Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (70) June, 2020

Theory of architecture

Dukhanina Elena S.

Doctoral student, Department of Architecture.
Research supervisor: Professor A.L. Gelfond, DSc. (Architecture).
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Russia, Novosibirsk, e-mail: e.dukhanina@nsuada.ru

ARCHITECTURAL TREATMENT AND PLANNING OF MODERN SCHOOL LIBRARIES

УДК: 727.8
Шифр научной специальности: 85.11
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-2(70)-2

Abstract

The professional circles in Russia are discussing changes to the concept of modern school. The architectural treatment and planning of modern school spaces for public use should involve a new, innovative set of functions. One of the key spaces in the educational process to experience planning changes is the library. In this article, the architectural and planning principles of modern school library design are determined, and its functional modules are identified. In a modern Russian school, the library is expanding its functions and possibilities for integrating meta-subject formats. The library is becoming integrated information and communication center, a place of easy access to information and knowledge, collaboration between students and teachers, and experimentation and implementation of creativity and ‘meta-subject’ projects. Library premises should be mobile, transformable and flexible to accommodate any future modifications in the longer term and provide a kind of semantic experiment with cultural, social and professional values in design and research activities.

Keywords: modern school libraries, architecture and planning of school libraries, functional modules

В последнее десятилетие концепция современной российской школы претерпела существенные изменения [6, с. 35–37]. В профессиональных кругах активно обсуждаются объемно-планировочные решения, дизайн школьной среды, архитектурный облик школы, организация ее пространств, предполагающих новый, набор функций. Также выявляются планировочные несоответствия требованиям современного проектирования и стандарта в случае реконструкции и модернизации объектов образования, выполняются рекомендации по их устранению. Одним из ключевых пространств образовательного процесса, подвергаемых планировочным изменениям, является библиотека.

Цель данного исследования – определить архитектурно-планировочные принципы организации школьных библиотек и выявить их основные функциональные модули.

В зарубежных исследованиях  вопросы структуры библиотек также являются предметом активного обсуждения. Австралийская группа ученых – Хилари Хьюз, Дерек Блэнд, Джилл Уиллис и Рэйли Эллиот Бернс [15] вывели принципы совместного проектирования библиотеки и учебного пространства. Американский исследователь Дэвид Е. Робинсон [18] выделяет основные принципы универсального дизайна для школьных библиотек, делая акцент на интерьерное решение.

Проблема модернизации школьных библиотек активно обсуждается на протяжении последних 5 лет и в России. На Втором межрегиональном форуме 8–9 сентября 2017 г. «Школьные библиотеки нового поколения» [13] обсуждались современные подходы и технологии, позволяющие повысить роль школьной библиотеки. В исследовании Р.И. Фатеевой[11] и Л.Н. Рябцевой [9] поднимается вопрос о появлении новых направлений деятельности школьных библиотек и возрастании роли информационных технологий в пользовании библиотекой. В исследовании И.В. Бажутиной и М.В. Маслаковой [1] говорится о трансформации библиотеки в библиотечно-информационный центр и представляется модель информационного пространства библиотеки. Вклад в освещение планировочных проблем школьных библиотек ежегодно вносит выставка «BUILD SCHOOL», проходящая в Москве в Экспоцентре на Красной Пресне [10]. На выставке поднимаются множество проблем современной планировочной организации школьных зданий, в том числе возможность трансформации библиотеки в полигон образовательного пространства будущего.

В 2019 году организация World Bank Group провела масштабное исследование российских школ, основной целью которого было выявить качественную оценку пользователей образовательной среды в российских школах. Исследование представляло собой сбор данных по опросам OECD School User Survey [16, с.12-50] в рамках апробации исследования TIMSS 2019 (Trends in Mathematics and Science Study) – тенденции в международном изучении математики и естественных наук (TIMSS). Исследование заключалось в определении степени успеваемости учащихся по математике и естественным дисциплинам, определении различий в национальных системах образования с целью улучшения преподавания и изучения предметов естественных наук во всем мире. В нем приняло участие 3 региона России, 1550 учеников, 160 учителей и 32 директора школы. Исследовательские вопросы затронули темы восприятия и использования образовательной среды пользователями Российских школ; воздействия образовательной среды на результаты и развитие навыков учащихся 21 века. Одним из оцениваемых параметров является частота использования пространств учащимися и учителями в течение обычной учебной недели. По данным исследования, школьной библиотекой никогда не пользуются – 80%, пользуются один раз в неделю – 11%, 2–4 раза в неделю – 6%, ежедневно – 3% (рис.1) [17].

Рис.1. Частота использования пространств учащимися и учителями в течение учебной недели [17]

Как видно из диаграммы, пространством библиотеки пользуется 20% учащихся, при этом всего 3% из них посещают ее ежедневно. Сегодня перед специалистами в области архитектуры и дизайна стоит вопрос о том, как сделать пространство школьной библиотеки более функциональным и мобильным, а процессы в нем – удобными и комфортными.

С 2014 года происходит подъем библиотечного движения в России. Появление различных государственных программ, направленных на развитие информационно-библиотечной отрасли, связано с технологическими инновациями в современном обществе, при которых процессы создания, хранения, доступа и распространения информации, знаний и культурных ценностей претерпевают кардинальные изменения. Министерство культуры РФ утвердило «Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек», основная задача которого – развитие и модернизация библиотек Российской Федерации [5, с.3].

Определены следующие направления в развитии библиотек Российской Федерации:

– трансформация библиотечного пространства, в том числе функциональное зонирование;
– различные формы доступа ресурсов и библиотечных фондов (открытый, удаленный);
– организация централизованного доступа к удаленным цифровым ресурсам (современные информационные ресурсы научного и художественного содержания, доступ к НЭБ);
– создание пространства свободного общения (дискуссионные клубы, консультационные пункты и лектории для всех возрастных групп) [5, с.9-11].

Результатом стандарта стал проект «Библиотеки нового поколения», в рамках которого реализуется редизайн библиотечных помещений. Изменениям подвергается архитектурно-планировочное решение, появляются новые зоны. Библиотеки расширяют свои функции, изменяют приоритеты своей деятельности. Всего будет создано 660 модельных муниципальных библиотек, из которых на 2019 год реализовано 134 [4].

Современные школьные библиотеки теперь называют информационно-библиотечными центрами. Это пространство, предназначенное для организации образовательного процесса и досуга участников образовательных отношений с использованием внешних информационных ресурсов. Физическая среда библиотеки складывается из нескольких факторов: специалисты, оборудование, пространство [11, с. 155-156].

Информационный центр совмещает в себе традиционные функции библиотеки и множество новых.

1. Обеспечение школьников бесплатными образовательными ресурсами (бумажными носителями, электронными каталогами, лицензионным программным обеспечением) в соответствии с профилем образовательного учреждения, онлайновое справочно-библиографическое обслуживание (предоставление доступа к удаленным библиографическим и полнотекстовым российским и мировым ресурсам).

2. Реализация программ в области поддержки и продвижения чтения в качестве внеклассной работы.

3. Обучение пользователей информационной грамотности.

4. Обеспечение мест для самоподготовки.

Для большинства школ библиотека является социально-коммуникационным местом, становится своеобразным полигоном в развитии метапредметных компетенций и совместно организованных действий учащихся и учителей. В современной школе большое внимание уделяется кружковой и клубной работе, появляются новые формы активности: внеклассные занятия, проекты. Происходит развитие коммуникативных навыков. Дети учатся мыслить критически, решать командные задачи, разрабатывать совместные проекты, поэтому к новым функциям пространства библиотеки следует отнести:

- инициирование и поддержка проектной, исследовательской и творческой деятельности в различных формах;
- проведение клубной работы – интеллектуальные поединки, клубы по интересам, настольные игры, чтения вслух;
- организация массово-просветительских мероприятий – открытых уроков, лекций, мастер-классов.

Для того чтобы расширить функции библиотеки, создать «coworking space» – места для коллективных проектов и обсуждений, необходимо предусмотреть в ее пространственной организации новые функциональные зоны. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (International Federation of Library Associations) – международная организация, членами которой являются библиотеки, национальные библиотечные организации и информационные службы, разработала руководство для новых библиотек. Целью документа является помощь школам в реализации современных принципов работы библиотек через трансформацию архитектурно-планировочные решения.

В пространство библиотеки предлагается следующие целевые зоны:

– индивидуальная работа с информацией для учебы и исследований (читальный зал);
– неформальное чтение (для самообразования и чтения с удовольствием);
– формальное (фронтальное) обучение для малых и больших групп с необходимым презентационным оборудованием;
– зона занятий и исследований, где размещаются справочный стол, каталоги, онлайновые рабочие станции, столы для учебной и научной работы, справочные материалы и основные фонды;
– создание медиаконтента и проектная работа (медиалаборатория, коворкинг или мейкерская);
– административная работа (выдача книг, работа с читательским запросом), т.е. рабочее место педагога-библиотекаря [8] .

Во многих странах мира сегодня реализуются проекты школ с необычным, современным пространством библиотек. С учетом возможностей и ресурсов учебного заведения, зоны могут быть расширены под профильные предметы, может появиться малый конференц-зал, интерактивная экспозиция, зона для VR. Одна зона может трансформироваться в другую с помощью мобильной мебели, раздвижных перегородок, ширм. Некоторые принципы и приемы организации пространства библиотек, в частности универсальных пространств, можно проследить на некоторых примерах школьных зданий.

Многофункциональность

Современные образовательные программы опираются на множество электронных ресурсов. В учебном процессе все чаще используются презентаций, видео и фото-коллажи, электронные альбомы и творческие портфолио. Для этого библиотеки должны иметь достаточно универсальное пространство, способное разместить и оборудование, и место для работы и учебы (индивидуальной и групповой), а также выполнять традиционную функцию хранения книг.

В современной архитектурной концепции образовательных учреждений школьная библиотека занимает приоритетное место, выполняет роль многофункциональной образовательной площадки. Библиотека Гимназии А+ в Киеве (Украина) проектировалась как образовательный хаб – многофункциональный центр, который имеет образовательную и учебную направленность. Библиотека расположена на первом этаже, наряду со всеми общественными пространствами, однако архитекторы проекта называют ее «эмоциональным ядром» (рис.2). Кроме читального зала для самостоятельной работы библиотека Гимназии А+ имеет технически организованные зоны для проведения клубных встреч, тренингов, лекций, мастер-классов (рис. 3–6). В случае проведения библиотечных мероприятий предусмотрен выход во двор гимназии с возможностью пространственного расширения функции. [2]

Рис.2. Гимназия А+, проект. Планировка 1 этажа [2]

Рис. 3. Гимназия А+, проект. Интерьер библиотеки [2]

Открытость

Одним из главных трендов в проектировании современных школ считается создание открытых пространств, в том числе школьных библиотек. Для повышения интереса детей и вовлечения их в библиотечное пространство архитекторы используют различные объемно-планировочные решения, ранее используемые в общественных и торговых центрах. Применяют стеклянные перегородки с целью демонстрации «открытости» действия внутри помещения, с последующей трансформацией их в школьный холл или рекреацию. Ребенок может быть участником процесса, даже не находясь внутри пространства библиотеки.

Объемно-пространственная организация школы Айб в Ереване (Армения) делает учебный процесс открытым и доступным. Все общественно-коммуникационные блоки расположены на первом этаже и соединены между собой переходами (рис.7). Доступность и связность пространств первого этажа позволяет студентам объединять мероприятия со школьными дворами. Библиотека расположена радом с актовым залом и является посредством стеклянных перегородок продолжением общего пространства холла. Библиотека занимает небольшую площадь, помещение легко трансформируется под различные функции: групповую работу, лекторий, проведение занятий, самостоятельную работу (рис.8,9) [14].

Рис. 4. Школа Айб, проект. Планировка 1 этажа [14]

Рис. 5. Школа Айб. Фотографии интерьера библиотеки [14]

Интерактивность

Одним из достойных примеров организации нового библиотечного пространства является дизайн-проект школьной библиотеки в городе Сатка (Россия), разработанный Лабораторией дизайна НИУ ВШЭ (рис. 10). Основная задача проекта — стать городским центром общественной активности, создать библиотечную сеть и объединить различные возрастные аудитории в реализации программы развития открытого образования. В новой школьной библиотеке, кроме привычной работы с книгами, проходят презентации и обсуждение новых изданий, встречи с писателями, кинопросмотры. Для этого пространство библиотеки было разделено на четыре зоны: ресепшн, информационно-библиотечный центр (книгохранилище, информационный зал для индивидуальной работы), коворкинг и медиалаборатория (презентационный зал) (рис.11,12) [12]

Рис.6. Дизайн-проект городской и школьной библиотек в городе Сатка [7]

Рис.7. Фотографии интерьера школьной библиотеки в городе Сатка [7]

Выводы 

В современной российской школе библиотека расширяет свои функции и возможности интегрирования метапредметных форматов. Сохраняется основная функция обеспечения доступа школьникам и учителям информации, формируются «смысловые центры» школы – места концентрации внеклассной деятельности. Библиотека – единый информационно-коммуникационный центр, место доступа к информации и знаниям, место коллаборации учеников и учителей, экспериментов, творческих и метапредметных проектов. Сегодня школьная библиотека представляет собой гибкую структуру, учитывающую возможности развития разных сценариев в ее стенах.

В рамках статьи были определены следующие архитектурно-планировочные принципы организации современной школьной библиотеки: многофункциональность, открытость, интерактивность.

В ходе исследования, авторами выделены функциональные модули современной школьной библиотеки (рис. 13)

Рис. 8. Функциональные модули современной библиотеки (схема составлена авторами)

Архитектурная концепция школьной библиотеки должна быть своеобразным мотиватором построения пространства социального позиционирования школьного сообщества, побуждать к знаниям и саморазвитию, а также библиотека должна быть доступной для неограниченного числа пользователей. Простота обслуживания пользователей и безопасность информационных систем, персональных данных – немаловажные характеристики среды школьной библиотеки. Такие библиотеки востребованы в повседневной учебе, работают на долгосрочную перспективу создания учебно-экспериментальных и общекультурных проектов. Помещения мобильны, трансформируемы и легко поддаются любым преобразованиям. Библиотека для пользователей – своеобразный смысловой эксперимент с культурными, социальными и профессиональными ценностями в проектно-исследовательской деятельности.

References

1. Bazhutina, I.V. and Maslakova, M.V. (2016) Transformation of a School Library into a Library Information Center. In: Dynamics of Systems, Mechanisms and Machines, p.1–7. (in Russian)

2. Gymnasium A+. Available from: https://archi.ru/projects/world/14454/gimnaziya-a  (in Russian)

3. Karpova, N.V., Sartan, M.N., Seregin, K.S. (2019) More Than Books. More than Walls. Edexpert, No.9, pp. 26-28. (in Russian)

4. Culture in Russia 2012-2019. Available from:  https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2019/MK_27_23.pdf?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=osnovnye-itogi-raboty-@[341220135961850

5. A Model Standard of Public Library Activity. Available from:  http://www.rgub.ru/files/mod-1021-2.pdf  (in Russian)

6. Education for Complex Society. (2018) The report ‘Global Education Futures’. Moscow, p.212. (in Russian)

7. Project «The Reading Satka». School Library Design. Available from:  https://hsedesignlab.ru/project/60  (in Russian)

8. IFLA/UNESCO Guidelines for School Libraries. Available from:  https://lib.1sept.ru/2003/17/7.htm  (in Russian)

9. Ryabtseva, L.N. (2012) Information Development of Students as a Factor for Reconsidering the Educational Function of the Library. Scientific Dialogue, No. 1, pp. 182-192. (in Russian)

10. The Third International Exhibition ‘Buildschool’. Available from:  https://www.buildschool.ru/  (in Russian)

11. Fateyeva, R.V. (2014) The School Library in the System of Modern Education. In: Problems of Modern Education, pp. 155-156. (in Russian)

12. School Library as the Test Ground of the Future Educational Space, "BUILD SCHOOL 2019", 22-23rd October 2019, Moscow, Expocentre on Red Presnya. (in Russian)

13. Next Generation School Libraries: proceedings of the Second Inter-Regional Forum. Moscow, 8–9 September 2017. (in Russian)

14. Ayb Middle School / Storaket Architectural Studio. Available from:  https://www.archdaily.com/892313/ayb-middle-school-storaket-architectural-studio?ad_source=search&ad_medium=search_result_projects

15. Hughes, H., Bland, D., Willis, J., Burns, R.E. (2015)  A Happy Compromise: Collaborative Approaches to School Library Designing. The Australian Library Journal,  No.64, р. 321–334.

16. Improving Learning Spaces Together. (2018) OECD School User Survey, p. 51

17. OECD School User Survey. Available from:  http://www.oecd.org/

18. Robinson, D.E. (2017) Universal Design for Learning and School Libraries: A Logical Partnership. Knowledge Quest,  No.46, р. 56-61.

Citation link

Dukhanina E.S. ARCHITECTURAL TREATMENT AND PLANNING OF MODERN SCHOOL LIBRARIES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2020. – №2(70). – URL: http://archvuz.ru/en/2020_2/2 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 09.04.2020
Views: 303