Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (77) March, 2022

Тown planning

Shneider Elina V.

Senior Lecturer, Chair of Architecture.
K.Satbayev National Technical Research University,

Kazakhstan, Almaty, e-mail: elina_5555@mail.ru

Smirnov Yuri N.

Doctor of Architecture, Professor Department "Architecture"
Kyrgyz-Russian Slavic University named after B. N. Yeltsin,
Kyrgyzstan, Bishkek, e-mail: dryurismirnov50@yandex.ru 

,

SPECIFICS OF CHILDREN'S PLAYGROUND DESIGN IN OPEN PUBLIC PLACES

УДК: 72.01(575.2)
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-1(77)-12

Abstract

The article discusses the design of children's playgrounds in Kazakhstan in an open urban space, provides examples and describes the existing children's playgrounds. Play spaces that welcome children of all abilities to interact and play with each other should be the starting point for building a play environment. A rich play area challenges children's social, physical, emotional and intellectual skills and encourages constructive play that invites children to play, experiment and learn.
The work explores the current state of the children's play environments in public places in the cities of Kazakhstan taking into account the needs of children of different age categories and physical abilities and identifies the main criteria for designing a playground that meets modern-day requirements.

Keywords: playground, play environment, spatial environment, play equipment

Игровая площадка для ребенка – это место, где он может общаться, достигать новых вершин, развиваться духовно и физически, познавать мир. Изучение формирования детской среды показало, что дети нуждаются в своей собственной, свободной территории, на которой они могут сами общаться, играть и обустраивать свой мир так, как им нравится. В настоящее время в крупных городах Казахстана детская игровая среда активно включается в территории парков, скверов, аллей и зоны пешеходного движения. Во многих случаях их оборудование выполнено с применением стандартных решений, рассчитанных на различные возрастные категории, изолированные друг от друга.

Детская игровая среда в 60–80-е гг. в общественных местах проектировалась только в крупных городских парках. Практически во всех городах Советского Союза это были парковые аттракционы с похожим оборудованием: цепочная карусель, колесо обозрения, качели-лодочки, карусель с фигурками животных. Некоторые парки включали детскую железную дорогу с поездами, которые сопровождали дети-вагоновожатые, такие дороги были в городах Казахстана Целинограде (Нур-Султан) и Алма-Ате (Алматы) [1].

Парковая территория включала водные аттракционы, где можно было поплавать на лодке или катамаране. В тех регионах, где не было большого водоема, озера или реки, в летний период дети могли купаться в городских фонтанах.

К сожалению основная часть детских площадок не предусматривает включение инклюзивной среды, привлекательной для различных возрастных категорий [2]. Детская площадка не учитывает физические особенности слабослышащих, слабовидящих детей. Редко можно встретить площадку, позволяющую находиться вместе детям с разными физическими возможностями. Большинство общественных площадок дублируют стандартное оборудование придомовой территории, которое не всегда является привлекательным для детей разных возрастов.

Для решения этих проблем государственными структурными подразделениями вводится ряд программ, нацеленных на благоустройство общественных мест.

Одна из первых уникальных детских площадок в Республике Казахстан – это реализованный проект в городе Нур-Султан «EXPOKids» (рис. 1). Этот комплекс игрового пространства имеет несколько зон, оснащенных оборудованием для подвижных игр, лазания, прыжков. имеется есть модульная площадка с элементами, напоминающими фигуры «ТЕТРИС». Цветное покрытие осуществляет зонирование пространства.

В зимний период в Нур-Султане выстраивают ледово-скульптурные городки. Подобный пример можно увидеть и на территории «EXPO», что позволяет использовать игровое пространство на протяжении всего года.

Рис. 1. Детская игровая площадка «EXPOKIDS» на территории ЭКСПО. Нур-Султан, Казахстан [3–5]

Чтобы обеспечить долговременный интерес к игровой площадке, необходимо продумать образное решение, вписать в окружение функцию каждой зоны, подобрать сочетание различных элементов, позволяющих находиться на этой территории разным возрастным группам. Причем чем больше функций приобретает территория игрового пространства, тем интересней находиться на этой площадке [6].

В городе Алматы в 2020 г. в рамках реконструкции был реализован проект детской площадки на территории Площади Республики (рис. 2). Это современная детская игровая территория, востребованная и популярная не только у детей младшего и среднего возраста (2–12 лет), но и подростков (13–17). В проекте учтены основные современные подходы проектирования детской площадки: инклюзивность оборудования; региональное решение образного наполнения; экологичность материалов; продуманное зонирование; многофункциональность; решение теневой защиты с учетом климатических характеристик [7]. В любое время года на этой площадке много посетителей.

Рис. 2. Детская площадка перед Акиматом. Площадь Республики. Алматы [8]. Фото Э.В. Шнейдер

На территории, прилегающей к подземному ТРЦ, разместились несколько детских площадок, соответствующих разному возрасту детей (от 2 до 17 лет), зона для паркура, горки, батуты, качели, песочница и т. д. (рис. 3)[8].

Рис. 3. Детская площадка перед Акиматом. Площадь Республики. Алматы, Казахстан.
Фото Э.В. Шнейдер

Отличительная особенность этой площадки – комплексный подход к благоустройству территории, включающий применение экологичных материалов, использование рельефа, продуманную систему озеленения, композиционно-функциональное решение по связям игровых зон [9].

Подобный подход к проектированию детской площадки, к сожалению, можно проследить не на всех площадках, расположенных в общественных местах города.

Рис. 4. Парк Достык. Алматы, Казахстан. Фото Э.В. Шнейдер

На территории парка Достык (Алматы) расположена игровая зона, включающая элементы оборудования из природных материалов, но на данной площадке установлено частично стандартное оборудование, активно применяемое на территории дворовых пространств (рис. 4). В данном примере прослеживается дисбаланс подбора элементов игровой и спортивной зон.

Категория детских площадок, расположенных на территории возле торговых и общественных зданий, в основном рассчитана на младший возраст (от 2 до 7 лет) [10]. Пример такой площадки можно проследить возле ТЦ «FORUM» (рис. 5). Эта площадка композиционно вписана в окружающую среду, но при этом абсолютно не учитывает теневую защиту территории. Днем в летний период находиться на этой площадке невозможно.

Рис. 5. Детская площадка возле ТЦ «FORUM». Алматы. Казахстан. Фото Э.В. Шгнейдер

Общественные пространства в городах Казахстана постепенно приобретают знаковые места, куда горожане с удовольствием возвращаются. В зарубежной и отечественной практике различные приемы включения детской среды в городское пространство позволяют расширить сценарии функционального использования территории.

Успешные реализованные концепты детских игровых площадок подтверждают необходимость нового подхода к созданию комфортного игрового пространства (с учетом влияния уникальной игровой среды на сознание ребенка, образное восприятие и представление о ценностях, о гармонии и совершенстве). Архитекторы, дизайнеры и градостроители предлагают идеи, ориентированные н

а детей, где детская игровая среда включена в генеральные планы, общественные пространства и уличные территории. Городским пространствам необходимы решения инклюзивной и здоровой городской среды. Улицы, кроме функции эффективной и комфортной мобильности, должны включать общественные пространства с местами для игр и тихими зонами для отдыха. Если эти пространства хорошо спроектированы, то они могут включать игровые и образовательные элементы и способствовать социальному взаимодействию взрослых и детей.

Территории общественных пространств позволяют создать универсальное место, улучшающее качество жизни для людей различных возрастных категорий, разносторонних интересов и физических возможностей. Парки, скверы, площади и улицы являются доступной площадкой для решения многих задач, включая и организацию предметно-пространственной среды для детей.

В зависимости от территориальных возможностей детская площадка может иметь многофункциональное оборудование, основанное на образном или тематическом решении, с учетом возрастных и инклюзивных требований, предъявляемых к детской среде.

Выводы

Для создания актуальной, востребованной, развивающей детской игровой среды на территории городов Казахстана необходимо, чтобы сами пользователи (дети и их родители) были включены в процесс проектирования. Во время исследования были выявлены основные критерии для проектирования детской площадки, отвечающей современным требованиям:

1. Образное решение площадки – то, как площадка выглядит и какое впечатление она производит. У ребенка должно возникать желание играть, творить и двигаться, общаться.

2. Продуманное функциональное зонирование. Пространство должно быть так организовано, чтобы играющие не мешали друг другу, могли уединиться или играть в большой группе, прятаться, но не пропадать из виду взрослых.

3. Связи между объектами. Соединительные дорожки не навязывают движение, а приглашают играющих двигаться, исследовать и играть.

4. Многофункциональность. На площадке должно быть место и для активного движения, и для отдыха, уединения, наблюдения за природой и эксперимента.

5. Оправданный риск. Возможность риска в безопасной ситуации, проба своих возможностей и границ. Игровые площадки – это нечто большее, чем оборудование. Их местоположение, дизайн и строительство говорят о гуманитарных целях, обучении, развитии города и планировании, которые предполагают культурный контекст. Характер и устройство детских игровых площадок должны быть вынесены за пределы стандартного чрезмерно безопасного оборудования.

6. Выбор свободной игры, модульность элементов. Дети должны иметь возможность самостоятельно конструировать и менять окружающее их пространство: лепить, раскрашивать, строить и перестраивать.

7. Включение игровой площадки в окружающую среду.

В основу развития востребованной детской территории заложен универсальный дизайн, который подразумевает создание структуры территории, позволяющей находиться вместе, наслаждаться игрой и общением детям с разными физическими возможностями.

Изучение потребности детей позволяет создавать уникальную, развивающую, многофункциональную среду, способную заинтересовать ребенка и вовлечь его в игру.

References

1. Anafina, A.M. (2020) The emergence and stages of development of children's playgrounds in the Republic of Kazakhstan. Proceedings of the International Scientific and Theoretical Conference "Seifullin Readings - 16: Youth science of a new formation - the future of Kazakhstan." Vol.I, Part 3, pp. 34-37 (in Russian)

2. Meseneva, N.V., Milova, N.P. (2017) Trends in the design of children's playgrounds in the modern urban environment. Fundamental Research, No. 12-1, pp. 74-79. [Online] Available from: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41982  (in Russian)

3. EXPO Kids. The Best Playground. YouTube. [Online]. Available from: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Zva1QyBdygY  (access date 22 January 2022)

4. What to see for children at EXPO 2017 | Children on WEproject. [Online]. Available from: https://weproject.media/articles/detail/chto-posmotret-detyam-na-expo-2017/  (access date 22 January 2022)

5. Children's Park EXPO kids, Nur-Sultan. APS Investment. [Online]. Available from: http://aps-investment.kz/ru/content/detskiy-park-expo-kids-g-nur-sultan  (access date 26 January 2022)

6. Shneider, E.V., Smirnov, Yu.N., Tsoi, V.G. (2019) Historical development aspects of playgrounds in the urban environment. Vestnik KRSU, No. 4 [Online]. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42957424  (in Russian)

7. Reintroducing Adventure into Children's Outdoor Play Environments. [Online]. Available from: https://www.researchgate.net/publication/249624519_Reintroducing_Adventure_Into_Children%27s_Outdoor_Play_Environments    (access date 18 January 2022)

8. NUR.KZ. Square in front of Akimat to open after long reconstruction in Almaty. [Online]. Available from: https://www.nur.kz/society/1875038-plosad-pered-akimatom-otkrout-posle-dolgoj-rekonstrukcii-v-almaty-foto/  (access date 27 January 2022) (in Russian)

9. Renovation of Almaty: pedestrian Panfilov, Novy Arbat and dry fountains. [Online]. Available from: https://tengrinews.kz/story/tablichki-slovami-pesen-viktora-tsoya-zabrali-obrabotku-331519/  (access date 27 January 2022)

10. Pankina, M.V. (2014) The Phenomenon of Ecological Design: Ontological Analysis. Moscow: Nauka Inform.

Citation link

Shneider, E.V., Smirnov, Yu.N. SPECIFICS OF CHILDREN'S PLAYGROUND DESIGN IN OPEN PUBLIC PLACES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №1(77). – URL: http://archvuz.ru/en/en/2022_1/12/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-1(77)-12


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 04.02.2022
Views: 174