Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (85) March, 2024

Fine art

Bazilevich Evgeny M.

PhD. (Psychology), Associate Professor,
Higher School of Architecture and Urban Planning.
Pacific State University,

Russia, Khabarovsk, e-mail: apelsin157@mail.ru

The monument to V.I. Lenin on the Amur Cliff in Khabarovsk (a hypothesis of authorship)

УДК: 730
Шифр научной специальности: 5.10.3
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_1(85)_25

Abstract

The article is devoted to the history of one of the monuments to V.I. Lenin in Khabarovsk. Based on a study of the recently discovered archive of the forgotten decorative artist M.A. Genendlis and analysis of historical photographs of Lenin monuments, a hypothesis of the authorship of the monument to V.I. Lenin on the Amur Cliff is proposed. To our knowledge, this is the first publication on the biography and sculptural works of M.A. Genendlis made by him during his residence in the Far East. These materials make it possible to preserve the memory and visual representation of the monument, which stood for about half a century on one of the most important historical sites in the territory of Khabarovsk.

Keywords: monument to V.I. Lenin, type of monument, authorship, sculptor, M.A. Genendlis

Введение

Среди исторических деятелей В.И. Ленин, видимо, занимает лидирующую позицию в мире по количеству памятников, поставленных в его честь. В СССР они ставились повсеместно, даже в небольших населенных пунктах, не говоря уже о крупных городах. Фигуры вождя в полный рост занимали свое место на площадях, парках, возле железнодорожных станций и аэровокзалов, домов культуры и клубов. Школам, техникумам, вузам положено было иметь бюст или барельеф в красном уголке. В советском искусстве существовал даже особый жанр – «лениниана», объединяющий произведения, посвященные В.И. Ленину. Произведения эти были разного художественного достоинства, если говорить о скульптурных памятниках, то количественно преобладали скульптуры, тиражированные специально для массового распространения. Разумеется, на центральных площадях крупных городов устанавливались оригинальные памятники, авторами которых были известные советские скульпторы, на менее значимых местах устанавливались, как правило, тиражированные копии известных памятников, но могли быть и местные авторские варианты.

Решение об увековечивании памяти В. И. Ленина было принято на 2-м Съезде Советов СССР и закреплено в постановлении от 26 января 1924 г. «О сооружении памятников В. И. Ленину» [1]. Это решение, наряду с продолжавшим действовать декретом Совета Народных Комиссаров от 14 апреля 1918 года «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции», обусловило традицию возведения памятников по всей стране. Хабаровск в числе первых включился в реализацию этого постановления.

Памятники В. И. Ленину в Хабаровске

Согласно данным краеведческого сайта leninstatues.ru/place/habarovsk, в Хабаровске насчитывалось 15 памятников вождю мирового пролетариата [2]. Большая часть из них была установлена в городе в 1950–1970-х гг. Они заказывались и изготавливались, как правило, по инициативе и на средства крупных предприятий. Во времена СССР скульптуры содержались в образцовом порядке, возле них проводились торжественные митинги и всевозможные публичные мероприятия. К настоящему времени некоторые из этих памятников утрачены, другие изменили свое местонахождение, памятник на территории не работающего ныне завода «Дальдизель» имеет серьезные повреждения.

Статус охраняемого объекта – «памятник истории и культуры республиканского значения» – среди них имеет только один – первый, установленный в Хабаровске в 1925 г. и один из первых в стране. Памятник находится на главной площади города, ныне носящей имя В. И. Ленина его автор – выдающийся российский и советский скульптор М. Г. Манизер [3]. Это была одна из четырех бронзовых отливок, поставленных в разных городах [4, с. 51]. На уже упомянутом электронном ресурсе указано авторство еще трех памятников, в том числе находящегося на территории бывшего завода «Дальдизель» – автор московский скульптор Г. Н. Постников (рис. 1); и установленного в пос. им. А. М. Горького – его авторство приписывается известному российскому и советскому скульптору С. Д. Меркурову (рис. 2).

Проверка показала, что в данном случае авторство указано на основе материалов других сайтов по аналогии с другими памятниками и не подтверждается достоверными источниками. Авторство Г.Н. Постникова весьма сомнительно, так как многочисленные копии этого «постниковского типа» памятника начали устанавливать в стране в конце 1930-х г., тогда как скульптурой Г.Н. Постников начал заниматься в послевоенное время [5, 6]. Информация, содержащаяся на сайте «Фотокаталог памятников Ильичу», также весьма противоречива [7]. Памятник в пос. им. А.М. Горького действительно похож на одну из скульптур Ленина работы С. Д. Меркурова (рис. 3) и может быть его несколько измененной тиражированной копией. Лично знавший Ленина С.Д. Меркуров был одним из самых плодовитых ваятелей «ленинианы», автором памятников в Москве, Дубне, Киеве, Львове и целом ряде других мест. Как это ни дико воспринимается в XXI в., но известно, что памятник в Киеве варварски разрушен «майданом» в 2013 г., а во Львове демонтирован по решению местных властей в 1990 г. Копиями каких оригинальных скульптур являются другие хабаровские памятники В. И. Ленину сайты [1, 2] не указывают.

Рис. 1. Памятник В.И. Ленину на
территории завода «Дальдизель»
http://leninstatues.ru/place/habarovsk 

Рис. 2. Памятник В.И. Ленину
в поселке им. А.М. Горького.
http://leninstatues.ru/place/
habarovsk
 

Рис. 3. С.Д. Меркуров.
В.И. Ленин.https://lenin.tilda.ws/
typology
 

Памятник В. И. Ленину на Амурском утесе

Этот памятник появился на месте памятника графу Н. Н. Муравьеву-Амурскому. В 1925 г. по решению Дальревкома, принятому на основании уже упомянутого декрета СНК от 14 апреля 1918 г., бронзовый монумент графа был снят с пьедестала. Некоторое время он находился на территории краеведческого музея, пока не был отправлен на переплавку как «не представляющий интереса с исторической и художественной стороны» [8]. Разумеется, такое решение было обусловлено, с одной стороны, идеологией, с другой – невежеством. Постамент пустовал, пока на нем не появился двухметровый «домашнего вида» [1] памятник Ленину. Скульптура выглядела мелко относительно пьедестала, спроектированного для пятиметровой статуи (рис. 4).

Точно неизвестен материал, из которого была изготовлена скульптура. Согласно некоторым источникам, это гипс, другие называют бетон. Тем не менее, фигура В. И. Ленина на пьедестале памятника Муравьеву-Амурскому простояла на Амурском утесе более полувека. Несоразмерность фигуры по отношению к постаменту, видимо, стала понятной властям, и в 1983 г. к 125-летию Хабаровска статуя была заменена стелой, увенчанной бронзовой ладьей, в честь русских землепроходцев и первостроителей города (рис. 5).

Рис. 4. Памятник В.И. Ленину на Амурском утесе. Хабаровск
Источник: https://www.dvnovosti.ru/khab/2018/04/22/81874/ 

Рис. 5. Стела-ладья
Источник: https://www.dvnovosti.ru
/khab/2018/04/22/81874/
 

 

В 1992 г. воссозданный ленинградским скульптором Л. В. Аристовым по модели А. М. Опекушина, сохранившейся в Государственном Русском музее, памятник Н. Н. Муравьеву-Амурскому вновь занял место на своем пьедестале на Амурском утесе. Снятая с постамента скульптура Ленина, по словам ответственного секретаря Хабаровского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Т. С. Бессолицыной, в том же году «была передана в одну из воинских частей» [9]. Памятник, стоявший на утесе, изображал В. И. Ленина в полный рост с поднятой правой рукой, в устремленном вперед движении, без головного убора. Левая рука, согнутая в локте, сжимала лацкан пальто. Динамику скульптуры усиливала выдвинутая вперед правая нога. Такая поза встречается у многих статуй Ленина, относимых к типу «призывающий вождь» [5], по аналогии с первыми подобными скульптурными работами: памятником В. И. Ленину у Финляндского вокзала скульптора С. А. Евсеева (1926) (рис. 6) и памятником у Смольного работы В. В. Козлова (1927) (рис. 7).

 

Практически в такой же позе В. И. Ленина изображает скульптура около здания старого хабаровского аэровокзала (рис. 8). Это здание появилось в начале 1950-х гг., по-видимому, тогда же был установлен памятник. «Призывающий вождь» устанавливался и впоследствии во многих городах Советского Союза и за рубежом. Вариант подобного типа памятника, наиболее похожий на скульптуру, бывшую на Амурском утесе, был установлен в Воронеже, Иркутске, Вильнюсе. Их автор – выдающийся советский скульптор, Президент Академии художеств СССР (1968–1983) Н.В. Томский (рис. 9). Из названных трех памятников самым ранним является воронежский памятник. Он был установлен в 1940 г. В 1952 г. памятник В. И. Ленину был открыт в Иркутске, после Великой Отечественной войны – в Вильнюсе. Это были три отливки одной скульптуры.

Рис. 6. С.А. Евсеев Памятник В.И. Ленину 
у Финляндского вокзала. 
Санкт-Петербург. 
Источник: https://culttourism.ru/data/
photos/9/jpg
 

Рис. 7. В.В. Козлов. Памятник В.И. Ленину
у Смольного. Санкт-Петербург.
​Источник: https://pastvu.com/_p/a/3/b/b/
3bb456a6cd5de2fbb2c4aaa123d2ea9e.jpg
 

Рис. 8. Памятник В.И. Ленину у аэровокзала.
Хабаровск
Источник: http://leninstatues.ru/place/habarovsk 

Рис. 9. Н.В. Томский. Памятник В.И. Ленину
в Воронеже
Источник: https://sportishka.com/uploads/
posts/2023-12/1701798903_sportishka-
com-p-voronezhskie-dostoprimechatelnosti-
oboi-67.jpg
   

 

Гипотеза об авторстве

Точная дата установки памятника В. И. Ленину на Амурском утесе неизвестна. В ряде источников приблизительно указаны 1930-е гг. [2, 8, 9]. Не сохранилось и сведений о том, была ли это тиражированная копия, доставленная из центральной части страны, или памятник был изготовлен на месте. Тогда возникают вопросы о том, кто бы мог выполнить такую работу, где могли найтись подходящие условия в Хабаровске того времени. Возможно, ответы на эти вопросы находятся на маленькой фотографии из архива художника и скульптора-бутафора Хабаровского театра музыкальной комедии (ныне Хабаровский музыкальный театр) М.А. Генендлиса. История находки архива и исследования, связанные с некоторыми рисунками из этого архива, описаны автором данной статьи в ряде публикаций [10-12]. На фотографии (рис. 10)

М. А. Генендлис снят за работой над статуей В. И. Ленина. Несомненно, это – тип памятника «призывающий вождь», такой же стоял на утесе. Воздетая в призывном движении правая рука, характерный жест левой, сжимающей лацкан, прямой поворот головы. Соответствует и высота фигуры – около двух метров. Вполне вероятно, что идет работа над моделью памятника на утесе. Почему такая гипотеза правомерна? В 1930-х гг. в Хабаровске постоянно проживали и работали единицы профессиональных художников. В исследованиях по истории изобразительного искусства Дальнего Востока 1920–1930-х гг. упоминается единственная скульптурная работа местного художника – фигура красноармейца, увенчивающая крышу музея Волочаевской битвы, установленная в 1928 г. в Волочаевке [4, с. 51; 13, с. 54]. Ее автор А.А. Бодоньи (Бадоньи) – «бывший австрийский военнопленный, который, оставшись в России, участвовал в Гражданской войне на стороне Красной Армии, дошел до Дальнего Востока и штурмовал Волочаевку». После войны он остался жить в Хабаровске, где работал преподавателем труда и изобразительных дисциплин в педтехникуме [14]. Это было третье произведение монументального искусства на территории Хабаровского края после памятников Муравьеву-Амурскому А.М. Опекушина и Ленину М.Г. Манизера.

Затем наступает пауза и только в конце 1940-х гг. в Хабаровске начинает складываться группа профессиональных скульпторов. В таких условиях появление М. А. Генендлиса в Хабаровском театре музыкальной комедии в должности художника-бутафора в 1936 гг. должно было быть замеченным в городе. Художник-бутафор в силу своей специализации должен обладать навыками скульптурной лепки, разносторонними ремесленными умениями для изготовления театрального реквизита. Надо сказать, что М. А. Генендлис был востребован в качестве скульптора-декоратора для оформления архитектурных объектов края. Благодаря найденному архиву удалось установить авторство рельефов на здании Хабаровского отделения Художественного фонда, архитектурного декора ДК «Металлург» в Комсомольске-на-Амуре. Вполне вероятно, что городские власти могли привлечь М.А. Генендлиса для работ по изготовлению модели и отливке фигуры памятника В. И. Ленину на пустующем пьедестале в городском парке культуры и отдыха. Смета заказа подобной работы местному мастеру, возможно, могла быть дешевле, чем заказ скульптуры в столице, а это, как правило, решающий аргумент для местных властей. Размеры памятника, видимо, были обусловлены финансовыми и техническими возможностями.

Найденная в архиве фотография не датирована, но судя по возрасту мальчика – сына М. А. Генендлиса Арона – ему здесь около 7–8 лет, а в нашем исследовании удалось установить, что родился он в 1932 г., то, значит, это 1939 или 1940 г. Вполне логично предположение, что скульптуру решено было установить в год 70-летия со дня рождения вождя – такое решение было в советских традициях. Интересен вопрос: как работал Генендлис над скульптурой? Была ли это копия какого-то оригинала, авторская переработка, или, аналогично бюсту К. Маркса, по собственному графическому эскизу? Надо понимать, что в 1930-х гг. получить фотографии оригиналов других памятников было гораздо сложнее, чем во времена интернета. Да и самих памятников еще было создано не так много. Вероятнее всего, скульптор перерабатывал какой-то виденный им вариант, возможно, пользовался фотографиями В. И. Ленина. Так или иначе, М. А. Генендлис демонстрирует незаурядные умения. Способность М.А. Генендлиса выполнить подобный заказ доказывают также другие материалы, содержащиеся в его архиве, например, графическая разработка и фотография готового скульптурного бюста К. Маркса (рис. 11) и др. его работы.

Рис. 10. М.А. Генендлис работает над статуей В.И. Ленина
Фото из архива М.А. Генендлиса

Не лишним, видимо, будет привести биографические сведения о М.А. Генендлисе, выявленные на более ранних этапах нашего исследования [10, 11, 12]. Он родился в Одессе в 1909 г. Вместе со старшим братом Ароном обучался в художественной студии. В 1930-х гг. работал в Полтаве, Кировограде, Одессе, театре музыкальной комедии Азово-Черноморского края в Армавире. Сотрудничал с передвижным театром Дорпрофсожа (железнодорожного профсоюза), благодаря чему попал на Дальний Восток. С 1936 г. жил и работал в Хабаровске, где проявил себя как разносторонне одаренный мастер, сначала в Хабаровском театре музыкальной комедии, затем в художественных мастерских. М.А. Генендлис занимался оформлением театральных постановок, декоративно-оформительскими заказами, работал в области архитектурного декора и книжной иллюстрации. Принимал участие в работе над памятником землепроходцу Е. Хабарову (автор хабаровский скульптор А.П. Мильчин), в изготовлении архитектурного декора площади им. В. И. Ленина при ее реконструкции к 100-летию г. Хабаровска. Во второй половине 1990-х гг. выехал вместе с семьей в Израиль, где скончался в 2001 г.

Очевидно, что предложенную в статье гипотезу нельзя считать полностью доказанной. Выявленных в исследовании данных пока недостаточно для окончательного заключения. Существенным аргументом могло бы послужить детальное сравнение модели, над которой работал Генендлис, с памятником, стоявшим на утесе, но качество фотографий, к сожалению, не позволяет этого сделать. Кроме того, не обнаружено документов, касающихся установки этого памятника. Удивительно, что при изучении архивов местной периодической печати 1930-х – 1940-х гг. не было найдено никакой заметки, касающейся установки памятника В.И. Ленину на Амурском утесе, хотя в советское время подобные факты было принято отмечать в прессе.

Рис. 11. М. А. Генендлис. Бюст К. Маркса. Графический эскиз и фото скульптуры.
Фото Е.М. Базилевича

Заключение

Может показаться сомнительной актуальность исследования памятников, оказавшихся не значимыми на нынешнем витке развития страны и канувших в лету, но неоднозначное отношение к В.И. Ленину в современной России не отменяет необходимость изучения истории. Без знания прошлого невозможно понять настоящее и внятно осмыслить будущее. Семидесятилетний период из времени существования первого скульптурного монумента г. Хабаровска – часть истории страны и истории развития изобразительного искусства на Дальнем Востоке и, несомненно, он не должен быть предан забвению. Следует понимать, что война с памятниками и переписывание истории не продуктивны вне зависимости от того, какую дату берут за точку отсчета – 1917 или 1991 г.

Проведенное исследование дополняет картину истории появления монументальной скульптуры на Дальнем Востоке и особенностей ее развития в советский период, открывает малоизвестную страницу этой истории, о которой нелишне напомнить в год столетия со дня смерти В.И. Ленина, несомненного лидера, в котором несколько десятилетий персонифицировались чаяния многонационального российского, позже советского народа на возможность построения мира, основанного на более справедливых социальных началах.

Проделанная автором работа обозначила перспективу возможных дальнейших исследований в направлении изучения развития монументальной скульптуры в Хабаровске во второй половине ХХ в., базы ее технического исполнения, подготовки кадров в области художественного литья. Материалы исследования могут быть полезны краеведам, историкам, искусствоведам, широкому кругу читателей, интересующихся историей Хабаровска и его памятных мест. Для молодого поколения, не заставшего исследуемый памятник, информация, содержащаяся в статье, возможно, будет открытием и, надеемся, информацией к размышлению.

References

1. Sergeevich, P. (2019). Monument to Lenin on the main square of Khabarovsk. [online]. Gorodaplanety.ru. Available from: https://gorodaplanety.ru/rossiya/khabarovsk/pamyatniki-leninu-v-khabarovske.html 

2. Kudinov, Dm (2005). Monuments to V. I. Lenin in Khabarovsk. [online]. Available from:  http://leninstatues.ru 

3. Dyminskaya, A.V., Shokurova, L.B., Yankevich, M.K., and Laskin, A.R. (2006). CULTURAL HERITAGE SITES (historical and cultural monuments of the Khabarovsk Territory). Khabarovsk : Russian Media Alliance. (in Russian)

4. Starikova, V. G. (1968). Artists of the Amur region. Khabarovsk: Khabarovsk Book Publishing House. (in Russian)

5. Rublev, V. (2018). Sculptor Postnikov Grigory Nikolaevich. [online]. Yavarda. Available from: https://yavarda.ru/postnikov.html   (in Russian)

6. Tilda Publishing (2023). What do monuments to Lenin look like? Top 33 most common images of Lenin monuments. [online]. Available from: https://lenin.tilda.ws/typology .  (in Russian)

7. Kudinov, D. (2005). Photo catalog of monuments to Ilyich. [online]. Leninstatues.ru. Available from:http://leninstatues.ru  (in Russian)

8. Pivneva, A. (2020). The mysteries of the Muravyov-Amursky monument. [online]. Silver age. Available from: https://forseniors.ru/zagadki-pamyatnika-muravevu-amurskomu 

9. Nedelko, A. (2018). Towards Lenin's birthday: the history of monuments to the leader in Khabarovsk. [online]. DVHAB.RU. Available from:  https://www.dvnovosti.ru/khab/2018/04/22/81874/  (in Russian)

10. Bazilevich, E.M. (2019). The lost album. The creative legacy of Matvey Genendlis. Slovesntisa Iskusstv, No. 1(43), pp. 63-67. (in Russian)

11. Bazilevich, E.M. (2019). M.A. Genendlis - a forgotten name in the history of art in the Far East. In: V.A. Shishkina, O.B. Pavlenkovich (eds.) Current issues in and prospects for the development of artistic, pedagogical and professional art education in domestic and international practice: collected articles. Khabarovsk: Pacific State University, pp. 126-132. (in Russian)

12. Bazilevich, E. M. (2021). Archive of M. A. Genendlis — an unknown page of Far Eastern fine art. In: Bulletin of SUSU. The series "Social and humanitarian sciences".Vol. 21, No. 1. — pp. 86-92. (in Russian)

13. Kradin, N.P. (2009). Artists of the Far East (19th – mid-20th century): A biographical illustrated dictionary. Khabarovsk: RIOTYPE.

14. The Volochaevsk Battle Museum. (2022). Available from: https://vk.com/wall-214791806_29  (in Russian)

Citation link

Bazilevich, E.M. The monument to V.I. Lenin on the Amur Cliff in Khabarovsk(a hypothesis of authorship) //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2024. – №1(85). – URL: http://archvuz.ru/en/2024_1/25/  – doi: 10.47055/19904126_2024_1(85)_25


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 11.01.2024
Views: 56