Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Стеклова
Ирина
Алексеевна

кандидат искусствоведения, доцент,
ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный архитектурно-строительный университет",

Россия, Пенза, e-mail: i_steklo60@mail.ru

ПУБЛИКАЦИИ

Стеклова Ирина Алексеевна
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И СВОБОДОЙ

Архитектон: известия вузов. №3 (51) Сентябрь, 2015

Автор статьи делает попытку осуществить герменевтическую реконструкцию мифа на основании отражений одного из эпизодов истории Санкт-Петербурга в литературе и изобразительном искусстве. Показано, как Александровская колонна, став формальным и сакральным центром режиссируемых ритуалов на Дворцовой площади, активизировала массовый энтузиазм населения. Понимание жанра ритуалов, обыгрывающих эстетику архитектурного пространства, выводит к пониманию жанра мифологии власти, осмысляющей свой триумф в истории страны и мира. Через освоение ампира мифология власти обозначила себя как жанр, эпос всемирного мессианства. В то же время обстоятельства возведения Александровской колонны провоцировали романтизм на сопротивление внедряемой идеологии. В частности, они стали поводом для пушкинского стихотворения о «памятнике», которое говорило о свободе и объединяющей власти слова. В ответ на мессианство имперского миропорядка с его мифологическими ритуалами рождалась протестная мифология романтизма – мифология свободы.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2015_3/10/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И СВОБОДОЙ [Электронный ресурс] / И.А. Стеклова//Архитектон: известия вузов. – 2015. – №3(51). – URL: http://archvuz.ru/2015_3/10 

Стеклова Ирина Алексеевна
АМПИР КАК СТИЛЬ МИФОЛОГИИ ВЛАСТИ

Архитектон: известия вузов. №2 (50) Июнь, 2015

Автор статьи распространяет понимание одного из художественных стилей, принципиальных для облика Санкт-Петербурга первой половины XIX в., на понимание стиля государственной мифологии. Прослежено, как смыслы, доносимые властью через эстетику ампира, превращаются в ее эстетику, как формально-композиционные решения, реализованные в допусках конкретного архитектурного пространства, превращаются в эстетику власти над миром. Даны примеры стереоскопичных представлений А. С. Пушкина о власти в картинах мира, приемы архитектонического моделирования целостного мира в ориентации, габаритах или бесконечности, соподчинении несущих и несомых сущностей. Особо подчеркнута роль горизонталей и вертикалей. Искусственные вертикали Санкт-Петербурга, служившие для трансформирования горизонтального ландшафта в живописный, позиционированы как жесты государственной идеологии и в то же время романтического сопротивления ей. Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в честь победы в Отечественной войне и победителя Александра I показана как прототип пушкинского сопротивления мифологии власти.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2015_2/10/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А. АМПИР КАК СТИЛЬ МИФОЛОГИИ ВЛАСТИ [Электронный ресурс] / И.А. Стеклова //Архитектон: известия вузов. – 2015. – №2(50). – URL: http://archvuz.ru/2015_2/10 

Стеклова Ирина Алексеевна
КОНЦЕПЦИЯ ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЧНОСТИ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ: ПАРАДОКСЫ

Архитектон: известия вузов. №4 (48) Декабрь, 2014

В статье представлена концепция смыслообразования в архитектуре с помощью художественной литературы. Рассмотрены парадоксы, разрешаемые в этой концепции, как принципиальные, так и специфические для отечественной культуры.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2014_4/7/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А. КОНЦЕПЦИЯ ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЧНОСТИ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ: ПАРАДОКСЫ [Электронный ресурс] /И.А. Стеклова //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №4(48). – URL: http://archvuz.ru/2014_4/7 

Стеклова Ирина Алексеевна, Рагужина Олеся Ивановна
АРХИТЕКТОНИКА КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА: ЛОФТЫ

Архитектон: известия вузов. №1 (45) Март, 2014

В статье рассмотрены понятия «креативность» и «креативное пространство». Представлена одна из тенденций оживления экономики российских городов в постиндустриальное время путем формирования креативных пространств на базе упраздненных промышленных предприятий. На примере лофтов прослежен генезис этой тенденции как феномена культуры, а также основные объемно-планировочные принципы ее практического воплощения.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2014_1/7/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А., Рагужина О.И. АРХИТЕКТОНИКА КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА: ЛОФТЫ [Электронный ресурс] / И.А. Стеклова, О.И. Рагужина //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №1(45). – URL: http://archvuz.ru/2014_1/7 

Стеклова Ирина Алексеевна
К СЕМАНТИКЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ПЕТЕРБУРГА

Архитектон: известия вузов. №2 (42) Июнь, 2013

Сфера архитектуры в произведениях Пушкина раскрывается как предметная область осмысления бытия с наглядным выражением эстетических и этических ценностей. Приводятся конкретные характеристики организации архитектурного пространства Петербурга, концентрирующие принципиальные для поэта идейно весомые положения. В статье показано, что в романе «Евгений Онегин» фокус на место действия наводился не менее пристрастно, чем на самих действующих лиц.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2013_2/13/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А. К СЕМАНТИКЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ПЕТЕРБУРГА [Электронный ресурс] /И.А. Стеклова //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №2(42). – URL: http://archvuz.ru/2013_2/13 

Стеклова Ирина Алексеевна
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ И АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА ПЕТЕРБУРГА

Архитектон: известия вузов. №1 (41) Март, 2013

Попытка реконструкции представлений первой половины XIX века об истории архитектуры Петербурга сделана в контурах понятий, предъявленных в поэтических, прозаических, публицистических текстах А. С. Пушкина. Сопоставлены особенности реального архитектурного пространства и их образные трактовки. В статье раскрыта взаимообусловленность особенностей архитектурно-пространственной среды и ее субъектов.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2013_1/12/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А. ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ И АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА ПЕТЕРБУРГА [Электронный ресурс] /И.А. Стеклова //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №1(41). – URL: http://archvuz.ru/2013_1/12 

Стеклова Ирина Алексеевна
ПУШКИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ: СИНТЕЗ МИРОУСТРОЙСТВА

Архитектон: известия вузов. №1 (37) Март, 2012

В поэме «Медный всадник» пространство Петербурга показано как форма имперской, неограниченной воли: весь архитектурный ландшафт будущей столицы был предопределен доминированием саморазвивающегося генплана. Приводятся конкретные характеристики масштаба, стиля, типа, вида композиционной организации архитектурных пространств, концентрирующие принципиальные для Пушкина, идейно весомые положения, следующие из позитивной архитектоники его мировосприятия.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2012_1/18/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А. ПУШКИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ: СИНТЕЗ МИРОУСТРОЙСТВА [Электронный ресурс] /И.А. Стеклова //Архитектон: известия вузов. – 2012. – №1(37). – URL: http://archvuz.ru/2012_1/18 

Стеклова Ирина Алексеевна
ПУШКИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ: ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Архитектон: известия вузов. №4 (36) Декабрь, 2011

Рассматриваются смыслы, передаваемые Пушкиным через различные архитектурно-пространственные образы Петербурга. Показывается, как память поэта одушевляла их с помощью достоинств и недостатков архитектурных форм, моделирующих место действия сюжетов. Сфера архитектуры в произведениях Пушкина раскрывается как предметная область осмысления бытия, как способ выражения эстетических и этических ценностей.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2011_4/16/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А. ПУШКИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ: ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ [Электронный ресурс] /И.А. Стеклова //Архитектон: известия вузов. – 2011. – №4(36). – URL: http://archvuz.ru/2011_4/16 

Стеклова Ирина Алексеевна
АРХИТЕКТУРА В ТЕКСТАХ И ГРАФИКЕ ПУШКИНА

Архитектон: известия вузов. №2 (34) Июнь, 2011

Исследуются механизмы взаимодействия архитектуры и литературы на особенностях произведений А.С.Пушкина. Золотой век русской культуры искал постижения общих, фундаментальных принципов формообразования в искусстве: архитектура как идеальная композиционная модель волновала современников. Ее критикой, подобно многим литераторам того времени, А.С.Пушкин не занимался, но в истории и практике зодчества разбирался и выстраивал необходимую составляющую в художественных произведениях. Со своим уникальным пространственным потенциалом зачинатель русского литературоцентризма участвовал в формировании «мифологического горизонта» профессиональной мысли, в котором архитектурные формы и рождаются.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2011_2/13/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А. АРХИТЕКТУРА В ТЕКСТАХ И ГРАФИКЕ ПУШКИНА [Электронный ресурс] /И.А. Стеклова //Архитектон: известия вузов. – 2011. – №2(34). – URL: http://archvuz.ru/2011_2/13 

Стеклова Ирина Алексеевна
ДИАЛОГ АРХИТЕКТУРЫ В ТРАГЕДИИ А.С.ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»

Архитектон: известия вузов. №4 (32) Декабрь, 2010

Рассматривается проблема межвидовых связей в отечественном искусстве первой половины XIX века в феномене проникновения друг в друга столь различных эстетических сфер, как литература и архитектура. Исследуются механизмы такого взаимодействия на особенностях произведений А.С. Пушкина как посредника между реально существующими архитектурными формами и рядовыми потребителями архитектурных форм – читателями. Прослеживаются отношение поэта к архитектуре, подходы к непосредственному построению архитектурного пространства на примере сценического решения драмы «Борис Годунов».

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2010_4/10/

Ссылка для цитирования статьи

Стеклова И.А. ДИАЛОГ АРХИТЕКТУРЫ В ТРАГЕДИИ А.С.ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ» [Электронный ресурс] /И.А. Стеклова //Архитектон: известия вузов. – 2010. – №4(32). – URL: http://archvuz.ru/2010_4/10 

див для текста