Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (63) September, 2018

Design

Faizrakhmanova Guzel R.

PhD. (Art Studies), Associate Professor, Subdepartment of City and Rural Planning.
Kazan State university of Architecture and Civil Engineering
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1099-0768 .

Russia, Kazan, e-mail: guzelfa@list.ru

SMALL WOODEN ARCHITECTURE FORMS AND ART OBJECTS IN PUBLIC PLACES OF KAZAN

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

The article is devoted to small wooden architecture forms and art objects in the urban environment of Kazan created within the last 5 years. Identification and fixation of these objects and their stylistic analysis will contribute to the history of Kazan’s modern architecture, art and design. The study of these objects makes it possible to define what equipment and techniques and which stylistic trend defines the practice of small architectural form design and decorative wooden sculpture which form the modern image of the urban environment and public spaces in Kazan.

The study records and describes the most important and extensive projects and objects and gives an idea of the diversity of plastic treatments and approaches to projects demonstrating that the small architecture forms and urban environment of Kazan are close to the modern-day trends in this field.

Material gathered in the framework of the study confirms the current trend in urban environment design, which is the prevailing usage of wood in small architecture forms and spatial decorative objects.

Keywords: small architecture forms, installation, art object, urban environment design, public places

Актуальные тенденции в области архитектуры, средового дизайна и современной художественной практики в России демонстрируют возвращение в городскую среду дерева как материала. В течение последних 10 лет эта практика становилась все более очевидной, расширялись ее границы. Дерево стало активно использоваться вместо бетона, металла и пластика или в сочетании с этими материалами благодаря своей пластичности, экономичности и экологичности. Многочисленные примеры сооружений малых архитектурных форм и декоративной городской скульптуры в городах и сельских поселениях России, фестивали, популяризирующие данное направление, являются подтверждением этой тенденции |7|.

В данной статье объект анализа представляют, прежде всего, малые архитектурные формы, сооруженные на территориях общественных пространств Казани в рамках республиканской программы развития парковых пространств, реализуемой в Татарстане с 2015 года по сей день. Вторая категория – это средовые произведения искусства, декоративная скульптура и так называемые «арт-объекты» – распространившийся в последние годы термин, обозначающий в широком смысле объект искусства, иногда выполняющий и функциональную нагрузку. Первые деревянные арт-объекты, созданные в рамках современной стилистики, появились в Казани в 2013 г.

Цель исследования – выявить характерные приемы, стилистику сооружений из дерева, расположенных на территориях старых и новых общественных пространств, в том числе в исторических, а также во вновь созданных парках и скверах Казани.

Существует несколько причин появившегося интереса российского архитектурно-худо-жественного сообщества к дереву как к актуальному материалу. Во-первых, дерево в России традиционно было самым популярным строительным материалом вплоть до начала ХХ в. и его возвращение в связи с этим более чем естественно и логично. Во-вторых – распространившаяся в последнее десятилетие идеология экологичной архитектуры способствовала тому, что деревянная архитектура стала трендом, а в скандинавских странах распространилась практика высотного строительства из дерева. В третьих – современная экономическая парадигма диктует быструю смену пространственной «картинки», в связи с чем одной из задач архитектора стало проектирование временных, недорогих решений, и здесь дерево выполняет эту задачу более чем успешно. В-четвертых – очевидно влияние актуального художественного процесса на архитектурно-дизайнерскую практику |9|.

Так, в начале - середине 2000-х гг. значительное влияние на архитектурно-дизайнерскую практику оказало современное искусство, в частности зарождавшийся в те годы в России лэнд-арт. Первые образцы малых архитектурных форм, скульптур и инсталляций, арт-объектов из дерева появились на территории парка-заповедника в селе Никола Ленивец Калужской области в рамках ежегодно проводимого фестиваля «АрхСтояние». Куратор фестиваля – московский художник Николай Полисский, пригласил к участию ведущих архитекторов и художников Москвы. Так на территории парка появились объекты «Николино ухо» (2006, авторы Влад Савинкин и Владимир Кузьмин), «Полумост надежды », (2006, архитектурное бюро Тимура Башкаева), «Сарай» (2006, Юрий Григорян), «АRC» (2012, Борис Бернаскони, Ксения Трофимова, Стас Субботин), а также многочисленные произведения самого Полисского («Маяк», 2004, «Мировой разум» 2012, «Граница империи», 2005) и многие другие объекты. Видовая принадлежность объектов часто размывалась, балансировала на границе архитектуры и скульптуры.

Распространение исследуемой тенденции по городам России также связано с фестивалем «Города». Его кураторы Иван Овчинников и Никита Асадов поддерживали и развивали проект с 2005 по 2013 г. За это время состоялись 15 фестивалей и 7 акций в разных городах и населенных пунктах России (Ярославле, Каргополе, Великом Устюге, Тульской и Калужской областях, в Алтайском крае), а также за рубежом (о. Видо, Греция). В рамках фестиваля были созданы как функциональные, так и чисто художественные объекты, инсталляции |4|.

Фестивальное архитектурное движение распространилось по всей стране, энтузиасты – активные молодые архитекторы – стали проектировать и воплощать проекты, связанные с созданием общественных пространств, используя дерево. Так, в Вологде одним из знаковых общественных объектов стал «Красный пляж» (2012, арх. Надежда Снигирева, Маргарита Иванова, Татьяна Белова). Другой заметной работой стал «Треугольный сад» в сквере перед ВоГТУ, построенный в 2012 г. в рамках фестиваля «Дни архитектуры в Вологде», проект «Активация». Вера Смирнова – куратор, авторы объекта Елизавета Апциаури, Анастасия Колтакова, Ксения Михайлова |10|.

Приведенные примеры стали объектом анализа в работах идеолога и популяризатора российской деревянной архитектуры Н. Малинина, о фестивале «АрхСтояние» неоднократно писала художественный критик И. Кулик, каталог фестиваля «Города» был выпущен издательством TATLIN. Практику использования дерева в архитектуре, дизайне и средовом искусстве в пространстве российских городов исследовали такие авторы, как В. Курочкин, А. Орешко, Е. Смолькина.

Свою историю использование дерева при создании малых архитектурных форм и художественных средовых произведений имеет и Казань. Типологически они представлены арт-объектами, малыми формами для парковых пространств (беседки, павильоны, эстрадные площадки, перголы), а также уличной мебелью (скамейками, урнами, цветочными вазонами). Начнем с арт-объектов, ставших первыми примерами объектов из дерева.

Арт-объекты

Одним из первых деревянных арт-объектов, выполненных в актуальной стилистике, стал «Куб-Ka’bah-Cube», возведенный на территории музея-заповедника «Казанский Кремль» в рамках акции «Ночь музеев» в мае 2013 г. (рис.1). Автор проекта – выпускник КГАСУ, архитектор Алексей Лазарев, сопутствующий дизайн – студентки КГАСУ Анна Найшуль и Мария Агафонова. Куб – образная, условная модель Центра современного искусства и архитектуры, который, как надеются авторы объекта, должен появиться в Казани в ближайшие годы. Выбор формы авторами проекта не случаен: куб – идеальная геометрическая форма, ее воплощали в своих произведениях французские художники-кубисты, русские авангардисты, а самый первый знаменитый архитектурный объект кубической формы – Кааба, сакральный объект. «Куб-Ka’bah-Cube» – это еще и объемная метафора экрана, вынесенный из Центра «Эрмитаж-Казань» в пространство Кремля образ лекционно-выставочной программы под названием «Клуб 20/21», деятельность которого была направлена на просвещение казанской аудитории в области современного искусства и архитектуры.


 Рис. 1. Куб-Ka’bah-Cube. А. Лазарев. 2013. Фото А. Титова

Конструктивная основа куба была построена из соснового бруса и облицована затем фанерными прямоугольниками разных размеров, между которыми был предусмотрен зазор в 5 сантиметров. С наступлением темноты, когда куб действовал в качестве светящегося объекта, в щели между фанерными прямоугольниками пробивались наружу лучи светодиодных софитов, прикрепленных к внутренним опорам. На одну из сторон куба снаружи проецировались в режиме нон-стоп два видео екатеринбургского художника Владимира Селезнева («Погружение» и «Что приходит ниоткуда и уходит в никуда»). Саундтрек к видео написали Александр Ситников и Николай Бабак – участники электронного проекта «Четыре позиции Бруно» (Екатеринбург). Проект «Куб-Ka’bah-Cube» был удостоен приза «Выбор народа» в номинации «Арт-объект» архитектурной премии «АРХИWOOD – 2014» |1|.

