Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023

Theory of architecture

Bolekhivskaya Alena Ya.

Student, Department of Urban Planning.
Research supervisor: senior lecturer N.A. Popkov.
Siberian Federal University.
ORCID: 0000-0001-7155-0825

Russia, Krasnoyarsk, e-mail: alena-yarsk@yandex.ru

Popkova Natalya A.

Senior Instructor, Department of Urban Planning.
Siberian Federal University,

Russia, Krasnoyarsk, e-mail: NPopkova@sfu-kras.ru

Building and landscape: the interaction of natural and urban motifs in modern architecture of Japan

УДК: 72.01
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_7

Abstract

The article provides an analysis of the interaction between natural and urban motives in architecture based on projects implemented in Japan and in other countries by Japanese architectural firms. The features of the Japanese culture and philosophy that had a direct impact on its architecture are outlined. Based on a study of texts and graphic material, we suggest a classification of interactions between natural and urban elements by the nature of interaction, type of the main natural element, and its use.

Keywords: architecture, landscape, architecture of Japan, interaction of nature and architecture

Введение

В японской культуре под влиянием религиозных и философских взглядов сформировалось особое отношение к природе, которое остается принципиально неизменным до сегодняшнего дня. Синтоизм – традиционная религия Японии – связан с обожествлением природных сил и явлений [1]. С распространением буддизма природа становится «собеседником и наставником» для тех, кто желает познать истину [2]. В отличие от западной позиции, в которой человек нередко присваивает себе право управлять природой или ее контролировать, у японцев «идеал, к которому человек должен стремиться, – это не покорять природу, а жить как часть природы, в соответствии с ее правилами» [3]. Японский термин «природа» («сидзэн») означает «быть, как есть это» или «гармонировать со средой». Хотя само понятие «культуры» рассматривается как антитезис «природы», главная характерная черта японской культуры состоит в том, что это культура природоподражательная.

С древнейших времен жители Японии возводили свои дома по принципу временных сооружений из собранных неподалеку природных материалов [4]. Это связано как с принятием образа жизни на основе буддистского учения о непостоянстве и бренности всего сущего, так и с частыми природными катаклизмами, после которых приходилось перестраивать свои жилища. Отсюда и характерный выбор материалов для японских традиционных построек: дерево, рисовая солома, бумага, которые легко можно заметить при повреждении. Японцы ценят тактильную и визуальную привлекательность природных материалов, так как исторически привыкли жить в симбиозе с природой. Взаимосвязь окружающей природы и японского жилища также достигается за счет открытости, чему способствуют: раздвижные бумажные перегородки, практически не отделяющие жильцов от света, звуков, запахов, и других явлений внешней среды; энгава – промежуточное пространство, объединяющее интерьер и сад; и зрительные приемы, такие как, например, «заемные пейзажи» (shakkei – прием интеграции окружающего сад внешнего пейзажа в ландшафт самого сада) [3].

Принцип связанности здания и ландшафта развивался японскими мастерами на протяжении многих столетий. Ряд форм традиционного японского искусства и архитектуры в XX в. были определены Райтом как «органические», что оказало значительное влияние на западную теорию и практику и легло в основу «органической архитектуры» [5].

В XXI в. высокая плотность населения и, как следствие, высокая стоимость земли в крупных городах заставляют архитекторов искать новые нестандартные решения для размещения садов и парков, например использовать элементы вертикального озеленения или создавать сады на крышах [6]. В Японии, где высокая плотность застройки сочетается с природными ограничениями (сложный рельеф, расположение на островах) данные виды использования элементов озеленения в архитектуре развиваются особенно активно.

Сокращение разрыва между природой и человеком или, по крайней мере, сглаживание данного негативного вектора развития – одна из задач современной архитектуры. Симбиоз здания и элементов озеленения не единственный способ, который встречается на практике. Анализ и классификация приемов, используемых японскими архитекторами, позволит более осознанно подходить к проектированию новых архитектурных объектов.

Учебный центр Rolex Федеральной политехнической школы Лозанны в Швейцарии (рис. 1), построенный по проекту японского архитектурного бюро SANAA в 2010 г., иллюстрирует, как архитектурное сооружение может стать искусственным бионическим рельефом, в данном случае, на равнинной местности. Мягкие перетекающие формы и большое количество остекления позволяет создать разнообразные внутренние пространства. В интерьере здания активно используются наклонные плоскости. Благодаря этому не только фасады, но и интерьеры приобретают сходство с поверхностью земли [7].


Рис. 1 - Учебный центр Rolex: а – вид сверху, б – видовое изображение, в – интерьер здания.
Источники: https://www.archdaily.com 

Другая форма имитации рельефа – использование террас. В качестве примера можно привести здание Tokyo Institute of Technology Hisao & Hiroko Taki Plaza в Японии (рис. 2), построенное по проекту архитекторов Kengo Kuma & Associates в 2020 г. Архитектурный объем подражает рельефу дельты реки. Большая часть здания находится под землей, чтобы не нарушать визуальное восприятие исторического объекта, расположенного рядом. Кровля с элементами озеленения может использоваться в качестве трибун. Ступенчатая структура продолжается в помещениях под землей. Это дает возможность проводить несколько мероприятий одновременно на разных уровнях. Таким образом, достигается единство внешнего (надземного) и внутреннего (подземного) пространства здания [7].


Рис. 2. Tokyo Institute of Technology Hisao & Hiroko Taki Plaza: а – вид сверху, б – видовое изображение
Источник: https://archi.ru 

В еще одном проекте SANAA (совместно с OLIN) – корпусе River в центре Grace Farms в Нью-Кейнене (США), завершенном в 2015 г., ведущую роль в пространстве играет природное окружение (рис. 3). Здание представляет собой узкую ленту, изгибающуюся в зависимости от изменений рельефа холма [7]. Тонкие колонны и стеклянные стены делают объем практически невесомым, создавая контраст с тяжелым массивом леса вокруг. Сооружение не перетягивает на себя внимание наблюдателей, а наоборот, подчеркивает величие окружающей природы.


Рис. 3. Корпус River в центре Grace Farms: а – вид сверху, б – видовое изображение.
Источник: https://archi.ru 

Второй вид взаимодействия природных и урбанистических мотивов – использование различных элементов озеленения. Так, в проекте Miyashita Park в Сибуе (Япония, 2020) архитекторы бюро Nikken Sekkei использовали вертикальное озеленение при создании общественного пространства в стесненных городских условиях (рис. 4). Проект предполагал реконструкцию парка над многоуровневой парковкой рядом с железнодорожными путями. К существующим функциям были добавлены торговые площади и отель. Основным элементом озеленения стали вьющиеся растения на декоративных арках. Связанность объекта с окружающей территорией города обеспечивается с помощью пешеходных мостов и лестниц [7]. 

Рис. 4. Miyashita Park: а – взрыв-схема проекта, б – сечение здания, в – боковой фасад,
г – вид сверху. Источник: https://www.archdaily.com 

Размещение кустарников или полноразмерных деревьев на крышах и террасах, как правило, сопряжено с усложнением конструкции здания. Но, несмотря на это, данная форма озеленения может быть включена в архитектурный объем. Примером является проект комплекса Namba Parks (рис. 5) в густонаселенном районе Осаки (Япония), созданный в 2007 г. фирмой The Jerde Partnership. На крыше комплекса расположен парк, а ниже – коммерческие помещения. С восточной стороны к объему парка примыкают две башни – офисная и общественная, с западной – железнодорожные пути. Здание поднимается на восемь этажей с уровня улицы. За основу композиции проекта был взят образ каньона. Среди функциональных зон парка есть пространства для выступлений, тихого отдыха и прогулок, общественный сад. Деревья и пруды на крыше здания питает прошедшая фильтрацию сточная вода ресторанов с территории комплекса [1, 8].


Рис. 5. Namba Parks: а – генплан; б – Видовое изображение, в – пространство для выступлений с амфитеатром,
г – общественный сад парка. Источник: https://www.jerde.com 

Более простая в плане конструктивных особенностей форма озеленения пространства – использование газонного покрытия на кровле здания. Комплекс Shanghai Greenland Center в Сюйхуэйе (Китай), построенный по проекту японского архитектурного бюро Nikken Sekkei в 2017 г.,– хорошая иллюстрация этой формы (рис. 6). Он расположен над одной из крупнейших станций метро в Шанхае. Проект следует тренду транзитно-ориентированного проектирования. В комплексе сочетаются здания офисного, торгового и жилого назначения. Основная идея проекта заключается в слиянии природного и городского пространства. Озелененная кровля комплекса разделена на террасы [7].


Рис. 6. Shanghai Greenland Center: а) генплан, б) видовое изображение.
Источник: https://www.archdaily.com 

Включение водных объектов в архитектурно-планировочную структуру здания позволяет создавать в городской среде зоны с уникальным микроклиматом. Так, в 1996 г. для проекта Canal City Hakata (рис. 7) в Фукуоке (Япония) архитекторы студии Jarde придумали интересное решение – сделать искусственный канал осью нового торгово-офисного комплекса. Дугу канала обрамляет вертикальное озеленение на стенах комплекса. Использование природных элементов и ступенчатая форма зданий придают объекту сходство с каньоном [8].


Рис. 7. Canal City Hakata: а) проект генплана, б) вид верху, в) вид на внутренний канал 
Источник: https://www.jerde.com 

Другая форма работы с водоемами – использование водного зеркала как части архитектурного облика здания. Павильон в парке Вейверсбюрг (Нидерланды), построенный по проекту Дзюнья Исигами и Studio Maks в 2017 г., благодаря использованию витражного остекления практически сливается с окружающим ландшафтом (рис. 8). В месте соприкосновения архитектурного объема с прудом образуются две отражающих поверхности – водное зеркало и стекло витража, создающие визуальную иллюзию непрерывности зеленого пространства парка. Влияние окружающих природных элементов считывается и в форме павильона, образованной тремя линиями: берегом пруда, краем партера перед виллой и линией повышения рельефа [9].


Рис. 8. Павильон в парке Вейверсбюрг: а) план, б) видовое изображение
Источник: https://archi.ru 

Иногда архитекторы могут намеренно противопоставлять урбанистические мотивы природным. В этом случае восприятие естественного ландшафта усиливается за счет противопоставления искусственно созданному объекту. POLA Museum of Arts (рис. 9) в Канагаве (Япония), спроектированный архитекторами Nikken Sekkei в 2002 г., контрастирует с окружающим лесным массивом по цвету [10]. Бетонные стены рядом с насыщенными цветами деревьев кажутся кристально белыми. Но в плане архитектурной формы выбраны лаконичные решения: простые геометрические фигуры без мелких декоративных элементов. Ровные однотонные плоскости архитектурного объема подчеркивают яркие цвета леса и привлекают внимание зрителя к сложным нерегулярным формам элементов природы вокруг. Большие плоскости здания, выполненные из витражного остекления, дают естественное освещение внутренним помещениям и делают природный ландшафт частью интерьера.


Рис. 9. POLA Museum of Arts: а – вид сверху; б – сечение здания.
Источник: https://www.nikken.co.jp/en 

В современной архитектуре можно найти примеры объединения нескольких видов природных элементов в одном объекте. Подобное усложнение структуры ожидаемо позволяет создать более яркий архитектурно-художественный образ. Например, здание ACROS (рис. 10) в Фукуоке (Япония), построенное в 1995 г. по проекту Эмилио Амбаша и архитектурного бюро «Takenaka Corporation», сочетает в себе имитацию террасированного рельефа с использованием элементов озеленения на террасах. Когда по мере роста города возникла необходимость строительства нового правительственного здания, единственным доступным участком в центре города был парк Тендзин. Но после объявления первоначального плана строительства на территории парка жители Фукуоки выступили с критикой данного решения. Новый проект, разработанный Эмилио Амбашем и архитектурным бюро «Takenaka Corporation», решил конфликт между горожанами и администрацией. Благодаря применению озелененных террас на южном фасаде здания, новый многофункциональный комплекс не разрушил целостность рекреационного пространства города, а расширил его, привнес кусочек горного леса в центр оживленного мегаполиса. Посетители могут подняться на террасы по специальным лестницам. Связь парка и главной улицы города, к которой примыкает северный фасад ACROS, архитекторы сохранили, создав пешеходный транзит через первый этаж комплекса. Кроме всего перечисленного, здание положительно влияет на экологию, оно способствует снижению потребления энергии и выбросов углекислого газа [11].


Рис. 10. ACROS Fukuoka: а – здание в городской застройке и его интерьер;
б – главный фасад здания; в – план 1-го этажа; г – сечение здания.
Источники: https://archi.ru ; https://tecnne.com 

В 2005 г. Тойо Ито и Sekkei Sougo Kenkyujo включили в проект комплекса Grin Grin Park (рис. 11) в Фукуоке (Япония) три вида элементов природы: бионический рельеф, озеленение кровли с помощью газонного покрытия и имитацию водной поверхности. Здание является частью проекта большого рекреационного пространства. Основное строение имитирует форму холмов и плавно вписывается в ландшафт местности. Принцип непрерывности реализуется не только в экстерьере, но и в интерьере. Внутреннее пространство разделено на три равные части, в каждой из которых растут разные виды растений. Северная часть представляет собой свободное пространство с большой зеленой зоной. В центральной части размещены субтропические растения. Южная часть – это оранжерея, где посетители могут научиться выращивать растения. Все пространства объединены спиралью, пронизывающей здание внутри и снаружи. Благодаря форме сооружения посетителям удобно попадать на видовую площадку, расположенную на озелененной кровле. С нее открывается вид на весь остров. Посетители свободны в выборе мест для отдыха, граница между парком и зданием практически стерта [1, 12]. Стеклянная кровля сооружения не только обеспечивает внутреннее пространство естественным освещением, но и имитирует водную гладь. Искусственные «озера» на рукотворном «холме» здания визуально перекликаются с естественным озером, расположенным рядом.

Рис. 11. Grin Grin Park:
а – генплан, б – план 1-го этажа, в – сечение здания, г – вид сверху, д – интерьер здания.
Источник: https://www.area-arch.it 

Таблица. Сравнение природных и урбанистических мотивов в архитектуре


Выводы

В ходе исследования было выделено три основных способа взаимодействия природных и урбанистических элементов:

1) подчинение – доминирование одного элемента архитектурного пространства над другим. Например, когда планировку здания определяют особенности окружающей среды;

2) имитация – подражание одного архитектурного пространства другому, иногда без непосредственного включения его элементов в объем здания. Примером может являться ситуация, когда форма здания подражает рельефу гор, но не использует помимо визуальной ассоциации каких-либо других элементов природной среды;

3) контраст – противопоставление одной группы элементов другим. В этом случае различия между урбанистическим и природным пространствами может усилить восприятие их особенностей наблюдателем.

В соответствии с данной классификацией составлена таблица, где исследуемые и другие примеры систематизируются по видам природных элементов, интегрированных в архитектуру здания: рельеф, растительность, вода и синергия – здание как продолжение окружающей среды, использующее одновременно несколько видов, представленных выше.

References

1. Konovalova, N.A. (2017) Modern architecture of Japan: traditions of perception of space. Moscow; Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya. (in Russian)

2. Sytnik, V.M. (2015). The relationship between Nature and Architecture in Japanese Culture: Philosophical aspects. Bulletin of the Buryat State University, No. 14, pp. 127-131. (in Russian)

3. Popkova, N.A. (2015). Kisho Kurokawa philosophy: the symbiosis of nature and architecture. Architecture and Modern Information Technologies, No. 2(31), p. 21. (in Russian)

4. Karnyshev, A.D. (2010). Baikal is mysterious, diverse and multilingual. 3rd ed. Irkutsk: Baikal State University. (in Russian)

5. Konovalova, N.A. (2020) Features of organic architecture in Japan. Architecture: Heritage, Traditions and Innovations. Moscow: without publisher. (in Russian)

6. Konovalova, N.A. (2017) Modern Gardens of Japan: Transformations and Constants. Modern Architecture of the World, No. 9, pp. 111-131. (in Russian)

7. ArchDaily (2018). Shanghai Greenland Center / Nikken Sekkei [Online]. Available from: https://www.archdaily.com  [Accessed 14 December  2022].

8. Jarde (2022). Namba Parks. Bringing nature to urban density [Online]. Available from: https://www.jerde.com/projects/7917/namba-parks  [Accessed 22 December  2022].

9. Archi.ru (2022). [Online] Available from:  https://archi.ru   [Accessed 14 December  2022]. (in Russian)

10. Nikken Sekkei (2022). MIYASHITA PARK A New Era – A new take on Relaxation and Activation [Online]. Available from:  https://www.nikken.co.jp  [Accessed 1 January  2023].

11. Beata Majerska-Pałubicka and Elżbieta Latusek (2021). Intelligence-Based Design Illustrated with Examples of ACROS Fukuoka, KKL Luzern and MICA Changsha Buildings—A Multicriterial Case Study. Buildings, [Online], 11(4), p. 135. Available from:  https://www.researchgate.net   [Accessed 6 January  2023].

12. Area (2022). [Online]. Available from:  https://www.area-arch.it  [Accessed 14 December  2022].

Citation link

Bolekhivskaya, A.Ya., Popkova, N.A. Building and landscape: the interaction of natural and urban motifs in modern architecture of Japan [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/7/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_7


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 09.04.2023
Views: 206