Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (84) December, 2023

Тown planning

Gurev Sergey N.

PhD. (Architecture),
Professor of the Department of Architectural Design and Drawing Fundamentals. 
Voronezh State Technical University,

Russia, Voronezh, e-mail: gurudesign@mail.ru

Yenin Alexander E.

PhD. (Architecture), Professor,
Dean, Faculty of Architecture and Urban Planning,
Head of the Department of Design and Architectural Drawing Fundamentals.
Voronezh State Technical University

Russia, Voronezh, e-mail: a_yenin@mail.ru

Gurev Alexander S.

Doctoral student, Subdepartment of Fundamentals of Design and Architectural Graphics.
Research supervisor: Professor A.E.Yenin, PhD. (Architecture).
Voronezh State Technical University

Russia, Voronezh, e-mail: alex.s.guru@gmail.com

The concept of coloristic treatment of a linear urban structure (on the example of Leninsky prospekt in Voronezh)

УДК: 711.424.017.4
DOI: 10.47055/19904126_2023_4(84)_20

Abstract

We examined the pool of colors demonstrated by the natural context of the city of Voronezh and the color palette of the architecture on the Left Bank and the main street Leninsky Prospekt of this district. Based on this study, a conceptual idea is proposed for the color treatment of the city’s extended linear structure. The concept allows for the spatial arrangement of the street, ensuring continuity in the perception of its colors, shapes and spaces and the stylistic features of the buildings. Orientation in the space of the street is improved through the accentuation by color of high-rise dominants, architectural monuments, socially and functionally significant objects, and historical buildings of architectural and artistic interest.

Keywords: urban coloristics, public spaces, linear structure, color

Из истории Левобережного района

Газета «Коммуна» в январе 1931 г. писала о том, что дальнейший рост города, в соответствии с комплексным планом развития и строительства, намечается на левом берегу р. Воронеж. Из полудеревенского селения слободы Монастырщенки это место превратится в благоустроенный социалистический город-сад. Уже к августу 1931 г. планируется построить новый мост с трамвайными путями, соединяющий правый берег с Левобережьем. Вдоль Сталинского проспекта начинается жилищное строительство по типу домов-коммун, оборудованных общественными столовыми, яслями, комнатами отдыха [1].

Эта протяженная улица промышленно-индустриального Левобережья – Сталинский проспект – простиралась от ВОГРЭСовской дамбы через слободу Монастырщенка до района Придача, а далее к району Отрожка (рис. 1а, б). Проектом генерального плана 1935 г. был предусмотрен жилой район на 60 тыс. человек, скверы и парки, а также создание водохранилища, большое водное зеркало которого должно было стать главной композиционной осью архитектурно-планировочной системы Воронежа (рис. 1в).

Рис.1. а) план Воронежа 1910 г.; б) аэрофотосъемка 1930-х гг.;
в) фрагмент Генерального плана 1939 г. «Большой Воронеж»; г) план-схема г. Воронежа, 1950.
Сост.  А. С. Гурьев

Это был первый советский градостроительный проект развития областного центра – схема зонирования территории города, впоследствии ставшая основной для составления генерального плана 1939 г. «Большой Воронеж» [2, с. 30]. В годы послевоенного восстановления Воронежа интенсивно велось строительство Левобережного района. Проект детальной планировки был выполнен архитектором А.В. Мироновым в 1949 г. Кроме того, А.В. Миронов был автором проектов: жилого дома на пересечении Сталинского проспекта и ул. Героев Стратосферы, проекта авиатехникума (1949) и ряда жилых пятиэтажных зданий на ул. Ленинградской и Героев Стратосферы (в соавторстве с архитектором В.В. Савостьяновым [2; 3, с.45]. В 1954 г. по типовому проекту архитектора К.К. Бартошевича, было построено здание Дворца культуры им. С.М. Кирова, которое композиционно доминировало, формируя ансамбль площади и транспортно-градостроительный узел в планировочной структуре южной части Сталинского проспекта (рис. 2).

Рис. 2. а) жилой дом с угловой башней на перекрестке Сталинского проспекта и ул. Героев Стратосферы, 1. 1939.
Арх. А.В. Миронов;
б) Дворец Культуры им. С.М. Кирова. 1954. Арх. К.К. Бартошевич.
Источник: https://bvf.ru/forum/showthread.php?t=800676&page=2  

Все эти здания сохранились, однако требуют реставрации, а также постановки их на государственную охрану как памятников архитектуры советского периода 1930–1950-х гг., представляющих архитектурно-художественную ценность.

В шестидесятые годы XX в. началось массовое строительство жилых кварталов с типовой застройкой, формирующей Октябрьский проспект (бывший Сталинский был переименован в 1961 г. в Октябрьский проспект, а в 1970 г. – в Ленинский проспект) [4]. Постройки этого периода сложно назвать архитектурой, скорее подойдет слово «жилище» – такое же серое, мрачное и бесцветное. Архитектура советского модернизма 1980-х гг., появлявшаяся на свободных участках Ленинского проспекта, мало чем отличалась от своей бесцветной и серой предшественницы периода «оттепели».

Целенаправленное формирование цветового облика городской среды требует профессионального решения, основанного на современных научных методиках и принципах проектирования колористики общественных пространств.

Анализ полихромии природного контекста

Левобережье Воронежа являет собой пойменный ландшафт с большим количеством парковых зон и живописных панорам с видом на зеркальную гладь Воронежского водохранилища и «Бархатный бугор» правого берега. Проектирование колористики целесообразно основывать на преобладающей в данном регионе палитре природной полихромии, ее структуре, с учетом сезонной динамики (рис. 3).

Рис. 3. Анализ годовой динамики цветовой палитры природного окружения. Сост.  А. С. Гурьев

На основе контраста или подобия, а также широкого диапазона профессиональных приемов открывается неограниченное количество вариантов вписывания архитектурных объектов в природный цветопейзаж [5, с. 12].

Анализ существующей цветовой палитры разностилевой застройки проспекта

Чтобы сделать проектные предложения по улучшению и совершенствованию цветовой среды города, следует понять, насколько эстетически полноценной является существующая архитектурная полихромия (рис. 4).

Рис. 4. Анализ архитектурной полихромии проспекта. Сост.  А. С. Гурьев

Вся застройка Ленинского проспекта может быть условно разделена по стилистической направленности и времени строительства на три периода:

- архитектура 1930–1950-х гг. (около 20% застройки проспекта). Это здания, построенные авторитетными архитекторами в классицистических традициях, с богатым орнаментально-пластическим декором и в традиционном для классицистической архитектуры охристо-золотистом колорите;

- застройка 1960–1970-х гг., формирующая серый, бесцветный и обезличенный образ района. Бесцветной эта застройка была не потому, что архитекторы выбрали серый цвет, а в силу экономических факторов: плохое качество, ничтожный ассортимент красящих веществ; окраска фасадов зданий считалось расточительством; увеличение этажности застройки до пяти этажей не давало возможности с земли видеть крышу, которая прежде являлась важным компонентом колористики города [6, с. 208];

- архитектура 1980-х гг., которая мало чем отличалась по цвету от «хрущевской» застройки с нулевой хроматической составляющей. Анализ существующей архитектурной среды Ленинского проспекта выявил необходимость его колористического переосмысления.

Особенности планировочной и функциональной структуры проспекта

Планировочная структура Ленинского проспекта представляет собой протяженное линейное открытое общественное пространство, сформированное последовательным рядом локальных общественных пространств, характеризующихся композиционной самостоятельностью и условной автономностью и замкнутостью. Высотные доминанты, расположенные на пересечении Проспекта с перпендикулярными улицами и межквартальными проездами, формируют ритмическую основу для дальнейшего проектирования структуры колористики. Функциональная структура Ленинского проспекта многовекторна, с преобладанием жилой функции, при этом актуальны: транспортная, пешеходная, рекреационная, коммерческая, общественная и информационная функции (рис. 5)

Рис. 5. Опорный каркас колористики Ленинского проспекта. Сост.  А. С. Гурьев

Образно-цветовая символика авторского послания

В архитектурном, дизайнерском и градостроительном проектировании цвет оказывает формообразующее действие на объем и пространство, воздействует на эмоциональные и эстетические чувства человека, а также является средством выражения авторской интенции и образного ви́дения проектной концепции. Концептуальная идея колористики Ленинского проспекта строилась на образе уробороса, символизирующего цикличность живой природы, движения, перерождения и преображения. В унисон с этим древним символом и аллегорией устроена сама природа, с ее изменчивой и динамичной цветовой палитрой, а равно и полихромия архитектурной среды, требующая постоянного изменения, обновления и переосмысления, в силу изменяющихся эстетических и цветовых предпочтений населения города (рис. 6).

Рис. 6. Хромоуроборос. Логотип образно-концептуальной идеи колористики Ленинского проспекта
и предлагаемая оптимизированная цветовая палитра. Сост.  А. С. Гурьев

Проектное предложение цветового решения Ленинского проспекта

Реализацию проектной идеи колористики линейной структуры целесообразно начинать с определения элементарного цветокомпозиционного участка, рассматриваемого как реально воспринимаемый фрагмент застройки улицы с учетом скорости движения пешехода (рис. 7).

Рис. 7. Определение элементарного цветокомпозиционного участка Ленинского проспекта
с учетом скорости движения пешехода (по Б.И. Кохно) [7]. Сост.  А. С. Гурьев

Протяженность цветокомпозиционного участка составила 178 м, что соответствует чуть большей длине фасадов двух пятиэтажных домов 480-й серии. С учетом восприятия пространственной среды улицы в динамике это дает возможность создавать цветовые вариации на основе ритмических и метрических сеток [8]. В соответствии с целостным ви́дением всей цветокомпозиционной структуры проспекта она была разделена на пять локальных линейных общественных пространств, имеющих свою композиционную колористическую структуру, что значительно обогащает общий композиционный замысел.

Рис. 8. Пять частей развертки проспекта (АБ; БВ; ВГ; ГД; ДЕ). Сост.  А. С. Гурьев

Первая часть (АБ) – начало проспекта, где сконцентрированы наиболее значимые архитектурные произведения периода 1930–1950-х гг.: Дворец культуры им. С.М. Кирова (памятник архитектуры), арх. К.К. Бартошевич; угловой жилой дом с универмагом в первом этаже и с башней, арх. А.В. Миронов (рис. 2), здание техникума, являющееся центром композиции из трех крупных домов. «Общественный характер здания подчеркнут мощным портиком на главном фасаде и крупными деталями» [9] (рис. 9).

Рис. 9. Цветовое решение фрагмента АБ Ленинского проспекта. Сост.  А. С. Гурьев

Для выявления и подчеркивания цветом ансамбливости и симметрии классицистической архитектурной композиции из трех зданий (арх. А.В. Миронов) используется монохроматическое цветосочетание, в основе построения которой лежит контраст цветового насыщения на вариациях одного спектрального цвета. Многовариантность использования этого цветосочетания строится на разбелах и зачернениях одного спектрального цвета (рис. 10).

Рис. 10. Использование монохроматического цветосочетания в колористическом решении
архитектурного ансамбля Ленинского проспекта, спроектированного архитектором А.В. Мироновым в 1952 г.
Сост.  А. С. Гурьев

Все исторические здания этого участка проспекта представлены в теплой охристо-желтой цветовой гамме. Застройка советского модернизма решена в контрастном сине-зеленом колорите, что вполне соответствует цветовому образу и стилистической принадлежности этой архитектуре, а также драматическому характеру полярного цветосочетания (рис. 11).

Рис. 11. Цветовое решение на основе полярого цветосочетания. Сост.  А. С. Гурьев

«Внутри себя» застройка 1960-х гг. иллюстрирует цветосочетание посредством переходного цветового участка от холодного синего через зеленый к желтому (рис. 12).

Рис. 12. Цветосочетание посредством переходного цветового участка. Сост.  А. С. Гурьев

Рядовая застройка 1960-х гг., первоначально имеющая серый цвет, может преобразиться, если использовать нюансное цветосочетание (рис. 13).

Рис. 13. Цветовое решение фрагмента БВ Ленинского проспекта. Сост.  А. С. Гурьев

Цветовая нюансировка наиболее часто применяется в дизайне и архитектуре, обеспечивая мягкие цветовые переходы и беспроигрышное проектное решение. Доступно огромное количество вариантов на основе комбинаторики цветов, расположенных рядом друг с другом в цветовом круге, с возможными изменениями по светлоте и насыщенности. При этом можно использовать от трех до пяти-семи рядом лежащих цветов (рис. 14).

Рис. 14. Цветовая нюансировка желто-оранжево-красных цветов. Сост.  А. С. Гурьев

Невозможно было исключить в проектном предложении «родной» серый цвет архитектуры советского модернизма, поскольку он является знаком-символом и своеобразным образно-цветовым якорем ушедшей эпохи. Используя цветосочетание изолированного цвета, в основе построения которого лежит выделение одного или нескольких насыщенных цветов на ахроматическом фоне, без опасений создания монотонности и бесцветья, получаем оригинальный и яркий цветовой образ архитектуры 1960–1980-х гг., рассмотренный через призму колористического переосмысления (рис. 15).

Рис. 15. Применение цветосочетания изолированного цвета для колористического решения архитектуры 1960–1980-х гг.
Сост.  А. С. Гурьев

Третий участок проспекта наиболее интересен, поскольку здесь расположен памятник архитектуры 1848 г. – церковь Успения Пресвятой Богородицы в окружении архитектурных построек 1960–1980-х гг. Храм, имея большую историческую и композиционную значимость, должен стать цветовой доминантой, контрастно выделяясь в окружающем архитектурном и природном контексте. Синий цвет, соединяющий небесное и земное, издревле считался цветом Пресвятой Богородицы [10], надежно закрепив за собой право быть доминирующим в данном фрагменте цветовой композиции Ленинского проспекта (рис. 16)

Рис. 16. Цветовое решение фрагмента ВГ Ленинского проспекта. Сост.  А. С. Гурьев

Четвёртый (ГД) и пятый (ДЕ) участки Ленинского проспекта представляют собой постройки шестидесятых-восьмидесятых годов, которые формируют упорядоченную планировочную структуру, состоящую из рядовой четырех-пятиэтажной застройки и 12-этажных жилых зданий, которые акцентируют перекрестки и примыкающие к Ленинскому проспекту улицы и проезды (рис. 17, 18).

Рис. 17. Цветовое решение фрагмента ГД Ленинского проспекта. Сост.  А. С. Гурьев

Рис. 18. Цветовое решение фрагмента ДЕ Ленинского проспекта. Сост.  А. С. Гурьев

Высотные здания проспекта хорошо просматриваются с дальних точек зрительного восприятия, особенно верхние этажи этих зданий. Эту характерную черту высотных зданий целесообразно использовать для лучшей ориентации в городском пространстве, акцентируя цветом верхние этажи (рис. 19).

Рис. 19. Обеспечение лучшей ориентации в пространстве города цветовым акцентированием
верхних этажей высотных зданий. Сост.  А. С. Гурьев

Выбор цвета или цветового ряда для акцентирования верхних этажей высотного здания должен быть композиционно связан с общей колористической структурой общественного пространства и быть своеобразным либретто или цветовой аннотацией, интригующей и заранее раскрывающей образ и колорит партерной зоны.

Заключение

Предложенная концепция цветового решения Ленинского проспекта задумывалась авторами на основе выразительного художественного образа с учетом специфических особенностей планировочной структуры этого фрагмента города, а также с учетом ряда факторов:

а) естественной освещенности (инсоляции);
б) цветовой палитры природного контекста с его изменчивой окраской;
в) непрерывности и динамики восприятия цветовой среды города;
г) особенностей цветовых палитр разностилевой застройки: архитектуры 1930–1950-х гг., зданий советского модернизма 1960–1980-х гг. и современной архитектуры;
д) построения цветокомпозиционной структуры линейных общественных пространств города на основе классических цветосочетаний, а также ритмических и метрических закономерностей.

References

1. A garden city on the site of a seedy village. Commune: regional newspaper. Voronezh: Jan. No. 6, 1931 (in Russian).

2. Mitin, V. (2006) The city of our dreams: On the occasion of the 75th anniversary of JSC "Voronezhproekt". Voronezh: Creative Association "Album" (in Russian).

3. Troitsky, N.V. (1953). The image of the future Voronezh. Voronezh: Voronezh book publishing house (in Russian).

4. Popov, P.A. (2003). Voronezh: The history of the city in street names. Voronezh: Quarta (in Russian).

5. Elizarov, V.Zh. (1992). Influence of regional features on the formation of the coloristics of a modern city. Abstract of the Candidate of Architecture thesis. Moscow: All-Russian Research Institute of the Theory of Architecture and Urban Planning. Moscow (in Russian).

6. Griber, Yu.A. (2012). The color field of the city in the history of European culture: Moscow: Soglasie (in Russian).

7. Kokhno, B.I.(1975). Patterns of formation of architectural compositions of the city. In: Problems of synthesis of arts and architecture, Issue II.  Leningrad: Academy of Arts of the USSR (in Russian).

8. Smolenskaya, E.O.(2004). The method of modeling open architectural spaces in an urban environment: On the example of the city of Samara. Abstract of the Candidate of Architecture thesis. Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering.

9. Troitsky, N.V. (1959). Voronezh. Architecture of the cities of the USSR. Moscow: Gosstroyizdat (in Russian).

10. Nikolskaya, T.M. (2011). Symbolism and semantics of the icon-painting image. Socio-Economic Phenomena and Processes, Tambov State University, No. 9, p. 300-319 (in Russian).

Citation link

Gurev, S.N., Yenin, A.E., Gurev, A.S. The concept of coloristic treatment of a linear urban structure (on the example of Leninsky prospekt in Voronezh) //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №4(84). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_4/20/  – doi: 10.47055/19904126_2023_4(84)_20


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 21.08.2023
Views: 75