Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (67)

Fine art

Shavshina Irina P.

PhD in History of Art, associate professor,
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Russia, Novosibirsk, e-mail: shavshina.ngaha@yandex.ru

Panina Nina L.

Doctor hagbil. (Art Studies), Professor
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Russia, Novosibirsk, e-mail: pa.nina@mail.ru

SIBERIAN LANDSCAPE PAINTERS IN THE 1960s-1970s ART EXHIBITIONS

УДК: 7.072
Шифр научной специальности: 85.103(2)6

Abstract

The art life of Siberia in the 1960s-70s saw growing exhibition activity. From the early 1960s, zonal and republican exhibitions were held regularly. These exhibitions were a triumph of the Siberian landscape painters, convincingly proving that the concept of «peripheral art» was outdated. The republican exhibition «We are building the BAM» became a major creative landmark of the 1970s for the Siberian painters.

Keywords: Siberian landscape, painters of Siberia, republican art exhibitions

В начале XXI в. особенными актуальными стали особенности регионального художественного процесса. Искусствоведы вновь обращаются к вопросам: есть ли искусство на периферии? или настоящий художник может творить только в столице? может ли отшельник, отрезанный от общего художественного тренда, быть художником? Кроме того, возникли новые тенденции в деятельности творческих союзов. История деятельности региональных отделений Союза художников России свидетельствует о том, что коммуникационные усилия, грамотная выставочная деятельность активизируют художественный процесс в регионах, что способствуют развитию национального искусства.

К концу пятидесятых годов в социокультурном развитии Сибири обозначились кардинальные перемены, детерминированные всплеском художественной жизни послевоенного периода. В 1960 г. произошло событие, сыгравшее значимую роль в развитии искусства страны и ее регионов, в частности Сибири, – был создан Союз художников РСФСР. Это организационное мероприятие стало, с одной стороны, признанием достижений художников Российской Федерации, с другой – определило развитие самосознания художников России на много лет вперед. Кроме того, это событие стало серьезной предпосылкой для дальнейшего развития российского изобразительного искусства.

Для 60–70-х гг. характерна тенденция сотрудничества поколений – рядом с признанными мастерами изобразительного искусства выступают молодые художники, которые вносят в художественную методологию и новое видение окружающего мира, и новые средства художественной изобразительности.

Так, прошедшая в 1959–60 г. Иркутская областная выставка, посвященная 40-летию Советской власти в Сибири, включала до 400 произведений живописи, скульптуры и графики. Рядом с произведениями художников старшего поколения демонстрировались работы молодых живописцев. Многочисленность участников выставки определила жанровое и тематическое разнообразие работ:

  • пейзажи (Б.И. Лебединский, В.Ф. Ольховик, А.К. Руденко, В.П. Томиловский, А.И. Шатлов, И.Е. Юшков);
  • великие сибирские стройки (В.С. Рогаль «Сибирские огни» и «Новая Сибирь», А.И. Руденко «Шелехов строится», Е.С. Симонов «Угольный разрез в Черемхово», В.П. Томиловский «На новой сибирской магистрали»);
  • жизнь колхозной деревни (Е.А. Конев); 
  • суровая сибирская природа и природа Заполярья (А.И. Шаталов);
  • индустриальные пейзажи (А.И. Шаталов, В.С. Рогаль);
  • образ Байкала (Е.С. Симонов «Рыбаки Байкала», «Ангара у Байкала»);
  • городские пейзажи Иркутска (А. Костовский, В. Кузьмин). 

Жанровое разнообразие, многочисленность авторов вообще характерная примета художественного процесса 60–70-х гг. и прослеживается практически во всех сибирских регионах. Привлечение большого количество молодых художников позволяет выделить своеобразных «лидеров» художественного процесса Сибири.

Одним из наиболее интересных живописцев Новосибирска становится Н. Грицюк, лучшие работы которого посвящены городскому пейзажу. В Барнауле больших успехов добиваются художники Г. Борунов, С. Чернов, В. Добровольский, П. Миронов. Красноярск выдвигает великолепных пейзажистов: группа мастеров пейзажа, состоящая из таких художников, как заслуженный деятель искусств РСФСР Б. Ряузов, Т. Ряннель (персональная выставка которого имела большой успех в Москве), Ю. Худоногов, пополняется новым талантливым живописцем – А. Поздеевым. Таким образом, следует признать, что к 70-м гг. ХХ в. в художественном пространстве Сибири появились новые тенденции, новые темы, новые авторы, которые откликнулись на деятельность республиканского Союза художников активным творчеством.

В 1960 г. на первой республиканской выставке «Советская Россия», из 1250 участников лишь 59 художников представляли сибиряков. Это были художники разных поколений. Известные мастера: К. Белов (Омск), Б. Лебединский (Иркутск), А. Лекаренко (Красноярск), И. Титков (Новосибирск), обладающие большим творческим опытом, сыгравшие заметную роль в истории становления сибирского искусства. Среднее поколение участников, прошедшее фронты Великой Отечественной войны – А. Кирчанов (Кемерово), А. Либеров (Омск), Мешков В. (Красноярск), В. Рогаль (Иркутск), Т. Ряннель (Красноярск). Большинство этих художником по возрасту уже вышли из ранга молодых, но их главные творческие достижения были впереди, потому что молодость их была не творческой, а военной.

Третью возрастную группу составила молодежь – А. Алексеев (Иркутск), А. Вычугжанин (Иркутск), Ю. Ишханов (Красноярск), В. Семенов (Новосибирск) и другие. Их путь в искусстве тогда только начинался [1].

Итак, первая республиканская художественная выставка «Советская Россия» показала, что Сибирь обладает мощным художественным потенциалом. Здесь работают серьезные живописцы, умеющие воспринимать и оценивать жизнь с интересных, иногда неожиданных точек зрения, но для того, чтобы занять место в авангарде русского искусства, художникам края надо много и серьезно работать. Именно эта задача и стала главной в последующее десятилетие.

Художественный процесс в Сибири периода оттепели (с 1960-х гг.) определялся многими факторами, но главные изменения связаны с новизной социально-экономических тенденций развития Советского Союза. Эти изменения способствовали возникновению новых творческих проблем, вставших перед мастерами русского изобразительного искусства, организационному переустройство структуры художественной деятельности, осуществляемому Союзом художников РСФСР.

Одно из таких организационных нововведений – регулярные зональные выставки, организуемые в преддверии очередного республиканского смотра. Перспективы выставки, реальные возможности общения с профессионалами и любителями живописи стимулировали творческую активность художников. Кроме того, региональные выставки давали реальный шанс попадания на крупные всероссийские и всесоюзные выставки, что также придавало оптимизма работе периферийных художников.

Региональные смотры играли еще одну существенную роль в становлении русского искусства в провинции: они обратили художников к реальной жизни своих соотечественников, к людям своего края. Конечно, поначалу это направление внедрялось административными мерами, направлялась выставочными комитетами. Однако впоследствии образное постижение жизни своего региона, города стало естественной потребностью художников, нормой их художественного творчества. Обращение к местной тематике принесло в искусство жизненную достоверность, обеспечило всплеск интереса зрителей: ведь художники говорили о родном крае, им хорошо известном. Художественные произведения того времени становятся более убедительными и самобытными.

Отдаленность Сибири от центральной России, которая веками являлась средоточием культурной жизни, разобщенность художников, живущих на огромных сибирских просторах, накладывало особый отпечаток на развитие изобразительного искусства. Художники замыкалось в кругу собственных проблем, жанров и стилей. Географическая удаленность не позволяла взаимодействовать в достаточной мере с коллегами и их искусством в других регионах страны.

Выделение на территории РСФСР крупных географических объединений – зон (в какой-то степени они соответствовали экономическим районам СССР) кардинально изменило жизнь художников всей России, но нигде ее значение не проявилось столь наглядно, как за Уралом, в Сибири. Введенные в практику художественной жизни, зональные и республиканские смотры количественно расширили выставки (количество художников и выставочных объектов), активизировали темп выставочной деятельности.

Самым большим событием в художественной жизни Сибири становится общесибирская выставка «Сибирь социалистическая» (1964) – первая зональная. Три с половиной года самой напряженной подготовки к выставке – время активнейшей деятельности художников всей Сибири. Более 300 сибирских живописцев, графиков, скульпторов готовили свои произведения на эту выставку (напомним, что в 1960 г. в республиканской выставке участвовало 59 сибиряков). Подготовка к сибирской выставке значительно укрепила силы Барнаульского и Томского отделений ССХ, позволила организовать новые творческие организации в Туве и Хакасии. Вслед за первой зональной выставкой последовала выставка «Советская Россия» (1965). Через два года (1967) проходит второй тур зональных и третьей республиканской выставок. Затем проходят третьи зональные смотры (1969–1970) и четвертая выставка «Советская Россия» (1970).

Напряженный ритм художественной жизни сыграл огромную роль в развитии сибирского изобразительного искусства. И когда в 1971 г. в Москве прошла выставка произведений художников Урала, Сибири и Дальнего Востока, стало очевидным, какой путь пройден художниками края за минувшее десятилетие [2].

Итоги художественного процесса 60-х гг., которые явились подлинным триумфом сибирских мастеров изобразительного искусства, в частности пейзажистов, убедительно доказали устарелость понятия «периферийное искусство». Региональные и столичные выставки продемонстрировали творческую зрелость художников, их умение смотреть на мир взглядом открытым, внимательным и главное – ни у кого не заимствованным. Вообще для искусства того времени характерно внимание к Сибири (вспомним хотя бы кинематограф, например кинофильм «Я шагаю по Москве», героем которого – представителем молодого творческого поколения – стал именно сибиряк).

Сибирь проявилась как источник вдохновения. Выставки пустили зрителей в безбрежные сибирские просторы, окунули в «зеленое море тайги», заставили миллионы людей потянуться душой и сердцем к могучей природе края.

Эпоха бурного экономического развития региона, развитие промышленности повлекло за собою рост населения Сибири, новые люди дали вторую молодость старым сибирским городам, построили новые. В Сибирь едут писатели, художники. И если некоторые из них ограничиваются кратковременным знакомством с краем, другие остаются в нем навсегда, влюбленные в безбрежные сибирские просторы, в мощность сибирских рек и лесов. Именно поэтому значительное место в сибирской живописи шестидесятых годов занимает пейзаж, получивший преимущественное развитие. Широту распространения пейзажного жанра в сибирском искусстве доказывает тот факт, что практически все живописцы в той или иной мере отдали дань изображению сибирской природы, ее вольной, могучей силы.

Сибирский ландшафт отличен от среднерусского, прежде всего, своими гигантскими масштабами. Здесь все величественно – и размах далей, и бескрайние леса, и могучие полноводные реки. Нетронутая, могучая и суровая природа веками жила по своим законами, зачастую беспощадным к человеку. Люди боялись бесконечных просторов дикой земли, жестоких морозов, леденящих ветров, неприступности гор. Единоборство с природой составляло суть жизни человека, часто оно кончалось трагически. Но вот изменилась историческая реальность. Земли стали обживаться, природа подчинилась, уступила. В тайге и тундре выросли гиганты индустрии, новые благоустроенные города. Среди заснеженных сопок разместились аэродромы, непроходимую тайгу прочертили линии железнодорожных путей. Такое преображение сибирских земель поражает каждого человека, тем более художника. Обращаясь к жизни края и, в частности, к его ландшафту, мастера все чаще пишут новь земли, все реже – нетронутую природу. Следует признать, что тематика покорения природы, подчинения ее человеку, «индустриальность», а не природосообразность жизни является основной парадигмой советского и сибирского искусства.

В полотне «Химия Байкала» В. Рогаль (1964, Иркутск) как бы сталкивает, заставляет спорить мощь технических сооружений с вековой силой окружающих их гор. В картине «Сургутский край» Г. Завьялова (1969, Томск) отжившие свой век деревянные домишки отступают перед натиском техники. Пейзаж «В Тобольском порту» А. Либерова (1967, Омск) развертывает картину обжитых просторов Сибири. Лишь немногие сибирские художники противостоят этим тенденциям, предвосхищая современное понимание ценности природы как таковой, вне человека. Это, например, полотно Б. Ряузова (1964–1967) «В скалистом фиорде», где характер природы изображен в романтическом стиле, через неприступную мощь прибрежных скал [1].

Оценивая сибирское искусство и, в частности, пейзажную живопись отмечая его резкий качественный и количественный рост, следует признать, что сибирские авторы художественными методами на своем, местном материале решали проблемы, актуальные для всего русского искусства. Эта общность сделала творчество сибиряков равноправной частью изобразительного искусства страны, при этом художники Сибири сохранили связь с местными культурными традициями, что придает их произведениям самобытность и неповторимость.

Семидесятые годы стали для сибирского искусства временем завоевания новых рубежей в образном осмыслении событий современности. Художники края работают много и плодотворно, созданные ими произведения занимают достойное место на крупных выставках семидесятых годов, таких как «По родной стране» (1972), 5-я выставка «Советская Россия» (1975), «60 лет Великого Октября» (1977), «Мы строим БАМ» (1979). В эти годы круг мастеров искусства края продолжает расширяться. В него вливается много молодежи, значительная часть которой получила образование в высших учебных заведениях Москвы и Ленинграда. Плодотворно работают представители старшего и среднего поколений. Традиции, сложившиеся в искусстве в предшествующее десятилетие, не только успешно развиваются, но и значительно обогащаются.

С полотнами «Саяно-Шушенская ГЭС» Т. Ряннеля (1974, Красноярск), «Черемушки саянские» (1974) и «Дорога к Давану» из серии «Байкало-Амурская магистраль» В. Рогаля (1974,1979; Иркутск), «Дорога на Самотлор» (1973) и «Моя Сибирь» (1978) Ал. Шумилкина (Томск), «Над Енисеем» (1970) В. Сергина (Красноярск) в искусство страны входят сибирские образы, эпические и масштабные.

В заключение отметим, что пейзажный жанр – самый распространенный в искусстве сибирских художников. Пейзажи сибиряков неизменно присутствуют на всех крупных выставках, привлекая внимание зрителей и искусствоведов, оказывая влияние на развитие пейзажной живописи Российской Федерации. Достижения пейзажного изобразительного искусства объясняется невозможностью для нового поколения художников, художников-сибиряков следовать старым традиционным критериям. Сибирякам предстояло выработать свои, во многом отличные от традиционных, эстетические критерии, открыть свои подходы к изображению земли, столь непохожей на среднерусскую. Успешная разработка этих проблем в 1960-е и особенно в 1970-е гг. обогатила российскую пейзажную живопись принципиально новыми решениями, расширила ее границы.

Последним большим творческим событием, завершающим период 60–70-х гг., стала республиканская выставка «Мы строим БАМ». Среди художников, работавших на строительстве магистрали, были представители почти всех краев и областей России. Созданные ими работы очень разные по темам, способу постижения мира, стилистике в своей совокупности составили летопись жизни «стройки века», обогатили русское искусство новыми решениями. Но именно работы сибирских мастеров стали основой, стержнем выставки, определяющим ее главную художественную направленность, профессиональный уровень.

Этот смотр – чрезвычайно значительное явление художественной жизни – подвел итоги послевоенному развитию искусства Сибири, показал достижения, которые и определили художественные тенденции в будущем.

References

1. Belousova-Lebedeva, V.A. (2015) Traditions of academic painting in the creativity of 1960-70s Krasnoyarsk painters. Art of Siberia and the Far East: heritage, modernity, prospects: Proceedings of interregional conference with international participation (Krasnoyarsk, December 2-3, 2015). Barnaul: Altai State University, pp. 56-61. (in Russian)

2. Davydenko, I.M. (1980) Krasnoyarsk painters. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (in Russian)

3. Deviatyarova, I.G. (2000) Art life of Omsk in the 19th - the first quarter of the 20th century. Omsk Regional Fine Art Museum. Omsk: Leo. (in Russian)

4. Draznina, M.Ya. (1987) The theme of the BAM in the art of Chita graphic artists. Development of Soviet Sibera fine arts (5th zonal conference dedicated to the 70th anniversary of V.O.S.R). Abstracts of reports. May 19-23.  Krasnoyarsk, pp. 41-42. (in Russian)

5. Chrikov, V.F. The fine arts of Siberia in the 17th - early 21st century. Tobolsk: "Tobolsk Revival" Foundation. (in Russian)

6. Nordstein, T.A. (1984) The Art of Siberia and the Far East: Album. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (in Russian)

7. Muratov, P.D. (1974) Fine Arts in Tomsk. Novosibirsk: Western Siberian Book Publishing House. (in Russian)

8. Ryannel, T.V. (1972) Exhibition of Artworks: Catalogue. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk Book Publishing House. (in Russian)

9. Obukhova, L.P. (ed.) (1975) «Socialist Siberia», 4th zonal art exhibition. Tomsk. 1975: Catalogue. Novosibirsk: Poligrafcombinat. (in Russian)

10. Vasil’kova, V.A., Koroleva, N.N. Kurgan, V.P. et al. (1972) Artists of the Urals, Siberia and the Far East. Moscow. 1971. Exhibition of Artworks. Catalogue. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (in Russian)

Citation link

Shavshina I.P., Panina N.L. SIBERIAN LANDSCAPE PAINTERS IN THE 1960s-1970s ART EXHIBITIONS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2019. – №3(67). – URL: http://archvuz.ru/en/2019_3/22 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 27.08.2019
Views: 251