Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (65) March, 2019
History of architecture
Gurev Grigory S.
Doctoral student, Subdepartment of Fundamentals of Design and Architectural Graphics.
Research supervisor: Professor A.E.Yenin, PhD. (Architecture).
Voronezh State Technical University.
Russia, Voronezh, e-mail: grishaguryev@gmail.com
WOODEN ARCHITECTURE OF VORONEZH IN THE LATE 19th- EARLY 20th CENTURY
УДК: 72.035.5
Шифр научной специальности: 85.113
Abstract
Keywords: wooden architecture, Russian style, eclecticism, Art Nouveau
Введение
Деревянная архитектура Воронежа конца XIX – начала XX в., составлявшая более половины из числа всех жилых строений города, являет собой мощный пласт историко-архитектурного наследия, несправедливо забытый, почти полностью уничтоженный и недостаточно изученный. Между тем, культурно-историческая, образно-эмоциональная и архитектурно-художественная значимость и своеобразие деревянной архитектуры старого русского города могут стать составной частью формирования идентичности современного Воронежа. В публикациях воронежских историков, краеведов А.Н. Акиньшина, П.А. Попова [1, 2, 3] и научно-исследовательских работах архитекторов В.А. Митина [4, 5], Г.А. Чеснокова [6, 7] затрагивались некоторые аспекты этой темы, но детального и углубленного изучения деревянных и смешанных построек Воронежа не проводилось. Анализ, обобщение и систематизация материала по деревянной архитектуре Воронежа рассматриваемого периода является целью данного исследования. Сам объект исследования, его характер и природа рассматривается в ситуации, в которой он находился.
Объемно-планировочная структура Воронежа, в основу которой был положен регулярный план, разработанный выдающимся русским архитектором периода классицизма И.Е. Старовым и утвержденный императрицей Екатериной II в 1774 г., к концу XIX в. окончательно сложилась [5, 6]. Местоположение кварталов, условия рельефа местности, удаленность от центра города, качество и этажность застройки, разделение по социальному статусу и другие важные оценочные признаки дают возможность объединить кварталы в однородные оценочные группы и районы. Таких районов со значительно разнящимися признаками, определилось по три в каждой части города – Московской, Дворянской и Мещанской. Условное цветовое обозначение кварталов, районов и частей города дает наглядное представление об их границах (рис. 1).
Рис. 1. План г. Воронежа 1899 г. с указанием частей и районов. Реконструкция автора
Вполне очевидна разница между центральными кварталами города, где качество, ценность и доходность построек значительно выше, нежели на окраинах. В центральных кварталах города преобладают многоэтажные здания, площадь усадеб, количество строений в них несколько больше, чем в окраинных кварталах, которые застроены в подавляющем большинстве одноэтажными деревянными жилыми домами и надворными строениями.
Плотность населения. По опубликованному в 1897 г. подсчету данных всероссийской переписи населения, в Воронеже проживало 60 тыс. жителей. В 1898 г. – 64 533 человек обоего пола [8]. По переписи 1899 г. в пределах городской черты в Воронеже числится 51 349 человек, из них: в Московской части проживает 13 913 чел. (27% всего населения), в Дворянской части горда числится 20 182 чел. (40%), в Мещанской – 17 254 чел. (33%). Распределение населения по разным частям города в неравных количествах находится в обратной пропорции к территориальной площади частей города. Общая площадь города составляет 655 га, из которых 264,3 га приходится на долю Московской части (40%), 210,8 га занимает Дворянская часть (32%) и 180,2 га (28%) относится к Мещанской части. Сравнив эти отношения с численностью населения, мы видим, что в Московской части проживает гораздо меньше жителей, чем в Дворянской и Мещанской, которые меньше по площади. Окраины Дворянской и Мещанской частей, прилегающие к пойме р. Воронеж и кварталы возле Щепной площади отличаются наибольшей плотностью населения (63 м2 на чел.). Еще большей плотностью населения (18 м2 на чел.) отличаются кварталы Московской части возле Кольцовского сквера, однако в целом эта часть города, будучи больше других частей по площади, невелика по населенности – на одного жителя приходится 136 м2 Плотность населения в Мещанской части – 77 м2, а в Дворянской – 75 (рис. 2).
