Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (32) December, 2010

Architectural criticism

Plaksina Tatyana V.

Master’s Degree student
Research supervisors: Associate Professor A.G. Burtsev, C.Sc.;
Associate Professor L.V. Desyatov, C.Sc.;
Professor E.V. Koneva, C.Sc.;
Associate Professor I.V. Tarasova, C.Sc.,
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

«CITIZEN OF THE WORLD» IN THE URALS CAPITAL special manifestations of corporate style with reference to Hyatt Regency hotel

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

The article considers the specific features of the Hyatt Regency corporate style and their implementation in the Hyatt Regency hotel Ekaterinburg, and the main differences of the Hyatt trademark from other brands in the same area of business.

Keywords: architecture, hotels, corporate style, Hyatt Regency, Ekaterinburg

Сегодня в России, в частности в Екатеринбурге, явно прослеживается тенденция привлечения иностранного опыта для создания архитектурных проектов. Под «иностранным опытом» подразумевается не только сотрудничество с зарубежными архитекторами и фирмами, но и с целыми корпорациями.

«Корпорации – это крупные фирмы, имеющие зарубежные капиталовложения и оказывающие сильное влияние на какую-либо сферу экономики в международном масштабе» [1]. Существование таких организаций немыслимо без собственного корпоративного стиля, который предполагает наличие определенных визуальных образов (имя компании, логотип, фирменная цветовая гамма), выражающих философию компании, стиль и линию поведения.

Корпоративный стиль в архитектуре можно условно разделить на два типа. К первому типу относятся компании, проектирующие унифицированную архитектуру, в которой все, включая цветовое решение, архитектурную форму, функциональное наполнение, подчинено строгому регламенту. К такого рода корпоративной архитектуре можно отнести сеть отелей Холидей ин (Holiday inn), построенных в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и прочих городах; Парк ин (Park inn) и многие другие (рис.1). Второй тип компаний регламентирует только сервисные и эксплуатационные аспекты, приветствуя необычные и новые решения в архитектуре. В таком ключе работает корпоративная система «Хаятт» (Hyatt).

Отель Холидей ин в Челябинске
http://www.acase.ru/online/ru-
hotel-holiday-inn-chelyabinsk-
riverside-id800053.jsp

Отель Холидей ин в Самаре
http://www.tourblogger.ru/
content/kholidei-inn-samara.html

Отель Холидей ин в
Санкт-Петербурге
http://www.hotelltd.ru/
hotelspb_photo.php?i=340

Рис.1. Сеть отелей Холидей ин

Год назад появился первый международный пятизвездочный отель корпоративной системы «Хаятт» в Уральском регионе – отель Хаятт Ридженси (Hyatt Regency Ekaterinburg), расположенный на улице Бориса Ельцина, 8. Это здание является воплощенной в жизнь частью проекта «Екатеринбург-Сити».

Новый квартал был запланирован архитектурным бюро Валод и Пистр (Valode & Pistre) вдоль набережной реки Исеть, на участке, ограниченном улицами 9 Января, Челюскинцев, Февральской Революции и Боевых Дружин. Главная торговая улица нового микрорайона (Екатерининский Бульвар) протянется по диагонали от гостиницы «Хаятт» к автоцентру Мерседес-Бэнс («Mercedes-Benz»). Таким образом, отель должен будет завершать Екатерининский Бульвар и являться узлом, через который проходят оси всех доминантных объектов будущего района (рис.2).

Рис. 2. Проект квартала «Екатеринбург-Сити». Общий вид (фото Барабанова А.А.)

Но на сегодняшний день проект заморожен, а отель является как бы границей между существующей застройкой и проектом будущей застройки. Один фасад здания выходит на место будущей застройки – пустырь, что вызывает неоднозначность восприятия объекта по отношению к городской среде. Другой фасад «созерцает окружение благодаря своей панорамической форме» и открывает гостям Екатеринбурга замечательный вид на город из внутреннего пространства отеля [2]. Само здание производит впечатление «гостя» – объекта, чей архитектурный облик является нехарактерным для города. С чем же связано подобное впечатление, помимо особенностей градостроительного решения, что нового несет в себе такой корпоративный стиль и насколько он способен адаптироваться к нашей архитектурной среде и национальным особенностям?

Как известно, более 400 отелей в 45 странах мира объединены общим брендом Hyatt. Эти гостиницы обеспечивают проживание класса «Люкс» с сервисом высокого уровня, целевым рынком которого являются, в первую очередь, бизнес-путешественники: люди, путешествующие в основном поодиночке, с целью уладить важные профессиональные вопросы, провести переговоры, наладить новые деловые связи. Для таких гостей важна возможность работать и отдыхать с полным комфортом, максимально экономя время и силы.

Чтобы привлечь к себе самых разных клиентов, Хаятт стратегически дифференцирует свои заведения по брендам: Парк Хаятт (Park Hyatt), Гранд Хаятт (Grand Hyatt) и Ридженси Хаятт (Regency Hyatt) [3].

Гостиницы Ридженси Хаятт ориентированы в основном на индивидуальных бизнес-путешественников и располагаются в центре больших городов и в непосредственной близости к наиболее крупным деловым центрам. Инфраструктура таких отелей обычно включает в себя рестораны, бары, фитнес-центр и бассейн, магазин с предметами первой необходимости и сувенирной продукцией, многочисленные помещения для заседаний и конференций с наличием мест прямо пропорциональным вместительности номеров или потребностям рынка [3].

Отель Хаятт Ридженси расположен в самом сердце делового центра города, в непосредственной близости от здания Правительства Свердловской Области. Инфраструктура отеля полностью соответствует уровню марки Ридженси Хаятт. В цокольном этаже размещается просторный холл, разделенный на сервисные помещения (бутики, рестораны, бары). На втором этаже расположены банкетный зал на 500 персон, 6 конференц-комнат и комната переговоров. Третий этаж полностью занимают бары и рестораны отеля, на верхнем, 19 этаже, находятся бассейн и зона отдыха. С момента своего открытия отель функционирует в рамках заданного бизнес-направления, принимая различные саммиты и делегации.

Одной из основных отличительных особенностей бренда Хаятт, благодаря которой, отчасти, и возникла вся корпоративная сеть, является атриумное пространство, заменившее двухкоридорную систему отеля с двумя лестнично-лифтовыми узлами. Идея была выдвинута архитектором Джоном Портманом при разработке одного из первых отелей Хаятт. В 1967 году он спроектировал отель «Хаятт Ридженси» в Атланте (рис.3).

Для этого отеля Портманом была разработана концепция 22-этажного небоскреба, внутри которого устроен огромный атриум – застекленный внутренний двор с увитыми зеленью балконами, прозрачными мостиками и скользящими вниз и вверх светящимися кабинами лифтов. На крыше небоскреба должен был разместиться плавно кружащийся ресторан. По тому времени это был футуристический проект, который реализовали в полном объеме (рис.4).

Рис. 3. Отель Хаятт Ридженси в Атланте.
Общий вид
http://archvuz.ru/en/numbers/2007_4/ta3
Рис. 4. Отель Хаятт Ридженси в Атланте.
Интерьер атриума
http://archvuz.ru/en/numbers/2007_4/ta3 

Притом, что инфраструктурное наполнение в отеле Хаятт Ридженси в Екатеринбурге выдержано в полной мере в рамках корпоративного стиля, атриум отеля не производит потрясающего впечатления на посетителей. Пространство не очень глубокое и совсем невысокое (2 этажа), особенно в сравнении с почти 20-этажным атриумом отеля Атланты, но оно достаточно светлое и просторное, растекается влево к зоне рецепции и вправо переходит в помещение чайного салона. Напротив входа располагается парадная лестница, ведущая на второй этаж (рис.5).

Рис. 5. Отель Хаятт Ридженси в Екатеринбурге. Интерьер атриума, парадная лестница (фото автора) 

При проектировании Хаятт Ридженси в Екатеринбурге не ставилось цели создать невероятное пространство, при нахождении в котором захватывает дух. Задачей было создание уютной и комфортной среды для человека, в которой можно отдохнуть, обдумать или решить важные вопросы, ведь отель, прежде всего, рассчитан на бизнес-гостей. Стоит отметить, что все помещения гостиницы небольшие, пространство расходуется с умом, но при этом не возникает ощущения тесноты или дискомфорта (рис.6).

Рис. 6. Сравнительная схема атриумных пространств отеля Хаятт Ридженси в Атланте и Хаятт Ридженси в Екатеринбурге

Самой важной чертой, присущей корпоративному стилю Хаятт и отличающей его от других брендов подобной направленности, является создание неповторимого облика архитектурного объекта. Для этого разрабатывается концепция образного решения объема здания в целом и каждого отдельного помещения в частности. Каждое пространство имеет свое название, определенную цветовую гамму и материалы, соответствующие заданному образу. Для каждого отеля дизайнерами разрабатывается несколько авторских элементов и предметов интерьера, используется все, что работает на образ и привлечение клиентов (рис.7).

Рис. 7а. Авторский элемент интерьера
(лампа)
(фото Барабанова А.А.)

Рис. 7б. Авторские элементы
интерьера (стойка зоны ресепшн)
(фото Барабанова А.А.)

Концепция Хаятт Ридженси в Екатеринбурге была разработана на основании эскизов, созданных французским архитектором Валери Ваконсен (Valerie Vaconsin). Прообразом отеля послужили ледяные скульптуры ежегодного зимнего конкурса Екатеринбурга. «Слой льда олицетворяет стеклянная кривая речного фасада, в образовавшуюся нишу последовательно помещаются вогнутые поверхности, каждая из которых «вуалирует» ту или иную функцию: номера, коридор, панно солнцезащиты, каждая в своем цвете и материале»[2]. «Льдина» с номерами покоится на стилобате с общественными пространствами, решенном как огромная изба, все ее венцы выполнены из пластин грубого черного металла (рис.8).

 Рис. 8. Отель Хаятт Ридженси в Екатеринбурге. Общий вид (фото Барабанова А.А.)

В противоположность «холодному» внешнему  облику здания, тематика внутреннего пространства формируется как «теплая» и уютная. В интерьере первого этажа доминирует тема березового леса. Она воплощена в форме протяженной криволинейной стены, набранной из вертикально поставленных реек светлого дерева. Стена увлекает посетителя вглубь и ведет его вплоть до виски-бара, решенного в образе современной «курной избы», пространство которой организовано вокруг очага. Очаг бара – это камин, огонь которого образует горящую линию длиною 12 метров (рис.9).

Рис. 9. Интерьер виски-бара (камин) (фото Барабанова А.А.)

На втором этаже, над «лесом», располагается бальный зал под названием «Анастасия», посвященный теме русского праздника. Пространство зала не выглядит большим, хотя рассчитано на единовременное присутствие 500 человек, к тому же оно имеет пару выдвижных перегородок, которые при необходимости делят его на три небольших зала.

Последний уровень отеля называется «туманный этаж», с 25-метровым бассейном, спа- и тренажерным залом. Цветовое оформление этого этажа полностью белое, лишь ярко-голубая водная гладь бассейна идеальным прямоугольником вырезана из белоснежного пространства пола. Такое сочетание и панорамный вид за сплошным остеклением от пола до потолка и от стены до стены рождают ощущение полета над городом (рис.10).

Рис.10. Интерьер бассейна (фото Барабанова А.А.)

И, наконец, главное функциональное наполнение отеля – номера. Авторы проекта назвали их «тургеневскими». Интерьеры номеров выполнены с активным применением цилиндрических форм, мягкие и плавные линии которых создают ощущение защищенности, спокойствия и уюта. Все элементы интерьера свободно расположены в пространстве, которое в отсутствие перегородок мягко перетекает между ванной и жилой комнатой (рис.11).

Рис.11. Интерьер номера (фото Барабанова А.А.)

Новым решением стали конструктивные системы фасадов, которые впервые были применены в России. Использовалась технология остекления компании Kawneer – система «активного» фасада. Изюминкой этого проекта явилось то, что фасадные модули-панели интегрированы в систему поддержания оптимального климатического режима отеля. Воздух выводится через модули в систему рекуперации, что способствует улучшению теплотехнических характеристик фасада зимой и экономии энергии на кондиционировании летом. И в лютый мороз, и в жару, несмотря на полное остекление помещений от пола до потолка, постоялец отеля, находящийся вблизи окна, не почувствует никакого теплового дискомфорта. Таким образом, главная функциональная задача достижения максимального комфорта была решена благодаря использованию современного конструктивного решения.

Нами отмечены три основные черты корпоративного стиля Хаятт, отраженные в отеле Хаятт Ридженси в Екатеринбурге. Во-первых, соответствие заявленному бренду, а именно, Ридженси Хаятт, включающему в себя расположение объекта в городской среде, внутреннюю инфраструктуру и систему обслуживания отеля. Во-вторых, отражение концепции проектирования Джона Портмана, подразумевающей организацию атриумного пространства и определенное функциональное наполнение отеля. И, в-третьих, создание неповторимого облика архитектурного объекта посредством разработки концепции соотнесения образного решения объема здания и внутреннего пространства.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что компания Хаятт всегда очень требовательна к сервису и эксплуатации, но при этом приветствует необычные дизайнерские решения. В отличие от других корпораций, которые основываются на том, что гостиница, как бутылка «Кока-Колы», должна быть одинаковой повсюду, Хаятт унифицирует услуги, но не облик здания. Благодаря чему отели этой марки всегда уникальны и заключают в себе множество архитектурных, дизайнерских и конструктивно-технологических находок.

Отель Хаятт Ридженси в Екатеринбурге объединяет в себе основные характеристики заявленного бренда, богатое образно-тематическое пространство и новое конструктивное решение. Сочетание подобных характеристик позволяет говорить о «первопроходничестве отеля Хаятт как единственного, наверное, со времен конструктивизма здания, построенного в Екатеринбурге по актуальным в мире архитектуры лекалам» [4], а также о том, что привлечение иностранного опыта положительно сказывается на формировании современного облика нашего города.

References

1. О’ Донован Г. Определение корпоративной (организационной) культуры [Электронный ресурс] / Г. О’ Донован // Все об организационной культуре: Анализ и формирование организационной культуры. Практические советы. – 2008-2010. – URL: http://www.stopcrisis.ru/archives/46 

2. Муратов А. Жан Пистр: «Мы говорим по-новому об известных вещах» /А. Муратов // Проект Россия. – 2010. – №1(47). – С. 20-23.

3. Отели гостиничной сети Hyatt Hotels and Resorts [Электронный ресурс] /Sodis: туристическая компания. – URL: http://www.sodis.ru/disps=collection&id=89414460&utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=chains&gclid=CK-Z7urErKECFVBc4wodq3qwEQ   (дата обращения 25.05.2010)

4. Муратов А. Отель Hyatt Regency в Екатеринбурге /А. Муратов // Проект Россия. – 2010. – №3(53). – С.61.

5. Нойферт Э. Строительное проектирование / Э. Нойферт. – 2-е изд. – М.: Стройиздат, 1991. – С. 331.

Citation link

Plaksina T.V. «CITIZEN OF THE WORLD» IN THE URALS CAPITAL special manifestations of corporate style with reference to Hyatt Regency hotel [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2010. – №4(32). – URL: http://archvuz.ru/en/2010_4/15 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 27.12.2010
Views: 91