Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (10) June, 2005

Theory of architecture

,

СИНТЕЗ СТИЛЕЙ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

В настоящее время существует острая необходимость в совершенствовании эстетических качеств городской среды. В большей степени это касается зданий и сооружений, входящих в состав промышленной инфраструктуры городов, поскольку их архитектурно-художественные качества оставляют желать лучшего. Главная проблема промышленной архитектуры второй половины ХХ века заключается в ее чисто утилитарной направленности, которая затмила собой все то, что отличает архитектуру от инженерной мысли. Здания превратились, по сути, в функциональные блоки, которые характеризуются исключительно внутренними эксплуатационными качествами. Это обусловлено тем, что в период правления советской власти страна развивала в большей степени военную индустрию и крупное машиностроение, а такое производство требовало немалых площадей и большого количества зданий и сооружений. Считалось, что для возведения промышленных объектов рациональнее использовать типовые проекты, так как они требовали меньших трудозатрат и финансовых расходов. Таким образом, задача подъема промышленности успешно выполнялась, но при этом ухудшалось качество архитектурной среды заводов.

Именно поэтому возникает потребность не просто в переработке художественно-эстетических характеристик на уровне отдельных элементов и деталей, но и в усложнении образной структуры этих объектов, с помощью сочетания смысловых и образных компонентов различных стилей при проектировании зданий. На современном этапе развития промышленности необходимо не просто решать вопрос производительности заводов и скорости их возведения, но и учитывать при этом фактор психологического воздействия на человека архитектурной среды промышленных предприятий, которая на сегодняшний день является негативной. Исторические стили обладают параметрами, которые способны гармонизировать среду, а синтез стилей может придать архитектурному образу особую выразительность. Но существует стереотип, что некоторые архитектурные стили совершенно неуместно применять в промышленности.

 Это объясняется изначальной непричастностью того или иного направления зодчества к производственным зданиям. Такие стили как романика, русский (византийский) стиль, готика и барокко в большинстве случаев вызывают ассоциации с культовыми и дворцовыми постройками, но не с цехами или домнами. И это совершенно оправдано, так как эти стили в архитектуре существовали до начала индустриальной эпохи и промышленных зданий тогда быть попросту не могло. В то же время, если рассмотреть классицизм, то можно заметить, что изначально он не был рассчитан на проектирование и строительство производственных сооружений. Но, когда в этом появилась необходимость, архитекторы не стали утруждать себя разработкой нового стиля, а новый тип зданий выполнили в рамках господствующего направления. Возникает вопрос: что сейчас мешает сломать стереотипы относительно романики, готики и барокко? Можно, конечно, привести аргумент, что это не вполне целесообразно, так как промышленная архитектура изначально носит утилитарный характер. Но если думать только о практичности, то можно вернуться к тому, что происходило в зодчестве СССР в 1970-е годы. Сейчас нужно искать такую форму архитектурной выразительности, которая бы обеспечивала визуальную образность и гармоничность промышленной застройки.

Синтез старых и новых архитектурных форм, сочетание современной высокотехнологичной архитектуры и исторических стилей, слияние прошлого с настоящим, позволят зодчему получить совершенно новые архитектурные формы и решить данную проблему. Поэтому применение стилевых принципов в промышленной архитектуре вполне оправдано. Однако осуществлению подобных замыслов может в некоторой степени помешать экономический фактор. То есть, проще говоря, заказчик часто отказывается от предлагаемого ему варианта, в котором выражены, например, классические или барочные тенденции, совсем не потому, что это не в его вкусе, а скорее из-за дороговизны создания подобного рода объектов. Безусловно, современные архитекторы пытаются решить эту проблему. Чаще всего это происходит за счет внедрения декоративной отделки, например, облицовки безликих типовых построек эпохи функционализма различными фасадными панелями, которые придают зданию более индивидуальный характер. Фасадные панели – достаточно недорогое средство, поэтому пользуется немалым спросом. Но такой способ лишь частично может улучшить эстетические качества здания, которое после облицовки просто выглядит более свежим, но основные его недостатки от этого не исчезают. Один из них, как правило, для многих современных промышленных зданий заключается в отсутствии образа. Большей выразительности постройки можно добиться путем внедрения в архитектуру здания декоративных элементов, заимствованных из различных архитектурных стилей. Это позволит избежать многих отрицательных моментов, возникающих при визуальном восприятии существующих промышленных зданий, таких как, например, гомогенные и агрессивные поля, обладающих отсутствием деталей в первом случае или частым повтором одного и того же элемента во втором. Перечисленные факторы, безусловно, негативно влияют на психическое здоровье человека и их необходимо избегать.

Для того, чтобы избежать экономических затруднений в решении рассматриваемой проблемы, предлагается создать промышленное предприятие, которое бы занималось серийным производством декоративных элементов, образные характеристики которых будут соответствовать деталям различных архитектурных стилей прошедших эпох, а облик и образные характеристики его архитектуры демонстрировали бы вариант синтеза стилей различных эпох. Примером может служить экспериментальный проект завода по производству декоративных деталей в центре города Невьянска, где применен гармоничный синтез современной архитектуры и одного из исторических стилей. Представлено два варианта проекта, в одном из которых четко проявлены готические тенденции. Может показаться несколько странным выбор именно этого стиля, так как он не вполне соответствует уральским архитектурным традициям. Однако в данном случае этот стиль вполне уместен. Невьянская башня, выступающая как визуальная доминанта, выполнена в стиле барокко. А готическое направление архитектуры, также как и барокко, очень эмоционально по внутреннему содержанию, поэтому эти два стиля не исключают, а, напротив, поддерживают друг друга. Поэтому выбор данного направления вполне обоснован. К тому же, не стоит забывать, что стиль Невьянской башни также не характерен для Урала, она является скорее исключением из правил, чем закономерностью, но как раз в этом и заключается ее уникальность. Поэтому постройка нового здания в нетрадиционном для данного региона направлении рядом с этим памятником архитектуры позволит подчеркнуть неповторимость и парадоксальность легендарной наклонной башни. Во втором варианте проекта на первый план выступают принципы классической архитектуры, которые сочетаются с элементами hi-tech. Такое здание будет органично вписано в ансамбль исторического центра, и не будет вступать в противоречие со стилем окружающей застройки.

В результате основания предприятия по производству декоративных элементов стоимость декора намного снизиться, при этом улучшится качество архитектурной среды промышленных предприятий. Заказчик будет иметь возможность оплатить ранее недоступную красоту и получить индивидуальную форму здания, а архитектор расширит свои творческие возможности и сможет проектировать здания в любых стилях, порой незаслуженно игнорируемых зодчими современности.

 

References

1. Штиглиц М. С. Промышленная архитектура Петербурга. 2-е изд., испр., доп. – СПб.: журнал «Нева», 1996 – 132 с.

2. Иконников А. В. Историзм в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1997.

3. Ковалев А. Я., Ковалев В. А. Промышленная архитектура Советской России. – М.: Стройиздат, 1980.

4. Холодова Л. П. История архитектуры металлургических заводов Урала второй половины XIX – начала ХХ вв:  учебн. пособие. – М.: 1986.

5. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / Под общ. ред. А. М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997 – 736 с.

Citation link

Cошников И.В. СИНТЕЗ СТИЛЕЙ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ [Электронный ресурс] /И.В. Cошников //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/en/2005_2/50 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2005
Views: 49