Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (75) September, 2021

Theory of architecture

Dukhanina Elena S.

Doctoral student, Department of Architecture.
Research supervisor: Professor A.L. Gelfond, DSc. (Architecture).
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Russia, Novosibirsk, e-mail: e.dukhanina@nsuada.ru

Gelfond Anna L.

DSc (Architecture), Professor,
Corresponding member of the Russian Academy of Science and Civil Engineering,
Head of the Department of Architectural Design,
Chief Architect of the NNGASU Architectural Workshop.
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

Russia, Nizhny Novgorod, e-mail: gelfond@bk.ru

CURRENT APPROACHES TO THE ARCHITECTURAL FORMATION OF CLUB BUILDINGS

УДК: 728.48
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-3(75)-2

Abstract

The construction of club buildings in Russia is going through a period of stagnation. After the disintegration of the USSR, club buildings lost their relevance due to the inadequacy of modern requirements for the organization of leisure time for children and youth. Responding to the demands of our time, new types of clubs are emerging, the format of which is diverse and different from the Soviet clubs. The article deals with the current types of club buildings in Russia - youth centers, scientific and creative residences, art residences, and creative dachas. The rationale for the new types of club activities is personal development through research and design; youth involvement in transformation of urban space; initiation to art; and importance of communication and social connections. The architectural and planning features of modern-day club buildings are identified, such as combination of natural environment and high technology, multifunctional and transforming interior and exterior space, and emphasis on the regional aspect in the architecture.

Keywords: modern-day clubs, modern types of club buildings, features of modern club buildings, architecture of modern clubs

История клубных зданий в России берет свое начало в XVIII в. Их возникновение было связано с появлением большого количества иностранцев в России после петровских реформ. В 1770 г. открылся первый «Английский клуб» в Санкт-Петербурге, затем подобные появились в Москве, Одесее, Керчи, Екатеринославле и других городах. Основными целями этих закрытых клубов были обмен политическими и городскими новостями, возможность получить важные знакомства и доступ к популярной отечественной и заграничной литературе. Можно считать, что участие в клубной жизни стало частью городского ритуала для аристократов, демонстрацией принадлежности к привилегированному обществу. Постепенно стали появляться клубы «по интересам»: танцевальные и музыкальные клубы, клубы для небогатых мещан и купцов, Новый клуб для аристократической молодежи.

Проблема организации досуга молодежи всегда была актуальна. Привычные нам сегодня клубные здания были построены в советское время. В начале XX в. клубные здания были основными институтами политического и культурного воспитания молодых людей и стали самой популярной формой общественного здания прошлого столетия. Функции клубов постоянно менялись под запросы общества, сегодня необходимо также пересмотреть существующие формы клубов и понять причину их низкой популярности. В профессиональных кругах активно обсуждаются объемно-планировочные решения для новых клубных зданий и дворцов культуры, дизайн архитектурной среды клубов и их архитектурный облик, организация их пространств, предполагающих новый набор функций.

Сегодня модернизация системы домов и дворцов культуры, многие из которых до сих пор выполняют роль центров образования и культурного развития жителей городов и сел России, является одним из важных направлений реализации национального проекта «Культура Министерства культуры Российской Федерации. Основное внимание программы, стартовавшей 1 января 2019 г., сфокусировано на ремонте и реконструкции старых ДК, а также на строительстве новых зданий [1]

Целью исследования является изучение и выявление особенностей современных типов клубных зданий в РФ.

В России исследований, посвященных современному состоянию дворцов культуры и клубов, немного. Г. Л. Рукша и А. Л. Нужная изучали практики интеллектуального досуга в городах-миллионниках и посещаемость разных типов учреждений культуры. Актуальным проблемам создания молодежного досугового комплекса посвящены работы А.А. Амельянц, Е.С. Сайковская. Центры культуры и досуга, отражающие в своей деятельности современные формы и методы организации свободного времени молодежи, рассматривала В.В. Цвирко, актуальность создания сети таких центров изложены в работах З.С. Нагаевой., Д.С. Мосякина. Современные принципы работы молодежного центра описаны в практическом руководстве, созданным авторским коллективом Министерства по делам молодежи Республики Татарстан (Е. Сачкова, Е. Тарасенко, А. Трубецкая, Е. Яковенко).

Алгоритм формообразования при проектировании клубного пространства описан в работе Н.Г. Пановой, Т.О. Шулика. Большой в клад в изучение феномена домов культуры, а также в разработку концепции нового типа дворцов культуры и клубных домов внесла программа «ДК-XXI: культура, образование, развитие», инициированная командой проекта «Идентичность в типовом» в стратегическом партнерстве с Агентством стратегического развития «ЦЕНТР» и Союзом московских архитекторов при поддержке Фонда Президентских грантов. Цель программы – сформировать методику комплексной модернизации дворцов культуры и «дорожную карту» перезапуска системы дворцов культуры в масштабах всей страны, способную превратить их в ключевые элементы формирующейся в России креативной экономики.

В 2008 г. Г.Л. Рукша и А.Л. Нужная опубликовали результаты исследования о практиках интеллектуального досуга в городах-миллионниках в монографии «Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: теория и современная практика». Авторы исследования уделили внимание Москве и Красноярску, были проанализированы показатели посещаемости клубных зданий и проблемы работы клубных учреждений. Результаты исследования показали, что в Москве учреждения культуры клубного типа посещают наименьшее количество человек, в 20 раз меньше, чем библиотеки, имеющие самую высокую посещаемость (табл. 1) [2, с. 36].

Таблица 1
Средние показатели посещаемости учреждений культуры г. Москвы за 2006 г.


Согласно данным социологического опроса, проведенного Комитетом по культуре города Москвы*, примерно 39% москвичей считают, что клубы играют положительную роль в формировании личности. Однако 77% участников опросов отмечают, что хотели бы иметь возможность активнее влиять на содержание, формы и программы работы клуба. Основные недостатки в работе клубов, выявленные в ходе социологического исследования, приведены в табл. 2. [2, с. 39]

Таблица 2
Проблемы работы клубных учреждений г. Москвы

В 2017 г. авторский коллектив Федерального Государственный университет управления провел еще одно масштабное исследование о ценностных ориентациях российской молодежи. Блок исследования «Особенности досуга и коммуникации молодых людей в России» был посвящен формам и структуре досуга молодежи. В структуре досуга ключевое место занимает общение с друзьями: 44% обычно проводят свое свободное время, общаясь с друзьями оффлайн; 48,6% общаются с друзьями онлайн.

Следующими по популярности ответами респондентов были: помощь дома родителям по хозяйству (41,7%), занятие спортом (36,7%), посещение кино, театров, выставок, концертов (37,2%), чтение книг (29,6%), посещение кафе (23,7%). Каждый пятый молодой человек (22,6%) ответил, что в свободное время подрабатывает. Также каждый пятый молодой человек (21%) в свободное время занимается художественным творчеством (рисует, фотографирует, занимается танцами, пением, hand-made). Менее популярными формами проведения досуга выступали: путешествия (11,6%), посещение дополнительных образовательных мероприятий (мастер-классов, открытых лекций) (10,2%), подготовка к поступлению в вуз/магистратуру/аспирантуру (10,3%), волонтерство и добровольчество (6,8%) (рис. 1) [3, с. 20].

Рис.1. Структура досуга молодежи. Источник: [3, с. 20]

На основании этих исследований можно сделать вывод: молодые люди активно используют разные формы проведения досуга, однако стоит обратить особое внимание на высокий спрос молодого поколения на взаимодействие и общение, на творческую и развивающую деятельности.

С 1 января 2019 г. стартовала программа модернизации системы домов и дворцов культур, клубные здания также являются частью этой программы. Клубы общего профиля – это здания, совмещающие зрелищную часть (зрительный зал, фойе) и клубную часть (помещения для отдыха и развлечений, лекционно-информационные и студийно-кружковые помещения). [4]

Клубы – общественные организации досуговой деятельности, являющиеся территориальной структурной единицей, организующие культурно-развлекательную и образовательную функцию для населения, проживающего на соответствующей территории. Типологическими особенностями архитектуры клубов являются многофункциональность, ярко выраженная двухчастность, гибкая планировка, обязательная возможность раздельного функционирования обеих частей [5, с. 242].

Клубные здания появились в начале ХХ в. как учреждения для культурно-воспитательной работы рабочих, позднее добавлялись новые функции клуба и менялся контингент. Клубное здание включало в себя две основные функциональные части: зрелищную и культурно-развлекательную. Они соответствовали основным назначениям здания. В разные периоды времени перевес был в сторону то одной, то другой функции. На сегодняшний день функционал клубного здания намного сложнее и богаче, чем это было 100 лет назад. Это обусловлено, прежде всего, современными требованиями к организации досуговой деятельности, интересами молодежи и запросами общества XXI в.

Современные типы клубного здания основываются на следующих принципах:

1. Современный клуб – место для развития, где собраны модные и востребованные форматы интеллектуального и творческого досуга (лектории, проектные лаборатории, хабы и др.)

2. Современный клуб – площадка для образования, развития собственных творческих идей, создания стартапа или формирования команды для будущего дела (коворкинг, зоны для мастер-классов, рабочее пространство и др.)

3. Современный клуб – место для «тусовки», выстраивания социальных связей, общения с единомышленниками и профессионалами в разных областях, возможность организации совместных выставок и просмотров (зоны отдыха, кафетерий или антикафе и др.)

4. Современный клуб – место для культуры, где формируются ценности поколения [6, с. 3–5].

Чтобы успешно реализовать все перечисленные принципы, важно правильно сочетать архитектурную концепцию здания (или места) и используемые форматы деятельности. Современные молодые люди в связи с возможностью получать большое количество архитектурного контента в интернете и много путешествовать, научились разбираться в архитектурной среде. Организация пространства, его эстетика и концепция играет большую роль в актуальности и популярности разных площадок, в нашей статье речь пойдет об актуальных до сих пор существующих клубов и совершенно новых типах клубных зданий.

Сегодня есть несколько типов клубов, которые существовали и раньше, но сегодня они актуальны и востребованы, так как используют современные методы организации культурно-досуговой деятельности. К таким можно отнести молодежные центры и творческие дачи.

Молодежные центры

Молодежный центр – место, где собраны модные и востребованные форматы интеллектуального и творческого досуга, которые помогают молодым людям совершенствовать навыки и знания, необходимые для успешной карьеры [6, с. 5].

Молодежные центры, ранее носившие названия домов молодежи или домов юного пролетария, стали появляться в 1920–30-е гг., наряду с созданием дворцов и домов культуры. Появление домов молодежи было вызвано, прежде всего, политическими и социальными изменениями в стране, поэтому их основной целью стали правильная организация досуга молодежи и ее политическое и идеологическое воспитание.

На сегодняшний день основная цель молодежных центров – профориентация и развитие практических навыков, которые могут быть востребованы в будущем. Во многих современных проектах мы можем увидеть похожие формулировки деятельности молодежного центра: «площадка, куда можно прийти, чтобы весело провести время с друзьями, послушать лекцию, развить свои коммуникативные навыки, реализовать творческие планы и заметно разнообразить досуг» [7].

В последние годы в архитектуре наблюдается тенденция к подчеркиванию истории конкретного места, народа, города. Архитекторы в современных проектах стремятся учитывать «дух места», уникальный колорит площадки проектирования. Среди последних проектов молодежных центров можно выделить архитектурную концепцию молодежного центра АНГАР (MAParchitects) и проект молодежного центра «САХА Z» и Парка будущих поколений (ATRIUM, Восток+). Рассмотрим на их примерах архитектурные особенности современных молодежных центров.

Проект молодежного центра «САХА Z» (так же, как и проект «АНГАР») сочетает в себе функции парка и городского молодежного центра. В основе архитектурной концепции «САХА Z» – современное переосмысление древнего эпоса якутов, культурных образов, символов, орнаментов. Архитекторы также вдохновлялись местной природой с ее аласами, меандрами рек, кристаллами вечной мерзлоты. Архитектурные формы, напоминающие якутские жилища и повторяющие линии природного рельефа, создают эффект уникального пространства (рис. 2, 3).

Рис. 2. Концепция территории «Парка будущих поколений» в Якутске. Синергия архитектуры и ландшафта.
Источник: https://archi.ru/russia/82320/severnyi-kolorit 

Рис. 3. Концепция территории «Парка будущих поколений» в Якутске.
Источник:  https://archi.ru/russia/82320/severnyi-kolorit 

В отличие от «САХА Z», молодежный центр «АНГАР» – проект реконструкции, в котором использовался тот же архитектурный подход. При работе над проектом всесезонного молодежного центра «АНГАР» архитекторы стремились сохранить аутентичность объекта, его техническое «прошлое», сделав для жителей Чукотки так называемое «третье место». Архитектурный образ «АНГАРА» отсылает к образу вырезанного из снега прямоугольного блока с похожим на условный камин входом – прообраз северных жилищ.

В основе внутренней планировки «АНГАРА» лежат принципы многофункциональности и гибкого использования пространства. Многофункциональные залы могут служить для лекций, мастер-классов, концертов и выставок. Например, основное пространство «АНГАРа» («пространство событий») практически не имеет стен, однако внутри оно достаточно гибкое и мобильное. Стационарными являются большой амфитеатр и арт-объекты в виде оранжевых кубов, а с помощью подвижных элементов мебели пространство меняется под различные функции (рис. 4.1-4.3).

Рис. 4.1, 4.2. Варианты сценариев пространства «АНГАРА»
Источник: https://archi.ru/projects/russia/14881/molodezhnyi-obschestvennyi-centr-angar
  

Рис. 4.3. Варианты сценариев пространства «АНГАРА»
Источник: https://archi.ru/projects/russia/14881/molodezhnyi-obschestvennyi-centr-angar 

В основе архитектурно-планировочного решения территории молодежных центров лежит принцип использования многофункциональных открытых пространств, которые могут по-разному использоваться при разных сценариях. Например, «САХА Z» в технологическом оснащении парка имеет систему климатической коррекции, которая позволяет пользоваться парком в любое время года.

Творческие дачи и арт-резиденции

Еще одним популярным сегодня типом клуба являются творческие дачи и арт-резиденции. Первая творческая дача открылась в 1884 г. В Тверской губернии (неподалеку от Вышнего Волочка) как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Земельный участок с парком, домом и постройками, принадлежавший Министерству путей сообщения, был взят в долгосрочную аренду Академией художеств. Такой формат общения мастеров и учеников в абсолютно творческой атмосфере на природе получил большой отклик среди художников. На творческой даче работали такие известные русские художники как Илья Репин, Архип Куинджи, Исаак Бродский, Валентин Серов. После революции 1917 г. дача была переделана под пионерский лагерь, а в 1948 г. ее снова вернули Академии художеств, позднее на территории дачи были выстроены современные мастерские и вспомогательные служебные здания. С этого времени Академическая дача превратилась в один из признанных центров творческой жизни. В 1964 г. даче было присвоено имя Ильи Ефимовича Репина.

Сегодня формат творчества в природной, далекой от города среде, пользуется очень большой популярностью. Кроме Академической дачи стали появляться другие творческие дачи на местах бывших усадеб, в деревнях рядом с живописными местами или памятниками архитектуры. Привлечение креативного класса в регионы становится важным аспектом развития творческого потенциала городов. В настоящее время во многих уголках мира создаются инновационные креативные кластеры, арт-галереи, музейно-выставочные комплексы. Одним из пространств для развития творческой деятельности сегодня, наравне с творческой дачей, служит арт-резиденция.

Арт-резиденция – это студии, обычно расположенные в каком-нибудь необычном месте, куда съезжаются люди творческих профессий, чтобы обмениваться опытом или вместе создавать новые проекты. Изначально арт-резиденции располагались в природной или исторической среде (рис. 5), сейчас они стали появляться и в пространстве города (рис. 6).

Функциональное назначение арт-резиденций может быть различным:
• исследование, творческое внедрение, «подключение» к процессу, предоставление авторам пространства для эксперимента, такие арт-резиденции не требуют обязательного появления осязаемого результата;
• творчество – процесс создания изделия, продукта, арт-резиденция используется как место вдохновения;
• выставки и проекты – практические семинары и мастер-классы, плэнеры, конечным результатом может стать проект, произведение, мастер-класс, концерт и т.д. [8, с.4];
• общение – изначально творческие дачи служили для обмена опытом между художниками, сейчас это не обязательное условие, если только этого нет в концепции конкретной резиденции. В некоторых арт-резиденциях можно работать самостоятельно, т. е. использовать пространство резиденции как мастерскую.

Рис. 5. Оз. Мстино. Вид на Желнихус. Дачи художников. Источник: https://ru.wikipedia.org 

Рис. 6. Арт-резиденция «Шкаф», Санкт-Петербург.
Источник: https://www.forma.spb.ru/archiblog/2018/09/21/art-rezidentsiya-shkaf/ 

Сегодня в России множество арт-резиденций, которые успешно работают и принимают гостей. Самые популярные перечислены в статье StrelkaMag о 7 главных арт-резиденция России [9], также подробное описание арт-резиденций России дается в материалах проекта«Арт-резиденции: встречный импульс». Это проект, направленный на обмен знаниями и опытом в сфере арт-резиденций между Россией и Нидерландами.

В России можно выделить две модели арт-резиденций: крупные площадки, которые дают большие возможности творческим людям, и небольшие «кочующие» резиденции, напоминающие творческие лаборатории. Как крупные, так и небольшие резиденции реализуют обменные проекты, которые служат главной цели подобных программ – расширение сетей и контактов для дальнейшего творческого сотрудничества [8].

Так как арт-резиденции стараются размещать в уже существующем фонде – старых усадьбах и памятниках архитектуры, то среди архитектурных особенностей можно выделить следующие:

1. Колорит места – размещение вблизи живописных мест, наличие истории или культурной значимости места.

2. Единство с природой и творческая концентрация подразумевает работу в природной или исторической среде.

Благодаря популярности творческих дач и арт-резиденций специалисты стали задумываться о таких же форматах для науки и деловых встреч. Так появился новый тип клубов в России – научно-творческие резиденции, которые работают для всех возрастных групп.

Научно-творческие резиденции

Научно-творческие резиденции становятся новым популярным типом клуба. Они представляют собой загородные пространства, в которых сочетается несколько функций: образование, отдых и общение. Это целые комплексы, состоящие из нескольких зданий: кампусов, коворкинг-центров, культурных центров, галерей, ресторанов. Концепция научно-творческих резиденций основана на идее академических городков, где ученые живут, работают и отдыхают вместе в ограниченном пространстве. Современные научно-творческие резиденции пытаются «воссоздать» такой образ жизни для своих гостей для временного пребывания. Расположены обычно резиденции за городом, преимущественно в природной среде – в лесу, вблизи реки или озера. Такое расположение – важная часть концепции современных научно-творческих резиденций – краткосрочное «погружение» в другую, научную или творческую среду дает эффект обновления, позволяет работать над проектами в другом ключе.

Образовательные функции научно-творческих резиденций реализуются через лекции приглашенных экспертов в разных областях, воркшопы и мастер-классы, небольшие образовательные курсы. Деловая функция решается с помощью коворкингов и рабочих пространств. Отдых преимущественно является организованным – оздоровительные программы, прогулки на свежем воздухе, спортивные мероприятия.

Примером служит Научно-творческая резиденция ChekhovAPi, которую можно считать одной из первых в России. Это научно-творческая резиденция (далее НТР) находится недалеко от подмосковного города Чехов. Расположена на месте бывшего пионерлагеря в лесу. Автор идеи и основатель НТР – Александр Долгин, автор архитектурно-ландшафтной концепции территории – Аскар Рамазанов. Основная архитектурная идея – сочетание устройства «платоновской академии» и современных научно-технических достижений.

К особенностям архитектуры резиденции можно отнести сочетание высоких технологий с «живой» природой. Природная среда и созданный ренессансный парк контрастируют с роботизированными арт-объектами, искусственным интеллектом и высокой технологической средой, создавая уникальное пространство, основная миссиия которого – создание Международного центра развития гуманитарных наук в РФ [10, с. 42].

Авторы проекта позиционируют резиденцию ChekhovAPi как парк-трансформер. Образовательные функции здесь реализуются в небольших зданиях, расположенных в разных зонах комплекса. Архитектура этих построек очень простая – в основе легкие и простые формы, в качестве отделки используются природные материалы (рис. 7, 8).

Рис. 7. Научно-творческая резиденция ChekhovAPi.
Источник: http://primetygorodov.ru/tvorcheskaya-rezidenciya-chexovapi-moskovskaya-obl-g-chexov/ 

Рис. 8. Научно-творческая резиденция ChekhovAPi. Источник: https://medium.com/chat-bots-news/ 

Территория поделена на 50 зон, архитекторами был продуман конструктор видов активностей, который позволяет сделать пребывание в резиденции максимально разнообразным. Каждая зона насыщена разными функциями, представляет разные типы активностей. Тропы для прогулок и бесед, необычные площадки для семинаров, тропы для ночных пешеходных прогулок, беговые, велосипедные и лыжные маршруты и многое другое. Ландшафт парка также разнообразен, чтобы гостям было интереснее перемещаться по территории (рис. 9, 10)

Рис. 9. Сезонные виды деятельности ChekhovAPi. Источник: Проект Россия. № 83

Рис. 10. Кольцевая тропа, проходящая по всей территории и связывающая кампус и большой парк НТР,
и кольцевая тропа, совмещенная с зонами активности. Источник: Проект Россия. № 83

Научно-творческая резиденция – формат для России совершенно новый, ChekhovAPi является очень популярной и единственной в своем роде. Арт-резиденции достаточно распространены в России, преимущественно все они находятся на природе. Однако стоит отметить, что сейчас формат резиденции заходит и в городскую ткань, пока в существующие здания. Так на площадке ВДНХ (Москва) появилась арт-резиденция музея «Гараж» в здании бывшей больницы. Крупнейшие университеты страны создают студенческие резиденции, такие уже открыты при МГУ и МИФИ. В Омске в 2017 г. стартовал проект «Арт-резиденция», он объединил несколько площадок ради одной цели – поучаствовать в преображении городского пространства, познакомиться с искусством во всех его проявлениях.

В настоящее время формируются новые типы клубов – молодежные центры, научно-творческие резиденции, арт-резиденции, творческие дачи. Новые типы клубов выполняют функции, схожие со своими зданиями-предшественниками. Однако современные клубы –это многофункциональные здания и комплексы, включающие пространства для образования, досуга, общения и культуры. Большое значение в формировании новых типов клубов играет элемент взаимодействия. Для современных молодых людей особую ценность представляет «живое» общение, возможность обучаться и «тусоваться» вместе с друзьями. Важным являетсяне только взаимодействие пользователей друг с другом, но и взаимодействие со средой. Это обеспечивается интерактивными стендами и элементами интерьера, арт-объектами, инсталляциями и т.д.

В основе новых типов клубных знаний лежат следующие идеологические принципы:

1. Развитие через обновленные и понятные форматы интеллектуального и творческого досуга (лектории, проектные лаборатории, хабы и др.) Здесь стоит подчеркнуть важность именно практической составляющей, прикладных видов деятельности.

2. Образование через командные проекты и креативные решения остросоциальных и общественных проблем, вовлечение молодежи в преобразование городского пространства.

3. Приобщение к искусству – современное пространство побуждает к современным решениям, воспитывает эстетический вкус, помогает развитию креативной составляющей.

4. Важность общения и социальных связей – командная работа, общие выставочные пространства, общественные пространства для коммуникаций.

Актуальность клубных зданий обусловливается не только набором функций, но и качеством архитектурной среды. В проектах современных типах клубных зданий сформировалась тенденция к исчезновению зрелищной части, приоритет в проектировании отдается студийно-кружковым помещениям и развлекательному формату. Зрелищная часть представляет собой универсальный мобильный зал, который может с помощью мобильных перегородок легко трансформироваться из зала для торжественных мероприятий в неформальный лекционный зал или в несколько учебных аудиторий.

Архитектура клубов уже не представляет собой композицию простых объемов, подчеркивающих основные функции здания. Сейчас наблюдается отход от типового проектирования в сторону создания уникальных зданий с чертами региональной архитектуры, подчеркивающей колорит места, его историю. Отдельные функции в проектах молодежных центров и резиденций выносятся на территорию комплекса. Ландшафт является частью архитектурной композиции, он гибок и мобилен. Так, при проектировании резиденций территория играет основополагающую роль в создании концепции проекта и формировании архитектурного ансамбля.

Сформулируем архитектурные принципы, лежащие в основе проектов современных форм клубных зданий.

1. Сочетание природной среды и высоких технологий.

2. Многофункциональное и трансформируемое пространство.

3. Использование региональных особенностей в архитектуре клубных зданий.

Примечание
 * Социологическое исследование "Клуб – вчера, сегодня, завтра" ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы, ИСПИ РАН. – М., 2002.

References

1. Moscowarch, (2021) Identity in Types presents a program of online events. [Online]. Available from: http://moscowarch.ru/news/2021/11354/?sphrase_id=36592 . [Accessed 8th June 2021]. (in Russian)

2. Ruksha, G.L. and Nuzhnaya, A.L. (2008). Intellectual Leisure Activities of Megalopolis Residents: Theory and Modern Practice. Krasnoyarsk. (in Russian)

3. Chuyeva, S.V. (ed.)  (2017) Value orientations of Russian youth and the implementation of state youth policy: research results. Moscow: The State University of Management. (in Russian)

4. SNIP Handbook 2.08.02-89: Design of Clubs (1991). Moscow: Gosstroy SSSR. Available from: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4294850/4294850565.htm 

5. Gelfond, A.L. (2016) Architectural design of public buildings. Moscow: INFRA-M. (in Russian)

6. Modern principles of youth-center work [2019]. [Online]. Available from: https://rcmipp.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2250723.pdf . [Accessed 24th May 2021]. (in Russian)

7. Arhi.ru, (2019) Mission Anadyr. [Online]. Available from: https://archi.ru/russia/83999/missiya-anadyr . [Accessed 24th May 2021]. (in Russian)

8. ART RESIDENCES: counter pulse / Mutual air impulse. [2013] [Online]. Available from: https://www.transartists.org/sites/default/files/manual_mutual_air_impulse.pdf  [Accessed 25th May 2021]. (in Russian)

9. Strelkamag, (2017). Seven main art residences in Russia  [Online]. Available from: https://strelkamag.com/ru/article/7-glavnykh-art-rezidencii-v-rossii . [Accessed 25th May 2021]. (in Russian)

10. Kopylova, L. (2017) Scientific and creative residence CHEKHOV #APi. Project Russia, No. 83

Citation link

Dukhanina E.S. CURRENT APPROACHES TO THE ARCHITECTURAL FORMATION OF CLUB BUILDINGS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №3(75). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_3/2/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-3(75)-2


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.07.2021
Views: 241