Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (77) March, 2022

History of architecture

Tsvetkova Polina O.

PhD (Art Studies), Associate Professor,
Department of History and Theory of Decorative Art and Design.
Stroganov Academy of Applied Art and Design
ORCID 0000-0002-1924-0712

Russia, Moscow, e-mail: tsvetkovap@gmail.com

PALLADIAN TRADITION IN 18TH CENTURY SPANISH ARCHITECTURE

УДК: 72.03
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-1(77)-4

Abstract

The Palladian architectural tradition in Spain in the 17th-19th century is considered with emphasis on the buildings pertaining to the Spanish branch of the architectural direction that are little known to Russian scholars. The issue of cultural continuity and, at the same time, rivalry between Palladianism and Baroque and transformations of the style is touched upon. The buildings display references to and analogy with the projects of A. Palladio and his followers in other European countries. The evolution of the architectural movement and its significance in the European appropriation of Palladio’s legacy are considered in retrospect.

Keywords: facade, neoclassicism, Spanish architecture, Palladianism, evolution, architect, influence, tradition

Архитектуру Испании всегда отличал самобытный характер и уникальные специфические черты. По причине долгого исторического периода мавританского владычества, который фактически завершился только в конце XV столетия, в Испании достаточно поздно начался Ренессанс.

Испанское Возрождение представляло собой сплав разных стилей, сочетание элементов поздней готики, мавританской архитектуры, собственно ордерных элементов Ренессанса и различные фантазийные региональные архитектурные наслоения. За исключением фактически единственного примера дворца в стиле Возрождения по итальянской модели – дворец Карла V в Гранаде (1528)1 архитектора П. Мачука (1485–1550)2, испанская архитектура стилистически и хронологически не развивалась параллельно с большими историческими стилями Европы3. В середине XVI в. ослабело эклектичное влияние разностилевых моделей, но на смену им пришла рассудочная строгость «безорнаментального» стиля4.

Определенным парадоксом можно считать параллельное развитие другого, чувственного барочного образа стиля «чурригеско»5. Достаточно рано в Испании вошло в силу барокко как стиль, декоративная природа которого отвечала полифоничности приемов испанского зодчества XVI столетия. Барокко в Испании и ее колониях было чрезвычайно влиятельно, благодаря религиозной пропаганде и фанатичному католицизму испанской империи. С этими факторами было связанно достаточно слабое внимание испанских зодчих к наследию А. Палладио. Фактически строгая, безапелляционная модель его архитектурных построений не вызывала понимания в бурной стилистической программе испанской архитектурной жизни XVI и XVII вв.

В первой половине XVIII в. Испания вела череду крупных и затяжных военных компаний (война за испанское наследство (1701–1714), колониальная война за асьенто (1739–1742), война за австрийское наследство (1740–1748)), которые фактически вытягивали из экономики все ресурсы, что, естественно, создавало неблагоприятную почву для развития архитектуры и искусства. Только в середине XVIII столетия испанская архитектура примкнула к общеевропейскому ритму стилей. Активный экономический рост середины века, появление нового класса богатой испанской буржуазии и постепенное влияние идей философии Просвещения заставляли страну идти в ногу со временем в искусстве.

Параллельно с распространением европейского классицизма испанская архитектура впервые обращается к палладианскому наследию. Рациональная подоснова европейского классицизма, как и строгая система архитектурного языка А. Палладио, встречала меньше понимания и интереса в Испании со времени барокко, ориентированного на мистический образ и экзальтацию.

Национальных архитектурных кадров, способных воспроизводить классические ордерные каноны и решения, фактически не было, с этим связанно то, что в первой половине века в Испании работают преимущественно приглашенные архитекторы-иностранцы, среди которых влиятельным мастером, с точки зрения проникновения палладианской традиции, был Д. Б. Сакетти (1690-1764)6. Являясь придворным архитектором Филипа V в 1736–1760 гг., мастер построил королевский дворец в Мадриде (1735–1764)7.

Постройка дворца стала важной вехой в стилистическом отношении, поскольку ознаменовала переход от барокко к классицизму. Хотя фасад еще во многом сохраняет пышность и декоративную усложненность барокко, но общая система его организации, крупные монументальные ордерные решения ближе к архитектурному языку палладианства. В отличие от более раннего загородного дворца Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо (1721–1724) по проекту Ф. Джувары, где пилястры гигантского ордера, организующие ритм фасада, фактически начинаются от уровня земли, а ордер доминирует на достаточно плоском фасаде, в королевском дворце Мадрида четко выделен «пьяно нобиле», употреблен мощный рустованный цоколь и намечен мансардный этаж.

Заметную роль Д. Б. Сакетти сыграл и в развитии национальной испанской архитектурной школы, чертежниками у мастера работали начинающие испанские архитекторы, которые восприняли эстетические принципы учителя. Главным помощником и учеником считается Д. де Вильянуэва (1715–1774)8. В проекте центральной части фасада монастыря Де лас Дескалзас Реалес в Мадриде (1756) и реконструкции фасада дворца Гойенече (1760-е гг.) он впервые применяет четкие ордерные структуры, опираясь на опыт изучения «Четырех книг об архитектуре». Именно Д. де Вильянуэву называют первым испанским палладианцем.

Главным оплотом развития испанского классицизма стала открытая в 1752 г. Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо9,10 . Возглавлял архитектурный факультет академии сначала Д. Б. Сакетти до 1764 г., а после его смерти – младший брат его ученика Д. де Вильянуэвы архитектор Х. де Вильянуэва (1739–1811)11 (увлеченный англо-палладианцами, он адаптировал для национальных реалий Испании идеи Э. Бёрка). В частности, проявление его концептуальных поисков можно наблюдать в новом здании музея Прадо12 (изначально строилось для министерства наук). От музея был спланирован широкий проспект, вдоль которого располагались другие части архитектурного ансамбля, в частности здание королевской школы хирургии Сан-Карлос, больница, обсерватория и ботанический сад. Весь проект носил название «холм наук», создан с использованием мотивов палладианской архитектуры. Стиль архитектора, выразительно сформулированный в этом комплексе зданий, отличается большой строгостью и чувством пропорций, представляет собой синтез между «безорнаментальным» стилем и классицизмом. Действительно, считается, что на него наибольшее влияние оказали архитекторы монастыря Эль-Эскориал Х. Б. де Толедо и Х. де Эррера. В 1771 г. он построил Каса-де-Инфантес на территории королевского дворца Аранхуэсе, в 1772 г. – Касита-дель-Принсипи в Эль-Пардо, в 1773 г. – Касита-де-Арриба13 (с палладианской организацией фасада и подчеркнутой пластичностью в обработке входного портика)14.

Соратником Х. де Вильянуэвы при реализации некоторых проектов был итальянский архитектор Ф. Сабатини (1722–1797)15. Работы Ф. Сабатини спроектированы уже в стиле неоклассицизма, но, в отличие от параллельных примеров современников, его специфической особенностью является усиленное обращение не только к архитектурным традициям античного Рима, но, прежде всего, использование ордерного языка позднего итальянского Возрождения и, в частности, наследия А. Палладио16.

Важнейшим проектом в этом ключе можно считать здание Королевской таможни в Мадриде (1761–1769). Проект дворца, очевидно, был вдохновлен совокупным опытом архитектора в интерпретации архитектурного решения итальянских палаццо XVI в. При изучении фасада дворца возникает впечатление использования многих отдельных элементов палладианского языка в деталях, но нельзя выявить конкретную отсылку или модель в творчестве А. Палладио.

Такими же характеристиками отличаются другие сборные интерпретации и одновременно авторские проекты Ф. Сабатини, в частности Триумфальные ворота Алькала в Мадриде (1769–1778) и фасад монастыря Святой Анны в Вальядолиде (1780). Изменение архитектурного вкуса повлекло за собой и структурное изменение испанских городов, прежде всего Мадрида: были проложены новые улицы и проспекты, дополнена система виадуков и акведуков, проведена система канализации в городе. Большая часть этих инженерных проектов была реализована Ф. Сабатини. Ученик мастера архитектор И. де Хаан (1758–1810)17 выделяется своей очень уверенной работой с ордером, строгим и изысканным неоклассицизмом18. В Толедо он спроектировал здание Королевского университета (1771, проект), отличающееся внушительными пропорциями ордера, использованы простые колоннады, видимые на фасаде и во внутреннем дворе. Фасад очищен от декора и выражает модульную структуру палладианских построений19.

Творческая персоналия И. де Хаана иллюстрирует появление нового поколения национальных испанских неоклассицистов-палладианцев, уверенно интерпретирующих классические образцы в индивидуальной авторской трактовке. Еще одним ярким представителем нового поколения испанских мастеров был архитектор Х. А. де Олагибель Кинтана (1752–1818)20 автор новой площади21 в городе Витории в стране басков. Со старой частью города площадь соединена проспектом Лос-Аркильос (1790) по проекту архитектора, что задало тон новой городской структуры. Архитектор перенес идеи неоклассицизма на север страны, чем существенно расширил границы влияния палладианской традиции.

В 1790-е гг. архитектура Испании начинает испытывать сильное влияние французской традиции. Этот процесс постепенно привнес в достаточно строгую регламентацию неоклассицистического стиля Испании эклектичные мотивы ампира. Для испанской архитектуры, всегда балансировавшей между разными стилями и влияниями, этот фактор явился губительным в отношении проявлений чистоты палладианства. В творчестве таких архитекторов как И. Г. Веласкес (1765–1841)22, А. Л. Агуадо (1764–1831)23 и С. Перес-и-Мартинес (1767–1825)24, последних формальных восприемников традиции, практически не остается палладианских проявлений, их заменяют чисто внешние декоративные решения, триумфальные ноты римской архитектуры и буквальное подражание французскому ампиру25. Акценты смещаются с наследования палладианских принципов на внешнюю форму следования декоративным принципам подражания античности.

После французской оккупации страны и войны за независимость, архитектура теряет свою монументальность и национальную самобытность, следуя стандартизированным моделям уже интернационального позднего неоклассицизма, а затем переходя в затяжной период эклектичных трансформаций разного рода26. Появляются триумфальные комплексы и мемориалы, обелиски, очень далеко уводящие архитектуру от палладианского языка архитектонической чистоты. Анализируя эволюцию архитектуры Испании XVIII в., нельзя не обратить внимания на тот факт, что сложное параллельное существование разных стилей предшествующих веков в определенной степени продолжается и в XVIII в. Создается впечатление, что многоголосица испанского архитектурного языка, сама ее эклектичность, остаются в крови у архитекторов.

Примером параллельной интерпретации совершенно разных стилистических программ может служить творчество В. Родригеса (1717–1785), мастера, чей творческий расцвет приходится на яркий период испанского неоклассицизма. Архитектор учился у Х.Б. Сакетти, работал одновременно с Х. де Вильянуэвой и был его творческим соперником, однако сложно стилистически охарактеризовать его работы как явления определенного порядка, чаще всего он сочетает познебарочные решения с неоклассицизмом.

В рамках данного аналитического исследования, посвященного палладианской традиции Испании XVIII столетия, нецелесообразно подробно описывать его проекты, не принадлежащие по своей структурной сути к палладианскому методу, а использующие только отдельные его черты. Однако персоналия В. Родригеса как мастера выразительно иллюстрирует бурное столкновение барокко и неоклассицизма, продолжавшееся в Испании в середине – второй половине XVIII в. С этой биполярностью направлений в архитектуре связанно достаточно неустойчивое проявление палладианских признаков в Испании, которое так характерно для многих европейских стран даже веком ранее.

В Испании понятие классицизма, а затем неоклассицизма фактически слито воедино с палладианством, в отличие от стран, где палладианство развивалось интенсивно как отдельное архитектурное направление и где неоклассицизм фактически был противопоставлен ему идейно и образно (таким примером можно считать Англию).

Испанская архитектура обладала более скромным опытом развития классицизма в XVII в., и определенная историческая ограниченность привела к слиянию черт обоих направлений в 1720-1800 гг. Хронологически классицистический период испанской архитектуры, в рамках которого мы можем отметить проявление палладианства, занимает очень непродолжительный период (1720 по 1800 г.) Проявления собственно палладианства не переходят в буквальное цитирование работ А. Палладио, а ограничиваются общей структурной идентичностью и заимствованием некоторых отдельных мотивов и решений.

 Примечания

1 Дворец является уникальным памятником в стиле позднего итальянского Возрождения, который не получил широкого распространения в Испании. Построен с использованием разных приемов и архитектурных деталей, взятых из Витрувия, построек Рафаэля Санти, Д. Романо и Микеланджело. Окончание строительства приходится на начало XX в.

2 Испанский художник и архитектор, преимущественно в своем творчестве тяготел к маньеризму. Учился в Италии у Д. да Сангалло. 

3 Marías, F. (1989). El largo siglo XVI. Madrid : Taurus. p. 104

4 Авторский стиль фактически сложился в творчестве Х. де Эрреры – придворного архитектора Филипа II (1556–1598). Воплощая постулаты контрреформации, архитектор спроектировал по заказу короля дворец-монастырь Эль-Эскориал и собор Вальядолида. Фактически именно безорнаментальный стиль является определенным исключением в эволюции испанской архитектуры, по своим принципам приближается к поискам архитектурной чистоты, свойственным творчеству А. Палладио.

5 Термин происходит от фамилии архитектурной династии, фактических зачинателей данной версии позднего барокко. Стиль называют ультрабарокко за сложность элементов, вычурность композиции фасадов и планов, причудливый декор. Распространение стиль получил на территории испанской метрополии и в колониях, прежде всего в Мексике. Хронологически охватывает 1680–1780 гг. Делится на три периода, в самом последнем – третьем (1760–1780) наблюдается активное обращение к неоклассицизму.

6 Итальянский архитектор, уроженец Турина, ученик крупного итальянского архитектора и декоратора Ф. Джувары (1678–1736). Причисляется к представителям пьемонтского неоклассицизма. Участвовал в строительстве церкви Сан Филиппо Нери и в разработке проекта королевского дворца в Турине. Был знаком с североитальянской палладианской традицией. Приехал работать в Испанию в 1736 г. после скоропостижной смерти в Мадриде своего учителя Ф. Джувары. Был приглашен королем для реализации проекта Ф. Джувары – главного королевского дворца.

7 Первоначальный проект дворца был создан Ф. Джуварой, учителем Д. Б. Сакетти, в стиле классицизирующего барокко. Планировалось построить огромный дворец, вдохновленный проектом Лувра Д. Л. Бернини. Однако после смены главного архитектора Д. Б. Сакетти видоизменил проект в неоклассическом ключе, согласно новым модным веяниям. Объем здания стал более компактным, строение квадратной формы сгруппировано вокруг крупного квадрата внутреннего двора.

8 (1715–1774) испанский архитектор, теоретик и критик. Профессор рисования и перспективы в Школе изящных искусств Сан-Фернандо, он работал в Мадриде чертежником у Д. Б. Саккетти при проектировании Королевского дворца.

9 Само здание академии было спроектировано архитектором Чурригеско Х. де Чурригера, впоследствии фасад и часть интерьеров были полностью модернизированы под руководством Д. де Вильянуэвы (1715–1774). Перестройка фасада в неоклассическом ключе в определенной степени демонстрирует победу классического архитектурного языка над поздним Чурригеско.

10 В академии на научной основе стремились найти идеальную модель архитектуры. Подробно изучались и оценивались, критиковались архитектурные трактаты Д. Б. да  Виньолы, А. Палладио и С. Серлио, чтобы сделать выводы универсального значения.

11 Ученик Д. де Вильянуэвы, последовательный архитектор-неоклассицист. В 1758 г. был направлен академией Сан-Фернандо в пенсионерскую ознакомительную поездку в Италию, где познакомился с современной архитектурной ситуацией и непосредственно с наследием А. Палладио. Посетил Рим, Геную, Неаполь, Венецию, составил альбом рисунков и опубликовал перевод книги Д. Б. да Виньолы «Пять ордеров архитектуры» в 1764 г.

12 Здание построено в 1786 г. и является старинной частью современного музея Прадо. Комплекс был расширен во второй половине XIX в. за счет дополнительных крыльев.

13 Фасад здания представляет собой единый кубический объем с активно выделенным «пьяно нобиле» и мансардным этажом. В плане помещения распределены вокруг центрального холла, как в сходной типологии палладианской виллы.

14 Moleón Gavilanes, P. (1998). AKAL, ed. Juan de Villanueva. Madrid : Primera edición. p. 46

15 Итальянский архитектор, учился в Риме у Ф. Фуга и Л. Ванвителли, работал на строительстве неаполитанского дворца Казерте, после 1760 г. переехал в Испанию по приглашению короля Карла III, где преимущественно и раскрыл свой талант как самостоятельный мастер.

16 Arias E. (1999). Anglés Historia del arte español: Del neoclasicismo al impresionismo & AKAL. Madrid : Primera edición. p. 19.

17 Получил архитектурное образование в королевской академии Сан-Фернандо. Преимущественно работал в Толедо под протекторатом кардинала Ф. де Лоренцана, решительного сторонника неоклассической архитектурной реконструкции города.

18 Chueca Goítia F. (1990). Toledo y la arquitectura de la Ilustración. Toledo : Toletum. p. 63-77.

19 Rodríguez-San Pedro., B., Rodríguez, P., (eds.). (2009) Universidades hispánicas: colegios y conventos universitarios en la Edad Moderna (II). Salamanca: Ediciones Universidad Salamanca.

20 Получил архитектурное образование в королевской академии Сан-Фернандо. Работал в городе Витория.

21 Проект создан в 1781 г. Реализован в 1781–1791 гг. Площадь, очевидно, наследует идею корпусов новых прокураций в Венеции по проекту В. Скамоци. Здания регулярной архитектуры окружают квадратную в плане площадь, продолжая характерную для Испании XVI–XVII вв. структуру. Архитектура нового городского пространства послужила моделью для создания целого ряда неоклассических площадей, среди примеров можно назвать новую площадь Бильбао и Сан-Себастьяна.

22 Ученик Х. де Вильянуэвы, выпускник королевской академии Сан-Фернандо. Путешествовал по Франции, Италии и Греции, изучая и измеряя памятники и предметы классической античности. Он вернулся в Испанию в 1795 г.

23 Ученик Х. де Вильянуэвы, выпускник архитектурного факультета королевской академии Сан-Фернандо. Самым известным проектом является реконструкция здания академии наук (1814–1831) нынешнего музея Прадо, изначально построенного Х. де Вильянуэва.

24 Получил образование в мастерской архитектора А. Санса с 1777 по 1781 г. ученика В. Родригеса. Прошел стажировку в Риме в качестве пенсионера (1791–1796) Творчество архитектора совпало с распространением французских идей и кризисом классицистического стиля. Его исследования в Риме сосредоточены на построении планов римских руин с намерением сконцентрироваться на декоративных композициях архитектуры.

25 Fernández de la Cigoña Cantero, I. (1999) Silvestre Pérez, arquitecto del Puerto de la Paz. Eusko Ikaskuntza (Donostia-San Sebastián) No.18. p. 5–20.

26 E. LAFUENTE FERRARI, E. (1933) Sobre la Casa del Labrador y el arquitecto D. Isidro González Velázquez. Archivo Español de Arte y Arqueología, IX, p. 68.

 

References

1. Marías, F. (1989) El largo siglo XVI. Madrid: Taurus.

2. Jiméno, F. (2006) «La diffusion des livres d’architecture en français dans l’Espagne des Lumières : évolution et spécificités». Actes du Colloque international d’histoire de l’art, Claude-Nicolas Ledoux et le livre d’architecture en Français. Paris, Bibliothèque nationale de France, Institut national d’histoire de l’art, 03-04/12/2004, Paris, Monum, Éditions du Patrimoine.

3. Moleón Gavilanes, Pedro (1998). Juan de Villanueva (Primera edición). Madrid: AKAL, ed.

4. Chueca Goítia F. (1990) Toledo y la arquitectura de la Ilustración. Toletum.

5. Rodríguez-San Pedro Bezares, L.E., Polo Rodríguez, J.L. (eds.). (2009) Universidades hispánicas: colegios y conventos universitarios en la Edad Moderna (II). Salamanca: Ediciones Universidad de Salamanca.

6. Arias, E. Anglés (1999). Historia del arte español: Del neoclasicismo al impresionismo. Madrid: ed. AKAL.

7. Fernández de la Cigoña Cantero, I. (1999). Silvestre Pérez, arquitecto del Puerto de la Paz. Donostia-San Sebastián: Eusko Ikaskuntza (18): 5-20.

8. Lafuente Ferrari, E. (1933) Sobre la Casa del Labrador y el arquitecto D. Isidro González Velázquez. Archivo Español de Arte y Arqueología, IX (1933) 68.

9. Sureda, J. (1999) Del neoclasicismo al impresionismo. Col. Arte y estética, n.º 46. Madrid: Ed. AKAL.

10. Caso González, J.M. (1971) Los conceptos de Rococó, Neoclasicismo y Prerromanticismo en la literatura española del siglo XVIII. Universidad de Oviedo.

11. Borngasser, B. (2000) La arquitectura del Neoclasicismo y el Romanticismo en España y Portugal. En: Neoclasicismo y Romanticismo, Arquitectura, Escultura, Pintura, Dibujo. 1750-1848 Colonia: Könemann.

Citation link

Tsvetkova, P. O. PALLADIAN TRADITION IN 18TH CENTURY SPANISH ARCHITECTURE [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №1(77). – URL: http://archvuz.ru/en/en/2022_1/4/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-1(77)-4


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.12.2021
Views: 174