Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Стеклова
Ирина
Алексеевна

кандидат искусствоведения, доцент,
ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный архитектурно-строительный университет",

Россия, Пенза, e-mail: i_steklo60@mail.ru

ПУБЛИКАЦИИ

Стеклова Ирина Алексеевна
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И СВОБОДОЙ

Архитектон: известия вузов. №3 (51) Сентябрь, 2015

Автор статьи делает попытку осуществить герменевтическую реконструкцию мифа на основании отражений одного из эпизодов истории Санкт-Петербурга в литературе и изобразительном искусстве. Показано, как Александровская колонна, став формальным и сакральным центром режиссируемых ритуалов на Дворцовой площади, активизировала массовый энтузиазм населения. Понимание жанра ритуалов, обыгрывающих эстетику архитектурного пространства, выводит к пониманию жанра мифологии власти, осмысляющей свой триумф в истории страны и мира. Через освоение ампира мифология власти обозначила себя как жанр, эпос всемирного мессианства. В то же время обстоятельства возведения Александровской колонны провоцировали романтизм на сопротивление внедряемой идеологии. В частности, они стали поводом для пушкинского стихотворения о «памятнике», которое говорило о свободе и объединяющей власти слова. В ответ на мессианство имперского миропорядка с его мифологическими ритуалами рождалась протестная мифология романтизма – мифология свободы.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2015_3/10/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И СВОБОДОЙ [Электронный ресурс] / И.А. Стеклова//Архитектон: известия вузов. – 2015. – №3(51). – URL: http://archvuz.ru/2015_3/10 

Стеклова Ирина Алексеевна
АМПИР КАК СТИЛЬ МИФОЛОГИИ ВЛАСТИ

Архитектон: известия вузов. №2 (50) Июнь, 2015

Автор статьи распространяет понимание одного из художественных стилей, принципиальных для облика Санкт-Петербурга первой половины XIX в., на понимание стиля государственной мифологии. Прослежено, как смыслы, доносимые властью через эстетику ампира, превращаются в ее эстетику, как формально-композиционные решения, реализованные в допусках конкретного архитектурного пространства, превращаются в эстетику власти над миром. Даны примеры стереоскопичных представлений А. С. Пушкина о власти в картинах мира, приемы архитектонического моделирования целостного мира в ориентации, габаритах или бесконечности, соподчинении несущих и несомых сущностей. Особо подчеркнута роль горизонталей и вертикалей. Искусственные вертикали Санкт-Петербурга, служившие для трансформирования горизонтального ландшафта в живописный, позиционированы как жесты государственной идеологии и в то же время романтического сопротивления ей. Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в честь победы в Отечественной войне и победителя Александра I показана как прототип пушкинского сопротивления мифологии власти.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2015_2/10/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А. АМПИР КАК СТИЛЬ МИФОЛОГИИ ВЛАСТИ [Электронный ресурс] / И.А. Стеклова //Архитектон: известия вузов. – 2015. – №2(50). – URL: http://archvuz.ru/2015_2/10 

Стеклова Ирина Алексеевна, Рагужина Олеся Ивановна
АРХИТЕКТОНИКА КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА: ЛОФТЫ

Архитектон: известия вузов. №1 (45) Март, 2014

В статье рассмотрены понятия «креативность» и «креативное пространство». Представлена одна из тенденций оживления экономики российских городов в постиндустриальное время путем формирования креативных пространств на базе упраздненных промышленных предприятий. На примере лофтов прослежен генезис этой тенденции как феномена культуры, а также основные объемно-планировочные принципы ее практического воплощения.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2014_1/7/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А., Рагужина О.И. АРХИТЕКТОНИКА КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА: ЛОФТЫ [Электронный ресурс] / И.А. Стеклова, О.И. Рагужина //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №1(45). – URL: http://archvuz.ru/2014_1/7