Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (91) September, 2025

Theory of architecture

Kholodova Lyudmila P.

DSc. (Architecture), Professor,
Ural State University of Architecture and Art; 
Ural Federal University

Russia, Yekaterinburg, e-mail: lph@usaaa.ru

Pachenkova Alexandra A.

Master of Architecture.
Leading designer.
"Eurodom" Design Company.

Russia, Yekaterinburg, e-mail: pachenkova7@mail.ru

Architecture of presidential centers: design model

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 2.1.12
DOI: 10.47055/19904126_2025_3(91)_4

Abstract

The architectural features of presidential centers are examined with the aim of subsequently developing a design model for such facilities, addressing the following issues: memorial, multifunctional, and monumental architecture in buildings dedicated to heads of state; and actualization of architectural structures named after heads of state.
Key classification criteria are suggested for presidential centers. The chronologies of the presidential centers in the United States and the CIS countries are reviewed; the design and construction features of the presidential centers are identified; a model demonstrating design options for all presidential centers in the US and the CIS countries is proposed.

Keywords: presidential center, president, public space, multifunctional center, unique architecture, monument

Введение

Для каждого народа имеет немаловажное значение сбор, изучение, хранение и экспонирование «предметов памяти» материальной и духовной культуры. Учреждениями, занимающимися просветительской и популяризаторской деятельностью в области истории, национальных и культурных традиций, являются музеи, галереи и библиотеки. Однако в современном мире, наряду с библиотеками и музеями, возникла тенденция строительства многофункциональных центров, посвященных жизни и политической деятельности президентов. Это уникальные объекты, не имеющие аналогов как среди других зданий, так и среди себе подобных. Президентские центры нельзя объединить в рамки типологии, поскольку каждый из объектов, представляющий такую архитектуру, самобытен и построен с учетом ряда факторов, индивидуально раскрывающихся в каждом случае. К этим факторам относятся местоположение объекта, его масштаб, набор функций, стилевая принадлежность, окружающая застройка, финансирование объекта и уникальность самой личности президента – того, кому посвящен объект. Этот ряд факторов неизменен и полностью позволяет охарактеризовать объект, что, в свою очередь, предоставляет возможность систематизировать данные о президентских центрах и выявить общие черты и различия зданий.

Опыт строительства американских президентских центров в настоящее время остается малоизученным. В этой связи особую актуальность приобретает изучение архитектуры существующих президентских центров (включая стилевые тенденции, принципы их формообразования и функционального наполнения) с целью последующего формирования представления об особенностях их проектирования и строительства, а также их возможного воздействия на зарождающуюся традицию строительства подобных центров в России.

История формирования библиотек, посвященных президентам и их деятельности, напрямую связана с развитием национальных особенностей американского государства и его граждан. С 1789 г., когда первый президент США Джордж Вашингтон начал свою президентскую деятельность, все материалы, являвшиеся результатом правления главы государства, считались собственностью, которой он мог распоряжаться. Когда Вашингтон оставил пост президента, он забрал все накопленные за время правления материалы в свою резиденцию. Все последующие президенты поступали так же, как их предшественник, это продолжалось до 1957 г.

После срока правления президенты давали конгрессу указания уничтожать документы, родственники и наследники бывшего главы государства не разрешали правительству использовать официальные материалы, собранные главой государства за время его президентского срока. Поскольку правительство США не имело контроля над документами, некоторые из них были утеряны после ухода каждого президента со своего поста. Многие документы были сожжены, некоторые материалы становились собственностью различных хранилищ, университетов, архивов и других организаций [11].

Правительство США осознавало, что документы являются важной и неотъемлемой частью истории страны. Конгресс выделял денежные средства для возможности выкупа материалов у наследников экс-президентов. Правительство и частные фонды совместными усилиями старались сохранить и сделать эти документы доступными для общественности.

В конце XIX в. в Библиотеке конгресса был создан отдел, отвечающий за рукописные документы, полученные и созданные в период правления президентов. В настоящий момент в отделе рукописей Библиотеки конгресса хранится около 2 млн. рукописей, содержащих материалы о правлении 23-х президентов США. Законом о президентских библиотеках на Библиотеку конгресса возложена обязанность упорядочить все архивы президентских документов, сделать их видео- и фотокопии, создать систему, позволяющую работать со всем объемом материала.

Самым первым президентом, задумавшимся о хранении своих документов в одном месте, доступном для общественности, был Герберт Гувер. За время правления 31-й президент США собрал большую коллекцию документов, «хранящих в себе память» не только о президентском сроке, но и о роли Америки в первой мировой войне. Он разместил эту коллекцию в Стэндфордском университете, в здании, построенном на средства университета, и с 1933 г. оно было известно как Военная библиотека Гувера. Позднее здание было переименовано в Гуверовский институт войны, революции и мира. Таким образом, когда Франклин Рузвельт принял решение официально передать федеральному правительству свои личные документы, уже существовал подобный прецедент [7].

Помимо известных реализованных идей, были и другие предпосылки создания президентских архивов. Джордж Вашингтон планировал построить архив на горе Вернон, находящейся рядом с его домом, для того чтобы люди могли обратиться к его документам и более подробно с ними ознакомиться. В библиотеке им. Джона Адамса, расположенной на территории имения семьи президента, с 1720 г. хранится архив документов, ставший доступным для общественности только в 1946 г.

Перед принятием закона о президентских библиотеках была проделана серьезная и кропотливая работа, в результате которой началась история создания президентских центров. На пресс-конференции в 1938 г. Франклин Рузвельт, 32-й президент США, предложил построить отдельное здание – библиотеку, в которой будут храниться документы и материалы о периоде правления президента. Президент принял решение передать федеральному правительству свои личные бумаги и документы, а также часть его земельной собственности в Нью-Йорке для организации исторического архива. Вместе с членами Конгресса и архивистами государственной библиотеки США Рузвельт создал законодательство, регулирующее работу Национального архива.

Конгрессом США был назначен архивист для принятия документов и других исторически значимых материалов о периоде правления 32-го президента США. Когда было построено здание Президентской библиотеки им. Франклина Рузвельта, в 1940 г. комплекс подготовили к открытию. Впервые в истории Америки документы Белого дома становились доступными для общественности в такой короткий срок [7].

Так был основан первый официально признанный президентский центр, соединивший в себе музей, библиотеку и архив с документами. Библиотека Франклина Рузвельта стала стремительно развивающимся началом системы хранения документов. Необходимо подчеркнуть, что в контексте данного исследования термины «президентская библиотека» и «президентский центр» будут употребляться как синонимичные.

История финансирования президентских библиотек и признания их архитектурными сооружениями национального значения началась позднее, чем был построен самый первый центр. Когда в 1939 г. 32-й президент Соединенных Штатов Франклин Делано Рузвельт принял решение о строительстве президентской библиотеки, средства на строительство были собраны друзьями и самим Рузвельтом.

В 1950 г. Гарри Труман, 33-й президент США, начал работу с Конгрессом США, результатом чего стал «Закон о президентских библиотеках 1955 года», образовавший систему библиотек, которые строятся частными лицами, но управляются государственной организацией. Согласно этому закону, президенты должны передавать документы о периоде их управления страной государству – это гарантирует их сохранность и возможность доступа к ним общественности [7].

В 1978 и в 1986 гг. правительством США принимались поправки к Закону о президентских библиотеках. Они позволили уточнить порядок работы и организации президентских центров. Наиболее значительные изменения, внесенные в закон 1978 г., установили, что документы, появившиеся в результате президентского срока, являются собственностью государства. На сегодняшний день руководство президентскими центрами осуществляет Управление президентских библиотек (англ. Office of Presidential Libraries) Национального архива США [11].

Объектами, относящимися к управлению, являются центры, построенные после 1955 г. Но не все существующие центры относятся к президентской библиотечной системе. Деятельность президентские комплексов, построенных до 1939 г., курируется частными фондами, правительством штата, к которому относится комплекс, или различными историческими ассоциациями, имеющими отношение к деятельности президента. Президентская библиотека Уильяма Мак-Кинли, построенная в 1907 г., управляется историческим обществом графства Старк. Президентская библиотека Ратерфорда Б. Хейса открылась в 1916 г. и финансируется правительством штата Калифорния. Президентский центр Калвина Кулиджа (1920), расположенный в бывшем здании библиотеки Форбс (Forbes), является независимой некоммерческой организацией, обеспечением которой занимается группа спонсоров. Фонд президентской библиотеки им. Вудро Вильсона, построенный в 1938 г., управляется советом попечителей, который собирается четыре раза в год и состоит из 25 человек.

Из всех президентских центров, построенных после 1939 г., только один объект не относятся к президентской библиотечной системе. Президентскую библиотеку Авраама Линкольна, открытую в 2005 г., финансирует правительство штата Иллинойс. Каждый президентский центр, помимо официальной финансовой поддержки, принимает пожертвования от посетителей и спонсоров в Фонд президента, также пополняемый и бывшим главой государства. Средства, полученные как пожертвования, тратятся на поддержание научной и образовательной деятельности, на сохранение и пополнение музея и библиотеки, а также на развитие президентского центра и благотворительность [2].

Традиция строительства объектов, посвященных деятельности глав государства, зародилась в США. В первую очередь такие объекты выполняют функции библиотечного комплекса, а также музея и архива, поэтому в Америке их официально называют президентскими библиотеками.

Президентская библиотека – это архитектурный ансамбль, предназначенный для упорядочения, хранения, обработки и доступа к общему пользованию документов, фото- и видеоматериалов, связанных с деятельностью президента. В каждой библиотеке есть архив, в котором хранятся оригинальные документы и другие материалы, доступ к которым ограничен. При каждой президентской библиотеке есть музей, в котором собраны личные материалы президентов, подарки от высоких официальных лиц и друзей, полученные во время президентского срока правления и поэтому являющиеся государственной собственностью. В каждом центре есть небольшой книжный фонд, в котором собрана литература, формирующая представление об институте президентства США и других стран.

В настоящее время (согласно положениям законодательства США) спустя год после начала президентского срока новый глава государства должен подготовить документ, в котором будут указаны город, избранный новым президентом для строительства будущего центра [6]. Когда президент становится экс-главой государства, он предоставляет правительству проект будущей президентской библиотеки [1].

Многие президентские библиотеки являются местом научной и образовательной деятельности. Они располагают конференц-залами, аудиториями и лабораториями. Образовательные площадки президентских центров поддерживают множество обучающих и просветительских программ, в залах проходят публичные лекции. Некоторые комплексы выполняют функции, не относящиеся к памяти президента: в здании библиотеки –? в 1962 г. открылись интерактивный научный центр и планетарий.

С 1954 г. президентские библиотеки приобретают новую функцию – они становятся общественными центрами, где располагаются места рекреации и досуга посетителей. На различных площадках президентских комплексов проходят показы фильмов, концерты, фестивали и другие культурные и общественные мероприятия. Некоторые центры являются местом, где похоронены бывшие президенты США. В ряде случаев склеп является более известным архитектурным сооружением, чем здание самой библиотеки, примером является Национальный мемориал Мак-Кинли в городе Кантон, штат Огайо (рис. 1). Но не во всех президентских библиотеках, где похоронены экс-президенты, место погребения выделено отдельным сооружением или монументом.

Рис. 1. Национальный мемориал Мак-Кинли. Кантон, Огайо, США.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ce/McKinley_National_Memorial.jpg 

Президентские библиотеки США проектируют и строят в разных штатах и городах: не существует системы, согласно которой определяется выбор места строительства комплекса. В большинстве случаев такие объекты расположены в родном городе бывшего президента, на территории университета, в котором он учился, в границах штата, где глава государства начинал свою карьеру. Библиотека Франклина Делано Рузвельта, библиотека и музей Герберта Гувера, президентская библиотека и музей Джона Ф. Кеннеди располагаются вблизи места их рождения; библиотека Линдона Джонсона находится на территории Техасского университета, который он окончил; Президентская библиотека Рональда Рейгана построена в штате Калифорния, где он занимал должность губернатора [6].

Президентские центры появились более ста лет назад. В течение долгого времени эти объекты развивались: принимали новые функции, меняли местоположение, новые объекты становились интересны с точки зрения их образа и архитектурных особенностей; центры строились с учетом современных технологий, что позволило вывести президентские библиотеки на международную архитектурную «арену».

Первые центры, построенные в США, были небольшими, «уединенными» объектами, объединившими небольшой набор основных функций. Сегодня президентские центры – это крупные, значимые в контексте развития городской структуры архитектурные комплексы, помимо основных назначений, выполняющие культурно-досуговую и научно-образовательную функции. Такие объекты становятся символичными и значимыми элементами в структуре городского ансамбля, объединяющими множество различных социальных групп в одном месте и привлекающими интерес к истории страны и жизни бывших глав государств.

Таким образом, в настоящее время в США строительство президентских библиотек осуществляется при финансовой поддержке самого экс-главы государства и посредством пожертвований заинтересованных в возведении объекта людей. После реализации проекта центра Конгресс США берет на себя управление президентской библиотекой, включая финансовое обеспечение и архивирование материалов и документов.

В данный момент не существует общепринятого определения понятия «президентский центр». В течение всей истории строительства таких объектов они имели название, соответствующее их основной функции. Понятие «президентский центр» раскрывается не только на основании набора заключенных в нем функций, но и благодаря нескольким «негласным» определениям, позволяющим отразить роль объекта в городской и общественной структурах. Чтобы выделить основные термины, наиболее точно раскрывающие понятие «президентский центр», в первую очередь, необходимо определить, в каких областях возможно применение такого архитектурного объекта. Затем путем систематизации понятий выявить основные группы терминов, позволяющих наиболее точно раскрыть определение центра не только как архитектурного объекта, но и как единицы городского и культурного значения.

Выявлено три области, наиболее точно объясняющие роль президентского центра в современном мире. Во-первых, это объект, относящийся к многофункциональной архитектуре: в течение всей истории развития президентских центров эти объекты «накапливали» в себе набор назначений, начавшийся с музея, библиотеки и архива, и в настоящий момент представленный, помимо базовых, общественными, научными и развлекательными функциями. Во-вторых, президентский центр является мемориалом, поскольку важный аспект, раскрывающий уникальность его архитектуры, – память о главе государства, его личности, выраженной в облике и наполнении объекта. В-третьих, центры, построенные в честь президентов, олицетворяют период их правления, временного промежутка истории страны, что характеризует их как монументальные здания.

С целью изучения принципов формообразования президентских центров США, построенных в 1907–2013 гг., было рассмотрено 19 архитектурных сооружений. Кроме того, были изучены биографии президентов, информация о процессе строительства центров (годы постройки, события, повлиявшие на строительство президентского центра), сформировано представление о стиле и фасадном решении здания, градостроительной ситуации, функциональном назначении. В настоящее время многие страны ориентируются на опыт США в строительстве архитектурных объектов, увековечивающих память глав государства. С 2005 г. архитектура таких зданий обретает новые функции и смысловые значения. Современная архитектура этих объектов направлена не только на создание новых уникальных форм, но и на смысловое преобразование пространства, стремление сделать президентские центры знаковыми для города сооружениями. Наиболее известные современные президентские центры, построенные не в США, созданы в таких странах, как Азербайджан (Центр Гейдара Алиева), Казахстан (Музей первого президента республики Казахстан) и Россия (Ельцин-центр).

На сегодняшний день нет теоретической базы, позволяющей отнести президентские центры к конкретной типологии зданий, можно только сказать, что эти комплексы являются архитектурными сооружениями общественного назначения. В них сложился уникальный симбиоз нескольких взаимодействующих функций. Каждую отдельно взятую функцию президентского центра можно отнести к той или иной типологии, описанной в изученных источниках [3, 4]. Президентские центры построены с учетом всех требований к проектированию библиотек, музеев, архивов, научно-образовательных учреждений, общественно-досуговых пространств и мемориальных комплексов. Но в изученной литературе отсутствует упоминание о вариантах комбинирования в общественных объектах таких функциональных зон и роли президентских центров в городской среде.

В результате изучения 23 объектов, посвященных главам государств, были выявлены основные положения, раскрывающие аспекты проектирования президентских библиотек. Каждый президентский центр был освещен не только со стороны архитектурных особенностей и проектирования этих объектов, но и с точки зрения факторов, влияющих на строительство. Эти факторы позволяют определить будущее место строительства центров, их функциональное назначение, масштаб таких объектов. Результатом работы стал алгоритм, показывающий последовательную связь факторов, влияющих на строительство и демонстрирующих тот или иной этап жизни президента.

Алгоритм представляет собой варианты проектирования президентских центров. Каждый сценарий представлен тремя этапами, последовательно зависящими друг от друга. Первый этап, с которого начинается проектирование – это выбор места строительства центра. Всего в результате анализа существующих объектов было выделено три варианта основания для проектирования президентской библиотеки – родной город президента, территория университета, в котором он учился, и место, где началась карьера будущего главы государства.

В городах, являющихся местом рождения президента, как правило, президентские библиотеки строятся непосредственно на территории, принадлежавшей его семье. Иногда частью будущего президентского комплекса становится дом, который является исторически значимым элементом ансамбля и выполняет функцию музея или библиотеки. Такие объекты обычно имеют в своем распоряжении значительный участок земли. Помимо самого президентского комплекса, на территории может находиться благоустроенный озелененный парк в качестве зоны рекреации для посетителей центра. Пример – библиотека Национального исторического парка Джона Адамса. На территории президентского центра располагается комплекс из одиннадцати зданий, принадлежащих семье президента. Все они являются частью президентского комплекса (рис. 2).

Рис. 2. Библиотека Национального исторического парка Джона Адамса. Куинси, Массачусетс, США.
https://leisuregrouptravel.com/wp-content/uploads/2016/09/Adams-Historic-Site4.jpg 

Следующий вариант места строительства – территория университета, где учился президент. В этом варианте президентские библиотеки являются неотъемлемой частью комплекса всего учебного заведения. Эти объекты не имеют своего определенного участка, но выделяются на фоне общей застройки за счет своего уникального архитектурного решения. Но есть объекты, ставшие исключением для реализации алгоритма проектирования центров. Существуют президентские центры, официально являющиеся частью университета, но построенные на отдельной от общего комплекса территории. К таким объектам относится «Президентский центр Джорджа Уокера Буша» (рис. 3). Этот центр по периметру окружен дорогой, сам ансамбль расположен на территории парка площадью 15 акров (61 000 м2), что позволяет воспринимать президентскую библиотеку как самостоятельный комплекс.

Рис. 3. Президентский центр Джорджа Уокера Буша. Даллас, Техас, США.
https://rsirving.files.wordpress.com/2013/04/gwblibrary.jpg 

Еще один объект, расположенный на территории университета, к которому глава государства не имеет отношения, – «Президентская библиотека и музей Джона Ф. Кеннеди» (рис. 4). Этот масштабный комплекс – часть Массачусетского университета в Бостоне. Центр окружен парком площадью десять акров (40 000 м2), имеет свой выход на набережную «Старой гавани» (англ. OldHarbor). Этот объект имеет свою выделенную территорию и функционально не связан с комплексом университета.

Рис. 4. Президентская библиотека и музей Джона Ф. Кеннеди. Бостон, Массачусетс, США.
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/236760/8106b461-b51d-4ebe-b5e0-2416ebbe6c50/s1200?webp=false 

Третий вариант места строительства президентской библиотеки – место начала карьеры главы государства. В этих городах будущие президенты начинали свой профессиональный путь. Например, Мак-Кинли начинал свою карьеру с юриспруденции, а Джордж Уокер Буш-младший, 43-й президент Америки, продолжил бизнес семьи [11].

Многие из будущих президентов изначально «строили» свою карьеру в политической сфере. Президентская библиотека Калвина Кулиджа, 30-го президента США, находится в городе Нортгемтон (Массачусетс), где он три года был губернатором (рис. 5). Рональд Рейган был 33-м губернатором штата Калифорния, где в небольшом городке Сими-Вэлли находится его президентский центр (рис. 6).

Рис. 5. Президентская библиотека Калвина Кулиджа. Нортгемтон, Массачюсетс, США. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ee/Forbes_Library%2C_November_2014.JPG/1920px-Forbes_Library%2C_November_2014.JPG 

Рис. 6. Президентская библиотека Рональда Рейгана. Сими-Вэлли, Калифорния, США.
https://www.bestprivateguides.com/guide-in-united-states/la-usa-guides-4820/excursion_21402.jpg 

В результате исследования биографий президент, кому был посвящен центр, выявлено, что в некоторых случаях несколько вариантов первого этапа алгоритма могут относиться к одному объекту. Например, президент Д. Кеннеди активно вел свою предвыборную кампанию в родном штате Массачусетс, что дает возможность предположить два возможных основания для проектирования его президентской библиотеки.

Второй этап алгоритма, определяющего выбор варианта проектирования, – вид или архитектурная форма здания президентской библиотеки – варианты расположения центра в городской среде. Всего было выделено четыре вида реализации президентского центра:

1) старые здания, подвергшиеся реновации;
2) часть другого комплекса;
3) объект, расположенный на территории, принадлежащей семье президента/ президенту;
4) новый архитектурный комплекс.

1. Старые здания, подвергшиеся реновации. К таким объектам относятся здание или архитектурный комплекс, изменившие свое назначение и выполняющие функции президентского центра. Причины, по которым эти объекты меняют свою функцию, различны. Например, библиотека и музей Калвина Кулиджа (ранее была известна как библиотека «Форбс» («Forbes»)): в 1920 г. в библиотеке была организована мемориальная комната им. 30-го президента США, а в 1956 г. все здание при поддержке спонсоров было преобразовано в президентский центр.

Но есть такие центры, назначение которых было изменено еще на этапе строительства. Первый Президентский центр в России, посвященный Борису Ельцину, располагается в здании, которое в начале строительства (2009) предусматривалось проектом как часть комплекса делового конгрсс-холла. В 2007 г. было прервано финансирование строительства бизнес-центра, а в 2009 г. в недостроенном здании было решено разместить президентский центр, проект которого был реализован спустя 6 лет (рис. 7).

Рис.7. Ельцин-центр. Екатеринбург.
https://s16.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/10235353/inx960x640.jpg 

2. Часть другого комплекса. Эти центры строятся в уже сформированном городском ансамбле. Такие объекты становятся частью существующего комплекса или группы зданий. Они могут взаимодействовать с комплексом или никак не влиять на окружающую застройку. Например, библиотеки, построенные на территории университетов, являются функционально значимым звеном структуры кампуса. Центр им. Линдона Джонсона располагается на территории Техасского университета и, помимо функций президентской библиотеки, объект в организации студенческого городка играет роль научно-исследовательского центра (рис. 8).

Рис. 8. Президентская библиотека им. Линдона Джонсона. Остин, Техас, США.
http://atxfarm.com/wp-content/uploads/2018/02/LBJ-Library.jpg 

3. Объект расположен на территории, принадлежащей семье президента. Такой вариант строительства президентских библиотек – один из наиболее популярных. Всего построено семь подобных центров. В каждом проекте, как правило, выделенную территорию реконструируют, оставляя дом, в котором жил президент. Президентский комплекс им. Дуайта Эйзенхауэра представлен группой из четырех объектов, где дом, в котором проживал 34-й президент США, является национальной достопримечательностью, признанной Конгрессом.

Некоторые президентские центры, построенные на территории, принадлежащей семье президента, находятся в небольших городах, но, несмотря на это, комплексы пользуются популярностью, притягивая в отдаленные населенные пункты большие группы туристов. Библиотека и музей Герберта Гувера находится на окраине маленького города Уэст-Бранч (штат Айова) (рис. 9).

Рис. 9. Библиотека и музей Герберта Гувера. Уэст-Бранч, Айова, США.
https://presidentialleadershipbook.com/wp-content/uploads/2013/08/C-Hoover-1(pp_w950_h629).jpg
 

Президентский центр – главный знаковый объект города. Земельный участок центра не ограничен, и территория президентского комплекса плавно перетекает в большую парковую зону. Библиотека Гувера – небольшой в сравнении с другими президентскими центрами комплекс, но значительный объект в среде своего городского ансамбля.

Вся территория, на которой находится библиотека Джона Адамса, принадлежала семье президента и представлена комплексом из одиннадцати зданий. Территория осталась нетронутой, и на сегодняшний день все поместье является национальным историческим парком.

4. Новый архитектурный комплекс. Этот вариант – самый популярный вид президентских библиотек. Многие проекты центров поддерживают традиции, заложенные предшественниками, но более поздние президентские центры представляют собой самостоятельные, по ряду причин не привязанные к определенным локациям, объекты. Новые комплексы строятся как в центрах городов, так и на периферии, они различаются по своему масштабу, количеству объектов на территории центра, набором функций и архитектурно-стилевому направлению. Каждый из таких центров имеет отличительные черты, и их нельзя классифицировать по причине отсутствия закономерностей или правил проектирования. Такие президентские библиотеки являются знаковыми, выделяющимися на фоне окружающей застройки объектами, они преобразуют пространство вокруг себя, меняют образ города, «наполняют» районы новыми функциями – центры становятся градостроительными ориентирами.

Один из самых выдающихся объектов такого типа – «Президентский центр и библиотека Уильяма Клинтона» (рис. 10). Этот объект был построен в 1997 г. в пригороде Литл-Рока (Арканзас). Здание является примером нового уровня строительства как для президентских центров, так и для всей архитектуры США. Одна из самых больших по площади, президентская библиотека Клинтона была спроектирована на месте бывшего промышленного района складского типа, где находились заброшенные железнодорожные пути. Сегодня на этой территории площадью 30 акров (120 000 м2) раскинулся президентский парк Клинтона, центром которого является «круг торжеств» – фонтанная площадь, которую окружают основные элементы комплекса [5]. Центр построен по нормам «зеленого» строительства (согласно руководству по энергоэффективному и экологическому проектированию) и имеет символическое название – «Мост в XXI век».

Рис. 10. Президентский центр и библиотека Уильяма Клинтона. Литл-Рок, Арканзас, США.
http://2.bp.blogspot.com/-Nei-G0ogGAk/U4zLCmOylvI/AAAAAAAAD9s/elW6vlE7Xps/s1600/clinton_library_01.jpg 

Другой президентский центр, являющийся ярким примером современного инновационного строительства, – это «Центр Гейдара Алиева» в Азербайджане (рис. 11). На сегодняшний день это здание – символ современного Баку. Центр был признан самым лучшим зданием в мире в 2014 г. (по версии Лондонского музея дизайна). Этот объект – не только президентский музей и библиотека, но и крупный общественно значимый центр, каждый день притягивающий много посетителей.

Рис. 11. Центр Гейдара Алиева. Баку, Азербайджан.
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/28866/24a2a11b-efb4-461a-bb64-a13dc74dca59/s1200?webp=false 

Третий, заключительный, этап алгоритма – функциональное наполнение президентских центров. У комплекса, помимо основных функций, таких как библиотека, музей и архив, может быть и другое назначение. Часто президентские библиотеки становятся научно-образовательными и культурно-досуговыми центрами. Многие из них выполняют еще одну функцию – на территории объектов находится место погребения президента и членов его семьи. Все эти функции находятся в тесном взаимодействии друг с другом на территории президентских библиотек, и в настоящее время не существует примеров нового использования комплексов.

На основании предыдущего «шага» алгоритма необходимо отметить, что не для каждого варианта расположения центра в городской среде подойдет любая из указанных функций. Роль центра в среде напрямую зависит от градостроительного комплекса, в котором располагается объект.

Построенный алгоритм позволяет увидеть все возможные пути проектирования президентских центров с учетом тех или иных факторов. В результате анализа особенностей построенных президентских центров было выявлено восемь возможных путей проектирования этих объектов. Каждое из представленных решений имеет свои особенности и отличительные черты, многие пути имеют одно начало, различаясь на следующих этапах, либо общие промежуточные черты, имея разные первый и последний «шаги».

Первый вариант реализации алгоритма начинается с определения места строительства. В данном варианте это университет, где учился президент. Следующим шагом идет определение расположения объекта в среде. В этом случае центр будет являться частью другого комплекса. В его структуре присутствуют элементы научно-образовательной сферы: лектории, залы и аудитории. Центров, спроектированных по первому варианту алгоритма, всего два – библиотека и музей Линдона Джонсона на территории Техасского университета, и президентская библиотека Джеральда Р. Форда, которая находится территории кампуса Университета биомедицинской инженерии штата Мичиган.

Второй вариант реализации алгоритма может быть одним из нескольких, которые начинаются с выбора места строительства центра в родном городе или штате президента. Далее определяется роль центра в городском ансамбле – в данном варианте объект, как и в первом, является частью комплекса. Этот вариант проектирования завершается следующим функциональным наполнением объекта: библиотека, музей, архив, элементы структуры научно-образовательной деятельности. К данному типу относится президентская библиотека и музей Джона Ф. Кеннеди, расположенная на территории Массачусетского университета в Бостоне.

Третий вариант реализации алгоритма начинается так же, как и второй: место строительства президентского центра находится в городе, где родился президент. Но отличие от второго варианта заключается в том, что следующим элементом проектного решения станет определение роли объекта в градостроительной структуре: Президентская библиотека находится на территории, принадлежащей семье. Часто главным признаком такого типа центров является присутствие на территории дома президента, в котором он жил. Меняется и назначение объекта – к научно-образовательной функции добавляется культурно-досуговая. Примеры такого типа центров: библиотека Национального исторического парка Джона Адамса, расположенная в Национальном историческом парке Адамс, и президентский центр Ратерфорда Хейса.

В четвертом варианте реализации алгоритма место строительства – родной город президента. Следующий этап проектирования – расположение центра на территории, принадлежащей семье. Дом, где жил президент, часто входит в состав комплекса, спроектированного согласно четвертому варианту. Но главное отличие от предыдущего варианта проектирования – это нахождение на земельном участке центра места погребения президента и его семьи. Остальные характеристики центра остаются такими же, как и в третьем варианте: к основным функциям причисляются научно-образовательная и культурно-досуговая. Всего центров, построенных согласно четвертому варианту проектирования, три: музей и президентская библиотека Ричарда Никсона, библиотека и музей Герберта Гувера, библиотека Франклина Делано Рузвельта, библиотека и музей Дуайта Эйзенхауэра.

Пятый вариант реализации алгоритма обусловлен строительством президентского центра на родине главы государства. Далее выявляется новая роль центра как элемента городской среды. В данном варианте это комплекс на новом месте строительства, не привязанный, как в предыдущих вариантах, к территории, принадлежащей семье президента. Как правило, у таких объектов большой земельный участок, позволяющий вместить в комплекс множество различных культурно-досуговых и научно-образовательных элементов. Пример такого типа проектирования – президентский центр Картера, занимающий площадь в 37 акров (150,000 м2).

Шестой вариант реализации алгоритма обусловлен новым выбором места строительства президентского центра. В данном случае это город, область или штат, где президент начинал свою политическую карьеру. Президентский центр в шестом варианте проектирования представляет собой новый комплекс. Президентские центры, спроектированные согласно шестому варианту, помимо основных функций, дополнены культурно-досуговой и научно-образовательной структурами. Примеров такого типа строительства президентских комплексов шесть: президентская библиотека и музей Вудро Вильсона, президентский центр и библиотека Уильяма Клинтона, президентская библиотека и музей Авраама Линкольна, президентский центр Джорджа Уокера Буша. Примерами этого варианта проектирования являются центры не только в США, но и в других странах: Казахстане (музей первого президента республики Казахстан) и Азербайджане (Центр Гейдара Алиева). Шестой вариант проектирования наиболее популярен в США и других странах.

Седьмой вариант реализации алгоритма аналогичен предыдущему: место строительства центра – город, область или штат, где было начался политический путь президента; следующий этап – определение роли президентского комплекса в среде, который определяется как новый архитектурный комплекс. К назначениям центра, перечисленным в шестом варианте проектирования, добавляется еще одно – комплекс служит местом упокоения президента и его семьи. Следует заметить, что проектным решением некоторых центров предусматривается место будущего захоронения президента. Например, на территории президентского центра и библиотеки Уильяма Клинтона отведена небольшая часть территории для будущего захоронения 42-го президента США [9]. На данный момент примерами седьмого варианта проектирования служат четыре центра: музей и библиотека Уильяма Мак-Кинли, президентская библиотека и музей Гарри Трумэна, президентская библиотека Рональда Рейгана и президентская библиотека и музей им. Джорджа Г.У. Буша.

В заключительном, восьмом варианте реализации алгоритма место строительства определено городом, областью или штатом, где будущий президент начинал свою карьеру политика. Президентские центры, спроектированные согласно восьмому варианту, как правило, – старые здания, подвергшиеся реновации. Такие объекты до того, как официально стали президентскими центрами, имели другое название, функцию или проектное решение. Эти комплексы имеют следующее функциональное наполнение: музей, библиотека, архив, а также включают в себя элементы и культурно-досуговой и научно-образовательной структуры. Пример такого типа проектирования: библиотека и музей Калвина Кулиджа и президентский центр, построенный в Екатеринбурге и посвященный Борису Ельцину – первому президенту России. Строительство здания будущего первого президентского центра в России началось в 2006 г.. Изначально проектом предусматривалось создание крупного делового конгресс-холла «Демидов-плаза» (арх. С.В. Алейников), который был частью комплекса «Екатеринбург-Сити», культурно-делового центра города. Но процесс прервался в 2007 г. по причине остановки финансирования. В 2009 г. было принято решение о размещении на этом месте президентского центра. На сегодняшний день основными функциями Ельцин-центра можно назвать музей, посвященный жизни Бориса Ельцина, арт-галерею, архив документов, множество образовательных, научных и развлекательных площадок, офисы.

Выявленные варианты проектирования президентских центров были составлены на основании исследования и анализа существующих объектов, но можно предположить, что данные варианты будут использоваться при дальнейшем проектировании и строительстве подобных объектов. Алгоритм проектирования президентских центров имеет восемь путей прохождения. Для ясного понимания вариантов проектирования была разработана вспомогательная модель научного исследования. Ее главная цель – выделение трех этапов, с которых начинается проектирование президентских центров (место строительства центра, расположение центра в городской среде и его функциональное наполнение) и демонстрация возможных путей последовательной связи этих этапов. В результате поиска для графического представления модели было выбрано два аналога: лабиринт и QR код.

Лабиринт является структурным и смысловым аналогом модели проектирования. Его форма выбрана не случайно. Как правило, лабиринтом называют структуру, состоящую из нескольких «запутанных» путей к выходу или центру. Подобная система позволила оформить алгоритм разных вариантов проектирования в виде путей прохождения лабиринта.

Концепция графического аналога модели матрицы представлена QR-кодом. Это элемент, обозначающий уникальность того или иного объекта за счет неповторяющейся композиции из множества черных прямоугольников, вписанных в периметр квадрата. В трех углах изображения располагаются квадраты, позволяющие при сканировании кода нормализовать размер и ориентацию QR-кода. Композиция модели представлена квадратом. Каждая из позиций, раскрывающая этапы алгоритма, поочередно расположена по периметру лабиринта: границы квадрата дублируют друг друга, ритмично уменьшаясь к центру формы. Всего в лабиринте насчитывается четыре границы: три из них определяют «шаги» лабиринта, последний квадрат символизирует сам президентский центр, итог и цель прохождения лабиринта. Название каждого из этапов алгоритма помещено в один из трех угловых квадратов QR-кода. Движение по лабиринту осуществляется по часовой стрелке. В лабиринте есть три входа – каждый из них обозначает начало алгоритма – места, где может быть построен будущий центр. Пути лабиринта выстроены в соответствии со всеми восемью вариантами прохождения алгоритма, определяющего выбор варианта проектирования президентского центра (рис. 12).

Рис. 12. Модель проектирования президентских центров. Сост. А.А. Паченкова

Выявленная модель в настоящий момоент не только работает на основе изученных объектов, но и применима для центров, находящихся на этапе проектирования. Лабиринт является наглядным результатом исследования. Дальнейшее использование лабиринта допустимо, но нельзя отрицать, что могут появиться другие «пути» и новые этапы проектирования президентских центров. Новые этапы можно будет добавить в композицию схемы.

Чтобы понять, возможно ли практическое применение в области архитектуры модели «проектирование Президентских центров» в будущем, необходимо было проанализировать объекты, в настоящее время находящихся на стадии разработки проектного решения. Это позволит увидеть, опираются ли архитекторы на предыдущий опыт строительства центров и стоит ли называть архитектуру президентских библиотек «подчиняющейся» определенным правилам и тенденциям.

В качестве примера был рассмотрен проект президентского центра Обамы (рис. 13). В 2015 г. совет библиотеки объявил о решении строительства центра вблизи Чикагского университета (The University of Chicago) [8]. В 2016 г. члены совета выбрали две архитектурные фирмы (Нью-Йоркскую компанию Tod Williams Billie Tsien Architects и Чикагское бюро Interactive Design Architects) для совместной разработки и проектирования библиотеки [10]. Финансовую поддержку строительству президентского центра оказывает Чикагский университет, но основным спонсором является Фонд Обамы, основанный в 2014 г. и поддерживающий различные благотворительные программы. Предполагается, что библиотека будет относиться к Национальному управлению архивов и документации.

Рис. 13. Обама-центр. Чикаго, Иллинойс, США.
https://designchat.com/wp-content/uploads/2019/07/2.jpg 

Строительство центра Обамы приостановлено по причине того, что на сегодняшний день передача участка Джексон-парка во владение частному лицу является нарушением законов штата. Несмотря на возникшие трудности, предположительной датой окончания строительства назван 2021 г. Центр Обамы – пример шестого типа проектирования, в рамках которого город, где предполагается построить объект, является местом начала карьеры президента. В городской среде президентский центр определяется как новый комплекс с полным функциональным наполнением.

Сформированная в результате анализа существующих объектов модель проектирования президентских центров применима к объектам, находящимся на этапе планирования. Это свидетельствует о том, что данная модель актуальна и может использоваться в процессе дальнейшей разработки проектных решений президентских библиотек.

Президентские центры, находящиеся в Казахстане, имеют одну отличительную черту – все эти объекты были построены в честь президента, на тот момент управляющего страной. Это меняет идею памятного сооружения, хранящего в себе материалы, повествующие обо всем периоде правления главы государства. Центры, построенные в Казахстане, являются в большей степени идеологическими объектами, утверждающими власть и авторитет президента. Но особенности этих объектов необходимо было проанализировать для того, чтобы определить, применима ли модель научного исследования к нетрадиционным президентским центрам.

В 2013 г. была построена библиотека первого президента Республики Казахстан – Елбасы. Здание находится в городе Нур-Султан, рядом с набережной реки Ишим. Библиотека Первого Президента относится к шестому типу проектирования центров. Президент в 1997 г. принял решение о переносе столицы из Алматы в Астану (в 2019 г. переименованную в Нур-Султан), где проходила наиболее активная работа Назарбаева в статусе президента республики. Центр является новым комплексом с полным набором общественных и образовательных функций (рис. 14).

Рис. 14. Елбасы – библиотека первого президента Республики Казахстан. Нур-Султан, Казахстан.
http://today.kz/static/uploads/64acb7f1-64a3-4538-b05d-e0424d5b40a5.jpeg 

Комплексы, увековечивающие имя Нурсултана Назарбаева, отличаются от других объектов, посвященных главам государств, но модель проектирования президентских центров к ним применима. Это говорит о том, что архитектура президентских центров меняется, она развивается в различных направлениях. К проектированию привлекаются известные архитекторы, и центры становятся не только объектами, хранящими в себе память о президенте и периоде его правления, но и масштабными знаковыми комплексами, являющимися символами городов и стран. Нужно подчеркнуть, что во всех случаях сохраняется «привязанность» объекта к месту, где президент рос, учился или начинал свою политическую карьеру, что позволяет нам увидеть в каждом из центров небольшую, но значительную часть жизненного пути самого главы государства.

Предложенный алгоритм проектирования президентских центров со временем может меняться и дополняться новыми этапами и вариантами. Возможно, увеличится количество функции центра, появятся новые варианты места строительства. Разнообразие выбора городов для будущего строительства президентского центра возможно при проектировании объекта в рамках различных архитектурно-строительных конкурсов. В таком случае будет выбираться место строительства не только среди значимых в жизни президента городов, но и среди локаций, важных на национальном уровне. К таким местам могут относиться столица или исторически значимый город.

Главная задача центра, помимо сохранения документов и материалов о периоде правления президента, – стремление создать уникальный объект, напоминающий о главе государства и подчеркивающий его индивидуальность.

Президентские центры – это объекты, которые нельзя охарактеризовать в рамках отдельной типологии. Каждый из этих комплексов, увековечивающий память бывшего главы государства, обладает рядом схожих черт, но не существует общепризнанных правил проектирования таких архитектурных сооружений. Для доказательства заявленной гипотезы был сделан анализ термина «архитектурная типология», определение которого приведено С.Г. Змеулом [3].

В результате сравнения термина «архитектурная типология» и положений, раскрывающих понятие «архитектура президентских центров», были определены основания, позволяющие охарактеризовать изученные объекты в рамках этих терминов, но также были раскрыты положения, говорящие о расхождении этих понятий. Ключевыми положениями, позволяющими определить президентские центры как новый архитектурный тип зданий, должны быть применимые к каждому изучаемому объекту принципы проектирования: во всех президентских библиотеках есть базовый набор функций; каждый комплекс определяется как памятное сооружение, посвященное экс-президенту. Но, в отличие от принципов архитектурной типологии, у президентских центров нет правил и норм строительства объектов: была охарактеризована модель, выявляющая закономерности при определении места, роли в городской среде и функции объекта, но не установленные этажность, площадь застройки, состав, размер и характер помещений, расположение функциональных зон (см. таблицу).  

Сравнение термина «архитектурная типология» и положений,
раскрывающих понятие архитектуры президентских центров

Заключение

Архитектура президентских центров – уникальное явление. Каждый из этих объектов спроектирован с одной целью – увековечить память о главе государства, человеке, повлиявшем на историю своей страны. Но способы, особенности и итог проектирования различны. Каждый из этих объектов – неповторимое архитектурное сооружение. Это подтверждает тот факт, что президентские библиотеки не входят в рамки архитектурной типологии.

В рамках исследования был разработан алгоритм поэтапного проектирования президентских центров. На основании проанализированных особенностей президентских центров выявлено восемь возможных вариантов строительства этих объектов. Далее алгоритм, определяющий выбор варианта проектирования, был преобразован в модель, что позволило продемонстрировать все варианты проектирования объектов в виде различных «маршрутов» прохождения лабиринта, где каждый из преодоленных путей является одним из способов строительства центров.

Чтобы определить, возможно ли применять выявленную модель проектирования в дальнейших разработках архитектурных решений центров, в качестве примера описан и проанализирован президентский центр Обамы. Один из путей реализации алгоритма оказался применим к проектному решению президентского центра Обамы, что подтвердило актуальность предложенной модели.

В качестве итога необходимо подчеркнуть, что заявленная модель проектирования президентских центров в дальнейшем может меняться: дополняться новыми местами строительства, функциями и вариантами взаимодействия объекта с окружением. Архитектура президентских центров развивается, у этих объектов меняются масштаб и значение в городской среде. Современные президентские центры становятся крупными многофункциональными комплексами, выдающимися монументальными сооружениями для своей страны и в контексте мировой архитектуры.

На основании проведенного исследования была сформирована база данных «Президентские центры мира. Архитектура»  авт.: Паченкова А.А., Холодова Л.П., Гущин А.Н. Свидетельство о регистрации базы данных RU 2019621261, 12.07.2019. Заявка № 2019621130 от 01.07.2019.

 

References

1. Vikulova, V. (2017) All about the USA. US Presidents. 10.12.2017. Available from: http://usa-info.com.ua/presidents/presidents.html (in Russian)

2. Zavatsky, V.A. (2019) How Presidential Centers are Created in the USA. Kommersant, 3.03. Available from: https://www.kommersant.ru/doc/2997052 (in Russian)

3. Zmeul, S.G., Makhanko, B.A. (2004) Architectural typology of buildings and structures. Moscow: Arkhitektura-S. (in Russian)

4. Maneshina, N.I. Sinyansky, I.A. (2014) Typology of buildings. Moscow: Academy. (in Russian)

5. Clinton Presidential Center. Available from: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Президентский_центр_Клинтона  (in Russian)

6. Charter of B.Yeltsin Presidential Center. Available from: http://www.yeltsincenter.ru/ustav-fonda-prezidentskii-tsentr-bn-eltsina?4&page=0 (in Russian)

7. Strishenets, N.V. (2004) Presidential Libraries of the USA. Scientific and Technical Libraries, No.6, pp. 43-53. (in Russian)

8. npr.org (2019) Hawaii As 'Racial Paradise'? Bid For Obama Library Invokes A Complex Past. Available from: https://www.npr.org/sections/codeswitch/2015/01/15/377197729/hawaii-as-racial-paradise-bid-for-obama-library-invokes-a-complex-past 

9. Seelaye, K. (2004) Clinton Library Reflects Its Subject's Volatile Era. Available from: https://www.nytimes.com/2004/11/18/politics/clinton-library-reflects-its-subjects-volatile-era.html

10. obama.org. The Obama Presidential Center [Online]. Available from: https://www.obama.org/the-center/ 

11. Washington ProFile. Library of the presidents. [Online]. Available from: https://www.kontinent.org/article.php?aid=4939e1589b0a9   

Citation link

Kholodova, L.P., Pachenkova, A.A. Architecture of presidential centers: design model //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №3(91). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_3/4/  – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_3(91)_4 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 14.06.2025
Views: 56