклопедиях, включает четыре типа: конкретное, образное, знаковое, символическое. Конкретное является базовым, оно связывает человека с окружающим его реальным, предметным, миром. Образное мышление предполагает синестезию, гармоничное, комплексное, полноценное восприятие реальности всеми органами чувств. Оно формирует личностные предпочтения индивида на основе ощущений и оценки действия окружающей среды на субъекта. Знаковое мышление происходит на вербальном языке, при чтении или слуховом восприятии речи, имеющей для определенной культуры объективное, однозначное звучание и значение. Оно так же имеет своей целью познание реальности. Символическое мышление оперирует символами. Символы, в отличие от знаков, имеют плавающее, меняющееся в зависимости от области употребления значение. Неоднозначность суждений по поводу увлечения символическим типом мышления вызвана его наибольшей оторванностью от реальности, малой изученностью и недоказанной обязательной востребованностью в жизни рядового индивида. Художественная деятельность оперирует конкретным, образным и знаковым типами мышления, полноценно развивая личность. Общеизвестные исследования в области психологии художественной деятельности (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский и др.) дают основание рассуждать о необходимости привлечения специалистов из области искусства к курированию процесса взросления, адаптации и приспособления личности к меняющимся требованиям окружающего мира на протяжении всей жизни.

Попкультура сегодня выполняет роль властителя умов широкой публики потому, что профессиональная культура замкнулась на своем высоком уровне «искусства ради искусства». С одной стороны, резкий информационный взрыв породил множество новаций в области профессионального искусства, осознать значительность и качество которых в течение истекшего времени задача не простая даже для специалистов. Разночтения в профессиональной среде порождают смуту, а порой и битвы. Скандалы, ставшие столь популярными через мультимедиа, проторили себе дорогу и в области изобразительного искусства. Тип поведения и общения, пропагандируемый с экрана телевизора, требует релаксации. Увлечение крайними взглядами, как правило, ведет к перекосу общественного мнения, а вслед за ним и деформации морали отдельной личности. Необходимо искать пути объяснения рядовому зрителю процессов, происходящих в современном профессиональном художественном творчестве. Отставание зрителя от творца мешают взаимному обогащению сторон в процессе общения. Воспитание критически настроенного зрителя, способного отделить зерна от плевел не методом отрицания, а методом аргументации – вот одна из задач работы ФПК и УО на уровне любителя. Занятия художественной деятельностью под руководством художников, архитекторов, дизайнеров способны сформировать сознательное отношение к современному искусству, развить область эмоциональных знаний индивида о себе и научить уважительному отношению к истории искусства.

Академическое мировое искусство со своими вечными ценностями сейчас довольно часто стоит в позе непонятого и забытого гения. Содержание, смысл, идея произведения, привязанные не к сегодняшнему, а к другому, давно ушедшему образу жизни, не всегда легко воспринимаются зрителем. Да и форма подачи идеи – иногда вызывающе конкретная, материальная, излишне поучительная, иногда беспредметно-абстрактная, излишне условная и непонятная, – часто вызывает вопросы. Обывательский (в хорошем смысле слова) подход к оценке академического искусства неактивен, случаен, так как нет стороны, заинтересованной помочь зрителю. Отдел предполагает заниматься «выстраиванием лестницы», по которой любой желающий может взойти к пониманию и любви образцов мирового искусства прошлого на основе изучения базисных характеристик (целостности содержания и формы) художественного творчества в прикладном режиме. Попробуй сам – поймешь другого.

Стремление к духовному общению людей разных возрастных групп, выбирающих в качестве непрофессионального занятия художественное творчество, присутствует в гражданском обществе. Желанию отдельного человека самосовершенствоваться в избранном направлении требуется помощь. Профессионалы, ценящие и понимающие творчество любителей, объединившись с другими заинтересованными сторонами, по крупицам способны собрать любительские коллективы. И в начале это могут быть отделения любителей при профессиональных образовательных учреждениях, имеющих разный возрастной ценз: от школьников, юношества, студенчества до людей среднего и старшего возраста. Программа занятий должна определяться на основе мониторинга. Вопросы обучения технологиям художественного творчества решаются так же, как в профессиональной деятельности.

References

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М., 1974.– 2007.– С. 389.

2. Ветрова И.Б. Неформальная композиция. / И.Б. Ветрова // От образа к творчеству: учеб. пособ. – М. Ижица, 2004.– С.170.

3. Виппер В.Б. Введение в историческое изучение искусства / В.Б. Виппер. – М.: Изобразительное искусство, 1985 .– С.283.

4. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – Минск, 1998. – С 475.

5. Голубева О.Л. Основы композиции: учебник / О.Л. Голубева. – М.: Изобразительное искусство, 2001. – С.119.

6. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 312.

7. Коротковский А.Э. Введение в архитектурно-композиционное моделирование: учеб. пособ. / А.Э. Коротковский. – М., 1975. – С. 299.

8. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособ. для вузов / Г.М. Логвиненко. – М.: Владос, 2008. – С. 143.

9. Объемно-пространственная композиция: учебник для вузов / под. ред А.Ф. Степанова. – М.: Стройиздат, 1993. – С 225.

10. Сокольникова И.Н. Основы композиции: пособ. для учащихся 5-8 классов / И.Н Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. – С. 79.

Citation link

Divakova M.N., Ushakova T.A., Cheremkhina T.A. DUCATIONAL PROJECTS ON THE BASIS OF ART CREATIVITY PROCESSES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2009. – №3(27). – URL: http://archvuz.ru/en/2009_3/8 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2009
Views: 82