Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (64) December, 2018

History of architecture

Kim Anton A.

PhD (Architecture), Associate Professor, School of Architecture and Urban Planning,
Pacific National University,
ORCID: 0000-0002-3739-5048

Russia, Khabarovsk, e-mail: ant.kim@mail.ru

Luchkova Vera I.

PhD. (Architecture), Professor, Architecture and Urbanism,
Research supervisor at the Institute of Architecture and Design,
Pacific State University

Russia, Khabarovsk, e-mail: 000471@pnu.edu.ru

MAIN TYPES OF ECLECTIC ARCHITECTURE IN GUANGDONG PROVINCE (CHINA) IN THE LATE 19th–EARLY 20th CENTURY

УДК: 72.035(510.2)5:93/94
Шифр научной специальности: 85.113(3)

Abstract

The article describes the main types of westernized architecture in Guangdong province, which features terraced housing — Qilou, Tonglau, Dawu, Zhutongwu; tower complexes — Dialou and Luju; and walled houses — Weilou, Weiwu and Weicun. Their genesis, planning characteristics, spatial structure, composition and stylistic features are briefly presented, as well as urban conditions for the formation of each of the types of structures under consideration.

Keywords: eclecticism, Europeanization, China, Guangdong

Введение

Процесс массового формирования эклектичной архитектуры на территории Китая начался только во второй половине XIX в. и представляет собой отражение кардинальных перемен, затронувших все стороны жизни Поднебесной. С одной стороны, произошли изменения в отношениях Цинской империи со странами Европы и Северной Америки, которые на протяжении столетий развивались в режиме добровольной самоизоляции Китая и существенного ограничения как торговых, так и культурных контактов, что отразилось на самобытном формировании культуры Поднебесной вплоть до открытия границ после Опиумных войн и последующим за ними процессом формирования систем европейских поселений на территории материкового Китая [1].

С другой стороны, перемены в международных отношениях и последующее вовлечение страны в процесс глобализации отразились на социокультурном развитии общества. В первую очередь это выразилось в активной интеграции западной культуры в местную, чему способствовало развитие западных сеттльментов и появление европейской архитектуры в Китае [2, 3]. Этот процесс имел двустороннюю направленность, однако массовый интерес к китайской цивилизации европейские страны проявили значительно ранее, что выразилось в развитии стиля шинуазри, затронувшего различные аспекты культуры, включая архитектуру, и который представлял собой образец европеизированного восприятия искусства Юго-Восточной и Восточной Азии.

Существенную роль сыграла начавшаяся в XIX в. маятниковая рабочая миграция, которая, помимо культурного обмена, позволила существенно повысить финансовое благополучие местных жителей, что, в свою очередь, отразилось в активизации строительного производства, достигшего своего пика в первой четверти XX в. Наиболее сильно данные тенденции были выражены на южном и юго-восточном побережьях материкового Китая, а наиболее показательные изменения произошли в провинции Гуандун. Во многом это обусловлено ее геополитическим положением, которое сделало регион удобным плацдармом для проникновения европейцев на территорию Поднебесной, что отразилось еще в XVI в. во время первых попыток создания форпостов и торговых факторий, одна из которых – Аомынь (Макао) – на протяжении нескольких веков являлась единственной колонией в материковой части страны. Помимо этого, здесь существовал крупнейший, а с 1757 г. единственный открытый для внешней торговли порт Гуанчжоу (Кантон) и быстро развившийся Гонконг, ставший крупнейшим узлом международной торговли в регионе [1, 4, 5].

Именно территория эстуария р. Чжуцзян и его нижнего течения стала основным местом формирования китайско-западных типов архитектуры, пик строительства которых пришелся на конец XIX – первую половину XX в. Несмотря на многообразие различных примеров эклектизации китайской архитектуры на территории провинции Гуандун, можно выделить несколько основных направлений их развития, базировавшихся на различных принципах построения объемно-пространственной композиции – блокированная застройка, башенные комплексы, огороженные дома.

Блокированная застройка

Блокированная застройка на территории провинции Гуандун представлена несколькими типами родственных зданий, из них наибольшее развитие получили цилоу (рис. 1), которые изначально сформировались в зонах открытых портов и уже позднее распространились в глубь материков, локализуясь в нижнем течении р. Чжуцзян, располагаясь в торговых узлах, отличавшихся малой площадью свободных территорий. Благодаря этому их объемно-планировочная структура формировалась в условиях блокированной застройки, отличавшейся высокой степенью компактности, а основным функциональным назначением стала торговля и ремесленное производство, совмещенное с жилой функцией.


Рис. 1. Цилоу и танлоу

Рассматривая процесс генезиса цилоу, необходимо выделить три основных типа зданий, повлиявших на их развитие. К первым относятся чжутуну («бамбуковые вытянутые дома») (рис. 2), являющиеся традиционным типом сооружений для региона Линнань. Их объемно-планировочная структура наиболее приближена к цилоу, однако этажность значительно меньше и основной функцией являлось проживание. Также стоит отметить отсутствие характерной для цилоу пешеходной галереи. Второй тип – дома дау (рис. 3), это крупные особняки, как правило, принадлежавшие купцам кохонга, получившие развитие в районе Сигуань (центр торговли с западными странами, расположенный восточнее «Тринадцати факторий» – первоначального месторасположения зданий европейский торговых компаний на территории Гуанчжоу), и представляющие собой строенные чжутуну этажностью в два – три этажа. Третьим типом являются шопхаусы Юго-Восточной Азии [6, 7, 8].


Рис. 2. Чжутану


 Рис. 3. Дау

Основными районами распространения цилоу стали южные и юго-восточные провинции Китая, а центром развития эстуарий – р. Чжуцязн. Постройки данного типа представлены в торговых поселениях на побережье провинций Гуандун, Фуцзянь, Чжэцзян, Хайнань и Гуансу-Чжуанского атомного округа. При этом, в отличие от других типов архитектуры, их объемно-пространственная и композиционная структура практически не претерпевали изменений [9].

Эволюция цилоу в основном связана с развитием уровня строительного производства провинции и переходом от деревянного каркаса к железобетону. Так, первые цилоу практически не отличались от чжутуну, основной особенностью была этажность и функциональное зонирование, при котором верхний уровень отдавался под проживание, а нижний – под торговлю и ремесленное производство. В этот же период появилась характерная галерея в уровне первого этажа, ставшая отличительной чертой этого типа зданий. Начиная с первой четверти XX в. идет активное увеличение уровня декорирования при сохранении объемно-пространственных и композиционных особенностей. Помимо этого, происходит эволюция конструкций, при которой стоечно-балочная система начала постепенно уступать арочной, что выражается и в форме оконных проемов. Постепенно высота зданий повышается до трех этажей. Однако уже с конца 1920-х гг. начинается обратный процесс, при котором резко снижается уровень декора, а также происходит возврат к стоечно-балочным системам при существенном увеличении площади оконных проемов. В этот же период начинают возводиться постройки высотой до пяти – шести этажей. После смены политического режима в 1949 г. основное развитие цилоу получили в Гонконге, где именовались танлоу, и в меньшей степени – в Макао. В этих сооружениях наблюдается последующее увеличение этажности и полный отказ от декоративного оформления. Также изменилось функциональное назначение, при котором верхние этажи стали отдаваться в аренду [7, 10, 11, 12].

Как отмечалось выше, цилоу являются одним из типов блокированных построек, получивших широкое применение в густонаселенных городах Китая. Как правило, они располагались вдоль основных улиц, которые, согласно градостроительным канонам Поднебесной, располагались по осям север – юг, восток – запад [13, 14]. Изменение направления связано с адаптацией к природному рельефу, в первую очередь, – к речной системе и береговой линии. Застройка цилоу располагалась вдоль торговых улиц, на которые выходили главные фасады зданий, ее этажность, размеры, а также ряд объемно-пространственных решений регламентировались градостроительными нормами муниципалитетов, что характерно для архитектурно-строительной сферы Китая. В случае расположения возле речных каналов фасады выходили на реку, что в наибольшей степени представлено в Чиканьли [15, 16].

Особенность объемно-пространственного решения и способ застройки приводили к формированию основных параллельных улиц, связанных друг с другом второстепенными поперечными, на начальных этапах выполненными в виде узких проходов. Внутри кварталов могли формироваться дополнительные проходы, расположенные в задней части здания и являющиеся трансформацией традиционного внутреннего двора. На более позднем этапе строительства параллельная система сменяется прямоугольной квартальной застройкой, где пересечения улиц формировались угловыми цилоу, в некоторых случаях получавших радиальные очертания. Несмотря на то, что одиночные цилоу встречаются в комбинации с различными типами застройки, другие типы зданий практически не возводились в кварталах цилоу.

Объемно-пространственная структура представляла собой вытянутый прямоугольник с соотношением сторон в диапазоне 1:4…1:8, в котором главный фасад выходил на торговую улицу. В уровне первого этажа располагалась галерея, в которой зачастую выставлялись прилавки с товарами. Однопролетная лестница помещалась у одной из продольных стен в центральной части здания. В зависимости от уровня достатка владельца цилоу могли группироваться по два, реже три – четыре здания с одинаковыми фасадами. Планировочная система предполагала независимость различных блоков друг от друга и отсутствие сообщений, однако такая планировка позволяла организовать дополнительный внутренний двор, располагавшийся в центральной части в дополнение к заднему двору-улице. Зачастую оконные проемы располагались только на главном фасаде и иногда дополнялись окнами в задней части, выходившими во внутренний двор. Кровли на первых этапах имели двухскатную систему и формировали два блока: меньших размеров, расположенный над входной группой и больших, перекрывавший основной объем, – прием, характерный для блокированной застройки Китая. На более поздних объектах встречаются эксплуатируемые кровли [7, 8].

Главный фасад подчинялся центрально-осевой симметрии, характерной для китайской архитектуры. Галерея занимала один, реже два уровня и выполнялась в виде стоечно-балочной, реже аркадной системы. На верхних уровнях располагались оконные проемы. На начальных этапах они формировались витражным остеклением, позже применялись строенные арочные системы, которые заменились спаренными прямоугольными окнами, на последнем этапе они объединялись в единый оконный проем, занимавший практически всю площадь фасадов. Оформление окон зависело от периода и места строительства, чаще всего встречаются арочные системы, реже – килевидные либо треугольные завершения. Прямоугольные оконные проемы декорировались сандриками либо бровками. Также иногда применялись небольшие балконы с балюстрадой. Этажи отбивались друг от друга поясами обломов, границы зданий фланкировались пилястрами, украшенными картушами и розетками. Верхний уровень выполнялся в виде фронтона, балюстрады или их комбинации. Фронтоны имели высокую степень декорирования и чаще всего были представлены вариациями волютообразных элементов, либо же барельефным изображением. В композиции фасадов выделялась центральная ось, которая подчеркивалась бóльшей проработкой оконных проемов и фронтонов, либо их формой, размером. В более поздних постройках фасады сдвоенных и строенных цилоу перестали выполняться в виде отдельных зданий и стали объединяться общими поясами обломов, пилястрами, а также балюстрадой, при этом наибольшую проработку получал центральный корпус.

Башенные комплексы

Развитие точечной фортификационной застройки по большей части характерно для провинции Гуандун, где она в основном сосредоточена в сельской местности и небольших городах в долине р. Чжуцзян. Наиболее известными типами стали дяолоу (рис. 4), а также родственные им луцюи (рис. 5), которые зачастую отожествляются. Центром развития стало нижнее течение р. Чжуцзян, территория которого являлась одним из наиболее экономически развитых регионов, а также центром рабочей миграции местного населения второй половины XIX – начала XX в. Наибольший же расцвет они получили в городских округах Цзянмынь и Фошань, где насчитывается несколько тысяч построек этого типа. Каталогизированными являются 1833 дяолоу городского уезда Кайпин, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [17, 18].

 
Рис. 4. Дяолоу

 
Рис. 5. Луцзюй

Формирование дяолоу относится к периоду правления династии Мин и представляет собой синтез архитектуры народов пунти и хакка. Наиболее древнее сооружение, сохранившееся до наших дней, датируется 1522 г. постройки и называется инлунлоу. Эта двухэтажная постройка характеризуется компактными размерами, однако его объемно-пространственная структура во многом схожа с архитектурой хакка. Так, фланкированные башни на углах зданиях идентичны аналогичным элементам в сыцзялоу (одной из вариаций тулоу), но при этом в постройке отсутствует внутренний двор. Этот тип сооружения предназначался для защиты от наводнений, а позднее – и от набегов бандитов. В целом возведение дяолоу напрямую зависело от уровня криминогенной обстановки в провинции, при которой появлялась либо отпадала необходимость в таких типах сооружений [19].

Современный этап развития связан с открытием границ и последующим Тайпинским восстанием, в результате которого существенно ослабился контроль властей над сельскими районами, что, в свою очередь, привело к росту бандитизма. Этот фактор наряду с возросшими доходами местных жителей (во многом благодаря рабочей миграции) привел к возобновлению строительства фортификационно-жилых сооружений. При этом существенную роль в их формировании стали играть саньцзяньлянланы [20].

Первые эклектичные дялоу возводились на деньги сельской общины и были предназначены для защиты населения во время набегов бандитов и стихийных бедствий. Впоследствии в этих сооружениях начали хранить деревенскую казну, а с начала XX в. некоторые постройки
стали использоваться в качестве административных и общественных сооружений, что связано с расширением типологии зданий, обусловленной европейским влиянием. Сооружения этого типа располагались в глубине поселений, в их северной части, что соответствовало принципам фэншуй, где они трактовались в качестве защитных гор ввиду своей этажности. Планировочная структура выполнялась в виде коридорной системы, на которую насаживались однотипные ячейки помещений без дифференциации по назначению, здесь же находилась лестница. Комнаты предназначались для временного пребывания населения в период наводнений или набегов бандитов. Такая планировочная схема в целом соответствовала архитектуре хакка, для нее характерны однотипные блоки помещений, насаженных на галерею, которые в дяолоу редуцировались до коридора ввиду отсутствия внутреннего двора. В более ранних постройках не было деления на помещения. Объемно-пространственная структура представлена прямоугольным, реже квадратным в плане сооружением площадью до 150 м². На верхних уровнях размещалась терраса, огороженная массивным парапетом, в котором располагались бойницы, а углы фланкировались бартизанами. В центральной части возводился бельведер, который также выполнял функцию наблюдательного пункта. В целом степень проработки архитектурного образа зависела от местоположения и времени строительства, а также финансовых возможностей поселений [18].

Дальнейшее развитие привело к формированию частных дяолоу, которые возводились для проживания и защиты одной, реже нескольких семей. Этот тип построек представлен двумя подтипами. К первому относятся дяолоу «башенного» типа, которые по объемно-пространственной структуре были схожи с общественными, хотя имели меньший объем. Основное отличие заключалось в планировочной схеме, при нему центральную часть занимал центральный холл, выполнявший роль внутреннего двора, к которому примыкали остальные помещения. Такая планировка была характерна для большинства жилых построек провинции Гуандун. При этом наблюдается ярко выраженная дифференциация помещений, при которой жилые располагались в более благоприятной южной части, а подсобные, хозяйственные и лестница – в северной. В дальнейшем произошла дифференциация по этажности, при которой верхние уровни отводились жилым комнатам, а нижние – хозяйственным. Следует отметить трансформацию террасы, которая, помимо оборонительной функции, взяла на себя роль отсутствующего внутреннего двора, в результате чего фронтон в южной части зачастую играл роль стены духов либо лунных ворот. Одновременно с «башенными» дяолоу формировались «коттеджные», получившие название лу или луцзюй. Этот тип построек в большей степени связан с саньцзяньлянланем и представлен малоэтажными дяолоу (до трех этажей) с характерной одноэтажной пристройкой с террасой на крыше, примыкавшей к главному фасаду. Вход в такие сооружения осуществляется не с главного, а с боковых фасадов и расположен в пристройке. Уровень проработки декоративных элементов у частных дяолоу наиболее высокий, при этом начиная с 1920-х гг. верхние уровни (особенно террасы) значительно перегружаются декором. Также существенной особенностью «башенного» типа стало дисперсное точечное расположение вне сельских поселений. Как правило, постройки тяготели к рисовыми плантациям, принадлежавшим семье владельцев. В то же время луцзюй в основном продолжал располагаться в структуре сельских поселений [18, 21].

Последний тип дяолоу развился в 1920-х гг. и представляет собой сторожевые башни с малой площадью застройки, которые возводились за пределами поселений на возвышенностях либо излучинах рек и были призваны сигнализировать о надвигающейся опасности. Такие постройки возводились как на средства частных землевладельцев, так и на деньги деревенской общины. Площадь застройки таких сооружений, как правило, не превышал 25 м². Внутреннее пространство занимала винтовая лестница, расположенная по периметру наружных стен, и промежуточные площадки, на уровне которых располагались бойницы. Верхняя часть выполнялась в виде бельведера и была предназначена для наблюдения за окрестностями. В целом этот тип построек представлен в наименьшем количестве, а уровень их декоративного оформления довольно низок [18, 19].

Конструктивные особенности дяолоу связаны с периодом и местом строительства. Наиболее древние башни возводились из тесаной или бутовой кладок и располагались в холмистой местности, которая в период эклектизации не попала в зону активной европеизации. Также сохранили традиционные очертания лессовые дяолоу. Кирпичные постройки представлены как традиционными, так и эклектичными сооружениями, а также переходными постройками, относящимися к XIX столетию. Наибольшее количество кирпичных сооружений относится к концу XIX – началу XX в., отличительной особенностью которых стало применение геометрических мотивов в декоре, выложенных кирпичом. Наибольшее же количество построек представлено железобетонными сооружениями, активизация строительства которых началась с 1910-х гг. В них применялись как стеновые, так и каркасные конструкции. Для дяолоу также характерно ограниченное применение металлокаркаса [17].

Объемно-пространственная композиция дяолоу, как и большинства китайских построек, подчинена центрально-осевой симметрии. Отличительной особенностью стала относительно маленькая площадь застройки и высокая этажность (до девяти этажей), сформировавшие характерные башенные образы строений. Поэтажная разбивка фасадов в большинстве дяолоу осуществляется с помощью поясов архитектурных обломов. На каждом этаже располагалось по три, реже четыре оконных проема, украшенных бровками или сандриками полуциркульной или треугольной формы. Входная группа практически не акцентировалась, а в луцзюй располагалась на боковых фасадах. Ввиду защитной функции сооружений оконные и дверные проемы оборудовались металлической решеткой и ставнями. По мере развития дяолоу и стабилизации криминогенной обстановки в регионе происходил отказ от фортификационных и защитных сооружений, что привело к существенному увеличению площади оконных проемов. Декоративные элементы на фасаде здания располагались неравномерно и тяготели к верхним ярусам. Наиболее часто применялся декор в виде лепнины с флористическими либо геометрическими композициями. Из европейской архитектуры наиболее часто применялись вариации ордерных систем (композитной, ионической и тосканской), которые зачастую являлись частью аркадных систем, балясины и волютообразные элементы. Внешний двор практически не прорабатывался, однако в некоторых постройках присутствует стилобатная плита, обнесенная балюстрадой и имеющая выделенную входную зону. Как правило, она незначительно превышает периметр объема зданий и в ряде случаев является основанием для двух башен [22]. Основными кластерами, в которых представлены наиболее репрезентативные дяолоу и луцзюй, являются деревни Цзыли, Санмынли, Мацзянлун и Цзыцзянли [17–19, 21].

Огороженные дома

Еще одним типом эклектичной архитектуры, располагавшейся в сельских районах, стали вэйлоу, также известные как вэйу и вэйцунь (рис. 6). Данные сооружения получили ограниченное распространение и локализовались в городском округе Мэйчжоу, находящемся в северо-восточной части провинции на границе с провинциями Цзянси и Фуцзянь. Отдаленное расположение от центров эклектизации привело к тому, что формирование эклектичной архитектуры этого типа началось только на рубеже 1910–1920-х гг., а основным центром влияния стал Шаньтоу.

Генезис этого типа построек напрямую связан с традиционными типами общинных домов хакка и носит их наименование. Все они являются вариацией квадратного тулоу, однако пространство внутреннего двора застроено ортогональной сеткой блоков, образующих несколько внутренних дворов. При такой системе также зачастую формировалось несколько входных зон, расположенных на главном и боковых фасадах. Предназначенные для общинного типа проживания, такие сооружения имели площадь от 1000 до 3000 м² и, как правило, не превышали в высоту одного этажа. Так как округ Мэйчжоу располагается в горной местности, то постройки зачастую возводились на инсолируемых склонах и повторяли их рельеф.

 
Рис. 6. Вэйлоу

Позднее развитие архитектуры этого типа и ее эклектизация не привели к значительному изменению объемно-планировочной структуры, за исключением увеличения этажности, которая стала достигать двух этажей, а в ряде построек в северной части увеличивалась до трех. Уровень европеизации на первых этапах был довольно скромным и заключался в использовании ордерной системы и аркад при минимальном уровне декорирования. Однако уже в 1930-х гг. в декоре начинают использовать барельефные изображения, как правило. представленные горельефом, а в отдельных постройках объединенные с круглой скульптурой. Следует отметить, что к этому периоду в других районах провинции уже наметилась тенденция к снижению уровня декорирования. Композиционной членение, как и в других типах китайской архитектуры подчинено центрально-осевой симметрии. Как правило, выделяется парадный вход, выполнявшийся в виде арки. Членение по этажности менее выражено, чем на других типах эклектичной архитектуры, либо полностью отсутствует, зато бóльшее развитие получило вертикальное членение, выполненное в виде систем пилястр либо аркад, опоясывающих фасады. Использование таких приемов позволяло визуально разделить вытянутый фасад на отдельные блоки, в которых могли формироваться отдельные входные зоны. Крыши, как правило, оставались скатными, хотя есть примеры применения эксплуатируемой кровли [23, 24].

В целом, в отличие от других типов эклектичной архитектуры, подход к декоративному оформлению фасадов в вэйлоу самый неоднородный. При этом на ранних этапах активно применялись вариации аркадных систем, которые впоследствии уступили место традиционным стеновым с высокой степенью декорирования оконных проемов и выраженным вертикальным членением.

Постройки такого типа располагались в структуре сельских поселений и соседствовали с традиционной застройкой. При этом в поселения, ввиду расположения на склонах гор, отсутствовала явно выраженная ортогональная планировка, характерная для Китая. Как и в других типах построек, практически полностью отсутствовало благоустройство прилегающей территории, которая в большинстве случаев ограничивалась невысокой монолитной оградой, реже балюстрадой. Наиболее известными объектами являются Ляньфанлоу, Ляньхуэйлоу и Цюаньфэнлоу [23].

Заключение

Коренное преобразование в социокультурной жизни Китая, произошедшее после Опиумных войн и Синьхайской революции, привело к адаптации Поднебесной к условиям глобализации и процессу постоянного культурного обмена. Одним из результатов такого взаимодействия стала европеизация национальной архитектуры Китая, наиболее ярко выраженная в зонах влияния западных сеттльментов. Одним из наиболее репрезентативных районов, ввиду своего геоэкономического положения, стала провинция Гуандун, где сформировались различные типы эклектичных построек: блокированная застройка, представленная цилоу, танлоу, дау и чжутуну; башенные комплексы – дяолоу и луцзюй; огороженные дома – вэйлоу, вэйу, вэйцунь.

Географические границы исследования данной работы ограничены рамками одной провинции. Однако схожие процессы протекали на всей территории Китая в зонах иностранного присутствия. Дальнейшее изучение этой проблематики необходимо направить на выявление других типов эклектичной архитектуры Поднебесной, а также расширить временные границы для анализа процесса взаимовлияния двух культур периодов самоизоляции Китая и послевоенной эпохи. Помимо этого, существенный интерес представляет обратный процесс влияния и проявления культуры Востока на европейском и американском континентах.

References

1. Nepomnin, O.E. (ed.) 2014. Qing Dynasty (1644-1911). In: S.L. Tihvinskii, (ed.) 2013. History of China from ancient times to the beginning of the 21st century in 10 vols. Moscow: Nauka. Vol. 6. (in Russian)

2. Bazilevich, M.E. (2017). Russian marks in the architecture of Tianjin. Architecton: Proceedings of Higher Education [Online] 60. Available at: http://archvuz.ru/en/2017_4/9  [Accessed 30 October 2018]. (in Russian)

3. Smolianinova, T.A. (2018). Consular office buildings in Harbin (Pristan area) in the first half of the 20th century. Architecton: Proceedings of Higher Education [Online]. Available at: http://archvuz.ru/en/2018_3/12  [Accessed 30 October 2018]. (in Russian)

4. Nield, R. (2015). China’s Foreign Places. The Foreign Presence in China in the Treaty Port Era, 1840–1943. Hong Kong: Hong Kong University Press.

5. Nield, R. (2010). The China Coast. Trade and the First Treaty Ports. Hong Kong: Joint Publishing, 2010.

6. Li, Y. (2013). A Typo-Morphological Enquiry into the Evolution of Residential Architecture and Urban Tissues of the Guangfunan Area of Guangzhou, China. MSc. Concordia University.

7. Yang, H., Hu, W. and Pan, G. (2012). Xiguan Dawu yu Qilou. Guangzhou: Jinan University Press.

8. Yu, J. (2006). Research on the Construction Technology of Lingnan Traditional Residential Buildings. MA. Chongqing University.

9. Quan, F. (2008). Idyllic Habitation. Traditional Houses of Southeast Asia. Nanjing: Southeast University Press.

10. Chu, C. (2012). Between typologies and representation: The Tong Lau and the discourse of the “Chinese house” in colonial Hong Kong. In: M. Rajagopalan, M. Desai (eds.) Colonial Frames, Nationalist Histories. Imperial Legacies, Architecture, and Modernity. Surrey: Ashgate Publishing, Ltd., pp.253–283.

11. Lee, H.-y. (2010). Pre-War Tong Lau. A Hong Kong Shophouse Typology. Hong Kong: University of Hong Kong.

12. Zhang, J. (2015). Rise and Fall of the Qilou: Metamorphosis of Forms and Meanings in the Built Environment of Guanqzhou. Traditional Dwelling and Settlements Review, 26(2), pp.25–40.

13. Luchkova, V.I. and Zadvernuk, L.V. (2014). Urban planning of ancient and medieval China. Khabarovsk: Pacific National Univ. Publ. (in Russian)

14. Luchkova, V.I. (2012). Principles of construction of the spatial structure of the medieval Chinese city. Bulletin of PNU, 27(4), pp.59–68. (in Russian)

15. Shan, D. (2010). Chinese Vernacular Dwellings. People Daily Life with Their Houses. Beijing: China International Press.

16. Zhang, G. (2011). Chikan Town. Beijing: Chinese Overseas Publishing House.

17. Kuah-Pearce, K.E. and Jin, H. 2012. Cultural Heritage in Asia Series. Vol. 2. Kaiping Diaolou and the Chinese Diaspora Connection. Hong Kong: Teaching and Learning Quality Committee; The University of Hong Kong.

18. Tan, J.H. (2007). Kaping Diaolou and Its Associated Villages: Documenting the Process of Application. MSc. University of Hong Kong.

19. Batto, P.R.S. (2006). The diaolou of Kaiping (1842–1937): building for dangerous times. China Pesrpectives, 66, pp.2–17.

20. Zhang, F., Qian, Y. and Ding, V.D. (2004). Watchtower-like Dwelling in Kaiping County: From Yinglong Lou to Ruishi lou—Further Research of the Watchtower-like Dwelling in Kaiping County of Guangdong, China. Architectural Journal, 7, pp.82–4.

21. Tan, J. (2013). The culture of the Lu Mansion architecture in China's Kaiping County, 1900–1949. PhD. University of Hong Kong.

22. Zhao, J. (2010). Research on the Art of Decorations of the Building Elevation of Kaiping Diaolou. MA. Suzhou University of Science and Technology.

23. Jiang, S.A. (2004). Brief introduction for the modernization of vernacular architecture in Lingnan. In: F. Zhang (ed.). Study and Preservation Modern of Chinese Modern Architecture. Vol. 5. Beijing: Tsinghua University Press. pp.158–64.

24. Tang, X. (ed.) (2015). The Interpretation and Inheritance of Traditional Chinese Architecture. Guangdong Volume. Beijing: China Building Industry Press.

Citation link

Kim A.A., Luchkova V.I. MAIN TYPES OF ECLECTIC ARCHITECTURE IN GUANGDONG PROVINCE (CHINA) IN THE LATE 19th–EARLY 20th CENTURY[Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_4/15 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 31.10.2018
Views: 158