Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (6) June, 2004
Theory of architecture
Соколкова Екатерина Михайловна
аспирант кафедры ОАП.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор А.А. Барабанов.
УралГАХА
,
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОРЯДКЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ
Градостроительство нельзя рассматривать само по себе, взятое отдельно от человека. Облик городов формируется теми людьми, которые в нём живут. И каким видит мир человек и себя в этом мире, таким и формируется город, как искусственная среда, выстроенная в соответствии с представлением о социальном порядке, который есть в обществе на данный момент.
Человечество всю свою жизнь мечтает об идеальных городах. Идеальный город-государство Платона, идеальные города эпохи Возрождения, летающие города, города-сады, ноосферные города, экополисы – что это, как не ностальгия об утерянном рае? В 21 веке появилась новая концепция - Концепция устойчивого развития города, представляющая собой идеальную систему, в которой бы логично слились «устойчивый» и «ноосферный» город. В Концепции отмечается, что «движение человечества к устойчивому развитию, в конечном счёте, привело бы к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства будут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой». (В.А. Колясников «Градостроительная экология Урала», с.54)
Сейчас очень много внимания уделяется экологии, формируются новые отрасли научных знаний, в которых изучаются закономерности регулирования взаимодействия человека и природы. (Мы все знаем, что во многих городах, в частности, городах Урала, к сегодняшнему дню сложилась экологическая обстановка, близкая к катастрофической).
По выражению В.И. Вернадского, ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете, в которой человек впервые становится крупнейшей геологической системой. Что это такое?
Экологический подход связан с учётом свойств биосферы, с пониманием эволюции жизни, как ведущего фактора развития планеты. Вернадским установлены связи между экологическим и системным подходом, когда используются законы, правила и принципы экологии. Принятая в апреле 1996 года Указом президента РФ «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» предполагает экологически-социальный подход к решению данной проблемы. В июне 1996 г. на Международной конференции «Хабитат II» в Стамбуле, где были рассмотрены общие принципы устойчивого развития населённых мест, единодушно признано, что только эффективно спланированные и управляемые населённые пункты могут обеспечить улучшение социально-экологической ситуации. В июле этого же года подобная конференция состоялась в Барселоне. А в Москве первая конференция общественных российских экологический организаций и природоохранный съезд прошли в июне 1995 г. В резолюции конференции было отмечено, что человек, его здоровье, безопасность и духовность – главная цель развития.
Для решения проблемы необходим социально-экономический подход, основными принципами которого являются связь с человеческими потребностями, ценностями и целями; стремление к единству человека и окружающей среды, и т.д. Словом, глобальная Концепция устойчивого развития, подразумевающая экономическое процветание, экологическую безопасность и экономное расходование ресурсов, предполагает такие меры, принятие которых привело бы к стабилизации и качественному улучшению жизни человека.
Результатом эколого-градостроительной деятельности в направлении устойчивого развития, стала бы среда с возможной способностью к самосохранению и саморегулированию, обеспечивающая гармоничное развитие и высокий уровень жизни в пределах экосистемы.
Следует отметить, что по отношению к концепции устойчивого развития цивилизации и государства учёные заняли две крайние противоположные позиции.
Я хочу привести высказывание профессора В.А. Блинова, выражающего свои сомнения по поводу одного из четырёх законов экологии Коммонера, звучащего как: «Природа знает лучше». Цитата: «Лучше кого? Здесь сразу же человек отделяется от природы, как ушкуйник, только и делающий, что вредящий воде, воздуху, почве, лесу, зверью. Но позвольте спросить: а разве природа не преподносит нам бедствия: пронизывающий холод и нестерпимый зной, гнилостные болота и смертоносные клещи, землетрясения и цунами, снежные завалы и шквальный ветер…. Как тут не вспомнить старика Витрувия, который говаривал: «Мы можем искусством исправлять вред, наносимый нам природой». Не будем же противопоставлять человека природе, архитектуру – естественной среде. Будем думать, искать, умно экспериментировать, находить пути совершенствования природно-городского комплекса в интересах всего божественного мироздания, в котором растения, человек и то, что мы называем условно-неживой природой, сосуществовали бы в мире и гармонии». (В.А. Колясников «Градостроительная экология Урала», с.5). Как же соотносит себя человек с этим миром, который назван условно-неживой природой?
