Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (48) December, 2014

Design

Chernykh Dmitry G.

Associate professor, Department of Design and Fine Arts,
South Ural State University, PhD student Saint-Petersburg State University of Technology and Design. 
Research supervisor: Professor E.M. Glinternik, DSc. (Art Studies). 
South Ural State University,

Russia, Chelyabinsk, e-mail: kopeytcanin@rambler.ru

OLD RUSSIAN SYMBOLS IN BANKNOTE DESIGN AND NATIONAL SYMBOLOGY

УДК: 658.512.3:744.4
Шифр научной специальности: Щ100

Abstract

The article briefly reviews the emergence and evolution of Russian family, national and state symbols which are traditionally placed on banknotes and stamps. The evolution of family coat of arms and ethno-cultural symbols into the state heraldry is traced over several centuries along with the impact of political contexts on it. Examples used are images of coins, stamps and banknotes from the 10th to the 21st century. The design of the current national banknotes is sharply criticized, and the need for a responsible approach to banknote and coin design is stated as required from both designers and government agencies responsible for the sovereignty and integrity of the state.

Keywords: graphic design, banknote design, state symbols, banknotes

Символы власти на денежных знаках и печатях в Древней Руси

Денежные знаки занимают особое место среди памятников материальной культуры. По ним можно проследить историю каждого государства, практически на всем протяжении его существования.

Чеканка первых русских монет относится к 80-м гг. X в. Помимо своей основной функции в качестве универсального средства, выражающего ценности товаров, участвующих в хозяйственной жизни общества, деньги, а вернее, изображение на них, играли важную идеологическую и социокультурную роль. Они служили важнейшим средством массовой информации. Первые русские монеты известили мир о появлении христианского государства во главе с великим князем Киевским. Выбор легенды (надписи), композиция рисунка на лицевой и оборотной сторонах монеты имели характер политической декларации. На первых русских золотых и серебряных монетах изображен великий князь Киевский, об этом гласила надпись «ВЛАДИМИР НА СТОЛЕ» (рис.1б). О государственной принадлежности монеты дополнительно сообщал родовой знак киевских князей в форме трезубца [1].

Некоторые исследователи славянофилы в XIX столетии увидели в трезубце изображение пикирующего сокола и приписали трезубец основателю династии Рюрику. А так как у западных славян сокол именуется «рарог», следовательно, Рюрик – славянин. Археолог Белецкий доказал математически: трезубец становится родовым знаком Рюриковичей начиная с незаконнорожденного Владимира Святославича, который начинает его использовать еще в Новгороде до крещения Руси и даже до своей «языческой реформы» 980 г. [2].

Некоторые из родовых знаков раннего средневековья предшествовали возникновению гербов, а иногда и служили основой для их создания. Древнерусские княжеские знаки, которые современники называли «пятно», наследовались по строгим правилам. Знак в форме двузубца использовался представителями династии Рюриковичей со времен правления князя Игоря, а возможно и самим Рюриком. Вплоть до Святослава Игоревича происходило наследование родового двузубца без изменений. Представители рода Рюриковичей соблюдали определенные правила наследования личных родовых символов, разработанные в Х–ХI вв [3].

В 2008 г. археолог Татьяна Ершова обнаружила в Пскове захоронение, в котором была найдена трапециевидная серебряная тамга – подвеска, на одной стороне которой изображен двузубец, а на другой – голова сокола с ошейником и вырастающим из нее крестом (рис.1а). Изображения охотничего сокола встречаются как на предметах, найденных на территории России, так и на европейских артефактах (датских монетах). По мнению А. Ю. Чернова, именно под влиянием геральдического сокола двузубец, который Белецкий связывает со знаками хазарских каганов, и трансформировался в трезубец – символ русской княжеской династии [2].

Термин «пятно» как синоним «клейма» обозначает право собственности и пошлину за наложение тавра. Это, по мнению Белецкого, связывает знаки Рюриковичей с хозяйствен-ной деятельностью князя и княжеского аппарата. Но использование этих знаков в качестве прокламативных символов на монетах, верительных знаках, актовых печатях и перстнях, а также на памятных знаках и предметах вооружения, выходит за рамки сугубо экономических функций. Знаки Рюриковичей можно считать древнейшими гербами России. Исчезновение их в середине XIII в. явилось следствием разрушения в результате монголо-татарского нашествия системы государственного устройства на Руси.

Рис. 1. Родовые знаки династии Рюриковичей в государственной символике: а – Прорисовка псковской серебряной тамги X в. (Раскопки Т. Ершовой, 2008 г.). Лицевая (с соколом) и оборотная (двузубец Рюрика) стороны; б – Прорисовка сребреника Владимира Святославича. 980–1015 гг. Лицевая (кн. Владимир) и оборотная (трезубец) стороны; в – Современный герб Украины. Авт. изображения трезубца Г.И. Нарбут, 1917 г.

В Древней Руси первые известные изображения всадника связаны со сфрагистикой. На печатях князя Мстислава Мстиславича Удатного (Удалого) XII–XIII в. изображен всадник с копьем, нимбом на голове и надписью на греческом: «святой Фёдор». Фёдор было крестильное имя князя. Святой Фёдор был покровителем офицеров византийской армии, что способствовало приходу его культа на Русь [4].

Вероятно, традиция изображения всадника пришла на Русь из Западной Европы под влиянием образов рыцарской культуры. Начиная с XI в. во всей Европе на печатях широко распространяется изображение всадника. Появление «Конной печати» соотносится по времени с процессом феодального дробления. В ХI веке «конной печатью» пользовались герцог Адальберт Лотарингский (1037), граф Балдуин Фландрский (1065). Позднее «конные печати» распространились в Центральной и Восточной Европе. Такая печать была у великопольского князя Мешко III в 1145 г., среднепоморского князя Богуслава I в 1170г., у чешского князя Пшемыслава (1192–1193). На Руси изображение всадника на печати имели тверские князья, Александр Невский и Дмитрий Донской (рис. 2а).

Рис. 2. Изображение всадника на печатях, монетах, иконах и в государственной символике России: а – Прорисовка печати Дмитрия Донского. Начало XIV в.; б – Серебряная Копейка Ивана Грозного (1547–1584 гг.); в – Герб Москвы. Закон «О гербе и флаге города Москвы» от 01.02.1995 № 4–12. Автор  К. К. Иванов. Изображение выполнено на основе герба Москвы 1781 г.; г – Геральдический щит с изображением всадника попирающего дракона. Фрагмент герба РФ. Автор  Е.И. Ухналев; д – Новгородская икона середины XV в. «Чудо Георгия о Змие»; е – Изображение всадника на оборотной стороне российских копеек

Самое древнее изображение двуглавого орла связанно с хеттской культурой. Обнаружено на территории современной Турции в Месопотамии и датировано XIII в. до н.э.. Смысловым назначением этой эмблемы было указание на причастность ее носителя к верховной власти. Римская Империя распалась на Западную и Восточную, ее символом стал двуглавый орел, означающий двойную (церковную и светскую) абсолютную власть.

Появление двуглавого орла на Руси и его становление в качестве национального герба имеет несколько версий. По одной из них, двуглавый орел стал использоваться в качестве герба после брака Ивана III с византийской царицей Софией Палеолог. Автор теории классик русской исторической науки – В.Н.Татищев. По другой версии двуглавый орел пришел из Балканских стран – из Болгарии и Сербии. Есть версия, что двуглавый орел, попал с востока в Европу благодаря крестовым походам,  и во второй половине XV в. стал гербом в Священной Римской империи, затем был позаимствован Иваном III, который претендовал на равноправное положение среди коронованных правителей европейских государств.

Первое изображение двуглавого орла на Русских серебряных монетах Великого князя Тверского Михаила Борисовича зафиксировано в 1470-е гг. (рис. 3б). В 1497 году отмечено первое появление московского двуглавого орла, который, имел короны, в отличие от тверского [5].

Есть версии, которые связывают появление двуглавого орла на Руси с языческим мировоззрением, о чем свидетельствуют найденные археологами артефакты (подвески, булавки, наконечник ножен меча) с изображением двуглавой птицы. Самый ранний предмет этой серии, датируемый 950–1000 гг. и имеющий восточноевропейское происхождение, был обнаружен в Гнездовских курганах под Смоленском (рис. 3а).

Академик Рыбаков делает свое предположение о появлении в русской орнаментики двуглавого орла. Парность изображений грифонов в русском прикладном искусстве, возможно, является не отражением представлений непременно о двух существах, а всего лишь изобразительным средством, помогающим художнику выявить на плоскости повсеместность влияния могучего мифического птице-зверя, устремленного и налево, и направо. Первое по времени известное изображение двух грифонов в русском средневековом искусстве – на турьем роге – очень похоже на двуглавую птицу с головами, направленными в обе стороны.

Эта традиция приводит к созданию, к композициям с двуглавой птицей в центральной части, задолго до появления геральдического двуглавого орла. Двуглавый орел широко известен в русской народной вышивке и резьбе XIX в., где он обычно изображался без монархических атрибутов. Иногда вплетаясь в архаичные композиции явно языческого характера [6].

Рис. 3. Двуглавый орел на Руси: а – Прорисовка подвески из клада 1867 г. в Гнездове, 950 – 1000 г.; б – Серебряная монета Великого князя Тверского Михаила Борисовича, 1470-е гг.;
в – Прорисовка печати Ивана III, 1497. Лицевая и оборотная сторона; г – Прорисовка орла на боевой награде Ивана Грозного, XVI в.

Становление единой денежной системы на Руси

В XII в. международные торговые пути смещаются к южным и западным границам Восточно-Европейской равнины. С XIII в. Северо-Восточная Русь становится центром политической жизни славянских княжеств, но набеги с юга и хозяйственное разорение задержали ее развитие. Это привело к появлению так называемого «безмонетного периода» (с XII по XIVв.), не имеющего аналогов в европейской истории. Чеканка монет прекратилась, а роль платежных средств выполняли различные суррогаты денег: серебряные слитки, стеклянные бусы, меха куницы и белки, скрепленные в связки и запечатанные печатью.

С XIV в. на Руси возобновляется чеканка монет, получивших название «деньги». Возникла денежная система, в которой соединились элементы древнерусского и тюркского денежного дела. Особенностью первых русских монет конца XIV – начала XV в. была, прежде всего, их прокламативная функция. Они служили инструментом национально-освободительной борьбы русского населения против иноземного ига [1].

На монетах после победы на Куликовом поле появились легенды с именем князя, написанным не арабскими буквами, а кириллицей. На одной стороне монеты изображался воин с надписью «ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ». Монета сообщала о притязании московского великого князя на политическую самостоятельность, но на другой стороне монеты чеканилось имя хана Тохтамыша с титулами и пожеланием: «да продлится его царствование», как знак зависимости от Золотой Орды .

Чеканка монеты в Северо-Восточной Руси была вызвана потребностями экономики, развитием внутренней торговли и ростом городов. Но все же главными  были политические причины. Организация собственной чеканки подчинялась основной политической задаче – борьбе за национальную независимость. Сформировалась сложная знаковая система, при которой каждая деталь рисунка на монете имела определенное значение [1].

В XV в. денежное обращение на Руси переживало процессы слияния удельной чеканки в единую общерусскую. В 20-х гг. XV в. насчитывалось более 20 центров, где чеканили монеты с собственными изображениями, со своей символикой и тайнописью, а к 60-м гг. XV в. создались предпосылки для образования общерусской денежной системы и этот процесс совпал с формированием Русского централизованного многонационального государства в XVI веке. Уже в середине XV в. ордынские элементы на русских монетах стали носить чисто декоративный характер. Так, в 80-х гг. XV в. вновь были выпущены две русские монеты с арабскими надписями. Случилось это в 1487 г. Казань была завоевана Иваном III. Во главе Казанского ханства оказался ставленник московского князя – хан Мухаммед. По этому поводу были выпущены монеты, оформление которых свидетельствовало о новом уровне отношений между русскими и татарскими властями. Вокруг изображения всадника с копьем размещалась надпись «князь Великий Иван Васильевич», на другой стороне в центре арабские буквы обозначали имя «Иван», а круговая надпись сообщала: «осподарь всея Руси». Монетка, насыщенная символикой, утверждавшей власть Москвы и великого князя Московского [1].

В 1497 г. зафиксировано первое появление всадника-змееборца на лицевой стороне печати Ивана III, на оборотной стороне которой был изображен двуглавый орел (рис. 3в). До этого у Ивана III и его отца Василия II Васильевича Темного помещалось на печати изображение льва в схватке со змеей. Всадник на одной стороне, а орел на другой – этот сюжет сохранялся на печатях до тех пор, пока в 1561 г. Иван IV не распорядился перенести сюжет сражения со змием на грудь двуглавого орла (рис. 3г).

На печатях московских великих князей и царей, а затем на московском гербе и гербе Российской Империи всадник изображался без нимба, но в головном уборе: либо в княжеской шапке, либо в венце, либо в короне, либо в шлеме. Сюжет битвы со змием на печатях и на монетах идентичен иконописному. Но отождествление всадника со святым Георгием подтверждается только на основании сходства сфрагистического и иконописного сюжетов в средневековой системе представлений, в которой фигура всадника воспринималась как обозначение правящего царя. Отождествление всадника со Святым Георгием допустимо, так как покровителем московских князей традиционно являлся  Георгий Победоносец. Начиная с правления Ивана Грозного (1533–1584) на монетах помещался всадник с копьем, соединяющий и герб государства, и изображение правителя (рис. 2б).

Учрежденная Петром I геральдическая комиссия впервые постановила считать всадника, изображенного на государственном гербе, Георгием Победоносцем. Высочайшим указом Верховного тайного совета от 10 июля 1728 г. был определен рисунок герба: «Герб государственный постарому двуглавый черный орел… В середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое…» [7].

Смута в России  1598–1613 гг. показала, каким важным инструментом внутренней политики государства являются денежные знаки. Самозванцы, стремящиеся к власти, либо приходившие к ней даже на короткое время, чеканили монеты со своим именем: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III. Имя царя Федора Ивановича как последнего законного представителя династии Рюриковичей в эпоху Смуты стало политическим знаменем, под которым собирали свои силы патриотически настроенные граждане. В Ярославле осенью 1611 – весной 1612 г. было образовано временное правительство – Совет всей земли, создан правительственный бюрократический аппарат и учрежден денежный двор. Чеканка монет Ополчением стала переломным моментом в ходе национально-освободительной борьбы. Эти монеты были не только вещественным доказательства экономических возможностей Ополчения, они стали своего рода политическим лозунгом, объединившим патриотические силы страны для борьбы с интервентами и разбойничьими отрядами, за восстановление национального государства. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от поляков в октябре 1612 г. Монеты Ополчения чеканились с весны 1612 по май 1613 г. [1].

Денежные знаки в Российской Империи

В 1708 году Петром I в рамках первой реформы русского алфавита (изменения состава азбуки и упрощения начертания букв) был введен так называемый гражданский шрифт. Он стал, своего рода, компромиссом между сторонниками русской традиций и апологетами западной культуры. По эскизам, выполненным предположительно Петром I, в 1707 г. был создан шрифт, использование которого должно было приблизить визуальный облик российских печатных светских изданий к западноевропейским аналогам того времени. Гражданский шрифт предназначался для официальных публикаций и периодики, технической, научной, учебной, военной, художественной литературы – и вскоре стал использоваться и на денежных знаках.

В результате деятельности царя-реформатора русские этнокультурные мотивы, будучи архаичными и несоответствующими духу реформ в ориентации государственного и общественного строительства на страны Западной Европы, были изгнаны из дизайна монет и официальной государственной символики, формирование которой происходило при полной ориентации на европейскую моду. Что же касается самих функций денежных знаков, то они расширились: помимо платежного средства и прокламативных утверждений, что было и раньше, петровские монеты выполняли и просветительскую задачу. Благодаря им, русское общество осваивало новое летосчисление, гражданский алфавит и цифры.

Этнокультурные мотивы в дизайне советских и российских денежных знаков

Русские этнокультурные мотивы появились вновь в дизайне денежных знаков и в официальной государственной символике во второй половине XIX в. (в правление Александра II). Связано это с культурными, общественно-политическими, экономическими и иными изменениями, которые произошли в России после отмены крепостного права.

Смена политического строя в 1917 г. отразилась и на государственной символике. Двуглавый орел был лишен монархических атрибутов (короны, скипетры, державы). Одним из авторов нового варианта герба стал известный художник-график И.Я. Билибин. Прототипом рисунка стилизованного орла послужило изображение, взятое с печати Ивана III (рис. 3в). 7 апреля 1917 г. рисунок печати был опубликован в «Собрании узаконений и распоряжений Правительства» (рис. 4а). Поскольку государственная печать традиционно считается гербовой, то подразумевалось, что изображение на государственной печати и есть герб. 29 апреля 1917 г. Газета «Речь» писала: «Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употреблении знака государственного герба, признало, что двуглавый орел не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем…, поэтому с удалением с него титульных гербов, и эмблем монархического характера… орел может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства» [8].

Рис. 4. Двуглавый орел в Российской государственной символике: а – Печать Временного правительства Российской республики, 1917 год. Автор  И.Я. Билибин; б) Российская монета 2 рубля с эмблемой Банка России, 2009 г.; в – В 1855–1857 гг. барон Б. Кене провел геральдическую реформу. Тип орла был изменен под влиянием германских образцов, а Святой Георгий, в соответствии с правилами западноевропейской геральдики, был обращен вправо. Автор  А.Фадеев; г – Проект герба РФ разработанный специалистами Государственной Герольдии при Президенте России. Утвержден указом президента 1 декабря 1993 г. Автор  Е.И. Ухналев

Временное Правительство просуществовало с марта по октябрь 1917 г., но успело выпустить целую серию банкнот. До принятия советского герба 24 июля 1918 г. использовались печати, деньги, бланки документов с изображением двуглавого орла Временного Правительства; деньги находилась в обращении и выпускалась советской властью до денежной реформы.

В качестве примера первых советских денежных знаков рассмотрим 250 рублевую банкноту, в дизайне которой доминируют русские этнокультурные мотивы (рис. 5а). По периметру купюры проходит плетеный орнамент, в центре двуглавый орел, совмещенный со свастикой (знаком Солнца), слева и справа от герба располагается орнамент, который исследователи именуют «узел счастья» или «вечный узел». Он встречается на средневековых артефактах, связанных с языческим представлением о мироустройстве.

Окончательный распад Российской Империи и гражданская война породила параллельное существование множества денежных систем на территории некогда единого государства. Степень ликвидности таких денег увязана с подконтрольными территориями, которые занимали враждующие группировки.

Эмблема с изображением серпа и молота 10 июля 1918 г. была закреплена законодательно в Конституции, принятой на V Всероссийском съезде Советов. Русские этнокультурные мотивы в дизайне первых советских денег иногда соседствовали с классовой символикой. Например, на банкноте Временного Правительства в 250 рублей 1917 г., как и на банкноте РСФСР аналогичного номинала 1919 года, присутствует изображение «вечного узла». Матрицы банкнот Временного Правительства оказались в руках новой власти, которая использовала некоторые графические элементы серии 1917 года в качестве, прежде всего, защиты от подделок. Кроме этого, по четырем сторонам банкноты был помещен лозунг с герба РСФСР «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» на немецком, китайском, арабском и английском языках. Помимо политических амбиций новой власти, просматривается традиция, идущая еще с языческих времен, своего рода, заклинание «на все четыре стороны» (рис. 5б).

30 декабря 1922 года была принята Декларация об образовании СССР. Для разработки символики и создания визуальных атрибутов нового государства был объявлен конкурс, в котором приняли участие более тридцати художников. Несмотря на нарушение общепринятых законов геральдики, разработанная эмблема СССР выглядела мощной, неординарной, воплощающей новые идеи государственности.

С середины ХХ века русские мотивы вновь начинают появляться на облигациях и банкнотах. Возвращение их – следствие победы СССР в Великой Отечественной войне и рост национального самосознания у советских граждан. Во время ожесточенного военного противостояния обществом были востребованы в качестве героического ориентира образы, в том числе, и из исторического прошлого, которые олицетворяли триумф России в защите своего суверенитета: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский и другие. В обществе пробуждается интерес не только к конкретным государственным и обществен-ным деятелям, но и к культуре русского средневековья в целом. Тиражируя плакаты, книги, снимая фильмы и ставя театральные постановки о героях прошлого, власть попутно занима-лась популяризацией русской национальной культуры во всех ее проявлениях.

После денежной реформы 1961 г. на банкнотах СССР утвердился дизайн, который начинал просматриваться еще на банкнотах выпуска 1947 г. Он просуществовал до распада СССР (рис. 5в). В нем удивительным образом переплелась советская символика с стилизованными древнерусскими плетеными орнаментами. Декоративные шрифтовые гарнитуры, привнесение в них стилизованных элементов русских средневековых буквиц и орнамента довершало стиль советских денежных знаков. Подобная стилистика присутствует и на банкнотах Народной Республики Болгарии 1951 г. Учитывая экономическое и политическое значение СССР, можно предположить, что дизайн болгарских банкнот имеет отечественные истоки. Возможно, что и сами болгарские банкноты разрабатывались и печатались в СССР. Близость их стилистики к денежным знакам СССР, помимо социалистической идеологии, можно объяснить схожестью культуры русского и болгарского народов (рис. 4 г).

Рис. 5. Банкноты Российской республики, РСФСР, СССР, НРБ: а – Банкнота Российской республики номиналом в 250 рублей. Серия 1917 г.; б – Банкнота РСФСР номиналом в 250 рублей. Серия 1919 г.; в – Банкнота СССР номиналом в 1 рубль. Серия 1961 г.;  г – Банкнота НРБ номиналом в 3 лева. Серия 1951 г.

Цветовая гамма используемая на отдельных номиналах отечественных банкнот, сохранила преемственность на протяжении почти всего ХХ века. Например, номинал в 100 рублей имела бежевый оттенок, 5 рублей – синий, 3 рубля – зеленый, 1 рубль – желтый. Эта традиция в основном просматривается в сериях с 1905 по 1991 гг.

После распада СССР в 1991 г. было выпущено несколько серий денежных знаков, которые можно отнести к так называемому переходному периоду. Сначала была нарушена традиционная цветовая дифференциация номиналов, в 1992 г. из дизайна банкнот была изъята советская символика, а в выпуске 1995 г. уже отсутствуют этнокультурные мотивы. В первом выпуске банкнот серии 1997 г. года их нет. Через несколько лет стилизованные русские орнаменты начинают появляться на банкнотах крупных номиналов (500, 1000, 5000 рублей) как дополнительные степени защиты от подделок.

Историческая преемственность в современной символике РФ

30 ноября 1993 г. Президент России подписал Указ № 2050 «О Государственном гербе Российской Федерации», который вступил в силу с 1 декабря 1993 г. Согласно этому Указу, Государственный Герб Российской Федерации –  золотой двуглавый орел в красном поле геральдического щита, увенчанный тремя историческими коронами Петра Великого (над головами две малые и над ними – одна большого размера), в лапах орла – скипетр и держава, на груди – в красном щите всадник, поражающий копьем дракона (рис. 4г). Проект был разработан специалистами Государственной Герольдии при Президенте России, автор изображения петербургский художник Е.И. Ухналев [8].

Рисунок герба РФ был выполнен по мотивам Малого герба Российской империи, который появился в результате геральдической реформы, проведенной в царствование Александра II в 1855–1857 гг. (рис. 4в). Специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение, которое возглавил барон Б. Кене. Он разработал целую систему российских государственных гербов (Большой, Средний и Малый), ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные нормы европейской монархической геральдики [8].

На гербе Москвы изображен Святой Георгий (рис. 2в). Он, в отличие от всадника на щите государственного герба РФ, иначе «наезжает» на змея, а змей находится в иной позиции. По традиции святой изображали с нимбом, либо в шлеме. Что все-таки что за всадник изображен на государственном Гербе России (рис. 2г)?

На современных денежных знаках РФ вместо национальной символики, расположилась эмблема Банка России (рис. 4б). Считается, что это рисунок, выполненный Билибиным по заказу временного Правительства (рис. 4а). При сравнительном анализе орла 1917 г. и современного символа Банка России обнаруживается ряд отличий, они касаеются деталей орла: иные пропорции птицы, другая форма лап, хвоста, головы, изгиб крыла привели к искажению первоначального образа. Символу Банка России не корректно приписывать авторство художника Билибина. На российских копейках, согласно традиции, помещен всадник (рис. 2е). Фактически это воспроизведенное изображение новгородской иконы середины XV в. «Чудо Георгия о Змие» (рис. 2д). Но почему-то на копейках изображение Святого Георгия лишено нимба.

Как и в эпоху Средневековья, на облик денежных знаков существенное влияние оказывает политическая конъюнктура. Но если внешний вид денежных знаков Древней Руси, Российской Империи и советского периода выполнял идеологическую функцию, то в дизайне современных денег эта тысячелетняя традиция впервые (!) прервалась. На современных банкнотах помещены банальные сюжеты, напоминающие изображения с туристических открыток с архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками (рис. 6в,г).

Денежные знаки РФ – платежное средство со степенями защиты от подделок. В дизайне отечественных банкнот и монет отсутствует государственная символика и не просматриваются попытки художественными средствами выразить национальную идею, отобразить пройденный исторический путь, продекларировать единство многонациональной страны или подчеркнуть суверенитет. Шрифтовая гарнитура, которая используется на российских банкнотах при обозначении номинала, является беспрецедентной и не имеет аналогов в мире. Такой внешний вид национальной валюты наносит урон престижу государства.

Знак Рюриковичей в современной украинской символике

Центральная Рада 18 июля 1917 г. провозгласила образование Украинской Народной Республики. А уже 19 декабря 1917 г. был напечатан первый дензнак Украинской Народной Республики – купюра достоинством 100 рублей. Автором оформления дензнака стал художник-график Георгий Иванович Нарбут. Он взял за основу родовой знак князя Владимира (рис.1б) и творчески переработав, создал изображение, которое стало символом украинской государственности. Этот знак был помещен на первых украинских банкнотах еще до официального утверждения его в качестве государственного герба [9].

После распада СССР и очередного провозглашения независимости Украиной в 1991 г. изображение трезубца, созданного Г. И. Нарбутом, было утверждено постановлением Верховной Рады «О Государственном гербе Украины» от 19 февраля 1992 г. в качестве государственного герба (рис.1в).

В отличие от знака князя Владимира, правителя когда-то единого государства, он стал восприниматься как символ независимости Украины, противопоставив ее, в массовом сознании, прежде всего, Российской государственности. Рассмотрим украинскую банкноту номиналом в одну гривну (рис. 6 а,б). Помимо портрета правителя Древнерусского государства князя Владимира, на банкноте изображены древний Киев и традиционные орнаменты. Наблюдается также композиция, составленная из исторических артефактов. Расположение на лицевой стороне банкноты государственного герба подчёркивает его главенство перед знаком Национального Банка Украины, символ которого располагается на оборотной стороне.

Современные украинские денежные знаки, в отличие от российских, выполняют традиционную для денежных знаков прокламативную функцию. Значение ее особенно возрастает в сложные периоды истории.

Рис. 6. Современный дизайн банкнот Украины и России: а – Лицевая сторона украинской банкноты; б – Оборотная сторона украинской банкноты; в – Лицевая сторона российской банкноты; г – Оборотная сторона российской банкноты

Вывод

С момента своего появления, денежные знаки, являлись не просто платежным средством, но выполняли идеологическую функцию в государстве, являясь одновременно и древнейшим средством коммуникации. Приверженность русского народа родному языку, религии и национальным денежным знакам, помогло России устоять под ударами судьбы на протяжении всего своего исторического пути, сохранив единство и суверенитет страны. И хотя в современном мире значение денежных знаков как средств коммуникации не столь велико, как в средние века, но и сегодня денежные знаки многих стран мира выполняют эти традиционные функции. Россия заслуживает, на наш взгляд, более адекватного, идеологически зрелого и эстетически выверенного дизайна на таком важнейшем атрибуте государственности, как национальные денежные знаки.

References

1. Melnikova, А.S., Uzdenikov, V.V, Shikanova, I.S. (2000) Money in Russia. History of the Russian Monetary System since the Ancient Times till 1917. Moscow: Strelets (in Russian).

2. Chernov, A.Yu. Rurik’s Coat of Arms Found in Old Ladoga? [Online] Available from: http://www.chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm#_ftn1  (in Russian)

3. Eastern Europe in Ancient Times and in the Middle Ages: Political Institutes and the Supreme Power: 19th Readings in Memory of the Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences Vladimir Pashuto (Moscow, 16-18 April 2007). Мoscow: Institute of General History of the Russian Academy of Sciences, 2007 (in Russian).

4. Alfyorov, A. The Seals of Prince Mstislav the Udatny [Online] Available from: http://sfragis.com/wp-content/uploads/2012/01/sfrag2.pdf  (in Russian)

5. History of the Coat of Arms of Tver Region [Online] Available from: http://www.region.tver.ru/municipal-struct/gerb_history.html  (in Russian)

6. Rybakov, B.А. (1987) The Paganism of Ancient Russia. Moscow: Nauka (in Russian).

7. Karpov, V. The Pagan Symbol of Victory [Online] Available from: http://varangianrus.info/?p=464  (in Russian)

8. Spatkay, L. The Heritage of Byzantium: Russia. Part 2. [Online] Available from: http://www.istpravda.ru/research/5356/    (in Russian)

9. The Origins of the Ukrainian Currency [Online] Available from: http://uah.fxdata.ru/history.aspx  (in Russian)

Citation link

Chernykh D.G. OLD RUSSIAN SYMBOLS IN BANKNOTE DESIGN AND NATIONAL SYMBOLOGY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2014. – №4(48). – URL: http://archvuz.ru/en/2014_4/20 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 10.11.2014
Views: 103