Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (21) March, 2008

Architectural criticism

Lopatin Nikolay Ye.

Master’s degree student.
Research supervisor: Professor O. A. Shipitsyna.
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

АРХИТЕКТУРА «НА ОБОЧИНЕ» Особенности восприятия и формирования объектов, расположенных на территориях, близких к транспортным и инженерным коммуникациям.

Abstract

В данной статье поднимается проблема формирования объектов, расположенных на территориях, неудобных с точки зрения проектирования. Также на примере офисно-торгового центра Восточный рассматриваются некоторые особенности восприятия таких объектов, и влияние факторов окружения на их функциональную и композиционную составляющие.

Keywords: архитектурное проектирование, офисно-торговый центр Восточный

Архитектурное проектирование – это творческий процесс, связанный с решением не только художественно-композиционных задач, но и проблем технического характера. К таким проблемам можно отнести ограничения, накладываемые на проектирование со стороны градостроительных СНиПов. Конечно, при создании проектов новых градостроительных единиц (районов, микрорайонов, кварталов) применение СНиПов позволяет создать гармоничное пространство при максимальном использовании территории. Но как быть с территориями, которые формировались в течение нескольких десятилетий? Нормы для строительства часто меняют, из-за чего возникают различные градостроительные проблемы. Наложение транспортных и инженерных коммуникаций на уже сформировавшуюся застройку часто приводит к обособлению «неудобных» территорий. А «неудобны» они тем, что архитектору необходимо приложить немало усилий и таланта, чтобы грамотно спроектировать сооружение на участке с нестандартной конфигурацией, в непосредственной близости от железнодорожных путей, автомобильных магистралей и надземных тепловых сетей. Сделать это может не каждый архитектор, да и не каждый хочет заниматься проектированием для такой градостроительной ситуации. Поэтому при разглядывании плана города не составляет труда отыскать белые пятна трапециевидной и треугольной формы, расположенные вокруг узлов пересечения транспортных и инженерных коммуникаций.


 Рис.1. Офисно-торговый центр
Восточный по адресу ул. Восточная 7г

Сегодня Екатеринбург – быстроразвивающийся город с высокими темпами строительства. Он постоянно расширяется в направлениях, определенных в стратегическом плане развития города. Возникают новые районы, на месте старых бараков возводятся современные многоэтажки, а «неудобные» территории, входящие в центр города, часто продолжают пустовать. Наличие таких территорий невыгодно с точки зрения экономики и формирования облика города. Но все же существуют примеры удачного использования таких «неудобных» территорий в центре города. Офисно-торговый центр Восточный по адресу ул. Восточная 7г (рис.1) является одним из таких примеров.

Наибольшее влияние на создание формы этого объекта оказал градостроительный фактор. Участок строительства ограничен улицей Восточной, железной дорогой, заправочной станцией и жилым домом – именно эти неизменяемые границы повлияли на характер планировки объекта и его формообразование. Сложная в плане проектирования территория, нежелательная для строительства жилых зданий, имеет форму усеченного треугольника.

Ограничение улицей Восточной и железной дорогой определило вытянутую конфигурацию объекта, а небольшие, по меркам загородных аналогов, размеры участка – этажность. Расположение основных объемов также связано с расположением улицы и железной дороги. Дело в том, что два основных объема сориентированы параллельно этим двум транспортным путям, а сами пути расположены под углом друг к другу. Объект организует ул. Восточную и на данный момент является замыкающим. На данном пешеходном участке прослеживается преемственность образа. На месте проектирования ранее располагалась торговая база за железобетонным забором, поэтому объект частично взял на себя функциональную (торговую) составляющую ранней постройки и ее образ. В данном случае это образ ограждения (забора). Объект защищает пешехода от малоприятного промышленного пейзажа [3].

Территория, зажатая между улицей Восточной и железной дорогой, застроена типовыми зданиями. Жилые пятиэтажные дома организуют монотонный фоновый профиль улицы. Без объекта пространство воспринимается как незавершенное. Характер окружающей застройки требует здания в уровне красной линии. Рассматривая развертку по ул. Восточная, можно заметить, что объекты выровнены по высоте, что еще больше усиливает ощущение монотонности и уплощенности окружения.

Анализируя территорию вокруг объекта, можно обнаружить недостаток офисно-торговых зданий. А если точнее, то сооружения с подобной функцией вообще отсутствуют на данной территории. Первые этажи большинства жилых зданий, выходящих на улицу Восточную, заняты магазинами и объектами социального обслуживания (схема 1).

 

Схема 1. Расположени объектов торговли и социального обслуживания

Но эти магазины являют собой вторичное использование жилых домов, то есть, в них внесена торговая функция в связи с требованиями времени. Этот факт косвенно подтверждает высокий уровень социальной активности на ул. Восточная. В соответствии с этим фактом можно говорить об экономической обоснованности заложенных в объект функций. Магазины предоставляют выбор практически всех видов товаров, за исключением мебели и материалов для проведения ремонтно-строительных работ.

Здание обладает четким функциональным зонированием. Все функциональные зоны имеют отдельные связи с улицей, что позволяет разделить посетителей разных зон. Офисно-торговый центр включает в себя шесть этажей офисов и четыре этажа торговых площадей, два магазина, игровой клуб, казино. Входные группы ориентированы на ул. Восточную и являются продолжением темы маленьких магазинов, которые занимают первые этажи соседних жилых домов.

На первом этаже здания расположены многочисленные магазины и развлекательные заведения, следствием чего стали разнохарактерные входные группы. Наличие этих входных групп вносит путаницу при поиске входа в сооружение. Главный вход расположен в торце здания, из-за чего он плохо воспринимается с основных пешеходных направлений с ул. Куйбышева и остановочных комплексов общественного транспорта. Вход сориентирован исключительно на движение со стороны ул. Малышева и ул. Ленина, то есть для автомобилистов. Вообще при создании объекта авторы уделили много внимания проблемам автомобильного транспорта. Офисно-торговый центр по периметру окружен автомобильными парковками, которые вполне гармонично сочетаются с объектом. При совмещении парковок с пешеходной зоной использованы декоративные пешеходные покрытия.

Интерьер решен современными материалами с использованием современных технологий. Внутреннее пространство здания воспринимается как маленькое, несоразмерное внешней оболочке.

Здание офисно-торговый центра Восточный состоит из трех основных объемов: два главных и один второстепенный. Все три объема соединены путем врезки. Главный объем, высотой в три этажа, является доминирующим из-за высокой деталировки и расположения в нем элементов интенсивного использования (входные группы). Он решен в виде параллелепипеда со скругленными торцами. Под углом в него врезан второй объем – пятиэтажный параллелепипед с крышей в виде загнутого козырька. А третий объем является вспомогательным, он решен в три этажа и врезан в задний фасад здания. Таким образом, здание решено на допустимом минимуме объемов, необходимых для создания выразительной композиции. Надо сказать, что у авторов из “УралПроектДубравы” получилось выразительное, экспрессивное здание. Хотя экспрессия этого сооружения заключается не в использовании модных сегодня активных, динамичных, но часто бутафорских конструкций, а достигается она за счет вытянутой конфигурации объекта и разной фокусировки объемов. Разная фокусировка объемов определена внешними условиями, а именно, конфигурацией участка. Угол врезки объемов соответствует углу между железной дорогой и ул. Восточной. Такая постановка объемов искусственно обостряет перспективное восприятие объекта с большинства видовых точек.

Внешний облик объекта содержит два контрастных отделочных решения: глухая стена с прорезями окон (жилищный тип) и полностью остекленные фасадные плоскости (офисно-деловой тип) [4]. Использование таких контрастных по внешнему виду отделочных решений объясняется функциональной необходимостью. Глухая стена снижает теплопотери и обеспечивает шумозащиту здания. Остекление и использование стали – дань современным тенденциям, а также необходимость естественной инсоляции глубоких внутренних помещений. Глядя на этот объект с улицы Восточной, видишь, что зеркальное остекление создает иллюзию воздушного легкого пространства, отражение неба и облаков скрывают зажатость объекта в тесных рамках участка проектирования.

По конфигурации объемов здание заставляет вспомнить сооружения эпохи конструктивизма. Образы круизного лайнера и электропоезда, создаваемые сооружением, вполне укладываются в контекст восприятия объекта.

Объект формирует профиль улицы и является замыкающим в ее пространственной организации. Цвет, характер композиционного строения, отделочные материалы, высота и расположение на территории делают это здание пространственной доминантой [1]. Таким образом, объект создает градостроительную связь из трех пространственных доминант: Трансагентство, центр Восточный и Шарташский рынок (рис.10-12). Каждый из этих трех объектов обладает характерным узнаваемым обликом, с индивидуальными особенностями формообразования. Выделяясь своим внешним видом, они организуют вокруг себя зоны пространственного доминирования (схема 2).

 

Схема 2.  Градостроительные взаимосвязи и пространственное доминирование

 

Такие зоны определяются расстоянием визуального контакта с объектом и эффектом ожидания этого контакта [2]. То есть, пешеход может не видеть объект, но знание о существовании этого объекта создает приоритетные зоны при перемещении по городу. Такие объекты часто формируют маршруты пешеходного движения в городе. Офисно-торговый центр Восточный в данном случае стал своеобразной градостроительной связкой между Шарташским рынком и Трансагентством. Он заполнил визуальную пустоту на отрезке между ул. Малышева и ул. Куйбышева. Если провести анализ объекта с помощью фиксирования видовых кадров с наиболее насыщенных пешеходных направлений (схема 3), то можно заметить некоторые особенности его восприятия.

 

Схема 3. Расположение видовых точек по маршруту движения к объекту



С перекрестка улиц Малышева, Восточная здание хорошо воспринимается, между пешеходом и объектом нет никаких препятствий. Далее, при перемещении по тротуару, здание скрывают два ряда деревьев, в которых по мере приближения к объекту появляется брешь, позволяющая увидеть здание (рис. 2-9).

Здание организует пространство по улице Восточной, обладает выразительным обликом и гармоничной композицией. При этом восприятие его затруднено, поскольку, рядовые посадки деревьев, выполняющие шумозащитную функцию, скрывают здание с основных видовых точек.

Проектирование на «неудобной» территории положительно отразилось на объекте. Своеобразная архитектура «на обочине», обладает такими качествами, как экспрессивность и динамичность объемов, заложенных градостроительной ситуацией. Отделочные материалы, характер фасадных членений и композиция выделяют объект из серой массы типовой застройки. Такой вид преднамеренного контраста между объектом и окружением делает офисно-торговый центр Восточный пространственной доминантой.

Рис.2-9.

References

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс,1974. – 392 с.

2. Беляева Е. Архитектурно-пространственная среда города. – М.: Стройиздат,1977. – 127 с.

3. Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов. – Екатеринбург: УГАХА, 1996. –250 с.

4. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. –136 с.

Citation link

Лопатин Н.Е. АРХИТЕКТУРА «НА ОБОЧИНЕ» Особенности восприятия и формирования объектов, расположенных на территориях, близких к транспортным и инженерным коммуникациям [Электронный ресурс] /Н.Е. Лопатин //Архитектон: известия вузов. – 2008. – №1(21). – URL: http://archvuz.ru/en/2008_1/8 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 28.03.2008
Views: 108