Рис. 2. Плотность населения Воронежа на 1899 г. по статистическим данным [9]
Площадь усадьбы. Общая площадь измеренных в 1899 г. усадеб, застроенных и незастроенных, составила 475 га. Под огородами находилась небольшая часть усадьбы (0,4%), под пустырями 3,9%. Четверть всей площади усадеб было занято садами, а остальное пространство (68,7%) – дворами, что составило 211,8 га. По отдельным частям города площадь усадьбы проиллюстрирована на рис. 3.
Рис. 3. Площадь усадьбы с подразделением ее по видам в отдельных частях Воронежа (га, %). Реконструкция автора
по данным [9]
Из общего числа жилых строений сосчитано 1543 каменных, 1050 смешанных и 3086 деревянных. Деревянные жилища, составляя свыше 54%, оказываются преобладающими. Еще бóльший процент (81%) составляют одноэтажные жилища, двухэтажные около 17,5%, а трехэтажные около 1,5%. Распределение жилых строений по количеству этажей и по материалу представлено на рис. 4.
Рис. 4. Количество жилых строений в отдельных частях города по этажности и строительному материалу. Реконструкция автора по данным [8]
Сухая статистика порой способна дать объективное представление об исторической эпохе, ушедшей в небытие: количественный и качественный состав деревянных построек города на рубеже столетий, характер их размещения в объемно-пространственной структуре города, их этажность, планировка, преобладающая стилистика деревянной архитектуры. Немаловажным фактором при этом являются данные по сословным группам населения – домовладельцам, поскольку от материального благополучия застройщика, его интеллектуального и культурного уровня, от возможности привлечь профессионального архитектора-проектировщика зависит качество, стилистика и архитектурно-художественный образ жилой постройки. На эти вопросы проливает свет статистическое исследование города, проведенное в 1899 г. Статистическим отделением губернской земской Управы г. Воронежа. В результате исследования было описано 3356 домовладений, из которых около половины (44,8%) принадлежало мещанам, около четверти (25,2%) – крестьянам, 14,8% – дворянам, 10,2% – почетным гражданам и купцам, 2,4% – духовным лицам и 2,6% являлись общественными и казенными домовладениями [9] (рис. 5).
Рис. 5. Состав недвижимых имуществ, принадлежащих различным сословным группам населения Воронежа на 1899 г. Реконструкция автора по данным [9]
Под домовладением подразумевается земельный участок (возможно, с садом и огородом) и находящиеся на нем отдельные строения: жилой дом, флигель, пристройки, дворовые сооружения хозяйственного и вспомогательного назначения.
Типы жилых строений. Абсолютное большинство деревянных и смешанных построек принадлежало далеко не самым богатым городским сословиям – крестьянам и мещанам, которые могли позволить себе недорогое деревянное жилище, в лучшем случае – крытое железом и возведенное на каменном подклете. Однако эти простые деревянные постройки были не лишены изящного и искусно выполненного резного убранства в виде узорочья наличников, пилястр и карнизов, подчеркивающих национальную самобытность деревенской архитектуры, впитавшей традиции народного искусства Центрального Черноземья, Малороссии и Московского региона (рис. 6).
Рис. 6. Деревянный одноэтажный тип жилых домов Воронежа второй половины XIX – начала XX в. Реконструкция автора
Композиционным прототипом фасадов этой группы жилых домов служили «образцовые» проекты, разработанные одновременно с проектом регулярной планировки для Воронежа «Комиссией строений Санкт-Петербурга и Москвы» в 1774 г. [10, 4, с. 12]. Достоверно точно дома не повторяли фасады «образцовых» проектов, но композиционно-ритмическое членение соблюдалось на три, пять и семь оконных осей. Далеко не все дома крестьян и мещан украшались деревянной резьбой, особенно в периферийных и удаленных от центра районах, дома и постройки городской бедноты выглядели более чем скромно. Известный воронежский общественный деятель, издатель и краевед XIX в. Г.М. Веселовский писал о Воронеже того времени: «Все почти окраины города носят характер бедности: постройки здесь скорее напоминают богатое село, чем богатый город» [11, с. 226].
В центральных районах города к концу XIX в. появляются двухэтажные деревянные дома, проектированием которых занимались гражданские архитекторы и техники, о чем свидетельствует внешний облик этих зданий и ощущается «рука профессионала». Позволить себе строительство двухэтажного дома могли состоятельные граждане из купеческого и дворянского сословия, которых объединяло религиозно-философское славянофильское воззрение, провозглашавшее христианское учение как духовное начало русского народа. Дворянство и купечество являются покровителями русского стиля и заказчиками сооружений в русском стиле [12, с. 156]. Благодаря духовным пристрастиям этих сословий русский стиль активно распространялся в гражданском зодчестве. Деревянные здания, построенные в Воронеже во второй половине XIX в., имеют в своем архитектурном облике черты русского стиля (рис. 7).
Рис. 7. Деревянный двухэтажный тип жилых домов Воронежа второй половины XIX – начала XX в. Реконструкция автора
В конце XIX в. деревянные дома декорировались плоскорельефонй, накладной и сквозной резьбой в традициях народного зодчества с доминированием резного декора эклектического характера в соответствии с вкусовыми предпочтениями застройщика. В первом десятилетии XX в., когда новомодный стиль модерн, хоть и с большим запозданием, но пришел в провинциальный Воронеж, состоятельные заказчики с большой осторожностью и с помощью профессиональных архитекторов стали использовать стилистику модерна, в большей степени – рационального, в декорировании деревянных фасадов зданий. По функциональной принадлежности двухэтажные деревянные дома, которые строили состоятельные граждане, являлись «доходными, поскольку, квартиры сдавались внаем.
Всего деревянных жилых домов в Воронеже рассматриваемого периода было 4627, из них двухэтажных – 637, а трехэтажных – всего 10 (рис. 8).
Рис. 8. Этажность зданий и построек по городу Воронеж на 1899 г. Реконструкция автора по данным [9]
Заключение
Проведенное исследование открывает объективную картину (к сожалению, утраченную), социальный и архитектурно-градостроительный контекст существования и развития деревянной архитектуры Воронежа конца XIX – начала XX в. с учетом стилистических трансформаций и региональной специфики. Делается вывод об архитектурно-художественных качествах деревянной архитектуры, этажности, ее местоположения в планировочной структуре города, в зависимости от сословной принадлежности застройщика.
References
1. Akinshin, A.N, Popov, P.A. (2000) The Historical and Cultural Heritage of Voronezh. Voronezh: Center of Spiritual Revival of the Black Earth Region.(in Russian)
2. Popov, P.A. (2008) The Passing-Away Voronezh through Pavel Popov’s Camera Glass. Voronezh: IPF Voronezh. (inRussian)
3. Popov, P.A.(2014) Hello, My Old House! The Most Wonderful Buildings of Voronezh. Book I.Voronezh: Voronezh State University Publishing. (in Russian)
4. Mitin,V. A. (2004) Mansions of the City of Voronezh of the 18th, 19th, 20th Century. Voronezh: Nikitinskoye. (in Russian)
5. Mitin, V.A. (2019) Ivan EgorovichStarov, Nikolay NikolaevichIyevsky, JacomoQuarenghi. The Beginning of the Greater Voronezh. In 2 vol. Voronezh: Albom. - Vol.1: From Fortifications to the General Plan, 2009. (in Russian)
6. Chesnokov, G.A.(2011) Voronezh. The Stone Annals. Architecture and Civil Engineering: in 2 vol. Vol. 1. Voronezh: Albom. (in Russian)
7. Chesnokov, G.A. (1999) Architecture of Voronezh: History and Modernity. Voronezh: Voronezh state Academy of Architecture and Civil Engineering (inRussian).
8. A Memorial Book of Voronezh Province.Voronezh Provincial Statistical Committee. Voronezh: Voronezh Provincial Statistical Committee: Tipolithography of Province Government, 1899. (in Russian)
9. Voronov, I.K. (1903) City of Voronezh: Population and Immovable Properties. Material for Assessment of City Immovable Property. Voronezh: Voronezh Provincial Council. [4], VIII, 240, 229 p.
10. Pirozhkova, I.G. (2008) History of Building Legislation of the Russian Empire. Moscow: «Canon», ROOI «Rehabilitation».
11. Veselovsky, G.M. (1886) City of Voronezh. A Historical Essay of Voronezh from 1586 to 1886. Voronezh, p. 298 (in Russian).
12. Kirichenko, E.I. (1997) Russian Style. A Search for Expression of National Identity. Nation and Nationality. Traditions of Old Russian and Folk Art in 18th-early 20th Russian Art. Moscow:Galart. (in Russian)
Citation link
Gurev, G. S. WOODEN ARCHITECTURE OF VORONEZH IN THE LATE 19th- EARLY 20th CENTURY //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2019. – №1(65). – URL: http://archvuz.ru/en/2019_1/9
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная