Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (10) June, 2005

Theory of architecture

Шутемова Елена Анатольевна

аспирант.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Т.Ю. Быстрова
УралГАХА

,

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА НА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В настоящее время для решения художественных задач дизайнеры обращаются к искусству XX века, в котором видят источник новых оригинальных идей в развитии дизайнерских приемов и средств. Искусство обогащает дизайнеров в творческом плане, способствует повышению их эмоционального заряда. Изучение достижений авангардного искусства как экспериментальной сферы в области разработки художественных методов и средств создания художественных образов позволяет формировать у дизайнеров креативное мышление. Существует необходимость в рассмотрении особенностей влияния художников-абстракционистов на тенденции в развитии разнообразных стилевых течений в дизайне. В тоже время, если изучать особенности дизайна, то можно понять и современное искусство, объясняя его с помощью дизайнерских средств. М. Рагон связывает непринятие современного искусства с тем, что люди не воспринимают произведения абстрактного искусства и современную окружающую среду как единое целое [1, с. 46].

Для искусствоведческой оценки продуктов дизайна, для практической деятельности дизайнеров, а также для развития теории дизайна по проблемам художественного творчества в дизайнерской деятельности необходимо обратиться к современному искусству и выявить формы его влияния на дизайн, уровни заимствования дизайном средств и методов, используемых в искусстве. Рассмотрим дизайн предметно-пространственной среды через следующие составляющие элементы искусства: художественный метод, принципы формообразования.

Художественный метод. Дизайн, как и абстрактное искусство, является самостоятельным видом творческой деятельности. В основе абстрактного искусства лежит художественное творчество, связанное с художественным методом. Дизайнерская деятельность состоит из научного, технического и художественного творчества, поэтому визуальный язык дизайнерской формы формируется и развивается в процессе художественного и научно-технического творчества. Художественное творчество в дизайне связано с рациональным, конструктивным творчеством. Это соотношение является определяющим, но мера его составляющих различна. Поэтому в дизайне существует несколько направлений проектной деятельности, которые имеют неодинаковые взаимоотношения с современным искусством. Степень связи дизайна с искусством определяется используемыми методами в проектировании. Выделяют три подхода к проектированию: техническое конструирование, художественное формообразование, художественное конструирование, которыe, соответственно, относят к инженерному дизайну, арт-дизайну, дизайну утилитарно-художественному. Продуктом дизайнерской деятельности становятся вещи, имеющие разный уровень художественной и практической ценности. Арт-дизайн связан с созданием уникальных произведений, с проектированием образно-пластической, художественной формы вещи. Это направление дизайна сближается с декоративно-художественным творчеством, с современным искусством. В арт-дизайне вещь поднимается с утилитарного до художественного уровня, то есть вешалка становится неким произведением искусства. В тоже время существует дизайнерская деятельность, связанная с «художественным освоением утилитарной основы предмета» [2, с.21]. Дизайнер работает над образным решением формы. Значит, его деятельность связана с образным мышлением. Таким образом, в состав проектного метода арт-дизайна и дизайна утилитарно-художественного включается художественный метод, существующий в искусстве, который Ю.Б. Борев определяет как способ образного мышления [3, с. 317].

Принципы формообразования, заимствованные дизайном в искусстве. Разнообразные направления искусства XX века, занимающиеся поиском новых форм освоения мира, оказывают влияние на развитие дизайна в области формообразования. В дизайне, как и в абстрактном искусстве, постоянно происходят стилевые изменения, связанные с экспериментальными, художественными исканиями. Рассмотрим данный вопрос на примере таких течений современного искусства как поп-арт, оп-арт, минимализм.


Рис.1. К. Андре.  Магнито-цинковая 
плоскость.  1969 [6,  с. 125]

В искусстве 1960 – 1980-х г.г. появляется концептуальное направление минимализм, «декларировавшее и реализовывавшее на практике принципы предельной экономии «изобразительно-выразительных» средств» [4, с.446]. Концептуальная идея художников-минималистов о пространственной свободе получила свое развитие в дизайне предметно-пространственной среды, в создании минималистских интерьеров, минималистской мебели. Произведения художников-минималистов – это металлические скульптуры-конструкции, пустые ящики, рамы без картин, разнообразные геометрические формы (рис. 1). Создаваемые арт-объекты организованы из минимального количества деталей, имеют простую, лаконичную, ясную форму. В цветовых решениях используются монохромные сочетания. Эти же минимальные средства применяются дизайнерами для организации пространства, в проектировании мебели (рис. 2, 3). Матовое и прозрачное стекло, подвешенные полки, шкафчики, минимум глухих плоскостей, раздвижные перегородки, гладкие и ровные стены, оттенки белого, серого, синего цветов делают минималистский интерьер легким, прозрачным, открытым. Мебель выполняется в виде простых, «чистых» геометрических форм.

Рис. 2. Минималистский  интерьер. 
[Идеи  вашего  дома. -  2003.  №10. C.186]
Рис. 3. Минималистский  интерьер.
[Идеи  вашего  дома. -  2003.  №10. C.188]

В искусстве середины XX века возникло направление поп-арт, что в переводе с английского означает популярное искусство. Это направление выражало идеи индустриального общества массового потребления, эстетику материального мира вещей в их конкретности и вещественности. Поп-арт противопоставил себя беспредметному абстракционизму. Произведения поп-арта создавались из элементов массовой продукции (пивные банки, пробки, гвозди, этикетки, газеты и т.д.) (рис.4).


Рис.4. Э. Уорхол.  100  баночек с  супом  «Кэмпбэлл». 
1962  [6, с.218]

Художественными стали считаться предметы массового потребления, находящиеся в определенном окружении, в специально созданной пространственной среде. Теоретики поп-арта считают, что «…в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства» [3, т. 2, с. 397]. Художник не создает художественный предмет, а придает обычному предмету художественные качества. Тоже самое наблюдается и в проектировании малых архитектурных форм, когда киоски, навесы, беседки выполняются в форме конкретных, увеличенных до гигантских размеров сапога, шляпы, торта или хот-дога.

Поп-арт, как художественное направление, имеет несколько течений: оп-арт (оптическое искусство); эл-арт (движущееся искусство); окр-арт (окружающее искусство). Оп-арт объединил поп-арт с традициями геометрического абстракционизма. Композиции оп-арта – это организованные комбинации из кружков, линий, точек и пятен, создающие интересные оптические эффекты, пространственные иллюзии (рис. 5).


Рис. 5. В. Вазарели. Оптическая  композиция. 
1956  [7, с.17]
 

 В поп-арте применяется техника коллажа, фотомонтажа, совмещение их с традиционной живописью. Художники используют разнообразные материалы, комбинируя традиционные материалы с необычными звуковыми, световыми, оптическими эффектами. Композиции создаются соединением объемных муляжей, скульптур с плоскостными изображениями. Этим же соединением живописи и рельефа пользуются дизайнеры интерьеров, создавая эффект превращения объема или пространства в иллюзию. Такие примеры можно найти в проектах О. Хайека. Дизайнеры создают ирреальные, иллюзорные пространства за счет использования графики (суперграфики), живописи на плоскостях стен внутри и снаружи зданий, применения зеркальных поверхностей. Необычные пространства воздействуют на человека, создают определенную эмоциональную атмосферу, вызывают разнообразные чувства и ассоциации. Росписи на стенах, как и произведения художников поп-арта, соединяют в себе несколько форм и состояний: реальное и нарисованное. Например, открытое окно нарисовано на реальной стене дома с настоящей водосточной трубой (рис. 6).


Рис. 6.  П. Крюгер.  «Дед  и  бабушка». 
Роспись  стены  дома  в  Бремене
  [7, с. 59] 

Для отделки пола или стен в интерьерах жилых и общественных зданий, в обивке мебели применяют иллюзорно объемный рисунок. Иногда отделку стен выполняют заодно с полом или потолком, дверями, мебелью, добиваясь создания эффекта слитности, взаимных переходов одного в другое. Чтобы визуально расширить небольшое пространство, добавить количество окон, дизайнеры используют такой прием, как фальшивое окно, сделанное из зеркала. Для организации таинственного, пульсирующего пространства, для создания игры света и тени размещают световые элементы в потолке, полу, стенах, мебели, в предметах интерьера.

Другим средством создания художественных произведений поп-арта является использование необычных материалов или старых, подержанных, сломанных вещей. Похожий прием существует и в дизайне интерьеров, решенных в стиле кантри, когда, наоборот, в новом создают эффект состаренных поверхностей стен или пола, выцветшей росписи, подержанной мебели. Или из старого оборудования создают новую форму мебели, например, старая, сломанная швейная машина, превращается в туалетный столик. Для отделки интерьеров иногда применяются необычные материалы, такие, как раскрашенные ракушки, стеклянные бутылки, осколки фарфора, зеркала, стекла. Поп-арт оказал влияние на визуальную культуру, на развитие дизайнерских средств и приемов формообразования. Эстетическими принципами поп-арта становятся принципы рекламы (наглядность, броскость, доходчивость), утилитарность, соединение иллюзорного и реального, с помощью которых оказывается определенное воздействие на зрителя, достигается цель «поэтизации вещи». Эти же принципы близки некоторым направлениям дизайна (рис. 7).


Рис.7. Интерьер  ванной  комнаты  с 
элементами  поп-арта  [рекламный  проспект]

Рассмотренный выше материал показывает, что влияние современного искусства на дизайн является одной из важных эстетических проблем. Исследователи современного искусства и дизайна отмечают, что изменения в представлениях о картине мира, связанные с развивающейся наукой и техникой в XX веке, повлияли на пластические виды искусства, трансформировали изобразительную структуру (ритмы, пропорции, цвет, композицию).

В заключение необходимо отметить, что в XX веке художники формируют новое визуальное мышление, новое видение предметного мира. Художники в живописи, графике, скульптуре обращаются к тому, что недоступно прямому видению и воспроизведению. Возникшее в начале XX века авангардное искусство включило в себя разнообразные направления. Одни из них пытались передать внутренний мир человека, его психическое состояние и эмоции, а другие – сконструировать новую реальность, выявить структуру, строение вещей, за счет которых подчеркнуть выразительность и информативность окружающей действительности. Для авангардного искусства характерно «собирательное» видение, стремление к условности, к типизации, создание универсальных символов, сжатых пластических формул, абстракций [5, с. 161]. Например, в кубизме антропоморфные фигуры собираются из тех же деталей, из которых моделируется предметная среда, то есть существует подобие конструированию, архитектурному построению (рис. 8, 9).

Рис. 8. Ж.. Брак. 
Натюрморт  с  гитарой
  [6, с.41]
Рис. 9. П. Пикассо.  Три  музыканта  в  масках. 
1921  [6, с.56]

 Отказ от изображения форм превращает творческий процесс художника в конструирование абстрактных форм. Таким образом, экспериментаторство художников в области формальных кубических построений привело к беспредметному творчеству и возникновению конструктивизма в искусстве и дизайне. Новая эстетика, созданная художниками кубизма, помогла воплотить идеи супрематизма Малевича, контррельефы Татлина, проуны Лисицкого в дизайне конструктивизма (рис.10, 11). Форма становится условной, лаконичной, обобщенной. Художники и дизайнеры конструируют новые упрощенные, универсальные формы.

Рис.10. К. Малевич. 
Супрематизм.  1915  [6, с.134]
 
Рис.11. Интерьер  ванной  комнаты 
[Идеи  вашего  дома. -  2003.  №10. C.186]

References

1. Рагон М. О современной архитектуре/ Мишель Рагон: сокращ. перевод с французского арх. Ж.С. Розенбаума. – М.: Изд-во лит-ры по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. – 234 с.: ил.

2. Эстетические проблемы дизайна: тезисы Всесоюзной конференции / ред. Р.А. Колечко. – Свердловск: Урал. ф-л ВНИИТЭ, 1977. - 56 с.

3. Борев Ю.Б. Эстетика: учеб. Пособие: в 2 т./ Ю.Б. Борев. – Изд. 5-е, допол. – Смоленск: Русич, 1997. – 576 с.: ил.

4. Бычков В.В. Эстетика: учебник/ В.В. Бычков. – М.: Гардарики. – 556 с.

5. Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира / В.Б. Мириманов. – М.: Согласие, 1997. – 328 с.: ил.

6. Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма/ Ю.В. Рычкова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.– 224 с.: ил.

7. Визуальная культура и мышление в дизайне: методические материалы/ В.Ф. Колейчук [и др.]. – М.: ВНИИТЭ, 1990. – 89 с.: ил. – Библиотека дизайнера и эргономиста.

Citation link

Шутемова Е.А. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА НА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ [Электронный ресурс] /Е.А. Шутемова //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/en/2005_2/28 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2005
Views: 70