Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (71) September, 2020

Arts and crafts

Gileva Kseniya A.

Doctoral student,
Department of History of Art and Museum Studies.
Research supervisor: PhD. (Art Studies), Associate Professor E.P. Alekseyev,
Ural Federal University Head of the Department of Metal Art,
Ekaterinburg Fine Arts Museum,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: kasli@emii.ru

FERDINAND BARBEDIENNE’S BRONZE FOUNDRY PRODUCTS AND URAL MEAL CASTING ART. ON THE ATRIBUTION OF URAL CAST-IRON ARTWORKS

УДК: 739.4+739.51
Шифр научной специальности: 85.125
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-22

Abstract

The study discusses the attribution of several Ural cast-iron artworks. The authors of the model range of metal castings from Kasli and Kusa factories are still the least researched in Russian art history and, thus, the study appears to be very timely. The article considers connections between the model range of the Urals plants and the famous French bronze foundry of Ferdinand Barbedienne. Castings available on the antiques market and in Russian museum collections are analyzed comparatively. New names of authors of Ural metal casting models are introduced into scholarship.

Keywords: Kasli castings, Ural cast-iron artworks, F. Barbedienne, Ural decorative art, Ural art metal

Сегодня существует довольно внушительный объем публикаций, посвященных истории художественного литья из чугуна. Однако, наименее исследованным остается вопрос происхождения целого ряда моделей, с общей условной атрибуцией «по западноевропейскому образцу в бронзе», выпускаемых металлургическими предприятиями Урала, Каслинским и Кусинским заводами, как в XIX, так и в XX веке.

С течением времени отношение к уральскому художественному литью претерпело ряд изменений. В XIX и начале XX в. к литым изделиям относились как к предметам, выполненным на высоком техническом и художественном уровне, но имеющим в большей степени утилитарное значение. Так, например, после Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 г., на которой представлял свою продукцию Каслинский завод, некоторые экспонаты были переданы в музей УОЛЕ1 . «но, так как не считались предметами музейного значения, в книгу поступлений записаны не были» [3]. Во второй половине 1920-х гг. уральский музей начинает активно формировать коллекцию художественного литья из чугуна, которая затем легла в основу собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств2 . Ориентиром для музейной документации стали альбомы и прейскуранты, опубликованные в конце XIX  –  начале XX века крупнейшими предприятиями выпускающими художественную продукцию, Каслинским и Кусинским чугунолитейными заводами. В этих альбомах были представлены фотоизображения предметов их названия, а в прейскурантах – вес и стоимость, в них также указаны авторы некоторых моделей.

В советский период считалось, что художественное литье из чугуна – это уникальный уральский промысел, несмотря на заимствование европейской технологии чугунного литья. В научно-популярных работах, в прессе и в художественной литературе сформировался образ самобытных мастеров-литейщиков, скульпторов, вынужденных производить по господскому указу «разухабистых одалисок и лихих казаков»3 . Систематическое исследование авторов модельного ряда уральских предприятий началось в 1980-е гг. Сегодня одной из наиболее полных публикаций, включающих атрибуционные данные на предметы уральского художественного литья из чугуна, остается каталог коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств [5], в котором представлены отливки как Каслинского и Кусинского чугунолитейных заводов, так и других уральских предприятий. Большее внимание в нем уделено авторам станковой кабинетной скульптуры. 

Предметом исследования статьи являются художественные отливки из чугуна XIX века уральских заводов, прежде всего небольшие интерьерные предметы: пепельницы, лотки, спичечницы. Для определения возможного автора модели был выбран метод сравнительного анализа, что позволило выявить ряд произведений в западноевропейской бронзе XIX века, которые могли послужить моделями или образцами для отливки в чугуне на уральских заводах.

Из опубликованных материалов известно, что моделями для чугунных отливок на Урале первоначально служили произведения немецких скульпторов; с распространением и увеличением ассортимента были внедрены в производство скульптуры французских авторов и русских художников. В основном это были предметы из бронзы или другого металла – шпиатра или олова. Детальное изучение ассортимента выпускаемой продукции позволяет найти и установить связи уральского художественного литья не только с европейской бронзолитейной традицией, аналоги и прототипы можно обнаружить в фарфоровом производстве как европейских, так и русских фабрик. Например, отливка каслинского завода «Амур, оборванный хромой» (Альбом 1913 г. С.XVII У. № 3, ЕМИИ инв. № 256) выполнен с модели Генриха Шваабе (1847–1924) для Мейсенской фарфоровой мануфактуры [4].

Анималистика в малой пластике и станковой скульптуре в бронзе стала популярна в первой половине XIX в. во Франции. Тщательно моделированные работы французских скульпторов имели успех не только на родине, но и в России. Знакомиться с производством и работами художников во Францию ездили русские скульпторы-анималисты, в частности Е.А. Лансере и А.Л. Обер. Крупнейшие бронзолитейные мастерские Парижа служили ориентиром для русских фабрик, которые отливали скульптуры как известных французских мастеров, так и русских авторов. В свою очередь, владельцы и управляющие уральскими чугунолитейными заводами, Каслинским и Кусинским, в выборе ассортимента выпускаемой продукции ориентировались и на тех, и на других. В модельном ряду кусинского и каслинского чугунолитейных и железоделательных заводов в конце XIX – начале XX в. находились три разные модели, объединенные одной темой. Это изящные лоток, спичечница и пресс-папье с изображением птиц. Детальное изучение предметов позволило не только выявить аналоги в западноевропейской бронзе и сделать заключение о возможном авторе моделей, но и обнаружить связь с одним из крупнейших бронзолитейных предприятий Франции, фирмой Фердинанда Барбидьенна (1810–1892)4 .

В коллекции ЕМИИ представлена отливка «Плывущая утка» (отливка, конец XIX в. Инв. № 98. Альбом 1913 г. С.XVII У. № 3) по оригинальной модели 1870–1880-х гг. русского скульптора А.Л.Обера5 . Несомненно, на Обера оказало влияние знакомство с французскими скульпторами-анималистами:  с Антуаном Бари, в мастерской которого он работал, но и Эммануэля Фрамье (1824–1910). Небольшие изящные фигурки животных Фрамье отличаются мягкой моделировкой форм и вниманием к деталям. Большинство его работ отливались в собственной литейной мастерской, а после смерти скульптора все модели были проданы  наследниками фирме Барбидьенна. Его отливка «Утка» опубликована в каталоге Флоренс Рионе “Бронзы Барбидьенна” [2]. Миниатюра «Плывущая утка», тиражируемая каслинским заводом, имеет несомненное сходство с «Уткой» Фрамье. Выбранная композиция, овальная подставка, детали в виде речной травы позволяют предположить что Обер был прекрасно знаком с творчеством французского художника и испытывал его влияние в своем раннем творчестве.

В «Прейскуранте на чугунные кабинетные вещи кусинского казенного завода на 1911 год» присутствует модель «Цыпленок у скорлупы №1» (Прейскурант, с. 7, №75). Авторство модели принадлежит французскому скульптору-анималисту Д. Гарде6 . Как автор Гарде испытывал влияние художников старшего поколения А. Бари и Э. Фрамье. Он обращается к теме не только диких, но и домашних животных, придавая им индивидуальности и, некоторой, литературности образа. Также, как и Бари и Фрамье, Гарде сотрудничал с фирмой Барбдьенна, выполняя небольшие модели. Идентичную отливку «Цыпленка» в позолоченной бронзе с клеймом фирмы Барбидьенна сегодня можно встретить на площадках интернет-аукционов и в предложениях аукционных домов (рис.1).

Присутствие на отливках авторских клейм и публикация в книге К. Пайна «Животные в бронзе» не оставляют сомнений, что это произведение Джоржа Гарде. В отечественных публикациях атрибуция «Цыпленка у скорлупы №1» как модель Гарде впервые была предложена М.А. Кондрусевым появилась в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции «Художественное литье из чугуна России и Европы. История и современность» в 2013 г. Однако в данной статье отсутствует указание на фабрику Барбидьенна. Более полной и информативной будет следующая атрибуция этого произведения: «Цыпленок у скорлупы №1», по модели в бронзе «Цыпленок и Яйцо» Д. Гарде 1900-х гг. для фабрики Ф. Барбидьенна.

Рис.1. Цыпленок и яйцо. Модель Д. Гарде 1900-х гг. для фабрики Ф. Барбидиенна. Бронза, литье, золочение. Частная коллекция

В 1850-е гг. мастерская Барбидьенна начинает производить кроме скульптуры изысканные предметы интерьера: светильники, торшеры, подставки. Одним из главных дизайнеров, сотрудничающих с фирмой в этом направлении, был Анри Кайе7 , работавший в модном стиле неогрек. К сожалению, блестящая карьера Кайе рано закончилась, в возрасте 29 лет он умер от холеры. Известно  лишь несколько его произведений из позолоченной и патинированной бронзы. Эти предметы встречаются на европейских и американских аукционах и представлены в мировых музейных собраниях и галереях. Интерес представляет лампа с рельефным декором в виде ласточек на тулове. Практически идентичная птичка существует как самостоятельное произведение (рис. 2, 3), имеющее авторское клеймо автора и мастерской Барбидьенна. Именно эта бронзовая птичка послужила моделью для отливки Кусинского завода «Ласточка на листочке ландыша» (отливка, 1905–1914,. Инв. № 2081) из собрания ЕМИИ (рис. 4). В прейскуранте завода на странице 12 (илл. №237) она обозначена как пепельница. При адаптации бронзовой модели для отливки в чугуне концы хвоста птички утратили характерную загнутую форму, однако в остальном модель изменений не претерпела – изящные изгибы тела птички, вытянутый лист весеннего растения с гроздью мелких бутонов в точности повторяют оригинал. Сегодня ее можно атрибутировать как «Ласточка на листочке ландыша» Отливка 1905–1914 гг. по модели в бронзе 1850–1854 гг. «Ласточка» А. Кайе для фабрики Ф. Барбидьенна.

Рис. 2. «Ласточка» по модели 1850–1854 гг. А. Кайе для фабрики Ф. Барбидьена. Бронза, литье. Частная коллекция

Рис. 3. «Ласточка» по модели 1850–1854 гг. А. Кайе для фабрики Ф. Барбидьена. Бронза, литье. Фрагмент. Частная коллекция

Рассмотренные чугунные отливки с изображениями птиц дают направление для дальнейшего исследования. Детальное изучение модельного ряда фирмы Барбидьена и других мастерских, возможно, выявит авторство еще многих уральских отливок, а также позволит установить связь уральских чугунолитейных предприятий с производителями французской бронзы.

Рис. 4. «Ласточка на листочке ландыша» Отливка 1905–1914 по модели в бронзе 1850-1854 годов «Ласточка» А. Кайе для фабрики Ф.Барбидьена. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Источники:

1. Литье Каслинского завода Кыштымского округа. Художественные вещи: альбом. – С-Петербург: Типография Главного Управления Удалов, 1913. – 34 с.

2. Прейскурант на чугунныя кабинетныя вещи Кусинского Казенного завода на 1911 год. – Уфа: Электр.Типо-лит. Т-ва Г. Соловьев и К, 1911. – 42 с.; ил.

3. Payne Christopher Animals in Bronze. Reference and Price Guide. – USA Antique Collectors Club Distr.,1986.

4. Florence Rionnet Les bronzes Barbedienne. L,ceuvre d,une dynastie de fondeurs (1834–1954). – Paris, 2016.

5. Emmanuel Fremiet [Electronic resource] – URL: http://www.bronze-gallery.com/sculptors/artist.cfm?sculptorID=22 

 Примечания:

1 Уральское общество любителей естествознания. Было основано в Екатеринбурге в 1870 году. В 1925 году на основе музея УОЛЕ был создан Уральский областной государственный музей, в 1934 году он был переименован в Свердловский областной краеведческий музей.

2 Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ранее Свердловская картинная галерея) был создан в 1936 году, на основе коллекции изобразительного искусства Свердловского областного краеведческого музея.

3 Зуев-Ордынец М. Говорящий чугун. Уральский следопыт 1935 №7, стр. 34

4 Фердинанд Барбедьенн ( Ferdinand Barbedienne, 1810-1892). Его металлургическое предприятие (1834-1954) начав свою деятельность с изготовления уменьшенных копий знаменитых произведений искусства Греции и Рима, к середине XIX века выпускало интерьерную бронзу различного типа. Не только копии скульптур от античности до XVIII века, но и произведения современных французских авторов. В разное время с фирмой Барбидьеннна сотрудничали Ж.-Ж. Прадье (1790-1852), Ф.-Ж. Бозио (1769-1845), А.-Л. Бари (1795-1875) и другие.

5 Артемий Обер (1843-1917) получил известность как автор небольших интерьерных произведений, которые отливались бронзолитейными фабриками Петербурга. В период обучения в Академии художеств, уехал в Париж, где занимался у анималиста А.-Л. Бари, изучал музейные коллекции, рисовал с античных статуй в Лувре и работал над натурными этюдами в зоологическом саду.

6 Джордж Гарде – Georges Gardet (1863-1939) – французский скульптор-анималист. 

7 Анри Кайе – Henry Cahieux (1825-1854), французский скульптор и декоратор.

References

1. Gileva, K.A. (2017) Presentation of Ural cast iron art in Ural Regional Museum after 1917. In: Museum and Revolution of 1917 in Russia: the fate of people, collections and buildings. Saint-Petersburg: State Hermitage Museum, рр.45-47. (In Russian)

2. Gileva, K.A. (2018). Porcelain Prototypes: Attributing the Models of Ural Art Iron Casting. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts, 20, No. 4 (181), pp. 119–128. (In Russian)

3. Kondrusev, M.A. (2013) Round table. New Attribution. In: Artistic casting of cast iron from Russia and Europe. History and modernity. Saint-Petersburg: Art-Express, p. 138 (In Russian)

4. Portnova, I.V. (2011) Russian and French bronze animalistic sculpture of the second half - end of the XIX century. Issues of collaboration of the two sculpture schools. [online] Frontiers of Knowledge, No. 1(11). Available from: http://grani.vspu.ru/jurnal/57 (accessed 23.03.2020) (in Russian)

5. Gubkin, O.P. and Shaidurova, G.P. (2005) Art Casting 19th–20th centuries in the Collection of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts: Catalogue. Yekaterinburg: Avtograf, p. 320 (In Russian)

Citation link

Gileva K.A. FERDINAND BARBEDIENNE’S BRONZE FOUNDRY PRODUCTS AND URAL MEAL CASTING ART. ON THE ATRIBUTION OF URAL CAST-IRON ARTWORKS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2020. – №3(71). – URL: http://archvuz.ru/en/2020_3/22/  – doi: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-22


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 07.07.2020
Views: 189