Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (75) September, 2021

Theory of architecture

Anisimova Liudmila V.

PhD (Architecture), Professor.
Moscow State University of Civil Engineering.

Russia, Moscow, e-mail: anisimovalv@yandex.ru

ARCHAEOLOGICAL SITE IN A MODERN URBAN ENVIRONMENT

УДК: 72.01:902
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-3(75)-7

Abstract

The article considers the current trends in the inclusion of archaeological sites in open public spaces (OOP) of modern cities. The study explored architectural methods of allowing and restricting access for tourists and citizens to museumified objects of history and culture. Domestic and foreign experiences in designing sustainable urban environments were reviewed to systematize architectural and planning techniques for organizing archeological sightseeing, landscaping, site improving, and laying out tourist pedestrian routes and observation platforms. The study involved select practices of designing museumified objects integrated in a modern urban environment that have proven to be effective over several decades. A field study with photofixation was carried out to investigate archeological sites successfully combining the basic principles of sustainable development: cost-effectiveness, environmental friendliness, and social accessibility for all segments of the population.

Keywords: museumification of archaeological sites, sustainable development, ecological sustainability of the object, social accessibility of the object, efficiency

В российских городах активно реализуется программа по созданию комфортной городской среды. Однако превращение свободных от застройки пустующих территорий в открытые общественные пространства (ООП) зачастую происходит путем формального насыщения места элементами типового благоустройства. Наряду с безусловными позитивными переменами и более эффективным использованием городской земли определяются социально-нравственные проблемы. Современная молодежь постепенно теряет интерес к отечественной истории. На уровне власти поднимается вопрос о патриотическом воспитании. При этом город, являясь напластованием культурных слоев, содержит в своих недрах следы исторических событий и эпох, прикосновение к которым имеет ограниченный круг специалистов.

Археологические памятники, имеющие непосредственную связь с историко-культурным ландшафтом, очень часто оказываются в зонах будущих ООП, которые по определенным причинам часто остаются незастроенными. Формирование отношения потенциального посетителя, в данном случае горожанина, к объекту, имеющему историко-культурную ценность, – одна из главных задач при сохранении памятника в структуре города [1, с. 8]. Демонстрация подлинного исторического артефакта, сохранившего культурный смысл ушедшей эпохи, позволит горожанам приобщиться к великой истории страны, что станет прекрасной школой патриотического воспитания. По этому пути давно идут страны с древнейшей историей: Греция, Испания, Италия, Армения, Азербайджан, Турция. Самые ценные археологические объекты и комплексы становятся музейными экспонатами с особым режимом функционирования, но нас интересуют проблемы демонстрации археологических объектов, включенных в открытые общественные пространства городской среды. ООП выступают в этом контексте в роли форварда, где могут быть апробированы наиболее передовые разработки.

Современные исследования городской среды, посвященные анализу процессов, происходящих в открытых общественных пространствах (Я. Гейл, А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев, А.В. Крашенинников и др.) сосредоточены на вопросах психологии поведения и антропологии. Исследования, посвященные наиболее действенным путям сохранения исторической памяти для новых поколений (М.Е. Каулен, А.А. Сундиева, И.М. Коссова) сосредоточены на анализе музейных учреждений. Исследования А.А. Тишкина, Т.Г. Гребенниковой посвящены вопросам музеефикации археологических памятников истории. Вопросам включения объектов археологии в современные открытые общественные пространства города, а также проектированию границ для сохранения объекта музеефикации в процессе эксплуатации, уделяется не достаточно внимания в отечественной литературе.

Цель исследования заключается в определении наиболее эффективных приемов демонстрации памятников археологии, включенных в открытые общественные пространства. Инновационным является определения приемов допусков и ограничений посетителей в процессе эксплуатации ООП с объектами археологии и выбором приемов ландшафтного дизайна и благоустройства.

Методы исследования основаны на натурном анализе зарубежного и отечественного опыта проектирования и эксплуатации объектов музеефикации, включенных в общественные пространства городской среды, а также на классификации объектов по группам и систематизации приемов благоустройства по каждой группе объектов. 

