Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (47) September, 2014

History of architecture

Grigorieva Maria D.

PhD student, Department of Art Education and Museum Pedagogy.
Research supervisor: Professor E.K. Blinova, DSc. (Art Studies).
Herzen State Pedagogical University,

Russia, St. Petersburg, e-mail: i-maria1986@mail.ru

THE COMPOSITIONAL PRINCIPLES OF INTERACTIONS BETWEEN DECORATIVE CERAMICS AND ARCHITECTURAL ELEMENTS IN SAINT-PETERSBURG BUILDINGS OF THE SECOND HALF OF 19th–EARLY 20th CENTURY

УДК: 745.5
Шифр научной специальности: 85.123(2)6

Abstract

The article examines the technical and technological peculiarities of decorative ceramics manufactured in the second half of the 19th – early 20th century and identifies the location of decorative ceramic composition in the architectural composition of St. Petersburg buildings. Typological groups of monuments are suggested based on these data. Each of these groups is characterized by compositional principles of interaction between decorative ceramics and architectural elements.

Keywords: architecture, decorative ceramics, monumental-decorative synthesis

В архитектуре Петербурга декоративная керамика не была распространенным фасадным элементом вплоть до середины XIX века. Ее роль в архитектуре начала меняться в эпоху эклектики, так как у архитекторов появилась возможность более широкого выбора архитектурных и декоративных мотивов, характерных для различных эпох и стилей. Роль декоративной керамики в архитектуре изменилась: вместо обособленного украшения она стала значимым элементом в монументально-декоративном синтезе.

Проблема синтеза декоративной и архитектурной композиции исследовалась в работах Е.И. Кириченко [1], К.А. Макарова [2], В.Г. Власова [3], М.Ю. Козловой [4]. Однако роль декоративной керамики в архитектуре второй половины XIX – начала XX века в Петербурге изучена недостаточно. Существующие работы рассматривают или иконографию керамических изделий (В.М. Петрова) [5] или взаимодействие целой группы декоративных элементов на фасаде, выполненных в технике как самой керамики, так и мозаики, лепки, витража и ковки (Е.Н. Румянцева) [6]. Но принципы композиционного взаимодействия декоративной керамики и архитектурных элементов в сооружениях Петербурга второй половины XIX – начала XX века до сих пор не установлены.

Можно предположить, что разработка типологии, основанная на изучении местоположения декоративной керамики1 в архитектурной композиции, позволит определить эти принципы. Для разработки такой типологии необходимо выявить те памятники петербургской архитектуры с декоративной керамикой, разнообразие которых позволит определить большее количество типологических групп. Необходимо выявить местоположение керамических элементов в архитектурной композиции и определить технику и технологию изготовления керамического изделия для того, чтобы выявить различие монументально-декоративных композиций в этих группах. На основании анализа композиций, в которых участвуют и декоративная керамика, и архитектура, можно установить принципы организации монументально-декоративного синтеза.

Анализ памятников показал, что в архитектуре петербургских зданий 1876–1916 годов можно выделить пять типов приемов применения декоративной керамики, которые устанавливаются в соответствии с ее местоположением в архитектурной композиции. Эти приемы обнаруживаются в пяти группах памятников. Первая группа, в которой архитектурные, скульптурные и декоративные формы целиком состоят из керамической массы (портал, балюстрада, сандрик, наличник, капитель, кронштейн, кокошник, моденатура, колонка, балясина, полубалясина, модульон, круглая скульптура и рельеф, ваза, маскарон, картуш, медальон, розетка, монументально-декоративная композиция, живописное и скульптурное панно, филенка, керамическая вставка в мебели и дверях). Вторая группа – это малые архитектурные формы, имеющие керамическое покрытие (печи, камины, каминные печи, михраб, иконостас, устои оград). Третья группа – здания, конструктивная часть которых покрыта керамикой (стена, в том числе цокольная, щипцовая и мансардная части, арка, ризалит, перемычка, парус, световой барабан, башня звонницы, минарет, купол). Керамика в третьей группе могла покрывать конструктивные части как во внешнем оформлении здания, так и в его интерьере. В четвертой группе сооружений керамикой покрыта крупная функционально-конструктивная часть здания (эркер, аттик, тимпан фронтона, наличник, портал, архивольт, парапет, пол). В пятой группе сооружений керамикой покрыт отдельный архитектурный элемент или небольшая форма (фриз, тяга, пилястра, ниша, в том числе «слепое окно», кокошник, ширинка, поле картуша). Одно и то же сооружение может попасть в разные группы памятников, если в нем можно увидеть два-три типа применения декоративной керамики в соответствии с местоположением.

Для усиления художественного образа при изготовлении декоративной керамики в архитектуре Петербурга были использованы определенные техники и технологии. Техника – это процесс создания декоративного керамического изделия. Техника изготовления архитектурной терракоты, техника изготовления многоцветной майолики, техника поливной керамики, в том числе муравленой и глянцевой белоглазурованной, техника надглазурной росписи керамического изделия цветными глазурями 2, техника надглазурной росписи керамического изделия синей глазурью были известны ранее. Техника люстрирования, т. е. металлизированная майолика, и техника восточной орнаментальной керамики с преобладанием лазурного цвета были воссозданы. Техника покрытия изделия белой матовой эмалью, техника керамики с золочением были разработаны в первое десятилетие ХХ века. В это же время расширился спектр цветовых оттенков люстров (металлизированной глазури). Усовершенствовалась техника изготовления керамического кирпича. Его стали производить в больших количествах с помощью ленточного пресса. Был разработан состав специальной керамической массы, которая плотно спекалась при обжиге. Благодаря прочности покрытия плитки из этой массы стали использовать для облицовок полов и стен.

Технология – это способ включения декоративной керамики в архитектурную композицию. Такие технологии, как технология включения круглой скульптуры, рельефа и небольших архитектурных форм из терракоты и керамической массы, технология составления архитектурной формы из объемных деталей, изготовленных из терракоты и глазурованной керамики, технология отминки керамической массы в готовую форму, технология составления панно из квадратных или прямоугольных керамических плиток, политых глазурью или покрытых надглазурной росписью, технология составления панно из рельефных квадратных или прямоугольных керамических плиток, политых глазурью или расписанных разноцветными глазурями, технология составления панно из поливных прямоугольных керамических плиток, которые служат фоном для майоликового рельефа, уже были разработаны для архитектуры предыдущих эпох. Технология резной керамики была воссоздана, а технология изготовления разнофигурных майоликовых пластов, которые скрепляются между собой, технология ложной мозаики, технология изготовления рельефных майоликовых блоков разных форм, которые скрепляются между собой, и технология изготовления отдельных керамических частей, которые свободно крепятся к стене, не соединяясь между собой, впервые появились в начале ХХ века.

Пять типов применения декоративной керамики, которые можно выделить в соответствии с ее местоположением в архитектурной композиции, прослеживаются на всех трех стилевых этапах: на этапе эклектической архитектуры, на этапе становления и развития «нового стиля» и на этапе усиления классицистических тенденций. На каждом из этих этапов происходили изменения как в технико-технологическом процессе изготовления керамического изделия, так и во взаимодействии между декоративной керамической и архитектурной композицией.

Рассмотрим примеры использования техник изготовления керамического изделия. Техника изготовления терракоты была применена при оформлении фасада доходного дома Г.Г. Елисеева (Г.В. Барановский; 1889–1890; наб. Фонтанки, 64). Майолика была применена для изготовления портальной композиции, установленной на фасаде библиотеки института экспериментальной медицины (Г.И. Люцедарский; 1911–1913; ул. Академика Павлова, 12). В технике муравленой поливной керамики были выполнены два картуша для фасада усадебного дома самого П.К. Ваулина в п. Кикерино. Один из порталов Морского собора Святого Николая Чудотворца в Кронштадте (Вас.А. Косяков; 1903–1913; Якорная пл., 5) обрамляет широкий архивольт. Он покрыт золотистой смальтой и украшен крупными лепными керамическими головками херувимов. Они политы белой глянцевой полупрозрачной глазурью. Панно в технике надглазурной росписи цветными глазурями находятся на фасаде на стене во внутреннем дворе Художественно-промышленного музея училища технического рисования барона А.Л. Штиглица (М.Е. Месмахер; 1885–1895; Соляной пер., 15). Надглазурная роспись синей глазурью была использована на керамических плитках, размещенных в интерьере здания городского училищного дома им. Петра Великого (А.И. Дмитриев; 1910–1912; Петроградская наб., 2-4, Пеньковая ул., 7).

Майоликовые панно с эффектом люстров (металлизированная майолика) расположены на фасаде, в вестибюле парадной и оформлении камина доходного дома П.Т. Бадаева (Вас. А. Косяков, Г.А. Косяков, Н.Л. Подбереский; 1904–1906; Восстания, 19, Жуковского, 53). Главный купол, купола минаретов и михраб Соборной мечети (Н.В. Васильев, А.И. фон Гоген, С.С. Кричинский; 1909–1913; Кронверкский пр., 7) покрыты майоликой, выполненной в технике восточной орнаментальной керамики с преобладанием лазурного цвета. Эти две техники были воссозданы в начале ХХ века.

Новая техника покрытия керамического изделия белой матовой эмалью была применена в оформлении особняка В.Э. Бранта (Р.Ф. Мельцер; 1909–1910; Куйбышева ул., 4). Фасад здания Петроградского губернского кредитного общества (К.С. Бобровский, Б.Я. Боткин; 1914–1916; Караванная ул.) венчает скульптурная пятиметровая монументально-декоративная композиция с картушем, установленным по центральной оси, с грифонами и фруктовыми гирляндами. Эта композиция выполнена в еще одной новой технике – в технике золочения керамики.

Плитка из специальной керамической массы, которая использовалась для облицовки полов и стен, была настолько востребована, что применялась также для оформления фасадов зданий, например в доходном доме (1900; Тобольская ул., 3).

Приведем примеры технологий, с помощью которых декоративная керамика включалась в архитектурную композицию. В композицию фасада доходного дома Г.Г. Елисеева включена круглая скульптура, рельеф и небольшие архитектурные формы из терракоты, изготовленные в мастерской скульптора Д.И. Иенсена. Наличники на фасаде доходного дома Н.Н. Никонова (Н.Н. Никонов; 1899–1900; Колокольная ул., 11) составлены из объемных деталей, которые изготовлены из терракоты и глазурованной керамики. Ширинки собора Воскресения Христова (А.А. Парланд; 1883–1907; Грибоедова наб. к., 2Б) и устоев ограды Михайловского сада (А.А. Парланд; 1903–1907) украшают изразцы, выполненные по традиционной русской средневековой технологии отминки керамической массы в готовую форму. Технология составления панно из квадратных или прямоугольных керамических плиток, политых глазурью, применена на фасаде доходного дома С.М. Дейчмана (Н.Д. Каценеленбоген; 1908; Жуковского ул., 31), а из плиток, покрытых надглазурной росписью, составлен фриз с изображением цикламенов на фасаде особняка А.Е. Молчанова (М.Ф. Гейслер; 1905–1907; Литераторов ул., 17). Панно, составленное из квадратных плиток с рельефом и политое темно-зеленой глазурью, является частью композиции камина и мебельного комплекса, находящихся в интерьере особняка В.С. Кочубея (Р.Ф. Мельцер; 1908–1910; Фурштатская ул., 24). Из прямоугольных рельефных керамических плиток, покрытых разноцветными глазурями, составлены два панно для дачи Гаусвальд (В.И. Чагин, В.И. Шене; 1898; 2-я Берёзовая ал., 32). Панно, составленные из поливных прямоугольных керамических плиток, служащих фоном майоликового рельефа, находятся на фасаде над окнами последнего этажа Московского купеческого банка (Л.Н. Бенуа; 1901–1902; Невский пр., 46).

Технология резной керамики была специально воссоздана для убранства Соборной мечети. Технология изготовления разнофигурных майоликовых пластов, которые скрепляются между собой, была впервые применена для создания панно на фасаде Ортопедического института (Р.Ф. Мельцер; 1902–1906; Александровский парк, 5). Технология ложной мозаики впервые использовалась для декоративной керамической композиции доходного дома страхового общества «Россия» (А.А. Гимпель, В.В. Ильяшев; 1905–1907; Большая Морская ул., 35). Изображения в рост фигур четырех архангелов (Морской собор) составлены из рельефных майоликовых блоков разной формы, скрепленных между собой. Декоративные керамические изделия, выполненные по этой технологии, особенно подошли архитектурным поверхностям. Технология изготовления отдельных керамических частей, которые свободно крепятся к стене, не соединяясь между собой, была разработана для доходного дома Захаровых (А.А. Захаров; 1912–1913; Клинский пр., 17).

На этапе эклектической архитектуры декоративная керамика изготовлялась в следующих техниках – технике архитектурной терракоты, технике надглазурной росписи керамического изделия цветными глазурями, технике надглазурной росписи керамического изделия синей глазурью. Синтез декоративной керамической композиции и архитектурой композиции осуществлялся за счет применения технологии включения круглой скульптуры, рельефа и небольших архитектурных форм из терракоты, технологии составления архитектурной формы из объемных деталей, изготовленных из терракоты и глазурованной керамики, технологии отминки керамической массы в готовую форму и технологии составления панно из квадратных или прямоугольных керамических плиток, покрытых надглазурной росписью.

На этапе «нового стиля» самой распространенной была техника изготовления многоцветной майолики. Также использовалась техника поливной керамики, в том числе муравленой и глянцевой белоглазурованной. Были воссозданы техника люстрирования, или металлизированная майолика, и техника восточной орнаментальной керамики с преобладанием лазурного цвета. Использовалась новая техника керамики с золочением. Был разработан состав специальной керамической массы для изготовления облицовок для полов и стен. Усовершенствовалась техника изготовления керамического кирпича. Распространенной стала технология составления панно из квадратных или прямоугольных керамических плиток, политых глазурью или покрытых надглазурной росписью, технология составления панно из рельефных квадратных или прямоугольных керамических плиток, политых глазурью или расписанных разноцветными глазурями, а также технология составления панно из политых прямоугольных керамических плиток, которые служили фоном для майоликового рельефа. На этом этапе была воссоздана технология резной керамики и были разработаны новые технологии, такие как: технология изготовления разнофигурных майоликовых пластов, которые скрепляются между собой, технология ложной мозаики, технология изготовления рельефных майоликовых блоков разной формы, которые скрепляются между собой, и технология изготовления отдельных керамических частей, которые свободно крепятся к стене, не соединяясь между собой.

На этапе усиления классицистических тенденций была разработана техника покрытия изделия белой матовой эмалью. Продолжала применяться техника люстрирования, или металлизированная майолика. Актуальной стала технология включения круглой скульптуры, рельефа и небольших архитектурных форм из керамической массы в архитектурную композицию.

На этапе эклектической архитектуры было распространено применение архитектурных и скульптурных форм, целиком состоящих из керамической массы. Они устанавливались в частях архитектурной композиции, не несущих конструктивную нагрузку. На фасаде доходного дома Н.Н. Никонова керамические формы представлены в виде наличников, состоящих из колонок и кокошников, которые обрамляют окна. Наличник окантовывает оконный проем над перемычкой. Образуется композиция, в которой керамические архитектурные формы не взаимодействуют с несущей конструкцией здания. Такое местоположение декоративной керамики стало характерной особенностью сооружений в неостилях, популярных в то время в петербургской архитектуре. Кроме того, на фасадах часто использовались небольшие керамические скульптурные формы в виде розеток и филенок. Печи и камины, имеющие керамическое покрытие, были крупных размеров. Они могли органично включаться лишь в просторные интерьеры дворцов. Так, изразцовая печь, изготовленная в мастерской Л. Бонафеде в 1870-х годах, украшает интерьер Большой столовой дворца в. к. Владимира Александровича (А.И. Резанов, М.Е. Месмахер; 1867–1872, 1880–1893; Дворцовая наб., 26).

Декоративная керамика на этом этапе практически не взаимодействовала с конструктивными частями здания. Исключением является керамическое покрытие купола собора Воскресения Христова. Функционально-конструктивные части здания только начинают взаимодействовать с декоративной керамикой. Керамические покрытия были распространены в основном при облицовке полов. Небольшие архитектурные формы, такие как кокошник, ниша, ширинка, покрытые керамикой, часто размещались в зоне проемов над перемычкой. Реже они попадали на поле стены. Из-за небольшого размера эти формы плохо читались относительно общего объема здания. Зона под карнизом зданий стала оформляться керамическими плитками с мелким орнаментом (дом Шульца; В.А. Шретер; 1876–1878; ул. Марата, 66).

На этапе «нового стиля» из керамической массы изготовляли крупные живописные и скульптурные панно для оформления стен зданий. Первым крупным керамическим панно, включенным в архитектуру Петербурга, была икона «Богоматерь с младенцем» на фасаде Ортопедического института (рис. 1). Оконные проемы стали частью керамической композиции, размещенной на фасаде доходного дома страхового общества «Россия» (рис. 2, 3). Скульптурные керамические побеги свободно раскинулись по щипцовой части стены доходного дома Захаровых (рис. 4).

Рис. 1. Керамическое панно. К.С. Петров-Водкин. 1904. Фото автора. 2013

Рис. 2. Керамическое панно. Н.К. Рерих. 1905–1907. Фото автора. 2014

Рис. 3. Эскиз среднего майоликового панно. Н.К. Рерих. Тёмный картон, гуашь, белила.
13,5 х 24,0 см. 1904–1905. Источник: http://gallery.facets.ru/show.php?id=3383

Рис. 4. Керамическое панно. 1912–1913. Источник: http://www.citywalls.ru/photo28231.html

Позднее из керамической массы была выполнена целая портальная композиция, установленная на фасаде библиотеки института экспериментальной медицины. Она состояла из майоликового архивольта и майоликового панно.

Высокохудожественные керамические вставки в дверях и мебели, ставшие неотъемлемой частью композиций интерьера, украшали как особняки, так и доходные дома. Например, керамические плитки с изображениями рыб и птиц находятся в дверях квартир доходного дома В.П. Кончиелова (К.Н. де Рошефор; 1910–1911; Исполкомская ул., 5). Керамические плитки, политые голубовато-бирюзовой глазурью, украшают камин и мебель в одной из квартир доходного дома Н. А. Мельцера (Ф.И. Лидваль; 1904–1905; Большая Конюшенная ул., 19).

Началось производство печей, каминов и каминных печей более компактного размера, которые могли включаться в интерьеры обычных квартир. Выделяется михраб Соборной мечети, покрытый керамикой. Он является уникальной малой архитектурной формой в петербургской архитектуре.

Керамические покрытия сосредоточились на стенах зданий. Появляются сооружения, где керамическая облицовка полностью покрывает фасады (здание железнодорожного вокзала; Ленингр. обл., п. Кикерино, Гатчинское ш., 27) или целые этажи (типография П.В. Березина; Б.И. Гиршович; 1905–1906; Социалистическая ул., 14) и ее невозможно отделить от внутренней конструкции здания. Для усиления движения на фасаде керамическая облицовка акцентирует цокольную (доходный дом А.Ф. Пеля; А.Ф. Пель, Г.Г. Цолликофер; 1911; Шпалерная ул., 5) , щипцовую (доходный дом П.И. Кольцова 3; А.А. Бернардацци; 1905–1907; Английский пр., 21, Декабристов ул., 60) и мансардную (доходный дом С.М. Дейчмана) части стены. Керамические покрытия, составленные из плиток в виде прямоугольных панно, размещались между оконными проемами на фасадах. Размер панно значительно увеличился по сравнению с керамическими изделиями эклектического этапа. Примером служат панно с маками и подсолнухами, расположенные на фасаде доходного дома М.М. Кудрявцева (М.Ф. Еремеев; 1910–1911; 15-я линия ВО, 70). Керамическое покрытие приближается по размеру к оконным проемам и за счет этого вступает во взаимодействие с фасадной композицией здания. Характерной становится такая ситуация, когда керамическая облицовка заканчивается выше оконной перемычки или посередине вертикальной грани проема (доходный дом Захаровых). Эти приемы зрительно усиливали эффект движения архитектурных масс.

Облицовки из керамики размещались в месте стыков архитектурных форм для того, чтобы их замаскировать и тем самым зрительно усилить плавность силуэта стены, например так, как на мансардной части стены доходного дома А.П. Корниловой (А.Ф. Барановский; 1909; Средний пр. ВО, 56).

Керамические облицовки стали помещать на стене в зоне расположения балконов (особняк А.Е. Молчанова). Архитекторы «рисовали» керамикой балконы в более поздних постройках «нового стиля» (доходный дом; 1910; Цимлянская ул., 6).

Стены парадных богато украшались керамическими облицовками (доходный дом Г.А. Бернштейна; А.С. Хренов; 1904–1905; 2-я Советская ул., 10Б). Иногда керамическое покрытие почти меняло свою функцию, из керамики санитарной превращалось в монументально-декоративное убранство. Облицовочная керамика из интерьера «перетекала» на фасад, объединяя два пространства (15 корпус Городской больницы им. Петра Великого; Л.А. Ильин, А.И. Клейн, А.В. Розенберг; 1907–1918; Пискаревский пр., 47).

Керамические облицовки проездных арок вторили облицовкам на фасадах (доходный дом Е.М. Орлова; В.В. Гусев, К.К. Мейбом; 1905–1907; Вознесенский пр., 18). Керамической плиткой и кирпичом выделялись оконные и дверные перемычки (бани П.И. Кудрявцева; А.К. Монтаг, А.И. Дитрих; 1905, 1909; Бобруйская ул., 4; доходный дом М.Б. Кварта; 1910–1911; Бакунина пр., 4).

В культовой архитектуре керамические покрытия тоже стали располагаться на конструктивных частях сооружений. Главный купол и купола минаретов Соборной мечети покрыты керамикой. Также паруса одной из абсид Воскресенского Новодевичьего женского монастыря (Вас. А. Косяков; 1908 –1912; Московский пр., 100а) акцентированы керамикой.

Керамика стала покрывать крупные функционально-конструктивные части здания. Эркеры акцентировались керамическими покрытиями с изображением природных мотивов (доходный дом Бадаевых) (рис. 5) или керамическими покрытиями, заключенными в плавные природные формы (доходный дом И.Ф. Алюшинского; Д.Д. Устругов; 1910–1911; Большой пр. ПС, 69). Покрытия на эркерах подчеркивали асимметрию композиции здания (доходный дом Е.А. Рыбиной; А.Л. Лишневский; 1908; Прядильный пер., 5).

Рис. 5. Керамические панно. 1904–1906. Фото автора. 2014

В убранстве новых форм оконных проемов начинают использоваться наличники и фронтоны, облицованные керамической плиткой (собственный дом Ф.Ф. Лумберга; 1903–1904; Перекупной пер., 9). Традиционные формы оконных проемов окружались керамическим покрытием в виде наличника сложной формы (дом купца М.С. Сегаля; С.Г. Гингер; 1906–1907; 9-я линия ВО, 18).

Для обогащения силуэта здания стали применяться аттики различной конфигурации, облицованные керамикой. Самой характерной формой был аттик округлой формы с расширяющимся к карнизу основанием, который сливался с полем стены, как в доходном доме С.С. Лентца (К.К. Шмидт; 1902–1903; 13-я линия ВО, 16).

Напольная плитка в ранних постройках «нового стиля» была с витиеватым растительным орнаментом, а в более поздних постройках – с более строгим геометрическим орнаментом.

Первые тяги и фризы, облицованные керамикой, служили фоном для кованых элементов и рельефа (особняк М.Ф. Кшесинской; А.И. фон Гоген; 1904–1906; Кронверкский пр., 1-3). Впоследствии их стали покрывать монохромными керамическими плитками. Они зрительно усиливали тектонику здания и объединяли архитектурные элементы в единую композицию (доходный дом Я.И. Перетца; А.И. Зазерский; 1907–1908; Московский пр., 1).

Сооружения, возведенные на этом этапе, могут попадать в разные группы памятников, так как в нем можно увидеть два-три типа применения декоративной керамики в соответствии с местоположением. Например, доходный дом страхового дома «Россия» обильно украшен керамикой как на фасаде, так и в интерьере. Керамическое убранство состоит из подкарнизного фриза, составленного из панно, небольших вставок в тимпанах фронтонов над окнами второго этажа, а также из многочисленной коллекции печей и каминов.

В целом этот этап характеризуется сильным влиянием декоративной керамики на организацию архитектурной композиции.

Рельефы из керамики стали непосредственно включаться в архитектурную композицию на этапе усиления классицистических тенденций (Торговый дом Гвардейского экономического общества; Э.Ф. Виррих, С.С. Кричинский, И.В. Падлевский; 1907–1909; Б. Конюшенная ул., 21-23) (рис.6). Также на этом этапе создавались необычные монументально-декоративные композиции из керамики (особняк В.Э Бранта). В архитектурную композицию стали включаться небольшие скульптурные керамические формы, такие как картуши, медальоны. Малые архитектурные формы на этом этапе представлены печами, каминами и каминными печами, покрытыми керамикой, имеющими более строгие формы. Керамические покрытия в рассматриваемый период находятся на таких конструктивных частях здания, как стена, арка, ризалит. Керамические рельефы размещены в верхних частях трех ризалитов главного фасада особняка В.С. Кочубея (Р.Ф Мельцер; 1908–1910; Фурштатская ул., 24). Применение керамических покрытий на функционально-конструктивных частях здания значительно ослабевает. Монохромной керамической плиткой продолжают покрываться фризы и тяги. Керамической плиткой «рисуются» на фасадах стилизованные элементы форм классицизма, такие как колонны и капители (доходный дом М.Д. Корнилова; А.Ф. Барановский; 1910–1911; Средний пр. ВО, 45).

Декоративная керамика на этом этапе продолжала играть важную роль на фасадах. Ее местоположение по-прежнему сконцентрировано на конструктивной основе здания.

Рис. 6. Керамический рельеф. 1907–1909. Фото автора. 2014

Организация монументально-декоративного синтеза. Периодизация развития

На первом этапе с 1870-х по 1900 годы 4 – на этапе зрелой и поздней эклектики – сильнее выражается эклектическое направление. В этот период выявляется основная группа памятников, которая характеризуется применением декоративной керамики, изготовленной в уже известных техниках по старым технологиям. Декоративная керамика в основном находится на частях архитектурной композиции, не несущих конструктивную нагрузку.

На втором этапе – с начала 1900-х по 1907 год – сформировалась еще одна большая группа памятников. В этой группе сооружений декоративная керамика включается в архитектурную композицию с применением воссозданных и новых техник и технологий, декоративная керамическая композиция располагается на конструктивных и функционально-конструктивных частях здания.

На третьем этапе (1907 – 1916) усиливаются классицистические тенденции. В этой группе памятников декоративная керамика используется с применением техник имитации других материалов. Керамическая композиция включаются в архитектуру с помощью технологий, разработанных ранее. Керамика продолжает находиться на конструктивных частях здания.

Можно выделить три принципа, показывающие комплексных характер изменений при организации монументально-декоративного синтеза, им соответствуют три группы памятников. Эти принципы основаны на понимании качественных различий взаимодействия между декоративной керамической композицией и архитектурной композицией.

Для первой группы памятников характерно слабое взаимодействие. Связь декоративной керамики с архитектурными элементами осуществляется на основе принципа несоответствия, когда керамика, созданная по техникам и технологиям, известным ранее, покрывает и целиком заполняет архитектурные элементы, не несущие конструктивной нагрузки.

Для второй группы памятников характерно сильное взаимодействие. Связь декоративной керамической композиции с архитектурными элементами осуществляется на основе принципа соответствия, когда керамика расположена на конструктивных частях сооружения, с помощью применения новых техник и технологий.

В третьей группе связь между декоративной керамической композицией и архитектурной композицией устанавливается на основе логики классического ордера. Керамическое изделие помещалось в архитектурную композицию на основе принципа включения, когда керамика вводилась в ордерную композицию.

Роль декоративной керамики на изучаемом отрезке времени сильно изменилась. В начале этого временного отрезка декоративная керамика применялась в архитектуре как обособленное украшение. Но затем декоративная керамическая композиция становится всё более значимым элементом. Декоративная керамика непосредственно влияет на формообразование «нового стиля» в петербургской архитектуре.


Примечания

1 Это высокохудожественные майоликовые панно, терракота, глазурованная керамическая плитка, глазурованный и неглазурованный кирпич, применяющиеся в архитектуре второй половины XIX – начала XX века.

2 Это стекловидное покрытие на керамике толщиной 0,15 – 0,3 мм, закрепленное обжигом. Глухие (непрозрачные) белые или окрашенные глазури называются эмалями.

3 Здание было разрушено во время Великой отечественной войны.

4 Годы устанавливаются по датам ключевых сооружений.

References

1. Kirichenko, E.I. (1988) On the Artistic Principles of Spatial Arrangement at the Turn of the 19th Century (F.O. Schechtel's interiors). In: Ensemble Art. Art Object – Interior – Architecture – Environment. Moscow: Izobrazitelnoye Iskusstvo.

2. Makarov, K.A. (1988) Towards the Notion of Decoration. In: Ensemble Art. Art Object – Interior – Architecture – Environment. Moscow: Izobrazitelnoye Iskusstvo.

3. Vlasov, V.G. On the Definition of the Term «Decorativeness» in Different Visual Arts [Online]. Available from: http://archvuz.ru/en/2009_2/16  22.05.2014

4. Kozlova, M.Yu. (2008) The Place of Sculptural Composition in the Architecture of St. Petersburg Buildings, 1896 –1915. In: Artistic Education. The Contents and Methods of Teaching. Issue 4.

5. Petrova, V.M. (1993) Artistic Ceramics on the Facades of Moscow and St. Petersburg Buildings in the Late 19th– Early 20th Century. PhD dissertation. Moscow.

6. Rumyantsevam E.N. (2011) The Decoration of St. Petersburg Buildings of the Turn of the 19th Century. Saint-Petersburg: Dmitry Bulanin.

Citation link

Grigorieva M.D. THE COMPOSITIONAL PRINCIPLES OF INTERACTIONS BETWEEN DECORATIVE CERAMICS AND ARCHITECTURAL ELEMENTS IN SAINT-PETERSBURG BUILDINGS OF THE SECOND HALF OF 19th–EARLY 20th CENTURY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2014. – №3(47). – URL: http://archvuz.ru/en/2014_3/10 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 09.07.2014
Views: 101