Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (15) September, 2006
History of architecture
Баландин Владимир Сергеевич
доцент кафедры рисунка, живописи и скульптуры.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Г.И. Пустоветов.
НГАХА
,
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО
Abstract
В конце 20-х годов появилась потребность в постройке в Новосибирске Большого театра Сибири в составе комплекса Дома культуры и науки на основе создания театра нового типа. Еще в 1921 г. Сибревком принял решение о создании театра оперы в Новониколаевске (Сибгосоперы), который разместился в здании Дворца Революции (бывшем коммерческом клубе, арх. А.Д. Крячков).
Проектировать здание поручили московскому архитектору А.З. Гринбергу по программе «Комсода», с тем, чтобы, не проводя архитектурного конкурса («объявленного по стране»), сократить время его проектирования. Первоначально было желание поручить составление проекта братьям Весниным, но А.З. Гринберг бывал в Новосибирске, выполнял проект первой городской больницы (первая премия на закрытом конкурсе) в 1927 г. «Комсод» предложил А.Д. Гринбергу (совместно с инженером И.В. Киренским) подробно разработать здание на проект ДКиН, в состав которого входили театр на 3000 человек, малый зал для концертов и лекций на 1000 человек, библиотека с читальным залом, выставочное здание, музей, научно-исследовательский институт.
Эскизное предложение А.З. Гринберга состояло из отдельно стоящих зданий, но часть из них соединялась между собой переходами. Главное здание комплекса – театр на 3000 мест, соединялось переходом на столбах со зданием концертного зала на 750 мест.
Комплекс зданий ДКиН А.З. Гринберг размещал за пределами Ярмарочной территории. Ось симметрии фасада и плана театра совмещалась с продольной осью Кузнецкой улицы, и здание занимало центральное положение. А.З. Гринберг считал данный ему под застройку комплекса участок затесненным и просил расширить его за счет соседних кварталов. Он мыслил композицию «городка» культуры и науки как «нечто целое, самодовлеющее в данном районе».
Здание театра – самое крупное в «городке», выходило главным фасадом на Ярмарочную площадь, в нем были амфитеатр и ярусы с 17-ю выходами, с киноаппаратной в бетонных стенах, с отдельным выходом наружу (размещалась за арьерсценой), сцена с гидравлически поднимающимся и опускающимся планшетом могла вращаться. Был запроектирован «складывающийся горизонт». Высота сцены достигала 30 м, с высотой портала в 14 м. Под сценой проектировался двухъярусный трюм, в нижнем ярусе располагались все механизмы.
Размеры большого театрального зала были 33.2х44х20.3 м, малого зала - 33.4х24х11.7 м, а общий объем зданий (со складом и мастерскими) составлял 101165 м3.
Однако проект не понравился членам «Комсода», они находили типологически невыразительным здание театра, он им напоминал здание Дома культуры или Народного дома, которые разрабатывались архитекторами-конструктивистами (М. Гинзбург, бр. Веснины - Народный дом в Иваново-Вознесенске). А.З. Гринберг предложил подобную же схематическую, неоригинальную композицию, и члены «Комсода», отвергнув проект, продолжали поиски других решений.
«Комсод» искал проект театрального здания уже среди выполненных проектов для других городов страны по Всесоюзному конкурсу в 1930 г. на здание театра для Ростова-на-Дону. Члены «Комсода» обратили внимание на непремированный проект академика В.А. Щуко, на проект Г.Б. и М.Г. Бархиных оперно-драматического театра на 2500 зрителей с конференц-залом на 750 мест.
Инженер И.В. Киренский послушался совета архитектора А.З. Гринберга передать проблемы сцены, электрификации, кинофикации, вентиляции, отопления, канализации и водопровода соответствующим специалистам и оставить за архитектором-художником (т.е. за А.З. Гринбергом) «лишь общую композицию сооружения, планировку и архитектурное оформление». «Комсод» принял предложение и обратился к Москве, к специалистам по сценической технологии и архитектуре, которые предложили новую систему оборудования сцены и новые формы сценических действий при сочетании глубинной и пространственной сцен, с органическим сочетанием театрального действия с кинопанорамно-планетарного типа действиями. Авторами этой новой системы театра – «теомасс» был художник Большого театра М.И. Курилко, получивший авторское свидетельство ЦБРИЗа по заявке от 15 мая 1930 года и архитектор - художник Т.Я Бардт.
