Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (15) September, 2006

Theory of architecture

Газизова Аделя Талибовна

аспирант.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент РААСН Е.А. Ахмедова.
СамГАСУ

,

АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Abstract

В статье рассматривается теоретическая модель развития и поэтапная архитектурно-градостроительная организация учреждений системы непрерывного архитектурно-художественного образования (САХО) в Самарской области. Предлагается функционально-планировочная типология учреждений САХО, от дошкольных до высших учебных заведений.

Развитие и непрерывность архитектурно-художественного образования в современном обществе – один из актуальных вопросов архитектурной науки. Творческое, эстетическое, профессиональное воспитание подрастающего поколения определяет уровень культуры общества и его экономическое и социальное развитие. Пребывание учащихся в учебном заведении должно быть питательной культурной средой, стимулирующей к высвобождению творческого таланта молодежи.

Исходными факторами при разработке данной темы явились потребность в талантливых и современных художниках, архитекторах, градостроителях и дизайнерах в связи с развитием промышленного производства и ростом городов, повышение требований населения к своему предметно-пространственному окружению, территориальная разобщенность учебных заведений, отсутствие системы в вопросах размещения в структурf[ города и района. Существенной проблемой учреждений САХО является их отношение к различным ведомствам и департаментам – это отрицательно сказывается на методических вопросах и вопросах взаимовлияния, взаимообогащения, взаимовоспитания.

Объект исследования – это учреждения системы непрерывного архитектурно-художественного образования, которая состоит из следующих подсистем (рис. 1.):

  1. Система дошкольного образования: детские сады, детские студии;

  2. Система дополнительного образования: центры внешкольного образования, центры дополнительного образования, дома детского творчества, кружки, клубы, детские школы искусств (ДШИ);

  3. Система профессионального образования: начальное профессиональное образование (детские художественные школы – ДХШ, подготовительные курсы, лицеи, школы с углубленным изучением художественных дисциплин); среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское образование – аспирантура, докторантура;

  4. Система культурно-развлекательных центров: музеи, выставочные залы и галереи, арт-парки;

  5. Профессиональные союзы: Союз художников, Союз дизайнеров, Союз архитекторов;

  6. Система бытового обслуживания: художественные салоны, магазины художественных товаров;

  7. Производственная сфера (конструкторские бюро, полиграфия, реклама, производство мебели, керамики, изделий из стекла, ткани, автомобильное производство и другие).

Рис. 1. Модель системы непрерывного архитектурно-художественного образования.

Анализ учебных учреждений САХО в России и конкретно в Самарской области, сделанный автором, выявил следующие недостатки:

  • все учреждения САХО располагаются в приспособленных зданиях;

  • дефицит площадей учебно-производственных мастерских, лабораторий, методического, натюрмортного фонда, подсобных помещений;

  • отсутствие единых принципов организации сети внешкольных учреждений;

  • неравномерность обеспечения материально-технической базой в городах и селах;

  • дублирование одних и тех же функций различными внешкольными учреждениями (в ДШИ отделения художественно-изобразительного искусства имеют плохую материально-техническую базу, низкий качественный уровень образования по сравнению с ДХШ;

  • случайность размещения учреждений на территории Самарской области происходит вследствие ведомственной разобщенности, материально-технического обеспечения;

  • отсутствие четкой связи между внешкольными учреждениями;

  • отсутствие связей между учебными учреждениями различных образовательных уровней;

  • вузы и средне-профессиональные учебные заведения не имеют резервных площадей для дальнейшего развития;

  • территориальная разобщенность подразделений вуза нарушает функциональные процессы и вызывает необходимость создания новых комплексов;

  • у вузов и средне-профессиональных учебных заведений слабая связь с практикой и производственной сферой;

  • вузы не являются центрами общения и градостроительной доминантой района;

  • ни вузы, ни средне-профессиональные, ни внешкольные учреждения не обладают музейно-выставочным комплексом.

По результатам исследования учебных учреждений САХО в Самарской области и анкетирования преподавателей и руководителей, проведенными автором, предложены: схема градостроительного развития учреждений САХО по городам Самара и Тольятти, Самарской области в целом, оптимальная функционально-планировочная структура учебных учреждений САХО, типологические элементы учебных мастерских и классов. Рекомендации заключаются в следующем:

1. Освоение и внедрение модели системы непрерывного архитектурно-художественного образования должно осуществляться поэтапно на трех уровнях. Первый уровень системы архитектурно-художественного образования – это само учебное учреждение, включающее в себя функции образования, информационную, выставочную, торговую, и производственную деятельность (рис. 4.). Второй уровень – модель системы непрерывного архитектурно-художественного образования для города (Рис. 3). Третий уровень САХО – модель для района, области, региона (рис.2).

Рис. 2. Модель оптимального размещения учебных учреждений САХО в Самарской области.
 

На градостроительном уровне (третий уровень) создана модель сети учреждений системы непрерывного архитектурно-художественного образования в Самарской области, которая должна функционировать в структуре региона. Она должна охватывать все города, поселки городского типа и районные центры. Полная модель САХО функционирует в таких городах как Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Сызрань. Система непрерывного архитектурно-художественного образования в поселках городского типа и районных центрах пока представлена не полностью, а частично, это дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования или специализированные школы. Здесь создаются новые учебные учреждения, если к этому имеются предпосылки. В зависимости от численности учащихся и материально-технической базы, финансирования, в районных центрах возможна организация подготовительных курсов в вузы и учреждений средне-профессионального образования.

 На уровне города (второй уровень) модель системы непрерывного архитектурно-художественного образования функционирует полностью, включая учреждения системы образования, культурно-развлекательные центры, объекты бытового обслуживания и производственной сферы (рис. 3).

Рис. 3. Анализ и предложение размещения учреждений САХО в планировочной структуре населенных мест (на примере Самары).

Система дополнительного архитектурно-художественного образования в городах требует реорганизации, а именно – укрупнения и объединения студии изобразительного искусства (ДПИ) в ДШИ внутри микрорайона или жилого района, а также нового строительства, что приведет к улучшению материально-технической базы, достижению нормируемых площадей для учебного процесса, организации выставочного зала. Специализированные школы (детские художественные школы, архитектурные школы) требуют более равномерного размещения в структуре города, то есть, кроме существующих, необходимо создание новых. Учреждения средне-профессионального образования и высшего образования требуют кардинальной реконструкции, связанной с увеличением территории для дальнейшего развития, организацией единого высшего учебного заведения. Также САХО не сможет функционировать без объектов культурно-бытового обслуживания, поэтому предлагается организация этой системы не на городском уровне, а хотя бы в структуре всех учреждений (в городе и в районе). Она представлена выставочными залами, музеями, библиотеками, магазинами художественных товаров.

Чтобы модель САХО функционировала, необходим координационный центр (в виде ВУЗа или самостоятельной организации), который осуществлял бы следующую деятельность: учебно-воспитательную и методическую функцию, внедрение передового опыта, прогнозирование, создание научной базы для региона, налаживание связи с производством, социальную защиту, международную деятельность, развитие материально-технической базы, контроль, формирование источников финансирования.

2. Предложена следующая номенклатура видов и типов учебных учреждений системы архитектурно-художественного образования:

1) дошкольные учреждения;

2) учреждения дополнительного образования (студии изобразительного искусства (ДПИ), специализированные школы (ДХШ, архитектурные школы, школы дизайна, школа керамики);

3) учреждения начально-профессионального образования: лицеи, школы с углубленным изучением предметов, подготовительные курсы при вузах, среднеобразовательных школах;

4) учреждения средне-профессионального образования: колледжи, училища;

5) учреждения высшего профессионального образования: малые вузы с контингентом учащихся до 2000 человек;

6) послевузовское образование: вузы, общественные учреждения.

3. На основании принятой концепции модели системы непрерывного архитектурно-художественного образования разработаны функционально-планировочная типология учебных учреждений (первый уровень). Состав помещений, архитектурно-планировочная структура учебного заведения должны соответствовать предъявляемым требованиям к современному архитектурно-художественному образованию (таблицы 1,2,3,4). Функционально-планировочная структура учебных учреждений также является моделью САХО, но на каждом этапе представляет некоторые её части. Наиболее полно эта модель может отражаться в высших учебных заведениях.

Рис. 4. Функционально-планировочная схема помещений архитектурно-художественного образования в учебных учреждениях 

Рассмотрим каждую типологическую группу учебных учреждений САХО.

В дошкольном учреждении наравне с музыкальными, хореографическими, спортивными занятиями необходимо уделять внимание архитектурно-художественному образованию, так как детский сад – эта первая ступень к успешному обучению, гармоничному и культурно-эстетическому развитию. Поэтому в каждом дошкольном учреждении должны существовать студии изобразительного искусства, включающие изучение таких предметов как рисунок, живопись, лепка, прикладное творчество, композиция.

Размещение в структуре города – в каждом микрорайоне или жилом районе с радиусом обслуживания 300 м. В сельской местности сеть детских садов зависит от демографической структуры населения. Основная тенденция размещения дошкольного учреждения – это кооперирование с общеобразовательными начальными и средними школами, создание общеобразовательных комплексов с дошкольными отделениями.

 Функционально-планировочная модель студии изобразительного искусства должна включать в себя состав помещений представленных в таблице 1. При реконструкции студия может занимать помещения одной из групповых (рис.4). Дети посещают её группой с воспитателем в запланированное время или по желанию с родителями.
 

Таблица 1  
Состав и размеры учебных помещений   

                                              

Выставочный зал при реконструкции в дошкольных учреждениях можно организовать в вестибюле и актовом зале на 1 этаже.

В систему дополнительного архитектурно-художественного образования входят Центры дополнительного образования (ЦДО), Центры детского творчества (ЦДТ), Дома и Дворцы детского творчества (ДДТ), Центры эстетического развития (ЦЭР), которые имеют в своей структуре кружки и студии по изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству, керамике, также сюда относятся детские школы искусств (ДШИ) с отделениями изобразительного искусства и детские художественные школы (ДХШ). ДХШ отличаются от ДШИ тем, что они выполняют функцию начально-профессионального художественного образования (лучшая материально-техническая база, высококвалифицированные преподаватели, функционально-планировочная структура учебного заведения, максимально приближенная к требуемым нормативам). Положительным аспектом ДШИ является широкая сеть в структуре города и районов области, в непосредственной близи к месту жительства учащихся.

В предлагаемой модели САХО по Самарской области функции ЦДО, ЦДТ, ДДТ, ЦЭР можно оставить как функции клубного или студийного творчества, а художественное отделение в ДШИ реорганизовать в профессиональную школу или студию. В ДШИ это может быть студия прикладного искусства или студия изобразительного искусства, в зависимости от того, чем занимается население данного района. На основании анализа занятости населения народными художественными промыслами и производством можно рекомендовать специализацию в учреждениях дополнительного образования на профессиональную ориентацию в области прикладного творчества, изобразительного искусства, керамики или дизайна.

Для оптимизации сети учреждений системы дополнительного архитектурно-художественного образования автором предлагается:

1. реорганизация художественного отделения в ДШИ, создание школы (студий) изобразительного искусства, прикладного творчества, керамики или дизайна, в зависимости от желания руководства. Дизайн может быть различным: фотодизайн, средовой дизайн, автомоделирование, метало- и деревообработка, но методика образования должна быть непосредственно связана с изучением изобразительного искусства и выставочной деятельностью;

2.оптимизация архитектурно-планировочной структуры художественного отделения, увеличение учебных площадей за счет реконструкции существующих помещений под новые функциональные требования, пристройки к зданию нового блока;

3. укрупнение и объединение различных ДШИ внутри микрорайона или жилого района с выделением для них больших площадей;

4. строительство нового учреждения внешкольного образования, в котором будет предусматриваться наиболее полное художественное образование по различным специальностям, музеи, выставочные залы, библиотеки, магазины, производственные мастерские; это может быть как Детская художественная школа (ДХШ), так и Детская школа искусств (ДШИ). Размещения такого учреждения необходимо организовывать в непосредственной близости с садово-парковой зоной.

Функционально-планировочная структура школы (студии) изобразительного искусства, (прикладного искусства или дизайна) представлена в учреждении дополнительного образования в пространственной модели (Рис. 4), (2), (6), (7). Учреждения дополнительного образования могут представлять собой:

- универсальный тип здания: Дом детского творчества, центр дополнительного образования (бывшие дома пионеров и школьников), детскую школу искусств – построенные по типовым проектам;

- универсальный тип здания: ЦДО, ЦДТ, ДДТ и ДШИ, но размещенные в приспособленных зданиях и помещениях (1 этажи или пристрой к жилому дому, сооружения культурно-бытового значения);

- специализированное общеобразовательное учреждение (типовая среднеобразовательная школа, типовой детский сад), в структуре которого размещаются детские школы искусств и детские музыкальные школы;

- новое здание, специально спроектированное для данного учебного учреждения, с учетом всех нормативных и рекомендательных требований.

Для упорядочения проектных решений и создания оптимальных условий для учащихся предлагается глубина помещений 6 м и 7,2 м, а для производственных помещений эта величина может увеличиваться до 7,5 м и 9 м. С учетом специфики архитектурно-художественного образования, помещения могут быть с широким пролетом с верхним светом. Исходя из этого, общие габариты учебных помещений могут составлять 6×6, 6×7,2, 6×9, 7,2×9, 6×12, 7,2×12, 7,5×12, 9×12 м.
 

Таблица 2
Номенклатура учебных помещений школы (студии) изобразительного искусства (прикладного творчества или дизайна)

                                                           
.

Примечание: номенклатура учебных помещений разработана с использованием МГСН 4.06-96 «Общеобразовательные учреждения»; Рекомендаций по проектированию внешкольных учреждений - ДПШ, СЮТ, СЮН.

К системе начально-профессионального образования можно отнести лицеи, гимназии и общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов по художественным специальностям, ориентированные на поступление в вузы. Также это подготовительные курсы при вузах и их филиалы. Подготовительные курсы могут располагаться как при вузах, так и при общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях. Наряду с вышеперечисленными, могут существовать школы (студии) от институтов. Например, школа юного архитектора, школа юного дизайнера и т.п., которые готовят своих выпускников для поступления в вуз.

Учреждения начально-профессионального образования могут представлять собой как приспособленные здания универсального и специализированного типа, так и сооружения, спроектированные по специальным проектам, согласно предъявляемым требованиям. Функционально-планировочная структура этих учебных заведений, отвечающая профессиональному уровню архитектурно-художественного образования, состоит из функциональных блоков: учебного, административно-бытового, выставочного, информационного (Рис.4).
 

Таблица 3 
Номенклатура помещений для учреждений начально-профессионального архитектурно-художественного образования представлена в таблице 3(2),(6),(7)

                                                                                                                                 


 Система средне-профессионального архитектурно-художественного образования охватывает крупные города Самарской области – Самару и Тольятти. В Самаре сеть средне-профессиональных учреждений располагается в центре города, что создает следующие проблемы: нет прилегающей территории для развития учреждения, дефицит площадей в архитектурно-планировочной структуре, нет культурно-бытового обслуживания (выставочных залов, музея), недостаточно развита материально-техническая база. В некоторых учреждениях помещения арендуются, что недопустимо в принципе. Размещение учреждений средне-профессионального архитектурно-художественного образования рекомендуется кроме гг. Самары и Тольятти, ещё в таких города как Сызрань и Отрадный, где имеются предпосылки для организации этих заведений.

Учреждения средне-профессионального архитектурно-художественного образования представляют собой, в отличие от зданий дополнительного образования, сложную многоуровневую функционально-планировочную структуру. Объемно-планировочная структура средне-профессиональных учебных заведений отражает содержание и особенности учебно-воспитательного процесса.

Помещения средне-профессиональных учебных заведений подразделяются на следующие группы:

- учебные классы, кабинеты и лаборатории для теоретических занятий;

- учебно-производственные мастерские;

- помещения культурно-бытового и хозяйственного назначения (спортивный и актовый залы, столовая, выставочный зал, музей, магазин);

- административно-служебные и вспомогательные помещения, хозблок, медпункт;

- общежития для студентов и жилье для сотрудников.

Рекомендуемая номенклатура учебно-производственных мастерских средне-профессионального заведения архитектурного, дизайнерского, художественного образования представлена в таблице 4 (2), (3), (6), (5,с.11), (7).
 

Таблица 4 
Номенклатура учебно-производственных мастерских средне-профессионального заведения архитектурно-художественного образования

                              

Высшие учебные заведения архитектурно-художественного образования в Самарской области необходимо размещать в крупных городах, таких как г. Самара и г.Тольятти. Существующая ситуация в архитектурно-планировочной структуре вузов в этих городах не удовлетворяют основным требованиям развития высших учебных заведений, поэтому предлагается:

  • укрупнение вузов и создание крупных вузовских комплексов (специализированных и кооперированных);

  • создание соответствия между динамикой учебного процесса и материальной базой вузов путём внедрения развивающейся системы генерального плана и гибких архитектурно-планировочных решений учебных корпусов;

  • приближение высших учебных заведений художественного профиля к культурно-административному центру города;

  • развитие научных исследований в вузах и создание единых комплексов, включающих учебу – науку – производство (центры искусства, высшая школа архитектуры и дизайна);

  • технизация и индивидуализация обучения, увеличение технического оснащения лабораторий и аудиторий, производственных мастерских, появление таких отделов, как медиатеки, информационно-вычислительные центры;

  • комплексность и полнота возведения всех требуемых учебных, научных, производственных, жилых, спортивных, культурно-зрелищных, обслуживающих зданий и сооружений вузов. То есть в вузе должна быть представлена полная система архитектурно-художественного образования, включающая в себя систему образования, систему культурного обслуживания, систему бытового обслуживания и производственную сферу, находящиеся в одном образовательном центре или комплексе на одной территории;

  • участок должен обеспечивать размещение полного комплекса зданий и сооружений вуза с учетом перспективного развития, хорошую транспортную связь с городскими центрами (2, с.173).

В городе Самаре ввиду существующего положения требуется кардинальная реорганизация вузов с архитектурно-художественным образованием. Одним из выходов из сложившейся проблемы является строительство нового современного, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, культурно-образовательного комплекса (Высшей школы архитектуры и дизайна). Предлагается объединить кафедры и факультеты различных вузов в один архитектурно-художественный вуз: Институт архитектуры и дизайна СГАСУ, факультет изобразительного искусства СГПУ, кафедру декоративно-прикладного творчества СГИИК. Высшая школа архитектуры и дизайна должна стать головным вузом архитектурно-художественного образования в Самарском регионе и координировать работу всех учреждений САХО в регионе.

Высшее учебное заведение представляет собой модель САХО, состоящую из следующих подсистем: системы образования, системы культурно-развлекательных центров, системы бытового обслуживания и производственной сферы. Структура модели такова:

  • система образования включает следующие основные зоны: учебно-научную (лабораторные и учебные корпуса, учебно-производственные мастерские, научно-исследовательские подразделения), спортивную зону;

  • система культурно-развлекательных центров – выставочно-музейный комплекс, арт-парки, техно-парки, арт-цетры, библиотеки;

  • система бытового обслуживания включает жилую зону (студенческие общежития), жилье для преподавателей, хозяйственную зону;

  • производственная сфера состоит из таких организаций как проектно-дизайнерские, конструкторские бюро, мастерские дизайна одежды, реставрации и многих других. Производство может быть структурным подразделением вуза или же самостоятельной организацией, сотрудничающей с вузом на договорной основе, так или иначе связанной с ним.

Для вузов архитектурно-художественного образования характерны многоцентровое, линейное или компактно-блочное композиционное построение размещения учебных и научных подразделений. При решении композиционной задачи необходимо: выделение внутреннего многофункционального пространства в качестве композиционного ядра (атриум, атриум-улица, площадь, улица); выделение блока учебно-производственных мастерских (для которых предъявляются требования: ориентация по сторонам света, электро-, газо-, водоснабжение, водоотведение); наличие большого числа учебных помещений (мастерских) для индивидуальных групповых занятий (желательно с верхним светом), где каждый студент имеет свое закрепленное рабочее место; выделение общественно-культурного пространства, доступного для всех желающих (кафе, книжный магазин, магазин художественных товаров, галереи и выставочные залы, лекционный зал, библиотека).

5. На основании изученного фонда зданий САХО выявлены следующие основные архитектурно-планировочные приемы реконструкции и модернизации зданий:

1. Реконструктивные мероприятия:

  • Приспособление помещений (внутренняя перепланировка) в типовых учебных зданиях;

  • Приспособление помещений (внутренняя перепланировка) в общественно-культурных зданиях;

  • Пристройка к учебным и культурным зданиям;

  • Вставка (встройка) новых объемов в структуру существующего здания;

  • Надстройка дополнительного этажа.

2. Новое строительство. Рекомендации по САХО для Самарской области могут быть применены в других регионах России.

References

1. Адамович В.В., Бархин Б.Г., Варенских В.А. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учебник для вузов. – М. Стройиздат, 1985 – 543 с.

2. Арынов К.К. Диссертация на соискание кандидата архитектуры: «Формирование типов учебно-производственных зданий народных художественных промыслов(на примере Казахстана)». – М., 1995.

3. МГНС 4.06-96. Общеобразовательные учреждения. ТСН 31-306-96 г. Москва

4. Миловидов Н.Н., Орловский Б.Я., Белкин А.Н. Архитектура гражданских и промышленных зданий / Гражданские здания. Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 1987. – 352 с., ил.

5. Московское высшее художественно - промышленное училище (бывшее Строгановское) (1825-1965) под. ред. Быкова З.И. – М.

6. Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации. (Справ, пособие к СНиП 2.08.02.-89) / Государственный научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий.– М.: Стройиздат, 1992. – С. 315, ил.

7. Рекомендации по проектированию внешкольных учреждений – ДПШ, СЮТ, СЮН. ЦНИИЭП учебных зданий. – М.: Стройиздат,1984. – 108 с.

8. Степанов В.И., Мирчевская Л.Б. Организация сети школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов и внешкольных учреждений. – М., 1983. – 92 с.

9. www.educat.samara.ru/activity Сайт Министерства образования Самарской области

Citation link

Газизова А.Т. АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)[Электронный ресурс] /А.Т. Газизова //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №3(15). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_3/25 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2006
Views: 77