Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (6) June, 2004
Theory of architecture
Козицкая Генриетта Александровна
магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент А.Г. Мазаев.
УралГАХА
,
ДВОЕ НАДВОЕ
Екатеринбург периода XVIII – начала XX вв. оставил нам планировку центра города и много зданий, определивших его многообразие. Историческую судьбу города можно проследить в его градостроительной структуре, в разнообразии стилей и типов зданий, в том, как сочетаются между собой разновременные сооружения, отражающие политическую обстановку в стране.
Тот, дореволюционный Екатеринбург, с непроходимыми от грязи улочками, ухоженными усадьбами купцов и золотопромышленников, блистающими на фоне неба крестами церквей ушел в прошлое. В годы Советской власти вместо того Екатеринбурга появился “новый” город – Свердловск. Его улицы стали проходимы для машин. В частности, по ул. Карла Либкнехта напротив бывшей усадьбы Расторгуева-Харитонова, а также еще раз бывшего Дворца пионеров была выпрямлена и пробита проезжая часть для машин. Был срезан уклон холма, в результате чего и появилось так называемое “ущелье” между подпорной стеной и местом расстрела царской семьи – местом, где в наше время возведен Храм на Крови. Однако большая часть усадеб купцов и золотопромышленников пришла не просто в упадок – они еще в годы Советской власти начали потихоньку разрушаться без должного ухода, а сейчас они почти полностью утратили свой первоначальный вид. Храмы и церкви, чьи купола были видны практически из любой точки нашего города, были почти все взорваны и уничтожены.
Сейчас в структуру города снова стали вводить церкви и храмы. Однако, если в дореволюционном Екатеринбурге почти любое культовое здание (учитывая и домашние часовни) имело вид скорее величественный и богатый, то в наше время имеется тенденция скорее к символизму (иногда, возможно, и к уюту), нежели к величию культовых сооружений.
В современной структуре города можно найти много примеров соседства разностилевых и разносимволических объектов. Кроме прочего, подобные комплексы зданий и отдельные сооружения несут в себе решение проблемы градостроительных доминант в структуре города.
Примером описываемого соседства может служить комплекс на ул. Карла Либкнехта – от церкви Вознесения Христова до Храма-памятника на Крови Во имя всех Святых, в земле Российской просиявших. В проектных студенческих работах этот комплекс вместе с Литературным кварталом часто обозначается как “Поклонный путь”.
Вознесенская горка
“Церковь заложена в конце XVIII в. Строилась на средства екатеринбургского купечества в течение долгого времени и окончательное свое оформление получила в XIX в. Старая часть храма и колокольня сохранили типичные для архитектуры барокко декоративные детали. Вознесенская церковь – ценный для Свердловска памятник архитектуры, неотъемлемая часть панорамы города” [1, с.86]. В период Советской власти в церкви Вознесения располагался один из отделов Свердловского государственного областного историко-краеведческого музея.
При советской власти сочли необходимым на одну ось с существующей (но на тот период не действующей) церковью поставить памятник Комсомолу (поскольку строения усадьбы Расторгуевва-Харитонова стали Домом пионеров). Памятник разместился на одной из ключевых точек, откуда открывался вид на центральную часть города - тогда еще Свердловска – стрелку городского пруда. Композиция памятника получилась достаточно двусмысленной: двое комсомольцев – юноша и девушка, высоко держащие в руках флаг, шагают размашистым шагом с подпорной стены на город. При этом композиция скульптуры такова, что создается эффект сильного ветра, раздувающего одежду и флаг комсомольцев.
В наши дни на этой же оси было возведено новое здание Храма-памятника на Крови, в состав которого вошел новый памятник царской семье. Этот объект перекрыл ось, по которой памятник Комсомолу “идет” на город. Он практически изолировал его от обозрения со стороны противоположного берега пруда – со стороны драмтеатра. “Храм представляет собой сложный культурно-исторический и религиозный комплекс” [3, с. 18]. Авторами проекта являются В. Морозов и Г. Мазаев.
В основе проекта был заложен принцип: это должен был быть именно не просто православный храм или памятник, как символ, а Храм-памятник, сочетающий в себе две достаточно различные функции. Этот объект возводился как религиозно-светское сооружение. В части нижнего Храма расположена светская часть с конференц-залом, в верхнем Храме расположена религиозная часть, где проводятся службы. “Архитектура здания решена в русско-византийском стиле, характерном для имперских храмов конца XIX – началаXX вв., любимом Николаем II. Это крупное пятикупольное сооружение, общей площадью около 3-х тыс. кв.м. В комплексе расположено 2 храма: в цокольной части – заупокойный Нижний Храм на Крови памяти Романовых. И Верхний Храм – во имя всех святых - … собор, знаменующий собой негасимую лампаду… В структуру Верхнего храма включена сень над местом расстрела” [3, с. 18].
В комплексе Храма-памятника был возведен также памятник семье последнего русского императора, расстрелянной в подвале дома Ипатьевых, который стоял на этом месте и был взорван в годы советской власти. Центром композиции является православный крест. Этот семифигурный памятник, как и памятник Комсомолу, устремлен своим главным “фасадом” на город, но имеет, в отличие от последнего, две отличительных особенности: во-первых, он спроектирован как круговая композиция, подлежащая рассмотрению практически с любых видовых точек. Во-вторых, композиция памятника такова, что императорская семья изображается спускающейся в подвал, а вовсе не движется на город. Вид на центр города от памятника царской семье открывается очень красивый. У горожан не возникает желания отойти подальше от памятника, наоборот, почти все посетитель стремятся пройти мимо него.
Итак:
1. Церковь Вознесения Христова – символ царской России;
2. Памятник Комсомолу – символ семидесятилетнего строя «красной» России;
3. Храм-памятник на Крови - попытка одновременного утверждения нового капиталистического строя, восстановления традиций и восстановления силуэта города;
4. Памятник семье последнего русского императора – символ преступления и трагедии, окружающей смерть императорской семьи и начало “красного” строя в России, признание ошибки, совершенной нашими предками;
5. Вид на город, стрелку городского пруда, на Дом Правительства, здание Городской Администрации – символ современного общества и общественных отношений, символ власти и бюрократии, которой всегда принадлежала реальная власть, в которую, в конечном счете, и упирается вся российская история.
Получается, что рассматриваемый комплекс в целом отражает различные политические и культурные тенденции, господствующие в различные исторические периоды в России и в Екатеринбурге, в частности. Каждый период по-своему неповторим и уникален, в каждом из них было и есть как отрицательные, так и положительные стороны. Но взаимодействие отдельных объектов в рассматриваемом комплексе неизбежно приводит к конкретным композиционно-планировочным противоречиям, которые не так просто решить. Например, поскольку комплекс часто обозначается как часть “поклонного пути”, то при чем здесь памятник Комсомолу? И почему на квадрате всего в несколько гектаров находятся сразу церковь, храм и часовня? Кроме того, нельзя забывать также и тот факт, что комплекс практически с любой точки рассматривается зрителями на фоне бывшего Дома пионеров – белых колоннад ионического и коринфского ордеров.
В общем и целом, рассматриваемый комплекс сформировался под влиянием разновременных причин, где просто не было места общей концепции, которая могла бы объединить рассматриваемый комплекс объектов в единую композицию. Рассмотренный комплекс можно интерпретировать, как конкретный пример отражения истории России в архитектурных объектах.
References
1. Козинец Л. Каменная летопись города. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во – 1989. – 160 с.
2. Мазаев Г. В. Храм во имя всех святых, в земле российской просиявших // Архитектон. – № 4-5. – 2003. – С.10 – 17.
3. Толмачева Е. М. Памятник на века // Стройкомплекс Среднего Урала. – №7-8 (67-88). – 2003. – С.18 –19.
Citation link
Козицкая Г.А. ДВОЕ НАДВОЕ [Электронный ресурс] /Г.А. Козицкая //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №1(6). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_1/10
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная