Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (64) December, 2018
Theory of architecture
Kalistratova Аnastasia D.
Master’s degree student,
Ural Federal University,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: anastasiakalista@mail.ru
Bagina Elena Yu.
PhD. (Architecture), Subdepartment of Urban Construction,
Ural Federal University
Russia, Yekaterinburg, e-mail: bagina@mail.ru
CURRENT CONDITION OF BOULEVARDS ON THE EXAMPLE OF EKATERINBURG
УДК: 711.4
Шифр научной специальности: 85.118
Abstract
Keywords: boulevard, traditional boulevard, boulevard culture, foci of attraction, visual trash, attendance
Введение
В настоящее время в разных городах России существуют и продолжают проектироваться бульвары разных образцов в структурах жилой застройки и улиц. Однако наблюдается тенденция запустения бульваров, оттока пешеходов на иные пути следования. В связи с этим возникает вопрос о необходимости существования такой структурной единицы, как бульвар, в городской системе.
Однако существует острая потребность в озелененных городских пространствах, их не хватает [1, 79]. Найти новые планировочные и функциональные формы для существующих бульваров и разработать принципы ревитализации новых бульваров – настоятельная потребность.
Цель исследования: выявить основные проблемы современного состояния бульваров на примере Екатеринбурга для дальнейшей разработки принципов ревитализации бульваров.
Методология
Проведен анализ документов, литературных источников, получены данные о возможных бульварах в Екатеринбург. После проведения натурных обследований выявлено 16 функционирующих бульваров. Проведен анализ истории возникновения бульваров в городе и выявлены три периода. Методом рамок, по В.Л. Глазычеву [2], обследованы все бульвары города. В результате анализа качества среды выявлены основные проблемы современного состояния бульваров. Методом рейтигования отобраны бульвары с лучшими показателями качества состояния пространства и наиболее посещаемые бульвары. Проведено сравнение результатов рейтингования.
Существующие бульвары Екатеринбурга
В современном Екатеринбурге существует 16 бульваров, отвечающих традиционному определению. Встречаются улицы, названия которых включают слово «бульвар», но фактически таковыми не являющиеся. В Екатеринбурге есть Сиреневый бульвар, Самоцветный бульвар, бульвар Денисова-Уральского, не укладывающиеся в понятие традиционного бульвара. Появился проект «Бульварная лента» [3], основу которого должны составлять пять бульваров. Однако в реальности пешеходный маршрут составляют не бульвары, что говорит о неоднозначности понимания термина «бульвар» и о возникновении новых, современных типов бульваров вне классической трактовки.
Назначение бульваров в разные периоды
Бульвары в Екатеринбурге рассредоточены, но наблюдается тенденция к созданию единых систем бульваров с парковыми территориями с XIX в. Выделено три периода возникновения бульваров:
1) исторический бульвар XIX в.;
2) бульвар XX в. (советского периода);
3) бульвар XXI в. [4, 114].
Бульвары XIX в. являлись прямыми наследниками европейской бульварной культуры; благодаря главному архитектору города М.П. Малахову была создана целая система бульваров [5], предназначенных для пешеходных прогулок, коммуникации. Исторических бульваров, сохранившихся до сегодняшнего дня, всего два – бульвар на пр. Ленина и Верх-Исетский бульвар.
В советский период началась массовая застройка микрорайонного типа. Уделялось много внимания общественным пространствам, предназначенным жителям микрорайонов [6, 94]. Проектировщики создавали новые типы бульваров с иным функциональным назначением по сравнению с традиционными европейскими бульварами. Бульвары стали локальным общественным пространством в основном для жителей микрорайона: они располагаются в центрах жилой застройки или берут начало у проходных градообразующих предприятий. Бульвары предназначались для рабочих, на них появились агитационные плакаты, объекты коммунистической пропаганды. Формируются новые нормы поведения, не имеющие общего с бульварной культурой аристократического и буржуазного периодов.
В XXI в. появилось два бульвара, Тбилисский и им. Архитектора Малахова, оба размещены в микрорайоне Ботанический (один из самых молодых районов), который был спроектирован в конце XX в., а достроен в XXI в. [7].
Основные характеристики бульваров Екатеринбурга
Почти все бульвары Екатеринбург прямолинейны, поскольку город изначально имел гипподамову систему. Большая часть бульваров размещена в структуре магистральных улиц, всего три бульвара, находясь в жилой застройке, представляют собой пешеходные улицы без проезжих частей.
Так выявлены основные характеристики типового бульвара города и построен типовой поперечный профиль (рис. 1). В Екатеринбурге характерно симметричное размещение в структуре магистральных улиц; бульвары прямолинейны и расчленены проезжими частями улиц.
Рис. 1. Типовой поперечный профиль бульваров Екатеринбурга.
Автор А.Д. Калистратова [8]
Анализ современного состояния бульваров
Бульвары проанализированы по 7 показателям современного состояния. Уделялось внимание типу и качеству покрытия, наличию и качеству оборудования, уличной мебели, достаточности освещения, безопасности, фасадам, формирующих фронт бульваров, доступности, а также наличию фокусов тяготения. Основные для каждого бульвара данные представлены в табл. 1.
Основными проблемами на бульварах являются:
1. Обилие визуального мусора. Данная проблема встречается на бóльшей части бульваров. Разномастные яркие вывески на фасадах, формирующих фронт бульваров, рекламные щиты, арки и перетяжки, реклама на скамьях (рис. 2).
Рис. 2. Визуальный мусор на бульварах Екатеринбурга.
Слева направо: бульвар на ул. Грибоедова, бульвар на ул. Мира, бульвар на ул. Малахова.
Фото А.Д. Калистратовой. 2018
2. Отсутствие покрытий. Более 30% бульваров без твердых покрытий на пешеходных дорожках, они представляют собой утоптанный грунт. Такие бульвары отличаются труднопроходимостью и низким уровнем эстетичности.
3. Низкий уровень безопасности. На половине бульваров либо совершенно отсутствуют приборы освещения, либо организовано освещение только части бульвара. Это ведет к снижению как физической, так и психологической безопасности. К этому же ведут не просматриваемые участки бульваров. Более 60% бульваров пересекаются проезжими частями дорог. Часто встречается отсутствие пешеходных переходов, светофоров, бортовых камней, и пешеход вынужден выбирать – переходить на следующую часть бульвара по правилам, через три проезжие части, или рисковать.
4. Приоритет автомобильного движения перед пешеходным. Планировка бульваров показывает приоритет в движении автомобилей, это выражается в пересечениях бульвара с проезжими частями, где отсутствует прямая связь между частями бульвара, в размещении бульваров в структуре магистральных улиц. Уровень автомобилизации с каждым годом возрастает [9], что загрязняет территорию бульваров и влияет на окружающую среду.
5. Отсутствие уличной мебели и МАФ. На четырех бульварах выявлен дефицит уличной мебели: скамей крайне мало, иногда в наличии только урны. Помимо этого, скамьи представлены на всех 16 бульварах в основном трех типов (кроме бульвара на пр. Ленина, где в 2017 г. проводилась реконструкция [10] и были поставлены дизайнерские скамьи), взаиморазмещение урн и скамей вызывает дискомфорт у посетителей (рис. 3).
Рис. 3. Уличная мебель на бульварах Екатеринбурга. Слева направо: бульвар на ул. Грибоедова,
Тбилисский бульвар, бульвар на ул. Инженерной. Фото А.Д. Калистратовой. 2018
6. Недостаток фокусов тяготения. По сравнению со временем зарождения и расцвета бульварной культуры популярность бульваров сильно упала. В Екатеринбурге, как и в других городах, наблюдается деградация бульварной культуры [11, 66]. Нередко на бульварах отсутствуют центры притяжения людей и сама возможность гулять по нему.
Сравнение ожидаемой и фактической популярности по качеству состояния бульваров
Таблица 1
Показатели современного состояния бульваров Екатеринбурга
Методами рейтингования и подсчета пользователей были выявлены бульвары с наилучшими показателями современного состояния и самые популярные бульвары (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение результата рейтингования и оценки фактической популярности
Рейтинг современного состояния | Оценка популярности |
Бульвар Архитектора Малахова | Бульвар Архитектора Малахова |
Бульвар на ул. Инженерная | Бульвар на ул. Инженерная |
Бульвар на ул. Ленина | Бульвар ка ул. Ферганская |
Бульвар на ул. Ферганская | Бульвар Культуры |
Бульвар Культуры | Бульвар на ул. Грибоедова |
Большие расхождения наблюдаются в показателях относительно бульваров на пр. Ленина и на ул. Грибоедова, что обусловлено влиянием бульварной культуры [12, 72]. Наибольшей популярностью пользуются бульвары в структуре пешеходных улиц, окруженные жилой застройкой. Бульвары на улицах Инженерной и Грибоедова составляют единую систему с парком жилого района и не имеют конкуренции в сфере общественных пространств. В связи с этим при низких показателях современного состояния бульвар на ул. Грибоедова пользуется большой популярностью. Бульвары XIX в. имеют наименьшее количество пользователей, несмотря на высокие показатели современного состояния (бульвар на пр. Ленина), в связи с изменением бульварной культуры. Наравне с ними наименьшей популярностью пользуются бульвары с отсутствием уличной мебели и твердых покрытий.
Заключение
В Екатеринбурге наблюдается запустение бульваров по сравнению с предыдущими историческими периодами их эволюции. Чем старше бульвар, тем меньшей популярностью он пользуются у жителей города, несмотря на удовлетворительное современное состояние. Наиболее популярными являются бульвары, размещенные в отдельных микрорайонах: Тбилисский бульвар и Бульвар Малахова, Бульвар Культуры и Бульвар на ул. Инженерной. Современный бульвар принял на себя функцию открытого общественного пространства районного значения. Наибольшей посещаемостью характеризуются бульвары с большим количеством фокусов тяготения, с дополнительными, не типичными для традиционного европейского бульвара, функциями. Сейчас популярный бульвар находится в структуре микрорайона, отдален от автотранспорта, предназначен для игр детей, для активного и пассивного отдыха. Данные характеристики должны послужить основой для проектирования новых бульваров.
References
1. Romanova, A.V. (2016) The problem of shortage of landscaping in modern cities. Scientific bulletin. Series: Student and Science. Issue No.3. Voronezh: Voronezh GASU, p.76–81.(in Russian)
2. Glazychev, V. L, Egorov, M. M, Ilyina, T.V. (1995) City environment. Technology of development. Moscow: Ladya.
3. Kunshchikov, V. (2018) The Boulevard Park at «Ekaterinburg Arena» in pictures and in life. Information portal 66.ru. [Online]. Available from: https://66.ru/realty/news/210592/ (in Russian)
4. Lisina, E.I., Srodnykh, T.B. (2912) Boulevards of Ekaterinburg – the past, present, and future. In: Landscape architecture – traditions and prospects. Proceedings of the 1st conference dedicated to the 10th anniversary of Landscaping Subdepartment. Ekaterinburg: UGLTU, p. 113–116. (in Russian)
5. Srodnykh, T. (2000) The Boulevards of Ekaterinburg’s Historical Centre. Domostroy, No.5. [Online]. Available from: http://www.1723.ru/read/dai/dai-20.htm (in Russian)
6. Kosenkova, Yu.L. (2014) Public spaces in town-planning concepts of the Soviet period. Academia. Architecture and building, No.4. [Online]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-prostranstva-v-gradostroitelnyh-kontseptsiyah-sovetskogo-perioda (in Russian)
7. Porunova, E. (2016) History: 30 years ago the Botanika district began to be developed. Information portal of Ekaterinburg, [Online]. Available from: https://www.ekburg.ru/news/24/58521-istoriya--let-nazad-nachalas-zastroyka-botaniki (in Russian)
8. A online resource on the designing of street cross-section profile. [Online]. Available from: https://streetmix .
9. Statistics: Automobilization of Russia. Russian expert. [Online]. Available from: https://ruxpert.ru/Статистика:Автомобилизация_России . (in Russian)
10. For giants, introverts and fans of exotics. Information portal Е1, 2017 [Online]. Available from: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-479702.html . (in Russian)
11. Bagina, Е., Leyzerova, А. (2017) The death of the boulevard. Project Baikal 56, City Interior, p. 66–69. (in Russian)
12. Leyzerova, А.V., Bagina, Е.Yu., Bulavina, L.V. (2018) The new life of the boulevards. Architecton: Proceedings of Higher Education No.2 (62), p. 58–72. (in Russian)
Citation link
Bagina E.Yu., Kalistratova А.D. CURRENT CONDITION OF BOULEVARDS ON THE EXAMPLE OF EKATERINBURG [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_4/9
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная