Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (45) March, 2014

Theory of architecture

Kudasheva Dilara R.

PhD student, Department of Theory and Professional Communications.
Research supervisor: Professor L.P.Kholodova, Doctor of Architecture.
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: dilara_kudasheva@mail.ru

THEORETICAL PRINCIPLES OF THE CONTEXTUAL DESIGN METHOD

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

The article is dedicated to the theoretical principles of the contextual design method, which demonstrates the design process as gradual blending of project and context. The contextual design method implies a multistage design process with alternating immersion of the creative concept into the context and extraction out of it. With every next immersion, the concept acquires more properties from the context and gradually blends with it. The theoretical basis of the method is provided by the «Atlas of Novel Tectonics», a study of the American architects J. Reiser and N. Umemoto around the terms «diagram» and «matter» positioning the contextual approach; the theory of «The Fold» by Gilles Deleuze in a concept of nonlinear architecture and form- generation methods of landform architecture. In the method of contextual design, the principal provisions of the underlying theories have received a conceptual interpretation of interaction that is based on the idea of context as the main form-generating factor.

Keywords: contextual design, architecture modelling algorithm

Пространство, которое нас окружает, нестабильно и изменчиво, оно постоянно обновляется и самоорганизуется. Сегодня, в эпоху виртуальной реальности, город является не только средоточием исторических особенностей, культурных ценностей и общественных интересов, но и мощным информационным потоком. В связи с вступлением в информационную эру и пониманием пространства как самостоятельного персонажа в архитектурном проектировании произошло перемещение фокуса внимания от архитектурного объекта к самому процессу его создания. Современная архитектура больше не погружена в тишину и созерцание, теперь она напрямую связана с понятием скорости. Меняется и структура контекста – окружающей нас проектной ситуации, которая становится динамичной подобно живому организму и требует к себе внимательного подхода. Такое видение проектного процесса отражает цитата мастерской Morphosis: «Мы поняли, что больше не вправе противопоставлять окружение и объект, и должны отойти от стандартного их понимания. Мы работаем одновременно в пространстве и во времени, считая окружающую среду динамично изменяемой структурой, и не противопоставляем живое здание стабильному окружению. Сёрфингист вынужден работать с динамичными волнами, приспосабливаясь и изменяясь вместе с ними. Так же современная архитектура должна работать с рельефом и средой» [1].

В этой связи можно сказать, что перед архитектором встает задача заниматься не столько проектированием объекта, сколько проектированием «условий его проектирования», архитектурный продукт должен не только эффективно встраиваться в среду проектирования, но и сохранять в ней свою жизнеспособность.

Такой принцип взаимодействия архитектуры и окружающей среды стал основным лейтмотивом предлагаемого метода контекстуального проектирования, направленного на максимальное выявление стартовых проектных условий и создание эффекта восприятия архитектурного продукта как идейно-эстетической парафразы облика контекста.

Теоретической основой метода контекстуального проектирования стала теория «складки», сформулированная рядом западноевропейских архитекторов еще в 80-х годах XX века и ставшая первоосновой идеи нелинейности в архитектуре. Находясь на стыке наук, архитектура безусловно реагирует на утверждение новых парадигм, и в связи с тем, что пространство становится более динамичным, все чаще "оживляется", абрисы и формы ее становятся более свободными и пластичными, стремясь к органичным природным линиям.

Междисциплинарность обогащает язык архитектурного формообразования, в его «интерфейс» вследствие компьютерного проектирования входят такие схемы, как «складка», «пространственная решетка», «оболочка», архитектор начинает вести диалог с «пространством идей» посредством 3D-моделирования. «Теория «складки», предложившая идею топологического непрерывного изменения становящегося объекта, стала первоосновой архитектурной идеологии нелинейности» [2].

Подобное видение формообразования, отклонившись от стандартного понимания классической архитектурной формы, расширило границы мировоззрения проектировщиков (рис.1). На смену концепций «машины для жилья» приходят тенденции как можно сильнее «переплести» архитектуру и подвижную окружающую среду.

В методе контекстуального проектирования теория «складки» важна тем, что архитектуру в этом случае можно рассматривать как некое промежуточное состояние между внешними факторами, воздействующими на контекст, и его внутренними свойствами. Проект становится дополнением участка проектирования, подстраиваясь под него. Траектория складывания совпадает с процессом движения мысли архитектора в процессе работы над объектом.

Рис. 1. Пример «складки в архитектуре». Питер Айзенман. Театр в Бельгии, 1999.
[1, р. 116]

Творческая мысль то находится в пространстве «идей», пока архитектор работает над «внутренней» схемой проекта (планами, разрезами), то погружается в окружение, участок проектирования (работа с генпланом, транспортной схемой, схемой озеленения и благоустройства и т.д.). В промежуточном положении – «сгибе» складки между стадиями погружения и извлечения идеи из контекста рождаются новые свойства, обогащающие проект.

В соответствии с траекторией складывания ключевыми терминами, позволяющими описать работу метода, стали «диаграмма» и «вещество», сформулированные на основе изучения монографии американских архитекторов Джесси Райзера и Нанако Умемото «Атлас новых тектоник». Вызывает удивление, что оригинальнейшие идеи этих архитекторов не получили широкого распространения в России и не издано ни одной переведенной работы. Авторы «Атласа новых тектоник» делают акцент на необходимости визуального оформления понятий, которые нередко буквальны. В современном процессе обучении архитектурному проектированию существует проблема недостаточного в теории архитектуры количества понятий и терминов, а также визуальных образов, позволяющих их описать. Мышление архитектора специфично: в первую очередь он обращает внимание на графическую интерпретацию мысли, а не на текстовую часть, именно этим диктуется необходимость в образах.

Конструкция «Атласа новых тектоник» – своеобразное переложение трактата Аристотеля «Категории» применительно к архитектурному проектированию. «Категории» (греч. Κατηγορίαι, лат. Categoriae или Praedicamenta) – попытка Аристотеля определить и разграничить бытие, создав десять наивысших родов – категорий, таких как «сущность, количество, качество, отношение, пространство, время, состояние, обладание, действие и претерпевание» [3]. «По Аристотелю, категории – это компоненты "активной формы", обеспечивающие формообразование пассивной "материи"» [4].

Аналогичным образом составлен «Атлас новых тектоник»: каждая глава книги посвящена рассмотрению определенного понятия и применения его в сфере архитектурной практики. Вдохновленные широким спектром наук и направлений (химия, биология, физика, история, философия и т. д.), авторы рассматривают работу материала и нагрузки, влияния архитектуры на культуру, историю, и наоборот.

Термин «диаграмма» в общепринятом значении – «графическое изображение, показывающее соотношение каких-либо величин» [5]. Примером диаграммы может служить любой плоский график, показывающий изменение температуры, давления, влажности и других величин за определенный период времени. В «Атласе новых тектоник» дается следующее определение диаграммы: «The diagram is a field of relationships awaiting a scale and a materiality. The diagram is an invisible matrix, a set of instructions that underlies – the most importantly, organizes – the expression of features in any material construct. The diagram is the reservoir of potential that lies at once active and stored within an object or an environment. It determines which features (or affects) are expressed and which are saved. It is, in short, the motor of the matter, the modulus that controls what it does»1 [6].

Понятие диаграммы оказалось универсальной метафорой, позволяющей отразить творческий процесс создания архитектором проекта. В контексте нашего исследования диаграмма представляет собой одновременно и процесс работы архитектора над проектом (соотношение начальной и конечной стадий), и объемную модель проекта. Будучи чистой формой, диаграмма вбирает в себя свойства и качества контекста и эффективно взаимодействует с ним. Пространство контекста содержит в себе различные потоки – энергетические, транспортные, временные, потоки посетителей и т. д. Поэтому, работая в рамках контекстуального проектирования, нужно начинать с построения схемы пересечения этих потоков и создания вариантов подключаемости их к участку проектирования на исходной ситуации.

Рис. 2. Образ диаграммы. Сост. Д.Р. Кудашева

Задача проектирующего – раскрыть самые значимые элементы и потоки контекста и формализовать их в будущем проекте. С каждым новым погружением диаграмма вбирает в свою структуру все больше свойств контекста, происходит «динамический обмен»: пустотное вещество диаграммы заменяется объемом вещества контекста.

Понятие вещества или контекста в методе подразумевает среду проектирования. Контекст (лат. contextus – тесная связь, соединение) – это целая система, основа для возникновения новых структурных форм, работающая в разномасштабных уровнях объемно-пространственных городских слоев. Это сложная многообразная структура, отдельные участки которой характеризуются своими аутентичными свойствами, каждое конкретное место которой уникально и обладает собственным ритмом, характером и процессами. Условия функционирования города напрямую зависят от процессов, проистекающих внутри него. Эти процессы оказывают определяющее влияние на внутреннюю трансформацию и реконструкцию городской системы, развитие ее структуры, территориальное и пространственное деление и слияние. Пронизывая иерархическое разнородное пространство города, они трансформируются, присваивая различные характеристики динамическим показателям территорий.

Работая в рамках контекстуального проектирования, архитектор «расслаивает» контекст. Расслоение представляет собой формализацию саморазвертывающейся геометрии контекста, выраженной силовыми линиями, потоками, уровнями. Силовые линии – это непрерывные воображаемые пространственные линии, отражающие эпюры любых потоков: воздушных, водных, временных, энергетических (социальных и транспортных). А уровни контекста – различные масштабные структуры городской ткани: «квартал», «район», «город».

Помимо контекста в методе контекстуального проектирования «расслаивается» и сам процесс проектирования. Архитектурная идея попеременно погружается в контекст и извлекается из него, вбирая в себя его структуру и геометрию, что делает возможным создание в проекте логических связей, отвечающих структуре окружающего пространства, и появление точек «подключаемости» к контексту, количество которых увеличивается с каждым новым погружением.

Рис. 3. Встраивание диаграммы в контекст  [6, p. 275]

Таким образом, контекст в методе контекстуального проектирования трактуется как активная, формообразующая основа для возникновения новых структурных форм, а архитектура – как адаптивный, легко вживляемый и эластичный к внешним параметрам среды элемент. Формообразование в методе демонстрирует неразрывную связь с порождающим его контекстом, результатом служит архитектурное решение, рождающееся на стыке «идейного» пространства (процесс проектирования) и динамично меняющегося, смыкающегося – размыкающегося пространства контекста. По мере «сращивания» с контекстом в ходе многократных погружений – извлечений, проект улучшается, становится более мобильным, устойчивым к изменчивости окружающей среды.


1 Диаграмма – это поле взаимоотношений, ожидающее изменения масштаба и овеществления. Диаграмма – это невидимая матрица, набор инструкций, который лежит в основе – и, что важно, определяет выражение черт в любой материальной конструкции. Диаграмма является резервуаром возможностей, который остается активным, находясь в объекте или среде. Он определяет, какие черты выражены, а какие сохранены. В целом это мотор вещества, определяющий и контролирующий модуль (пер. с англ. Д. Кудашевой).

References

  1. Zambelli, M. (2006) Landform architecture. Roma: Edilstampa.
  2. Dobritsyna, I.A. From Postmodernism to Nonlinear Architecture: Architecture in the Context of Contemporary Philosophy and Science. Moscow: Progress-Tradistsiya. (in Russian)
  3. Aristotle. Categories [Online]. Available from: www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/kategorii (in Russian)
  4. Kalnoy, I.I., Sandulov, Yu.A. (2003) Philosophy for PhD Students. Saint-Petersburg: Lan’. (in Russian)
  5. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. (1992) Explanatory Dictionary of the Russian Language. Moscow: Az’. (in Russian)
  6. Reiser, J. and Umemoto, N. (2006) Atlas of Novel Tectonics. New York: Princeton Architectural Press.

Citation link

Kudasheva D.R. THEORETICAL PRINCIPLES OF THE CONTEXTUAL DESIGN METHOD [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2014. – №1(45). – URL: http://archvuz.ru/en/2014_1/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 26.02.2014
Views: 95