Систематизация приемов проводилась по следующим группам объектов:

археологические архитектурные комплексы, представляющие фрагменты построек древнего города, сохранившие без значительных изменений исторический рельеф;
археологические архитектурные объекты, представляющие отдельные постройки военного, промышленного, гражданского или мемориального характера, или только их фундаменты;
археологические артефакты, связанные с историей места, представляющие фрагменты архитектурных построек, детали фасадов, обломки опор и перекрытий.

Концепция музеефикации археологического объекта в городской среде, помимо воспитания гордости и интереса к истории своей Родины, активизирует туристический интерес к данному городу, развитие инфраструктурного бизнеса, обслуживающего туристические потоки. Чем привлекательнее идея музейной демонстрации, тем активнее туризм и, следовательно, обслуживающие бизнесы, и при этом происходит наполнение ООП с сохранением «память места» [2].

Прием музеефикации археологических архитектурных комплексов или исторических архитектурных комплексов, сохранивших цельность исторической среды и исторический рельеф предполагает закрепление за этой территорией статуса заповедной зоны с особым режимом функционирования (рис. 1–4). Примерами сохранения крупных фрагментов исторического города в качестве музейного экспоната является Старый город в Баку, Запретный город в Пекине, Готический квартал в Барселоне, Старый город Несебр в Болгарии, раскопки Римского Форума и т.д.


а.

б.

в.

г.

д.

е.

Рис. 1. Старый Баку (Азербайджан):
а – историческая застройка в границах стен старого города,
б – благоустроенная территория за пределами исторических стен, превращенная в прогулочный парк,
в – экспонирование археологических артефактов в прогулочной зоне у стен старого города,
г – пешеходные мостики над археологическими раскопами внутри старого города,
д – экспонирование археологических артефактов в витрине за пределами стен Старого города,
е – информационный стенд, поясняющий первоначальную планировку Старого города.
Фото Л.В. Анисимовой
 

На этой территории периодически ведутся научные исследования и археологические раскопы. Поэтому территория должна иметь зримые границы, а допуск посетителей может происходить в соответствии с режимом работы заповедного музейного комплекса. Однако, поскольку это заповедное пространство остается обитаемым жителями и часть построек функционирует как обслуживающие туристов бизнесы (гостиницы, сувенирные лавки, кафе, общественные туалеты, музеи), входные зоны и туристические маршруты проектируются таким образом, чтобы концентрация посетителей была регулируема и управляема. Заповедные кварталы, наполненные жизнью и горожанами, живут по сценарию, определяющему регламент жизни. Существуют ограничения по обновлению и ремонту фасадов, выносу на фасады кондиционеров и телевизионных антенн. Правила и ограничения, прописываемые по возможности ведения бизнесов и модернизации жилого фонда, – это отдельный раздел, которым занимается научная реставрация. А регулирование потока туристов происходит с помощью организационных и планировочных мер. Активность туристов спадает с закрытием музеев, магазинов, кафе. Это зависит от климата и традиций региона. В жарком климате активность смещается на вечерние и частично ночные часы, в умеренном – на дневные. Проезд на заповедную территорию обслуживающего и личного транспорта происходит только по пропускам.

Для горожан и туристов вокруг стен Старого города разбиты озелененные прогулочные бульвары с декоративным мощением, скамейками и выставленными археологическими артефактами. Часть из них располагается в витринах за стеклом, часть в открытом доступе. Но соблюдается главное правило экспонирования – экспонат и посетители находятся друг от друга на расстоянии видимой дистанции. Средствами архитектурно-планировочной организации экспозиции являются пешеходные мостики над раскопами, ограждения смотровых площадок (рис. 1г), газонное покрытие (рис. 1в), витрина для экспонирования (рис. 1д), информационные стенды (рис. 1е).

Границами заповедной зоны в Баку, доступ посетителей на которую регламентируется режимом работы музеев, являются частично реставрированные и восстановленные стены Старого города с входными воротами. Зато в озелененных пространствах бульваров, окружающих стены Старого города, горожане и туристы могут беспрепятственно проводить свободное время. Наилучшая сохранность исторических архитектурных объектов создается грамотной вертикальной планировкой вокруг них с водоотводами для поверхностных вод. Подсветка пешеходных маршрутов и демонстрационных экспонатов также относится к архитектурным средствам организации экспозиции.

Примерно те же приемы планировочной организации достопримечательного места используются в крепости Вилла Вэлья, сооруженной для обороны от мавров в XII в. в небольшом курортном городке Тосса де Мар побережья Коста Браво в Испании. Заповедная часть города, окруженная стенами крепости, стала визитной карточкой этого небольшого городка (рис. 2).


а.

б.

в.

Рис. 2. Крепость Вилла Вэльяг. – Тосса де Мар (Испания):
а историческая застройка в границах крепости;
б – улица заповедной части города;
в – многочисленные рестораны и сувенирные лавки наполняют постройки старой крепости.
Фото Л.В. Анисимовой

Не всякий город может гордиться наличием такой ценной для бренда заповедной городской средой. Поэтому жители с пониманием относятся к регулированию въезда автотранспорта и ограничениям, связанным с проживанием в исторических постройках. Автобусные остановки и парковочные зоны для посетителей музеев проектируются за пределами заповедной территории. Въезд разрешен только для обслуживающего транспорта. Пешеходные туристические маршруты прокладываются по наикратчайшим траекториям между входными зонами, но через наибольшее количество достопримечательных мест, на них нанизываются обслуживающие сервисы и информационные точки. Зато большой популярностью у туристов пользуются сувенирные лавки и рестораны на заповедной территории [3].

Примером такого же архитектурно-археологического комплекса можно считать Старый город Несебр (Болгария) на побережье Черного моря. Старый город площадью 40 га расположен на полуострове. Это обстоятельство формирует естественные границы заповедного города. По периметру его окружает вода, а въезд и вход для туристов и горожан только по узкому перешейку, соединяющему старый город с новым. В 1956 г. город был объявлен городом-музеем, а в 1983 г. город-музей внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Примерно с этого времени начинается активная фаза музеефикации города и вводятся особые режимы эксплуатации жилых и нежилых объектов. На территории города начинаются активные археологические работы, в процессе которых были вскрыты отдельные артефакты античного периода (остатки крепостной стены и фрагменты агоры). Незначительные находки на полуострове периода античности объясняются утратами в результате сильного землетрясения. Часть построек ушла под воду. Более поздние объекты периода раннего христианства были вскрыты в результате археологических работ. В центре Несебра обнаружены руины храма Св.Софии (рис. 3а, б). остатки церкви Св. Архангелов Михаила и Гавриила (рис. 3в), церковь Христа Пантократора, храм Св. Иоанна Крестителя.


а.

б.

в.

 


г.

д.

Рис. 3. Старый Несебр (Болгария):
а – раскоп площади и храма Св. Софии;
б – благоустроенная территория вокруг исторических стен, превращена в открытое общественное пространство;
в – экспонирование археологического раскопа с частичной реставрацией храма Св. Архангелов Михаила и Гавриила;
г – организация подсветки археологического объекта;
д – макет полуострова с показом основных достопримечательностей.
Фото Л.В. Анисимовой

Эти находки были отреставрированы и превращены в музейную экспозицию, куда можно попасть по входным билетам. На входе в город-музей имеется информационный макет, где можно ознакомиться со всеми достопримечательностями. Стены и пол храма Св. Софии, сохранившиеся частично в алтарной части и центральном нефе были вскрыты и законсервированы. Организованы ступени спуска на отметку – 1.5 м с современного пешеходного уровня со стороны главного фасада, где создана пешеходная площадь для туристов и посетителей с информационными стендами. Вокруг раскопа создана система водосборов и отвода ливневых стоков в канализацию. В узких шурфах вокруг раскопа вмонтированы элементы подсветки [6]. Открытый археологический комплекс включен в общественное пространство города. С помощью благоустройства организованы безопасные спуски и ограждения. Вокруг него расположились многочисленные сувенирные лавки и открытые террасы кафе (рис. 4в, г, д).


а.

б.

 


в.

г.

д.

Рис. 4. Старый Несебр (Болгария): а – городская улочка Несебра;
б – благоустроенная прогулочная зона вокруг исторической застройки является открытым общественным пространством;
в, г, д – центральная площадь Несебра с руинами храма Св. Софии. Фото Л.В. Анисимовой

Введенные в 80-е гг. ограничения на новое строительство позволили сохранить целостное стилевое единство исторических объектов и новой застройки. Сосуществование новых элементов благоустройства и объектов истории и археологии деликатно решается за счет применения ограниченной цветовой и фактурной палитры используемых материалов (рис. 4).В старом городе для мощения используются только традиционные материалы, за пределами исторической части допускается асфальт и современный искусственный камень.

Границей археологического объекта с современным культурным слоем служат подпорные стены и лестницы с вмонтированными туда элементами озеленения и подсветкой. Нижний уровень раскопа оборудован решетками ливневой канализации. Открытый доступ к объекту археологии привлекает сюда множество туристов и жителей города. Это место для сэлфи и свадебных фотосессий. Многочисленные сувенирные лавки и кафе, окружающие эту площадь, дополняют картину многолюдности. Это место является знаковым местом встреч и социальных контактов, а также проведения семейного досуга.

Пример Несебра является замечательной иллюстрацией того, когда грамотная музеефикация места позволила совместить демонстрацию исторических реликвий с обыденной жизнью живого города, где и туристы, и жители города создают синергетический эффект сотрудничества. Горожане получают возможность извлекать из туристического бизнеса доход, а туристы могут прикоснуться к удивительной атмосфере древнего места, прогуливаясь по улочкам старинного города, познакомиться с домашним укладом жизни болгар, отведать блюда традиционной болгарской кухни. Эта концепция интерактивного музея, работающего в разных режимах, позволяет активизировать интерес к истории быта и традициям не только у иностранных туристов, но и, в первую очередь, у болгарской молодежи.

Еще одним примером музеефикации крупного археологического комплекса являются раскопки Римского Форума, расположенного в ложбине между двумя холмами Палантином и Капитолием в Риме. Это место зарождения города, которое, согласно легенде, Ромул избрал для строительства Комиция. Рядом с Комицием впоследствии возникли здания для заседания Сената, известные как Курии. Курия Юлия Цезаря существует и поныне, здесь организуются археологические выставки. Это сердце Древнего Рима. Здесь обнаружена древнеримская инсула – многоэтажное здание, квартиры в котором отдавали в аренду, а также знаменитая Мамертинская тюрьма, в которой, по преданию, ожидали казни Св. Петр и Павел.

Для современного человека важна атмосфера места, которую создают не только сами памятники истории, но и благоустройство и озеленение. Место может притягивать горожан, а может быть недоступно и не комфортно для посещения. Вот как описывают в отзывах на googlmaps туристы и местные эксперты свои впечатления от Римского Форума. Так, турист пишет о том, что любит бывать на форуме, потому, что там «красивая смотровая площадка, большой парк. На территории есть туалеты. Стоят автоматы с водой. Можно полдня там провести. Одно из лучших мест, где я была». Многие сожалеют о том, что когда-то можно было свободно пройти от Капитолия к Колизею через территорию раскопов, но сейчас вход сделали платным. Это вызывает только горечь сожаления. Но даже эти ограничения не снижают общего впечатления от атмосферы места. «В воздухе витают ароматы роз, маков, шиповника и цветущих апельсинов, мы были в мае, это просто замечательное время для путешествия, т.к. ещё не так жарко. Из разных уголков доносится национальная историческая, классическая и роковая музыка. Место отлично подходит как тем, кто интересуется историей, так и просто для прогулок и отдыха душой» [4].

Атмосфера места очень хорошо передана в фотографиях пользователей интернета. Обустроенные смотровые площадки и маршруты, озеленение территории, создающее тень и особую атмосферу. Несмотря на то, что территория работает только как музейная экспозиция, благоустройство превращает её в пространство для отдыха и релаксации, комфортное для посещения в часы работы (рис. 5а, в).Но для того, чтобы место было безопасно, когда музей закрыт, входные зоны в музей превращаются в открытые общественные пространства с озеленением, освещением и уличной мебелью. Освещение создает особую атмосферу в вечерние часы на смотровых площадках и площадках входных зон верхнего уровня, открытых для общего доступа. Здесь находятся подъезды для автотранспорта и зоны сбора и ожидания для пеших туристов (рис. 5б, г).


а.

б.

в.

г.

Рис. 5. Римский Форум (Италия):
а – благоустройство смотровых площадок;
б – благоустроенная прогулочная зона вокруг археологического раскопа является открытым общественным пространством;
в – озеленение входной группы, г – план расположения объектов в археологическом музее.

Фото: О. Захаровой – 5 а, в. Л.В. Анисимовой – 5 б,  фото с googl maps – г

Включение археологических комплексов в структуру открытых общественных пространств в Риме требует изучения и осмысления для внедрения опыта в отечественную практику. Места в городе, являющие туристическими достопримечательностями мирового уровня, создаются, в первую очередь, для самих итальянцев, которые должны знать и гордиться своей историей. Поэтому научная реставрация и археология поддерживается государством и спонсорами, а объекты научных исследований становятся общедоступными и популярными у населения.

Исторический объект в современной городской среде может явиться активатором ее регенерации. Найденные при раскопках артефакты или фрагменты построек также подлежат музеефикации. Включенные в структуру города в виде фрагментов благоустройства, скверов и парков они обогащают историческую городскую среду, наделяя ее новыми смыслами. Кроме того, являясь объектами туристической привлекательности, эти достопримечательности обрастают инфраструктурой, повышая интерес инвесторов к этому месту в городе. Запускается процесс регенерации среды, возникает необходимость благоустройства окружения, привлекаются новые бизнесы и появляются дополнительные рабочие места.

Приемы музеефикации археологических архитектурных объектов. Интересный пример включения археологического раскопа древнеримского амфитеатра в г. Таррагона, Испания. Необходимо было разработать концепцию демонстрации музейного объекта такого значения, создать эффективную модель устойчивого развития городской среды. Концепцией музеефикации объекта явилась идея включения памятника архитектуры в городскую среду центра как рекреативно-познавательного комплекса. Расположенный на морском побережье амфитеатр стал органичным продолжением приморского городского парка (рис. 6).


а.

б.

в.

Рис. 6. Римский амфитеатр в Таррагоне (Испания).
Экспонирование памятника истории и культуры как фрагмента современной городской среды:
а – вид на раскоп амфитеатра; б – план прибрежного парка, примыкающего к амфитеатру;
в – вид на прогулочную зону сада. Фото Л.В. Анисимовой

Парк представляет собой современный ландшафтный комплекс, лаконично вписанный в рельеф, с минимальным набором растительности (рис. 6в). Его планировочная структура состоит из проложенных по склону прогулочных аллей и трех прямоугольных садов с тематической высадкой растительных сообществ (рис. 6б): сад пряных трав, сад сакральных растений, сад парфюмерных растений. Вдоль аллей расставлены скамейки, на газонах выложены фрагменты найденных на этой территории архитектурных обломов. Посещение парка открыто для горожан в любое время.

Вход на территорию амфитеатра регламентирован и осуществляется в составе экскурсионных групп. Это музейный объект. Амфитеатр изолирован от сада прозрачной решеткой. Парк охотно посещается туристами. Информационно-познавательная функция раскопа совмещена с рекреативной зоной парка. Озелененное пространство расположено выше амфитеатра по рельефу, поэтому отсюда можно наблюдать за театрализованными шоу, которые могут устраиваться для туристических групп, что также способствует посещаемости и популярности места. Сюда можно приходить в любое время дня с детьми, с друзьями. Вслед за необходимостью благоустройства городской территории, возникшей по окончании археологических работ на памятнике архитектуры, место приобрело инвестиционную привлекательность для бизнеса. Возникла необходимость размещения инфраструктурных объектов для обслуживания туристов и горожан. Таким образом, археологический объект, являясь музейным экспонатом, обогатил и наполнил новыми смыслами общественное городское пространство [5].

Таких примеров достаточно много в европейских исторических городах, когда археологические находки становятся триггерами в рождении концепции благоустройства открытых общественных территорий. Так, в глубине жилой застройки, недалеко от знаменитой Рамблы в Барселоне есть небольшая площадь (Plaça Vilade Madrid). Во время рытья котлованов под жилые дома в 50-х гг. двадцатого столетия строители наткнулись на римский некрополь. Хоронили здесь небогатый люд, включая вольноотпущенников и рабов. Римское кладбище лежало вдоль второстепенной дороги, ведущей в Барсино. Исследование захоронений некрополя Via Sepulcral Romana послужило основанием открытия музея римской истории города. Внутри жилого квартала мирно сосуществуют надгробия первых веков нашей эры и открытое озелененное рекреационное пространство для отдыха и релаксации (рис. 7а, б, в).


а.

б.

в.

г.

д.

е.

Рис. 7. Площадь де ла вила де Мадрид в Барселоне (Испания).
Включение археологических раскопов в открытые общественные пространства города:
а – объекты археологии являются частью рекреационно-познавательного комплекса городской среды;
б, в – менее ценная сторона раскопа организована в виде рекреационного сквера;
г – пешеходные мостики и смотровые площадки на зону раскопа;
д, е – демонстрация артефактов раскопа и способ изоляции их от посетителей (собственно зона музея).
Фото Л.В. Анисимовой

Подпорные стены из металлического листа в зоне сквера гармонично сочетаются с металлической ограждающей решеткой и отделкой пола и опор ограждений смотровых мостиков. Заполнение ограждения выполнено из стекла, что позволяет наблюдать экспозицию сидя в креслах или стоя на смотровых площадках (рис. 7в, д). Планировочное решение экспозиции устроено таким образом, чтобы она была визуально доступна для постоянных обитателей этой площади – жителей квартала (рис. 7г, е). Для специалистов, интересующихся археологией, в закрытых залах музея, куда можно попасть по входным билетам, имеется вся информация о 200 захоронениях, найденных в результате археологических работ. Вход в музей с нижней отметки площади (рис. 7д).

Примером включения в общественное пространство фундамента здания, найденного в археологическом раскопе, который также является ценным археологическим объектом, может стать площадь перед муниципалитетом Жироны (рис. 8).
 


а.

б.

в.

Рис. 8. Площадь у муниципалитета в Жироне (Испания).
Включение археологических раскопов в открытые общественные пространства города:
а – объекты археологии являются частью общественной городской среды;
б – информационный стенд, поясняющий абрис всего плана;
в – инертное заполнение территории у раскопа, куда не желательно заходить посетителям.
Фото Л.В. Анисимовой 

В данном примере остатки стен и фундамент не вскрыты полностью, поэтому уровень культурного слоя почти совпадает по отметкам с экспонатом. Приемом ограничения доступа посетителей к археологическому экспонату является дистанция, обозначенная на пешеходной поверхности засыпкой инертными материалом. Уровень, где нет ограничения в передвижении, покрыт плиткой, а там, куда входить не желательно, засыпан гравием или песком. Ограждение усиливает эту информацию. Возможно, этот прием выбран не случайно. Слишком ограниченная территория вблизи автомагистрали не позволила экспонировать весь археологический комплекс.

Приведенные примеры не исчерпывают всей полноты возможных сценариев демонстрации археологических объектов в открытых общественных пространствах, но показывают возможные способы организации экспозиции, которые ограничивают непосредственный доступ к историческим ценностям, но создают визуальную связь в пределах определенной дистанции [6]. Это позволяет популяризировать исторические артефакты у населения, демонстрировать их в открытом доступе и воспитывать у молодого поколения уважение в истории своего отечества.

Приемы музеефикации археологических артефактов, связанных с историей места. Достаточно часто археологические находки бывают не столь значительны по объему и не представляют собой цельные архитектурные объекты, но связаны с определенным местом, музеефикация которого представляет интерес. Так случилось при строительстве подземного паркинга в центре Лиона (рис. 9).


а.

б.

в.

Рис. 9. Паркинг центральной площади Лиона (Франция).
Включение археологических раскопов в общественное пространство города:
а – археологические артефакты, упакованные в витрине, являются частью общественного городского паркинга;
б – пешеходный выход из подземного паркинга;
в – центральная площадь Лиона. Фото Л.В. Анисимовой

При рытье котлована были обнаружены мелкие ювелирные изделия и предметы быта, представляющие интерес для археологов. Чтобы эти находки стали символом данного места и обогатили общественное пространство городской площади, было решено выбрать следующий способ демонстрации. Подсвеченная витрина с находками находится в уровне пола, и каждый выходящий из паркинга обращает внимание и проявляет интерес к этим знакам времени. Рядом на стене находится информационный стенд, поясняющий историю места.

Не менее деликатно выполнено включение археологических артефактов в структуру современных общественных пространств в следующем примере. Найденные археологами в Таррагоне (Испания) фрагменты исторических стен и покрытие улицы, было решено законсервировать и продемонстрировать в виде продолжения открытого общественного пространства. Фрагмент античной стены стал завершением открытой летней террасы кафе. А найденные при раскопках фрагменты мозаики, украшавшей некогда улицу, было предложено отреставрировать, повторить и включить в структуру современного бульвара (рис. 10б).


а.

б.

в.

Рис. 10. Фрагменты городской среды в Таррагоне (Испания).
Включение археологических раскопов в общественные пространства города:
а – археологический раскоп стал продолжением пространства небольшой городской площади;
б – пешеходный бульвар, проложенный на месте античной улицы с восстановленным традиционным мозаичным покрытием;
в – включение античной стены в современное пространство городской площади.
Фото Л.В. Анисимовой

Здесь же выставлена отреставрированная колонна античного храма, которая стала завершением бульвара. Вполне возможно, что подлинный фрагмент мозаики находится в экспозиции музея как ценный экспонат, но выполненная по этой технологии с тем же рисунком мозаика украсила современную городскую среду, наполнив ее атмосферой античности и древности города. Подлинный фрагмент законсервированной стены стал не только смысловым наполнением городского пространства, но и деликатно напомнил современникам о вечности. Включение археологических артефактов в современную городскую среду не только обогащает ее новыми смыслами, но и воспитывает у подрастающего поколения чувство уважения к собственной культуре и истории.

И еще один пример совмещения общественного пространства с археологическими находками. В данном примере археологические архитектурные артефакты были обнаружены во время строительства и реконструкции торгового центра в Эйндховене (Нидерланды). Незначительные остатки кирпичной кладки с включением хорошо сохранившихся деревянных столбов были обнаружены в процессе рытья котлована под здание торгового центра. Помимо недвижимых находок обнаружены многочисленные артефакты быта, относящегося к периоду средневекового поселения (рис. 11).


а.

б.

в.

 


г.

д.

Рис. 11. Фрагменты археологического раскопа, Эйндховен (Нидерланды).
Включение археологических раскопов в общественное пространство паркинга:
а – фрагменты кирпичной кладки, найденные в археологическом раскопе,
включены в общественное пространство велосипедного паркинга;
б – способ демонстрации найденных фрагментов в спуске в подземный паркинг;
г, д – информационные стенды в зоне парковки. Фото Л.В. Анисимовой

Для популяризации у населения археологических исследований было принято решение законсервировать остатки стены, зафиксировать под ними и вокруг них подиум, который позволил бы дистанцировать посетителей парковки от археологического объекта, а также сопроводить находку визуальной информацией о других артефактах, найденных в этом месте и проливающих свет на быт горожан эпохи Средневековья. Соединение двух функциональных наполнений одного общественного пространства создает синергетический эффект. Утилитарная и познавательная функции дополняют и усиливают друг друга.

Выводы

На основе анализа реализованных проектов по включению памятников археологии в открытые общественные пространства, можно выделить наиболее эффективные приемы демонстрации, сохраняющие музейные реликвии:

– выбор режима экспонирования в зависимости от ценности и информативности музейного экспоната. Закрытый режим экспонирования, допускающий дозированный допуск посетителей к экспонату, и открытый, предоставляющий свободный доступ;

– создание естественных границ, отделяющих экспонируемый объект от потока посетителей, но создающий визуальный контакт. Это могут быть перепады уровней между посетителем и экспонируемым объектом, устройство разделяющих пространство цветников и стриженой зелени, подпорных стен. Основанием для экспонатов является засыпка инертным материалом, газонное покрытие, подиум как основание для экспозиции;

– проектирование воздушных переходных мостиков над экспонатами, создание огражденных смотровых площадок, прокладка пешеходных маршрутов по экспонируемому объекту;

– разделение экспонируемых объектов по способу демонстрации. Одни, более мелкие объекты, экспонируются за витринным стеклом. Более крупные объекты, которые экспонируются на открытом воздухе, в зависимости от степени историко-культурной ценности должны иметь разные режимы демонстрации. Объекты, имеющие высокую культурную ценность, могут экспонироваться в режиме закрытого музея. Объекты, представляющие только историческую ценность, могут быть открыты для посетителей. Крупные архитектурные комплексы в зависимости от культурно-исторической ценности объектов, входящих в них, могут частично использоваться для размещения обслуживающих сервисов. Сочетание различных способов демонстрации и функционального наполнения объектов усиливает синергетический эффект и устойчивость развития музеефицированных объектов.

References

1. Solonina, N.S., Tsorik, A.V. and Shipitsyna, O.A. (2021) The industrial identity of Yekaterinburg: the image of the city in the architecture of historical industrial complexes [Online.]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 2(74). Available from: http://archvuz.ru/en/2021_2/5/  (in Russian)

2. Anisimova, L.V. (ed.) (2017) Methodological foundations of regeneration of historical urban environment. Vologda: VOGU. (in Russian)

3. Tishkin, A.A., Grebennikova, T.G. (2016) Modern forms of archaeological heritage actualization. Archaeological Heritage of Siberia and Central Asia (issues in interpretation and conservation): Proceedings of international conference. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat. (in Russian)

4. google maps (2021).  07 20, 2021. –  Available at: https://www.google.com/maps/place/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC/@41.8924623,12.4831363,533m/data=!3m2!1e3!4b1!4m5!3m4!1s0x132f61b383a9cdef:0xfa914007c0ec7de6!8m2!3d41.8924623!4d12.485325?hl=ru. (in Russian)

5. Kaulen, М.Е., Sundieva, A.A. and Kossova, I.M. (2010) The museum business of Russia. 3rd ed. Moscow: VK Publishing. (in Russian)

6. Zavgorodskaya, T.N. (2020) Architectural illumination of memorial sites [Online]. Architecture and Modern Information Technologies, No. 2(51), pp. 305–315. Available from: https://marhi.ru/AMIT/2020/2kvart20/PDF/16_zavgorodskaya.pdf  (in Russian)

7. Prutsyn, O.I. (2001) Restoration Materials. Moscow: Moscow Architectural Institute. (in Russian)

Citation link

Anisimova L.V. ARCHAEOLOGICAL SITE IN A MODERN URBAN ENVIRONMENT [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №3(75). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_3/7/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-3(75)-7


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 13.08.2021
Views: 158