Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (73) March, 2021

Theory of architecture

Barsukova Natalia I.

Professor, Doctor of Art Studies,
National Design Institute
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-9222-4885 

Russia, Moscow, e-mail: bars_natali@mail.ru

Zhukova Irina V.

Doctoral student,
National Institute of Design
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1919-6376 

Russia, Moscow, e-mail: sirius8881@yandex.ru

LANDSCAPE AND ARCHITECTURE CONCEPTS OF MODERN WINERIES

УДК: 712
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-1(73)-7

Abstract

The article analyzes spatial interactions between modern winery architectural projects and their surrounding landscapes. The main winery landscaping concepts in Russia and other countries are identified and rationalized. These are characterized by integration of production facilities into the surrounding landscape; embedding in a landscape with little artificial landscaping; design of landscape and park ensembles at wineries; visual enhancement of the existing landscape through optical illusions; and use of metaphors to create a symbolic landscape. All landscaping concepts are based on two core principles: a recognizable landscape and a brand building, and eco-friendly coexistence of the building and the natural environment. Winery location away from existing urban or rural developments opens up new opportunities for laying out production and auxiliary facilities and planning their interaction with the landscape.

Keywords: landscape, architecture, design, wineries, concepts

Особенность современных винодельческих комплексов – расположение основных и вспомогательных объектов рядом с плантациями винограда. Архитектурный облик современных виноделен сформировался за последние три десятилетия под влиянием многих факторов: изменение отношения к экологии, производству, смена аксиологических и проектных установок. Современные проекты винодельческих хозяйств настолько оригинальны и самобытны, что представляют целое направление в проектной практике – все известные архитекторы отметились своими проектами в данной области, поэтому архитектуру виноделен называют авторской. Анализируя архитектурный облик новых проектов, можно отметить стремление их авторов к предварительному исследованию природных особенностей местности для размещения винодельческих комплексов.

Принцип приоритета ландшафта и природного окружения формирует новый образ промышленного предприятия как многофункционального объекта в естественной среде, что дает современные способы как для взаимодействия с окружающей средой, так и для компоновки производственных помещений [5, 6, 9]. Наряду с традиционными основными и вспомогательными технологическими зонами для винодельческих хозяйств (погреба, винохранилища, лаборатории, площадки с навесами и пр.), винодельни включают теперь репрезентативные помещения с новыми, не типичными для них функциями – магазины, бары, дегустационные залы, отели. Производственные процессы отныне открыты для посещения и ознакомления, на их основе создаются сложные гибридные формы деловой, творческой или развлекательной среды [2].

Архитектура многих зарубежных виноделен так или иначе рассматривалась в научной литературе [9–13]. Исследованы общие тенденции проектирования непроизводственных и вспомогательных помещений винодельческих хозяйств [7], рассмотрены новые технологии в проектировании и строительстве производственных помещений [8]. Выявление достоинств архитектурных решений винодельческих предприятий, создаваемых с учетом тех или иных ландшафтных предпочтений, вопрос отдельного глубокого научного исследования. Однако в рамках данной статьи необходимо отметить их общую черту – винодельни проектируются как зрелищный объёмно-пространственный масштабный объект дизайна, как здание-бренд [1].

В статье впервые анализируются концептуальные особенности ландшафтных проектов виноделен, выдвигаются и обосновываются основные ландшафтные идеи реализованных проектов зарубежных и отечественных современных виноделен.  В. Н. Калуцковым было дано понятие «ландшафтная концепция» и рассмотрена ее роль в культурной географии [7]. Концепция понимается в традиционном смысле как ведущий замысел, отправная точка для воплощения идеи, способствующая объединить все элементы проекта во взаимосвязанную систему. И хотя она порой не излагается автором в словесной форме, материализация ее настолько явная, что дает определенный способ понимания и трактовки. Для дизайна и архитектуры подобная классификация объектов и явлений проектной практики значима для развития теории и истории.

