Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (9) March, 2005
Theory of architecture
Свечникова Анастасия Александровна
магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор О.А. Шипицына.
УралГАХА
,
РАЗВИТИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ РОССИИ
Текст доклада магистерской диссертации
Концу XIX века предшествует ряд социальных, технических, политических, духовных изменений в жизни государства. Появляются новые обстоятельства, которые необходимо приспособить к условиям города не только с позиций целесообразности и функциональности, но и с точки зрения художественных потребностей. Выделим факторы, которые повлияли на обсуждение архитектурно-художественных проблем и обусловили обсуждение и переоценку подхода к градостроительной композиции.
Во-первых, для периода характерно выравнивание градоформирующих возможностей массовой застройки и общественных зданий.
Во-вторых, развитие науки и технический прогресс привели к появлению новых типов зданий - заводов, вокзалов и фабрик. На улицах города появились трамваи, автомобили и прочие устройства, связанные с ними. Специалисты встали перед вопросом объединения технических возможностей, требований санитарной и экономической целесообразности с приемлемым художественным воплощением.
В-третьих, на специфику архитектурных идеалов повлияло исчезновение четко выраженной системы стилистических и композиционных предпочтений. С отмиранием классицистических традиций у архитекторов исчез характерный для этого стиля набор универсальных композиционных приемов, а новый еще не появился. Возникло множество концепций идеала, появились споры об их относительности. Теоретики пришли в замешательство при оценке архитектурно-художественных качеств градостроительных систем и осознали необходимость формирования новых подходов.
В-четвертых, возникло новое социально-культурное осмысление пространства. Таким образом, конец XIX - начало XX века - это период формулирования, обсуждения новых архитектурно-художественных проблем и развития системы взглядов на градостроительную теорию в появившихся условиях. При анализе литературы выяснилось, что до сих пор изучение архитектуры и градостроительства конца XIX - начала XX века проводилось посредством описания объектов. Наибольшее место в исследованиях, посвященных этому периоду, уделялось пластике архитектурных объемов, что было предопределено расширением возможностей строительных конструкций и материалов. Изучение архитектурных журналов в основном ограничивалось определением тематического направления, функций, взаимосвязей с архитектурными обществами и процессами, происходящими в архитектуре. В своих работах исследователи изучали историю развития периодики, классифицировали издания, в какой-то мере интерпретировали тексты.
Поэтому данная работа нацелена на создание систематизирующей информации по архитектурно-художественным проблемам градостроительства, опубликованным в научных статьях, с последующим выявлением истории зарождения и развития градостроительных идей, а также определением уровня мышления в архитектурной науке конца XIX - начала XX вв.
В исследовании использованы материалы журналов «Зодчий» и «Городское дело», а также сборник «Труды IV съезда русских зодчих». Как вспомогательный элемент к исследованию текстов периодических изданий привлечены книги современников. Позиции, воззрения в них определены и зафиксированы более очевидно. В таком комбинированном использовании источники, дополняя друг друга, представляют наиболее полную картину теоретической деятельности и позволяют не только выявить процесс обсуждения архитектурно-художественных проблем в периодике, но и определить заимствование идей.
Для того, чтобы истолковать текстовые источники, обнаружить содержание, заключенное в них, раскрыть тему, необходимо определить методику изучения научных статей и книг конца XIX - начала XX веков.
Наиболее характерную и часто встречающуюся методику исследования периодических изданий в настоящее время можно поделить на два этапа: обобщающе-описательный, аналитический.
Для настоящего изыскания предложен универсальный комплексный метод изучения текстовых источников. Метод включает три основных этапа: обобщающе-описательный, статистический, аналитический.
В первый, обобщающе-описательный этап, входят поиск и изучение статей по градостроительству, представленных в письменных исторических источниках конца XIX - начала XX вв., а также вычленение текстов, фиксирующих обсуждение архитектурно-художественных проблем.
Второй, статистический, этап заключается в организации каталога по градостроительной проблематике, его описании и выведении, обобщении данных на основе полученных результатов. Каталог содержит гистограммы, круговые диаграммы, графики, таблицы.