М.И Курилко так объяснял свои идеи: «Мы собрали в своем гибком театре все существующие формы театральной техники и устройств театров – как сцену-коробку, так и арену, и прибавили планетарно-панорамный вид, все увязали в нечто органическое целое, так что вся механизация увязана, каждый элемент быстро может перейти в другой... Коробка осталась от старого театра, этот вид сцены – подсобный в нашем театре... она дает возможность режиссеру иметь лишний элемент для театрального эффекта... Арена, появившаяся на месте партера, разрешает проблему «зритель окружает действие». Эта проблема выдвигалась неоднократно... Купол, совершенно гладкий, дает возможность открыть ему кинофикацию, статическую проекцию и таким образом разрешает целый ряд проблем...
Мы получаем проекции планетарных панорам, то есть мы от кинофикации переходим к статической декорации, от статической декорации к динамической, мы их сливаем в целях расширения сцены до бесконечности… Второй принцип – это проект массовости. Путем добавления к любой массе действующих лиц на площадке сцены кинопроекцией мы можем расширить количество их до любого предела, и здесь разрешается путем кинодополнения действующих лиц и путем проекции эту проблему доводить до бесконечности». Здесь «четыре вида театра, потом кинофикация, кинопроекты, радиофикация и изображение на пространстве дают такие богатые краски...».
В группу М.И. Курилко, Т.Я. Бардта, Н.Л. Минервина вошел и А.З. Гринберг как проектировщик архитектурно-строительной части здания театра. Новый проект ДКиН по новой технологии А.З. Гринберг составлял с октября 1929-го по июнь 1930 г., когда проект был одобрен «Комсодом», в протоколе которого отмечено: «проект... театра дает необычное для театра архитектурное оформление, являющееся функцией нового театра панорамно-планетарного типа. Этот театр в связи с удачным расположением его на центральной площади города будет лучшим архитектурным памятником столицы индустриализующегося Западно-Сибирского края».
А.З Гринберг (совместно с архитектором М. Смуровым) спроектировал здание со зрительным залом на 3000 мест, из которых свыше 1000 мест размещалось на перемещающемся просцениуме - партере. Диаметр круглого в плане зала достигал 55.5 м, объем здания составил 220 тыс. м3, высота в высшей точке (высота колосниковой сцены) достигала 42 м.
Архитектура театра в эскизном проекте А.З. Гринберга и М. Смурова была характерна для архитектуры конструктивизма конца 20-х годов, близкой по формам, например, конкурсным проектам театра массового музыкального действа братьев Весниных для Харькова (1930 г.). Композиция объемов театра А.З. Гринберга, как и братьев Весниных или бригады АСИ (согласно технологической театральной схеме), выстраивалась по продольной оси, из четко выстроенных объемов вестибюльной части, фойе, зрительного зала, перекрытого куполом и окруженного по периметру остекленными галереями-переходами с входами в зал, из высокой сценической коробки (колосниковой) с примыкающими к ней сценическими карманами и, наконец, из четко выраженных объемов арьерсцены с тремя четвертыми частями круга в плане. Купол высотой почти в 35 м господствовал во всей композиции. Никаких декоративных элементов, «пуризм» (аскетизм) архитектуры, обнаженная и ясная структура конструкций. Но абсолютные размеры сооружения, сложность его силуэтного и объемно-пространственного построения должны были в системе формирующейся архитектуры площади сохранить за ним доминирующую роль в ансамбле, первостепенное значение в архитектуре центра города, решающее значение в слагающейся градостроительной структуре города.
22 мая 1931 г. состоялась торжественная закладка «первого цеха» ДКиН на Красной площади (бывшей Ярмарочной или «Базарной»).
Строительство здания планировалось закончить через 2 года (1932). Еще 16 мая начались земляные работы, а через несколько дней началась закладка фундаментов по колоннам вестибюльной части здания. Стройплощадка размером в 10 га была затесненной. Она начиналась на красной линии Красного проспекта (восточная сторона) от улицы Семипалатинской до ул. Бийской, была обнесена забором и, как оказалось, на долгие годы. И только в сентябре 1933 г. начали бетонировать купол театра над зрительным залом – гладкую сплошную тонкостенную оболочку вращения – идеальную жесткую монолитную конструкцию, в которой сжатие возникает в кольцах горизонтальных сечений, диаметром в 55.5 м. 12 мая 1934 г., ровно через 3 года после закладки театра, был распалублен его железобетонный купол. К ноябрю 1933 г. все основные объемы и конструкции театра были возведены и предполагалось, что к осени 1934 г. театр примет делегатов Съезда Советов Западной Сибири. Но с середины 1934 г. стройка проходила по иному пути.
Для зодчества страны в эти годы переломным стал конкурс на Дворец Советов. Окончание работ по конкурсу (1934 г.) объявило новое направление в архитектуре страны «победившего социализма».
Зазвучал призыв к творческому использованию исторического арсенала традиционных средств изобразительности, обогащению архитектуры скульптурой и пластикой. Принципы интерпретации исторического наследия – непременный признак «архитектуры социалистического реализма».
Взгляд А.З. Гринберга, основного автора здания ДКиН, определялся формулой: «форму определяет функция». Это выражалось в объемно-пространственной композиции здания, где определенные функции частей театра – сцены, зрительного зала, вестибюля – получили четкие формально-объемные очертания, выражающие эти функции. И этого оказалось достаточно, так как был ясно выражен принцип тождества пользы и эстетики. Казалось, что аскетизм формально выраженной архитектуры сочетал в себе рациональность и утилитарность. Это была архитектура, лишенная наносного декора с нарочитой пластикой, но сопряженная со сложной структурой в целом и с крупным масштабом, она становилась образным символом, выражающим новые пространственные ощущения через огромные стеклянные ограждения, через современность каркасных конструкций, через четкую геометрию форм, как первооснову красоты всякой формы.
Композиционные формообразования здания театра были подобны устройству механизма. Оно задавалось строгой последовательностью функциональных процессов и было предназначено только для этой системы и ни для какой другой. В сооружения контрастно противопоставлялись части, имеющие определенное назначение: вестибюль и фойе в виде трехэтажной призмы, с плоской кровлей - рекреацией, примыкающей к зрительному залу купольной (шаровидной) формы, опоясанному кольцевыми проходами, и, наконец, сценическая коробка с призматическими боковыми крыльями. Все эти части здания были соединены друг с другом, и все четко свидетельствовало о ходе и последовательности функциональных действий в сооружении. Все было уравновешено по оси симметрии, жестко сопряжено, неподвижно, не гибко неизменно монументально.
Напрасно пытался А.З. Гринберг защитить свой проект в новых условиях архитектурных тенденций сталинской культуры. 13 января 1933 года при заместителе председателя крайисполкома состоялось совещание по проблеме «архитектурного оформления» здания ДКиН. В нем участвовали члены «Комсода» со специальной группой архитекторов и инженеров, шефствующих над строительством, А.З. Гринберг, скульптор С.Д. Меркуров [ГАНО, - ф. 20-50-оп. 1, -д.4. -лл. 1-80]. А.З. Гринберг напомнил, что проект был принят и утвержден в апреле 1931 г. коллегией Наркомпроса. В Москве был ряд просмотров, в которых участвовали Ф.Я. Кон, Н.И. Подвойский, театральные деятели, архитекторы. А.З. Гринберг сообщил, что уже по возведенным конструкциям здания «узнается» Новосибирск, что необходимо площадь перед ДКиН превратить в зеленый партер, в котором нужны скульптуры – бюсты ударников, революционеров, вождей, партизан и др. – и который будут «окружать» кварталы, в будущем занятые музеем, библиотекой, выставками, частично научными институтами».
Рецензентом от архитектурной секции «Комсода» выступал профессор А.Д. Крячков. Самой большой ошибкой он находил то обстоятельство, что проект ДКиН создавался не путем конкурса, как это было при проектировании Синтетического театра на 3000 зрителей для Харькова или театра для Свердловска. Он выделил недостаток в планировке здания и сказал о том, как трудно будет «добиваться механического оборудования сцены», так как известно, что «ни один завод не берется изготовлять механическое оборудование, это для них нерентабельно». А.Д. Крячков предложил до получения механического оборудования не ограждать стенами круговой коридор фурок, а «превратить его в фойе во втором этаже и только».
Так впервые было высказано предложение о возможности превращения кругового коридора фурок в круговое фойе второго этажа. А.З. Гринбергу было предложено доработать проект ДКиН, учтя все высказанные по нему замечания.
Но члены «Комсода» решились еще на одну экспертизу московской комиссии, в которую вошли академик И.В. Жолтовский, Г.П. Гольц, профессор С.Е. Чернышев. Мнения членов комиссии были резко противоположными.
Сам А.З. Гринберг попросил дать оценку его проекту профессоров Н.В. Марковникова и И.В. Рыльского. Их мнение было положительным. Но и эти отзывы не убедили членов «Комсода», и они организовали в мае 1933 года еще одно совещание экспертов по проекту ДКиН.
Инженер С.А. Полыгалин, ведущий строительство (с преодолением множества трудностей), обратился к академику А.В. Щусеву с просьбой дать оценку проекта ДКиН. Официальный отзыв А.В. Щусева: «Общая схема театра в плане и наружном оформлении дает возможность настолько проработать и обогатить архитектурные детали, что здание из аскетического и бедного по своей обработке может превратиться в центр архитектурного внимания в Новосибирске. Для этого необходимо обратить внимание на архитектурную обработку входных портиков, придав им в пропорциях колонн и в обработке поверхностей при помощи скульптуры более богатый вид. То же относится к горизонтальным фризам стены при помощи карнизов.
Необходимо выработать тематику скульптурных сюжетов, пригласив специалистов (Курилко, Лансере, Шадр, Меркуров), после чего сделать эскизы и провести их по плоскостям и поверхностям архитектуры театра. Желательно использование уральского белого мрамора.
Пандусы для боковых входов лучше сделать открытыми. Вообще жанр всей архитектуры должен быть более монументален, оставив железобетон лишь как «каркас».
13 мая 1933 г. в Москве состоялось заседание художественно-технического совета по вопросам строительства ДКиН при представительстве Запсибкрайисполкома, на котором присутствовали все авторы проектов ДКиН, инженер-строитель здания С.А. Полыгалин, скульптор С.Д. Меркуров.
На совещании М.И. Курилко согласился с мнением комиссии экспертов, что в проекте ДКиН «сухой, конструктивный стиль фасадов, бедность архитектуры и желательно иметь большую декоративность и богатство». Этого мнения придерживались и другие участники совещания. И только А.З. Гринберг отстаивал свой проект: «...Я принципиальный противник классики и эклектики. Я искренне делал в современном стиле...». Но совещание постановило: «Заключение экспертов считать принятым». Было решено объявить конкурс на архитектурное оформление здания ДКиН, и оно реализовалось в июне 1933 г. по программе, составленной «на основании идейной установки», данной Т.Я. Бардтом и М.И. Курилко. Конкурс был объявлен через газету «Советская Сибирь», где были опубликованы и его условия. Преамбула условий гласила: «Идея театра, возникшая на основе социальной революции и социальных сдвигов в народных массах, должна быть заключена в наружные формы, отражающие характерные черты этой эпохи... разрешить поставленную таким образом задачу голым техницизмом нельзя».
Конкурс поставил задачи:
1. Внешнее архитектурное оформление здания должно соответствовать его назначению, т.е. театр по внешнему виду должен быть театром, а не зданием иного назначения.
2. Поскольку этот театр эпохи великой стройки, на нем должны быть отражены ее характерные черты.
3.Особенность этого театра – панорамно-планетарный тип, и это свойство должно быть отражено, то есть купол – исключительное по своей легкости сооружение – не должно маскироваться.
4.Этот театр преимущественно историко-героического репертуара, и эта героика, насыщенность «пафосом прошлых боев и будущих окончательных побед и завершения стройки социализма» должны быть созвучны «мощности и мажорности».
5. Здание из аскетического и бедного по своей обработке (в вариантах архитектора Гринберга) должно превратиться в центр «архитектурного внимания в Новосибирске».
Первая стадия конкурса закончилась, и первая премия не была присуждена. Второй премией был награжден проект И.А. Бурлакова, третьей – профессор А.Д. Крячков, четвертой и пятой – инженер А.И. Бобров и архитектор С.П. Тургенев. Газета писала, что «эти отмеченные жюри проекты только в некоторых частях успешно разрешают те или иные формальные положения». Конкурс во второй своей стадии был продлен до 13 июля.
В конкурсе участвовали архитекторы Новосибирска, Томска, Москвы. Из Москвы получили проект Г.П. Гольца, М.П. Парусникова, И.Н. Соболева, а также самого А.З. Гринберга. Новосибирские архитекторы были представлены А.Д. Крячковым, Б.А. Гордеевым, С.П. Тургеневым, П.Г. Якубовским, С.И. Парыгиным, Н.М. Фукиным, Б.И. Алексеевым, В.А. Добролюбовым, Брюхановым и др. Архитектор-художник В.М. Тейтель и архитектор-инженер И.А. Бурлаков были командированы в Ленинград для привлечения к конкурсу ленинградских архитекторов. Они сами при консультации академика архитектуры В.А. Щуко составили проект «оформления ДКиН». Архитекторы Новосибирска объединились в 4 бригады и представили 5 проектов: профессор А.Д. Крячков (девиз «Зеленый круг»), инженер-архитектор С.И. Парыгин (девиз «Два круга»), инженер-архитектор И.А. Бурлаков (два проекта «Круг и квадрат», «Серп»), инженер Брюханов (девиз «За советскую культуру»).
Второй тур конкурса добавил ряд новых проектов, расширил круг участников. Жюри присудило 2-ю премию бригаде Г.П. Гольца и И.А. Бурлакову, 3-ю профессору А.Д. Крячкову, 4-ю и 3-ю получили А.И. Бобров, С.П. Тургенев и А.П. Фомин.
Хотя второй тур конкурса дал новые варианты проектов и была присуждена 1-я премия, тем не менее, Крайисполком и «Комсод» обратились к академику В.Н. Семенову и Моссовету с просьбой просмотреть материалы конкурса в архитектурно-планировочном управлении (АПУ) и дать им оценку. Совещание архитектурно-художественного Совета АПУ состоялось 9 августа 1933 г. Оно постановило: «Признать проект бригады архитекторов Гольца, Парусникова, Соболева и Кожинова лучшим из всех проектов, представленных на рассмотрение АХО и по своим архитектурным достоинствам подлежащий рекомендации для осуществления с тем, чтобы при дальнейшей разработке проекта и его осуществления были приняты следующие замечания...». Но в дальнейшем бригада Г.П. Гольца отказалась от разработки своего проекта до рабочих чертежей.
Но работа над оформлением внешней архитектуры здания по первоначальному проекту продолжалась. Со своими предложениями выступили архитекторы из Стройконторы строительства ДКиН, общее руководство этой работой осуществляли Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, В.С. Масленников.
После просмотра конкурсных проектов в Москве в сентябре 1933 года в Новосибирске состоялось очередное заседание «Комсода». Председатель «Комсода» И.Г. Зайцев заявил: «Эти проекты не устроили нас... Напрашивается следующее решение «Комсода»: принять за основу проект группы Гордеева и Бурлакова и представить его на утверждение президиуму Крайисполкома. Поручить группе Гордеева и Бурлакова в месячный срок доработать проект». Но в ноябре того же года были подведены итоги второго тура конкурса с обязательным условием: представить планировочное решение всей площади перед ДКиН и ее связь со всей планировочной структурой центра Новосибирска. И вновь в конкурсе участвуют новосибирские архитекторы Б.А. Гордеев, В.М. Тейтель, И.А. Бурлаков, С.И. Парыгин, В.С. Масленников и др. Все участники предлагали новые редакции оформления здания.
Проекты второго тура конкурса были отданы на оценку особой бригаде научно-исследовательского сектора Сибирского строительного института (Сибстрина), которую возглавили профессор А.Д. Крячков и доцент Н.С. Кузьмин, а также бригаде научных работников Новосибирского института инженеров транспорта (НИИЖТа), возглавляемой доцентом С.М. Игнатович (ассистенты А.М. Прибыткова, А.Д. Киселев и консультант по конструкциям доцент К.И. Андреев).
Выводы бригады Сибстрина: «Большинство авторов, встав на путь коренного изменения объемных масс здания (Бурлаков, Парыгин, группа Воронова и Якубовский), уклонились от реальных условий строительства ДКиН, а главным образом, под влиянием некритического отношения к архитектуре Дворца Советов, не раскрыли содержание театра. Единственный проект группы Гордеева, вставшей на реальный путь внимательного учета существующих конструкций и объемов театра без коренных изменений и переделок в общем удовлетворительно дает архитектурно-художественное решение ДКиН. Бригада считает возможным с рядом переработок принять за основу проект группы архитектора Гордеева» [ГАНО, - ф.2050, - Оп. 1, - ф. 13-ЛЛ. 71-79].
Бригада НИИЖТа в заключении по проектам театра также пришла к выводу, что проект Б.А. Гордеева «приемлем для осуществления». Эта группа ученых в основном определяла техническую осуществимость архитектурных замыслов. Она отвергла идею С.И. Парыгина о постройке на здании алюминиевой мачты «высотой в дом» или о закрытии купола круговой колоннадой, стоявшей на стене высотой до 15 м, в проектах А.И. Бурлакова и И.Т. Воронова. Реалистическими она признавала проекты В.М. Тейтеля, В.С. Масленникова и Б.А. Гордеева.
Победу одержал проект Гордеева, и один из вариантов проекта в апреле 1934 года был утвержден секретарем Крайкома ВКП (б) Р.И. Эйхе. Газета «Правда» 6 мая 1934 г. писала, что к «17 годовщине Октября войдет в строй первая очередь Новосибирского театра, который полностью будет закончен в 1935 году». Газета говорила об оснащении сцены театра самой совершенной техникой, возможности трансформации зрительного зала, выезда через два больших пандуса на конвейер автомобиля, танка, артиллерии, выхода «огромной массы людей». Театр по-прежнему мыслится как ДКиН, где будут библиотека, научные кабинеты, галерея, музей. Отмечалось, что «архитектурную обработку и оформление строительства ведет архитектор Гордеев», общая стоимость строительства около 15 млн. рублей.
В течение 1933 года и далее строительство театра ДКиН шло своим чередом по первоначальному проекту. К концу 1934 года на строительстве ДКиН были сооружены все фундаменты, железобетонный каркас стен и перекрытие, в том числе уникальное купольное покрытие зрительного зала, железобетонный каркас сценической коробки. Внутри здания (под куполом), в амфитеатре зрительного зала были возведены все железобетонные конструкции ярусов зала и лестниц, ведущих на них. Б.А. Гордеев командируется в Москву для дальнейшей разработки проекта театра во Вторую архитектурно-проектную мастерскую Моссовета, возглавляемую академиком А.В. Щусевым. Кредо мастерской и архитектурные принципы состояли в том, что «в образах архитектуры каждая эпоха находит отражение своего политического и социально-экономического уклада, своей идеологии...», «...архитекторы стремятся найти для ее выражения (эпохи) образ, стоящий на высоте многогранных требований нового человека, создать архитектурную форму, соответствующую новому социальному содержанию...». Далее декларация мастерской гласила: «Оригинальность и самобытность в архитектуре невозможны без прочного базиса освоения гигантского мирового зодчества, архитектурного овладения современной техникой и высокой техникой качества...».
В Москве Б.А. Гордеев работает над обогащением архитектуры ДКиН в группе А.Б. Куровского, затем с архитектором В.С. Биркенбергом. М.И. Курилко, Г.Я. Бардт и А.З. Гринберг отходят от консультаций по проектированию театра.
Материалы конкурсов и участие Б.А. Гордеева в составе авторской группы оказали большое влияние на общие решения нового оформления внутренней и внешней архитектуры здания.
В архитектурно-декоративном и эстетическом формообразовании появилась «стилистика» Второй мастерской Моссовета и авторов проекта обогащения здания ДКиН А.Б. Куровского и В.С. Биркенберга. Авторы избрали ордерные формы ренессансного типа при «большом» ордере – как ведущий мотив композиции и монументальности форм здания. Прорисовка профилей и форм ордерной системы отличалась профессионализмом и последовательностью во всех элементах и деталях здания. По своей массивности и пластике, тяжеловесности ордерных форм, многоплановости ограждающих поверхностей архитектура представляла собой симбиоз стилей ренессанса (итальянского) и барокко.
В 30-е годы в театральном искусстве начался поворот к традиционным типам зрелища и драматургии, когда работа театров успешно осуществлялась и в старых зданиях. Главной фигурой в театре становится актер, а не массы, и все внимание было обращено на проблемы актерского мастерства. Это отразилось и на отношении к архитектуре театров, в которых возобладало ретроспективное направление. Осуждается «гигантомания» в строительстве театров и основным типом театрального строительства в СССР «должен явиться театр в нашем обычном представлении». Издаются нормы и стандарты, содержащие схемы композиционных решений театров, рекомендуются для них размеры и пропорции, оборудование их сценических частей.
