Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (84) December, 2023

History of architecture

Gavrilova Svetlana I.

Consultant for Cultural Heritage.
‘Bank of Cultural Information’ Publisher

Russia, Yekaterinburg, e-mail: avolirvag@mail.ru

Soviet heritage: clubs, palaces of culture, and other cultural buildings of Kamensk-Uralsky erected in the 1930-1960s.

УДК: 72.03
DOI: 10.47055/19904126_2023_4(84)_9

Abstract

The article provides a historical and architectural review of the unique heritage of the Soviet era - the clubs and palaces of culture of Kamensk-Uralsky, an industrial city in the Urals, Russia. Changes in the architectural style of these buildings and their use in connection with the changing political situation in the country are retraced.

Keywords: cultural heritage of the Soviet period, the program of education of a harmoniously developed personality, frame-reed buildings, avant-garde architecture, Art Deco, Soviet neoclassicism

В дореволюционной России существовали клубы по профессиональной принадлежности, финансируемые за счет членских взносов. Так, например, в начале XX в. в Екатеринбурге в клубе приказчиков собирались представители этой профессии, обсуждали текущие вопросы своей деятельности, обменивались опытом работы, проходили курсы повышения квалификации. Деловой клуб посещали купцы и предприниматели, которые решали насущные профессиональные проблемы, договаривались о партнерстве, слушали лекции о новых достижениях в разных сферах промышленности и сельского хозяйства. Допускались в такие заведения только мужчины. Кроме того, в клубах посетители могли и приятно проводить досуг: играть в биллиард, общаться в уютной обстановке в чайной комнате. Здания под клубы арендовали или строили на отчисления их участников.

В конце XIX в. появились народные дома, организованные на средства земств, органов городского самоуправления, обществ грамотности и отдельных лиц. В них размещались: библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, чайная, книготорговая лавка. Первые народные дома были открыты во 2-й половине 1880-х гг. крупными промышленниками [1, с. 281–282].

Также в конце XIX в. прогрессивно настроенная интеллигенция организовала в крупных городах народные дома с просветительскими целями (в Петербурге – Литовский, в Москве – Введенский Н. д., в Харькове и Киеве – народные дома обществ грамотности и др.). Большое культурное воздействие оказывали театральные коллективы некоторых народных домов [1, с. 282].

Кружки были не только театральными, но и музыкальными, литературными и др., в них объединялись люди на основе общих интересов в свободное время от своей основной деятельности. Спектакли, музыкальные, литературные вечера они могли проводить не только для участников кружков, но и для приглашённых зрителей и слушателей. Такие объединения существовали на пожертвования меценатов.

В общественной жизни поселения Каменский завод последней трети ХIХ – начало ХХ в. возросла роль интеллигенции, которую составляли представители администрации поселения и завода, инженеры, канцелярские служащие, педагоги, врачи и другие. Они объединялись в различные общества: любителей естествознания1, любительскую театральную труппу, политические организации и проч. и вовлекали в них другие слои населения. Так в конце ХIХ в. появилась труппа «любителей драматического искусства» [8], которая впоследствии обрела собственное здание – «заводской театр», указанное именно так на чертеже с названием: «Общее расположение зданий и построек Каменского казённого завода 1914 г.» (рис. 1.1, 1.2). Это здание входило в комплекс конторы Каменского казенного чугунолитейного завода, возведенного в стиле классицизма по проекту екатеринбургского архитектора М.П. Малахова в 1825–1830-е гг., и изначально было предназначено для «хранения пожарных инструментов» (снесено в 1960-е гг.)

Рис.1.1. Панорама. Вид с северо-востока на Контору Каменского чугунолитейного завода.
Справа за рекой – здание заводского театра.
Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909. Библиотека Конгресса США.
Рис.1.2. Общее расположение зданий и построек Каменского казённого завода 1914 г. Архив КУКМ

Один из участников любительской театральной труппы – Борис Воробьёв, шестнадцатилетний гимназист – вспоминал в своих дневниках в 1915–1916 г., что он посещал в поселении Каменский завод клуб и кинематограф2. Вероятно, они размещались в этом же здании заводского театра. Информацией о деятельности дореволюционного клуба автор данной статьи пока не владеет, известно, что в этом клубе играли в биллиард1. 25 декабря 1919 г. здание заводского театра было передано «Союзу работников искусства в Каменском заводе»3.

В 1899 г. в здании Волостной управы (ныне ул. Ленина, 111) была открыта бесплатная народная библиотека-читальня им. А.С. Пушкина. Эта библиотека за весь многолетний период своего существования поменяла несколько зданий, и в 1973 г., обновленная и дополненная, переехала в специально построенные для нее помещения на 1-м этаже многоэтажного жилого дома пр. Победы, 33.

В 1930–1980-е гг. библиотеки с художественной и технической литературой были обязательной составляющей каждого клуба и дворца культуры, а некоторые из них имелась и детская литература.

В данной статье не будут рассматриваться советские клубы, которые размещались в приспособленных для них зданиях, возведенных в XIX – начале ХХ в., поскольку статья посвящена архитектуре клубов 1930–1960-х гг.

В советский период при строительстве заводов соответствующими наркоматами и министерствами возводились объекты соцкультбыта: жилые и общественные здания, спортивные сооружения, парки культуры и отдыха и др. С развитием и модернизацией заводов развивалась и социально-культурная сфера. Заводы вкладывали значительные денежные средства в строительство и обслуживание социально-культурных объектов, создавая благоприятные условия для жизни и отдыха горожан.

Программа по воспитанию человека новой формации, разработанная ещё в 1920-е гг., планомерно осуществлялась и в последующие годы: каждый человек, независимо от вида его основной деятельности, должен развиваться гармонично, совершенствовать все свои способности и навыки – в спорте, в науке, в творчестве. А задача государства – направить усилие каждого индивидуума в правильное русло, сформировать у него идеологию, намеченную коммунистической партией: вдохновить на добросовестный коллективный труд, на товарищество и взаимопомощь в повседневной жизни, на создание хорошей крепкой семьи, на стремление к знаниям и самосовершенствованию. Для этого требовалось проводить с широкими массами воспитательную и разъяснительную работу посредством развития культурно-массовой работы.

В СССР была выстроена четкая централизованная система руководства культмассовой деятельностью, во главе которой стоял Центральный Комитет ВКП (б), далее – соответствующие республиканские, краевые, областные, городские, районные подразделения, которые призваны были воплощать в жизнь программы по организации досуга населения, его интеллектуального и культурного развития.

Именно заводские дворцы культуры и клубы должны были осуществлять эти задачи при помощи специалистов соответствующих профессий. Несмотря на крайнюю политизированность и перегибы, подчас проявлявшиеся в работе культурно-массовых заведений, задачи в основе своей были гуманными и правильными. В заводских дворцах культуры и клубах были организованы библиотеки, проводились лекции различной тематики: о международном положении, о текущих решениях партии, о достижениях в науке, технике, экономике, о культуре разных народов, об истории искусства, о современном искусстве, о правилах гигиены и профилактике различных заболеваний и т.д.; проходили партийные собрания и праздничные мероприятия заводских коллективов, работали кружки художественной самодеятельности.

Следует сказать, что совершенствование навыков мастерства осуществлялось не только в стенах собственных заводских клубов и дворцов культуры – существовала государственная программа различных смотров, конкурсов, фестивалей, на которых самодеятельные коллективы демонстрировали свои номера и спектакли сначала на районном уровне, потом – на городском, областном, региональном, республиканском, и наконец, самые лучшие отбирались на общесоюзные показы. Организовывал эти мероприятия Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов совместно с Комитетом по делам искусств при Совете министров СССР. Поездки на все эти смотры и конкурсы финансировались соответствующими заводами и предприятиями – владельцами культурных заведений. Репертуар номеров состоял из произведений классиков и современников, как советских, так и зарубежных. Конечно, отбирались преимущественно те произведения, которые наиболее полно отвечали социалистической идеологии. Огромное внимание уделялось изучению и развитию творчества разных народов. Идея дружбы народов и сохранения самобытности культуры каждого народа была главенствующей.

Средства массовой информации были активно задействованы в пропаганде самодеятельного творчества. В прессе широко и подробно освещались события культурной жизни: журналисты, искусствоведы, деятели искусств писали рецензии на самодеятельные номера, зрители делились своими впечатлениями от увиденного, в газетах печатались репертуары, давались анонсы будущих произведений4.

Даже после окончания Великой Отечественной войны советское правительство уделяло огромное внимание не только восстановлению народного хозяйства страны и улучшению благосостояния населения, но и продолжало начатую до войны планомерную деятельность по развитию культуры народов СССР. Так, «в 1947 г. во Всероссийском смотре художественной самодеятельности участвовало более полутора миллионов человек, объединенных в ста тысячах различных кружков. В Свердловской области в этом движении приняло участие около 70 тысяч трудящихся, причем не только городских, но и сельских. К этому периоду в области была успешно решена задача электрификации всех колхозов, завершалась кинофикация всех сельсоветов, имевших огромную сеть культурно-просветительных учреждений: 71 дом культуры, 740 изб-читален, 260 рабочих клубов и Дворцов культуры»5.

С 1920-х гг. начала формироваться архитектоника нового типа здания – советского клуба – складывающаяся из функционального назначения и логической последовательности необходимых для его деятельности помещений: вестибюля, фойе, зрительного зала, кружковых комнат, библиотеки, красного уголка, подсобных помещений.

Раздел непосредственно об архитектуре клубов Каменска-Уральского состоит из 4-х частей:

Часть 1. Клубы 1930-х гг. 
Часть 2. Клубы и другие культмассовые сооружения 1940-х гг.
Часть 3. Клубы, дворцы культуры и другие культмассовые сооружения 1950-х гг.
Часть 4. Дворцы культуры 1960-х гг.

Часть 1. Клубы 1930-х гг. в г. Каменске-Уральском6.

По программе индустриализации страны в соответствии с концепцией соцгорода Н.А. Милютина, предлагавшего в целях финансовой экономии располагать новые промышленные города в непосредственной близости от сырьевых ресурсов и транспортных магистралей, в 1928–1932 гг. с северной стороны от исторического поселения Каменск (бывший Каменский завод) возводили железнодорожную линию «Урал–Курган», с начала 1930-х гг. – два крупных завода: с северо-восточной стороны трубный7, с юго-восточной – алюминиевый8 (введены в эксплуатацию в 1936 г. и 1939 г. соответственно), с северо-западной стороны – Синарский паровозо-электровозо-вагоноремонтный завод (строительство было законсервировано) [10], а в 1938 г. на его месте началось возведение Каменского магниевого завода (введен в эксплуатацию в августе 1941 г.). В 1934–1938 гг. проектировалась Красногорская ТЭЦ (введена в эксплуатацию в 1939 г.). В 1939–1940 гг. осуществлялась подготовка строительных площадок еще для нескольких заводов. В начале Великой Отечественной войны в эти промышленные зоны были эвакуированы заводы из прифронтовой полосы.

Первые жилые дома и объекты соцкультбыта на осваиваемых территориях были барачного типа – одноэтажными, бревенчатыми с простыми объемно-планировочными решениями. В частности, первые временные заводские клубы с обязательным «красным уголком» и читальнями размещались именно в таких зданиях. Сохранились фотографии некоторых клубов такого типа, но поскольку они не представляют собой интереса в архитектурном отношении, в статье будут рассмотрены только три их варианта.

В 1934–1935 гг. были разработаны проекты клубов в формах авангардной архитектуры, состоящие из нескольких объемов с декором в духе ар-деко. Фасады и интерьеры клубов активно использовались для наглядной агитации – политической и производственной (рис. 8.1, 8.2, 9.4).

Клубы Уральского алюминиевого завода9.

Первый временный клуб УАКа располагался в центральной части территории, отведенной под жилую застройку, внутри будущего комплекса ЦЖС10 (рис. 2.1.) и, вероятно, был возведен в 1933–1934 гг. Здание прямоугольное в плане с двускатной крышей и печным отоплением (рис. 2.2.)

Еще один клуб барачного типа, Т-образный в плане, находился в южной части соцгорода (ныне ул. Красногорская). По воспоминаниям А.Н. Колпакова11 «в 1934–1935 гг. из старых материалов была построена общая столовая (на 300 мест. – С.И. Гаврилова). Она разместилась в районе колхозного рынка. Это здание служило тогда как клуб-кинотеатр. Позднее здесь располагался клуб пионеров» (рис. 2.3.).

Рис. 2.1. Каменск. Генеральный проект планировки (Соцгород УАЗа – Г.С.И.). 1943.
Архитектурно-планировочная мастерская НККХ РСФСР.
Автором статьи обозначены клубы, построенные в 1930-х гг. Архив ОАО УАЗ СУАЛ
Рис. 2.2. Первый клуб на УАЗе. Фото 1935 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ. Фотореставрация Е.П. Топаловой. 2017
Рис. 2.3. Клуб-столовая УАЗа. Фото 1934 г. Музей ОАО УАЗ СУАЛ. Фотореставрация Е.П. Топаловой. 2017

Летний клуб в Парке культуры и отдыха УАКа.

В 1934 г. ленинградской организацией «Монтажпроекталюминий» был выполнен проект «Генерального плана УАКа и рабочего поселка на 20 тыс. жителей», переработанный в том же 1934 г. организацией «Уралалюминий» (рис. 3.1). По данному проекту с восточной стороны от комплекса ЦЖС был запланирован большой Парк культуры и отдыха УАЗа, занимающий территорию более 30 000 м2 в границах современных улиц Исетской, Строителей, Каменской с типичной для 1930-х гг. радиально-лучевой планировкой. Территория будущего парка представляла собой березовую рощу, благоустройство которой осуществлялось с 1934 г. одновременно с возведением жилых домов ЦЖС.

Композиционная структура парка, предложенная в «Эскизном проекте планировки рабочего поселка на 27 000 жителей» (Уралалюминий, 1934), была изменена: она осталась радиально-лучевой (рис. 3.1–3.3), но главный вход в парк был организован с северо-западной стороны (рис. 6.1). Главная аллея ориентирована по диагонали парка с северо-запада на юго-восток. В центральной части расположено композиционное ядро, от которого радиально расходятся аллеи. Еще две широкие аллеи направлены радиально от главного входа справа и слева от главной аллеи. Зеленые зоны были отделены невысокими оградами, а на газонах размещались стенды с наглядной агитацией, показателями производительности труда, расписанием мероприятий в парке (рис. 3.2).

Рис. 3.3. Эскизный проект планировки рабочего посёлка на 27 000 жителей. Уралалюминий. 1934. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Рис. 3.2. Фрагмент центральной части парка культуры и отдыха УАЗа. Фото П.Г. Шкурихина. 1938. Частный архив Н. Барановой.
Рис. 3.3. Фрагмент центральной части парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1936 [7, с. 57]

В 1934 г. специалистами организации «Уралалюминий» было спроектировано здание летнего театра, которое располагалось в северной части парка (рис. 2.1, 4.3). В южной части парка были размещены: летняя эстрада, читальня, танцплощадка (рис. 6.2–6.4). Имелись также и спортивные сооружения: тир, волейбольные, баскетбольные площадки, теннисный корт. Вдоль аллей были высажены клены и акации, установлены скамейки.

Здание летнего театра имеет разные названия в проектной документации 1934–1937 гг.: «летняя эстрада для сквера», «летний клуб». Вероятно, в процессе проектирования и строительства менялось его назначение. Изначально это была летняя эстрада (с летним кинотеатром) (проект архитектора Короткова12), состоящая из «зрительного зала» с двумя рядами скамеек и пятигранным объемом сцены, к которому справа и слева (с западной и восточной сторон) примыкали прямоугольные в плане объемы вспомогательных помещений и входных групп, а напротив сцены, за скамейками, располагалась кинобудка (рис. 4.3). Затем «зрительный зал» решили закрыть от осадков: установили над ним павильон с галереями по продольным фасадам, перекрытый скатной крышей сложной формы (рис. 4.1, 4.2). Здание имело каркасную конструктивную систему с утеплителем из камышита (матов из сушеного камыша) и называлось каркасно-камышитовым (рис. 4.1, 5.3). Фризы галерей были украшены глухим деревянным декором геометрического рисунка, а стойки квадратных в плане опор представляли собой муфтированные колонны со шпилями (рис. 4.2, 4.4).

Рис. 4.4. Вид с юго-востока на каркас возводимого летнего театра в парке культуры и отдыха УАЗа. Фото 1934.  Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Рис. 4.2. Вид с северо-запада на летний театр в парке культуры и отдыха УАЗа. Фото 1934
1935 гг.
Фотоистория парка УАЗа // Парк культуры и отдыха г. Каменск-Уральский. URL: https://vk.com/album-54465784_276043456 
Рис. 4.3. Летняя эстрада для сквера. 1934. Уралалюминий. Разраб. арх. Коротков. Архив ДК УАЗа. Архив ДК УАЗа.
Рис. 4.4. Летний театр парка. Фасады. Уралалюминий. Разраб. А. Колпаков. 1935. Архив ДК УАЗа

В 1935–1937 гг. авторским коллективом «Уралалюминия» (один из разработчиков А.Н. Колпаков13) было выполнено несколько вариантов проектов реконструкции здания. Со стороны сцены предполагалось возвести фойе, полукруглое или прямоугольное в плане (рис. 4.4, 5.2). К объему фойе должны были с северной стороны примыкать два прямоугольных в плане объема с кассами и входной группой между ними, а с восточной и западной сторон – прямоугольные в плане объемы котельной и санузлов. С южной стороны зрительного зала между входными тамбурами вместо кинобудки планировалось возвести кирпичный двухэтажный объем, в котором размещались: аккумуляторная, киноаппаратная, перемоточная (рис. 5.1). По краям южного фасада возводились криволинейные в плане объемы киосков (рис. 5.2). Не установлено, был ли реализован один из этих вариантов проекта реконструкции летнего театра. Известно, что в последующие годы галереи на продольных фасадах были закрыты стенами. В настоящее время от здания сохранился только кирпичный объем киноаппаратной.

Рис. 5.5. Проект. Летний театр. Кинобудка. Уралалюминий. Разраб. А. Кошелев (?) 1935. Архив ДК УАЗа.
Рис. 5.2. Расширение летнего театра. Уралалюминий. Втор. пол. 1930-х. Архив ДК УАЗа.
Рис. 5.3. Фрагмент. Деталь устройства отепления кровли. Камышит. Уралалюминий. Втор. пол. 1930-х. Архив ДК УАЗа

Другие сооружения 1930-х гг. в парке тоже имели элементы авангардной архитектуры: четырехгранные парные колонны со стилизованными капителями растительного рисунка (беседка-читальня, эстрада), высокий аттик входной группы парка (рис. 6.1–6.3). Эти сооружения тоже не сохранились.

В 1957 г. организацией «Гипроалюминий» (Ленинград) был разработан проект «Генплан участка клуба и городского сада». Доработкой этого проекта занимался каменский архитектор В.А. Гагарин; под его руководством осуществлялась реконструкция парка. По проекту В.А. Гагарина была выполнена ограда парка, детский городок, новые здания летних эстрад, здание общественного туалета, установлены парковые скульптуры, малые архитектурные формы, фонтаны, детские карусели, качели.

Рис. 6.1. Входная группа парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1950-х гг.
Фотоистория парка УАЗа  // Парк культуры и отдыха г. Каменск-Уральский
URL: https://vk.com/album-54465784_276043456
Рис. 6.2.    Фрагмент сцены летней эстрады парка культуры и отдыха УАЗа.
Фото 1950-х гг. Фотоистория парка УАЗа // Парк культуры и отдыха г. Каменск-Уральский
URL: https://vk.com/album-54465784_276043456
Рис. 6.3.   Фрагмент летней эстрады парка культуры и отдыха УАЗа.
Фото 1950-х гг. Фотоистория парка УАЗа // Парк культуры и отдыха г. Каменск-Уральский
 URL: https://vk.com/album-54465784_276043456
Рис. 6.4.    Сцена-ракушка для оркестра парка культуры и отдыха УАЗа.
Фото 1950-х гг. Фотоистория парка УАЗа // Парк культуры и отдыха г. Каменск-Уральский
URL: https://vk.com/album-54465784_276043456
 

Клуб строителей УАЗа

В 1934–1935 гг. в южной части соцгорода УАЗа в рамках комплексной застройки, предполагающей в том числе: строительство жилых каркасно-камышитовых домов и кирпичных общественных зданий (школы, детского сада, детских яслей), было возведено каркасно-камышитовое здание клуба строителей (рис. 7.1, 7.2, 8.1, 9.2–9.4). Оно располагалось на месте современного сооружения по ул. Октябрьская, 11а.

Автор проекта клуба строителей УАЗа не установлен. Известно, что в проектировании принимал участие инженер-архитектор организации «Уралалюминий» И.Р. Плакхин. Каркасно-камышитовое здание клуба строителей УАЗа на 300 мест имеет аналог – кирпичное здание кинотеатра им. А. С. Пушкина на 600 мест в Челябинске, возведенное в 1937 г. по проекту «Союзкинопроекта» (арх. Я. Корнфельд, Т. Заикин) (рис. 9.1)[9].

Рис. 7.1. Вид с самолёта на южную часть соцгорода УАЗа. Фото 1944. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Рис. 7.2.  Соцгород УАЗа, планировка кв. А-18. Управление строительством УАЗа (УАС). 1947. Архив ОАО УАЗ СУАЛ

Кинотеатр в Челябинске больше по размеру клуба в Каменске и имеет другое пластическое решение фасадов, но принципы построения объемных композиций у них похожи: одноэтажный объем со вспомогательными помещениями опоясывает основной более высокий объем (рис. 9.1, 9.2). Но в челябинском варианте этот одноэтажный объем окружает основной по всему периметру, а в каменском варианте – с разрывами в центральных частях продольных фасадов, к которым примыкают вертикальные четырехгранные объемы лестничных клеток. (рис. 8.1, 9.2)

На первом этаже каменского клуба строителей располагались фойе и помещения для различных кружков, на втором этаже: в северной части – фойе, в южной – зрительный зал. Фойе на втором этаже клуба имело кессонный потолок; в его интерьере размещались бюсты вождей страны, стенд с портретами стахановцев, картины с пейзажами (рис. 9.3, 9.4). По воспоминаниям Т.А. Андриевских довоенного периода «в клубе устраивались вечера, беседы, развлечения для молодёжи» [2, с. 13]. Какие именно кружки в тот период были организованы, не установлено.

Рис. 8.1. Вид с северо-запада на клуб строителей. Фото до 1953. Частный архив В.А. Сидорова.
Рис. 8.2. Главный фасад клуба строителей. Фото до 1953. Вырезка из газеты

Фасады клуба были оформлены лаконичным декором: плоскими лопатками и профилированными карнизами. Завершал здание высокий аттиковый этаж (рис. 8.1, 9.2). Кстати, этот элемент напоминает аттик входной группы парка УАЗа (рис. 6.1).

Объемно-планировочное решение и художественное оформление фасадов и интерьеров этого здания клуба выполнено в русле тенденций советской архитектуры конца 1920-х – начала 1930-х гг., в частности, сочетанием разных по высоте прямоугольных объемов, ритмическим рядом лопаток и высоким аттиком оно отдаленно напоминает знаменитую библиотеку им. Ленина в Москве – образец стиля ар-деко.

Здание клуба строителей было снесено в конце 1960-х гг. в связи с возведением Дворца культуры строителей.

Рис. 9.1. Кинотеатр им. А.С. Пушкина в Челябинске.
Фото 1947. Конышева Е.В. Кинотеатр им. А.С. Пушкина / Е.В. Конышева // Про Челябинскъ – 12.03.2021.
URL: https://dg048.livejournal.com/86201.html
Рис. 9.2. Вид с северо-запада на клуб строителей УАЗа. Фото 1950-х. Частный архив семьи Плакхиных.
Рис. 9.3. Фрагмент интерьера фойе на 2-м этаже клуба строителей УАЗа. Фото 1934.  Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Фотореставрация Е.П. Топаловой. 2017.
Рис. 9.4. Фрагмент интерьера фойе на 2-м этаже клуба строителей УАЗа. Фото 1935.  Музей ОАО УАЗ СУАЛ

Клуб с рестораном для ИТР УАЗа

Для проживания высшего руководства УАЗа в 1935–1936 гг. было начато строительство коттеджного поселка на территории, расположенной с юго-восточной стороны от основной жилой застройки, на высоком мысу в устье Красногорского оврага, на берегу р. Исети. Впоследствии коттеджный поселок был защищен высоким забором и военизированной охраной и имел собственный клуб с рестораном, который был возведен в 1935 гг. севернее элитного поселка. Это деревянное культурно-развлекательное сооружение трактовалось как временное. Архитекторы применили принцип органической архитектуры 1920–1930-х гг.: активно задействовали в проекте клуба-ресторана природный ландшафт. Здание стояло на краю высокого крутого берега р. Исети и было раскрыто главным фасадом с панорамными окнами и террасой на водную гладь (рис. 10.1-10.3).

Сооружение имело сложное объемно-планировочное и конструктивное решение. Первым был возведен прямоугольный в плане объем ресторана с входной группой криволинейной формы, представлявшей собой навес, опирающийся на 6 цилиндрических стоек (рис. 10.5, 10.6). Впоследствии эти стойки стали муфтированными колоннами (рис. 10.3, 10.4). Навес венчала низкая шатровая крыша. Перед главным восточным фасадом располагалась смотровая площадка (терраса) с ограждением (рис. 10.5). Вся конструкция была установлена на плиту-платформу, которая размещалась на высоком цоколе (искусственном рельефе) и на опорах (рис. 10.5-10.6), что было более характерно для западной архитектуры 1920–1930-х гг., в частности для «Дома над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта (1936–1939 гг).

Углы здания ресторана были закреплены рустованными (муфтированными) лопатками; остекление южного, восточного и северного фасадов было сплошным, завершал все фасады профилированный карниз (рис. 10.5).

Рис.10.1. Панорама. Вид с востока на коттеджный посёлок и клуб с рестораном ИТР. Фото 20.10.1935. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Рис.10.2.  Вид с северо-востока на клуб с рестораном ИТР. (Фрагмент). Фото 11.03.1935. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Рис.10.3. Вид с востока на коттеджный посёлок и клуб с рестораном ИТР. Фото 20.10.1935. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Рис.10.4.  Вид с юго-востока на клуб с рестораном ИТР УАЗа. Фото 1935. [7, с. 40].
Рис.10.5. Вид с юго-востока на ресторан ИТР УАЗа. Фото 1935. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.
Рис.10.5.  Вид с северо-востока на каркас строящегося ресторана ИТР УАЗа. Фото 1935. Музей ОАО УАЗ СУАЛ

Позднее смотровая площадка была дополнена навесом на стойках, а с южной и северной сторон к ресторану пристроили прямоугольные в плане объёмы клубных помещений. Северный и южный объёмы этих пристроев имели горизонтальное остекление; декоративное оформление фасадов состояло из муфтированных угловых пилястр, кронштейнов на фризе, профилированных карнизов (рис. 10.1-10.4).

Это временное здание простояло не долго. Автор проекта не установлен.

Клубы Синарского трубного завода14

Синарский трубный завод имел несколько селитебных зон с «говорящими» названиями: «Спецпоселок», «Дерновой поселок», «Саманный поселок»15, «Технический поселок» и «Соцгород», уровень жизни в которых отличался степенью комфортности. Самым комфортным по тем временам был «Соцгород».

Справедливости ради, следует сказать, что строители и сотрудники УАЗа в 1930-е гг. тоже проживали в разных условиях16 : деревенских избах, бараках, в общежитиях с койко-местами, коммунальных квартирах, квартирах – в зависимости от социального статуса. Передовики и стахановцы поощрялись предоставлением им лучших жилищных условий.

Все-таки два завода-гиганта – алюминиевый и трубный – возводились одновременно в нескольких десятков километров друг от друга (Синарский трубный завод – «по встречному» плану), и рабочих рук местного населения не хватало на такое глобальное строительство. Государству приходилось искать эти рабочие руки по всей стране и направлять их владельцев на важные стройки как в добровольном порядке, так и в принудительном.

Спецпоселок и Саманный поселок, как следует из архивных документов, в 1935 г. имели свои клубы барачного типа с печным отоплением. В каждом из них была сцена и читальня, но в клубе Саманного поселка в 1935 г. отсутствовал «красный уголок»17.

Первый временный клуб Синарского трубного завода, построенный в 1933 г. в соцгороде, был барачного типа (рис. 11.1–11.3). Он размещался в центральной части поселения в зеленой зоне, расположенной с восточной стороны от главной площади (ныне пл. Беляева), на которой в 1935 г. был возведен памятник В.И. Ленину, являвшийся доминантой площади (рис. 11.3, 15.5).

Рис.11.1. Панорама. Вид с востока на первый клуб соцгорода СинТЗ (справа) и клуб-кино СинТЗ (слева). Частный архив В.А. Сидорова.
Рис.11.2.  Фрагмент проекта Соцгорода Трубный. Нач. 1930-х. Архив АО «Синарский трубный завод».
Рис.11.3.  Проект благоустройства площади у клуба-кино на 550 мест. ОКС СинТЗ. 1940.Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА». 
Рис.11.4.  Клуб ИТР СинТЗ. Фото 1930-х. Частный архив А.А. Юровских

Этот памятник был установлен на постамент, выполненный в формах архитектуры конструктивизма и напоминал постамент памятника Ленину на броневике, установленному возле Финляндского вокзала в Ленинграде в 1926 г. (рис. 15.4). Только каменский постамент-броневик имел более абстрактный и упрощенный облик по сравнению с ленинградским, т. е., говоря современным языком, это – более бюджетный вариант первоисточника (рис. 15.4, 15.5).

Из воспоминаний Н.М. Черемных о первом клубе: «Это было небольшое одноэтажное деревянное здание. В тридцатые годы клуб был местом «тусовки» интеллигенции «Синарстроя»18. Всевозможные вечера-встречи, праздники, приличный (по тем временам) буфет и, главное, биллиард собирали, особенно длинными зимними вечерами, шумную веселую аудиторию из числа специалистов, инженеров стройки. Заканчивались «поединки» буфетом. По тем временам, особенно в голодные 1931–1933 гг., основным блюдом в буфете была гречневая запеканка» [7, с. 26]. Один из очевидцев этих мероприятий В.М. Кучеренко19 вспоминает: «Жили мы весело, много пели. Вспоминаю наш красивейший биллиард, клуб, где мы смотрели кинофильмы «Трактористы», «Волга-Волга» [7, с. 47]. Кстати, о пении – хоровые коллективы в последующие годы имелись почти во всех клубах. В клубе СинТЗ хоровой коллектив был образован в 1930-е гг., а в 1933 г. был создан первый духовой оркестр под управлением М. Тюленева [7, с. 253].

Вероятно, в середине 1930-х гг. для инженерно-технических работников построили новое здание клуба. Сохранилась фотография интересного деревянного клуба для ИТР в формах авангардной архитектуры, но точная дата его постройки и местоположение не установлено. Здание состояло из нескольких прямоугольных одно- и двухэтажных объемов, завершенных крышами со скатами разной формы. Все объемы имели горизонтальное и вертикальное остекление на фасадах. Переплеты окон на главном фасаде были со сложным геометрическим рисунком (рис. 11.4).

Во второй половине 1930 г. рядом со старым клубом СинТЗ было решено построить здание клуба-кино на 550 мест, ориентированное главным западным фасадом на площадь (рис. 11.1, 11.3, 14.1).

Здание клуба-кино (позднее дворец культуры СинТЗ) является составной частью комплексной застройки соцгорода «Трубный» 1930–1940-х гг. Его современный адрес – ул. Карла Маркса, 62.

За основу проекта нового здания был взят проект повторного применения клуба Первоуральского новотрубного завода, разработанный в 1938 г. архитектором Свердловского отделения организации «Госсоюзпроектин-Т №4». К.В. Глушковым. Сохранились чертежи фасадов здания именно из этого проекта для клуба в Первоуральске (рис. 12.1, 12.2). У него главным фасадом являлся восточный, а не западный, как у каменского клуба-кино.

Рис.12.1. Проект фасадов клуба Первоуральского Новотрубного завода. «Госсоюзпроектин-Т №4». 1938.
Арх. К.В. Глушков. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА». 
Рис. 12.2. Проект фасада, террасы и деталей 21-22-23 клуба Первоуральского Новотрубного завода.
«Госсоюзпроектин-Т №4». 1938. Арх. К.В. Глушков. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА» 

В 1938–1940 гг. переработкой этого проекта первоуральского клуба для соцгорода «Трубный» в г. Каменске занимался отдел капитального строительства Синарского трубного завода (ОКС СинТЗ) (рис. 13.1). Строительство здания осуществлялось в 1940–1945 гг.

По первоначальному проекту здание состояло из нескольких объемов: к основному Г-образному в плане объему с северной стороны должен был примыкать полуцилиндрический одноэтажный объем террасы со сплошным остеклением, с восточной стороны – полуцилиндрический объем лестничной клетки (рис. 13.1). Впоследствии терраса не была возведена, а основной объем стал прямоугольным в плане. В 1977 г. с восточной стороны к нему добавили еще два больших объема-пристроя (рис. 13.2).

Планировка довоенного здания по продольной оси запад-восток – не зеркальная (рис. 13.2). За главным входом, расположенным в центральной части западного фасада, находится тамбур с лестничными клетками и санузлами справа и слева от него. За тамбуром – вестибюль, из которого можно попасть в фойе и в зрительный зал. Последний размещен продольно вдоль стены южного фасада и имеет выходы на улицу. Из фойе, расположенном параллельно продольным стенам зрительного зала, организованы входы в кружковые и подсобные помещения, выходящие окнами на северную и восточную стороны. С восточной стороны фойе имеется выход на лестничную клетку, размещенную в цилиндрическом объеме (рис. 15.2).

Рис.13.1. План 1 этажа клуба-кино СинТЗ (проект ОКС СинТЗ. 1940 ) Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА». 
Рис.13.2.  План 1 этажа клуба-кино СинТЗ (проект ОКС СинТЗ. 1940) Чертеж с пристроями 1977 г. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА» 

Композиция главного западного фасада симметрична, центральная часть фасада заглублена и оформлена восьмиколонным портиком, увенчанным фронтоном. Четырехгранные парные колонны изначально были завершены полочками (рис. 14.1). Аналогичным четырнадцатиколонным портиком, но без фронтона оформлен южный фасад (за портиком находятся выходы из зрительного зала) (рис. 13.2, 15.1, 15.3). В 1940-е гг. колонны главного фасада были дополнены капителями в стилистике классицизма (рис. 14.2, 15.1).

Первоначальные интерьеры здания планировались в стилистике авангардной архитектуры как у образца – клуба из Первоуральска (рис. 14.3). На чертеже «Разверток стен зрительного зала» 1938 г. верхняя часть поверхности стен, которые без оконных проемов, оформлена ритмическим рядом прямоугольных элементов с рамочным обрамлением – зеркал. Такие же зеркала размещались и на южной стене – между оконными проемами. Под ними проходил широкий пояс из квадратных ширинок. Сцена была фланкирована филенчатыми пилястрами, несущими антаблемент. По такому же принципу были выполнены порталы дверных проемов. Но данный проект отделки интерьеров не был реализован в каменском варианте клуба-кино.

В середине 1940-х гг. свердловский архитектор В.В. Емельянов разработал проект интерьеров этого здания в стиле советский неоклассицизм. Об этом варианте будет рассказано в следующей части.

Рис. 14.1. Главный западный фасад клуба-кино СинТЗ (ДК СинТЗ) (без капителей на колоннах). Фото 1940-х. Архив КУКМ.
Рис. 14.2.  Капители колонн главного фасада клуба-кино СинТЗ (ДК СинТЗ). Фото С.И. Гавриловой. 2009.
Рис. 14.3. Развертки стен зала клуба Первоуральского Новотрубного завода. «Госсоюзпроектин-Т №4». 1938.
Архитектор К.В. Глушков. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА»

Клуб-кино СинТЗ (Дворец культуры СинТЗ) – образец общественного здания в формах конструктивизма с элементами классицистического декоративного оформления. На «Проекте благоустройства площади у клуба-кино на 550 мест», выполненном в 1940 г. ОКСом СинТЗ, новое кирпичное здание клуба-кино, расположено по главной оси площади восток-запад (рис. 11.3). С южной стороны от него размещен сквер, в основу композиции которого была заложена радиально-кольцевая схема: две пешеходные дорожки разных диаметров радиально опоясывали центральное ядро; по осям восток-запад, север-юг и в диагональных направлениях их пересекали пешеходные дорожки, которые в северной и южной частях сквера являлись составляющими новых радиальных композиций. Также для сквера была спроектирована входная группа, состоящая из шести парных четырехгранных колонн, на которые опирался аттик, представляющий собой композицию из трех четырехгранных столбиков с арочными стенками между ними, завершенный карнизом простой профилировки. С восточной стороны от сквера находились тир и стадион.

Рис.15.1. Вид на ДК СинТЗ с юго-запада. Фото С.И. Гавриловой. 2009.
Рис.15.2. Фрагмент южного фасада. ДК СинТЗ. Фото С.И. Гавриловой. 2009.
Рис.15.3. Восточный фасад ДК СинТЗ. Фото С.И. Гавриловой. 2009.
Рис.15.4. Финляндский вокзал памятник Ленину.  // Заметки путешественника 
URL: https://bangkokbook.ru/poezdki/finlyandskij-vokzal-pamyatnik-leninu.html 
Рис.15.5. Памятник В.И. Ленину перед ДК СинТЗ. Фото С.И. Гавриловой. 2012

Таким образом, первые советские временные клубы н. 1930-х гг. в Каменске-Уральском имели простое объемно-планировочное решение, характерное и для других типов зданий этого периода. Впоследствии здания клубов из-за дефицита долговечных строительных материалов возводились из доступных подручных материалов: дерева, камыша (в качестве утеплителя) и др. Лишь в конце 1930-х гг. Синарский трубный завод смог заказать проект капитального кирпичного клуба. Архитекторы, проектировавшие эти клубы, прекрасно знали лучшие образцы современной им советской и зарубежной авангардной архитектуры, работали в русле архитектурных тенденций конструктивизма, постконструктивизма, ар-деко. Здания клубов имели сложное объемно-планировочное решение и выразительную пластику фасадов, дополненную декоративными элементами в духе ар-деко.

Примечания

1Несколько исследователей из поселения Каменский завод являлись членами УОЛЕ в г. Екатеринбурге: П.В. Рудаковский – член Парижской Академии наук, лауреат премии Петербургской Академии наук, член-учредитель УОЛЕ, начавший свою врачебную практику в госпитале Каменского завода (1855–1858) (Исторический календарь Каменского завода: рукопись – К-Ур.: КУКМ, 2001, с. 4, 7). С 1886 г. В.А. Шамарин, владелец обувной фабрики, состоял действительным членом УОЛЕ. Позднее членами этого общества стали К. А. Шамарин (с 1903 г.) и его сыновья – А.К. Шамарин (с 1912 г.) и П.К. Шамарин (с 1914 г.) В.Г. Олесов – председатель Камышловской земской управы (1870), Почетный член УОЛЕ (1910 г.), собиратель Каменского фольклора, первый метеоролог поселения Каменский завод [2, с. 32].

2Шестернина Н.Г. Воробьевы. Борис. Из архива городского краеведческого музея / Н.Г. Шестернина - Каменский рабочий, № 128 от 07.07.1994 г.

3ГКУСО «ГАСО» Ф. Р-155, Оп. 1, Д. 38, Л. 73.

4Вся информация, изложенная в данном разделе (о задачах и деятельности советских клубов) получена автором статьи в том числе и из периодической печати – газет «Каменский рабочий», «За Уральский алюминий», «Уральский рабочий» и др. 1946–1980-х гг. 

5Г.Г. Тягленко – начальник Свердловского областного отдела по делам искусств. – К новым успехам художественной самодеятельности / Г.Г. Тягленко. // Уральский рабочий, 1947, декабрь.

6 1930 г. Поселок Каменск Каменского района, Челябинской области. 1935 г. (20 апреля) поселок Каменск преобразован в город Каменск. 1940 г. (6 июня) г. Каменск переименован г. Каменск-Уральский, выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения.

7Постановление Совнаркома СССР от 26 мая 1932 г.

8Решение областного комитета ВКП (б) от 3 апреля 1931 г. по инициативе руководства Уральской области «в порядке встречного плана путем изыскания ресурсов внутри области».

9С апреля 1934 г. строящийся Уральский алюминиевый комбинат (УАК) стал именоваться заводом (УАЗ).

10Квартал-коммуна «Центральная жилищная секция».

11А.Н. Колпаков – инженер из «Уралалюминстроя». Так начинался Красногорский район: рукопись 1985 г. Фонд «Уралалюминстроя». Архив КУКМ.

12Инициалы в штампе чертежа не указаны.

13Фамилии других специалистов в штампах чертежей расшифровать не удалось.

14В начале 1930-х гг. проектное название предприятия – «Каменско-Синарский металлургический комбинат», с 1931 по 1936 гг.– «Синарстрой», в 1936 г. – «Синарский труболитейный завод», в 1936–1942 гг. – «Синарский трубный завод», с апреля 1942 г. по 1949 гг. – «Государственный завод № 705», в 1949–1952 гг. – «Государственный завод № 705» и «Синарский трубный завод», в 1952–1992 гг.- «Синарский трубный завод». Одно время завод носил имя И.Д. Кабакова.

15Саманный и Дерновой – временные названия поселков.

16«Руководство строительством и ведущие специалисты в 1934–1935 гг. жили в поселке Волковская плотина в двухэтажном деревянном доме, построенном в то время, и в двухэтажном доме бывшего владельца мельниц. В это же время начал строиться на индивидуальных началах временный поселок Красная Звезда. В 1935 г. началось строительство бараков для прибывающих рабочих. Они разместились между КТЭЦ и р. Исетью. Значительное количество рабочих и специалистов все же жили на частных квартирах как в самом Каменске, так и в близлежащих деревнях: Монастырка, Красная Горка, Байново, Волково, Брод. Строительство временных каркасно-камышитовых (Гаврилова С.И.) домов в квартале А-18 началось в 1934 г., домов БК-8 – в 1935 г. Первый дом был закончен в 1934 г., остальные в 1935–1937 гг. В Квартале БК-8 первенцем был дом по ул. Октябрьской, остальные построены в 1936–1938 гг.» Рукопись А.Н. Колпакова – инженера из «Уралалюминстроя». Фонд «Уралалюминстроя». Архив КУКМ. В 1934–1937 гг. осуществлялось строительство капитальных домов ЦЖС, а в 1936–1944 гг. – домов квартала 2-27.

17ГАСО. Ф-83, Оп. 1, Ед. х. 6, Л. 40, 41.

18Возведением Каменско-Синарского металлургического комбината занималась организация «Синарстрой» до начала 1930-х гг., структурно входившая в Государственное Всесоюзное объединение металлургической, железорудной и марганцевой промышленности восточной части СССР – «Востоксталь» [7, с. 19].

19В.М. Кучеренко в тот период жил в комнате гостиницы для ИТР с удобствами в конце коридора [7, с. 47].

 

Источники иллюстраций

1. Архив КУКМ.

2. Архив ОАО УАЗ СУАЛ.

3. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.

4. Архив АО «Синарский трубный завод».

5. Архив ДК УАЗа.

6. Архив ООО ЦК И НТ «ОРБИТА».

7. Библиотека Конгресса США.

8. 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: мемуары / ред. В. А. Мякотин. – Шадринск: Исеть, 1995. – 148 с.

9. Частный архив Н. Барановой.

10. Частный архив С.И. Гавриловой.

11. Частный архив Р.П. Заварыкиной.

12. Частный архив семьи Плакхиных.

13. Частный архив В.А. Сидорова.

14. Частный архив А.А. Юровских.

15. Фотоистория парка УАЗа // Парк культуры и отдыха г. Каменск-Уральский. – URL: https://vk.com/album-54465784_276043456 

16. Конышева Е.В. Кинотеатр им. А.С. Пушкина. Е.В. Конышева // Про Челябинскъ – 12.03.2021 г. – URL: https://dg048.livejournal.com/86201.html?  

17. Финляндский вокзал – памятник Ленину // Заметки путешественника. – URL: https://bangkokbook.ru/poezdki/finlyandskij-vokzal-pamyatnik-leninu.html  

References

1. Prokhorov, A.M. (ed.) (1974) The Great Soviet Encyclopedia: [in 30 volumes]. Vol. 17. 3rd ed. Moscow: Soviet Encyclopedia (in Russian).

2. Andrievskikh, T.A. (1995) In labor and in battle. In: Myakotin, V.A. 50 years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945: memoirs. Shadrinsk: PO "Iset" (in Russian).

3. Gavrilova. S.I., Zenkova, L.V., Kuznetsova, A.V., Lesunova, A.Yu. (2008) Architectural monuments of Kamensk-Uralsky. Yekaterinburg: Bank of Cultural Information (in Russian).

4. Gavrilova, S.I. (2013) Typological features and stylistic trends of the 1960s-1950s architecture of Kamensk-Uralsky on the example of newly identified objects of cultural heritage [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 4(44). Available from: http://archvuz.ru/en/2013_4/14 (in Russian).

5. Gavrilova, S.I. (2011) Comprehensive development of Kamensk-Uralsky in the 1930s. Implemented and unrealized projects [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.4(36). Available from: http://archvuz.ru/en/2011_4/11  (in Russian).

6. Gavrilova, S.I. (2010) Development of the town-planning structure of Kamensk–Uralsky in the early 18th-mid-20th century [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.2(30). Available from: http://archvuz.ru/en/2010_2/14 (in Russian).

7. Gramolin, A.I. and Koridorov, E.A. (2004) Sinara. The Fate and the Glory. Yekaterinburg: Middle-Urals publishing house (in Russian).

8. Zenkova, L.V. (2022) Amateur theater in pre-revolutionary Kamensk. [Online]. Pages of history. Kamensk-Uralsky 16.06.2022. Available from: https://history-kamensk.ru/history/357-lyubitelskii-teatr-v-dorevolyucionnom-kamenske.html (in Russian).

9. Konysheva, E.V. A.S. Pushkin Cinema. [Online]. About Chelyabinsk 12.03.2021. Available from: https://dg048.livejournal.com/86201.html  (in Russian).

10. Lyskov, A.P. The unbuilt Sinara steam and electric locomotive and railcar repair plant. Part 1. [Online]. Around Kamensk 09.06.2020. Available from: https://dzen.ru/a/Xt5-LWl20iaAjM80 (in Russian).

Citation link

Gavrilova, S.I. Soviet heritage: clubs, palaces of culture, and other cultural buildings of Kamensk-Uralsky erected in the 1930-1960s.//Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №4(84). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_4/9/ – doi: 10.47055/19904126_2023_4(84)_9


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 25.10.2023
Views: 111