Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (6) June, 2004

Theory of architecture

Бояринов А. М.

Профессор, Советник РААСН
Ростовская академия архитектуры и искусства

,

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНО-РОССИЙСКОГО РЕГИОНА

При определении перспектив пространственного (территориально-градостроительного) развития Южного региона России, ставшего вновь приграничным в результате произошедших в стране политических и социально-экономических изменений, важным является выяснение главных особенностей его территориальной организации и основных проблем, которые оказывают и будут оказывать решающее влияние на его дальнейшую градостроительную судьбу.

 В Южно-Российский регион (Южный федеральный округ России - ЮФОР) входят расположенные к югу от 50 параллели территории 13 пограничных субъектов Российской Федерации (8 республик. 2 края и 3 области): Ростовская. Волгоградская и Астраханская области; Краснодарский и Ставропольский края; республики Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия - Алания. Ингушская, Чеченская, Дагестан и Калмыкия.

Регион характеризуется в целом благоприятными природными и социально-экономическими условиями, развитой на большей части его территории (за исключением горной и высокогорной зоны) транспортно-коммуникационной инфраструктурой, относительно благоприятной эколого-гигиснической обстановкой. Его экономико-градостроительное положение способствует осуществлению внутрифедеральных и внешнеэкономических связей (рис. 1).

В то же время в силу географического положения, этнического многообразия населяющих его многочисленных народов и особенностей новых сопредельных с Россией государств это один из самых проблемных регионов на территории Российской Федерации.

Общая площадь Южно-Российского региона - 589,2 тыс. кв. км. численность населения на 1 января 2000 г. - 21,7 млн. чел.

Рис. 1. Модель южнороссийского пространства

Выгодное географическое положение богатые и разнообразные ресурсы позволили создать здесь своеобразную триаду - мощный индустриально-аграрно-рекреациоиный народно-хозяйственный комплекс. В регионе особенно выделяются индустрия Ростовской и Волгоградской областей, аграрный потенциал Краснодарского края и два самых значимых в России рекреационных района - Большого Сочи и Кавказских Минеральных Вод, Дополняется все это важнейшими рыбохозяйственными районами Нижней Волги, Северного Каспия и Приазовья (95% общероссийской добычи осетровых и черной икры).

Регион обладает довольно развитой транспортной и инженерной инфраструктурой и, что особенно важно, здесь расположены южные морские порты: Новороссийск и Туапсе на Черном море, Таганрог и Ейск - на Азовском, Астрахань и Махачкала - на Каспийском.

Южно-Российский регион - один из самых населенных в России. На его территории, составляющей 3.5% территории страны, сосредоточено 14,4% населения. Средняя плотность населения (36,8 чел./кв. км) более чем в 4 раза превышает среднероссийскую. В регионе находятся 133 города, из которых 81 (61%), малые города (до 50 тыс. жителей); 42 (32%), средние и большие; 7 - крупные, 2 - крупнейшие (Волгоград, Краснодар) и один - с населением более 1 млн. чел. (Ростов-на-Дону). Сложившаяся здесь система расселения имеет в различных частях региона значительные отличия и потому может быть подразделена на четыре разнохарактерные подсистемы (рис. 2).

Рис. 2. Схема опорного каркаса системы расселения ЮФОР

Первая, самая значительная по площади (около 60% территории региона), охватывает западную большую часть Волгоградской области. Ростовскую область. Краснодарский и Ставропольский края. Это преимущественно русско-населенные территории, расселенческие структуры которых первоначально сложились главным образом на базе казачьих сельских поселений. К указанной подсистеме расселения относится и все Азово-Черноморское побережье России. Основные урбанизированные территории: Ростовская агломерация, районы Краснодара, Новороссийска, Ставрополя.

Вторая подсистема расселения представлена горскими республиками Северного Кавказа. Общим для всех них (исключая республику Адыгея) является, во-первых, пограничное с Закавказьем расположение (государственная граница с Грузией и Азербайджаном), а во-вторых, преобладание коренного, в первую очередь, титульного населения. Расселенческие структуры здесь имеют двоякое происхождение: с одной стороны, их основой явились сельские поселения горских народов, а с другой - казачьи станицы, расположенные вдоль бывшей пограничной линии между Россией и Кавказом. Находившиеся на этой линии русские военные укрепления и крепости стали впоследствии довольно крупными городами -столицами северокавказских республик (Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкала). Характерным для большинства республик является относительно низкий удельный вес (исключая Северную Осетию) городского населения и значительное сельское перенаселение.

Третья - это преимущественно русско-населенная Нижневолжская подсистема, включающая в себя восточную часть Волгоградской области и всю Астраханскую область. Главным фактором, объединяющим эти территории в единое целое, является река Волга, протяженность которой в пределах указанных территорий превышает 1 тыс. км. Именно вдоль Волги после завоевания Астраханского ханства стали возникать русские городские поселения, ставшие впоследствии каркасом расселенческих структур. Основные центры - Волгоград и Астрахань. Характерен высокий удельный вес городского населения.

Четвертая подсистема расселения Южно-Российского региона представлена малонаселенной республикой Калмыкия со смешанным по национальному составу населением (калмыки - 45%, славяне - 40%). Единственный настоящий город этой республики - ее столица Элиста. Общий удельный вес сельского населения - 62,2% (один из самых высоких в России).

Южно-Российский регион, экономика которого сильно пострадала во время Великой Отечественной войны, после восстановления своего народного хозяйства примерно с середины 50-х гг. начал интенсивно продвигаться по пути индустриализации и урбанизации. Особенно это относится к русско-населенным краям и областям. В результате к концу 80-х гг. удельный вес городского населения вырос в них на 15-20%, достигнув в Ростовской области 71, а в Волгоградской -даже 76%. Аналогичный процесс наблюдался и в северокавказских республиках, однако протекал он значительно медленнее.

Рост городского населения проходил не везде одинаково. Так, например, в Волгоградской и Ростовской областях оно увеличивалось главным образом за счет промышленных городов одноименных агломераций, а в Краснодарском и Ставропольском краях, наряду со значительным ростом краевых центров, быстрее всего росло городское население курортно-рекреационных районов: Большого Сочи в Краснодарском крае и Кавминвод - в Ставропольском.

Необходимо отметить и еще одно обстоятельство. Если проходивший в течение последних тридцати с лишним лет процесс урбанизации сопровождался в целом по Российской Федерации не только ростом городского населения, но и постоянным снижением абсолютной численности сельского населения, то в Южно-Российском регионе подобного явления в основном не наблюдалось.

Оценивая градостроительные и другие связанные с жизнью населения процессы, проходившие в регионе, следует подчеркнуть, что в русско-населенных территориях в 80-е гг. они стали более спокойными и уравновешенными: темпы роста городов снизились (а многие города и вообще перестали расти), численность сельского населения стабилизировалась, каких-либо катаклизмов в системе расселения не происходило.

В северокавказских республиках, в этот период продолжался заметный рост населения, причем как городского, так и сельского. Изменился и национальный состав населения Южно-Российского региона, что выразилось, прежде всего, в снижении удельного веса русских и славян в целом. Процесс этот проходил почти повсеместно. Даже в преимущественно русско-населенных субъектах Федерации, таких как Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, это явление было достаточно заметным.

Что касается северокавказских республик, то аналогичное изменение состава населения, естественно, проходило и там, только в связи с изначально меньшим удельным весом русских (а везде, за исключением Адыгеи, их доля была менее 50%) он был еще более заметен.

Социально-экономическая и градостроительная ситуация в регионе, как и везде в России, резко изменилась после 1990 г. Распад СССР вызвал серьезные изменения в геополитическом положении региона. Во-первых, он стал приграничным. Во-вторых, к югу от него находятся страны, в которых происходят постоянные межэтнические конфликты. В-третьих, появился массовый поток беженцев и вынужденных переселенцев (внешний и внутрирегиональный), число которых в регионе к июлю 1995 г. превысило (по оценке МВД) 600 тыс. человек (зарегистрировано 195 тыс. человек). Больше всего вынужденных мигрантов прибыло в Северную Осетию, Ставропольский и Краснодарский края. После 1991 г. в регионе естественный прирост населения во всех преимущественно русско-населенных субъектах Федерации прекратился, прогрессирует естественная убыль, а увеличение численности населения происходит лишь за счет миграции.

Значительно изменилась транспортная ситуация. Из важного транзитного региона Южно-Российский регион превратился практически в тупиковый. В то же время значительно выросла роль морских портов на Черном и Азовском морях.

Общий экономический кризис в стране и резкое снижение жизненного уровня большинства населения привели к значительному спаду в рекреационной сфере, что существенно отразилось на экономике региона.

Последующая судьба Южно-Российского региона в значительной степени зависит от решения основных социально-экономических и градостроительных проблем, которые по своему генезису и характеру влияния на расселенческие структуры можно разделить на три группы.

В первую очередь, это проблемы, обусловленные ходом предшествующего развития региона. Они имеют главным образом эколого-градостроительный характер, большинство из них складывалось годами и даже десятилетиями, постепенно усугубляясь.

Прежде всего, это социальные проблемы общерасселенческого характера, присущие практически почти всем территориям региона, среди которых важнейшая - недостаточная обеспеченность населения жильем (показатели обеспеченности им в регионе во многих случаях ниже среднероссийского уровня). Так, на Ставрополье обеспеченность городского населения жильем на 5% ниже, чем в среднем по России, а в сельских поселениях Ростовской области разрыв со среднероссийским уровнем достигает уже 9%.

Серьезной проблемой продолжает оставаться низкий уровень благоустройства жилого фонда. Обеспеченность региона различного вида благоустройством составляет в среднем 50-60% в городских поселениях и 10-20% - в сельских, В большинстве населенных мест существующие сооружения водопровода, канализации и коммунальной очистки имеют недостаточные мощности, работают с перегрузкой, что в конечном итоге приводит к дополнительному загрязнению воды и почвы.

Главными источниками загрязнения окружающей среды являются, естественно, многочисленные промышленные и сельскохозяйственные предприятия региона, а также транспорт. Наиболее экологически загрязненная – Ростовская область. Основной объем загрязняющих веществ поступает от предприятий топливно-энергетического и металлургического комплексов, расположенных на территории Восточного Донбасса и Ростовской агломерации.

Существенной экологической проблемой Юга России является также прогрессирующая деградация почв – одного из важнейших богатств региона. Особое беспокойство в этом плане вызывает Ставропольский край, где около 5 млн. га, (или свыше 80%) территории, подвержены ветровой и водной эрозии.

Нельзя признать удовлетворительными качество воды и санитарный режим основных водных артерий Юга России - рек Дон и Кубань и их основных притоков на территории региона.

 Серьезной проблемой региона является не вполне благоприятное экологическое состояние старейшей курортной зоны страны -района Кавказских Минеральных Вод. Не меньшую тревогу вызывает состояние Черноморского побережья Краснодарского края -важнейшего курортно-рекреационного региона России. Расположенные в городах побережья, в том числе и городах-курортах, промышленные предприятия и коммунальные канализационные системы ежегодно сбрасывают в море значительные объемы загрязненных сточных вод, что губительно сказывается на состоянии морской воды. Крайне значимой и трудно решаемой является проблема Азовского моря. Зарегулирование энергетическими и ирригационными гидроузлами питающих его рек Дон и Кубань и безвозвратное изъятие до 30% их среднегодового стока привели к резкому изменению естественного состояния моря. Повысилась его соленость, изменились система водообмена, поступление биогенных элементов и ледовый режим. Сильное загрязнение морских вод сопровождается сокращением естественных нерестилищ и резким снижением рыбопродуктивности Азовского моря.

Второй блок проблем, стоящих перед Южно-Российским регионом, связан с его новым социально-экономическим положением, породившим множество сложных и прежде всего экономических проблем.

Для региона в целом характерно общее депрессивное состояние основных градообразующих отраслей промышленности, что соответствующим образом влияет на состояние городов и положение городского населения (особенно это относится к городам Ростовской области). Поэтому "выживание" промышленности, ее структурная перестройка и адаптация к специфике рыночной экономики являются в современных условиях крайне важными задачами.

Наряду с проблемой кризисного состояния промышленности существует и серьезная проблема перестройки агропромышленного комплекса региона, приспособления его к рыночным условиям производства и реализации сельскохозяйственной продукции. А это, учитывая острую конкуренцию с зачастую более дешевым и достаточно качественным продовольствием зарубежного производства, - весьма непростое дело даже для такого высокоразвитого аграрного сектора, как аграрный сектор Юга России. Говоря о проблемах Южно-Российского региона, связанных с новой социально-экономической ситуацией в стране, нельзя не остановиться на проблеме рекреации в регионе. Как известно, важнейший курортно-рекреационный регион России до последнего времени сосредотачивал на своей территории более 40% санаторного фонда и около 25% фонда учреждений отдыха и туризма Российской Федерации. При этом рекреационная сеть имела преимущественно круглогодичный характер (в таком режиме работали практически все санаторные и почти 60% учреждений отдыха и туризма) и обслуживала главным образом приезжих рекреантов, прибывавших сюда со всех концов Советского Союза. Ныне рекреационная система в регионе, как и повсюду в стране, находится в глубоком кризисе. Резкое снижение доходов большей части населения России, сопровождающееся к тому же небывалым ростом транспортных тарифов, привели к тому, что, во-первых, поток рекреантов в регион резко сократился, а во-вторых, приобрел сугубо сезонный характер.

Отрицательное влияние оказывает также геополитическое положение района вблизи мест межнациональных конфликтов. Курорты Черноморского побережья Краснодарского края теперь пустуют большую часть года. Таким образом, перед рекреационной отраслью региона стоит проблема ''выживания", разрешить которую в полной мере в ближайшем будущем вряд ли удастся.

Наконец, третья группа проблем, стоящих перед Южно-Российским регионом, вызвана изменениями в его геополитическом положении, а также ситуацией, сложившейся в сопредельных с ним территориях. На расселенческие структуры региона существенное воздействие оказывает приграничный фактор и связанные с ним проблемы обустройства новых границ России: технические (устройство следовой полосы, колючих заграждений, пограничных вышек и т.п.) и организационные (организация таможенной службы, размещение пограничных войск, создание соответствующей инженерно-технической инфраструктуры и т.д.). Изменение условий проживания населения (как постоянного, так и временного) в приграничной полосе, естественно, окажет влияние на всю систему расселения в регионе, внешние границы которого – это границы с новыми государствами, в которых происходят постоянные межэтнические столкновения.

Новое приграничное положение региона требует существенной перестройки транспортной системы. Южно-Российский регион, характеризующийся довольно развитой транспортной сетью, после распада СССР и появления новых государств ближнего зарубежья превратился на данный момент из важного транзитного региона, соединяющего Россию (и Украину) с Закавказьем, в регион тупиковый. Дополнительным внеэкономическим фактором, усугубившим транспортную проблему Северного Кавказа, стало положение в Абхазии - на западе региона и в Чечне - на востоке. В результате назрел вопрос о сооружении двух новых участков железной дороги в обход Чечни и переориентации железнодорожного сообщения на исключительно российскую территорию, минуя Украину. К этому можно добавить необходимость расширения и развития существующих на Черном и Азовском морях портов и создания новых.

Распад Советского Союза и межэтнические конфликты в постсоветских государствах привели к массовому притоку беженцев и вынужденных переселенцев на территорию Российской Федерации и в первую очередь в Южно-Российский регион. В настоящее время именно здесь проживает до 15% всех вынужденных мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию. Возникла сложная проблема их размещения и трудоустройства. Учитывая, что более 80% вынужденных мигрантов прибывает всего из трех регионов (Чечня, Азербайджан и Грузия), а положение на этих территориях остается нестабильным, можно ожидать, что указанная проблема не будет разрешена в ближайшей перспективе. Осложняет складывающуюся ситуацию и то обстоятельство, что из прибывающих в Южно-Российский регион вынужденных мигрантов 20% и более составляют лица нерусских национальностей. Это весьма отрицательно воспринимается местным населением и приводит порой к довольно серьезным осложнениям в межнациональных отношениях. Да и вообще, с позиций любого государства, разбавление приграничных территорий инонациональным населением всегда считается нежелательным.

К проблемам, вызываемым изменениями геополитической ситуации, следует отнести и специфическую проблему казачества, хотя ее происхождение и наблюдающийся ход развития имеют более сложный и неоднозначный характер. На территории бывших казачьих Войск России: Донского, Кубанского и Терского в настоящее время создано несколько конкурирующих казачьих организаций, ставящих своими задачами воссоздание в той или иной форме существовавших ранее систем казачьего землевладения и землепользования, организации казачьего самоуправления, в частности органов местной и так называемой войсковой власти, организации специальной казачьей пограничной воинской службы и ряд других подобных задач. Все это может вызывать (и уже вызывает) столкновения между различными группами населения, далеко не всегда проходящие в цивилизованной форме. Отрицательное воздействие таких осложнений на расселенческие структуры региона очевидно и крайне нежелательно.

 Анализ существующих в регионе проблем позволил выделить на его территории следующие ареалы:
- Волгоградская агломерация (социально-экономическая и экологическая проблемы);
- район Астраханского газоконденсатного месторождения (экологическая проблема);
- зона затопления и подтопления побережья Каспия и дельты Волги (экологическая и социально-экономическая проблемы);
- Азовское море (комплексная экологическая проблема);
- российский Донбасс (социально-экономическая и экологическая проблемы);
- приабхазские территории Краснодарского и Ставропольского краев (геополити- ческая проблема)
- территории, пограничные с районом грузино-осетинского конфликта (геополитичес кая проблема);
- район осетино-ингушского конфликта (проблема межнациональных отношений);
-Чеченская республика (комплексная проблема геополитического и социально-экономического характера);
-приграничные с Чечней территории (проблема геополитического и социально-экономического характера).

В связи с тем, что развитие южнороссийской системы расселения в значительной степени зависит от изменения общей ситуации, предопределяемой прежде всего геополитическими причинами, сформулируем прогностические соображения о развитии системы расселения региона на ближайшую перспективу с учетом указанных выше проблем, возникших в Южно-Российском регионе.

Представляется, что общий характер южнороссийской системы расселения в ближайшие 10-12 лет в основном сохранится. Возможные существенные изменения могут быть связаны только с дальнейшей судьбой Чеченской республики. При этом общая численность населения региона либо сохранится на сегодняшнем уровне, либо незначительно возрастет. Указанный процесс будет проходить при сохранении естественной убыли населения в русско-населенных территориях, а стабилизация численности населения или ее небольшой рост будут определяться здесь миграционным приростом.

Ожидается, что численность населения Краснодарского и Ставропольского краев может возрасти на 2,0-2,5%, а Ростовской области, напротив, уменьшится на 3-4%. Население Волгоградской и Астраханской областей, скорее всего, сохранится на сегодняшнем уровне (рост численности если и будет, то не более чем на 1-1,5%), а в Калмыкии население может даже немного уменьшиться.

Что касается северокавказских республик, то в большинстве из них существенного роста численности населения не ожидается. Исключение составляет Дагестан, где население постоянно увеличивается, и за 10-летний период прирост его может составить 18- 20%.

 Во всех субъектах Федерации Южно-Российского региона будет, вероятнее всего, наблюдаться медленное снижение удельного веса городского населения (на 1-3% за рассматриваемый период).

В связи с депрессивным состоянием промышленности численность населения крупнейших городов Волгоградской и Ростовской областей будет продолжать медленно сокращаться. Напротив, в Краснодарском и Ставропольском краях население краевых центров и ряда других больших городов может немного вырасти за счет вынужденной миграции. Вообще же определенный рост численности населения Краснодарского и Ставропольского краев будет происходить главным образом за счет малых городов и села в связи с развитием там предприятий по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции.

Вынужденная миграция в Южно-Российский регион, достигшая своего пика в 1992-1993 гг., будет, видимо, в ближайшие 2-3 года медленно снижаться, а затем (в связи со значительным уменьшением русскоязычной диаспоры в прилегающих Кавказских республиках) существенно сократится. Общий объем вынужденной миграции в регион за рассматриваемый период ориентировочно может составить 500-600 тыс. человек.

 Расселение вынужденных мигрантов, очевидно, будет происходить, как и сейчас, преимущественно на индивидуальной основе. Районами массового расселения вынужденных мигрантов являются в основном крупнейшие города и окружающие их районы, а также Черноморское побережье. Скорее всего, такое положение в ближайшие годы сохранится. В условиях перехода России к рыночной экономике, сопровождающегося общим социально-экономическим кризисом, возможности государства активно влиять на проходящие в стране расселенческие процессы весьма ограничены. Поэтому градостроительная политика должна быть адекватной наиболее вероятному варианту развития ситуации в стране и регионе и поддерживать позитивные направления развития, стремясь к уменьшению возможных негативных последствии (рис. 3). 

Федеральная градостроительная политика в регионе, на наш взгляд, должна формироваться в следующих направлениях:

1. Безотлагательное рассмотрение кардинальных геополитических вопросов, затрагивающих положение в регионе (прохождение и обустройство различных участков государственной границы; упорядочение положения с гражданством России; решение о базировании, возможно частичном, Черноморского флота на Кавказском побережье; определение политико-юридического статуса Каспийского моря-озера; решение вопросов транспортировки через территорию региона нефти, добываемой на Каспийском шельфе и в Северном Прикаспии, и т.п.).

2. Ускоренное решение ряда юридических вопросов, связанных с вынужденной миг- рацией (договоры со странами СНГ, определяющие политический статус российских граж дан, порядок миграционного обмена, упорядочение федерального законодательства о миграции).

3. Изыскание возможности решения некоторых финансовых вопросов, связанных с миграцией (увеличение размеров стартовой помощи, финансирование части затрат на создание инженерной инфраструктуры в местах компактного расселения мигрантов и т.п.).

Региональная градостроительная политика должна быть в первую очередь ориентирована на стабилизацию экономики путем поддержки малого и среднего бизнеса в регионе, оказание помощи в таком расселении и трудоустройстве вынужденных мигрантов, которое позволит использовать их хозяйственно-экономический потенциал для развития экономики региона.

Рис. 3. Перспективная схема расселения ЮФОР: территории

Для рационального решения многочисленных проблем, в первую очередь транспортных, стоящих перед Южно-Российским регионом, требуется детальная проработка важнейших из них, на что должны быть направлены усилия соответствующих государственных и в том числе проектных организаций при финансовой поддержке федерального бюджета. И в этой связи наиболее актуальной в настоящее время представляется разработка консолидированной схемы территориально-пространственного развития региона.

Citation link

Бояринов А.М. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНО-РОССИЙСКОГО РЕГИОНА [Электронный ресурс] /А.М. Бояринов //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №1(6). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_1/2 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2004
Views: 101