Состоявшаяся в Союзе архитекторов в 1935 году конференция по архитектуре театров подвергла критике преувеличенные объемы строящихся театров в стране, сложность их технологии и определила требования к сцене – как оптимальной, глубинной, колосниковой, с многообразными приемами контактов между зрителями и сценическим действием. Вместимость для оперно-балетных театров определялась до 2000 мест с размещением большинства мест в амфитеатре.
Научно-технический совет Наркомпроса обращает внимание на затягивание по времени строительства Новосибирского ДКиН и решает пересмотреть проект театра, с изысканием возможности «упрощения всей механизации и сокращения стоимости строительства». И в августе 1935 года рабочая комиссия НТС вынесла заключение о том, что строительство театра по первоначальному проекту продолжаться не может, поэтому необходимо изменить проект с приведением здания театра (ДКиН) к обычному типу, то есть к зданию театра оперы и балета, драмы. Комиссия поручила архитекторам-проектировщикам и инженерам разработать объемно-планировочное решение здания с учетом уже существующих работ. Московский архитектор после обследования состояния строительства ДКиН предложил отказаться от арены с бассейном и перемещений партера на сценическую площадку; от туннельных колец вокруг зрительного зала, с использованием их для фойе (что предлагал в свое время А.Д. Крячков); уменьшить объем зрительного зала до 27 000 м3 путем «введения облегченной стенки по внутренним колоннам кольца и устройством подвесного горизонтального потолка», ликвидировать сильно развитый просцениум и увеличить глубину сценической площадки за счет арьерсцены; отказаться от сложной механизации сценического действия, ограничив ее двумя кольцами. При этом вся стоимость театра определялась им всего в 20.5 млн. рублей. Учитывая степень готовности театра, он считал, что на окончание строительства потребуется около 13.5 млн. рублей, из них до 9 млн. уже были истрачены на июль 1935 года.
Наркомпросс согласился с этими предложениями, и ДКиН стал перерабатываться в театр в части планировки зрительного зала и ряда помещений с учетом упрощения сценического оборудования и снижения общей стоимости строительства. В связи с подготовкой проекта перепроектирования здания строительство ДКиН пришлось полузаконсервировать.
Технический проект театра в мае 1936 года был утвержден Наркомом просвещения. 3 июня 1936 года вновь состоялось заседание научно-технического совета при всесоюзном комитете по делам искусств при СНК СССР, обсуждавшее проект реконструкции Новосибирского театра, с членами совета профессором Г.М. Бархиным, архитекторами К.С. Алабяном, В.Н. Симбирцевым, В.В. Ивановым и др., а также с инженерами строительного управления Меновым, И.И. Федосеевым и др. Присутствовал автор проекта архитектор В.С. Биркенберг. Совещание постановило: «Отметить, что проект как внутреннего, так и наружного архитектурного оформления перенасыщен декоративностью и украшательством... Во всех решениях отсутствует единство и сдержанность. Много разнообразных капителей римско-византийского рисунка, утяжеленных и осложняющих архитектуру интерьера и большое количество росписи и скульптуры». Совещание потребовало полной переработки ряда частей проекта.
После переработки проекта по сделанным рекомендациям в течение 1936 года он вновь был представлен на рассмотрение научно-техническому совету при Всесоюзном комитете по делам искусств. Присутствовали: профессор Г.М. Бархин, архитекторы М.В. Крюков, В.Н. Симбирцев, автор В.С. Биркенберг и др. И вновь было рекомендовано внести в проект весьма многочисленные поправки. С обязательным исправлением всех замечаний и поправок проект и сметы театра были утверждены 22 августа 1936 года.
К парижской Всемирной выставке 1937 года был сделан большой макет Новосибирского театра оперы и балета. Вместе с проектом макет был послан в Париж на экспозицию в советский павильон выставки. В Париже макет здания был удостоен высшей награды выставки – «Гран-При». Уже в 1938 году макет здания театра демонстрировался на всесоюзной строительной выставке в Москве.
А в Новосибирске «Комсод» прекратил свое существование, и само строительство получило новое название: Строительство Западно-Сибирского краевого оперного театра (иногда с приставкой – бывшего Дома культуры и Науки).
С началом войны 1941-1945 годов Новосибирск принял в осенне-зимние месяцы 1941 года эвакуированных из западной части страны 50 заводов и с ними десятки тысяч рабочих и членов их семей. Размещение заводов по территориям и зданиям, ускоренное строительство новых цехов было невероятно трудной проблемой. Школы отдавали под военные госпитали, корпуса высших учебных заведений, кинотеатры и т.п. отводились под размещение заводских предприятий. Даже в здании театра оперы и балета пытались наладить военное производство или использовать его для других военных целей.
Но почти готовый к сдаче театр оперы и балета принял в свои стены фонды Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ленинградских Этнографического музея и музея Артиллерии, инженерных войск и войск связи, музеев-дворцов Царского Села и Павловска, музеев Севастополя и Калинина. В театре хранилась государственная коллекция скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, которую в Москве собирал с 1919 года В.Л. Кубацкий (хранилась до войны в Большом театре).
Осенью 1942 года ЦК ВКП (б) принял постановление, по которому здание театра оперы и балета в Новосибирске было включено в список первоочередных пусковых объектов. Началась подготовка к пуску здания в эксплуатацию. Строительные и монтажные работы развернулись на сцене, где добетонировались ее котлован и некоторые фундаменты, устанавливались опоры для планшета сцены общей площадью почти в 2000 м2. Плоскость планшета застилалась специально обработанным деревом (рейкой), монтировалось энергетическое оборудование. В ноябре 1942 г. в театре проходило торжественное заседание «общественности» города, посвященное 25-й годовщине Октябрьской революции, и на еще недостроенной сцене театра состоялся концерт, на котором была исполнена первая часть Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Однако театр не был выстроен до конца. К концу войны, когда 12 мая 1945 года был поднят занавес в новом театре Сибири и зрители услышали и увидели героико-патриотическую оперу М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), левое крыло здания (4 этажа) не было достроено и простояло в кирпичных стенах и без перекрытия до 1954 года.
Но еще в газете «Известия» от 21 мая 1944 года архитектор В. Меллер сообщал в статье, что Комитетом по делам искусств при СНК СССР произведена приемка здания театра оперы и балета в Новосибирске. Он восторженно писал, что сценическая коробка (театр) – это железобетонное каркасное сооружение «высотой в 15-этажный жилой дом», что диаметр зрительного зала театра достигает 48 м, что театр имеет партер в «18 рядов кресел и 3 яруса амфитеатра», что «со всех мест хорошо видно и слышно», что театральный оркестр «на 150 человек в яме». Сцена театра немногим уступает сцене театра Красной Армии. Далее он сообщал, что при ее глубине в 31 м она может вместить около 1000 человек. Общий объем всего сооружения в статье назван в 245 000 м3, что на 65 000 м3 больше объема здания Большого театра в Москве.
References
1. Авксентюк Э.М. Здания культурного назначения (Новосибирск) / Э.М. Авксентюк., Е.А. Ащепков, Л.Н. Вольская, В.Т. Горбачев, И.П. Еремин, Л.Н. Кибалова // Памятники истории и культуры Сибири.– Новосибирск, 1978.
2. Ащепков Е.А. Формирование архитектурных ансамблей Новосибирска // Советская архитектура. – Том 2.– М., 1952.
3. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893-1945 гг. – Новосибирск: Зап.-Сиб кн. изд-во, 1978.
4. Баландин С.Н., Баландин В.С. Новосибирск: что остается в наследство? – Новосибирск: Зап.-Сиб кн. изд-во, 1990.
5. Крячков А.Д. Архитектура Новосибирска за 50 лет.– В кн.: Архитектура Сибири. Ежегодник Новосибирского отделения Союза советских архитекторов, 1951.
6. Оглы Б.И., Чибряков Г.Г. Большой театр Сибири. // АРХ 3, Архитектура СССР. Май-июнь, 1989.– М. :Строиздат, 1989.
7. Ромм В.В. И зазвучит музыка… – Новосибирск, 1988.
8. Ромм В.В. Большой театр Сибири. – Новосибирск, 1990.
9. Архитектура советского театра / Ю.Д. Хрипунов, Ю.П. Гнедовский, С.В. Гнедовский, В.В. Лазарев, Н.Я. Матвеева, Э.И. Окунева и др. .– М., 1986.
10. Материалы «Свода памятников истории и культуры народов России». Каталог. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. Кн. 1, Новосибирск (памятники, стоящие на государственной охране).– Новосибирск, 1998.
Citation link
Баландин В.С. НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО [Электронный ресурс] /В.С. Баландин //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №3(15). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_3/30
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная