Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (63) September, 2018

History of architecture

Lizarkin Artem R.

Student, Subdepartment of Architecture and Urbanism.
Pacific State University

Russia, Khabarovsk, e-mail: lizarartem_97@mail.ru

Kolesnikova Yulia S.

Student, Subdepartment of Architecture and Urbanism.
Pacific State University

Russia, Khabarovsk, e-mail: thekolesnikovajulia@mail.ru

Bazilevich Mikhail E.

PhD (Architecture), 
Professor at the Higher School of Architecture and Urban Planning. 
Pacific National University,

Russia, Khabarovsk, e-mail: mikhailbazilevich@gmail.com

BARRIER-FREE ENVIRONMENT OF THE CITY OF KHABAROVSK

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

The article discussed the problem of creating a barrier-free environment for disabled people and people with special needs. The current state of the issue is considered, the main shortcomings and possible solutions are identified.

Keywords: barrier-free environment, improvement, low-mobility population groups

Введение

Проблема формирования комфортной городской среды, в равной мере приспособленной и доступной для всех социальных групп населения, в настоящее время является актуальной для всех городов и населенных пунктов нашей страны. По данным Всемирной организации здравоохранения на 2018 г. свыше 1 млрд человек имеют какую-либо форму инвалидности, что составляет примерно 15 % населения земли. Примерно от 110 (2,2 %) до 190 млн (3,8 %) человек от 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании организма [3]. С каждым годом численность населения, имеющего инвалидность или какие-либо физические ограничения, неуклонно возрастает в связи со старением населения и неумолимым распространением хронических нарушений здоровья [8]. К сожалению, люди с ограниченными возможностями и инвалиды нередко сталкиваются с неприспособленностью городской среды, недоступностью общественного транспорта, отсутствием возможности беспрепятственного доступа в общественные и жилые здания, а также с ограниченной социальной поддержкой. По статистике, на 2017 г. количество инвалидов в России составляет около 15 млн человек, а это примерно каждый десятый житель нашей страны. В Хабаровске на сегодняшний день проживает более 75 тыс. человек, имеющих ту или иную степень инвалидности. В связи с этим необходимо изучить проблему формирования безбарьерной среды в Хабаровске, выявить существующие пробелы и определить возможные пути их устранения.

Как правило, именно люди с ограниченными возможностями испытывают проблемы с мобильностью. Мы довольно редко видим их на улице, в театрах и магазинах, это инвалиды-колясочники, незрячие и слабослышащие люди [6]. Ежедневно каждый из них, если и решится выйти на улицу, сталкивается с «враждебной» городской средой, ведь большинство зданий и объектов городской инфраструктуры совершенно неприспособлены к нуждам этих людей. Отсутствуют пандусы, нет подъемников на крыльца зданий, в том числе и зданий социального назначения (банков, больниц, образовательных учреждений и пр.), нередко отсутствует либо не работает голосовое сопровождение на светофорах. В транспорте зачастую отсутствует голосовое оповещение, не объявляются остановки, что особо актуально для людей, имеющих проблемы со зрением. Повсеместно отсутствуют титры, незаменимые для слабослышащих. Обеспечение общедоступности городской среды и беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям, транспорту и информации – одно из фундаментальных прав человека, и, безусловно, перед архитекторами-проектировщиками стоит задача средствами архитектуры обеспечить это право всем гражданам без исключения.

В Хабаровске, как и во многих городах России, проблема неприспособленности городской среды для людей с ограниченными возможностями стоит особенно остро. Отсутствие пандусов с комфортным уклоном, широких пешеходных дорожек и часто даже обычных скамеек на улицах города сильно затрудняет комфортное нахождение и передвижение населения с физическими ограничениями (рис. 1–3). Несомненно, архитектура как средство формирования городской среды в этом вопросе играет немаловажную роль. Работая над новым проектом или выполняя проект реконструкции, архитектор может создать как комфортные условия для маломобильных групп населения, так и усугубить уже существующие недостатки городской среды. Проведенный авторами данной статьи анализ основных направлений формирования безбарьерной среды в Хабаровске выявил ряд проблем, решение которых позволит значительно повысить качество городской среды и сделает ее более доступной для людей с ограниченными возможностями. Остановимся на них подробнее.


Рис. 1. Пешеходный переход, не оборудованный для инвалидов. Хабаровск. Фото М.Е. Базилевича


Рис. 2. Примеры организации входных групп объектов торговли. Хабаровск. Фото М.Е. Базилевича


Рис. 3. Примеры организации пешеходных путей, не оборудованных для людей с ограниченными возможностями.
Хабаровск. Фото М.Е. Базилевича

Организация пандусов. Малодоступное неорганизованное городское пространство диктует многим горожанам пассивный, или, напротив, агрессивный образ жизни, заставляя преодолевать постоянные препятствия, что не может сказаться на характере социальных транзакций и норм поведения в обществе. Эти «плавные подъемы» необходимы, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя полноценными членами общества. Даже невысокий бордюр на тротуаре зачастую становится для инвалида в коляске непреодолимым препятствием, не говоря уж о ступеньках при входе в магазин или какое-либо общественное здание [6].

Отсутствие поручней или их некорректное обустройство. Отсутствие поручней на лестницах существенно затрудняет их эксплуатацию для людей с физическими ограничениями. Ряд заболеваний влечет за собой нарушение координации, в результате чего наличие поручней становится необходимым средством для передвижения по лестнице или другом представляющем опасность участке пути [6]. Отсутствие поручней делает невозможным доступ к зданиям для определенных групп населения.

Недостаточное количество общественных туалетов. На сегодняшний день в городе ощущается недостаток общественных туалетов. Группы населения, имеющие проблемы тазовой области, испытывают постоянный дискомфорт из-за недостаточного количества туалетов. С возникновением острой нужды человеку с физическими ограничениями приходится справлять нужду в ненадлежащем месте, испытывая моральный дискомфорт. Более того, общественные туалеты, которые существуют в Хабаровске, совершенно не оборудованы для маломобильных групп населения, что делает их использование инвалидами просто невозможным.

Недостаточное количество скамеек на улицах города или их отсутствие. Для населения с физическими ограничениями для комфортного передвижения и прогулок необходимы скамьи; в связи с быстрой утомляемостью человеку необходимо сделать передышку, отдохнуть для дальнейшего передвижения. Сейчас количества скамей в городе явно не хватает.

Слабая оснащенность автобусных остановок. Большинство автобусных остановок города не имеют достаточной оснащенности. На многих отсутствуют элементарные скамьи для комфортного ожидания общественного транспорта. Зачастую отсутствует навес, защищающий человека от неблагоприятных погодных условий. Кроме того, автобус не всегда высаживает пассажиров на площадку ожидания, совершая высадку на проезжей части.

Неприспособленность среды для людей со слабым зрением. Для инвалидов по зрению городская среда Хабаровска представляется проблемной, так как в ней отсутствуют необходимые условия для комфортного пребывания и ориентации в городе. Чтобы обеспечить доступность учреждения для инвалидов по зрению, необходимо оснащение территории и помещений специальным комплексом рельефных плоско-выпуклых изделий, которые бы обеспечили слабовидящим и незрячим людям тактильную доступность информации. Для этого предлагается использовать набор специальных тактильных изделий, произведенных в соответствии с утвержденными ГОСТами, СНиПами и Сводами правил для проектирования и оборудования учреждений с учетом доступности для маломобильных групп населения (знаки доступности, информационные пиктограммы и пр.).

Возможные пути решения указанных проблем можно найти, изучив зарубежный опыт организации городской среды, адаптированной для людей с ограниченными возможностями. Если программа «Доступная среда» реализуется в Российской Федерации с 2011 г., то в европейских странах и США такие программы внедряются уже несколько десятилетий и среда максимально приспособлена для нужд малоподвижных групп населения. В Европе, Америке и некоторых азиатских странах используется ряд самых различных приспособлений, направленных на создание максимального комфорта для людей с ограниченными возможностями: пандусы, особые лифты в домах и подъемники в метро, специально оборудованные автобусы, стоянки для инвалидов, тактильные дорожки и т.д. Это объясняется тем, что в развитых странах работа по адаптации среды для этих групп населения ведется более полувека. Например, в Великобритании ныне действующий закон об инвалидах был принят еще в 1944 г. [5]. Физические барьеры в окружающей среде существенно затрудняют или делают невозможным для инвалида получение образования, ведение трудовой деятельности, занятия спортом и проведение досуга.

Из зарубежного опыта обустройства городской среды следует почерпнуть стремление следовать принципу непрерывности на тех территориях, где люди бывают наиболее часто, а именно: тротуары и пешеходные дорожки во дворах, аллеи в парках и скверах, подходы к общественным зданиям, перекрестки, остановки общественного транспорта, подходы к киоскам, банкоматам и др. (рис. 4).


а.


б.                                                                                          в.
 Рис. 4. Примеры организации безбарьерной среды
а. Лестница, совмещенная с пандусом. о. Хайнань. Фото М.Е. Базилевича;
б. Тактильное покрытие на станции метрополитена. Вена [9];
в. Пешеходный переход. Ханчжоу. Фото М.Е. Базилевича

Несмотря на сравнительно недавний старт программы безбарьерной среды в России, в Хабаровске уже имеются успехи в этом направлении деятельности. На улицах города появились новые трамвайные вагоны, которые оборудованы механическими подъемниками для инвалидных колясок (рис. 5а). Значительно увеличилось количество автобусов, приспособленных для инвалидов-колясочников. Однако неорганизованность автобусных и трамвайных остановок существенно затрудняет использование общественного транспорта для упомянутых групп населения. Возрастает количество пандусов, использование которых не вызывает неудобств. Еще один успех в данной области – подземный переход на железнодорожном вокзале города. Помимо подземного перехода реконструкции подверглись и посадочные платформы. Обновленные платформы выполнены тротуарной плиткой, а вдоль краев обустроена предупреждающая тактильная плитка для маломобильных граждан. Планируется установка подъемников для инвалидов и эскалаторов. К тому же, к самому зданию вокзала будет пристроена шахта лифта [7]. В последнее время в государственных медицинских учреждениях города стали появляться туалеты, оборудованные для инвалидов-колясочников (рис. 5б).


а.


б.
Рис. 5. Примеры организации безбарьерной среды в Хабаровске. а - Трамвай, оборудованный для инвалидов [10];
б - Санузел, оборудованный для людей с ограниченными возможностями. Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску [11]

Заключение

Краткий обзор современного состояния проблемы формирования комфортной и доступной для людей с ограниченными возможностями городской среды в Хабаровске показал, что в настоящее время городские пространства не являются достаточно комфортными и адаптированными для данной группы населения. Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые городской администрацией и архитектурным сообществом, все еще существует целый ряд проблем, требующих скорейшего решения.

References

1. Glebova, А.V. (2014) Barrier-free environment. Analysis of international experiences. International scientific-technical conference of young scientists at Belgorod State Technical University, p. 144–148. (in Russian)

2. Khachatryants, K.K. (2011) About the architectural environment for the low-mobility groups of the population. Bulletin of the National Association of Builders, No. 7, p.92-106. (in Russian)

3. 10 facts on disability [Online]. WHO. Available from: http://www.who.int/features/factfiles/disability/en/  (09.05.18)

4. Adaptation of planning solutions is a new direction in the design of residential buildings for mass construction. [Online]. AUPAM.RU. Available from: https://aupam.ru/pages/zakonodatelstvo/adaptaciya_planirovochnihkh_resheniyj/oglavlenie.html  (11.05.18). (in Russian)

5 Barrier-free environment in America and Europe [Online]. Pandus.su. Available from: http://pandus.su/realii-sozdaniya-bezbarernoj-sredy-i-stroitelstva-pandusov-dlya-invalidov-v-sovremennoj-rossii/  (11.05.18). (in Russian)

6. Mashtakov, D. (2014) The lack of ramps is a problem for the disabled [Online]. Znamya. Available from: http://znamja.com/articles/media/2014/9/26/otsutstvie-pandusov-problema-dlya-invalidov/  (11.05.18). (in Russian)

7. Underground pedestrian tunnel at Khabarovsk Railway Station will start working in August [Online]. DVHAB.RU. Available from: https://www.dvnovosti.ru/khab/2017/04/13/64961/  (18.05.2018). (in Russian)

8. Skripkin, P.B, Shamanov, R.S, Mikheeva, N.A. (2014) Existing problems of an accessible environment for low-mobility groups in Russia and other countries and measures to eliminate them. Young Scientist, No. 20, p. 217-220. Available from: https://moluch.ru/archive/79/14115/  (25.05.2018). (in Russian)

9. Metro in Vienna [Online]. Surf. Available from: https://surfingbird.com/surf/gmbl1072D  (Date accessed 24.05.18)

10. New trams have gone en route in Khabarovsk [Online]. AmurMedia.ru. Available from: https://amurmedia.ru/news/565087/  (Date accessed 24.05.18)

11. Electronic accessibility passport of the Social Security Department for Kirovsky and Krasnoflotsky Districts of the «Khabarovsk Center for Social Support of the Population» (Khabarovsk, Seryshev Street 62) [Online]. «Khabarovsk Center for Social Support of the Population». Available from: https://kguhb.mszn27.ru/kgu/eap  (Date accessed 25.05.18)

 

Citation link

Lizarkin A.R., Kolesnikova Y.S., Bazilevich M.E. BARRIER-FREE ENVIRONMENT OF THE CITY OF KHABAROVSK [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №3(63). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_3/14 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 25.05.2018
Views: 122