Для выявления ландшафтных концепций необходимо остановиться на самом термине «ландшафт» и отметить его смысловую многозначность: это территория, пейзаж, вид и др. В европейской культуре ландшафт трактуется как пейзаж, свойственный определенной территории, с акцентом на его визуальных характеристиках. Пейзаж как новая культурная форма и отражение окружающего мира создан живописцами в начале XIX в. Сложившийся благодаря им культурный пласт отображает ландшафт через живописные концепции, метафору, психологизацию посредством обогащения его смысла и придания ему национальных черт. В конечном итоге осмысленная интерпретация ландшафта в любой культуре несет в себе огромную ментальную значимость и формирует современное эстетическое отношение к ландшафту. Задач, которые решает проектная практика за счет ландшафта, несколько: декоративная, эстетическая, экологическая, защита от пыли, шума и пр.

В современной науке проблемам классификации ландшафта посвящено большое количество литературы, но общепринятой позиции до сих пор нет. Профессионалы систематизируют ландшафты исходя из своих специфических потребностей по какому-либо признаку: по содержанию, силе воздействия на человека, происхождению, длительности существования и степени саморегулирования, культурной ценности и др. Однако на практике, например, при определении природоохранных мероприятий, бывает слишком сложно, да и нецелесообразно оценивать каждый ландшафт по одному из перечисленных признаков.

Данное исследование показало, что ландшафтное окружение современных виноделен не соответствует какой-то одной группе, а представляет синтез нескольких – промышленные, сельскохозяйственные, преобразованные, культурные и пр. Гораздо важнее в данном случае для размещения виноградников иметь в виду такие факторы, как климат, количество солнечных дней в году, теруар, водоснабжение, осадки, рельеф и почвенные условия. В целом ландшафтная организация находится в зависимости от климатических особенностей конкретного региона. Современные возможности по размещению обширных помещений винодельческих комплексов – это, прежде всего, их локация вдали от городов с максимальной интеграцией в ландшафт.

В этой связи многие ландшафты современных виноделен оказываются рукотворными. Естественное окружение, культурные обычаи, местное предпринимательство, население, территория составляют его суть [7, с. 14].  Р. Воронцова отмечает, что: «в некотором смысле неважно, как появился в составе ландшафта тот или иной элемент: образовался водоем в результате естественной запруды на реке или человек насыпал в русле плотину; образовался овраг естественным путем или в результате неправильной распашки склонов. Важно то, что эти элементы «работают» вместе с природными, и именно их взаимодействие нужно изучать, чтобы уменьшить негативные последствия изменения ландшафта, создавая их оптимальную структуру» [4, с. 91]. Для рукотворных ландшафтных концепций виноделен характерно обращение к натуральным пейзажам и использование максимально возможных ресурсов естественных природных форм, не требующих затратного ухода и дополнительных экономически обременительных инвестиций.

Принцип приоритета природного окружения виноделен означает, что все производственные процессы в их ландшафтно-архитектурных концепциях ориентированы, прежде всего, на стандарты природопользования. Это полное сохранение ландшафта, восполняемость потерь природных ресурсов, применений технологий энергосбережения и систем фильтрации и т.д. Обязательно учитывается взаимосвязанность в природных системах, поэтому при разработке природоохранных мероприятий комплексно оцениваются все факторы – особенности территорий, ресурсов, флоры и фауны. Используются основные приёмы экологического проектирования, такие как:

1. Укрупнение территориального озеленения многофункциональных винодельческих комплексов в местах их новой застройки со свойствами естественных ингредиентов окружающего изначального пространства.

2. Повышение экологической устойчивости территории, окружающей винодельни. Отметим, что под экологическими понимаются теперь любые концепции дизайна, направленные на гармонизацию отношений человека с окружающей средой [2].

3. Преобразование ландшафта с целью создания природоохранной стабильности местности в зонах концентрации туристов.

4. Преображение рельефа местности и увеличение озелененных территорий в структуре многофункциональной среды виноделен на месте возводимых производственных корпусов в качестве компенсирующих природных компонентов среды.

Таким образом, в проектировании современных виноделен, помимо таких известных факторов, как климат и выбор участка для расположения винодельни, новой тенденцией становится ландшафтный фактор, стремление к синтезу архитектуры и окружающего ландшафта, который достигается различными способами. Каждый регион имеет свой визуальный и физический характер, который определяется преобладающими видами растительности, геологическими и гидрологическими особенностями, климатом и условиями зрительного восприятия на участке, где размещается винодельня.

Исследование показало наличие нескольких направлений в формировании ландшафтных концепций виноделен, которые мы определили следующим образом:
– интеграция промышленных объектов в окружающий ландшафт;
– встраивание в ландшафт с незначительным уровнем искусственного благоустройства;
– проектирование ландшафтно-парковых ансамблей при винодельнях;
– визуальное усиление существующего ландшафта за счет оптических иллюзий;
– использование метафоры для создания символического ландшафта.

В этой классификации нам было важно подчеркнуть не единичные абстрактные предложения, так называемые Parti, которые часто обозначаются схематически в конкретных проектах в виде эскизов, рисунков, диаграмм или каких-либо других графических изображений. Наша задача состояла в том, чтобы проанализировать и систематизировать концептуальные идеи, выявить из схожесть по каким-то определяющим признакам.

В первой концепции окружающий ландшафт является главенствующим фактором и стабильным устойчивым визуальным элементом для последующего сохранения при встраивании промышленных комплексов виноделен.

Интеграция промышленных объектов в окружающий ландшафт

Значимым фактором, определяющим пространственную организацию винодельческих хозяйств, является ориентация на существующий местный или национальный ландшафт и стремление сохранить его в первозданном виде. Потребность сбережения наличествующего изначального рельефа местности и ландшафта вызвало к жизни проектные решения по углублению строений и действенному сокрытию производственно-технических зон. Здесь нужно выделить три подхода: наземное создание обособленных или разбросанных объектов с углубленным встраиванием хранилищ для вина, минимальное укрытие объекта в ландшафт и полная интеграция объекта в рельеф. Строительство разнообразных объектов в винодельческом хозяйстве с использованием подземного пространства представляет собой результат комплексного подхода: освоение сложного рельефа, возведение компактных объектов, возможность поддерживать нужный микроклимат без использования добавочных технических средств.

Так, например, панорамный вид на винодельню Cantina Mori (Италия) подчеркивает ее ориентацию на окружающий ландшафт и максимально возможную интеграцию с ним (рис. 1 а, б). Архитектурный облик обозначен только подъездными дорожками и небольшими проемами в рельефе для доступа в нее естественного освещения и вентиляции. Одно из достоинств такого размещения – возможность бесконечного расширения производства без нарушения внешнего облика путем увеличения подземной системы уровней винодельни.


а.                                                б.                                                         в.
Рис.1. а, б – Винодельня Cantina Mori, Италия.
Источник: а) https://www.nikosweinwelten.de  б) https://www.visitrovereto.it/ 
в – Винодельня Quintessa, США. Источник: http://www.snooth.com/ 

Выращивать виноградники непосредственно на кровле итальянской винодельни Antinori позволяет оригинальное архитектурное решение. Само здание винодельческого завода расположено непосредственно внутри живописного холма с использованием особенностей горного рельефа (рис.2). Создание условий с применением природного режима температуры в винных хранилищах позволило не нарушать эстетику знаменитых тосканских пейзажей с глубокими перспективами при производстве продукции.

Рис. 2. Винодельня Antinori Winery. Италия. Источник: https://www.archdaily.com 

Использование естественного местного рельефа также стало главным решением при создании испанского винодельческого хозяйства Bell-LLoc. Фактически винодельня не нарушает визуальную оригинальность местности. Соединение природы и технологий в данном случае гармонично и не противоречиво (рис. 3).

Рис. 3. Винодельня Bell–Lloc в Паламосе, провинция Жирона, Испания. Источник: https://www.archdaily.com/ 

Спроектированная в США винодельня Quintessa также поддерживает традицию органичного размещения здания в изначальный ландшафт. Подземное пространство винодельни частично занято ее внутренними разнофункциональными помещениями. Из расположенного сзади холма вырастает полукружие генерального фасада с прямоугольной дверью (рис. 1в). По такому же принципу заглубления производственных помещений в холмистый рельеф спроектирована отечественная винодельня «Côte Rocheuse» («Скалистый берег»), находящаяся в Краснодарском крае (архитектор А. Балабин, «Северин Проект», реализация – 2020 год). Рациональное использование ландшафта, сохранение его природной эстетики становится устойчивым принципом в ландшафтно-архитектурных концепциях виноделен.

Встраивание в ландшафт с незначительным уровнем искусственного благоустройства

К этому типу можно отнести архитектуру виноделен, внешний вид или силуэты которых как бы повторяют окружающий ландшафт – горы, холмы и пр. Например, винодельни «Бодегас Исиос» (Bodegas Ysios), Испания (рис. 4) и Петра (Petra Winery), Италия (рис. 5).

Легендарная испанская винодельня Bodegas Ysios расположена на 8000 м2 и простирается на 196 м в длину и 26 м в ширину, ее высота – 10 м. Она создана в 2000 г. именитым архитектором С. Калатрава. Волнообразная форма крыши винодельни подчеркивает виднеющуюся позади горную цепь. Акцент на центральном входе винодельческого комплекса подчеркнут величественным проемом, который как бы умножает импрессию от природного горного ландшафта. С пейзажем созвучны правильно подобранные отделочные материалы, в частности шпонированные деревом стены.

Рис. 4. Винодельня «Бодегас Исиос». Испания. Источник: https://samogonpil.ru 
Рис. 5. Винодельня Петра / Petra Winery. Источник: https://wsimag.com/it/architettura-e-design 

Здание винодельни Petra одна из известнейших работ швейцарского зодчего М.Ботта. Находится она в прекраснейшем уголке Италии Тоскане. Расположение рядом холма позволило инсталлировать в него посредством туннеля столь необходимые любой винодельне погреба. Природный камень на центральной фасадной части винодельческого комплекса смягчают растения, посаженные поверх срезанной цилиндрической крыши. Строгие очертания здания не спорят с контекстом окружающего ее ландшафта благодаря гармоничной цветовой палитре (рис. 5). Иначе воспринимается концепция винодельни Sauska (Венгрия, Токай) от архитектурной студии Board (рис. 6, а, б). Ее основной идеей является максимальная связь с окружающим пространством. Сама винодельня воспринимается как ландшафтный арт-объект, заметный со всех сторон. Каждая часть здания составляет 36 м в диаметре и имеет свою панорамную террасу для созерцания окружающего пространства, наполненного стройными рядами виноградников. Верхние части половин здания декорированы растительными объектами, подчеркивающими экологический характер постройки. 


а.                                                                           б.
Рис. 6. Винодельня Sauska (Венгрия, Токай).
Источник: а) https://www.ubm-development.com/ , б) https://www.amazingarchitecture.com/ 

Рис. 7. Винодельня Вакербарт (Schloss Wackerbarth), Германия.
Источник: https://saxonia.tourister.ru/blog/15350 

Проектирование ландшафтно-парковых ансамблей при винодельнях

Ландшафтно-парковые ансамбли при винодельнях и винных предприятиях встречаются как в старых постройках, так и в новых проектах. Применяемый стиль ландшафтных ансамблей в соответствии с этим меняется – от стиля французских регулярных садов эпохи классицизма до оригинальных современных разработок, опирающихся на особенности конкретной местности – рельефа и панорамного пейзажа (рис. 7).

Французское винодельческое хозяйство Chateau Cheval Blanc – еще один знаменитый проект ландшафтного дизайна. Желая увеличить прежнюю винодельню путем ее соединения с новым зданием, архитектор К. Портзампарк принял решение о создании новой части формы здания, имитирующей естественные холмы. Отличительной особенностью представляется засаженная растениями кровля, фактически являющая собой садово-парковый комплекс. Закрытая почти полностью крыша своими плавными очертаниями равномерно вписывается в местный ландшафт. Вечером винодельня украшена оригинальным световым сценарием в оформлении лестницы и тропинок на крыше. Точечные светильники по периметру дорожек имитируют звезды над небом Франции. Подчеркнем, что данный декор, казалось бы, не столь необходимый для производственных процессов, имеет колоссальный маркетинговый и эстетический эффект для посетителей (рис. 8).

Рис. 8. Винодельня Шато Шеваль-Блан, архитектор К. де Портзампарк. Франция, Сент-Эмильон, 2011.
Источник: https://mymagicalattic.blogspot.com/ 

Винодельня Artesa Winery (США) расположена на вершине холма, с которого открывается вид на окружающий природный ландшафт и виноградники (рис. 9 а, б). Основной акцент в дизайн-концепции этого винодельческого предприятия сделан на ландшафтный дизайн. Садово-парковый ансамбль спроектирован на примыкающей к винодельне территории, сами виноградники расположены вдалеке, но хорошо просматриваются именно во время движения по парку, которое должно быть неспешным. Для этого пространство пересекается лестницами, дорожками и несколькими бассейнами с фонтанами и каменными скульптурными композициями.


а.                                                                б.
Рис. 9. а – Ландшафтная композиция винодельня Artesa Winery, США;
б – Встраивание здания винодельни в природные холмы.
Источник: https://earth.google.com/web/search/Artesa+weinery 

Само здание винодельни практически скрыто под грунтом, и лишь частичная прорисовка входа и окон указывают на ее контуры. Чтобы попасть непосредственно в здание винодельни, по задумке создателей, необходимо преодолеть достаточно внушительное расстояние.

Визуальное усиление существующего ландшафта за счет оптических иллюзий

Современная отечественная винодельня Гай-Коздор расположена на юге России около Анапы в селе Гай-Коздор. Новая архитектурно-ландшафтная концепция строительства винодельни не характерна ни для российского опыта, ни для зарубежного. Фактически создан новый тип проектного решения, который мы назвали визуальным усилением существующего ландшафта. Это происходит за счет оптических иллюзий с использованием прозрачного стекла для стен винодельни. Зеркальное отражение окружающего ландшафта в стекле при определенных ракурсах как бы прячет здание, помогая ему соединиться с окружающим пейзажем (рис. 10 а, б, в, г). Стекло позволяет и максимально облегчить конструкцию, и добиться эффекта ее воздушности и естественной освещенности. Винодельня расположена на самой высокой точке участка с прекрасным видом на море, виноградники и рукотворный ландшафтный парк.


а.                                                             б.

в.                                                                                   г.
Рис.10. Винодельня Гай-Коздор. а, б – отражение окружающего ландшафта от стен винодельни;
в – воздушное каркасное проектирование здания винодельни; г – панорамное ландшафтное окружение.
Источник: https://www.facebook.com/pages 

Использование метафоры для создания символического ландшафта

Наполнение ландшафта новой семантикой и геометрией за счет оригинальной трактовки природных компонентов, размещения форм растительности или рисунка линий водных устройств позволяет создавать образ среды нового поколения. Это демонстрирует Винодельня VIK, находящаяся в Чили. Дизайн-проект ландшафта наполнен символами и перекликается со знаменитыми линиями и рисунками пустыни Наска, находящейся в соседней стране – Перу (рис. 11 в). Сам объем винодельни напоминает ангар с разметкой взлетных полос, а хаотично разбросанные рядом необработанные каменные валуны задают облику пространства внеземное происхождение. Использование воды между дорожками к главному входу выделяет их из общего бетонного пространства, как бы разделяя эти текстуры (рис. 11 а, б). 


а.                                                    б.                                                       в.
Рис. 11. а – архитектурно-ландшафтная композиция винодельни VIK. Источник: https://divisare.com/ ;
б – имитация инопланетного корабля в здании винодельни VIK с учетом окружающего ландшафта. Источник: http://portrel.com ;
в – линии на плато Наска в Перу. Источник: https://www.perunica.ru/
 

Как и метафора, символизм является частью метода образного ландшафтного дизайна. Отличие символизма от метафоры состоит в том, что символизм проистекает непосредственно из места, его истории и функции. Система символов в ландшафтном проекте должна быть понятна как проектировщику, так и будущим пользователям ландшафта и винодельни. Если эти символы наблюдателем узнаются, читаются, возникает радость узнавания – это положительно влияет на восприятие объекта, и можно говорить о том, что он является эстетически привлекательным.

Огромный винодельческий комплекс Faustino является оригинальным творением архитектора Н. Форстера (рис. 12 а, б). Представляет собой имитацию мощного внеземного объекта, расположенного на 12 500 м2 посреди бескрайних полей Испании. Четырнадцатиметровое по высоте здание винодельни представлено тремя соединенными в центре корпусами. Техностиль винодельческого комплекса подчеркивают строительные материалы из которых он построен. Фактуры бетона, дерева, стекла, кортеновской стали – все это соединено в единую визуально гармоничную модель. Один из корпусов винодельни углублен в естественный холм для расположения в нем необходимых помещений с соответствующим температурным режимом.


а.                                                       б.
Рис. 12. Винодельня Фаустино / Faustino Winery. Источник: https://www.archdaily.com/ 

Архитектура винодельни Фаустино для окружающего ландшафта играет организующую и символическую роль – для созерцания созданы специальные окна, напоминающие иллюминаторы космического корабля. Два корпуса частично «утоплены» в прилегающие холмы, чтобы не нарушать природный ландшафт и поддерживать естественный температурный режим, используя прохладу земли. Крыша здания покрыта солнечными батареями.

Важным аспектом всех концепций является их экологическая направленность вплоть до создания зеленых виноделен. На сегодняшний день при планировании и проектировании новых объектов в средовом дизайне необходимо учитывать также варианты размещения всех средств по сохранению окружающего экологического потенциала местности и создания условий по органической переработке отходов производства или использованию природных методов производства и энергопотребления, щадящих экосистему.

Как видим, архитектурные решения виноделен продиктованы прежде всего природно-климатическими особенностями местности. Приемы частичного заглубления зданий и органичной вписанности в рельеф позволяет использовать подземное пространство для хранения вина в натуральной температурной среде. Такое размещение винных погребов позволяет обходиться без дополнительных затрат на кондиционирование винных хранилищ и охлаждение вина. Поэтому можно сделать вывод о необходимости эффективного использования подземного пространства при проектировании винодельни. В регионах с засушливым климатом существенной экологической проблемой является и водоснабжение, поэтому размещение на территории винодельни подземных хранилищ для дождевой воды помогает решению данной задачи.

Рейтинг виноделен напрямую зависит от их расположения – чем больше виноделен в регионе, тем сильнее их известность. т. е. существует зависимость ландшафтной привлекательности от количества виноделен в определенной местности. Тем не менее идет и освоение новых регионов и ландшафтов для расположения виноградников и сопутствующих промышленных комплексов, для которого преобладающим является концептуальный подход к проектированию.

Заключение

Важным аспектом всех ландшафтно-архитектурных концепций является их экологическая направленность. Основная задача ландшафтных концепций заключается в том, чтобы из разнообразного материала сделать единую гармоничную природно-техническую систему, в которой функционирование производственного процесса не оказывает отрицательного воздействия на окружающую природную среду. 

На сегодняшний день при планировании и проектировании новых архитектурных объектов учитываются варианты размещения всех средств по сохранению окружающего экологического потенциала местности и создания условий по органической переработке отходов производства или использованию щадящих экосистему природных методов производства и энергопотребления. Архитектурные решения виноделен продиктованы прежде всего природно-климатическими особенностями конкретной местности. Приемы частичного заглубления зданий и органичной вписанности в рельеф позволяет использовать подземное пространство для хранения вина в натуральной температурной среде. Такое размещение винных погребов позволяет обходиться без дополнительных затрат на кондиционирование винных хранилищ и охлаждение вина. Поэтому можно сделать вывод об эффективности использования подземного пространства при проектировании винодельни. В регионах с засушливым климатом важным экологическим вопросом является и водоснабжение, поэтому размещение на территории винодельни подземных хранилищ для дождевой воды помогает решению данной задачи.

Все ландшафтные концепции наземных виноделен базируются на идее экологичного сосуществовании построек и окружающей природной среды. Новые техногенные или антропогенные объекты физически входят в ландшафт, не изолируются и не нуждаются в ограждении, а становятся элементами ландшафта, который при этом остается природной системой. Концепции вбирают в себя место расположения, временной контекст, объединяют функциональные, объёмно-пространственные, эмоциональные, визуальные и эстетические аспекты и проявляются в особенностях ландшафтной организации. Место является исходной точкой для любого концептуального проектирования, поэтому всегда учитываются особенности местности, условия его зрительного восприятия и существующая растительность. Ландшафтная концепция воспринимается не столько инструментарием для проектировщика, сколько средством коммуникации с будущим посетителем и визуальным средством для диалога. При этом учитываются имеющаяся растительность, история края, наличествующие постройки, наземные и подземные сети и коммуникации, условия визуального восприятия участка. Так формируется эстетика места с его пропорциями, оригинальными современными формами и объемами.

References

1. Barsukova, N.I. and Zhukova, I.V. (2021). The Corporate Identity of a Winery in the Context of Territorial Branding. Branding as a Communication Technology of the 21st Century: proceedings of the 7th international conference, pp. 164–166. (in Russian).

2. Barsukova, N.I. and Novikov, Yu.M. (2007). Production Technology as a Factor in the Organization of a Creative Business Environment. Bulletin of the Orenburg State University, No. 76, pp. 140–145. (in Russian)

3. Burmistrova, L.A. and Barsukova, N.I. (2018). Application of modern methods of ecological design in the design of industrial premises. Education. Science. Culture: proceedings of an international scientific forum. Gzhel: GGU, pp. 120–124. (in Russian).

4. Vorontsova, R.F. (2008). Assessment of Landscape Quality As a Basis for Environmental Management and Rational Use of Natural Resources. Ecology of Industrial Production, No. 1, pp. 90–92. (in Russian)

5. Zhukova, I.V. and Barsukova, N.I. (2016). Planning and Design of Modern Wineries. School of University Science: Development Paradigm, No. 3–4, pp. 144–150. (in Russian)

6. Zhukova, I.V. and Barsukova, N.I. (2016). Multifunctional Environment of Modern Wineries in the Context of Wine Tourism Development. West-Russia-East: Political, Economic and Cultural Interaction: proceedings of the 10th international scientific and practical conference. Tolyatti: PVGUS, pp. 49–52. (in Russian)

7. Kalutskov, V.N. (2009). Landscaping Concept in Cultural Geography. Summary of Doctor of Historical Sciences dissertation: Moscow State University. (in Russian)

8. Sorsomatian, M.S. and Prozorova, E.S. (2016). Innovations in the Design of Production Sites: Wine-Making Complexes. Bulletin of Young Scientists of SPGUTD, No. 2, pp. 154–160. (in Russian)

9. Timofeev, A.V. (2014). Non-Productive Functions of Modern Wineries. Science, Education, Society: Trends and Prospects: Collection of research transactions in 5 parts. Part 5. Moscow: AR-Consult, pp. 77–81. (in Russian)

10. Timofeev, A.V. (2015). Principles of Architectural Design in Wine Industry. Summary of PhD dissertation. Moscow. (in Russian)

11. Duhme, D. and Friederichs, K. (2013). Wine and Architecture. United Kingdom: Detail.

12. Gollnek, O. and Meyhofer, D. (2001). The Architecture of Wine. USA: Gingko Press.

13. Rihard, P.H. (2009). The Architecture of Wine: Clos Pegase Winery. UK: Global Interprint inc.

Citation link

Barsukova N.I., Zhukova I.V. LANDSCAPE AND ARCHITECTURE CONCEPTS OF MODERN WINERIES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №1(73). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_1/7/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-1(73)-7


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 11.01.2021
Views: 234