Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (73) March, 2021

Arts and crafts

Vinokurov Sergey E.

Ph.D. (Art History).
Head of the Decorative Arts Department, Ekaterinburg Museum of Fine Arts;
Senior Lecturer, Department of History of Art and Museum Studies
Ural Federal University

Russia, Yekaterinburg, e-mail: serg.vinokuroff@gmail.com

ENAMEL PAINTING OF THE STROGANOV SCHOOL: ATTRIBUTION OF A WOMAN'S PORTRAIT FROM THE COLLECTION OF THE EKATERINBURG FINE ARTS MUSEUM

УДК: 739.2+671.11
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-1(73)-26

Abstract

The attribution of a silver plate with a portrait image of a representative of the Romanovs imperial family from the collection of the Ekaterinburg Museum of Fine Arts is discussed. The article provides information about the technology and tradition of creating such objects and about the manufacturer, and identifies the source of the portrait of Empress Elizaveta Alekseevna.
The study made it possible to attribute the artwork in the museum’s Russian silver collection as the turn of the 19th century and introduce it to the scientific community for the first time. One of the objectives of this article is to highlight this insufficiently studied area of student creativity at the Imperial Stroganov Central School of Industrial Art.

Keywords: jewelry art, Stroganov Central School of Industrial Art, enamel painting, Empress Elizaveta Alekseevna

Одна из актуальных проблем в исследовании различных видов декоративно-прикладного искусства – вопрос источника отдельных мотивов, модели или конкретного образа. Настоящая статья продолжает начатую ранее работу по атрибуции произведений камнерезного и ювелирного искусства из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ), выяснению изобразительных источников портретных произведений, помещению этих ранее не привлекавших внимание специалистов памятников из музейной коллекции в контекст эпохи и их введению в научный оборот [2].

Деятельность ювелирных мастерских второй половины XIX – начала XX в. – одна из наиболее интересных страниц в истории русского декоративно-прикладного искусства. Этот период представлен творчеством широко известных сегодня столичных и московских фирм Фаберже, Овчинникова, Хлебникова, Сазикова и многих других, определявших путь стилистического и технического развития ювелирной отрасли Российской Империи.

Отдельную страницу развития ювелирного искусства Российской Империи второй половины XIX – начала XX в. представляют работы учащихся художественно-промышленных учебных заведений. Пореформенная половина XIX столетия не только спровоцировала возникновение большого количества частных производств, в том числе ювелирных, но и потребовала интенсификации в развитии художественно-промышленного образования. Так, в это время активное развитие получают образовательные программы двух крупнейших учебных заведений России – Центрального училища технического рисования в Санкт-Петербурге барона А. Л. Штиглица и Строгановского Центрального училища технического рисования в Москве – главных поставщиков кадров для предприятий художественной промышленности Российской Империи.

На данный момент история деятельности этих учебных заведений в общем виде и отдельных направлениях обучения исследована достаточно подробно. Однако, как показывает современная музейная практика, до сих пор существуют определенные лакуны, связанные с отдельными направлениями образовательной деятельности указанных учреждения. Одной из них является обучение технике живописной эмали в Строгановском Центральном училище технического рисования в Москве.

Русская живопись на эмали – один из наиболее популярных видов миниатюры с конца XVII – начала XVIII столетия, характеризующийся при этом трудоемкостью исполнения1. Широкому распространению предметов, созданных в этой технике, способствовали богатая палитра и яркость красок, их прозрачность, позволяющая создавать различные эффекты, а также относительная долговечность по сравнению с миниатюрой на бумаге, кости или фарфоре. Однако, как отмечают исследователи, достигнув пика развития к концу XVIII в., в следующем столетии эта техника постепенно приходит в упадок [4, с. 6]. Активизация интереса к технике живописной эмали относится к рубежу XIX–XX вв. – времени обращения к традициям прошлого крупными ювелирными мастерскими, а также художественными учебными заведениями.

Коллекция художественного серебра XIX – начала XX в. Екатеринбургского музея изобразительных искусств немногочисленна и насчитывает всего два десятка предметов. Среди них – уникальное произведение, долгое время не привлекавшее внимания музейных специалистов (рис. 1). Серебряная пластина толщиной 1,5 мм размером 8х6 см с изображением женского ростового портрета поступила в собрание Свердловской картинной галереи (ныне ЕМИИ) в 1962 г. от Министерства культуры РСФСР. Сегодня трудно сказать, на каком этапе приема-передачи произошла ошибка, однако предмету был присвоен инвентарный номер с шифром «ГФ», определяющий типологию предмета как оригинальную графику. Характерно, что в разделе «Техника и материалы» указаны почти полные верные сведения – «серебро, эмаль»2.

Рис. 1. Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны.
Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище. 1908–1917.
С живописного оригинала 1795 г. Мари-Луиз-Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842. Париж).
Серебро; эмаль живописная. Инв. № ГФ-778. ЕМИИ (публикуется впервые)

Любопытна также запись в главной инвентарной книге относительно данного предмета, сделанная в момент приема-передачи в 1962 г. Так, в качестве названия предмета указано: «Мария Федоровна – жена Павла I». В описании произведения приводятся иные сведения относительно запечатленной героини: «Портрет невесты Густава IV Шведского княгини Александры Павловны с большого портрета Рослена в Павловском дворце». Несмотря на указанные сведения, несходство портрета с известными изображениями указанных представительниц императорской фамилии было очевидно. Можно предположить, что эти сведения были указаны в документах Министерства культуры РСФСР и впоследствии были перенесены в главную инвентарную книгу. Традиционна для восприятия миниатюрных эмалевых портретов на металле указанная в инвентарной книге музея и условная датировка – «конец XVIII в.», отражающая существующую на то время ситуацию в изучении подобного типа предметов.

Согласно сохранившимся в архиве музея сведениям, рассматриваемый предмет практически не участвовал в выставочной практике музея. Сохранилась лишь одно упоминание о его участии в выставке «Искусство пушкинской поры», состоявшейся в музее в 1999 г. К сожалению, выставка не сопровождалась каталогом и установить, в каком качестве пластина была представлена в экспозиции, на сегодняшний момент невозможно. Изучение произведений ювелирной и камнерезной коллекции музея, выявившее несоответствие записи в инвентарной книге, потребовали провести атрибуционную работу.

Датировка и авторство

Важнейшим источником для изучения произведений ювелирного искусства являются клейма и пробы, указанные на изделии. На обратной стороне пластины из собрания ЕМИИ в нижней части обнаружены два чрезвычайно трудно читаемых клейма. Одно из них – овальное, включающее знак удостоверения и указание пробы. Знак удостоверения представляет собой изображение женской головки в кокошнике вправо. В качестве пробы указана цифра 88, соответствующая 875 пробе серебра.

Согласно «правилам клеймения золотых и серебряных изделий», утвержденных в январе 1908 г., изменился тип знака удостоверения. Установленное в 1899 г. в России единообразное клеймо с изображением женской головки в кокошнике в профиль, повернутой влево, в щитках разных форм или без них в 1908 г. меняет направление в правую сторону. Согласно сведениям в справочнике, составленном М.М. Постниковой-Лосевой, указанный тип знака удостоверения использовался до 1917 г.3 [6, с. 81].

Второе прямоугольное, почти полностью стершееся, клеймо включает изображение императорского герба и под ним аббревиатуру «ИСУ». Единственное упоминание о клейме с такой аббревиатурой было обнаружено в фундаментальном издании А.Н. Иванова [3, с. 288]. Здесь же приведено фотоизображение клейма от 1905 г. – аббревиатуры «ИСУ» под изображением двуглавого орла. Отметим, что в клейме, изображенном в книге, буквы аббревиатуры, в отличие от рассматриваемого предмета из собрания ЕМИИ, расположены не в ряд, а в виде монограммы.

Указанное клеймо ставилось на изделия Императорского Строгановского художественно-промышленного училища с 1901 г. Этот факт подтверждается изображением двуглавого орла над аббревиатурой. Известно, что по указу 1862 г. ставить на своих изделиях клеймо с изображением государственного герба было разрешено только поставщикам Императорского двора. Строгановское Центральное училище технического рисования получило это право в 1901 г., благодаря пожалованию нового наименования в честь 75-летия со дня основания – «Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище», а также обретению покровительства императорской семьи в лице великой княгини Елизаветы Федоровны [8, с. 265]. Это событие позволило размещать государственный герб на изделиях училища. Таким образом, на основании клейма датировка произведения укладывается в период между 1908 и 1917 гг.

В 1902 г. был принят новый устав училища, в котором утверждены восемнадцать мастерских, среди них – эмалевая. В этой мастерской обучались различным техникам эмали – перегородчатой, выемчатой, витражной, эмали по скани, эмалям-гильоше и живописи эмалевыми красками по медным и серебряным пластинам. Рассматриваемое нами произведение выполнено в последней из указанных техник [8, с. 265].

Техника живописной эмали предусматривает несколько этапов. Так, помимо собственно росписи, выполнявшейся послойно, большое значение придавалось подготовке серебряной пластины, которую подвергали легкой выколотке для достижения небольшой выпуклости вперед. Этот процесс предотвращал выгибание пластины в обратную сторону в процессе неоднократного обжига. Пластина из собрания ЕМИИ демонстрирует этот прием, сохраняя легкую выпуклость лицевой части.

Исследователи указывают, что техника живописной эмали на меди или серебре входила в обязательную часть учебной программы, а сюжетами часто служили произведения крупных живописцев [7, с. 72]. Произведения этого круга в музейных собраниях России представлены крайне скупо. Ряд предметов хранится в собственной коллекции МГХПА им. С. Г. Строганова, на настоящий момент они недоступны широкому зрителю. Интересный образец, подтверждающий высказанное ранее положение о частом копировании работ известных художников, хранится в собрании Государственного Исторического музея. Это миниатюрная (14х5 см) серебряная пластина с копией этюда А. А. Иванова, выполненная в технике живописной эмали4.

Таким образом, без сомнений можно отнести авторство произведения из собрания ЕМИИ учащимся Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища

Источник образа

Описанное ранее несоответствие записи в инвентарной книге имени героини изображенному персонажу, а также обнаруженные сведения о практике копирования студентами Строгановского училища с полотен известных живописцев потребовали провести поиск живописного образца для женского портрета на серебряной пластине из собрании ЕМИИ. С.Н. Федунов со ссылкой на журнал «Известия преподавателей графических искусств» 1913 г. приводит сведения о том, что студентами училища выполнялись эмалевые портреты императорской фамилии, которые впоследствии преподносились членам царской семьи [8, с. 266]. Предмет поступил в оригинальной настольной рамке из бархата молочного оттенка. Этот факт отчасти подтверждает, что работа не оставалась просто ученической, но использовалась в интерьере. К сожалению, провенанс произведения обрывается на дате передачи предмета в собрание ЕМИИ.

Рис. 2. Виже-Лебрен, Мари-Луиз-Элизабет. Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1795.
Холст, масло. Инв. № ГЭ-1283. © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, 2021. Фотограф – В. С. Теребенин

Источник для портрета на пластине из собрания ЕМИИ был обнаружен в собрании Государственного Эрмитажа. Это портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, урожденной Луизы Марии Августы Баденской, супруги будущего императора Александра I (рис. 2). Портрет был написан в 1795 г. французской художницей Мари-Луиз-Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842. Париж). С 1780-х гг. она работала в качестве придворного художника во многих странах Европы5. В этих поездках ею были написаны портреты царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур. С 1795 по 1801 г. художница по приглашению живет и работает в России, создает множество портретов особ высшего света и императорской фамилии. Многие из ее портретов в первой четверти XIX в. неоднократно воспроизводились в гравюре, с них писались копии.

На портрете Виже-Лебрен великая княгиня изображена в полный рост возле высокой жардиньерки с розами. Елизавета Алексеевна одета в пышное платье, на голове – венок из роз. На груди княгини бриллиантовая звезда ордена Святой Великомученицы Екатерины (через правое плечо надета красная с серебряной каймой лента этого ордена), пожалованного самой императрицей Екатериной II по прибытии будущей великой княгини в Россию в 1792 г. Слева от героини изображен бронзовый дымящийся сосуд-курильница. Сравнение портретов из собрания ЕМИИ и Государственного Эрмитажа не оставляет сомнения в первоисточнике. Эмалированный портрет с достаточной степенью точности следует образцу, включая изображение таких незначительных элементов, как фрагмент сосуда и дым.

Учитывая точное воспроизведение палитры живописного полотна в росписи эмалевыми красками, закономерно встает вопрос о возможности работы учеников московского училища с опорой на оригинал или точное его воспроизведение литографскими методами. Ответ на этот вопрос дает все то же собрание Государственного Эрмитажа, в котором был обнаружен лист из «Альбома портретов и снимков с исторических картин», изданного к трехсотлетию царствования Романовых в 1913 г. парижским русско-французским издательством И.С. Лапина [5]. Под номером R20 в этом альбоме представлена литография с портрета кисти Виже-Лебрен (рис. 3). Наличие альбома и воспроизведенного в нем портрета кисти французской художницы, послужившего образом для учеников Строгановского художественно-промышленного училища, подтверждает возможность создания ими в начале XX в. точных воспроизведений оригинальных портретов.

Рис. 3. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Автор оригинала 1795 г.
Виже-Лебрен, Мари-Луиз-Элизабет. 1913. Бумага, литография. Инв. № ЭРГ.II-4845.
© Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, 2021. Фотограф – В. С. Теребенин

Таким образом, атрибуционное исследование позволило не только существенно расширить сведения о представленном в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств редком произведении ювелирного искусства рубежа столетий. Рассмотренный пример наглядно показал необходимость и плодотворность пристального изучения деятельности художественно-промышленных учебных заведений. Так, малочисленные сохранившиеся произведения живописной эмали на серебре Строгановского училища, рассредоточенные по музейным и частным собраниям, демонстрируют не только мастерство начинающих мастеров и используемый круг источников, но и являются яркими иллюстрациями формирования системы подготовки кадров для художественно-промышленной сферы Российской Империи в начале XX в.

Примечания

1Крупные центры живописной эмали (иногда применяется термин «расписная эмаль») в последней четверти XVII века существовали при Оружейной Палате Московского Кремля, в Великом Устюге, Сольвычегодске (Усольске). В конце XVIII века эмальерный класс открывается в Академии Художеств.

2Книга поступлений Свердловской картинной галереи. Инв. № КП-2116 ГФ-778.

3В 1927 году в СССР было принято новое клеймо, отражающее дореволюционную традицию: голова рабочего и шифр из букв греческого алфавита для различных инспекций.

4Пластина. Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. 1908-1917 г. Серебро, эмаль, живописная. Инв. № ОК 16602. Государственный Исторический музей.

5«Гастроли» художницы по странам Европы связывают с революционными событиями во Франции, вынудившими художницу к эмиграции. Во Францию Виже-Лебрен вернулась лишь в 1801 году [1].

References

1. Abramkin, I.A. (2018). The Life of Élisabeth Vigée Le Brun as an Example of an Artist’s Biography at the Turn of the 18th Century. Maltseva, S.V., Staniukovich-Denisova, E.Yu. and Zakharova, A.V. (eds.). Current Issues in Art Theory and History, Vol. 8. St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, pp. 215–222. (in Russian)

2. Vinokurov, S.E., Budrina, L.A. (2020) Ural Stonecutters’ Interpretation of Russian Medals [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.1(69). Available at: http://archvuz.ru/en/2020_1/24 [Accessed: 16.01.2020]. (in Russian)

3. Ivanov, A.N. (2002). Gold and Silversmiths in Russia (1600–1926). A guide for art experts. Vol. I. Moscow: Russian National Museum. (in Russian)

4. Komelova, G.N. (1995). Russian Miniature on Enamel of the 18th – early 19th century. St. Petersburg: Iskusstvo–SPB. (in Russian)

5. For the Three Hundredth Anniversary of the Reign of the House of Romanovs: Album of portraits and pictures of historical paintings in the Winter Palace and Tsarskoye Selo Palace, in the Museum of Emperor Alexander III, Kremlin Armory, Tretyakov Gallery, etc. Paris: I.S. Lapin; St. Petersburg: Kultura. (In Russian)

6. Postnikova-Loseva, M.M. An index of Russian stamps on items made of precious metals in the 17th-20th centuries. [reprinted edition]. Available from: https://uvelir.info/media/xvn/files/2014/01/27/200647222552e5783aa3751.pdf [Accessed: 16.01.2020]. (in Russian)

7. Fedunov, S. N. (2008). Metal Art of the Stroganov School in the Second Half of the 19th – early 20th Centuries: Prerequisites for Creation, Stylistic Features and Formative Principles. PhD dissertation (Art History). Moscow. (in Russian)

8. Fedunov, S.N. (2008) Enamels of the Imperial Stroganov School of the early 20th century.  Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, No. 3, pp. 265–267. (in Russian)

Citation link

Vinokurov S.E. ENAMEL PAINTING OF THE STROGANOV SCHOOL: ATTRIBUTION OF A WOMAN'S PORTRAIT FROM THE COLLECTION OF THE EKATERINBURG FINE ARTS MUSEUM [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №1(73). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_1/26/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-1(73)-26


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 19.01.2021
Views: 177