Итак, человек – природа. «Самосознание человека и раскрытие его духовных сил определяются не только его отношением к Богу, но и его отношением к природе». (Н.А.Бердяев. «Философия свободного духа», с.148). В своей исторической судьбе человек находится в разных отношениях с природой.
Сначала это было первобытно-космическое слияние жизни человека с жизнью природы. Затем человек выделяет себя из природы, противопоставляет природе и духовно борется с ней. Затем вновь обращается к природе, но уже для овладения ею, и это уже материальная борьба с природой.
Этим трём периодам соответствуют разные понимания природы. Но уже в языческом мире, когда природа одушевлена, населена добрыми и злыми духами, обнаруживалось стремление человека духовно возвыситься над природой и освободиться от демонов природы. И человек в этом процессе освобождения и возвышения отделяется от души природы, пытается встать на ноги, приобрести духовную независимость, найти точку опоры, основу своей жизни не во внешнем природном мире, а во внутреннем духовном мире. Каким образом человек может приобрести духовную независимость? Каким образом можно освободиться от демонолатрии, от власти демонов природы, которые терзают древний мир и внушают ужас? Можно оградить человека от власти космической бесконечности. И результатом такого отношения стала механизация природы. Зависимость от природы, языческое отношение к природе делали невозможным её научное познание и техническое овладение ей. Это стало возможным лишь в сегодняшнем мире. Наука и техника есть плод освобождения человеческого духа от власти природы, от демонолатрии. До этого демонов природы нельзя было научно познавать, технически ими владеть, их можно было только магически связывать. Техническая власть над природой подготовляется в период Ренессанса, когда человек уже не ведёт духовную борьбу с природой в себе и вокруг себя, как он это делал в средневековье, а вновь обращается к природе. В человеке пробуждается жажда познания тайн природы, человек вновь осознаёт себя природным существом, правда желающим быть господином природы. Природа делается внешней и более чуждой человеку, он совершенно перестаёт ощущать её душу, и она перестаёт быть космосом, становится предметом, конструируемым и познаваемым математическим естествознанием. Разберём это на примере архитектуры и, конкретно, градостроительства, потому что внешний мир человека формируется так, как человек формирует его в своей голове.
Город развивается по определённым законам. Что такое город? Это всегда продукт той картины мира, в которой он существует. Города развиваются как способ упорядочивания враждебного человеку мира. Самое простое упорядочивание – это линейное упорядочивание, затем человек выстраивает в пространстве вертикаль, появляется крест - город, который начинается с двух улиц (открытая гипподамова система). Также открытую систему имеют города в виде улитки. Затем круг - чёткая, упорядоченная структура. Так строят свои города африканские и австралийские племена. Их города представляют собой замкнутое кольцо, соединённое с таким же городом-кольцом коммуникациями. Связывая форму городов с их культурными и символическими значениями, мы можем по облику города всегда иметь представление о способе мышления человека. (Можно предположить, что форма круглого города говорит о том, что его первыми жителями были кочевники).
Города, имеющие форму плана в виде квадрата, треугольника, звезды - это города, композиция которых замкнута, закончена. (Но в дальнейшем эти города переживут либо процесс умирания, и жители оставят их, либо застройка выйдет за пределы первоначальных границ и будет располагаться в направлениях, удобных для строительства и функционального использования пространств).
Рис.1. Крит. Древний город на месте с. Гурниа
Города Древней Греции V века (рис. 1,2) формируются как гипподамова система геометрически правильных прямоугольников или квадратов, разделённых ровной сеткой улиц, где агоры и общественные постройки заполняют одну или несколько ячеек регулярного плана. «Ничего удивительного в том нет, что рациональный, полный внутреннего порядка и гармонии дух древнегреческой культуры породил в числе многого другого и прямоугольную планировочную сетку, свойственную подавляющему большинству античных городов». (Гутнов А., Глазычев В. «Мир архитектуры») Греческие города занимают совершенно особое место в греческой культуре, поскольку являются относительно самостоятельными единицами не только в экономическом, но и в военном, и в политическом отношении, то есть фактически – это города-государства. Что представляет собой полисный город? Афинянин, Телл, которого называли одним из семи мудрецов, называет себя одним из самых счастливых людей, ибо он «жил в цветущее время родного города, у него были прекрасные и благородные сыновья и ему довелось увидеть, как у всех них так же родились и остались в живых дети. К тому же ему была суждена славная кончина. Во время войны он обратил врагов в бегство, а сам пал доблестной смертью. Афиняне устроили ему погребение за государственный счёт, оказав этим великую честь». Полисный грек до такой степени дорожил своим городом-государством, что считал его живым организмом, как Нестор в гомеровской «Илиаде», который сравнивает людей с листьями на ветвях могучего дуба: одни листья падают, другие, наоборот, появляются, а дерево продолжает расти и становиться только больше. Личная неповторимость и вообще личность полисного грека были, как бы, растворены в коллективе, в обществе, массе, что всегда довольно типично для архаического мира. О том, что у грека не было своего «я», очень любил говорить А.Ф. Лосев, всегда подчёркивая, что в греческом языке не было даже слова для обозначения такого понятия как личность. Но вот наступает четвёртый век до нашей эры, и жители полиса, города-государства, вдруг обнаруживают, что полис, их город-государство, которое раньше, в сущности, обожествлялось и считалось почти живым существом, это не больше, чем территория, на которой стоят их дома и пасутся овцы.
Рис.2. Милет
У полиса больше нет своего «я», оказывается, что людей, которые живут рядом друг с другом, больше уже ничто не объединяет в одно единое целое, каждый просто живёт своей собственной жизнью, не гордясь уже тем, что он гражданин полиса, который лучше всех других в Элладе. Человечество оказывается в пропасти индивидуализма, и каждый чувствует теперь себя потерянным в этом огромном мире. Наступает эпоха всеобщего разочарования, когда человек уходит в личную жизнь. Он уже не живёт ради блага родного полиса, а ищет хоть какого-то личного счастья и тут с ужасом обнаруживает, что воспетой в «Илиаде» смены поколений в ряду граждан, которая делает полис только моложе и сильнее, - этого больше нет. Оказывается, если я уйду, - это будет только моё небытие. Мир вокруг останется, а я уйду. Это то единственное событие, которое неминуемо будет иметь в жизни каждый. Сделав это открытие, греческая, а затем и римская цивилизация погружаются в то состояние истерического страха, которое так тонко передал в своей поэзии Гораций. Закат античности приближается.
Так, на примере греческого города прослеживается, каким образом сознание человека и форма взаимодействуют, каким образом мировоззрение впрямую влияет на форму.
Обратимся к древнеримским городам.
![]() | ![]() | ![]() |
Рис.3. Силурум | Рис.4. Тимгад | Рис. Филиппополь |
Древнеримский город (рис. 3,4,5), так же как и древнегреческий, имеет перпендикулярный план. У древних римлян приверженность к регулярной планировке проявилась с особой силой. Планировка многочисленных городов, основанных ими по всей территории гигантской империи, восходят к нехитрому устройству военного лагеря. Город начинается с креста, с «кардо» и «декуманус», с основания двух улиц. Так человек ориентируется в пространстве, выстраивает горизонталь и вертикаль. У римлян главная улица уже перестаёт быть всего лишь необходимым проходом или проездом между жилыми кварталами, а становится дорогой торжественных триумфальных процессий, особо престижным местом, архитектурно оформленным общественным пространством. Римляне подняли на качественно новый уровень инженерное благоустройство улицы. Сложную по тем временам технологию улично-дорожного строительства проще всего было реализовать для прямых, как стрела, стандартных по размерам улиц регулярных городов-лагерей. Итак, мы видим, что территория преобразуется в соответствии с тем пониманием порядка, который на данном этапе существует, как представление о социальном порядке.
Рис. 6. Сест
Средневековый город, (рис.6) возникший на развалинах античных городов. Сломал гипподамову систему с рациональной планировкой. Средневековый город – это уже лабиринтный город с хаотично расположенными кварталами и ядрами пустого пространства площади, используемые под торговлю. Причём, центром этого города всегда является замок феодала или монастырь, вокруг которого, собственно, и вырастает поселение ремесленников. Средневековое общество – это предельно иерархизированное общество, где каждый знает своё место в ступеньке. Потому и средневековый город – это замкнутый город, где центр – замок, а сам город окружён городскими стенами.
Барочный город совпадает с эпохой ренессанса. Той самой, когда человек вновь обращается к природе, когда в нём пробуждается жажда познания тайн природы, и человек вновь сознаёт себя природным существом (против которого так боролось средневековье). Но человек эпохи гуманизма – это уже господин природы.
![]() | ![]() | ![]() |
Рис. 7. Пальма Нуова | Рис. 8. Идеальный город Б. Лорини | Рис. 9. Граммикеле |
![]() | ![]() | ![]() |
Рис.10. К.-Н. Леду Королевские солеварни г. Шо ( первоначальный проект) | Рис.11. К.-Н. Леду Королевские солеварни г. Шо (осуществленный проект) | Рис.12. Екатеринбург |
Именно в это время появляются идеальные города эпохи Возрождения (рис. 7,8,9,10,11,12). Шестигранный город Граммикеле, г. Пальма Нуова, города Возрождения Скамоцци, королевские солеварни города Шо Клода-Николя Леду, звездообразные города Лорини, Филарете…. Трактаты по вопросам архитектуры и градостроительства основаны на научно-технических достижениях того времени и новом мировоззрении эпохи, где главное – это забота о человеке. Звёздчатая форма периметра связана также с изменившейся техникой боя, введением огнестрельного оружия, когда простой пояс стен заменился стенами с бастионами.
В нашей стране – это города-заводы, архитектурно-художественный образ которых, определяли горно-заводские комплексы. Они строились как идеальные города и имели правильную геометрическую форму плана. Таким был Екатеринбург 1723 года, с формой плана, приближённой к квадрату и окружённый городскими стенами. Квадрат – один из тех четырёх фундаментальных символов, который несёт идею четырёхсторонности, ориентации. Абсолютного равенства, простоты, права, порядка истины, справедливости, мудрости, чести, земной стабильности, надёжности, неподвижности.
Применение регулярной планировки также свидетельствует о тесной связи строительства городов Урала со строительством новой русской столицы – Санкт-Петербурга, с европейской градостроительной культурой, привнесённой к нам из Европы. Наверное, неудивительно, что города имеют такую строгую геометрическую форму, поскольку, человек – это господин природы, которая делается уже только внешней и потому более чуждой человеку. Человек перестаёт ощущать душу природы, и природа становится предметом, конструируемым, познаваемым математическим естествознанием. Таким себе видели мир эти люди. Территория преобразовывается в соответствии с тем пониманием порядка, которое на данном этапе существует как представление о социальном порядке.
Город эпохи классицизма порождает понятие городского ансамбля, появляется площадь. Классицизм – это всегда симметрия и парадный фасад. Появляется городской ансамбль – где всегда будет храм, учреждение управления, театр и площадь, на которой устанавливается монумент. Классицистический город – это город уже открытый, стены для обороны больше не нужны. Затем, в XIX веке, классицистический город ломается экономикой. 1889 год – строительный бум. Появляются доходные дома. Капиталистический город развивается не по жёстко опосредованным эстетическим нормам, а по нормами экономики. Начало 20 века в Штатах – очень дорогие участки, вырастают небоскрёбы. Нью-Йорк – это гипподамова система, но не выстроенная с чётко зонированной территорией, то есть промышленная зона перемежается селитьбой. И, наконец, город XX века, который, впрочем, от города XIX века не отличается.
Итак, города строятся в соответствии с представлением человека о порядке, независимо от того, строится ли город линейно, по спирали или кругу. Город имеет такой внешний облик, который соответствует уровню культуры данного человеческого поселения, и территория преобразуется в соответствии с тем пониманием порядка, который на данном этапе существует, как представление о порядке социальном.
Новая градостроительная концепция устойчивого развития города предлагает комплекс мер, принятие которых привело бы к стабилизации и качественному улучшению жизни человека. Но мы выяснили, что город – это продукт картины мира. Значит, прежде всего, надо выяснить, что представляет собой современный человек, каким образом он видит мир и себя в мире
Человека нашего времени страшит уже не демонизм природы, не духи природы, а мертвящий механизм природы. Механическое миросозерцание, которое только и стало возможным благодаря духовной победе человека над природой, делается силой, враждебной человечеству. Внутри человечества живёт упование на иной, четвёртый период в отношении человека к природе, когда человек вновь обратится к внутренней жизни природы, вновь увидит божественный космос. Но соединит это с духовной властью над природой и её стихиями, т.е. утвердит своё царственное положение в мире.
В новой истории культура, всегда имеющая религиозную основу, всегда символическая по своей природе, всегда предлагающая бескорыстное созерцание и бескорыстное творчество, начинает переходить в цивилизацию, всегда наивно-реалистическую, всегда корыстную и одержимую волей к жизненному могуществу и к жизненному благополучию. Эта цивилизация и есть механизация человеческой жизни и механизации природы. В ней умирает всё органическое. Механика, созданная могуществом человеческого знания, покоряет себе не только природу, но и самого человека. Человек уже не раб природы, он освобождается от власти органической родовой жизни. Но он становится рабом машинной цивилизации, рабом им созданной социальной среды. В цивилизации, как последнем результате гуманизма, начинает погибать образ человека. Человек есть Божье творенье, и метафизически он предшествует природному миру и его исторической судьбе. Человека нельзя вывести из природного развития мира, но в природном мире человек имеет свой путь развития. Личность человеческая начинает пробуждаться от того бессознательного и обморочного состояния, в котором он находился во власти стихии демонов. Пробуждается мучительным и длительным процессом борьбы и роста.
В Древней Элладе, впервые в мире языческом, поднялся человек и начал прорисовываться его образ в прекрасных пластических формах. Правда, нет ещё ясной дифференциации между героем, богом и человеком. Герой не просто человек. Он полубог. Чтобы выйти из первоначальной смешанности образа человека и образа зверя, человек должен принять в себя образ бога или полубога. Миф о Прометее открывает нам духовный феномен, совершившийся в природном мире, как важный определяющий момент в исторической судьбе человечества. В мифе о Прометее сверхеловек - герой борется с богами и с демонами, с духами природы, со стихиями природы во имя человека и человеческой культуры. Человек и человеческая культура начинают существовать в этом природном мире через похищение огня с неба, принадлежащего богам, через присвоение человеку высшего начала, которое берётся силой. Прометей освобождает человека не от Бога, который остаётся для него сокрытым, а от богов природы, от власти стихий, он отец человеческой культуры. Прометеевское начало в человеке есть вечное начало и без него не было бы человека. Без прометеевского начала человек остался бы нераскрытым, в первоначальной недеффиренцированности и смешении. Человек должен был выйти из покорности богам природы. Образ человека только и мог открыться через героическое титаническое начало, восставшее против богов. Это есть космическая борьба, через которую рождается человек. Но античный титанизм и героизм не мог ли разрешить проблемы человеческой судьбы, они только её ставили.
Окончательное раскрытие и утверждение человеческой личности возможно лишь, когда признаётся вечное значение и вечная ценность человека, индивидуальность человеческой души и её судьбы. Душа человеческая стоит дороже, чем все царства мира. В душе заключена бесконечность. Нельзя человека рассматривать как простое средство и орудие для каких-либо целей, как преходящий момент космического и социального процесса, потому что существует единичный и неповторимый лик каждого человека. Но только оказавшись в бездне индивидуализма, на грани гибели, человек, выросший, как в греческом полисе, так и в СССР, может понять, что такое его «я». И в греческом полисе, и в условиях любого традиционного быта, в любой системе, где чувство собственного «я» размыто в коллективном сознании, человек действительно воспринимает себя как «колёсико и винтик» (по удачному выражению Ленина, который стать таким колёсиком требовал от каждого).
В сегодняшнем мире, когда так много говорят об экономической, политической и прочей нестабильности и даже катастрофе, человеку очень важно найти устойчивость, которая помогла бы ему не пропасть и просто выжить. Неудивительно, что именно в 21 веке так настойчиво люди ищут стабильность, неудивительно, что снова и снова возвращаются к мечте об идеальном городе, в котором люди счастливы. Под эгидой ЮНЕСКО в июне 2000 г. Институтом Клода-Николя Леду и Уральской государственной архитектурно-художественной академией был объявлен открытый конкурс на идею идеального города будущего. Были представлены работы студентов, в которых предлагаются разнообразные пути для организации идеального пространства. Это город как реальность, город как текст, как организм, город как механика, город как идея. Но эта идея, на мой взгляд, прозвучала как способ решить свои проблемы бегством. «Форма, в которую заключён город, парит над землёй, едва соприкасаясь с ней». «Стремительно взмывающий из водной глади в поднебесье»…«город, который создаётся на одной из планет»… «затерянный в небе, висящий над океаном, плывущий мимо Тибетских гор и устремлённый к звёздам» .... Город, в котором живут «жизнерадостные улыбающиеся люди, заполняют этот светлый органичный мир». («Claude-Nicolas Ledoux and Russian architecture». Catalogue of exhibition, с. 279-319) Город Блаженных, город-комунна, город-монастырь, сакральный город, город-солнце…
Идеальные города людей 21 века продолжают развивать всё ту же идею, которая существовала с древнейших времён – идея переселить человечество на некий остров, где были бы все счастливы. Наверное, неудивительно, что все эти города, по сути своей, замкнуты. Замкнуты сами в себе, как в некой капсуле, в той самой, в которой замыкается человек. Но, как только враг внешний устраняется, капсула разрывается от внутренних противоречий. Нельзя решить проблему только как просто способ ухода от неё. Нельзя решить свои проблемы с природой только тем, что ты «едва соприкасаешься с ней».
«Основная тема нашей эпохи есть вместе с тем – тема о судьбе человека. Но вся глубина проблемы в том, что истинная свобода человеческой личности имеет духовный, а не социальный источник, она определяется её вкоренённостью в духовном мире, а не вкоренённостью в мире социальном». (Бердяев Н.А. «Философия свободного духа». с.456) Начнётся ли настоящее духовное возрождение в мире лишь после того, как будут побеждены нужда и экономическое рабство человека, но, несомненно, - это должна быть другая, новая сфера разума, в которой мерилом богатства станет сам человек, его ценность и его знание. Человек, который живёт в гармонии со своим окружением, в гармонии со своим миром.
References
1. Барабанов А.А. Семиотика пространства. – Екатеринбург : Архитектон, 1997.
2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994.
3. Гутнов А. Глазычев В.Л. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990.
4. Всемирная история архитектуры. архитектура эпохи Возрождения. Т. 5
5. Колясников В.А. Градостроительная специализация: становление и развитие. // Архитектон – № 31. – 1997.
6. Колясников В.А. градостроительная экология Урала. – Екатеринбург.: Архитектон, 1997.
7. Региональные особенности градостроительства Урала / Ред. Яковлева Л.Г. Часть 1,2. – Екатеринбург: ПО «Полиграфист». 1995.
8. Чистяков Г. Размышления с Евангелием в руках.– М. : Путь, 1997.
9. Claude-Nicolas Ledoux and Russian architecture. Catalogue of exhibition. Architecton 2001.
Citation link
Соколкова Е.М. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОРЯДКЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ [Электронный ресурс] /Е.М. Соколкова //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №1(6). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_1/17
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная