Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (71) September, 2020

Theory of architecture

Ukraintseva Alina V.

postgraduate student of the Department of architectural design
Research supervisor: PhD (Architecture), Professor A. V. Slabuha
Siberian Federal University

Russia, Krasnoyarsk, e-mail: ukraintseva.al@bk.ru

A STUDY OF METHODS FOR EVALUATING DESIGN DECISIONS IN THE ARCHITECTURE OF MODERN ORTHODOX CHURCHES IN RUSSIA

УДК: 726
Шифр научной специальности: 85.11
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-3

Abstract

The article presents a study of methods and criteria for comprehensive assessment of modern design decisions in the architecture of orthodox churches. The topicality of the research work is determined by the need to improve the efficacy of decisions made by architects when designing church buildings, as well as by the need to enhance the quality of modern orthodox church design. The research methods employed include, among other things, a review of the legal framework applicable to church architecture design. In addition, the work examines the scientific and methodological foundations of an integrated approach to the evaluation of civil architecture and explores issues in the development of formalized methods aimed at establishing the historical and cultural value of buildings. The author provides arguments in support of the need to develop a methodology for evaluating orthodox church design decisions, including orthodox church value characteristics and assessment criteria.

Keywords: Orthodox Church, church architecture, design quality criteria, modern architecture, methods of evaluation

Постановка проблемы

В настоящее время практика храмостроительства в России демонстрирует множество примеров нерациональных решений в проектной деятельности архитекторов, что является следствием отсутствия у современных авторов ориентира в поиске архитектурных и концептуальных решений [13–15]. В согласовании реализации проекта православного храма важнейшую роль играет решение епархиального управления Русской православной церкви, однако неясным остается вопрос о том, какие объективные методы применяются экспертными церковными комиссиями при принятии решения о «пригодности» того или иного проекта.

Интуитивная оценка не может являться безошибочным методом оценки качества проектируемых объектов архитектуры, особенно в части эстетической гармоничности их архитектурной композиции, поэтому актуальной становится проблема выявления и систематизации оценочных критериев и характеристик, посредством которых возможно произвести наиболее объективный анализ проекта современной православной церкви. В современном отечественном архитектуроведении среди инновационных направлений науки особое место занимает актуальная тема разработки критериев оценки качества произведений архитектуры, а также исследование феномена современной церковной архитектуры как явления, напрямую нацеленного на сохранение традиций и формирующего новый образ России [1].

Данное исследование включает изучение актуального федерального законодательства и нормативных документов Русской православной церкви в сфере проектирования и строительства храмов, а также анализ современного исследовательского опыта в области оценки качества проектных решений православных храмов.

Цель исследования

Многосложность и разнообразие объемно-планировочных и архитектурно-художественных проектных решений православного храма в процессе его экспертного рецензирования при отсутствии всеобъемлющего комплекса принятых критериев могут приводить к появлению «личных» или «вкусовых» характеристик, препятствующих его объективной оценке. Исходя из этого, целью данного исследования является анализ современных научных представлений о системе критериев оценки проектных решений церковных зданий и определение основных проблем и вопросов, касающихся рецензирования архитектурно-проектных решений православных храмов.

Основные задачи исследования

Решение поставленной проблемы невозможно в отрыве от общего движения научной мысли в данной области. В контексте оценки проектных решений объектов православной архитектуры важная задача исследования – всесторонний предварительный анализ научно-методической базы подходов к оценке архитектурных проектов и построек в целом. Для осуществления данной задачи следует:

– выявить разработанные критерии, подходы, методики и оценки проектируемых объектов гражданской архитектуры;

– исследовать разработанные к настоящему времени критерии, подходы, методики оценки историко-культурной ценности объектов культурного наследия – памятников архитектуры;

– проанализировать современное состояние нормативной базы в сфере проектирования и строительства православных храмов;

– изучить разработанные критерии, подходы, методики оценки проектных решений зданий православных храмов;

– дать оценку современному состоянию разработанности вопросов, связанных с оценкой проектных решений объектов православной церковной архитектуры.

Анализ базовых исследований и публикаций

Рассмотрим опубликованные отечественные и зарубежные исследования и методики, касающиеся критериев оценки архитектуры, разработанные с конца XX века по настоящее время. Для всестороннего обзора поставленной проблемы в исследовании учитываются как общие теоретические материалы, так и публикации, посвященные церковной архитектуре в частности.

Кроме того, предлагается проанализировать и принять во внимание методики, касающиеся вопросов оценки той категории архитектурных объектов, которые признаны памятниками архитектуры, имеющими ценность с позиции сохранения исторического и культурного наследия для будущих поколений. Ценность объекта современной церковной архитектуры в данном контексте может быть рассмотрена с позиции ценности объекта, предназначенного для современной жизни. В связи с этим некоторые принципы ценностного подхода к анализу в разработанных системах оценки объектов культурного наследия могут быть спроецированы в методику оценки проектных решений современного православного храма.

Таким образом, базовые исследования условно разделены автором на две группы:

1) критерии и методы оценки архитектурных проектов, в том числе проектных решений православных храмов;

2) критерии и методы установления историко-культурной ценности объектов культурного наследия.

1. Фундаментальной работой, посвященной комплексному подходу к оценке архитектурных проектов в целом, является труд Г. Г. Азгальдова (1989) – «Квалиметрия в архитектурно-строительном проектировании». Квалиметрия представляет собой область практической и научной деятельности, связанной с разработкой методов количественной оценки качества. Автором разработаны правила построения дерева свойств, используемых в задачах оценки качества строительных объектов. Так, по мнению автора, наиболее полной и всесторонней оценкой архитектурно-строительного проекта является оценка по показателю его интегрального качества – наиболее сложного свойства объекта, определяемого совокупностью его качества и экономичности [2].

Качество, в свою очередь, определяется такими сложными свойствами объекта, как функциональность и эстетичность. Эти сложные свойства в зависимости от специфики проекта могут включать в себя различные простые свойства.

Экономичность в оценке интегрального качества определяется совокупностью свойств, характеризующих затраты на строительство и эксплуатацию объекта за расчетный срок его службы, а в отдельных случаях учитывается и стоимость земельного участка, на котором предполагается строительство (рис. 1) [3].

Стоит отметить, что на принципах квалиметрии основывается множество различных исследований XX в., касающихся вопросов оценки жилых и общественных зданий, продукции строительной индустрии [26–28].

Рис.1. Свойства интегрального качества объекта. Схема (по Г.Г. Азгальдову)

В исследовании Ю.И. Захарова и В.В. Деревянко (2014) рассматриваются особенности подходов и концепций оценки качества архитектурных проектов, в зависимости от методов: интуитивного, технико-экономического, комплексного и системного. Основным недостатком разработанных к настоящему времени методик, по мнению ученых, является избыточность в количестве критериев оценки. Кроме того, авторы делают вывод о том, что наиболее важным является применение методов количественной оценки на разных этапах проектирования, в том случае, когда возникает проблема выбора. Вместе с тем наиболее значимую роль подобные методики играют на ранних этапах проектирования, в момент принятия и обоснования основных архитектурных решений [8, 9]. Современные статьи зарубежных исследователей С.М. Яссера (2010) [24], Г.Д. Праасона (2015) [25] и других ученых, посвященные количественной архитектурно-эстетической оценке объектов архитектуры, основываются на формуле, предложенной американским математиком Г. Биркгофом: «М = О/С», где М – эстетическая мера, О – упорядоченность, С – сложность (рис. 2).

Рис. 2. Оценка эстетических качеств объекта архитектуры с использованием формулы Г. Биркгофа. Схема (по С.М. Яссеру)