Гистограммы отображают тематику публикаций журнала «Зодчий» и сборника «Труды IV съезда русских зодчих». В них указывается количество статей, опубликованных по той или иной теме за год. По гистограммам возможно определить наиболее интересующие темы, рост или падение интереса к ним в современной практике и теории, установить долю той или иной темы к общему числу работ.
Круговые диаграммы представляют годовой объем публикаций, посвященных градостроительной тематике, в общей массе статей журнала в процентах. Результаты этих диаграмм сводятся в единый график, выражающий кривую интереса к градостроительной проблематике.
Другую часть каталога составляют таблицы и схемы. Для удобства в них собраны сведения о названиях изданий и статей, авторах, номерах журналов, страницах. В первой таблице можно выявить круг архитектурно-художественных проблем и предлагаемые авторами решения. Вторую таблицу составляют термины, используемые в статьях, иллюстрации к ним и тип их определения.
Следом представлен процесс обсуждения архитектурно-художественных проблем. Высказывания о них выстраиваются в порядке поступления в печать. Они представлены в виде цитат, с тем, чтобы не исказить смысл их содержания. Сводная схема дает представление о том, когда началось обсуждение, кто в нем участвовал, с какими интервалами оно проходило.
На третьем, аналитическом, этапе фиксируется процесс развития суждений об архитектурно-художественных проблемах и способах их решения, высказанных отечественными учеными; выявляются источник и степень заимствования мыслей, а также анализируется уровень мышления в архитектурной науке конца XIX - начала XX вв. Для этого необходимо проделать следующие действия:
-
выделить уровни мышления, наличествующие в современной науке; установить критерии, по которым
-
осуществляется анализ дореволюционных периодических изданий по архитектуре;
-
проанализировать статьи по сформулированным ранее критериям;
-
определить ступень развития познания архитектурной науки конца XIX -начала XX вв.
Выявление уровня мышления в архитектурной науке основано на исследованиях А.Ф. Панькова. Уровень мышления существует в трех формах. Первая связана с чувственным познанием. В его основе лежит «образ», то есть окружающая действительность воспроизводится в мозгу человека в форме ощущений, восприятия и представлений.
Вторая форма может быть названа чувственно-абстрактным познанием. В этом случае человек оперирует абстрактными формами - понятиями, суждениями и умозаключениями. Формы чувственного познания участвуют в процессе наряду с абстрактными.
Третья характеризуется тем, что познание достигает своей высшей формы развития и называется научным мышлением. Человек оперирует категориями, законами, теориями. Форму научного мышления можно поделить на две части: простую и сложную, низшую и высшую.
Второй шаг аналитического этапа содержит четыре основные стадии и систему вспомогательных действий:
-
Систематизация на уровне объектов;
-
Выявление степени заимствования теоретических исследований;
-
Систематизация на уровне подходов;
-
Классификация путей решения задач, поставленных в работах.
Первая стадия второго шага аналитического этапа содержит три действия. Сначала из социально-демографической, производственной систем, системы обслуживания населения, управления, жилищного устройства, транспорта, инженерного оборудования нужно зафиксировать наиболее обсуждаемые в периодических изданиях. Таким образом, определятся объекты исследования в градостроительной теории конца XIX - начала XX веков.
Вторым действием выделяется круг архитектурно-художественных проблем, временные рамки обсуждения каждой из них, паузы между ними.
Последним действием устанавливается и анализируется процесс развития суждений об архитектурно-художественных проблемах. Эта операция перетекает в следующую стадию выявления степени заимствования теоретических исследований. В ней изучаются книги конца XIX - начала XX веков, сравниваются тексты книг и статей, определяется источник и степень заимствования высказанных мыслей.
Третья стадия второго шага аналитического этапа призвана ответить на вопрос о том, как исследовался объект. Для этого определяются наиболее характерные методические подходы и приемы, их сочетание в исследовании архитектурно-художественных проблем градостроительства, а также отмечается и изучается процесс их качественного изменения.
На заключительной, четвертой, стадии второго шага аналитического этапа устанавливаются пути разрешения проблемной ситуации. В исследованиях конца XIX - начала XX вв. должны быть выявлены типы и способы построения определений, задачи, решаемые с помощью языка, а также отмечены особенности применения классификации, графической подачи материала и степень решения проблем.
Во второй главе «Освещение градостроительной проблематики в периодических изданиях конца XIX - начала XX веков» сводятся воедино добытые статистические данные, описываются их связи и отношения в пределах архитектурной жизни данной эпохи, выявляется доля градостроительной тематики, описываются архитектурно-художественные проблемы градостроительства.
Профессиональные периодические издания конца XIX - начала XX вв. освещали все возможные проявления архитектурной жизни. Печать активно реагировала на деятельность образования, практики проектирования и строительства, рекламировала удачи, обсуждала неудачи, искала ошибки и просчеты, способствовала ликвидации промахов, верному расчету проектов. Издания были призваны просвещать потребителей в вопросах архитектуры, добиваться от них признания многообразия и разнообразия, открывать внутренние механизмы архитектурного процесса, фиксировать вклад отдельных выдающихся мастеров. Печаталось все на прекрасной бумаге, с использованием качественных рисунков, чертежей и фотографий.
Вольное передвижение по Европе, свободное владение языками давали возможность печатать своевременные критические замечания, научные статьи, рекламные сообщения; материалы, условия, обсуждения разнообразных конкурсов на проектирование и строительство государственных сооружений.
Каждый архитектурный журнал имел программу, структуру, тематическую ориентацию, выполнял свою функцию и был предназначен для определенного круга читателей.
Журнал «Зодчий» относился к типу архитектурно-художественных изданий. Он освещал вопросы концептуального и стилевого архитектуры, охраны памятников зодчества, синтеза искусств, законодательства, образования, расчета сооружений, городского благоустройства. В нем публиковались чертежи существующих и строящихся сооружений, изображения исторических памятников, конкурсные проекты. В журнал входили статьи коллективного творчества и отдельных авторов. Как указано в программе, «Зодчий» предназначался для специалистов строительного дела и широкого круга читателей.
Структура журнала на протяжении всего существования (1872-1917 годы, за исключением 1884, когда журнал не печатался) менялась. В период с 1882 по 1891 гг., она состояла из шести разделов. Общие разделы содержали в себе подгруппы с более узкими направлениями. В этот период градостроительная проблематика относилась к одной из наиболее востребованных и интересующих тем.
С 1892 по 1911 гг. общих разделов в журнале не существовало. В период с 1882 по 1891 гг. подгруппа «Городское управление и устройство» в структуре журнала находилась в разделе «Строительное дело вообще» и содержала следующие направления: «Технико-полицейский надзор», «Строительная деятельность городов», «Городское хозяйство», «Благоустройство городов», «Водоснабжение», «Меры безопасности», «Общественное здравие, оздоровление городов и жилищ», «Водостоки, удаление нечистот, дезинфекция и осушка жилищ». Такой способ систематизации материала свидетельствует о том, что в практике и теории градостроительная проблематика в большинстве случаев рассматривалась с точки зрения технического и инженерного воплощения.
С 1892 по 1911 гг. статьи по вопросам градостроительной деятельности находились в разделе «Благоустройство городов». Некоторые проблемы в них стали рассматривать с позиции архитектурно-художественного решения. Кроме того, вопросы отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации вообще вынесли в отдельные разделы.
Такие изменения структуры издания в 1882 - 1911 гг. указывают на то, что у специалистов в этот период только происходит формирование представлений об основных понятиях, функциях, задачах градостроительства.
На основе исследования тематики журнала «Зодчий» создан обобщающий график. По кривой, изображенной на нем, можно констатировать увеличение доли публикаций по градостроительной проблематике с течением времени, и, следовательно, зафиксировать повышение интереса к этой теме.
С 1882 по 1911 года лидирующими были направления, связанные с исследованием современных построек и проектов; изучением свойств, способов производства, обработки и применения строительных материалов, достижений и новых направлений в технике, науке и искусстве.
Если рассуждать в общем, то изучение архитектурно-художественных проблем градостроительства не являлось ведущей составляющей этого издания.
В результате исследования выяснилось, что основное количество текстов по градостроительству публиковалось в журнале «Городское дело».
Структуру журнала можно поделить на два раздела. В первом, рассматривались реформы местного управления, вопросы городского бюджета, налогообложения, земельного хозяйства; освещались социальные программы, юридические, санитарно-технические, транспортные вопросы. Раздел рассматривал все аспекты жизнедеятельности в городе и отличался социально-политической направленностью текстов.
Для нас наибольший интерес представляет второй раздел, выпускаемый под редакцией Общества архитекторов-художников. Выходил он не в каждом номере и, в отличие от статей журнала «Зодчий», направленных на освещение технического разрешения проблем, возникающих в практике, содержал тексты в большей степени ориентированные на критическое осмысление происходящего в архитектурно-художественной сфере градостроительства. Некоторые тексты, опубликованные в журнале, затем выносились на обсуждение съездов русских зодчих.
В «Городском деле» можно встретить статьи Г. Дубелира, Д.Д. Протопопова, Е. Баумгартена, Е. Цубербиллера, В. Курбатова, А.К. Енша, С. Маковского и многих других авторов.
Еще одним очень важным для изучения изданием стал сборник «Труды съездов русских зодчих», поскольку он не только объединят в себе материалы, наиболее точно отражавшие настроения архитектурной публики, но и фиксировал обсуждение спорных вопросов.
На съездах обсуждали наиболее волнующие и острые проблемы современности, поэтому появление вопросов, касающихся градостроительной деятельности на IV съезде русских зодчих позволяет говорить о повышении интереса к этой области.
В третьей главе «Особенности развития архитектурно-художественных проблем градостроительства в периодических изданиях и книгах конца XIX - начала XX веков» фиксируется процесс зарождения и обсуждения архитектурно-художественных проблем, на основе выдвинутых критериев анализируется уровень мышления в архитектурной науке конца XIX - начала XX вв.
Развитие градостроительства в конце XIX - начале XX веков было столь же противоречиво, что и развитие всей архитектуры в целом. С принятием акта о городовом положении (10 июля 1870 года) был положен конец государственной монополии в области городского строительства. Законотворческая власть перешла к Городским Думам, исполнительная - к Городским Управам. За государством остались общие градостроительные задачи, а решение конкретных проблем перешло в ведение местной власти, которую гораздо меньше беспокоила красота и представительность застройки (см. «Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX веков»). Поэтому вместо исследования архитектурно-художественных проблем, зачастую находившихся в полном забвении, наблюдалось чрезмерное увлечение социально-технико-экономической стороной дела. В архитектурных периодических изданиях преимущество отдавалось изучению жилищных, санитарно-технических, транспортных проблем. Вопросы, касающиеся индивидуального художественного облика города или его частей, подчас подменяли требованиями благоустройства и рациональной, упорядоченной планировки.
Процесс развития архитектурно-художественной проблематики конца XIX -начала XX веков был связан с такими понятиями как площадь, улица, озеленение, город и восприятие его целостности, малые архитектурные формы. В отношении них и происходит основное развитие мысли.
Наибольшее количество высказываний зафиксировано о целостности города. Обсуждение начинается со статьи Е. Баумгартена (1909 г.), в которой он предлагает при проектировании фасадов учитывать возможность размещения рекламы.
Целостность города в начале XX века видится теоретикам в «группировке домов, улиц и садов». Красота таких групп обуславливается, при этом не столько отдельными элементами, сколько именно целым (см. «Планировка городов»). Поэтому при постановке здания В.Я. Курбатов (1909 г.) и Г. Дубелир (1910 г.) предлагают учитывать стиль, размеры и форму окружающей застройки.
В суждении о памятниках в городской среде нового столетия Маковский склоняется к мнению, что они больше не соответствуют духу, стилю современной эпохи, современной улицы и нужно очень постараться, чтобы скульптура, обладающая портретным сходством, гармонично вписалась в окружающую застройку.
В 1909 году в тексте Д.Д. Протопопова употребляется слово ensemble (ансамбль) без русского перевода. В 1910 году наряду с размерами, стилем, формой зданий в организации пространственной целостности Г. Дубелир начинает учитывать конфигурацию и пропорции улиц и площадей.
Если изначально в контексте целостного восприятия исследователи рассматривают взаимодействие некоторых элементов среды, то B.C. Карпович на IV съезде русских зодчих выдвигает способ создания ансамбля города. По его мнению, весь город необходимо строить в едином стиле (см. «О сохранении художественного облика городов»). Такая позиция не нашла поддержки среди членов съезда. В обсуждении доклада участвовали Мунц, Китнер, фон-Гоген, Брандт, Лукомский, Ростиславов, Каретников, Чарушин, Бикарюков. Мнение, совпадающее с позицией большинства, выразил Лукомский. Определив три пути создания целостности города, удачным он счел организацию частичного ансамбля.
На основе анализа архитектурно-художественных проблем градостроительства можно сделать вывод о том, что все без исключения суждения сформировались под влиянием зарубежных командировок и европейских теоретических исследований.
На начальном этапе процесса обсуждения архитектурно-художественных идей в текстах рассматривался узкий круг проблем. С 1910 года работы стали претендовать на обобщение материала в области градостроительного дела. Вместе с тем, мысли, высказанные в них, результаты исследований нередко выносились на обсуждение съездов, а затем корректировались и публиковались в отдельные издания.
В развитии представлений об архитектурно-художественных проблемах конца XIX - начала XX вв. изменялись не только взгляд на них, но и способы их исследования. В связи с этим процесс их обсуждения можно поделить на семь этапов. Каждый из них характеризуется методом исследования, степенью решения проблем, способами систематизации и обработки данных.
На первом этапе развития (до 1909 года включительно) доминирует констатирующее перечисление фактов и данных. Период связан с заимствованием идей из других теоретических исследований, накоплением знаний, поэтому в работах авторы используют большое количество описаний, для пояснения применяют схемы. Отличительной чертой становится эмоциональность в выражении мыслей. Статистических исследований в этот период, как и в следующий, не обнаружено.
На втором этапе (1909 г.) предпринимается попытка осмысления идеи «города-сада». По-прежнему преобладает констатирующий подход. Доля описаний остается высокой, но исследователи гораздо сдержанней выражают эмоции. На страницах журнала «Городское дело» появляется модель «города-сада».
Третий этап (1910 г.) связан с написанием обобщающих материалов по градостроительству. В изысканиях используются приемы аналогий, сопоставлений, выявления причинно-следственных связей, включения объекта в историко-культурный контекст. Это свидетельствует о переходе к анализирующему методическому подходу. Склонность к оценочным высказываниям указывает на более высокий уровень исследований в сравнении с предыдущими.
Впервые в рамках одной работы начинают формулироваться социальные, художественные, санитарно-технические юридические требования, предписания, законы, правила; выводиться методика по проектированию города. На этом этапе можно отметить применение классификации в отношении формы площадей и их назначения, систем застройки. В качестве примеров и доказательств приводятся статистические данные. Этот прием используется на протяжении всех последующих периодов.
Отличительной чертой следующего этапа (1911 г.) становится обсуждение идей на IV съезде русских зодчих. В работах преобладает анализирующий подход, оценочные высказывания. В одном из текстов приводится классификация провинциальных городов (см. «О сохранении художественного облика городов»). Кроме того, в этот период появляются работы, в которых описываются наиболее интересные и волнующие темы, обсуждаемые на съездах.
На пятом этапе (1912 г.) идеи «города-сада» начинают приспосабливать к условиям отечественной практики. В исследованиях выделяются типы улиц. В этот период используется констатирующий подход. Количество оценок и описаний приблизительно равное.
В дальнейшем по этой теме издаются книги. В одной из них выводятся основные положения по проектированию городов-садов и поселков на путях сообщения (см. «Посёлки-сады и поселки на путях сообщения»).
На шестом этапе (1914 г.) вновь осуществляется обобщение материала, но уже на более высоком уровне. На этой стадии развития представлений используются исторический анализ формирования градостроительных объектов, анализ существующей застройки, художественного творчества в градостроительном процессе, структурно-функциональный анализ. А.К. Енш классифицирует системы городов, системы застройки кварталов (см. «План и застройка городов»).
На заключительном этапе (1917 г.) авторами обобщается накопленный материал по каждой архитектурно-художественной проблеме. В качестве примера можно привести книгу М.Г. Диканского «Проблемы современных городов. Движение в больших городах. Кризис жилища», в которой рассматриваются проблемы, классификация, регулирование дорожного движения и так далее. В книге содержатся диаграмма передвижения пассажиров в городе и модель обслуживания окрестностей различными видами транспорта.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Рис. 3. Использование моделей в исследовании градостроительной проблематики
На первых двух этапах классификация отсутствует. Ее активное применение начинается с 1910 года. Приемы классификации, используемые в отечественных исследованиях в этот период, достаточно примитивны по сравнению с европейскими. Они дают неглубокие знания об объектах. Иногда деление происходит по случайному основанию. В дальнейшем классификации становятся все более точными, четкими, их количество в работах увеличивается.
В исследовании архитектурно-художественных проблем градостроительства на первых этапах применяются модели, созданные европейскими учеными. Большинство из них обладает высокой степенью абстрактности, что не свойственно появившимся отечественным. Лишь на последнем этапе, в 1926 году, в книге М.Г. Диканского публикуются созданные им модели, абстрактно выражающие суть явлений и процессов.
Способ построения высказываний и умозаключений со временем тоже трансформируется. В работах авторы переходят от проблематизирующей к убеждающей и доказательной форме.
Все больше в исследованиях используются статистические данные. Если ученые первоначально оперируют такими понятиями как «много» или «мало», то в дальнейшем они переходят к точному количественному определению явления. Работы отличаются и степенью решения проблем. В одних лишь задаются вопросы, над которыми стоит задуматься, в других, кроме постановки проблемы, в общих чертах намечается ее решение, в последних выводятся методики, нормы, предписания.
Многие термины, как и идеи, пришли к нам с Запада. В связи с этим характерной чертой для отечественных исследований конца XIX - начала XX вв. становится довольно частое использование слов на их родном языке.
В текстах найдены определения город и город-сад. Для нынешнего значения они сформулированы очень туманно. Определения, зафиксированные в книгах, обладают большей конкретностью в формулировках, углубленностью в сущность предмета. Это связано с тем, что впервые они печатаются в периодике, затем проверяются на собраниях и съездах, под влиянием общественного мнения корректируются и публикуются в книгах. Самые совершенные из них очень близки к современным значениям (например, определение слова «градостроительство»), но, к сожалению, чаще всего они формируются под влиянием европейских теоретических исследований.
В результате исследования определений выяснилось, что развитие понятийного аппарата происходит на основе заимствования терминов из других культур. Наиболее волнующими и в то же время наименее изученными темами в отечественной науке конца XIX - начала XX вв. стали город и способы его проектирования, ансамбль.
В целом развитие мысли в исследованиях конца XIX - начала XX вв. проходит две последовательные фазы. Первую фазу можно связать с накоплением в периодических изданиях по архитектуре фактологии, фактографии. Наряду с пополнение эмпирического знания, в конце XIX - начале XX вв. зафиксировано обобщение практического опыта, определение наиболее общих свойств, связей и взаимозависимости явлений, происходящих в градостроительстве. Это позволяет судить о том, что в начале XX в. в отечественных книгах и некоторых статьях по архитектуре происходит зарождение низшей формы научного мышления. По уровню осмысления проблем, способов систематизации и обработки данных, по использованию методических подходов европейские теоретические исследования конца XIX - начала XX вв. относятся к высшей форме научного мышления.
Citation link
Свечникова А.А. РАЗВИТИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ РОССИИ [Электронный ресурс] /А.А. Свечникова //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №1(9). – URL: http://archvuz.ru/en/2005_1/8
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная