Наиболее важной представительской частью города Екатеринбурга является его центр. Здания, находящиеся в границах центра, должны обладать наиболее высокими художественно-эстетическими характеристиками. Однако современная ситуация на центральных улицах такова, что новые архитектурные объекты не всегда удачно встроены в историческую застройку. Расположение улицы относительно центра и наличие исторической застройки не всегда являются гарантией гармоничности уличных пространств. Зачастую центральные улицы, сохранившие островки застройки дореволюционного периода в своей пространственной структуре, также имеют все недостатки современного строительства, как и улицы городской периферии. Хотя стоит заметить, что недостатки центральных улиц проявляют себя гораздо ярче, поскольку современные объекты наиболее сильно контрастируют с качественной исторической застройкой. Таким образом, на территории центра города можно выделить как пространственно организованные, так и пространственно неорганизованные улицы. Однако эти пространственные качества архитектурной среды воспринимаются исключительно при непосредственном визуальном контакте с ними. Для более детального анализа проблемы необходимо выяснить, как воспринимаются уличные пространства. В процессе визуального контакта с протяженными архитектурными пространствами (улицы, магистрали, набережные и пр.) существует два уровня восприятия. Наиболее распространен близкий (покадровый) уровень восприятия, который характерен последовательным раскрытием улицы в процессе движения человека [1]. На данном уровне архитектурно-пространственная среда воспринимается как система видовых кадров, которые образуют общее представление об уличном пространстве. Наряду с последовательным восприятием существует панорамное восприятие уличных пространств. Этот уровень позволяет единовременно воспринимать уличное пространство или его большую часть. И если первый уровень восприятия характерен для всех улиц, то второй – только для улиц расположенных рядом с водной гладью, транспортными коммуникациями или доминантами рельефа. При этом улицы, находящиеся вблизи точек панорамного восприятия, повышают свою значимость, поскольку их архитектурно-пространственная организация становится элементом единовременного восприятия. В центральной части города Екатеринбурга характеристикой панорамного восприятия обладают такие улицы как Восточная, Карла Либкнехта, набережная Рабочей Молодежи, Воеводина. Сегодня наибольший интерес из данного ряда вызывает улица Карла Либкнехта. В пределах ее пространственной структуры активно развивается высотное строительство, которое автоматически повышает ее пространственную значимость для центральной части города. Натурное обследование всей улицы позволило выявить наиболее проблемный участок, а также проанализировать некоторые особенности его визуального восприятия. Застройка улицы Карла Либкнехта в большей степени представляет собой здания дореволюционного периода. Пространство улицы за счет особенностей рельефа разделено на два уровня. На верхнем, организованном Вознесенской горкой, расположена усадьба Расторгуева-Харитонова, сегодня более известная как «Дворец пионеров» [2]. Она представляет собой комплекс зданий с парком и прудом. Белые дома с коваными решетками и воротами, зелеными жестяными крышами, каменными плитками тротуаров сохраняют аутентичность данного пространства (рис.1). Однако стоит повернуться в сторону пруда, как от этих ощущений не остается и следа. Многоэтажные дома попадают в поле зрения, окружают пешеходов со всех сторон. Взгляд не останавливается на каком-то одном объекте (рис.3). Ощущение визуального дискомфорта наиболее сильно проявляется в нижней части улицы рядом с Храмом-на-Крови.  Рис.1. Наиболее важные объекты пространственного каркаса ул. Карла Либкнехта За усадьбой находится Вознесенская площадь, которая включает в себя два высоких объекта: Храм Вознесения Господня и здание компании «Бухара-Урал» (ул. Клары Цеткин, 14). Храм сильно заглублен относительно красной линии улицы и скрыт за деревьями. Однако, несмотря на это, он возвышается своей колокольней над окружающей застройкой и удерживает внимание зрителя. Подпорная стенка, разрезающая Вознесенскую горку, зрительно «съедает» часть храма и его окружения, лишая объекты доминирующих характеристик при восприятии с нижнего уровня улицы. Тут же, в нижней части улицы, расположен Храм-на-Крови – сооружение противоречивое, любимое прихожанами и туристами, но порицаемое архитекторами и искусствоведами (рис.1). Не отличающееся высокими эстетическими характеристиками и соблюдением канонов русского культового зодчества, оно поражает зрителя своими размерами. Именно размеры делают его главенствующей доминантой на данном участке. Таким образом, уже из этого описания участка улицы можно выявить основные недостатки воспринимаемого пространства. Соответственно, проблемы пространственной организации улицы воспринимаются на уровне визуального восприятия обычного пешехода, которому природное понимание красоты позволяет ощутить дисгармонию воспринимаемой панорамы. Помимо активного вертикального развития улица Карла Либкнехта интересна тем, что она формирует панораму набережной городского пруда, которая, в свою очередь, является представительской и рекреационной зоной города. Кроме того, в пространственной структуре улицы наличествует природная доминанта – Вознесенская горка, которая до развития высотного строительства гармонично формировала пространство западного берега городского пруда [2]. Храм Вознесения Господня, расположенный на ней, представлял собой неоспоримую высотную доминанту, главенствующую над всей округой. Сегодня вид на Вознесенскую горку испорчен многоэтажными домами, которые нивелируют панораму воспринимаемой набережной, лишая визуальной активности данное пространство (рис.2). При этом высотные доминанты расположены ритмично, что пагубно сказывается на выразительности панорамы набережной. Таким образом, возникшая проблема в пространственной организации улицы Карла Либкнехта негативно влияет на восприятие всей центральной части города. В итоге, после появления высотных доминант уже можно зафиксировать протяженность пространства всей улицы Карла Либкнехта. Условным началом улицы можно считать доминанту гостиницы «Турист», а ее завершением – здание торгово-офисного комплекса «Антей» (рис.2). Рис. 2. Расположение высотных доминант при восприятии пространства ул. Карла Либкнехта с набережной городского пруда  Рис. 3. Расположение высотных доминант при восприятии пространства ул. Карла Либкнехта с Вознесенской горки Помимо панорамного вида с набережной Рабочей Молодежи, существует еще одна характерная видовая точка, раскрывающая недостатки проблемного пространства. Она расположена на Вознесенской горке (рис.3). С нее хорошо видно хаотично организованное открытое пространство между Храмом-на-Крови и улицей Шевченко. Окруженное высотными зданиями, оно вычленено из линейного пространства улицы и обладает тенденцией к развитию площади. Однако по характеру благоустройства оно является, скорее, парковой зоной, в связи с чем возникает своеобразный конфликт между внутренним ощущением и реальной функцией пространства. Проанализировав особенности визуального восприятия застройки улицы, можно обозначить расположение доминант в ее пространственной структуре (рис.4). Наиболее значимым с позиции формирования визуального образа города является участок от ул. Шевченко до ул. Первомайская, поскольку именно он хорошо воспринимается как с Вознесенской горки, так и со стороны городского пруда. В настоящее время этот отрезок улицы содержит наибольшее количество высотных доминант. В начале улицы расположены многоэтажные дома, гостиница «Турист», жилой комплекс «Золотая миля» – все эти объекты являются высотными доминантами, организующими визуальное ограждение улицы. Далее расположен Театр юного зрителя и усадьба Расторгуева-Харитонова – стилистические доминанты, создающие художественно-эмоциональный характер верхнего уровня уличного пространства. В роли второго ограждения пространства выступают следующие объекты: Храм Вознесения Господня, офисное здание «Бухара-Урал» и Храм-на-Крови – высотные доминанты, которые окончательно закрывают пространство, вычленяя его из улицы.  Рис. 4. Карта раположения доминант в пространстве ул. Карла Либкнехта  Рис. 5. Карта визуальных полей доминирующих объектов ул. Карла Либкнехта В чем же состоит эмоционально-психологическая составляющая пространства, его влияние на человека? Для выявления характеристик визуального притяжения каждого доминирующего объекта на карту участка были нанесены их визуальные поля, которые иллюстрируют маршрутообразующие качества доминант (рис.5). Проанализировав расположение визуальных полей, можно отметить, что на участке от ул. Шевченко до ул. Первомайская зоны влияния архитектурных доминант многократно пересекаются. Такое пересечение означает, что в определенной части пространства объекты-доминанты оказывают одинаковое эмоционально-психологическое воздействие на человека [3]. Таким образом, нарушается иерархия объектов в воспринимаемом пространстве, что является проблемой пространственной организации улицы.  Рис. 6. Прблемная территория ул. карла Либкнехта  Рис. 7. Предложение по решению проблемы Основные причины возникновения этой проблемы – перенасыщение пространства доминантами и отсутствие фоновой застройки (рис.6). Таким образом, можно сказать, что большое количество активных доминант при одновременном восприятии сглаживают эффект доминирования. Это создает парадоксальную ситуацию, при которой пространство, состоящее из доминирующих объектов, утрачивает визуальную активность. Наряду с этим специфическое расположение доминирующих объектов создает визуальное ограничение пространства [4]. Такое ограничение работает как своеобразная зрительная ловушка, которая сосредотачивает внимание зрителя внутри воспринимаемого пространства. Из-за отсутствия иерархии доминант или же ограниченности точек восприятия данной иерархии внутри улицы происходит потеря пространственного ориентира. Исчезают визуальные коммуникации с другими улицами, что нарушает общую гармонию целостного восприятия города. Итак, проблема обозначена, а какие пути или приемы можно предложить для ее решения? Во-первых, важно организовать пространственную иерархию и визуальные коммуникации между объектами. Для этого необходимо «прорвать» кольцо, образованное многоэтажными домами, бывшей гостиницей «Турист», Храмом-на-Крови и Вознесенской горкой (рис.6). Лучше всего это сделать за счет создания активной доминанты на пересечении улиц К.Либкнехта – Шевченко. Так как главенствующей доминантой является Храм-на-Крови, созданная доминанта должна с ним «взаимодействовать» напрямую. В качестве такой доминанты может быть использовано здание бывшей гостиницы «Турист» (рис.7). Для визуального выделения здания из ряда высоких домов, располагающихся по соседству, необходимо усилить его высотные характеристики. Во-вторых, необходимо создать эффект фоновой застройки, чтобы зрительно выделить доминирующий объект (гостиница «Турист») из окружающих высотных зданий. В-третьих, нужно организовать полноценную площадь на участке между Храмом-на-Крови и улицей Шевченко [5]. За счет предложенных изменений могут значительно улучшиться пространственные и визуальные характеристики улицы. Она будет восприниматься как единый пространственно организованный объект, гармоничный и благоприятно влияющий на психологическое здоровье человека [6]. Таким образом, можно сказать, что доминирующие объекты являются основой пространственной организации улиц и способны влиять на характер их восприятия, формируя визуальный образ. Поэтому архитектурная доминанта является важным инструментом формирования пространства городской среды. Однако для использования архитектурных доминант в таком качестве необходимо знать, где и как их применять. Поэтому не менее важным является определение проблемных территорий и выявление их сути. Знание недостатков позволяет грамотно использовать доминанты, не создавая новых проблем в пространственной организации улиц. Также стоит заметить, что проектирование на территории улиц, формирующих облик города, отличается повышенной ответственностью, поскольку их застройка оказывает максимально сильное воздействие на человека. |