Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (64) December, 2018

Theory of architecture

Kalistratova Аnastasia D.

Master’s degree student,
Ural Federal University,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: anastasiakalista@mail.ru

Bagina Elena Yu.

PhD. (Architecture), Subdepartment of Urban Construction,
Ural Federal University

Russia, Yekaterinburg, e-mail: bagina@mail.ru

CURRENT CONDITION OF BOULEVARDS ON THE EXAMPLE OF EKATERINBURG

УДК: 711.4
Шифр научной специальности: 85.118

Abstract

The article presents the results of a survey and analysis of the current condition of the remaining 16 boulevards in the city of Ekaterinburg. The main characteristics of a typical Ekaterinburg’s boulevard are given with its transverse profile. Based on the survey data, the main problems of the city boulevards are identified. The actual popularity and the estimated relative popularity are compared in relation to the current state of the boulevards. Discrepancies between expected and actual popularity are identified, suggesting additional factors that influence the attendance of the boulevards.

Keywords: boulevard, traditional boulevard, boulevard culture, foci of attraction, visual trash, attendance

Введение

В настоящее время в разных городах России существуют и продолжают проектироваться бульвары разных образцов в структурах жилой застройки и улиц. Однако наблюдается тенденция запустения бульваров, оттока пешеходов на иные пути следования. В связи с этим возникает вопрос о необходимости существования такой структурной единицы, как бульвар, в городской системе.

Однако существует острая потребность в озелененных городских пространствах, их не хватает [1, 79]. Найти новые планировочные и функциональные формы для существующих бульваров и разработать принципы ревитализации новых бульваров – настоятельная потребность.

Цель исследования: выявить основные проблемы современного состояния бульваров на примере Екатеринбурга для дальнейшей разработки принципов ревитализации бульваров.

Методология

Проведен анализ документов, литературных источников, получены данные о возможных бульварах в Екатеринбург. После проведения натурных обследований выявлено 16 функционирующих бульваров. Проведен анализ истории возникновения бульваров в городе и выявлены три периода. Методом рамок, по В.Л. Глазычеву [2], обследованы все бульвары города. В результате анализа качества среды выявлены основные проблемы современного состояния бульваров. Методом рейтигования отобраны бульвары с лучшими показателями качества состояния пространства и наиболее посещаемые бульвары. Проведено сравнение результатов рейтингования.

Существующие бульвары Екатеринбурга

В современном Екатеринбурге существует 16 бульваров, отвечающих традиционному определению. Встречаются улицы, названия которых включают слово «бульвар», но фактически таковыми не являющиеся. В Екатеринбурге есть Сиреневый бульвар, Самоцветный бульвар, бульвар Денисова-Уральского, не укладывающиеся в понятие традиционного бульвара. Появился проект «Бульварная лента» [3], основу которого должны составлять пять бульваров. Однако в реальности пешеходный маршрут составляют не бульвары, что говорит о неоднозначности понимания термина «бульвар» и о возникновении новых, современных типов бульваров вне классической трактовки.

Назначение бульваров в разные периоды

Бульвары в Екатеринбурге рассредоточены, но наблюдается тенденция к созданию единых систем бульваров с парковыми территориями с XIX в. Выделено три периода возникновения бульваров:

1) исторический бульвар XIX в.;

2) бульвар XX в. (советского периода);

3) бульвар XXI в. [4, 114].

Бульвары XIX в. являлись прямыми наследниками европейской бульварной культуры; благодаря главному архитектору города М.П. Малахову была создана целая система бульваров [5], предназначенных для пешеходных прогулок, коммуникации. Исторических бульваров, сохранившихся до сегодняшнего дня, всего два – бульвар на пр. Ленина и Верх-Исетский бульвар.

В советский период началась массовая застройка микрорайонного типа. Уделялось много внимания общественным пространствам, предназначенным жителям микрорайонов [6, 94]. Проектировщики создавали новые типы бульваров с иным функциональным назначением по сравнению с традиционными европейскими бульварами. Бульвары стали локальным общественным пространством в основном для жителей микрорайона: они располагаются в центрах жилой застройки или берут начало у проходных градообразующих предприятий. Бульвары предназначались для рабочих, на них появились агитационные плакаты, объекты коммунистической пропаганды. Формируются новые нормы поведения, не имеющие общего с бульварной культурой аристократического и буржуазного периодов.

В XXI в. появилось два бульвара, Тбилисский и им. Архитектора Малахова, оба размещены в микрорайоне Ботанический (один из самых молодых районов), который был спроектирован в конце XX в., а достроен в XXI в. [7].

Основные характеристики бульваров Екатеринбурга

Почти все бульвары Екатеринбург прямолинейны, поскольку город изначально имел гипподамову систему. Большая часть бульваров размещена в структуре магистральных улиц, всего три бульвара, находясь в жилой застройке, представляют собой пешеходные улицы без проезжих частей.

Так выявлены основные характеристики типового бульвара города и построен типовой поперечный профиль (рис. 1). В Екатеринбурге характерно симметричное размещение в структуре магистральных улиц; бульвары прямолинейны и расчленены проезжими частями улиц.


Рис. 1. Типовой поперечный профиль бульваров Екатеринбурга.
Автор А.Д. Калистратова [8]

Анализ современного состояния бульваров

Бульвары проанализированы по 7 показателям современного состояния. Уделялось внимание типу и качеству покрытия, наличию и качеству оборудования, уличной мебели, достаточности освещения, безопасности, фасадам, формирующих фронт бульваров, доступности, а также наличию фокусов тяготения. Основные для каждого бульвара данные представлены в табл. 1.

Основными проблемами на бульварах являются:

1. Обилие визуального мусора. Данная проблема встречается на бóльшей части бульваров. Разномастные яркие вывески на фасадах, формирующих фронт бульваров, рекламные щиты, арки и перетяжки, реклама на скамьях (рис. 2).

Рис. 2. Визуальный мусор на бульварах Екатеринбурга.
Слева направо: бульвар на ул. Грибоедова, бульвар на ул. Мира, бульвар на ул. Малахова.
Фото А.Д. Калистратовой. 2018

2. Отсутствие покрытий. Более 30% бульваров без твердых покрытий на пешеходных дорожках, они представляют собой утоптанный грунт. Такие бульвары отличаются труднопроходимостью и низким уровнем эстетичности.

3. Низкий уровень безопасности. На половине бульваров либо совершенно отсутствуют приборы освещения, либо организовано освещение только части бульвара. Это ведет к снижению как физической, так и психологической безопасности. К этому же ведут не просматриваемые участки бульваров. Более 60% бульваров пересекаются проезжими частями дорог. Часто встречается отсутствие пешеходных переходов, светофоров, бортовых камней, и пешеход вынужден выбирать – переходить на следующую часть бульвара по правилам, через три проезжие части, или рисковать.

4. Приоритет автомобильного движения перед пешеходным. Планировка бульваров показывает приоритет в движении автомобилей, это выражается в пересечениях бульвара с проезжими частями, где отсутствует прямая связь между частями бульвара, в размещении бульваров в структуре магистральных улиц. Уровень автомобилизации с каждым годом возрастает [9], что загрязняет территорию бульваров и влияет на окружающую среду.

5. Отсутствие уличной мебели и МАФ. На четырех бульварах выявлен дефицит уличной мебели: скамей крайне мало, иногда в наличии только урны. Помимо этого, скамьи представлены на всех 16 бульварах в основном трех типов (кроме бульвара на пр. Ленина, где в 2017 г. проводилась реконструкция [10] и были поставлены дизайнерские скамьи), взаиморазмещение урн и скамей вызывает дискомфорт у посетителей (рис. 3).


Рис. 3. Уличная мебель на бульварах Екатеринбурга. Слева направо: бульвар на ул. Грибоедова,
Тбилисский бульвар, бульвар на ул. Инженерной. Фото А.Д. Калистратовой. 2018

6. Недостаток фокусов тяготения. По сравнению со временем зарождения и расцвета бульварной культуры популярность бульваров сильно упала. В Екатеринбурге, как и в других городах, наблюдается деградация бульварной культуры [11, 66]. Нередко на бульварах отсутствуют центры притяжения людей и сама возможность гулять по нему.

Сравнение ожидаемой и фактической популярности по качеству состояния бульваров

Таблица 1
Показатели современного состояния бульваров Екатеринбурга

Методами рейтингования и подсчета пользователей были выявлены бульвары с наилучшими показателями современного состояния и самые популярные бульвары (табл. 2).

Таблица 2
Сравнение результата рейтингования и оценки фактической популярности

Рейтинг современного состояния

Оценка популярности

Бульвар Архитектора Малахова

Бульвар Архитектора Малахова

Бульвар на ул. Инженерная

Бульвар на ул. Инженерная

Бульвар на ул. Ленина

Бульвар ка ул. Ферганская

Бульвар на ул. Ферганская

Бульвар Культуры

Бульвар Культуры

Бульвар на ул. Грибоедова

Большие расхождения наблюдаются в показателях относительно бульваров на пр. Ленина и на ул. Грибоедова, что обусловлено влиянием бульварной культуры [12, 72]. Наибольшей популярностью пользуются бульвары в структуре пешеходных улиц, окруженные жилой застройкой. Бульвары на улицах Инженерной и Грибоедова составляют единую систему с парком жилого района и не имеют конкуренции в сфере общественных пространств. В связи с этим при низких показателях современного состояния бульвар на ул. Грибоедова пользуется большой популярностью. Бульвары XIX в. имеют наименьшее количество пользователей, несмотря на высокие показатели современного состояния (бульвар на пр. Ленина), в связи с изменением бульварной культуры. Наравне с ними наименьшей популярностью пользуются бульвары с отсутствием уличной мебели и твердых покрытий.

Заключение

В Екатеринбурге наблюдается запустение бульваров по сравнению с предыдущими историческими периодами их эволюции. Чем старше бульвар, тем меньшей популярностью он пользуются у жителей города, несмотря на удовлетворительное современное состояние. Наиболее популярными являются бульвары, размещенные в отдельных микрорайонах: Тбилисский бульвар и Бульвар Малахова, Бульвар Культуры и Бульвар на ул. Инженерной. Современный бульвар принял на себя функцию открытого общественного пространства районного значения. Наибольшей посещаемостью характеризуются бульвары с большим количеством фокусов тяготения, с дополнительными, не типичными для традиционного европейского бульвара, функциями. Сейчас популярный бульвар находится в структуре микрорайона, отдален от автотранспорта, предназначен для игр детей, для активного и пассивного отдыха. Данные характеристики должны послужить основой для проектирования новых бульваров.

References

1. Romanova, A.V. (2016) The problem of shortage of landscaping in modern cities. Scientific bulletin. Series: Student and Science. Issue No.3. Voronezh: Voronezh GASU, p.76–81.(in Russian)

2. Glazychev, V. L, Egorov, M. M, Ilyina, T.V. (1995) City environment. Technology of development. Moscow: Ladya.

3. Kunshchikov, V. (2018) The Boulevard Park at «Ekaterinburg Arena» in pictures and in life. Information portal 66.ru. [Online]. Available from: https://66.ru/realty/news/210592/ (in Russian)

4. Lisina, E.I., Srodnykh, T.B. (2912) Boulevards of Ekaterinburg – the past, present, and future. In: Landscape architecture – traditions and prospects. Proceedings of the 1st conference dedicated to the 10th anniversary of Landscaping Subdepartment. Ekaterinburg: UGLTU, p. 113–116. (in Russian)

5. Srodnykh, T. (2000) The Boulevards of Ekaterinburg’s Historical Centre. Domostroy, No.5. [Online]. Available from: http://www.1723.ru/read/dai/dai-20.htm  (in Russian)

6. Kosenkova, Yu.L. (2014) Public spaces in town-planning concepts of the Soviet period. Academia. Architecture and building, No.4. [Online]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-prostranstva-v-gradostroitelnyh-kontseptsiyah-sovetskogo-perioda  (in Russian)

7. Porunova, E. (2016) History: 30 years ago the Botanika district began to be developed. Information portal of Ekaterinburg, [Online]. Available from: https://www.ekburg.ru/news/24/58521-istoriya--let-nazad-nachalas-zastroyka-botaniki  (in Russian)

8. A online resource on the designing of street cross-section profile. [Online]. Available from: https://streetmix .

9. Statistics: Automobilization of Russia. Russian expert. [Online]. Available from: https://ruxpert.ru/Статистика:Автомобилизация_России . (in Russian)

10. For giants, introverts and fans of exotics. Information portal Е1, 2017 [Online]. Available from: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-479702.html . (in Russian)

11. Bagina, Е., Leyzerova, А. (2017) The death of the boulevard. Project Baikal 56, City Interior, p. 66–69. (in Russian)

12. Leyzerova, А.V., Bagina, Е.Yu., Bulavina, L.V. (2018) The new life of the boulevards. Architecton: Proceedings of Higher Education No.2 (62), p. 58–72. (in Russian)

 

Citation link

Bagina E.Yu., Kalistratova А.D. CURRENT CONDITION OF BOULEVARDS ON THE EXAMPLE OF EKATERINBURG [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_4/9 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 27.11.2018
Views: 125