Авторы приходят к выводу о том, что использование этой меры возможно лишь для формальной оценки эстетики здания в качестве начального, предварительного анализа. При этом окончательная и всесторонняя оценка здания представляет собой результат учета гораздо большего количества факторов: возраста здания, культурной ценности, символического, функционального и других факторов, накладывающих свои отпечатки на оценку здания в целом. Дальнейшие шаги в исследовании эстетической меры Биркгофа должны включать более детальный анализ условий, влияющих на значения порядка и сложности – этот процесс может открыть новые частичные определения порядка. Кроме того, возможной причиной ограничения для использования теоремы Биркгофа в эстетической оценке зданий может быть отрицание в подходе меры Биркгофа к рассмотрению регулярности геометрии как главного аспекта красоты. Современные исследования, посвященные проблематике оценки проектных решений православных храмов, немногочисленны. В работе Е.Ю. Верховых «Алгоритм анализа архитектуры православного храма с учетом требований архитектурного канона» (2019) автор выстраивает формализованный двухэтапный алгоритм анализа архитектуры здания церкви с точки зрения его соответствия канону [23]. На первом этапе выявляется каноничность храма с точки зрения богословских требований, на втором этапе – с точки зрения архитектурного формообразования. Анализ формообразования проводится по уровням: части храма, элементы и детали. Во внешних архитектурных формах базовыми принципами проявления основной идеи храма автор считает тектоничность, пирамидальность, отделенность и защищенность от мира (рис. 3). По мнению автора, новые проекты православных храмов, не противоречащие выстроенной системе требований, в действительности могут способствовать развитию церковной архитектуры без потери идентичности и идейного содержания.

Рис. 3. Анализ архитектуры православного храма с учетом требований архитектурного канона. Схема (по Е.Ю. Верховых)

В рамках диссертационного исследования О.В. Бика «Интерьер православного храма: образы и тенденции развития (конец ХХ – начало ХХI в.)» (2019) разработана модель комплексной интегральной оценки качества проектных решений интерьера православного храма, с использованием метода квалиметрии [4, 5]. Автором представлена система ценностей, так называемое «древо свойств», имеющее 4 «ветви», которые, свою очередь состоят из ряда критериев, позволяющих рассматривать ценность объекта культового зодчества: духовность, включающая следующие критерии: соответствие традиции и психоэмоциональное звучание; эстетичность, основанная на критериях: эмоциональная выразительность, композиционное единство, стилевое единство, режиссура света, художественная и материальная ценность отделки и убранства; функциональность с критериями: зонирование, эргономичность, организация мест специального назначения, микроклимат, практичность; экономичность, включающая два критерия: затраты на строительство и затраты на эксплуатацию (рис. 4).

Рис. 4. Комплексная интегральная оценка интерьера православного храма. Схема (по О.В. Бику)

Гармоничный баланс указанных сторон, по мнению автора, является главной задачей архитекторов, занимающихся проектированием современных церковных интерьеров. Кроме того, автор считает, что именно системный подход к оценке проектных решений позволит избежать ряда ошибок на проектном этапе, а также упростит работу экспертной комиссии при обсуждении спорных вопросов [5]. Критерии оценки при рецензировании проектов православных храмов отражены в исследованиях С.В. Борисова (2015), автором разработана методика построения схем, позволяющая провести оценку качества проектного решения в соответствии с факторами объемной композиции, такими как: пространственное раскрытие основного объема храма, его видимость от главного западного входа и во время Крестного хода; целостность объемной композиции, выявление средствами архитектурной композиции доминирующей роли главного храма; формирование во внутреннем пространстве объединенных и выделенных помещений повышения главного и придельных храмов [6, 7] (рис. 5).

Рис. 5. Критерии оценки объемной композиции храма. Схема (по С.В. Борисову)

При наличии широкой исследовательской базы, раскрывающей и обосновывающей характеристики, которые необходимо учитывать при оценке проектных решений православного храма, к настоящему времени отсутствуют однозначные формализованные методики, сочетающие  комплексные системы критериев и готовые к применению при оценке проектных решений современного храма (рис. 6).

Рис. 6. Комплекс критериев оценки качества архитектурных проектов, в том числе православных храмов – состояние научной разработанности темы (на основании современных исследований). Схема А.В. Украинцевой

Вопросы градостроительной роли объектов церковного архитектуры в структуре современного поселения также слабо отражены в существующих методических разработках и требуют дополнительного анализа.

С точки зрения оценки архитектурно-художественных решений, к настоящему времени в исследованиях не уделено достаточного внимания вопросам оценки:

согласованности и гармоничности решений внешнего (экстерьера) и внутреннего (интерьера) в архитектуре православного храма;

технологических решений и материалов, используемых при проектировании интерьера и экстерьера современного православного храма.

Кроме того, требующим особого внимания по-прежнему остается вопрос оценки канонических и духовных характеристик храма. Отсутствует однозначное понимание того, что считается приемлемым и неприемлемым в архитектуре православного храма, отсутствует определенность в том, какие именно критерии использовать при оценке выразительности современного храма с точки зрения символики, духовности, канона.

Важнейшим аспектом разработки методики рецензирования церковных проектов является формирование объективной оценки эстетических качеств объекта. Объективность необходима для определения современных тенденций и направлений дальнейшего развития церковной архитектуры, преодоления «хаоса» в стилевых решениях, а также для сопряжения единства и многообразия проектных решений православного храма на современном этапе.

2. В настоящее время вопросы объективной оценки качества объекта являются более актуальными в отношении объектов прошлых эпох – памятников архитектуры, ввиду того, что федеральным законодательством в этой сфере предусмотрены требования о необходимости экспертной оценки объектов с целью их включения в государственный реестр объектов культурного наследия. В связи с тем, что культурное наследие является одним из важнейших факторов стратегического развития государства, выражающим традиции, нормы и ценности предыдущих поколений, в настоящее время накоплен разнообразный исследовательский опыт в  разработке методик с набором критериев ценностей, позволяющих объективно установить историко-культурную ценность памятника архитектуры [11,12]. Система критериев оценки объектов культурного наследия рассматривается в рамках данных методик как совокупность ценностных характеристик, включающих среди прочих следующие:

историческая (материальная) ценность;
мемориальная (нематериальная) ценность;
ландшафтно-средовая ценность;
градостроительная ценность;
архитектурно-художественная ценность (рис. 7).

Рис. 7. Избранные критерии из комплекса историко-культурной ценности объектов культурного наследия (памятников архитектуры). Схема (по А.В. Слабухе)

Стоит отметить, что эти критерии имеют значение и для церковной архитектуры, следовательно, они также могут быть учтены в структуре комплексной методики оценки проектных решений православных храмов. Однако особое внимание в оценке архитектуры храма следует уделить той степени, с которой она выражает смыслы, заложенные в него Церковью [13].

Нормативно-правовая база

Нормативные документы, регулирующие церковное строительство в современной России, можно условно разделить на две группы:

1) положения Русской православной церкви, регламентирующие порядок утверждения новых проектов и строительную деятельность епархий;

2) федеральные законы и подзаконные правовые акты, направленные на повышение уровня безопасности и степени соответствия церковных зданий их функциональному назначению.

Документы, регулирующие порядок рассмотрения и утверждения проектов православных храмов, приняты Священным Синодом в 2017 г.:

 – Положение о порядке рассмотрения и утверждения проектных и строительных работ нового храмоздательства и строительства церковных зданий и сооружений;

– Положение о епархиальном архитекторе (для епархий на территории Российской Федерации).

На основании данных документов, в соответствии с Уставом Русской православной церкви [10], строительство новых храмов или иных церковных зданий и сооружений производится только после утверждения проектного предложения епархиальным архиереем. Кроме того, перед утверждением епархиальным архиереем проектное предложение согласовывается с епархиальным архитектором, либо, при его отсутствии в епархии, с Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации. По должности епархиальный архитектор является членом епархиальной архитектурно-искусствоведческой комиссии, если таковая учреждена в епархии. Его обязанностью является в том числе контроль качества архитектурных решений объектов церковной архитектуры на стадии разработки эскиза в объеме архитектурно-градостроительного решения.

Таким образом, перечисленные документы регламентируют организационные аспекты утверждения проектов новой церковной архитектуры, устанавливая круг ответственных лиц и алгоритм процедуры утверждения проектов.

Специальным нормативным документом, регулирующим правила проектирования вновь возводимых и реконструируемых зданий, сооружений и комплексов православных храмов, является свод правил СП 391.1325800.2017 «Храмы православные. Правила проектирования» [16]. Данный документ содержит, в том числе, требования к размещению храмов и комплексов, сведения о типологии зданий и сооружений богослужебного и вспомогательного значения, требования к естественному и искусственному освещению, звукоизоляции, акустике, инженерному оборудованию. Предусмотрены мероприятия для доступа маломобильных групп населения и пользования ими помещениями. Требования документа не распространяются на церковные здания, включенные в реестр объектов культурного наследия, а также на храмы, временно размещаемые в сборно-разборных и других временных постройках.

Указанный свод правил носит лишь рекомендательный характер. Это подразумевает, что положения свода правил становятся обязательными только в случае наличия в задании на проектирование ссылок на этот документ. При отсутствии в задании соответствующих указаний на свод правил органы контроля и экспертизы не вправе требовать обязательного применения положений данного документа.

В соответствии с положениями данного свода правил, проектирование храмов, монастырских комплексов, и епархиальных центров следует проводить с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Технического регламента о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ. Здания комплексов православных храмов, в том числе дома причта, паломнические гостиницы, здания трапезной, духовно-просветительские центры и прочие здания общественного, жилого и образовательного назначения, следует проектировать с учетом требований строительных норм и правил, применяемых соответственно для жилых и общественных зданий, образовательных учреждений и т.д.

Дополняющим положения существующего свода правил и раскрывающим основные методические рекомендации по проектированию и строительству храмов является пособие в трёх томах МДС 31-9.2003 «Православные храмы», разработанное одним из создателей архитектурно-художественного проектно-реставрационного центра при Московской Патриархии, М.Ю. Кеслером.

С целью обеспечения пожарной безопасности, с учетом специфики планировки, конструктивных особенностей культовых зданий утвержден свод правил СП 258.1311500.2016 «Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности» [29]. Следует отметить, что в настоящее время нормативной базой в области обеспечения безопасности при пожаре и прочих чрезвычайных ситуациях, не учитываются особенности процесса эвакуации людей из культовых зданий [30]. Таким образом, вопросы обеспечения пожарной безопасности в православных храмах требуют дальнейшей доработки и совершенствования.

Несмотря на предпринятые шаги в принятии и применении нормативно-правовых документов и положений, регулирующих вопросы проектирования и строительства объектов церковной архитектуры, в настоящее время отсутствуют документы, которые:

– регламентируют обязательные к применению требования к проектам церковного строительства;

– устанавливают четкие критерии аттестации архитектурно-художественных решений храма;

– регулируют использование современных материалов и технологий в отделке интерьера и экстерьера православного храма.

Очевидна  необходимость системной экспертной оценки качества объектов церковной архитектуры. Однако при отсутствии комплексного подхода к оценке качества проектных решений затрудняется обеспечение объективности в решениях, принимаемых экспертами при рецензировании проектов. Разработка и утверждение единой методики оценки качества проектных решений сможет в значительной степени упростить работу как епархиального архитектора, так и епархиальной архитектурно-искусствоведческой комиссии. 

Выводы

В настоящее время подходы к оценке объектов гражданской архитектуры включают как авторские методики, разработанные на основе комплексных систем критериев, так и методики оценки отдельных качеств проектируемого объекта (экономичность, функциональность, эстетичность и т.д.).

В отношении зданий, являющихся объектами культурного наследия (памятников архитектуры) федеральным законодательством закреплены требования о необходимости экспертной оценки здания с целью принятия решения о внесении в государственный реестр объектов культурного наследия. В настоящее время имеются различные, используемые на практике, разработки. Вместе с тем отсутствует методика, утвержденная на уровне законодательства.

Существуют различные исследования и авторские методические разработки, направленные на осуществление оценки качества проектных решений современных православных храмов. При этом на уровне отдельных епархий в настоящее время отсутствуют методики комплексной оценки, рецензирования и контроля качества архитектурно-строительных решений вновь возводимых храмов, молитвенных домов и часовен на стадии разработки эскиза в объеме архитектурно-градостроительного решения, которые могли бы применяться экспертными комиссиями во главе с епархиальным архитектором.

Анализ нормативной базы в сфере церковного строительства показал, что на сегодняшний день отсутствуют нормативные документы, четко определяющие и регламентирующие требования к архитектурно-художественным и стилистическим решениям, также отсутствуют ясные критерии аттестации проектных решений православного храма.

Проблемам оценки архитектурных проектов, в том числе православных храмов, посвящено множество современных исследований, но при этом открытым остается вопрос разработки комплексной интегральной оценки качества проектных решений храма – отсутствует единая, формализованная и объективная методика рецензирования проектов современного церковного зодчества.

Заключение

Проблема повышения качества проектных решений архитектуры современных православных храмов  заключается в том числе в отсутствии четкого понимания «границ разрешенного» и критериев качества в церковном строительстве.

В настоящее время основаниями для утверждения проекта православного храма являются решение епархиального управления, а также контролирующих и надзорных органов. Таким образом, решения, принимаемые епархиальными архитекторами, имеют важнейшее значение как для отдельного прихода, так и для облика города в целом. Вместе с тем объективные критерии и система оценки проектных решений современных храмов не закреплены ни законодательством Российской Федерации, ни соответствующими документами Русской православной церкви.

В этой связи совершенствование нормативно-правовой базы, а также разработка объективной и формализованной системы комплексной оценки проектных решений православного храма могут стать важной поддержкой в формировании ориентиров для архитекторов, занимающихся проектированием современных церковных зданий, а также для экспертов, принимающих решения о согласовании проектов.

Актуальными и нерешенными к настоящему времени являются проблемы поиска гармонии между традиционными и новаторскими представлениями об архитектурном образе в проектировании храмов, вопросы проектирования интерьеров и их соподчиненности с внешним архитектурно-художественным оформлением, вопросы размещения современных храмов в структуре города и многие другие. Изучение этих и других факторов, оказывающих влияние на архитектурно-проектные решения церковных объектов, помогут способствовать поиску ответа на вопрос о том, каким является облик православного храма XXI в.

References

1. Slyunkova, I.N. (2017) Science and topical issues of preserving the identity of historical and architectural heritage. Collection of scientific works of RAASN, Vol. 1, pp. 221–224. (in Russian)

2. Azgaldov, G.G. (1989) Qualimetry in architectural design and civil engineering. Moscow: Stroyizdat, p. 282. (in Russian)

3. Azgaldov, G.G. (1976) Rules for constructing a tree of properties used in the problems of assessing the quality of construction objects. Theory and methodology for evaluating decisions. Collection of works of TsNIPIASS, No. 12, pp. 40–58. (in Russian)

4. Bik, O.V. (2019) The interior of an Orthodox church: images and development trends (late 20th - early 21st century). PhD dissertation (Architecture). Moscow: MARHI. (in Russian)

5. Bik, O.V. (2017) Assessing the quality of architectural and artistic solutions of an orthodox church interiors. Architecture and Modern Information Technologies, No. 4, (41), p. 191-200. Available from: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/14_bik/index.php  (in Russian)

6. Borisov, S.V. (2015) Evaluation criteria for reviewing of orthodox church design projects. Bulletin of ISTU, No. 11 (106), pp. 63–70. (in Russian)

7. Borisov, S.V. (2012) Space planning principles behind orthodox church designs in the Moscow region. Ph.D. dissertation (Architecture). Moscow MARHI. (in Russian)

8. Zakharov, Yu.I., Derevyanko, V.V. (2014) Methods of analysis of architectural and conceptual solutions. Bulletin of the Pridneprovsk State Academy of Civil Engineering and Architecture, No. 9, pp. 54–58. (in Russian)

9. Zakharov, Yu.I., Derevyanko, V.V. (2014) Architectural design quality evaluation. Bulletin of the Pridneprovsk State Academy of Civil Engineering and Architecture, No. 7, pp. 39–42. (in Russian)

10. Statute of the Russian Orthodox Church [Online]. Available from: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/  (in Russian)

11. Slabukha, A.V. (2016) Establishing the historical and cultural value of objects of architectural heritage (part 1): organizational and methodological issue. Man and Culture, No. 6, pp. 1–8. (in Russian)

12. Slabukha, A.V. (2016) Establishing the historical and cultural value of objects of architectural heritage (part 2): criteria and methods in modern expert assessment practice. Man and Culture, No. 6, pp. 9–22. (in Russian)

13. Kesler, M.Y. (2012) Modern Church Architecture. Portal of the International Association «Russian Culture» [Online]. Available from: http://www.russkymir.org/rm/index.php/publikatsii/khram/65-sovremennaya-tserkovnaya-arkhitektura  [Accessed 08 May 2020]. (in Russian)

14. Petrov-Spiridonov, N.A. (2017) On the starting positions in the latest evolution of orthodox church architecture in Russia from the late 1980s - early 1990s. Architecture and Modern Information Technologies. [Online]. Available from: http://marhi.ru/AMIT/2017/3kvart17/02_petrov/index.php  [Accessed 29 May 2020]. (in Russian)

15. Solovyev, A.K. (2017) Contemporary cult architecture and current issues in church art. Architecture and Modern Information Technologies. [Online]. Available from: https://marhi.ru/AMIT/2017/1kvart17/PDF/17_AMIT_38_SOLOVYOV_PDF.pdf  [Accessed 02 June 2020]. (in Russian)

16. SP 391.1325800.2017 Orthodox church design code (2018). Moscow: Standartinform.

17. Shabiev, S.G. (2018) Eco-friendliness as a criterion for assessing the quality modern architectural objects. In: Science at SURGU. Proceedings of the 70th scientific conference. Chelyabinsk, pp. 12–16. (in Russian)

18. Ivina, M.S. (2016) Theoretical models of the typology of orthodox parish church complexes in St. Petersburg context. Bulletin of Civil Engineers, No. 4 (57), pp. 19–27. (in Russian)

19. Fedorov, A. (2018) The functional aspect of church architecture. Scientific Proceedings, No. 44, pp. 3–13. (in Russian)

20. Orlov, D.N., Orlova, N.A. (2017) Style as a lost method of communication between architect and society. Innovative Project, Volume 2, No. 2 (6), pp. 78-82. (in Russian)

21. Barashkov, V.V. (2018) Figurative and aesthetic traditions and innovations in modern Western European church architecture. Bulletin of the Irkutsk State University, No. 23, pp. 137–145. (in Russian)

22. Zagraevskii, S.V. (2016) Methodological problems of the study of canon, symbolism and proportions in orthodox church architecture [Online]. Available from: http://zagraevsky.com/symbol.htm  [Accessed 11 April 2020]. (in Russian)

23. Verkhovykh, E.Y. (2019) An algorithm for analyzing orthodox church architecture taking into account the requirements of the architectural canon. Academic Bulletin UralNIIProekt RAASN, No. 3 (42), pp. 51–56. (in Russian)

24. Yasser, S.M., Husham, S.G. (2010) Quantitative architectural aesthetic assessment. Applying Birkhoff’s Aesthetic Measure in Architecture. Aesthetics + design: Dresden international symposium; 21st biennial congress of International Association of Empirical Aesthetics. IAEA, Dresden, Germany, pp. 1–14.

25. Prasoon, G. Das, Ar. Chithra. K. (2015) Aesthetics evaluation of buildings – a methodological framework. In: 1st International Conference on Reinventing Design Pedagogy and Contextual. Thanima: ICDPCA 15.

26. Vand, L.E. (1975) Methods for evaluating design solutions in construction. Moscow: Stroyizdat, p. 167. (in Russian)

27. Kogut, P.N. (1969) The choice of planning solutions for residential units using quantitative analysis methods (Methodological issues). PhD dissertation (Architecture). Moscow. (in Russian)

28. Subbeto, A.I. (1975) Systems of quality theory concepts in the construction industry. In: Fundamentals of quality management of construction products. Collected research works of LenZNIEP, pp. 3–17. (in Russian)

29. SP 258.1311500.2016 code of regulations. Objects of religious use. Fire safety requirements (2017). Moscow: Standartinform.

30. Gorshkova, E.E., Dekhtereva, V.V. (2018) Health and safety regulations for religious confession objects. In: Fire safety of public and residential buildings. Standards, designing, structure, and operation. Conference proceedings. Saint-Petersburg, pp. 24–28. (in Russian)

Citation link

Ukraintseva A.V. A STUDY OF METHODS FOR EVALUATING DESIGN DECISIONS IN THE ARCHITECTURE OF MODERN ORTHODOX CHURCHES IN RUSSIA [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2020. – №3(71). – URL: http://archvuz.ru/en/2020_3/3/  – doi: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-3


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 01.06.2020
Views: 226