Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (36) December, 2011

History of architecture

Strugach Alexander G.

Architect

Russia, St. Petersburg

KULOTINO COMMUNITY CENTRE, AN INCOMPLETE MASTERPIECE OF AVANT-GARDE BY THE ARCHITECT N. F. DEMKOV

УДК: 72.036:728.48
Шифр научной специальности: 85.113(2)

Abstract

The article describes the attribution, based on unique archival materials, of a project recently discovered by the author – the recreation community centre located in the settlement of Kulotino (Okulovka, Novgorod region). The building presents a specimen representing the unique creative concept of N.F.Demkov, a unity of the functional method and the aesthetics of suprematism. This construction is a very interesting monument of architecture dating back to the Soviet avant-garde of the 1920s – early 1930s. It has not been known up until now, and information about this building has never appeared in any professional publication. The current condition of the building, N.F. Demkov's incomplete masterpiece, is catastrophic. The article provides a detailed analysis of the structure, changes in its architecture during construction, and its subsequent use. The text contains a number of unique graphic materials from N.F. Demkov's personal archive, and graphics made by the author of the article.

Keywords: Soviet architecture, Soviet avant-garde, suprematism, functional method, modernism, N.F. Demkov (architect), A.S.Nikolsky (architect)

Сегодня исследования в области архитектуры советского авангарда находятся на пике популярности. Тем не менее, степень изученности целых направлений и школ отечественного авангарда, а также творчества отдельных мастеров ещё далеко не так велика, как хотелось бы. В частности, об архитектуре ленинградского авангарда за последние 20 лет написано не так уж и много. За 1990–2000-е гг. появилась всего пара книг, в которых обобщённо рассмотрено творчество ряда ленинградских мастеров эпохи авангарда, а также небольшой набор каталогов и буклетов к ряду прошедших в эти годы выставок (в основном выпущены ГМИСПб). Лишь в 2008 г. впервые вышла в свет монография, специально полностью посвященная данной теме: «Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель» под редакцией Б. М. Кирикова и М. С. Штиглиц.

К сожалению, так и не появилось ни одного по-настоящему масштабного и детального монографического исследования, сконцентрированного на персональном творчестве какого-либо из забытых ныне творцов архитектуры ленинградского авангарда. Пожалуй, лишь две небольшие книжки о творчестве хорошо известных архитекторов: «Лазарь Хидекель» и «Яков Чернихов», недавно выпущенные в свет фондом «Русский авангард», дополнили список добротных советских изданий о мастерах ленинградской архитектуры. До сих пор, к сожалению, так и не исследованы подробно персональные творческие достижения таких крупных архитекторов 1920–1930-х гг. как Г. А. Симонов, А. К. Барутчев, Я. О. Рубанчик, О. Л. Лялин, Я. О. Свирский и др. Разрозненные и часто повторяющиеся сведения об этих зодчих рассеяны по множеству различных статей, книг по теории и истории архитектуры, краеведению и путеводителям.

Рис. 1. Н.Ф. Демков. Фотографический портрет. Автор снимка неизвестен. Конец 1920-х гг.
 (Из семейного архива Демковых)

К числу забытых и радикально недооценённых архитекторов, работавших в городе на Неве в 1920–1930-е гг., относится Николай Фёдорович Демков (рис. 1). Он до сих пор входил в историю ленинградской и советской архитектуры, по сути, как «автор одного здания». В научных и популярных публикациях по архитектуре авангарда обычно упоминается лишь одна его известная постройка – ДК им. Ильича на Московском проспекте в Санкт-Петербурге (рис. 2). Эффектная и вдохновляющая архитектура этого рабочего клуба красноречиво свидетельствует о ярком таланте автора и словно призывает раскрыть тайну его забытого творческого наследия.

С открытием в 2007 году (автором этой статьи совместно с художником, куратором и историком архитектуры Дмитрием Козловым) личного архива архитектора Николая Демкова впервые появилась возможность составить полный список его работ, оценить его остававшиеся неизвестными на протяжении многих лет художественные достижения и восстановить имя мастера в истории. Такое открытие даёт существенное приращение к нашим знаниям о ленинградской и советской архитектуре рубежа 1920–1930-х гг. Домашний архив зодчего бережно сохранён его сыном – профессором-физиком Юрием Николаевичем Демковым. Наибольшую ценность представляет большой, исполненный вручную альбом с авторскими фотокопиями чертежей и фотокарточками, подробно представляющими зрителю основные, ранее неизвестные работы архитектора. Создавая этот альбом в 1940 г., Николай Фёдорович подводил итог большого периода профессиональной работы. В 1941 году – в первую блокадную зиму – его жизнь трагически оборвалась.

Детальное исследование материалов домашнего архива мастера, последующий натурный осмотр выявленных построек и небольшие дополнительные архивные изыскания позволили составить полный список его работ. Проекты и постройки Николая Демкова – прекрасные образцы архитектуры авангарда. Неизвестные произведения мастера открывают нам сегодня все грани его творчества. Новые открытия дают цельное представление о даровании архитектора, лишь повышая планку в восприятии его как самостоятельного творца авангарда.

В рамках персональной творческой концепции Н. Ф. Демкова органично соединены приёмы функционального метода, переданного ему учителем, руководителем и старшим соавтором – Александром Сергеевичем Никольским и элементы супрематических построений, воспринятые, по-видимому, от одарённого и самостоятельного архитектора круга А. С. Никольского и К. С. Малевича – Лазаря Марковича Хидекеля. Вместе с тем, проекты и постройки Николая Демкова (в особенности – ДК им. Ильича) отличаются особыми чертами, связывающими их с архитектурой «интернационального стиля». Эти черты: лёгкость и тонкость конструкций, чистота и крупный масштаб объёмной пластики, холодный белый цвет стен, изящные минималистичные детали и формальные акценты. Н. Ф. Демков в самостоятельных постройках достигал высоких качеств архитектурно-художественной выразительности. Мастер выработал индивидуальную культуру планировочных и конструктивных решений, архитектурной деталировки. Его знаменитая постройка – ДК им. Ильича – один из лучших образцов районных клубов первых пятилеток, который может быть поставлен в ряд с выдающимися клубными постройками К. С. Мельникова. В Здании ДК им. Ильича Николаю Демкову удалось добиться повышения архитектурной выразительности, визуальной эффектности и экспрессии на пути от проекта к завершённой постройке. Это редкое достижение, особенно в контексте архитектурной практики конца 1920-х гг.

Анализ материалов домашнего архива показал, что Николай Фёдорович Демков занимался преимущественно проектированием и строительством общественных зданий. Он почти не проектировал жилья. Основные крупные самостоятельные произведения архитектора выполнены в рамках трёх типологических групп: школьные здания, бани, клубы (и ДК).

В процессе подготовки диссертационной работы, посвящённой творчеству Николая Демкова, были выпущены несколько публикаций, позволяющие сжато представить результаты исследований. Одна из граней архитектурного творчества Н. Ф. Демкова – школьное строительство (на примере двух его вновь выявленных крупнейших самостоятельных построек) – была освещена в специальной статье, опубликованной в 2010 г. в журнале «Архитектура и строительство России». Текст, имеющий более обобщённый, обзорный характер, рассказывающий о творчестве Николая Демкова в целом, а также предлагающий вниманию читателя некоторые общие выводы, появился в 2010 г. в сборнике «Вестник гражданских инженеров». В научных сборниках СПбГАСУ вышли публикации, рассказывающие о проектах бань и банно-прачечных комплексах и других постройках, проектах и архитектурных изобретениях Николая Демкова.

В рамках данной статьи кратко рассказывается о спроектированных и построенных Николаем Демковым зданиях рабочих клубов и ДК и впервые представляется детальное рассмотрение одного из раскрытых в ходе работы незавершённых шедевров мастера — дома культуры в пос. Кулотино (г. Окуловка, Новгородская обл.).

Знаменитое здание ДК им Ильича на Московском проспекте – не единственная работа Николая Демкова в этом секторе архитектурной типологии. В ходе нашей работы с выявленным архивом удалось выяснить, что архитектор спроектировал (самостоятельно, а также в соавторстве с ленинградскими архитекторами Н. А. Митуричем и В. П. Макашовым) ещё ряд крупных ДК в различных регионах страны. Некоторые проекты были реализованы. Об этих постройках было ничего не известно до момента раскрытия личного архива Николая Фёдоровича Демкова.

Рис. 2. Клуб им. Ильича Союза металлистов при заводе «Электросила» (ДК им. Ильича) 1929–1930 гг. Арх. Н. Ф. Демков. Фото Владислава Ефимова. 2008 г.

В 1929–1930 гг. архитектор создаёт проект клуба им. Ильича Союза металлистов при заводе «Электросила» (ДК им. Ильича). В 1930 г. проектируется и строится ДК им. С. М. Кирова в Мурманске (совместный проект Н. Ф. Демкова с Н. А. Митуричем и В. П. Макашовым). В 1930 г. выполняется и реализуется проект Дома культуры в аграрно-промышленном посёлке Кулотино (в те годы территория относилась к Ленинградской области). К сожалению, не удалось найти никакой информации о созданном в 1931 г. проекте ДК железнодорожников в посёлке Бологое Ленинградской области – встретилось лишь упоминание этой работы в личном деле архитектора (из архива СПбГАСУ). Аналогичным образом обстоит дело с проектом ДК для пос. Шерлова Гора, датированным в личном деле 1935 годом. Чрезвычайно интересен обнаруженный в альбоме из домашнего архива Николая Демкова нереализованный проект ДК сорокских лесозаводов (рис. 3). Это наиболее крупное и сложное в функционально-конструктивном и композиционном отношении из всех клубных зданий, спроектированных Николаем Фёдоровичем. Будучи воплощённым, этот Дом культуры мог бы стать абсолютно уникальным для своего времени комплексом. Проект датирован 1932–1933 гг. Предположительное место проектирования – г. Сорока (быв. Сорокский район КАССР, ныне г. Беломорск).

Рис. 3. Проект ДК для г. Сороки. 1933 г. Главный фасад. Арх. Н. Ф. Демков.  Авторская фотокопия с оригинального чертежа. (Из семейного архива Демковых. Публикуется впервые)

Рассмотрим подробно сохранившееся здание Дома культуры, выстроенное по проекту Николая Демкова в нач. 1930-х гг. в посёлке Кулотино. Найти этот затерянный и забытый объект архитектуры авангарда удалось в ходе изучения личного дела Николая Фёдоровича из архива СПбГАСУ. Во всех личных делах работников ВУЗа содержатся листы с так называемыми жизнеописаниями. Это несколько листов, писавшихся от руки в свободной форме сотрудником, поступавшим на работу в институт. В состав жизнеописания, как правило, включались краткая автобиография и описание профессиональных достижений нового сотрудника. Последнее – список основных проектов и построек, завершённых архитектором на момент поступления на службу в ВУЗ. Проанализировав данный документ, мы смогли существенно расширить список работ Николая Демкова.

Проект ДК – два изображения из него: авторские фотокопии чертежей аксонометрии (в линиях) и перспективы (с растушёвкой) (рис. 4) помещены Николаем Фёдоровичем на самой первой странице его личного альбома. Изображения не подписаны. Таким образом, связать их с каким-либо реальным проектом, отмеченным в жизнеописании, получилось только после натурного осмотра ДК. В Кулотино неожиданно обнаружились обе указанные в личном деле постройки – банно-прачечный комплекс и большой Дом культуры!

Рис. 4. ДК Кулотино. Арх. Н. Ф. Демков. Проект. 1930 г. Перспектива. Авторская фотокопия с оригинального чертежа. (Из семейного архива Демковых. Публикуется впервые).

Посёлок Кулотино – район города Окуловка (Новгородская обл.). В 1920-е годы это село являлось окраинной частью Ленинградской области. Позднее границы областей были изменены. Этот небольшой посёлок, состоящий из прекрасно сохранившейся усадьбы XIX в., стилизованной в духе средневековой европейской архитектуры, окружённой деревянными домиками, включал также крупную мануфактуру. Именно в ней, по-видимому, в эпоху индустриализации советские начальники увидели большой потенциал для развития. На рост Кулотино в те годы были выделены, судя по всему, немалые средства. Здесь началось обширное каменное строительство: был расширен и переоборудован завод (арх. И. А. Вакс (?), а также фактически с нуля был сформирован новый центр посёлка. В центре Кулотино появились каменные здания школы, детского сада, администрации. Были выстроены баня и поистине огромный, столичного масштаба ДК. Авангардные баня-прачечная и ДК – самостоятельные постройки Николая Демкова.

План кулотинского Дома культуры, к сожалению, так и не удалось обнаружить. Тем не менее, функциональное назначение корпусов здания легко прочитывается по динамичной супрематической по духу объёмно-пространственной композиции, которая отражена в проектной аксонометрии (рис. 5).

Рис. 5. ДК Кулотино. Арх. Н. Ф. Демков. Проект. 1930 г. Аксонометрия. Авторская фотокопия с оригинального чертежа. (Из семейного архива Демковых. Публикуется впервые)

При сравнении материалов альбома с натурой выяснилось – проект был реализован далеко не полностью: с большими изменениями и в сильно урезанном виде. Глядя на авторский аксонометрический чертёж, можно понять, что были построены только театрально-концертная часть со сценической коробкой и спортивный зал (оба зала имеют четырёхскатные большепролётные покрытия), а также корпус-перемычка между ними. К большому сожалению, наиболее эффектный объём здания – вытянутый корпус с закруглённым торцом, включавший в проекте, по всей видимости, кружки, помещения для клубной работы и высокую башню с обсерваторией, не был выстроен вовсе. Часть стены длинного корпуса, к которой он должен был примыкать, была превращена (очевидно, в ходе строительства) в монотонную перфорацию оконными проёмами. Эта стена как раз больше всего выбивается из художественно цельного гармонично сложенного облика здания. По отношению к остальным частям здания она выглядит откровенно чужой. Хорошо заметно, что оконные проёмы в протяжённой стене имеют пропорции и ритм, принципиально не сочетающиеся с общим тонко заданным строем. На фасаде прочитываются плоские заштукатуренные «лопатки», отвечающие (как видно, по аксонометрии) стенам и коридору нереализованного корпуса.

Аксонометрический чертёж из альбома демонстрирует, что Николай Демков предполагал использовать верхний свет в фойе театрально-концертной части. Такой приём – один из характерных для творческого почерка автора. Как видно, было задумано применить здесь так называемую шедовую конструкцию. Подобные фонари можно часто видеть в архитектуре промышленных зданий. Интересно, что дореволюционные корпуса кулотинской мануфактуры также частично покрыты с применением шедовых фонарей. Можно предположить, что Н. Ф. Демков в данном случае решил использовать этот редкий для общественных зданий конструктивный ход, держа в голове образ кулотинских цехов. Это придавало зданию индустриальный мотив. Подобным средством пользовался знаменитый архитектор Иван Сергеевич Николаев – один из ведущих архитекторов-строителей эпохи авангарда. Иван Николаев воплотил конструкцию шедового покрытия, перенятую из промышленного зодчества, в известной постройке – доме-коммуне для студентов в Москве. К сожалению, в кулотинском ДК это красивое решение верхнего света, предложенное Николаем Демковым, видимо, было отклонено при строительстве. Скорее всего, из-за сложности и дороговизны подобной конструкции. В итоге появилась просто высокая двускатная кровля. Тем не менее, один из опрошенных нами пожилых жителей посёлка рассказал, что в 1970-е гг. у здания (в зоне фойе) был утрачен некий деревянный верх. Быть может, уникальное решение всё же было воплощено на основе деревянных конструкций. В советской архитектурно-строительной практике 1920-х гг. подобные решения были не редкостью. Примером тому может служить известная история с возведением красильных и белильных цехов ленинградской фабрики «Красное Знамя». Как известно, одной из множества причин отказа Эриха Мендельсона от авторства проекта комплекса как раз послужил факт замены железобетонных конструкций высоких вытяжных шахт цехов на деревянные.

Применение шедовых покрытий в целях освещения гражданского здания впервые было опробовано Николаем Демковым, по-видимому, в известной экспериментальной работе, выполненной под руководством Александра Никольского в его мастерской (МАН). Речь идёт об известном экспериментальном проекте одноэтажной школы нового типа (рис. 6). Все учебные классы учебного здания плотно группировались стена к стене и лишались традиционного бокового света. Естественное освещение проектировалось слева сверху через крупные зенитные фонари, решённые именно в конструкциях шедового покрытия. Одна ячейка-зубец «пилы» устраивалась на всю ширину каждой учебной комнаты. Факт участия Н. Ф. Демкова в данной работе подтверждается одной из страниц его личного альбома, на которой размещены фотокопии эскизных чертежей и фотографии проектной модели.

Рис. 6. Экспериментальный проект одноэтажной школы с верхним светом нового типа. 1927–1928 гг. МАН (Арх. А. С. Никольский, Н. Ф. Демков и др.). Макет из коллекции СПбГИЖСА им. Репина (Академия художеств)

Выполненное нами на основе оригинального проекта кулотинского ДК аксонометрическое построение (рис. 7) позволяет наглядно сравнить исходный проект с воплощённой в натуре постройкой и представить обобщённо характер основных изменений.

Рис. 7. Схема отличий проекта и реализованного варианта ДК. Аксонометрическая реконструкция реализованного варианта (автор реконструкции арх. А. Г. Стругач). Авторская фотокопия Н. Ф. Демкова с оригинального чертежа

На сделанном нами генеральном плане центра посёлка (рис. 8) видно, как в итоге поменялась планировка ДК. Нереализованный корпус показан пунктирной линией. Николай Фёдорович, судя по всему, ориентировал фронт здания на намечавшуюся площадь (предположительно исчезла в 1970-е годы в связи с появлением здесь панельного жилого дома). Большое полукружие торца невоплощённого корпуса с башней-обсерваторией было ориентировано на главный объект посёлка – завод. Именно со стороны завода автор рисует динамичную, взятую в остром ракурсе перспективу к своему проекту, которую мы обнаружили на первом листе его альбома.

Рис. 8. Генеральный план-схема центра пос. Кулотино (автор чертежа арх. А. Г. Стругач)

Объёмно-пространственная композиция здания, решение его фасадов, функционально-планировочная и конструктивная части проекта отчётливо демонстрируют творческую концепцию архитектора, базирующуюся на единстве функционального метода и эстетики супрематизма. Узнаётся уступчатая динамичная «движущаяся» композиция плана, состоящего из «раскрывающихся» при обходе здания прямых углов, образованных пересечением взаимно перпендикулярных прямоугольных в плане объёмов-боксов. Такая как бы «струящаяся», текучая планировка, выстроенная на ряде динамичных сдвижек формы, была использована Николаем Демковым в проекте ДК им. Ильича, где ритмичное построение из трех раскрытых прямых углов создаёт направленное движение – как бы ведёт зрителя вдоль здания. Характер прорисовки объёмов, разработки прямых и закруглённых торцов, пропорции корпусов, пластика башни-обсерватории напрямую перекликаются с проектами школ, выполненных архитектором в те же годы. Построенная в 1933–1934 гг. (почти без изменений относительно проекта и хорошо сохранившаяся по сей день) школа десятилетка в г. Тамбове (рис. 9) отчётливо выражает эту архитектурную систему. Очень схожи и главные акценты обоих проектов — закруглённые корпуса с башнями-обсерваториями.

Рис. 9. Школа десятилетка (ФЗУ) для г. Тамбова. Арх. Н. Ф. Демков, О. Быстров, 1930–1934 гг. Перспектива. Чертёж с растушёвкой. Авторская фотокопия. (Из семейного архива Демковых. Публикуется впервые)

Перед нами своего рода нюансные вариации одной и той же темы. К сожалению, как уже говорилось выше, в ДК посёлка Кулотино именно эта самая эффектная часть так и не была выстроена. Это лишило композицию главного художественного акцента, разрушило авторский приём динамичного чередования раскрывающихся углов, снизило заложенные в проекте максимально высокие по тем временам функциональные и конструктивно-технические потенциалы объекта.

Рис. 10. ДК Кулотино. Арх. Н. Ф. Демков. Современное состояние. Фрагмент фасада со стороны центральной площади. (Фото А. Г. Стругача, 2009 г.)

Редкий для проектов и построек Н. Ф. Демкова приём – применение круглых окон-иллюминаторов (рис. 11). Этот популярный в авангардной архитектуре мотив у Николая Демкова появляется лишь здесь – в кулотинском ДК. Ряд из трёх больших иллюминаторов украшает задний торец сценической коробки, кроме того, круглый проём прорезает верхнюю часть ориентированного в ту же сторону торца стены объёма, заключающего в себе пространство фойе.

Рис. 11. ДК Кулотино. Арх. Н. Ф. Демков. Современное состояние. Задний фасад театрально-концертной части. (Фото А. Г. Стругача, 2009 г.)

Существующая главная входная группа в оригинальном проекте играла подчинённую роль и решалась намного проще. Можно предположить, что связано это с переосмыслением автором композиции здания в процессе строительства, с учётом отказа от корпуса с башней-обсерваторией. Николай Фёдорович, предположительно, переработал проект с учётом переноса главного архитектурного акцента на вход в театрально-концертную часть. В оригинальном варианте проекта отчётливо прочитывается, что этот вход играл сугубо второстепенную роль. Автор зрительно усилил этот узел, применив набор выразительных приёмов (рис. 12). Архитектор повысил венчающий «аттик», немного скруглил центральную часть и членящий её по вертикали балкон, добавил тонкий козырёк-консоль. Тонкие стройные колонны квадратного сечения конструктивно собрали всю входную группу, пронизывая все горизонтальные части. Внимательно рассматривая аксонометрию и перспективу из альбома, отмечаем, что в оригинальном проекте никаких открытых стоек в этой части композиции не предполагалось.

Рис. 12. ДК Кулотино. Арх. Н. Ф. Демков. Современное состояние. Главный вход. (Фото А. Г. Стругача, 2009 г.)

Серия упрощений коснулась боковых фасадов объёма театральной части. Трудно определить, к какому именно времени относятся все эти изменения. Не исключено, что большая часть из них появилась в результате достаточно поздних перестроек.

От крупных витражных окон в зале отказались, заменив их узкими окошками-«щёлками». По-видимому, Н. Ф. Демков предлагал устроить по бокам зала витражи для того, чтобы зал мог функционировать и как аудитория – для лекций, собраний, дискуссий и т. д. Принцип многофункциональной работы зальных помещений не раз отрабатывался на ряде экспериментальных проектов, выполненных в 1920-е гг. в МАН. Подобное решение главного зала в полной мере реализовано архитектором в здании школы десятилетки в Тамбове, упоминавшемся выше.

Лестница фойе, выходящая остеклением на намечавшуюся главную площадь посёлка, была тоже преобразована при реализации. Цельное ленточное окно-витраж разделилось: верхняя его часть стала угловой (рис. 10), под ней расположился отдельный остеклённый проём. Надо отметить, что это изменение добавило эффектности: подобные угловые витражи – часть авторского почерка Н. Ф. Демкова. Такие конструкции остекления можно видеть в уже упоминавшихся выше ДК им. Ильича на Московском пр., в некоторых проектах бань и так далее.

Очевидно, только в процессе стройки появился эффектный профиль-«уголок», завершающий объём спортивного зала, обращённый в сторону сада (рис. 13). Можно предположить, что его роль не только в том, чтобы композиционно закончить ставший после отказа от корпуса с обсерваторией довольно протяжённым фасад. По-видимому, при изменении проектного задания архитектора попросили добавить к залу ещё какие-то подсобные помещения – например, кладовые спортивного или уборочного инвентаря, раздевалки или душевые. Подобный развитой торец объёма спортзала воплощён в реализованном демковском проекте школы в Тамбове.

Рис. 13. ДК Кулотино. Арх. Н. Ф. Демков. Современное состояние. Главный фасад. Спортивный зал. (Фото А. Г. Стругача, 2009 г.)

Состояние Дома культуры, к сожалению, просто катастрофическое. Фасады руинированы, штукатурка во многих местах полностью разрушена. Кое-где устроены обшивки дешёвым сайдингом. Местами довольно серьёзно повреждена кладка. Имеются искажающие облик здания невысокие пристройки. Многие окна грубо заложены. Некоторые объёмы здания имеют вместо плоских крыш или пологих скатов наскоро выполненные высокие скатные покрытия, искажающие силуэт постройки (рис. 14). Территория вокруг дома культуры неухожена, пространства сада представляют собой стихийные заросли кустов и сорной травы… Постройка, тем не менее, постоянно используется по назначению. Помимо собственно театрально-концертных функций, полуразрушенное здание используется для проведения праздников, дискотек. Кроме всего прочего, здесь находится и краеведческий музей.

Рис. 14. ДК Кулотино. Арх. Н. Ф. Демков. Современное состояние. (Фото А. Г. Стругача, 2009 г.)

Открытие построек Н. Ф. Демкова в пос. Кулотино – в особенности здания ДК – стало одним из важнейших этапов исследования его творчества. Каждый новый обнаруженный объект существенно расширяет наши представления о мастере, обозначает новые границы территории его архитектурного творчества, позволяет более объёмно и выражено представлять реализацию его персональных творческих принципов.

Кулотинский ДК – крупная самостоятельная работа архитектора Николая Фёдоровича Демкова – предстаёт перед нами сегодня в сильно искажённом и недостроенном виде. Изначально возведённое по сокращённой программе в глухой провинции, оно, разумеется, не даёт тех чистых ощущений завершённости образа и гармоничной рациональной ясности, которые удаётся испытать при осмотре одного из лучших произведений мастера – ДК им. Ильича, украшающего одну из главных магистралей Северной столицы.

Кулотинский Дом культуры – это незавершённый шедевр, написанная талантливым мастером, но так никогда не исполненная полностью прекрасная архитектурная симфония. Дошедшее до нас с искажениями, перестройками и разрушениями, здание, тем не менее, отчётливо демонстрирует черты уникального творческого почерка Николая Демкова. Тяжело видеть сегодня эту прекрасную поэму рациональности, гармонии и вкуса оборванной. Недосказанность и незавершённость авангардной архитектуры кулотинского ДК и его абсолютное забвение вызывают ассоциации с трагически оборвавшейся в 1941 г. жизнью самого автора, его последовавшим затем долгим забвением. Николай Демков – блестяще одарённый архитектор, безвременного покинувший этот свет, был незаслуженно забыт. Сегодня, благодаря открытию его личных архивов, появляется надежда на то, что это имя будет вновь восстановлено в истории отечественной архитектуры. 

References

1. Стругач А. Г. Архитектор Николай Федорович Демков / А. Г. Стругач // Вестник гражданских инженеров. – 2010. – № 4 (25). – С. 23-27.

2. Стругач А. Г. Здания бань в проектной и строительной практике архитектора Н. Ф. Демкова / А. Г. Стругач // Доклады 67-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета: сб. тр. Ч. II. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. – 2006. – С. 129-133.

3. Стругач А. Г. Неизвестные памятники эпохи авангарда. Школьные здания архитектора Н. Ф. Демкова в Ленинграде и Тамбове / А. Г. Стругач // Архитектура и строительство России. – 2010. – № 4.

Citation link

Strugach A.G. KULOTINO COMMUNITY CENTRE, AN INCOMPLETE MASTERPIECE OF AVANT-GARDE BY THE ARCHITECT N. F. DEMKOV [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2011. – №4(36). – URL: http://archvuz.ru/en/2011_4/15 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 28.11.2011
Views: 100