Следующим заметным событием в июне 2013 г. стал фестиваль малых архитектурных форм «Берег», прошедший при поддержке Управления архитектуры и градостроительства Казани (рис. 2). На берегу р. Казанки в непосредственной близости от гостинично-развлекательного комплекса «Ривьера» были установлены 16 объектов, выбранных профессиональным жюри в процессе конкурсного отбора. Объекты различались по функции – среди них были и павильоны, и арт-объекты, и уличная мебель. Главным недостатком фестиваля было отсутствие у организаторов понимания о видовом, жанровом и функциональном делении объектов. Это проявилось даже в названии фестиваля: проект позиционировался как «фестиваль скульптуры-инсталляции». Однако многие объекты были преимущественно функциональны, художественная, образная составляющая в них была неочевидна, и назвать их скульптурами было невозможно. Это обстоятельство было связано с тем, что и идеологами фестиваля, и его участниками были как недавние выпускники КГАСУ, так и студенты, обладающие архитектурным мышлением, не имеющие опыта мыслить скульптурно, они ограничивались преимущественно функциональными качествами объекта.


Рис. 2. Фестиваль скульптуры и инсталляции «Берег». 2013. Фото Г. Файзрахмановой

Среди функциональных объектов было несколько удачных работ, например «Аризонские качели» студентки КГАСУ Наталии Саблиной, павильон «Тельняшка» выпускника КГАСУ Алексея Лазарева, бассейн для наблюдения звездного неба в виде гигантской бочки студента КГАСУ Егора Орлова, флюгер, созданный учениками детской архитектурной школы «ДАШКА» при КГАСУ. Самым масштабным, доминирующим на площадке фестиваля объектом стал «Гипар», сооруженный по проекту преподавателя кафедры дизайна среды КГАСУ Искандера Раузеева. Несмотря на ряд недостатков, «Берег» открыл новую страницу практики дизайна общественных пространств Казани, приобщил архитектурно-дизайнерское сообщество к актуальным тенденциям. Впоследствии фестиваль был проведен еще дважды, но качество объектов и их художественная ценность были значительно ниже, чем на первом фестивале.

Парковые конструкции и павильоны

Новый масштаб «деревянная история» приобрела благодаря республиканской программе по реновации парков и скверов. Она была начата в Татарстане в 2015 г. по инициативе президента республики Рустама Минниханова и продолжается до сих пор. В рамках этой программы проведена реконструкция парков и скверов в Казани, в них были установлены многочисленные малые архитектурные формы и декоративные сооружения из дерева.

Самые масштабные деревянные объекты сооружены осенью 2016 г. в парке «Черное озеро» в рамках его реконструкции. Проект разработало московское архитектурное бюро «Wowhouse» (арх. В. Беляков, В. Гончарова, Д. Можаева, Т. Старченко). Цветовое решение парковых сооружений задала арка центрального входа 1960-х гг., выполненная из бетона и окрашенная в белый цвет. И, хотя основным материалом для новых сооружений в парке было выбрано дерево, белый цвет в его отделке преобладает, придавая образу парка ощущение легкости и воздушности. Доминантой паркового пространства стала круглая в плане пергола, выполненная из беленого дерева (рис. 3). Пергола расположена на центральной оси парка на круглой площадке, на ней в советское время располагалась новогодняя елка. Кроме того, что пергола является центральным элементом парковой композиции, организующей пространство, она периодически выполняет еще и функцию торгового павильона – в ее секциях во время различных фестивалей располагаются торговые прилавки. В расположенных близко к оси секциях размещены три киоска-кафе. Рядом с перголой сооружена обширная терраса-амфитеатр, служащая местом проведения общественных мероприятий.

 Рис. 3. Пергола в парке «Черное озеро». Архитектурное бюро «Wowhouse». 2016 Фото из журнала «Инде»

Из окрашенного в белый цвет дерева также выполнены элементы игровой детской площадки, расположенной вблизи от центрального входа в парк с правой стороны. Самой масштабной конструкцией является многофункциональный объем, совмещающий функции переходного игрового моста, горки для лазания, кроме того, в нем предусмотрены ниши и круглые сквозные отверстия-тоннели. Некоторые элементы на нем также окрашены в яркие цвета – желтый, синий, красный, зеленый. Этот деревянный объем привлекает внимание оригинальностью формы и эффектно контрастирует с декоративной красной щепкой, покрывающей территорию детской площадки. В дальнейшем на территории парка планируется возведение двух деревянных корпусов, в которых расположатся ресторан, кафе, общественный образовательный центр с детской школой. По замыслу авторов проекта, они будут сооружены на месте пришедших в негодность разобранных двухэтажных деревянных зданий, в которых в советский период располагались пункты проката коньков и лекторий. Новые здания будут повторять прежние объекты стилистически, конструктивно и функционально.

Дерево – основной материал функциональных и декоративных объектов нового парка «Горкинско-Ометьевский лес». Выбор материала не только вписывается в актуальные тенденции, но и соответствует идее создания этого парка – сохранения уникальной лесной территории в жилом массиве Азино. Несколько десятилетий в этом лесу существовала единственная в Казани освещенная лыжная трасса, на которой тренировались ученики городских ДЮСШ. Проект парка разработала казанская студия «Архдесант», главный архитектор Дарья Толовенкова.

Вход со стороны проспекта Победы организует большая арка пятиметровой высоты, собранная из нескольких объемных прямоугольных в сечении дуг, скрепленных массивными декоративными болтами. Образно эти конструкции воплощают ветви растения, дерева. Вторая арка возвышается над концертной эстрадой, образуя ее условную кровлю. Несмотря на то, что арка выполнена из композитных материалов, ее дизайн воспроизводит деревянную текстуру.

Самый масштабный объект из дерева на территории парка – двухэтажная лыжная база с фасадами алого цвета (рис. 4). В ней размещены пункт проката, тренерские комнаты, раздевалки и душевые, санузлы, судейская комната с видом на лыжную трассу, комната матери и ребенка и кафе. Вход в кафе расположен со стороны главной парковой дороги, вход в базу – с торца здания. Часть здания представляет собой амфитеатр, предназначенный для культурно-образовательных мероприятий в теплое время года. Ступени-скамьи амфитеатра обшиты светлой неокрашенной доской.


Рис. 4. Спортивная база в парке «Горкинско-Ометьевский лес». Архитектурное бюро «Архдесант». 2017.
Фото Г. Файзрахмановой

На кровле кафе расположена открытая терраса с металлическими ограждениями. Левый объем – прокат, центральный – помещение базы, правый – кафе. Прокат и база – остекленные объемы, основной материал сооружения – дерево. Консоли входных групп поддерживаются деревянными квадратными в сечении колоннами, окрашенными в красный цвет, как и само здание. Исключение составляют массивные неокрашенные брусья, размещенные диагонально по фасаду со стороны входа в кафе. Брусья стилизованы под стволы деревьев, это решение продолжает тему леса, разнообразно обыгрываемую практически в каждом парковом сооружении.

Из деревянных реек, окрашенных в красный, желтый, зеленый и синий цвета, выполнена декоративная отделка фасада образовательного экологического центра «ДОМ» (рис. 5). ДОМ – аббревиатура «Давай Откроем Мир». Центр расположен на небольшом расстоянии от центральной площадки парка, представляет собой одноэтажный павильон, построенный в виде закрученной спирали. Форма спирали позволила запроектировать на кровле центра смотровую площадку, на которой возможно проведение разнообразных мероприятий. Внутреннее пространство центра знакомит посетителя с природными особенностями Республики Татарстан, с наземной, водной и воздушной экосистемами и их обитателями. В павильоне запроектированы студии для творческих занятий, а также универсальный зал с фонарем, обеспечивающим дополнительное освещение центрального пространства. В интерьере центра также присутствуют объекты из дерева – стеллажи биоморфной формы.


Рис. 5. Образовательный экологический центр «ДОМ». Архитектурное бюро «Архдесант». 2017. Фото Г. Файзрахмановой

В других казанских парках также появились малые формы, в отделке которых использовано дерево. Прежде всего, это уличная мебель – скамейки, урны, вазоны для цветов. Их каркасы изготовлены из металлического профиля, обшитого деревянными рейками различной ширины. Представлены два типа скамеек: строгой прямоугольной формы и волнообразной. Оба типа отражают современную тенденцию к геометризации формы уличной мебели, выявлению конструктива.


Рис. 6. Летняя эстрада в парке «Крылья Советов». Группа проектировщиков казанского филиала
ОАО «Гипронииавиа-пром». 2016. Фото Г. Файзрахмановой

Наиболее масштабные в категории малых форм объекты – деревянные эстрады, возведенные в парке «Крылья Советов» (рис. 7) и в парке им. Урицкого. Внутренняя часть полусферических по форме эстрад отделана рейкой, кровля снаружи покрыта композитным материалом. Рейка не окрашена в соответствии с современными тенденциями в дизайне, сохранен естественный цвет дерева, покрытого лишь специальным защитным составом. Благодаря этому светлые объемы эстрадных павильонов эффектно контрастирует с фоном зеленых насаждений весной, летом и осенью, и органично вписываются в ландшафт в зимнее время.


Рис. 7. Кофейня «Ураган-сарай» в парке им. А.М. Горького. 2016. Фото из журнала «Инде»

Следует отметить, что отделка рейкой и доской как прием широко применяется в современной архитектуре и дизайне среды. Используется расположение рейки под прямым углом, а также по диагонали. Иногда рейка монтируется вплотную к конструкциям, без зазоров, но чаще используется эффект разреженных планок, особенно если декоративные панели из рейки расположены перед витринами. Так создается легкая ажурная декоративная конструкция, позволяющая обозревать внутренне пространство павильонов. Особенно эффектно смотрится подобная декоративная обрешетка в вечернее время, создавая эффект контражура. Подобная отделка применена в решении фасадов павильонов малогабаритных кафе – кофейни «Ураган Сарай» в парке им. А.М. Горького (рис. 8) и в Горкинско-Ометьевском лесу, кофейня в парке «Крылья Советов» и т. д.


Рис. 8. Детская игровая площадка «Сказочный лес». Архитектурное бюро «Чехарда». 2016.
Фото с сайта архитектурного бюро «Чехарда»

Игровая детская площадка

Детская игровая площадка «Сказочный лес», возведенная по проекту московского бюро «Чехарда» в 2016 г. (рис. 6), расположена в парке «Горкинско-Ометьевский лес». «Сказочный лес» позиционируется как первая в России общественная природная площадка для детей. Композицию площадки образуют три функциональных элемента – горка, тоннель и башня, выполненные в виде гигантских деревянных грибов. По замыслу авторов проекта грибы являются символическими хранителями детской площадки, задают ей масштаб, соразмерный окружающим площадку деревьям. Кроме того, эти элементы выполняют важную практическую функцию – по вертикальным канатным тоннелям, расположенным в их «ножках», ребенок может подняться с уровня земли на один из уровней подвесной канатной тоннельной сетки, пройдя через которую, он оказывается на следующем «грибе». У всех «грибов» есть металлический каркас, связанный с фундаментом, обеспечивающим жесткость каждого гриба по высоте. Высота самого большого каркаса 5,5 метров. С фасадной стороны каркас обшит короткими брусьями из лиственницы. Детская игровая площадка была высоко оценена архитектурным сообществом, ее создатели стали победителями премии «АрхиWOOD» в номинации «Арт-объект».

К сожалению, проблема видовой путаницы в связи со вновь появившимися формами и жанрами, упоминавшаяся выше в связи с объектами фестиваля «Берег», проявилась и в этом случае: чисто функциональные формы, наделенные образной составляющей, были ошибочно внесены в номинацию арт-объекта. Эта проблема заслуживает отдельного исследования и уже есть материал в достаточном объеме, чтобы провести типологический анализ. В частности, имеются исследования, затрагивающие тему проявления экологической проблематики в дизайне городской среды |5|.

Декоративная отделка фасадов

Наиболее масштабно отделка фасада деревянной доской и широкой рейкой представлена во входной группе архитектурно-образовательного центра КГАСУ BFFT.space (рис. 9). Проект разработали руководители центра, преподаватели кафедры теории и практики архитектуры Ильнар и Резеда Ахтямовы. Помещение центра пристроено к зданию университетской столовой и представляет собой прозрачный остекленный объем, отделанный по фасадам доской из лиственницы.

Благодаря отделке из светлого неокрашенного дерева, контрастной по отношению к серым зданиям кампуса университета, входная группа центра становится визуальным акцентом объекта. Доски, прикрепленные к металлическому каркасу, расположены с шагом в 10 сантиметров строго вертикально. Они перемежаются с более узкой доской верхнего ряда фасадной композиции, разбивающей мерный шаг нижнего ряда. Вход организован по пандусу из металлической сетки, выступающему за пределы основной части пристроя. Диагональ уклона пандуса продолжает линия деревянного фасада, его встречная диагональ прорезает доски, визуально направляя посетителя в центр. Выразительность фасада подчеркивают прорезанные перпендикулярно доскам буквы аббревиатуры «BFFT». Объект в 2017 г. получил премию «АрхиWOOD» в номинации «Дерево в отделке».


Рис. 9. Декоративное решение фасада архитектурно-образовательного центра “BFFT.space”. И. Ахтямов, Р. Ахтямова. 2016.
Фото И. Ахтямова

Таким образом, внедрение дерева в архитектуру малых форм и декоративную отделку сооружений в городской среде Казани происходит масштабно и разнообразно. Этот факт был также отмечен профессиональным архитектурным сообществом в лице экспертного совета и жюри премии «АрхиWOOD» 2017 г., включившим в шорт-лист премии в номинации «Дизайн городской среды» 5 объектов от бюро «Архитектурный десант» (рук. Дарья Толовенкова). Жюри отметило, что Казань в плане продвижения дерева как материала вышла на передовые позиции, опередив города, в которых деревянная архитектура малых форм делала свои первые шаги.

В области художественного оформления городской среды Казани и внедрения в нее декоративной скульптуры и арт-объектов пока нет таких заметных успехов (кроме получившего премию «АрхиWOOD» в 2014 г. арт-объекта «Куб-Ka’bah-Cube»). В основном художественные произведения из дерева появляются в рамках проведения тематических фестивалей и размещаются в городском пространстве временно, что, впрочем, вполне соответствует глобальной тенденции проведения паблик-арт программ, для которых временное, не стационарное размещение произведений является обычной практикой.

References

1. ARCHIWOOD: catalog of the 2013 award. Ekaterinburg: Ural Worker, 2013. (in Russian)

2. Vitiuk, E. (2012) Urban environment as an art object. Bulletin of Tomsk State University, No. 364, p. 43–48. (in Russian)

3. Dutsev, M. (2012) Architectural and artistic formation of open urban spaces (with reference to European cities). Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 40. Available from: http://archvuz.ru/en/2012_4/4 . Date accessed: 12.11.2017. (in Russian)

4. Catalog of the festival “The Cities”. Ekaterinburg: TATLIN, 2015. (in Russian)

5. Kurochkin, V.A. (2013) Ecological themes in city art design. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 42. Available from: http://archvuz.ru/en/2013_2/16. Date accessed: 09.01.2018. (in Russian)

6. The New Wooden. ARCIWOOD. Available from: http://www.archiwood.ru/ new_wood/  . Date accessed: 28.12.2017. (in Russian)

7. Oreshko, A.N. (2009) The use of wood in architecture as a way of humanizing the urban environment. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 26 (Attachment). Available from: http://archvuz.ru/en/2009_22/5 . Date accessed: 13.11.2017. (in Russian)

8. Osipov, Y.K., Matekhina, O.V. (2015) Small architectural forms in the space of the urban environment. Bulletin of State Industrial University of Siberia, No. 2(12), p. 61–63.
(in Russian)

9. Smolkina, E.G. (2015) Wood in modern architecture of small forms. Bulletin of Moscow State Building University, No. 5, p. 7 – 17. (in Russian)

10. Malinin, N. (2017) The Contemporary Wooden. ARCIWOOD: the Best of 2009 – 2017. Moscow. (in Russian)

Citation link

Faizrakhmanova G.R. SMALL WOODEN ARCHITECTURE FORMS AND ART OBJECTS IN PUBLIC PLACES OF KAZAN [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №3(63). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_3/17 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 12.09.2018
Views: 116