Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023
Theory of architecture
Bolekhivskaya Alena Ya.
Student, Department of Urban Planning.
Research supervisor: senior lecturer N.A. Popkov.
Siberian Federal University.
ORCID: 0000-0001-7155-0825
Russia, Krasnoyarsk, e-mail: alena-yarsk@yandex.ru
Popkova Natalya A.
Senior Instructor, Department of Urban Planning.
Siberian Federal University,
Russia, Krasnoyarsk, e-mail: NPopkova@sfu-kras.ru
Building and landscape: the interaction of natural and urban motifs in modern architecture of Japan
УДК: 72.01
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_7
Abstract
Keywords: architecture, landscape, architecture of Japan, interaction of nature and architecture
Введение
В японской культуре под влиянием религиозных и философских взглядов сформировалось особое отношение к природе, которое остается принципиально неизменным до сегодняшнего дня. Синтоизм – традиционная религия Японии – связан с обожествлением природных сил и явлений [1]. С распространением буддизма природа становится «собеседником и наставником» для тех, кто желает познать истину [2]. В отличие от западной позиции, в которой человек нередко присваивает себе право управлять природой или ее контролировать, у японцев «идеал, к которому человек должен стремиться, – это не покорять природу, а жить как часть природы, в соответствии с ее правилами» [3]. Японский термин «природа» («сидзэн») означает «быть, как есть это» или «гармонировать со средой». Хотя само понятие «культуры» рассматривается как антитезис «природы», главная характерная черта японской культуры состоит в том, что это культура природоподражательная.
С древнейших времен жители Японии возводили свои дома по принципу временных сооружений из собранных неподалеку природных материалов [4]. Это связано как с принятием образа жизни на основе буддистского учения о непостоянстве и бренности всего сущего, так и с частыми природными катаклизмами, после которых приходилось перестраивать свои жилища. Отсюда и характерный выбор материалов для японских традиционных построек: дерево, рисовая солома, бумага, которые легко можно заметить при повреждении. Японцы ценят тактильную и визуальную привлекательность природных материалов, так как исторически привыкли жить в симбиозе с природой. Взаимосвязь окружающей природы и японского жилища также достигается за счет открытости, чему способствуют: раздвижные бумажные перегородки, практически не отделяющие жильцов от света, звуков, запахов, и других явлений внешней среды; энгава – промежуточное пространство, объединяющее интерьер и сад; и зрительные приемы, такие как, например, «заемные пейзажи» (shakkei – прием интеграции окружающего сад внешнего пейзажа в ландшафт самого сада) [3].
Принцип связанности здания и ландшафта развивался японскими мастерами на протяжении многих столетий. Ряд форм традиционного японского искусства и архитектуры в XX в. были определены Райтом как «органические», что оказало значительное влияние на западную теорию и практику и легло в основу «органической архитектуры» [5].
В XXI в. высокая плотность населения и, как следствие, высокая стоимость земли в крупных городах заставляют архитекторов искать новые нестандартные решения для размещения садов и парков, например использовать элементы вертикального озеленения или создавать сады на крышах [6]. В Японии, где высокая плотность застройки сочетается с природными ограничениями (сложный рельеф, расположение на островах) данные виды использования элементов озеленения в архитектуре развиваются особенно активно.
Сокращение разрыва между природой и человеком или, по крайней мере, сглаживание данного негативного вектора развития – одна из задач современной архитектуры. Симбиоз здания и элементов озеленения не единственный способ, который встречается на практике. Анализ и классификация приемов, используемых японскими архитекторами, позволит более осознанно подходить к проектированию новых архитектурных объектов.
Учебный центр Rolex Федеральной политехнической школы Лозанны в Швейцарии (рис. 1), построенный по проекту японского архитектурного бюро SANAA в 2010 г., иллюстрирует, как архитектурное сооружение может стать искусственным бионическим рельефом, в данном случае, на равнинной местности. Мягкие перетекающие формы и большое количество остекления позволяет создать разнообразные внутренние пространства. В интерьере здания активно используются наклонные плоскости. Благодаря этому не только фасады, но и интерьеры приобретают сходство с поверхностью земли [7].
Рис. 1 - Учебный центр Rolex: а – вид сверху, б – видовое изображение, в – интерьер здания.
Источники: https://www.archdaily.com
Другая форма имитации рельефа – использование террас. В качестве примера можно привести здание Tokyo Institute of Technology Hisao & Hiroko Taki Plaza в Японии (рис. 2), построенное по проекту архитекторов Kengo Kuma & Associates в 2020 г. Архитектурный объем подражает рельефу дельты реки. Большая часть здания находится под землей, чтобы не нарушать визуальное восприятие исторического объекта, расположенного рядом. Кровля с элементами озеленения может использоваться в качестве трибун. Ступенчатая структура продолжается в помещениях под землей. Это дает возможность проводить несколько мероприятий одновременно на разных уровнях. Таким образом, достигается единство внешнего (надземного) и внутреннего (подземного) пространства здания [7].
Рис. 2. Tokyo Institute of Technology Hisao & Hiroko Taki Plaza: а – вид сверху, б – видовое изображение
Источник: https://archi.ru
В еще одном проекте SANAA (совместно с OLIN) – корпусе River в центре Grace Farms в Нью-Кейнене (США), завершенном в 2015 г., ведущую роль в пространстве играет природное окружение (рис. 3). Здание представляет собой узкую ленту, изгибающуюся в зависимости от изменений рельефа холма [7]. Тонкие колонны и стеклянные стены делают объем практически невесомым, создавая контраст с тяжелым массивом леса вокруг. Сооружение не перетягивает на себя внимание наблюдателей, а наоборот, подчеркивает величие окружающей природы.
Рис. 3. Корпус River в центре Grace Farms: а – вид сверху, б – видовое изображение.
Источник: https://archi.ru
Второй вид взаимодействия природных и урбанистических мотивов – использование различных элементов озеленения. Так, в проекте Miyashita Park в Сибуе (Япония, 2020) архитекторы бюро Nikken Sekkei использовали вертикальное озеленение при создании общественного пространства в стесненных городских условиях (рис. 4). Проект предполагал реконструкцию парка над многоуровневой парковкой рядом с железнодорожными путями. К существующим функциям были добавлены торговые площади и отель. Основным элементом озеленения стали вьющиеся растения на декоративных арках. Связанность объекта с окружающей территорией города обеспечивается с помощью пешеходных мостов и лестниц [7].
Рис. 4. Miyashita Park: а – взрыв-схема проекта, б – сечение здания, в – боковой фасад,
г – вид сверху. Источник: https://www.archdaily.com
Размещение кустарников или полноразмерных деревьев на крышах и террасах, как правило, сопряжено с усложнением конструкции здания. Но, несмотря на это, данная форма озеленения может быть включена в архитектурный объем. Примером является проект комплекса Namba Parks (рис. 5) в густонаселенном районе Осаки (Япония), созданный в 2007 г. фирмой The Jerde Partnership. На крыше комплекса расположен парк, а ниже – коммерческие помещения. С восточной стороны к объему парка примыкают две башни – офисная и общественная, с западной – железнодорожные пути. Здание поднимается на восемь этажей с уровня улицы. За основу композиции проекта был взят образ каньона. Среди функциональных зон парка есть пространства для выступлений, тихого отдыха и прогулок, общественный сад. Деревья и пруды на крыше здания питает прошедшая фильтрацию сточная вода ресторанов с территории комплекса [1, 8].
Рис. 5. Namba Parks: а – генплан; б – Видовое изображение, в – пространство для выступлений с амфитеатром,
г – общественный сад парка. Источник: https://www.jerde.com
Более простая в плане конструктивных особенностей форма озеленения пространства – использование газонного покрытия на кровле здания. Комплекс Shanghai Greenland Center в Сюйхуэйе (Китай), построенный по проекту японского архитектурного бюро Nikken Sekkei в 2017 г.,– хорошая иллюстрация этой формы (рис. 6). Он расположен над одной из крупнейших станций метро в Шанхае. Проект следует тренду транзитно-ориентированного проектирования. В комплексе сочетаются здания офисного, торгового и жилого назначения. Основная идея проекта заключается в слиянии природного и городского пространства. Озелененная кровля комплекса разделена на террасы [7].
Рис. 6. Shanghai Greenland Center: а) генплан, б) видовое изображение.
Источник: https://www.archdaily.com
Включение водных объектов в архитектурно-планировочную структуру здания позволяет создавать в городской среде зоны с уникальным микроклиматом. Так, в 1996 г. для проекта Canal City Hakata (рис. 7) в Фукуоке (Япония) архитекторы студии Jarde придумали интересное решение – сделать искусственный канал осью нового торгово-офисного комплекса. Дугу канала обрамляет вертикальное озеленение на стенах комплекса. Использование природных элементов и ступенчатая форма зданий придают объекту сходство с каньоном [8].
Рис. 7. Canal City Hakata: а) проект генплана, б) вид верху, в) вид на внутренний канал
Источник: https://www.jerde.com
Другая форма работы с водоемами – использование водного зеркала как части архитектурного облика здания. Павильон в парке Вейверсбюрг (Нидерланды), построенный по проекту Дзюнья Исигами и Studio Maks в 2017 г., благодаря использованию витражного остекления практически сливается с окружающим ландшафтом (рис. 8). В месте соприкосновения архитектурного объема с прудом образуются две отражающих поверхности – водное зеркало и стекло витража, создающие визуальную иллюзию непрерывности зеленого пространства парка. Влияние окружающих природных элементов считывается и в форме павильона, образованной тремя линиями: берегом пруда, краем партера перед виллой и линией повышения рельефа [9].
Рис. 8. Павильон в парке Вейверсбюрг: а) план, б) видовое изображение
Источник: https://archi.ru
Иногда архитекторы могут намеренно противопоставлять урбанистические мотивы природным. В этом случае восприятие естественного ландшафта усиливается за счет противопоставления искусственно созданному объекту. POLA Museum of Arts (рис. 9) в Канагаве (Япония), спроектированный архитекторами Nikken Sekkei в 2002 г., контрастирует с окружающим лесным массивом по цвету [10]. Бетонные стены рядом с насыщенными цветами деревьев кажутся кристально белыми. Но в плане архитектурной формы выбраны лаконичные решения: простые геометрические фигуры без мелких декоративных элементов. Ровные однотонные плоскости архитектурного объема подчеркивают яркие цвета леса и привлекают внимание зрителя к сложным нерегулярным формам элементов природы вокруг. Большие плоскости здания, выполненные из витражного остекления, дают естественное освещение внутренним помещениям и делают природный ландшафт частью интерьера.
Рис. 9. POLA Museum of Arts: а – вид сверху; б – сечение здания.
Источник: https://www.nikken.co.jp/en
В современной архитектуре можно найти примеры объединения нескольких видов природных элементов в одном объекте. Подобное усложнение структуры ожидаемо позволяет создать более яркий архитектурно-художественный образ. Например, здание ACROS (рис. 10) в Фукуоке (Япония), построенное в 1995 г. по проекту Эмилио Амбаша и архитектурного бюро «Takenaka Corporation», сочетает в себе имитацию террасированного рельефа с использованием элементов озеленения на террасах. Когда по мере роста города возникла необходимость строительства нового правительственного здания, единственным доступным участком в центре города был парк Тендзин. Но после объявления первоначального плана строительства на территории парка жители Фукуоки выступили с критикой данного решения. Новый проект, разработанный Эмилио Амбашем и архитектурным бюро «Takenaka Corporation», решил конфликт между горожанами и администрацией. Благодаря применению озелененных террас на южном фасаде здания, новый многофункциональный комплекс не разрушил целостность рекреационного пространства города, а расширил его, привнес кусочек горного леса в центр оживленного мегаполиса. Посетители могут подняться на террасы по специальным лестницам. Связь парка и главной улицы города, к которой примыкает северный фасад ACROS, архитекторы сохранили, создав пешеходный транзит через первый этаж комплекса. Кроме всего перечисленного, здание положительно влияет на экологию, оно способствует снижению потребления энергии и выбросов углекислого газа [11].
Рис. 10. ACROS Fukuoka: а – здание в городской застройке и его интерьер;
б – главный фасад здания; в – план 1-го этажа; г – сечение здания.
Источники: https://archi.ru ; https://tecnne.com
В 2005 г. Тойо Ито и Sekkei Sougo Kenkyujo включили в проект комплекса Grin Grin Park (рис. 11) в Фукуоке (Япония) три вида элементов природы: бионический рельеф, озеленение кровли с помощью газонного покрытия и имитацию водной поверхности. Здание является частью проекта большого рекреационного пространства. Основное строение имитирует форму холмов и плавно вписывается в ландшафт местности. Принцип непрерывности реализуется не только в экстерьере, но и в интерьере. Внутреннее пространство разделено на три равные части, в каждой из которых растут разные виды растений. Северная часть представляет собой свободное пространство с большой зеленой зоной. В центральной части размещены субтропические растения. Южная часть – это оранжерея, где посетители могут научиться выращивать растения. Все пространства объединены спиралью, пронизывающей здание внутри и снаружи. Благодаря форме сооружения посетителям удобно попадать на видовую площадку, расположенную на озелененной кровле. С нее открывается вид на весь остров. Посетители свободны в выборе мест для отдыха, граница между парком и зданием практически стерта [1, 12]. Стеклянная кровля сооружения не только обеспечивает внутреннее пространство естественным освещением, но и имитирует водную гладь. Искусственные «озера» на рукотворном «холме» здания визуально перекликаются с естественным озером, расположенным рядом.
Рис. 11. Grin Grin Park:
а – генплан, б – план 1-го этажа, в – сечение здания, г – вид сверху, д – интерьер здания.
Источник: https://www.area-arch.it
Таблица. Сравнение природных и урбанистических мотивов в архитектуре
Выводы
В ходе исследования было выделено три основных способа взаимодействия природных и урбанистических элементов:
1) подчинение – доминирование одного элемента архитектурного пространства над другим. Например, когда планировку здания определяют особенности окружающей среды;
2) имитация – подражание одного архитектурного пространства другому, иногда без непосредственного включения его элементов в объем здания. Примером может являться ситуация, когда форма здания подражает рельефу гор, но не использует помимо визуальной ассоциации каких-либо других элементов природной среды;
3) контраст – противопоставление одной группы элементов другим. В этом случае различия между урбанистическим и природным пространствами может усилить восприятие их особенностей наблюдателем.
В соответствии с данной классификацией составлена таблица, где исследуемые и другие примеры систематизируются по видам природных элементов, интегрированных в архитектуру здания: рельеф, растительность, вода и синергия – здание как продолжение окружающей среды, использующее одновременно несколько видов, представленных выше.
References
1. Konovalova, N.A. (2017) Modern architecture of Japan: traditions of perception of space. Moscow; Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya. (in Russian)
2. Sytnik, V.M. (2015). The relationship between Nature and Architecture in Japanese Culture: Philosophical aspects. Bulletin of the Buryat State University, No. 14, pp. 127-131. (in Russian)
3. Popkova, N.A. (2015). Kisho Kurokawa philosophy: the symbiosis of nature and architecture. Architecture and Modern Information Technologies, No. 2(31), p. 21. (in Russian)
4. Karnyshev, A.D. (2010). Baikal is mysterious, diverse and multilingual. 3rd ed. Irkutsk: Baikal State University. (in Russian)
5. Konovalova, N.A. (2020) Features of organic architecture in Japan. Architecture: Heritage, Traditions and Innovations. Moscow: without publisher. (in Russian)
6. Konovalova, N.A. (2017) Modern Gardens of Japan: Transformations and Constants. Modern Architecture of the World, No. 9, pp. 111-131. (in Russian)
7. ArchDaily (2018). Shanghai Greenland Center / Nikken Sekkei [Online]. Available from: https://www.archdaily.com [Accessed 14 December 2022].
8. Jarde (2022). Namba Parks. Bringing nature to urban density [Online]. Available from: https://www.jerde.com/projects/7917/namba-parks [Accessed 22 December 2022].
9. Archi.ru (2022). [Online] Available from: https://archi.ru [Accessed 14 December 2022]. (in Russian)
10. Nikken Sekkei (2022). MIYASHITA PARK A New Era – A new take on Relaxation and Activation [Online]. Available from: https://www.nikken.co.jp [Accessed 1 January 2023].
11. Beata Majerska-Pałubicka and Elżbieta Latusek (2021). Intelligence-Based Design Illustrated with Examples of ACROS Fukuoka, KKL Luzern and MICA Changsha Buildings—A Multicriterial Case Study. Buildings, [Online], 11(4), p. 135. Available from: https://www.researchgate.net [Accessed 6 January 2023].
12. Area (2022). [Online]. Available from: https://www.area-arch.it [Accessed 14 December 2022].
Citation link
Bolekhivskaya, A.Ya., Popkova, N.A. Building and landscape: the interaction of natural and urban motifs in modern architecture of Japan [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/7/ – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_7
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная