Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (77) March, 2022

Higher professional education

Tarasova Oxana P.

PhD. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Design
Orenburg State University,

Russia, Orenburg, e-mail: talaris@mail.ru

Khaliullina Olga R.

PhD. (Art Studies), Associate Professor, Department of Design
Orenburg State University,

Russia, Orenburg, e-mail: olyushka_75@mail.ru

Yanshina Maya M.

PhD. (Art Studies), Associate Professor, Department of Design
Orenburg State University,

Russia, Orenburg, e-mail: yanshina.maiya@mail.ru

THE PROCESS COMPONENT IN THE STRUCTURE OF DESIGNER ACTIVITIES

УДК: 658.512.2:687.1
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-1(77)-23

Abstract

The versatility of design activity allows it to be depicted in the form of a structural model, in a logic representing the totality of its elements, relations and connections between them at different stages of implementation. In the educational process, this model allows the would-be designer to consciously manage their activities, focusing on the goal as a significant result. The article describes the process module of the structural model for design activity developed by the authors for spatial design in the context of the goal-oriented approach.

Keywords: design, design activities, goal-oriented approach, schedule for the implementation of design activities, structural model of design activities, professional training of would-be designers

Специфика подготовки дизайнеров в вузе заключается в формировании и развитии проектных умений и навыков как ценностной составляющей будущей профессиональной деятельности. Структура проектной деятельности, с одной стороны, универсальна, поскольку экстраполируется практически на любую область жизнедеятельности человека, с другой – зависит от сферы приложения. В связи с этим авторы считают актуальной разработку структурной модели проектной деятельности в сфере дизайна предметно-пространственной среды в контексте целевого подхода. Структурная модель позволяет будущему дизайнеру оценить масштаб и границы предстоящих действий при выполнении проекта, а цель мотивирует, ориентирует и определяет его проектные решения.

Целью разработки данной структурной модели является:

- систематизация действий начинающего проектировщика с учетом специфики проектируемого объекта дизайна и условий его функционирования;
- систематизация различного вида зависимостей, связей и отношений между процедурами и участниками в логике проектной деятельности, а также принципов, форм и методов ее организации на различных этапах выполнения.

Объект исследования – проектные умения и навыки будущего дизайнера, формируемые в образовательном процессе вуза на междисциплинарной основе; предмет исследования – процесс проектирования, реализуемый будущими дизайнерами в соответствии с предложенной структурной моделью и направленный на гарантированное получение требуемого продукта как результата деятельности.

Теоретической основой для создания структурной модели проектной деятельности в сфере дизайна предметно-пространственной среды служат: теория и методология проектирования, концепция проектной культуры О.И. Генисаретского; теория и методология проектной деятельности в рыночных условиях В.И. Пузанова; методика художественного конструирования ВНИИТЭ; модельная схема художественно-конструкторского анализа и синтеза М.В. Федорова; концепция целевого подхода в управлении образовательными системами В.Г. Гладких; теория ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой; целевая стратегия профессиональной подготовки будущего дизайнера в вузе О.П. Тарасовой и др.

В настоящей статье представлено характерологическое описание процессуального (второго) модуля разработанной авторами структуры проектной деятельности дизайнера.

Данная структура состоит из трех модулей:

- организационно-целевого, который предваряет материализацию объекта проектирования выполняя подготовительную функцию. Его организационная и целевая составляющие предполагают упорядочение и регулирование (координацию) действий дизайнера или творческой группы в процессе создания предпосылок для достижения цели – получения практически значимого результата в пределах установленного времени. Подробная описательная характеристика данного модуля, включающего в нашей модели поисковый, ресурсно-оценочный, концептуальный и рефлексивный компоненты, представлена авторами в статье [1];

- процессуального, включающего подготовительный, художественно-образный, конструктивно-технологический, исполнительский и рефлексивно-оценочный компоненты, характерологическое описание которых представлены в данной статье (рис. 1);

- постпроектного, состоящего из рефлексивного, перспективного и эксплуатационного составляющих, содержательное наполнение которых авторы планируют изложить в последующей публикации.

Исходными данными для реализации процессуального модуля дизайн-деятельности является концепция как идея, выражающаяся в формулировке основного содержания и принципиального направления работ над проектом [2]. Концепция проекта включает: цели и результаты (основные и дополнительные); практический эффект от реализации проекта; четкое описание продукта проектирования и какие функции он обеспечивает; допущения и ограничения; характеристику ключевых участников и заинтересованных сторон; характеристику соисполнителей; описание требуемых ресурсов проекта (материальные ресурсы, оборудование, требования к персоналу, расходная часть бюджета и пр.); сроки проекта (время старта и завершения, контрольные точки); риски проекта; критерии приемки проекта (перечень контрольных требований); обоснование полезности проекта для всех заинтересованных сторон [3]. Поскольку воплощение концепции многовариантно, на начальном этапе проектной работы необходима конкретизация идеи, которая обеспечивается планированием, целеполаганием и декомпозицией цели на конкретные локальные задачи.

Рис. 1. Процессуальный модуль структурной модели проектной деятельности
в дизайне предметно-пространственной среды

Подготовительная составляющая модели предполагает уточнение цели и задач проектной деятельности (ПД) в рамках ранее обозначенных масштаба и границ проекта. Известно, что цель может быть представлена как процесс или как конечный результат. В нашем случае уточненная формулировка цели есть описание конечного результата. Она является стимулом и ориентиром для действий и определяет возможности достижения требуемого результата с учетом имеющихся ресурсов и потенциала.

Поскольку целеполагание и декомпозиция цели определяются как этап деятельности дизайнера, его способность ставить цель и использовать ее в проектировании в качестве ориентира зависит от владения механизмами целеполагания [4]. Для облегчения работы на данном этапе проектирования возможно построение дерева целей (дерева задач и/или дерева проблем). Его создание позволяет зафиксировать планируемые результаты (цели) в иерархической зависимости: каждая последующая категория сложнее предыдущей и обязательно включает ее. Дерево целей (задач) также может применяться для распределения обязанностей между членами творческой группы и/или делегирования полномочий, а также составления последовательного перечня предстоящих работ при выполнении проекта. В этой связи в образовательном процессе профессиональной подготовки дизайнеров в Оренбургском государственном университете практикуется в качестве упражнения разработка обучающимися дерева целей (задач/проблем), позволяющая будущему дизайнеру освоить данный механизм.

Известно, что при реализации этапов проекта могут использоваться последовательный или параллельно-последовательный подходы. При последовательном подходе одна задача следует за другой, и выполняются одна процедура за другой от этапа к этапу. Недостатком этого подхода является увеличение длительности выполнения проекта. Параллельно-последовательный подход предполагает возможность выполнения ряда задач одновременно; при его использовании сокращается время выполнения проекта, но возникает вероятность пропустить ту или иную процедуру, когда упускаются из виду зависимости и связи между разными этапами и содержанием работ. Такая ситуация возможна, в том числе, если дизайнер имеет незначительный опыт самостоятельной проектной деятельности и еще не способен рассматривать ее в системе.

В такой ситуации разрабатывается план-график, представляющий собой структурированный перечень проектных задач, которые требуется выполнить, чтобы достичь цели проекта. План-график как ориентир соответствия промежуточных результатов целям проектной деятельности, включает состав работ, плановые сроки начала/окончания проекта, ключевые контрольные точки его реализации, охватывает ресурсы и технологии, а также участников проектной деятельности (исполнителей, ответственных и пр.). Можно сказать, что график реализуемого проекта отражает его ритм. Реальность зачастую отличается от идеального плана, но график позволяет своевременно реагировать на ситуацию и оптимизировать и корректировать ход проектных работ, способствуя координации действий участников, обеспечивая последовательность и согласованность выполнения работ. В этой связи план-график дает возможность дизайнеру контролировать рабочий процесс, оперативно его поправляя и уточняя состояние каждого этапа.

Поэтому в процессе профессиональной подготовки дизайнеров важной составляющей является обучение планированию в форме составления плана-графика выполнения учебного проекта (рис. 2). Такая организация учебной работы позволяет студенту освоить механизм разработки данного инструмента планирования и закладывает основы продуктивной работы.

Рис. 2. Пример плана-графика выполнения учебного проекта.
Разработан студенткой А. Пюра (группа 17Д(ба)ГД)

Для его создания студент составляет перечень предстоящих работ, учитывая особенности реализации проекта (ресурсы, ограничения, функции продукта проектирования и пр.). Учебный план-график зачастую не включает вопросов бюджета, поскольку решается определенная учебная задача, хотя выполнение студентами реальных проектов приветствуется. Значимое действие, косвенно представленное в плане-графике, – рефлексия, позволяющая будущему дизайнеру анализировать промежуточные результаты и своевременно вносить поправки. Таким образом, план-график позволяет увидеть студенту объем работ, взаимосвязи действий в процессе проектирования, вовремя и спокойно реагировать на возможные изменения, оптимизировать процесс, используя возможность запараллеливания действий или работ. Такая подача информации предоставляет студенту возможность прогнозировать ход выполнения работ на критическом пути и концентрировать на них внимание, учиться эффективно распределять свое время.

Представленный в примере план-график разработан для проекта по созданию объекта графического дизайна. Основная задача учебного проекта – создание оригинал-макета с учетом применяемой технологии изготовления на выбранном студентом полиграфическом предприятии и технических требований исполнения. Над проектом студент работает индивидуально. Поэтому в плане-графике мы не видим таких его составляющих, как, например, «ресурсное обеспечение» или «планирование поставок», «распределение ответственности и работ между исполнителями».

Следующие компоненты модели проектной деятельности – художественно-образный и конструкторско-технологический. В модели они совмещены, поскольку процедуры реализуются параллельно.

Художественно-образный компонент предполагает разработку концепции стилистического решения проекта, когда формулируются, например при дизайне среды, фундаментальные принципы подбора материалов для проекта и их базовые комбинации, осуществляется поиск рационального функционального планирования пространства и определяются основные сценарии его использования и т.п.

Так, процесс эскизирования начинается с выбора техники эскизирования/приемов (линейная, живописная, коллаж, смешанная), а также соответствующих технике материалов и инструментов, поскольку от их выбора зависит стилистика конечного эскиза и его образная составляющая. Визуализация осуществляется как вручную, так и при использовании современных графических редакторов, которые позволяют дизайнеру добиться имитации практически любой графической техники, а также быстро и точно визуализировать объекты дизайна.

При выполнении форэскизов осуществляется композиционный поиск, предопределяющий выразительность предметной среды и ее элементов (характер будущего изделия, пластику линий, общее цветовое решение и пр.). Наиболее удачные форэскизы используются при разработке серии художественных или поисковых эскизов с более детальной проработкой проектируемого предмета и вариациями конструкции, цвета, пропорций и т.п. Выбранные и утвержденные варианты дорабатываются до чистовых. В зависимости от проектируемых объектов дизайна степень детализации чистовых эскизов может быть различной – от общего схематичного представления концепции до максимальной конкретизации элементов и деталей. Во время разработки эскизов в учебном проекте следует обращать внимание студентов на существование проектных работ, требующих соблюдения предписаний нормативной документации. В этом случае изучение данных документов обязательно на этапе эскизирования, разработки конструкции объектов и выбора материалов.

Выбор материалов – это ответственная деятельность, направленная на воплощение в жизнь эскизов и оптимизацию затрат при достижении установленных требований к объекту проектирования. На этапах выбора техники эскизирования и художественно-графических материалов, макетирования, разработки конструкции, моделирования обязательно должны учитываться свойства материалов, выбранных для выполнения объектов дизайна. Выбор материалов определяет множество факторов – назначение и форма объекта, условия его эксплуатации и способы ухода за объектом, требуемые фактура и текстура, эргономические и экологические условия, художественный образ и ожидаемый эмоциональный эффект, цена, особенности конструкции, санитарные нормы, гигиенические требования и мн. др. Подбор используемых материалов может осуществляться в процессе опытно-поисковой работы, которая предполагает выполнение макета.

Макетирование как проектно-исследовательский процесс представляет собой получение наглядной информации о свойствах проектируемого объекта. Макет как объемное изображение дает сведения «о пространственной структуре, размерах, пропорциях, топологии поверхностей, цветофактурном решении и других особенностях объекта» [5]. Задача макета – помочь «преодолеть недостатки оперативного эскизирования, в котором неизбежны графические условности…» [5] (если эскизирование осуществляется вручную) и зафиксировать промежуточные и окончательные результаты. Сегодня там, где проектировщику важно понять технологическую часть крепления, сопряжения, движения частей объекта, макеты могут выполняться вручную. Так, выполнение вручную макета модели, например швейного изделия, позволяет изучить свойства материалов, «испытать» материалы и конструкцию, и, таким образом, выбрать наиболее оптимальные способы соединения деталей и узлов, своевременно внести корректировки при нарушении баланса и пр. Однако сегодня в основном проблему решает 3D-макетирование, где 3D-печать позволяет представлять макеты отдельных объектов дизайна (например, мебели) уже на раннем этапе согласования проекта и быстро вносить изменения. Это значительно сокращает сроки реализации проекта, позволяет эффектно презентовать проект, демонстрируя его в разном окружении и масштабе.

Исполнение контрольного (сигнального) образца в производстве полиграфической продукции является обязательным и требуется для выявления и устранения недостатков оригинал-макета, определения качества печати согласно номенклатуре показателей, согласования образца с заказчиком, утверждения варианта оригинал-макета и технических условий выполнения производственных операций при тиражировании. Следует отметить, что дизайнер-график не связан напрямую с проектированием технологического процесса на полиграфическом производстве, хотя должен в нем ориентироваться, если оригинал-макет выполняется под характеристики оборудования определенного полиграфического производства.

Итог этапа макетирования в проектной деятельности – получение конструкции или оригинал-макета, использование которых исключает необходимость корректировать работу во время чистового исполнения. Поэтому в процессе подготовки в ОГУ будущие дизайнеры работают с полиграфическими расходными материалами для изучения их физико-технических, физико-химических свойств и технологических, конструкционных, имитационных возможностей (дисциплина «Макетирование полиграфической продукции»). Формирование умения грамотно использовать физические и конструктивные свойства запечатываемых материалов дает возможность добиться максимальной выразительности макета будущего издания.

Продолжением данного этапа проектной работы является разработка технической документации, объем и содержание которой в зависимости от области дизайн-деятельности могут быть различными. Содержательное наполнение данных документов не нормировано, но имеет определенный набор сведений, которые необходимы для успешной реализации проекта. Так, в дизайне костюма, например, техническое описание модели изделия включает технический рисунок модели в динамике на фигуре и в статике без фигуры в двух видах (спереди и сзади). К данным рисункам обязательно должно быть приложено словесное описание изделия, конфекционная карта с образцами используемых материалов, фурнитуры, ниток, спецификация деталей кроя, обоснование и характеристики используемого оборудования, схемы узлов, технологические и инструкционные карты, технологическая последовательность обработки и сборки деталей и узлов изделия и пр. Частично сведения при составлении комплекта технической документации черпаются при выполнении макета.

В свою очередь, комплект технологической документации при создании проекта интерьера включает текстовую и графическую части и зависит от его вида (стандартный или полный). Текстовая часть содержит сведения об объекте проектирования, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, и пр. Графическая часть выполняется в виде чертежей, схем, планов, разверток, а также перечень типов отделочных материалов (ведомость) и спецификации используемого оборудования и комплектующих. Вместе с тем важно отметить, что создание 3D макета в дизайне интерьера или архитектурной среды и наличие полного комплекта технической документации не всегда позволяет полностью предотвратить возможные погрешности при реализации проекта, а только их минимизировать своевременной коррекцией работ во время авторского надзора. В этой связи необходимо включение будущих дизайнеров среды в данный аспект проектной деятельности и в образовательном процессе может реализовываться при выполнении хоздоговорных работ.

Особым компонентом процесса выполнения проекта является калькуляция. Она осуществляется как минимум дважды. Предварительный экономический расчет представляется при утверждении художественно-образного решения проекта и материалов, окончательный – после выполнения чистовых эскизов, позволяющих определить все прямые и косвенные затраты, учесть прибыль.

Рефлексивно-оценочный компонент проектной деятельности, как уже отмечалось [1], необходим для своевременного соотнесения промежуточных результатов проектной деятельности с ее идеальным образом. В учебном проекте оценочные процедуры должны быть нормированы (обозначены) и периодически требуют дополнительной внешней оценки других участников проекта. На плане-графике выполнения проекта студенты отмечают такие процедуры, как «обсуждение» или «утверждение», по результатам которых возможен возврат назад для исправления или доработки. Такая внутрипроцессная диагностика промежуточных результатов позволяет формировать способность студента осознанно принимать решения и нести за них ответственность фиксируя возможные последствия. Таким образом, от задачи к задаче формируется восприятие цели проектирования как ценности, что действует в интересах оптимизации у студента собственной проектной работы и активного развития его профессионально значимых компетенций [6].

Итог реализации процессуального модуля структурной модели проектной деятельности дизайнера – исполнительский компонент, предполагающий презентацию готового объекта проектирования и всей сопроводительной документации. Данная процедура требует умения публично представить замысел, цели и задачи дизайн-деятельности, аргументированно обосновать дизайнерские решения и критически оценить результат, соотнося итог с целью. На данной процедуре осуществляется внешняя оценка результатов. Значимым образовательным аспектом на данном этапе является формирование у студента конструктивного отношения к критике.

Таким образом, представленный в статье процессуальный модуль структурной модели проектной деятельности в контексте целевого подхода позволяет детально описать его составляющие и определить инструменты для формирования проектных навыков у будущих дизайнеров в процессе обучения. Такими инструментами могут быть дерево целей и план-график, позволяющие студенту в системе видеть все этапы и процедуры проектирования, их связи и взаимозависимости. Использование модели проектной деятельности как методологического ориентира способствует сокращению рисков при выполнении учебного проекта, повышению эффективности проектной деятельности, и, как следствие, удовлетворенности студента результатами. С педагогической точки зрения в образовательном процессе для студента создается ситуация успеха, мотивирующая к дальнейшему обучению и развитию в выбранном профессиональном поле.

References

1. Tarasova O.P., and Khaliullina, O.R. (2019) The structure of design activity in spatial design. In: Design and Technology, No 70 (112), pp. 22–27. (In Russian)

2. Fedorov, M.V. et al (2010) Scientific methodological problems of design for solving socio-economic problems. Moscow: Architecture-S, 2016 p. (In Russian)

3. Projectimo.ru. Project planning. [Online]. Available from: http://projectimo.ru/planirovanie-proekta/plan-proekta.html  (In Russian)

4. Gladkikh, V.G. (2020) A process for the development of an Objective Tree and its use in the methodological activity of the future teacher of vocational training In: Bulletin of the Orenburg State University, No 3 (226), pp. 86–91. (In Russian)

5. Solovyov, Yu.B., Sidorenko, V.F., Dizhur, A.L., Kuzmichev, L.A., Shchelkunov, D.N. (1983) Methods of Industrial Design. Moscow: VNIITE, pp. 149–152 (In Russian)

6. Kiryakova, A.V. (2021) The relationship between axiology and innovation in educational systems. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, No. 2, pp. 6–14. (in Russian)

7. Oleg Igorevich Genisaretsky: design culture and conceptualism. [Online]. Available from: https://gtmarket.ru/library/articles/2682  (In Russian)

8. Tarasova, O.P. (2010) Development of the creative potential in the would-be designer. Summary of PhD dissertation (Pedagogy). Orenburg (in Russian)

Citation link

Tarasova, O.P., Yanshina, M.M., Khaliullina, O.R. THE PROCESS COMPONENT IN THE STRUCTURE OF DESIGNER ACTIVITIES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №1(77). – URL: http://archvuz.ru/en/en/2022_1/23/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-1(77)-23


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 12.12.2021
Views: 144