Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (38) June, 2012

Theory of architecture

Filatenko Anastasia S.

Master’s Degree student.
Research supervisor: Prof. O. A. Shipitsyna PhD (Architecture),
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

COURTYARD SPACE TRANSFORMATION MODELS

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 38

Abstract

Courtyards no longer meet the needs of residents, and courtyard space transformation has become a topical issue. Our search for a new approach, for new techniques and means of such transformation suggests that this problem requires the structural and aesthetic features of courtyards to be identified and to be considered in the context of the ensemble approach. Structural features are identifiable through description of types of courtyard ensemble characterized by the degree to which the elements of the ensemble are integrated (consolidating, developing and disintegrating) and through generalisation of courtyard forms that emerge in developing cities into types.

Aesthetic features are revealed through the identification of architectural techniques of construction and forms of art that are acceptable for courtyard transformation. These are references to historical architectural and artistic styles, spatial superposition and architectural composition, as well as framing (architecture, sculpture, landscape, painting) and guiding forms (op art, street art, light and lume art, media art, land art, performance and art festivals) of traditional and contemporary art.

Correlation of structural and artistic features of courtyard arrangement provides seven models of space transformation: citation, reminiscence, collage/bricolage, superposition/opposition, superposition/combination, free movement space, polimsest.

Thus, each model considers the existing features of a courtyard transformed, enabling one to generate an expressive and easily transformable architectural and artistic setting.

Keywords: courtyard space, architectural ensemble, contemporary art, self-organising system

Современные дворовые пространства, являясь частью общегородской структуры пространств, требуют особого архитектурно-художественного решения. Такое решение должно быть концептуально осмысленно, композиционно и тематически увязано со спецификой не только ближайшего архитектурного окружения, входящего в систему ансамбля двора, но и с особенностями организации района и культурно-историческими традициями города в целом. Это определяет общегородское ансамблевое единство и целостность. В то же время потенциальная подоснова, заложенная в построении любого двора изначально, предопределяет направления его дальнейшего развития и преобразования в процессе эксплуатации. В связи с этим для поиска необходимых средств гуманизации дворового пространства выполняется исследование существующего состояния организации двора. Важно учесть его принадлежность к тому или иному периоду застройки города, его культурную значимость и стилистические характеристики окружения, способ формирования элементов дворового пространства (единовременно/ разновременно), соответствие ансамблевым принципам объемно-планировочного и художественно-образного решения двора. Благодаря такому развернутому анализу намечаются границы и предпочтительные направления трансформации двора, необходимость сохранения, восстановления или полного преобразования его составляющих.

Учитывая, что город обладает бесконечным разнообразием дворовых ситуаций, а в области архитектуры и искусства накоплен значительный практический опыт гуманизации пространств художественными средствами, в условиях данного теоретического исследования необходимо обобщение вариантов построения дворовых ситуаций, а также выбор ограниченного набора художественных средств, позволяющих при экономии материальных ресурсов достичь максимальной эффективности преобразующего воздействия. Иными словами, требуется определение, во-первых, особенностей структурной организации дворовых пространств, характеризующих типологически общие черты построения и благоустройства дворов, во-вторых, особенностей их художественной организации, раскрывающих принципы синтезирования архитектурных приемов и форм декоративного искусства.

Первое требование выполняется путем обращения к видам дворовых ансамблей и их выявлению в структуре города. Так, в контексте рассмотрения двора как ансамблевой системы, образованной синтезом архитектуры и искусства, выделяются три вида ансамбля, характеризующие определенное состояние организации дворового пространства, это: застывающий, развивающийся и распадающийся ансамбли двора [1]. В структуре образования каждого вида используются определенные архитектурно-художественные средства, соответствующие культурно-исторической эпохе создания ансамбля, или сочетание разновременных разностилевых художественных средств и приемов, поддерживающих функцию преемственного включения ансамбля в современные процессы изменения архитектурного облика города.

Натурное обследование дворовых пространств Екатеринбурга, являющегося примером растущего города и содержащего в градостроительной структуре историческую и современную застройку, обнаруживает наличие семи типов построения дворовых пространств, соотнесенных с определенными видами ансамблей. Так, к застывающему ансамблю относятся дворы – памятники архитектуры и истории, сохранившие свою ценность, и дворы – современные единовременные ансамбли. Развивающийся ансамбль включает в себя дворы, получившие незначительные изменения в связи с появлением новых архитектурных объектов; дворы разнохарактерных пространств, имеющие потенциал к слиянию, и удовлетворительно организованные дворы, имеющие потенциал к развитию. Распадающийся ансамбль описывает дворы как изначально неорганизованные пространства и дворы, освоение которых привело к значительным разрушениям ансамбля. Данная типология раскрывает наиболее значимые аспекты качества пространственной организации существующего состояния дворов, а именно: аспект исторической ценности объектов рассматриваемого дворового ансамбля для города, а также аспект архитектурно-художественной однородности / неоднородности элементов его предметно-пространственного наполнения.

Второе требование к формированию моделей преобразования дворов – определение особенностей художественной организации дворовых пространств – реализуется посредством выявления архитектурных приемов и форм искусства. Так, уровень внедрения в объемно-планировочное и образное решение двора архитектурных приемов включает в себя следующее.

  • Введение архитектурно-художественных приемов исторических стилей, предполагающее прямое (пространство-цитата) или косвенное (пространство-реминисценция) использование характерных для них объемно-планировочных особенностей организации пространства и дизайна элементов благоустройства.
  • Использование приемов пространственного наложения, вытекающих из ведущих принципов организации ансамбля, для формирования пространств-декораций (коллаж, наложение противопоставление, наложение объединение).
  • Обращение к средствам архитектурной композиции, позволяющей дополнить различные варианты формирования пространств с различными ансамблевыми свойствами. Сверхансамбль как композиционно перенапряженное пространство (пространство-полимсест); безусловный ансамбль как композиционно насыщенное переменно-напряженное пространство (пространство-коллаж); недоансамбль как равномерно напряженное пространство при условии достаточной художественной насыщенности (пространство свободного движения) [2].

В процессе организации пространства в контексте указанных архитектурных приемов используются различные формы традиционного и современного искусства. В связи с многообразием существующих художественных направлений и неодинаковой степенью воздействия на зрителя различных форм искусства, они были обобщены в две группы, отражающие специфику их «созидательной работы» в пространстве двора.

Первая группа – это каркасные (неподвижные) формы традиционного и современного искусства, создающие устойчивую, постоянную структуру наполнения двора. Это, как правило, средства архитектуры и дизайна – малые архитектурные формы, уличная мебель и оборудование; приемы живописи – новое колористическое решение фасадов и материалов покрытия площадок, роспись объемными картинами, панно, орнаментальные композиции. Не менее эффективно введение скульптурных форм: круглой как элемента наполнения пространства, плоскостной (барельеф, контррельеф, горельеф) в обработке поверхности фасадов; обращение к средствам ландшафтного искусства (ландшафтная архитектура, дизайн), в создании новых форм рельефа поверхности, вариантов озеленения двора и водных композиций.

Вторая группа – это наполняющие (перемещаемые) формы современного искусства, среди которых было выделено несколько приоритетных направлений, способных оказать наиболее продуктивное воздействие в преобразовании дворового пространства: оп-арт, стрит-арт, лайт- и люм-арт, медиа-арт, лэнд-арт, перфомансы и арт фестивали [3]. Положительные примеры организации различных городских пространств (площадь, улица) посредством внедрения произведений художников, работающих в данных направлениях, общеизвестны, поэтому их адаптация в пространстве двора будет связана лишь с необходимостью работы в пространстве уменьшенных масштабов и акцентированием на удовлетворение материально-физических и эмоционально-эстетических требований, предъявляемых современным человеком-горожанином к жилой среде.

В результате, на основе особенностей структурной и художественной организации дворовых пространств образуются семь моделей их преобразования: пространство-цитата, пространство-реминисценция, пространство-коллаж, пространство – наложение-противопоставление, пространство – наложение-объединение, пространство свободного движения и пространство-полимсест. Специфика преобразования заключается в проведении комплекса мероприятий в трех объемно-плоскостных уровнях: уровень обработки поверхности земли, уровень оформления фасадов, уровень моделирования пространства. Упрощенно процесс построения моделей преобразования может быть проиллюстрирован с помощью схемы преобразования двора в форму предметно-пространственного ансамбля (рис.1).

Схема преобразования двора в предметно-пространственный ансамбль

В связи с тем, что преобразование подразумевает актуализацию дворового пространства и включение его в процессы повседневной жизнедеятельности человека, очевидна необходимость внедрения современных архитектурно-художественных приемов и средств при сохранении преемственности развития рассматриваемой архитектурной системы в целом. Следовательно, закономерно приближение застывающего и распадающегося ансамбля двора к виду развивающегося предметно-пространственного ансамбля. При этом, естественно, что характер и сила преобразующего воздействия на дворовое пространство будут различными в различных типологических ситуациях [4].

Так, трансформация дворового пространства, существующее состояние которого приближено к виду застывающего ансамбля, осуществляется с помощью двух моделей преобразования – пространство-цитата (дворы – памятники архитектуры и истории, сохранившие свою историческую ценность), пространства-реминисценция (дворы – современные единовременные ансамбли).

Пространство-цитата формируется на основе принципа восстановления статуса архитектурного ансамбля и подразумевает восстановление утраченной историко-культурной среды двора путем обращения к традиционным историческим архитектурно-художественным приемами и средствам эпохи (прямое их цитирование), образующим устойчивый каркас пространства. Одновременно, с целью актуализации пространства используются наполняющие средства современного искусства. В случае модернизации исторически ценных объектов, наиболее уместно введение произведений медиа-арта, лайт, люм-арта, лэнд-арта, не оказывающих непосредственного материально-физического воздействия на элементы ансамбля. Композиция ансамблевого пространства организуется путем создания равномерно напряженной строго иерархичной, статичной или динамичной структуры построения элементов. Преобразующее воздействие на существующую дворовую ситуацию, как правило, имеет сдержанный дополняющий характер и включает в себя: восстановление исторической памяти места, введение акцентирующих и центральных фокусирующих элементов согласно нормальному типу коммуникации [4, С.15].

Пространство-реминисценция («сложная цитата») организуется на основе ансамблевого принципа культурной и художественной преемственности. Используя, прежде всего, современные приемы и средства, актуальные на период создания ансамбля, данная модель в своем художественном решении подразумевает заимствование элементов исторических стилей с целью создания более прочной культурной взаимосвязи и органичного включения современных ансамблей в существующее окружение. Структура композиции пространства также может быть статичной или динамичной, однако, в связи со сложностью объемно-планировочного решения современных ансамблей и небольшой площадью дворового пространства, в решениях дворов преобладают асимметричные композиции, ведущую роль в них приобретают не доминантные центрирующие элементы (которые в пространстве, безусловно, присутствуют), а детали-аналогии, детали-интонации.

Дворовые пространства, близкие к наиболее предпочтительной ансамблевой форме как итогу преобразования – развивающемуся ансамблю, могут быть организованы путем различных композиционно-тематических вариаций коллажа – коллаж/ бриколлаж (дворы, получившие изменения в связи с появлением новых архитектурных объектов), наложение-противопоставление (дворы разнохарактерных пространств, имеющие потенциал к слиянию), наложение-объединение (удовлетворительно организованные дворы, имеющие потенциал к развитию). Изменение существующих ситуаций в соответствии с указанными тремя моделями происходит посредством суггестивного типа коммуникации, когда элементы одного порядка становятся управляющими для элементов другого.

Пространство коллаж / бриколлаж – в изначальном варианте предполагает соединение разнородных, разновременных элементов в целостность с общими архитектурно-художественными свойствами; более сложный вариант коллажа – бриколлаж подразумевает преобразования значения объектов или символов посредством нового использования или нестандартных переделок несвязанных предметов. Фактически, в первом варианте основообразующим принципом является принцип единства и многообразия, взаимодействующий с принципом интенсификации в случае бриколлажа. Пространства данного типа дворовых ситуаций имеют обширную территорию и разнообразие разнородных средств наполнения, поэтому их композиция обладает достаточно развитой изменяющейся структурой и разбивается на несколько подпространств с различной силой насыщенности и напряженности, сочетаниями динамики и статики.

Пространство наложение-противопоставление – форма архитектурно-художественного синтеза, или разновидность пространств коллажа, использующая принцип контраста. Полнота выразительности такой модели достигается только в условиях одновременного восприятия разнородных элементов ансамбля. Данная модель выполняется в том случае, когда объединение нескольких, как правило, двух или трех, подпространств на основе общих художественных приемов является бессмысленным в связи со значительным различием архитектурного решения фасадов двора. Структура композиции такого пространства строится на противопоставлении статичных и динамичных участков движения в пределах подпространств.

Пространство наложение-объединение – разновидность пространства-коллажа, ведущим ансамблевым принципом организации которого является принцип единства и многообразия. Композиция пространства, аналогично пространству-коллаж/бриколлаж, основана на сочетании, чередовании статичных и динамичных фрагментов. Концепция построения данной модели заключается в выявлении пространственных и смысловых связей, позволяющих объединить подпространства двора или группу дворовых пространств в единый ансамбль.

Дворовые пространства, существующее состояние которых описывает форма распадающегося ансамбля, могут быть сформированы введением моделей пространства свободного движения (дворы – изначально неорганизованные пространства), пространства полимсест (дворы, освоение которых привело к значительным разрушениям ансамбля). Композиция моделей преобразования пространств распадающегося ансамбля варьируется в зависимости от конкретной дворовой ситуации. Модели преобразования дворовых ситуаций строятся посредством коэволюционной коммуникации, описывающей такое взаимодействие между хаотическими компонентами системы, благодаря которому можно добиться не разрушения пространства, а его развития, его предельно высокой художественной насыщенности.

Пространство свободного движения – форма пространственной организации, направленная на преодоление «монотонности», несфокусированности пространств, построенных по принципу «современного движения». Так, для дворов смешанной блок-секционной застройки и отдельных неорганизованных дворов исторической застройки нередко свойственна низкая степень освоения пространства, вызванная отсутствием благоустройства дворового пространства или гипертрофированными размерами участка с небольшими локальными зонами освоения, тогда как остальная территория пребывает в «хаотическом беспорядке». Композиция указанных пространств обычно лишена какой-либо динамики, формируемой сочетанием доминантных и рядовых элементов, построением и подчеркиванием ритмических рядов. Поэтому модель пространства свободного движения предполагает преобразование пространства путем введения однородных, но постоянно развивающихся, меняющихся по форме и размерам элементов, вовлекающих зрителя-участника в движение, обеспечивающих объединение разностилевых фасадов двора и достижение необходимой степени выразительности.

Пространство-полимсест предполагает создание архитектурно-художественного решения в рамках новой художественно-образной системы, «накладываемой» на прежнюю структуру пространства. При этом частичные элементы старой системы могут быть сохранены и подчеркнуто проявлены, либо изначальная структура организации пространства не учитывается вообще. Композиция пространства-полимсест формируется в зависимости от конкретной преобразуемой ситуации, и чаще в небольших по площади пространствах, подчиняется строго статичной или динамичной структуре построения элементов, обязательным условием является ее вертикальное развитие – наслаивание.

Таким образом, исследование существующих особенностей организации дворовых пространств раскрывает не только проблемные стороны организации и оформления дворов, но и указывает на предпочтительные приемы преодоления этих проблем в рамках возможностей дальнейшей трансформации. Предложенные модели преобразования дворовых пространств, оперируя набором различных по специфике эмоционально-эстетического и преобразующего воздействия художественных средств, формируют качественно иную архитектурную среду, открытую для последующих изменений и инноваций. При этом у проектировщика остается возможность реализации индивидуальной концепции в рамках организации любой дворовой ситуации.

References

1. Филатенко А. С. Особенности архитектурно-художественной организации дворовых пространств Екатеринбурга [Электронный ресурс] / А.С. Филатенко //Архитектон: известия вузов. – 2011. – № 34 Приложение. – URL: http://archvuz.ru/en/2011_22/31  

2. Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза : сб. науч. тр.  / под ред. И. А. Азизян, Л. И. Кирилловой. – М. : Изд-во ВНИНТАГ, 1990. – 200 с. : ил.

3. Современное искусство [Электронный ресурс] : сайт по культурологии. – URL: http://www.kulturologia.ru 

4. Маргушин Л. А. Потенциальные ансамблевые пространства исторического центра города : автореф. дис. … канд. архитектуры : 05.23.20 / Л. А. Маргушин. – Екатеринбург, 2011. – 25 с.

Citation link

Filatenko A.S. COURTYARD SPACE TRANSFORMATION MODELS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2012. – №2(38). – URL: http://archvuz.ru/en/2012_2/5 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 30.12.2012
Views: 133