Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (15) September, 2006

Theory of architecture

Iovlev Valery I.

PhD (Architecture), Professor,
Chair of Fundamentals of Architectural Design,
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: viovlev@mail.ru

АРХИТЕКТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

Abstract

На основе принципов гуманитарно-экологического подхода рассматриваются пути композиционного формирования архитектурного пространства. Предлагается применение методов эколого-композиционного анализа, пространственно-временного моделирования, моделирования архитектурных полей, использование приемов экологизации архитектурной среды.

На рубеже тысячелетий формируется новая эстетика 21-го века. Композиция, давно утвердившаяся как глобальная и общеэстетическая категория, играет в ней роль резонатора и захватывает всё более широкие сферы, прежде всего сферы искусства, т.к. отражает особенности строения любого художественного произведения.

Формируется новое содержание понятия «композиция». Новая эстетика, отражающая изменение архитектурно-художественного сознания и открытие нового смыслового мира, переносит акценты на технологизацию жизненных и массовых культурных процессов, на социально-потребительский аспект формообразования, на возрастание роли символов и иррационального в жизни, на расширении сферы виртуальной и иллюзорной реальности [1,4].

Обновление средств композиции проявляется в развитии новых приемов работы с формой, которые имеют разный ассортимент в классической, неклассической и постнеклассической эстетике, в раскрытии новых возможностей традиционных композиционных средств, в акцентировании средств, отражающих динамику и процессный характер пространства.

В то же время развиваются противоречия между процессами модернизации современного архитектурного пространства и его экологическими качествами. В целом это проявляется как противоречие между явлениями экологизации и деэкологизации архитектурной среды. Актуализация экологических проблем акцентировала принципы экологической эстетики, которые влияют на современное архитектурное формообразование. Проявлением этого служат такие качества формы, как встроенность, позитивная экологическая направленность, энергоинформационность, контекстуальность.

 Современная экологическая эстетика опирается на доминирующие в этой области течения. В.В.Бычков выделяет в качестве таковых классический, неклассический и постнеклассический подходы[3]. Соответственно экологическую эстетику, уходящую корнями в глубину веков, на наш взгляд, можно также рассматривать в разрезе этих трёх направлений.

Классическая эстетика и экология опирается на традиционные ценности и характеризуется такими принципами как «позитивность, нормативность и предсказуемость» [8]. Архитектурная форма в этом контексте характеризуется уместностью, экоцикличностью, однозначностью, линейностью. Источник образности – мир природы и человека. Композиционные приёмы – гармонизация с использованием классических средств композиции (ритма, масштабности, пропорций, тектоники, статики и динамики).

Неклассическая экология формы ориентируется на полярные принципы – эпатажный негативизм, ненормативность, непредсказуемость. Форма в этом случае приобретает подчёркнутую искусственность, рациональность, геометричность – качества, альтернативные классическим идеалам. Источник образов – мир геометрии, техники. Арсенал средств и приёмов композиции пополняется альтернативными и динамическими (контраст, динамика, сдвиг, поворот, перенос, комбинаторика).

 Постнеклассическая композиция характеризуется соответственно полиальтернативностью, спонтанностью, экстремальностью, в целом – нелинейностью. Это симбиоз естественных и искусственных миров, порождающий новую интеллектуальную архитектуру. Источник образов широк и включает мир природы, человека, техники и виртуальности. Работа с композицией предполагает полигармонизацию, реновацию (реконструкцию, реабилитацию), использование как традиционных, так и новых постнеклассических средств (палимпсеста, коллажа, полиритмии, синкопы, полимасштабности, наложения) [10,1].

Формообразование предполагает последовательную реализацию следующих операций: экологический анализ, композиционное моделирование, практическую экологизацию пространства.

На начальных этапах работы с архитектурной формой важное значение приобретает эколого-композиционный анализ. И.Араухо выделяет два вида пространственного анализа: геометрический и экзистенциальный[2]. Последний предполагает изучение жизненного бытийного пространства с позиций его взаимосвязи с человеком. Это по существу экологический анализ. Экологический пространственный анализ включает изучение трёх уровней взаимодействия человека и архитектурной среды: физического, психологического и социального.

В профессиональной деятельности архитектора важным этапом является предпроектный анализ. Он нацелен на выявление ресурсов жизнедеятельности и границ, предельных состояний по экологическим показателям. Прежде всего – это анализ ландшафта. З.Н.Яргина указывает на три важных аспекта этого анализа: факторную оценку территории для выявления зон природоохраны и зон для строительства; изучение геометрической структуры трёхмерного пространства; выявление ценных природных зон и элементов (леса, воды, рельефы)[14]. При этом используются графоаналитические методы: составление планокартограмм, построение полей изолиний. В результате сопоставляются значимые элементы городского ландшафта и элементы городского плана, выявляются их несоответствия и планируются меры по устранению недостатков планировки.

Анализ геометрического сущностного пространства, включающего человеческий фактор, предполагает изучение плотности пространства, его ресурсов, интенсивности использования, процента природного пространства и антропопространства В каждом экопространстве (персональном, групповом, общественном) выделяются центр, периферия, граница, направление и величина вектора. Последняя характеристика связана с особенностями функционального процесса, с его центробежным или центростремительным характером.

Следующим шагом после формально-геометрического анализа является визуальный анализ. Он включает фиксацию условий восприятия, выявление визуальных точек, зон, бассейнов, панорам. Результатом этого являются планировочные схемы и наглядные материалы (кадры, видеоленты, развёртки).

Следующим важным элементом анализа является экопсихологическое исследование , которое включает прежде всего изучение поведения публики в городском пространстве. Поведение, как форма психической активности, является существенным показателем отношений и взаимодействия человека и среды [14,16].

Современное формообразование в архитектуре опирается на практические методы композиционного моделирования. Эти методы отражают развитие концепции архитектурного пространства, которая имеет в числе прочих экологическое направление. Активизация временной координаты архитектурной среды, например, стимулировала совершенствование методики пространственно-временного моделирования [7]. Этот вид моделирования соответствует экологическому принципу цикличности пространства и предполагает учет таких факторов как динамика восприятия, движение формы, изменение природной и исторической среды. Популярным приемом моделирования динамики восприятия в архитектуре является разработка визуальных сценариев, построение и анализ видеолент, кадрирование пространства.

Другой вид моделирования изменений – создание композиций, отражающих движение самой архитектурной формы в чистом виде на коротких отрезках времени. Примером подобных работ могут служить пространства с заранее запрограммированной возможностью трансформации как в экстерьере, так и интерьере, временные сооружения. Сюда же можно отнести и мобильную архитектуру как способ пространства менять координаты и вид окружения.

Возможность технического и автоматизированного осуществления подобных пространственных трансформаций и других изменений формы способствует формированию кибернетического пространства.

Третий вид моделирования связан с отражением динамики среды. Эта динамика имеет три вида выражения: изменение социально-исторической, природной и собственно архитектурной среды. Процесс функционирования и изменений пространства зависит от динамики исторического конкретного содержания архитектуры и связан с художественными закономерностями развития формы, с развитием видения поколений людей. Художественно-композиционные представления современников оказывают значительное влияние на характер изменений облика пространства. Как утверждает К.Линч, «... одна из важнейших и часто игнорируемых функций пространственного окружения - усилить и очеловечить нынешний образ времени» [5, с.164].

К числу важнейших факторов природного окружения, влияющих на восприятие архитектурной композиции, можно отнести изменение форм естественного ландшафта, освещения, климата. Это зависит от географической широты той местности, где расположен архитектурный объект. Активное влияние на изменение условий восприятия пространства оказывает состояние погоды и связанный с этим характер освещения: солнечное, рассеянное, сумеречное.

Историческое время на коротких отрезках может проявляться как время жизни отдельного объекта. Это частный случай эволюционного развития среды. Каждый архитектурный объект имеет свою историю, образно говоря, свою «жизнь». По длительности жизни объекты делятся на временные (здания с минимальным сроком эксплуатации, для разового использования, сезонные постройки), капитальные (долговременные объекты), памятники исторического значения и шедевры мировой архитектуры с максимальным сроком существования.

Другим перспективным современным методом композиционного формирования пространства является моделирование архитектурных полей. В современной архитектурной теории и практике понятие «поле» получает широкое распространение как метод интерпретации и анализа постнеклассического пространства. И.А. Добрицина утверждает, что «…метафорическое противопоставление «решётки» и «поля» символизирует выход архитектуры за пределы геометрии» [4, с. 248]. Появляется новый тип пространства – пространство скрытых информационных полей. Это пространство распространения и эффектов. Оно отражает не только материальную, но и энергетическую составляющую среды – векторы, силы, скорости.

Среда формируется различными полями: электромагнитными, визуальными, акустическими, имеющими разную волновую природу. В биофизической регуляции принимают участие и поля, создаваемые живыми организмами и имеющими свои волновые характеристики. Ритмический характер внутренних психофизиологических процессов также связан с этим явлением.

Структура поля передаёт строение психологического пространства. В этом пространстве выделяются центр, территория, периферия, граница [6]. Кроме того, векторный характер предопределяет наличие сил, точек их приложения и направлений. Величина вектора может соответствовать силе, а точки приложения – узлам или зонам напряжения в пространстве. Напряжение, в свою очередь, определяется плотностью и интенсивностью пространственных процессов. Указанная структура пространства системна, т.е. на уровнях персональном, приватном и общественном пространство имеет ядро, периферию и границу. Силы, которые формируют поле, можно разделить на внешние и внутренние. Они находятся в динамическом равновесии, которое фиксируется границами поля. Ослабление внешнего давления способствует расширению поля и наоборот. Таким образом происходит саморегуляция поля.

Виды полей можно подразделить на данные в ощущениях (визуальные, звуковые, кинестезические) и скрытые (психологические, семантические, торсионные, электромагнитные, биологические).

Поля отражают экологическую направленность и характер средовых процессов. В частности, кроме комфортных, положительных зон, можно выделить и отрицательные. Таким примером являются так называемые «агрессивные поля» архитектуры [11].

 Визуальная информация опосредованно отражает значение архитектурной среды, ее семантику. Семантические поля архитектуры могут быть смоделированы не только графически, но и с помощью других средств.

В настоящее время проявляется большой интерес к биологическим полям, которые человек создает в процессе своей биологической, интеллектуальной и психической активности Другим видом полей с определенной экологической характеристикой являются так называемые «радиэстезические», связанные с различными излучениями, которые человек воспринимает на сверхчувствительном уровне. Техника выявления этих полей – «биолокация» – позволяет выявлять не только геопатогенные зоны, несущие опасность для здоровья человека, но и геомантийные, оказывающие положительное целебное воздействие [13].

В среде поля воспринимаются как некая семантическая сеть, формирующая целостность высшего порядка При сравнении визуальных изображений одного и того же пространства прослеживается единая знаковая основа, несмотря на то что они выполнены в разных проекциях. Это говорит о том, что матрица, знаковый модуль, формирующий визуальную сеть, является неизменным элементом, т.е. инвариантом визуальной среды. Благодаря инвариантности визуальной матрицы этот метод используется не только для корректировки решения в разных проекциях, но и при разработке пространств разных масштабных уровней.

Визуальные поля архитектуры являются проекциями различных, в том числе и невидимых, «срезов» формы пространства. Суммируясь, они могут дать картину целого – характеристику и направленность средовых процессов. В реальном пространстве поля взаимодействуют, резонируют, совмещаются. Например, визуальный бассейн улицы в целом совпадает со звуковым. Отражением этого являются понятия «визуальный и звуковой ландшафт» города. Кроме того, как человек, так и предметы среды, попадая в пространство, начинают взаимодействовать с ним.

Указанные положения позволяют обозначить данный метод моделирования пространства как «метод полей».

Метод полей позволяет анализировать композицию архитектурного пространства прежде всего в формально-геометрическом и визуальном аспектах. Среди композиционных параметров выделяются средства организации визуального движения, которые выявляют оси, направления, взаимодействие зрительных сил. Кроме этого, важной характеристикой поля является плотность рисунка, степень заполненности пространства, которая передает уровень напряжения или своего рода «энергетику» среды. Рисунок поля также передает характер деформации пространства. Как отмечает П.Флоренский, «пространство может быть объяснено силовым полем вещей, как и вещи – строением пространства. Строение пространства есть кривизна его, а силовое поле вещей – совокупность сил данной области, определяющей своеобразие нашего здесь опыта» [12, с.21].

Энергетическая характеристика точек поля связана с интенсивностью процессов и плотностью пространства. В центростремительном пространстве энергия концентрируется ближе к центру, в центробежном – наоборот. Характер визуального поля графически может быть представлен пространственной структурой, изображением которой являются градиенты пространства, композиционные матрицы, ритмические сетки и др. Текстура отражает рисунок связей, их плотность, уровень сложности, иерархичность. Плотность в свою очередь соответствует масштабу. В этом проявляется скрытая экологическая связь композиционных характеристик с энергоинформационными.

Работая над планом и генпланом, архитектор, как правило, использует прием калькирования или наложения нескольких слоев изображений, несущих различную информацию (схемы композиции ландшафта, климатические данные, функциональные параметры, формально-пластическую идею и др.). Все эти схемы несут различную визуальную информацию и требуют интеграции в окончательном решении. Архитектурная форма, попадая в визуальное поле существующего ландшафта, нарушает покой и сложившееся равновесие. Начинается взаимодействие, борьба, игра визуальных сил, которые приводят к новому равновесию. Архитектор, работая над чертежами объекта, занимается созданием этого нового равновесия в визуальной среде.

В целом, в соответствии с этими процессами, уровни описания поля можно подразделить на: 1) материально-физический, данный в ощущениях как реальное пространство (визуальные поля); 2) психологический (семантические поля); 3) духовный (энергоинформационные поля).

Полевые, невещественные феномены пространства: информация, энергия, силы, волны в настоящее время начинают доминировать над вещественно-геометрическими в изучении архитектурного пространства. Под позитивной энергией при этом можно подразумевать гуманистический потенциал, способствующий развитию человека, его гармоничному информационному взаимодействию со средой. Между человеком и пространством формируется энергоинформационный обмен. Человек может благоустраивать, одухотворять, поэтизировать пространство. Пространство – вдохновлять, волновать, радовать человека. Энергетический заряд, аккумулированный пространством, передаётся человеку в виде образа, эмоции, настроения. Человек, воспринимая скрытую пространственную энергию с помощью экстрасенсорных феноменов, интуитивно находит и обживает негэнтропийные, геоблагодатные зоны пространства и обретает равновесие со средой.

Экологизация пространства предусматривается в процессе проектирования, а также на стадии реабилитации и в ходе эксплуатации архитектрного объекта. Профессиональные меры этого плана можно подразделить на четыре группы: 1) использование природных средств; 2) технологические и функционально-эксплуатационные меры; 3) формально-композиционные и 4) художественно-образные средства.

Первая группа направлена на повышение экологического качества среды и включает оптимизацию пространства за счёт рациональной планировки, озеленения, благоустройства, оптимизации транспортных потоков, зонирования. Сюда же относятся природоохранные мероприятия.

Вторая группа мер, связана с применением современных технических средств экономии энергии, уменьшения загрязнения, повышения комфорта и безопасности, а также использования альтернативных источников энергии и безотходных технологий.

Третья группа – работа с формой. Она включает средства и приёмы экологической адаптации и гармонизации форм, синтезируемые в композиционной деятельности. Например, условия восприятия формы связаны с проблемой адекватной ориентации человека в пространстве, существующей изначально. Психологическое пространство, (перцептуальное, концептуальное, ментальное), как отмечалось, по отношению к геометрическому пространству деформировано и неоднородно.

Четвертая группа мер направлена на формирование у человека чувства уместности, естественности, единства с окружением. Выявление лирических, поэтических образно-эмоциональных качеств пространства способствует его одушевлению и единению с человеком на духовном уровне. Для этого применяются различные средства, в том числе – художественно-образного плана.

Разработка архитектурной композиции, как вид композиционной деятельности, связана с работой над формой, направление изменения которой определяется общей художественной задачей и носит экологический характер. Наиболее эффективным в композиционной деятельности архитектора является выявление формы. Методически этот вид работы связан с созданием условий для ясной ориентации человека в среде, с улучшением, развитием и усилением характерных качеств самой среды, в том числе на физическом и психологическом уровнях. Цель такой работы – формирование архитектурной среды положительной экологической направленности, т.е. среды здоровой, комфортной, развивающей, стимулирующей деятельность.

Выявление формы пространства в широком смысле ориентирует человека не только физически, но и социально Построение и выявление архитектурного пространства у В.И. Мальгина базируется на использовании свойств форм, величины элементов, расположения поверхностей основания и перекрытия, членения, а также изменения всех составляющих. К характерным приемам работы над формой в пространственно-временной композиции относятся такие, как создание контрастной смены кадров, динамичного графика движения зрителя, смена цвета, фактуры и текстуры пространства.

 Экологизация пространства преследует цель создания здоровой среды для человека. В этом плане она координируется с задачами валеологии – науки о здоровье. Валеологический подход, как конкретно-целевая стратегия, выходящая за рамки проблем здравоохранения, стимулирует новые идеи развития города, объединяет усилия разных специалистов, направляет их деятельность на оздоровление архитектурного пространства. Здоровье человека, как состояние физического, психологического и социального благополучия, имеет соответственно, три уровня проявления. Воздействие окружающей среды на физическое здоровье человека связано с определёнными санитарно-гигиеническими условиями, которые по-своему проявляются на разных уровнях: как на уровне локального места, так и на градостроительном срезе. Архитектурные и градостроительные средства организации среды применяются для компенсации вредных воздействий окружения на человека и создание физического комфорта на элементарном физическом уровне.

Психическое здоровье человека связано с физическим и социальным уровнями организации среды. Чистота, благоприятная и дружественная атмосфера являются основой создания психологического комфорта, но они должны быть дополнены соответствующими средствами визуального, художественно-эстетического воздействия.

Социальный аспект организации здоровой архитектурной среды связан с моделированием благоприятного воздействия общества на отдельных его членов путём использования архитектурно-пространственных и градостроительных средств. Это проявляется в обеспечении социального комфорта, удовлетворении потребности в социальной ориентации, в чувстве социальной принадлежности, в создании системы социальной защиты и обслуживания человека. Объекты социально-культурной инфраструктуры призваны обеспечить стабильное духовное и психическое здоровье людей, а грамотные архитектурно-пространственные решения – способствовать снятию негативных социальных явлений (вандализма, наркомании, преступности, разобщения людей и др.).

Традиции организации этнических пространств максимально учитывают критерии здоровья. Для этого используются средства организации среды на всех уровнях – физическом, психологическом и социальном. В здоровой среде существует равновесие естественного и искусственного, уместность последнего. Это проявляется в соразмерности окружения человеку, вписываемости и уместности всех элементов пространственного наполнения, природной ритмичности и образности. Физические составляющие среды (пространство, воздух, вода, пища) характеризуются высокими качествами – чистотой, оптимальным составом и энергонасыщенностью. В социально-психологическом отношении здесь также высокий уровень экологичности. Отмечается высокая персональная и коллективная идентификация, основой которой является сохранение культурных традиций, ритуалов, обрядов в быту и оформлении пространства.

 Архитектурная среда обладает определённым психологическим потенциалом, или энергетикой. С рациональным использованием этого потенциала связан уровень психологического здоровья человека, запас его жизненных сил. Понятие «дух места», «гений места» отражает не только особое, специфическое, уникальное в среде, но и характер возможностей своего рода «энергетической подпитки» определённого человека в определённом месте. Идентификация (отождествление) человека со средой связана с улучшением его самочувствия, притоком жизненных сил в знакомом, комфортном, освоенном окружении.

Человек иногда настолько привыкает к своему пространственному окружению, что без него не может жить. Подобное состояние получило название «топофилия» или топозависимость [17]. Противоположностью этому состоянию является «клаустрофобия». Это боязнь замкнутого пространства. Данное состояние является одним из симптомов психического заболевания.

Среди объективных данных, указывающих на валеологический потенциал пространства, значительное место занимают показатели экологичности (плотность, интенсивность, ресурсность, природоцентричность, антропологичность). Приближение этих показателей к предельным и экстремальным, как правило, неоднозначно влияют на психику человека, вызывая состояние эйфории, перевозбуждения, апатии или стресса.

 Позитивное воздействие пространства на человека, отражаемое в понятии «топотерапия», достигается системой профессиональных архитектурных приёмов, которые включают:

1) введение в искусственную среду природных и артеприродных форм;

2) использование формально-композиционных средств организации пространства – геометрической формы, цвета, света, пластики;

3) пространственное моделирование природных пространств, форм, пейзажей, панорам;

4) создание образных семантических полей в пространстве на основе трансформации архетипических природных образов методами замещения (подобия, ассоциации и метафоры);

5) оптимизация энергоинформационного состояния окружающего пространства путём выбора в ходе анализа соответствующих благоприятных зон и усиления позитивного эффекта с помощью искусственных средств.

Оздоровление среды на физическом уровне связано с оптимизацией её естественных (санитарно-гигиенических и др.) параметров. Оптимизация пространства на социально-психологическом уровне включает применение арсенала художественно-эстетических средств. Существует целое направление в искусстве и медицине, оперирующее образами для улучшения не только самочувствия, но и здоровья человека – это арт-терапия. Средовая арт-терапия оперирует широким диапазоном композиционных приемов – от традиционного ритма, симметрии, масштабности, пропорций, светотени, цвета до синтетических средств – динамической пластики, светоцвета, цветомузыки, цветоформы, звукового ландшафта. Этот расширенный диапазон средств апеллирует ко всему спектру ощущений и чувств человека.

Итак, современные и альтернативные процессы в развитии профессионального сознания и мышления архитекторов: с одной стороны – развитие виртуализации, информатизации, глобализации; с другой – нарастание экологизации, психологизации и гуманизации среды приводят к развитию новых направлений в формировании пространства, таких как «экостиль», «экотек», «ленд-арт», проявлением которых являются экополисы, экодома, экокварталы, экооборудование. В первом случае пространство постнеклассическое, психологическое, виртуальное, во втором – экоцикличное, безопасное, ресурсное, встроенное, устойчивое, гибкое. Синтез первого и второго направлений создают новый уровень формообразования: слияние природного, антропогенного и киберпространства – в ноосферное, биопозитивное, интеллектуальное пространство.

Экологическое формирование такого пространства предполагает опору на исходные принципы гуманитарно-экологического подхода и пространственной экологии, применении эколого-композиционного анализа, методов пространственно-временного моделирования и метода «полей», учет валеологического аспекта формирования пространства, использование современных приемов экологизациии архитектурной среды.

Рис.1. Композиционные средства экологизации пространства

References

1. Азизян И. Теория композиции как поэтика архитектуры / Под ред. И.А. Азизян. – М.: Прогресс – Традиция, 2002. – 568 с.

2. Араухо И. Архитектурная композиция. – М.: Высшая школа, 1982. – 208 с.

3. Бычков В. Эстетика. Краткий курс. – М.: Проект, 2003. – 384 с.

4. Добрицина И. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с.

5. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве: [пер. с англ.] – М.: Стройиздат, 1986. – 264 с.

6. Левин К. Теория поля в социальных науках: [пер. с англ.] – СПб.: Сенсор, 2000. – 368 с.

7. Иовлев В. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма: учеб. пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 1996. – 304 с.

8. Маньковская Н. Экологическая эстетика за рубежом // Философские науки. – 1992. – №2. – С. 16-31.

9. Мальгин В.И. Выявление объёмно-пространственных форм // Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов / А.В. Степанов, В.И. Мальгин и др. – М.: Ладья, 2000. – С. 181-211.

10. Скотт Ч. Частичность в городском ландшафте // Архитектон, Известия вузов.– 1992. – №1.– С. 42-44.

11. Филин В. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо.– М.: МЦ «Видеоэкология», 1997.– 320 с.

12. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. – М.: Прогресс, 1993. – 324с.

13. Холодова Л.П., Светлакова А.М. Радиэстезия как составная часть восприятия архитектурно-пространственной среды // Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее: тез. докл. респуб. науч. конф. – Новосибирск: Пасман и Шувалов, 1993. – С. 121-124.

14. Черноушек М. Психология жизненной среды./ Пер. с чешского П.И. Попа.– М.: Мысль,1989. – 174 с.

15. Яргина З.Н. Градостроительный анализ. – М.: Стройиздат, 1984. – 245 с.

16. Barker R. G. Ecological Psychology – Stanford, California: Stanford University Press, 1968.

17. Tuan Y. Topophilia. New Jersey, 1974.

Citation link

Иовлев В.И. АРХИТЕКТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ [Электронный ресурс] /В.И. Иовлев //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №3(15). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_3/1 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2006
Views: 117