Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (27) September, 2009

Theory of architecture

Ibragimov Igor A.

post-graduate student,
Research supervisor: Professor V. I. Iovlev.
Ural State Academy of Architecture and Arts

Russia, Yekaterinburg

ANALYSIS OF THE PORTAL FORM IN ISLAMIC ARCHITECTURE FROM THE POINT OF VIEW OF DIRECTIONAL DYNAMICS AND STATICS

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(5)

Abstract

The article considers the dynamics and statics of the portal form in Islamic architecture from the point of view of believer’s religious values and orientations.

Keywords: aivan; lancet arch; a set of spiritual coordinates; a reference point

Всем известна наиболее яркая, чрезвычайно выразительная форма, применяемая в исламской архитектуре. По этой форме исламскую постройку безошибочно отличают от неисламской. Она представляет собой скульптурный символ ислама, который в первую очередь характеризует исламское искусство при знакомстве с ним людей. Сама по себе форма представляет собой стрельчатую арку, заключенную в квадратное или прямоугольное обрамление и называется портал или пештак (если она при входе в религиозное здание). Другое ее название айван. Айван (араб.), эйван (перс.) – сводчатое помещение в форме глубокой ниши или зала без передней стены – сводчатый айван. Может быть открыт на фасад (обычно айван входа), или во внутренний двор [1, с. 77]. Эта форма активно применяется в иранских (айванных) мечетях (рис. 1).

Рис.1а. Масджид-и Джами Исфагана
(Иран)
Рис.1б. Ансамбль Регистан в Самарканде
(Узбекистан)


Однако речь в статье пойдет как об архитектурной форме, так и о декоративной, плоской композиции из контуров линий, которая применялась в убранстве мечетей интерьеров и экстерьеров всех типов. Цель исследования – пролить свет на значение этой формы с точки зрения направленной динамики и статики.

Известный востоковед, В. Л. Воронина называет эту форму недосказанной и пишет о том, что она уравновешивается зодчими Востока минаретом [2, с. 100]. И в самом деле – форма выглядит крайне нелогично. Недосказанность ее проявляется в характере контура линий, которые воспринимаются человеком как значения. А.А. Барабанов характеризует эту форму следующим образом: «квадрат, объединенный с аркой, представляет собой усложненную форму, провоцирующую разрыв ритма, линии, уровня и приглашающую к поиску движения, изменения, нового равновесия» [3, с. 112].

«Благодаря ассиметричности пространства бытие переживается, прежде всего, как вертикальность» [4, с. 27].  Вертикали соотносятся у человека с жизнеопределяющим началом, поэтому и вертикальные элементы архитектурных сооружений воспринимаются лучше. Для сравнения рассмотрим Кёльнский готический собор. Архитектура этого собора несет в себе идею динамического устремления вверх, к небу. Стрельчатые арки логично начинаются снизу фасада, продолжаются друг над другом, поддерживая движение вверх, и заканчиваются совершенно логичной формой острого шпиля. Таким образом, движение в небо проявлено совершенно четко, взгляд не останавливается, а продолжает свое скольжение вверх (рис. 2).

 


 Рис. 2. Собор в Кёльне (Германия)

Вот как характеризует Кёльнский собор историк искусств К. Вёрман: «…величие стремящегося всеми своими частями к небу, хотя в частностях и строго правильного храма, будет всегда служить источником … художественного наслаждения» [5, с. 470]. Исламская форма в этом отношении выглядит нелогично: стрельчатая арка не поддерживается на следующем по высоте ярусе другой аркой, а образно говоря, «упирается» в горизонтальную линию. Форма несет в себе тупик, поэтому В.Л. Воронина и А.А. Барабанов называют ее «недосказанной», «неуравновешенной», то есть недоделанной, требующей завершения, потому что начатое движение в ней прерывается. Но мы попробуем понять эту «недосказанную» форму с точки зрения сущности исламского вероучения.

Итак, такой портал действительно рождает тупик в голове у зрителя, некую нестыковку, которая требует объяснений. Раз такая форма применялась в искусстве Востока повсеместно, а это абсолютный факт, то значит, она «устраивала» последователей ислама этой своей «тупиковостью». Тогда возникает вопрос: что в ней такого, чем она удовлетворяла мусульман?

Рассмотрим форму непосредственно через анализ ее составных элементов с точки зрения их динамических и статических свойств: это стрельчатая арка и квадратный или прямоугольный портал. Стрельчатая арка, как уже было сказано, несет в себе заряд вертикальной динамики. Ее, например, описывает Р. Арнхейм, замечая, что стрельчатая арка имеет один направленный вверх вектор и несет в себе рывок. Он также отмечает, что в Индии такая арка не «прижилась» по причине того, что «она никогда не спит» [4]. Итак, первый элемент абсолютно вертикально динамичен. Вектор направлен вверх. Этот вектор может быть объяснен религиозным мирозданием ислама. Модель мироздания в общем своем виде имеет три главных блока уровней: небесный, земной и подземный, которые, в свою очередь, делятся дальше [6]. Аллах обитает на верхнем небесном уровне и, естественно, молитвы мусульман обращены к нему, то есть в конечном счете, «движутся» вверх. Это одно из возможных объяснений применения стрельчатой арки в исламе.

Квадратная или прямоугольная форма несет в себе статическую силу. А. Арапов, М.С. Булатов утверждают, что квадрат или куб в исламе соотносятся с Каабой [7], которая в переводе с арабского означает «куб», а также имеет геометрическую форму куба (рис. 3).

Рис. 3. Кааба в Мекке (Саудовская Аравия) [8, с.9]

Ш.М. Шукуров называет Каабу «первохрамом» [9]. Действительно, истоки квадратно-прямоугольной формы логично тянутся от Каабы. Казалось бы, форма объяснена с точки зрения символики: квадратный портал – Кааба, а стрельчатый вход – это вход в другое сакрально-духовное пространство. Однако такое объяснение символического значения не исчерпывает интереса к этой форме. Эту форму видят не только мусульмане, но и все остальные люди, поэтому нас интересуют в первую очередь общие принципы восприятия формы и ее соотнесённость с сущностью исламского вероучения.

Сама по себе форма не обладает активным зарядом движения. Во многих верованиях квадрат, куб символизируют землю в силу своей устойчивости, нединамичности, статичности. А.А. Барабанов называет эту фигуру антидинамичной, символизирующей остановку, застывание [3, с. 112]. И в самом деле: стрельчатая арка, несущая рывок вверх, останавливается квадратной формой (рис.4). Она как бы зажимается, попадает в «тиски» статики, в поле непреодолимой статической силы, которую несет квадрат. Вертикальный рывок останавливается вверху длинной горизонтальной линией – движение вверх прерывается.

Но для чего тогда показывать это погашение стремления вверх? Для чего это демонстрировать как символ? Возможно, для того, чтобы показать пример покорности. Ислам в переводе с арабского означает «покорность» [10, с. 5]. Такая форма как нельзя лучше выражает взаимодействие человеческой, земной суеты и всеобъемлющего вечного космического порядка. Таким образом, через пример сопоставления динамичной и статичной формы, в котором побеждает статика, демонстрируется идея «покорности».

Помимо идеи покорности мы можем однозначно воспринять идею «запрета движения вверх» просто как знак. В таком случае возникает вопрос: если форме запрещается двигаться вверх, то куда она может двигаться и движется? Ответ очевиден и логичен – это горизонталь. Вертикаль не в приоритете, в приоритете горизонталь. А.А. Барабанов называет арку в квадрате наилучшей формой для осуществления победного шествия [3].

Помимо того, что в рассматриваемой форме преобладает статика, «погасившая» движение вверх, логично появляется горизонтальное направление (рис. 4).

Рис. 4. Схема динамической направленности

Статика не заканчивается только на погашении вертикального движения, форма квадрата перенаправляет движение с вертикального в горизонтальное. Прежде всего, необходимо отметить «жёсткую» горизонталь над стрельчатой аркой, она задает вертикальный «стоп» и горизонтальное направление, она преобладает в форме портала, она является главной, она принимает и выдерживает динамичный «удар» снизу от стрельчатой арки.

Сам портал в архитектуре во многих случаях имеет довольно глубокое арочное углубление, которое создает ощущение толстой и мощной конструктивной формы. Форма может быть охарактеризована как «приземистая». Запрет движения вверх в форме квадрата портала начинает осуществлять горизонтальное сообщение. Два таких портала – айвана, поставленных друг против друга, осуществляют горизонтальную связь, становясь элементами, объединенными в архитектурный ансамбль, они как бы акцентируют горизонтальную ось, направление на Мекку.

Горизонталь в исламе имеет определяющее значение. Любой мусульманин пять раз в день обращается в сторону арабского города Мекки и молится Аллаху [11, с. 212]. Для всех мусульман мира этот город и мечеть Аль Хаарам с Каабой и черным камнем являются как бы точкой отсчета [12]. Выражаясь по-другому, Каабу можно назвать «полюсом ислама» [13]. Мусульмане обращаются каждый день в сторону Мекки, посылают молитву и таким образом, находят как бы свои духовные координаты, поэтому такую систему можно назвать системой духовных координат человека. Для подтверждения высказанной идее о системе духовных координат, можно привести утверждение Э. Фрома о том, что человеку необходима по своей природе некая система ценностей, ценностных ориентаций [14]. Такими системами Э. Фром называет самые различные системы, из которых мы выделяем систему духовных координат ислама. Таким образом, в первую очередь можно объяснить приземистость архитектуры ислама и горизонтальную направленность: вектор направления отправления молитвы (кибла) «тянет» за собой и архитектуру. Кааба это не просто религиозный центр ислама, это точка отсчета системы духовных координат ислама, которая задает глобальный, горизонтальный, религиозный вектор отправления молитвы.

В этом смысле, горизонталь более логична, чем однозначно воспринимаема визуально в традиционных исламских формах. Это не удивительно потому, что направление на Мекку было избрано пророком Мухаммедом искусственно. Изначально киблой был Иерусалим, затем пророк изменил направление на Мекку [9, с. 81]. Таким образом, горизонталь в исламе создана искусственно. Поэтому при визуальном анализе исламской формы нельзя утверждать, что в ней присутствует такое же горизонтальное направление по своей силе, как в вертикальной динамике отдельно взятой стрельчатой арки. Скорее, можно говорить об идее остановки вертикального движения, в первую очередь идее «покорности»: контраст вертикальной динамики и статичной формы, в которой безоговорочно побеждает статика и возникновение предпосылок к горизонтальности.

Сама же горизонтальность ярче всего проявляется в соотношении рассматриваемой формы (и не только ее, а всего комплекса религиозного сооружения ислама) с минаретами. Как было отмечено В.Л. Ворониной, форма портала получила логичное завершение в виде минаретов. Действительно, глядя на такое завершение, можно подумать, что вертикализм все-таки «прорвался» через статическое поле квадрата. Дерзкий динамизм минаретов несет в себе свободу от уз горизонтальности. Однако минареты в соотношении с мощной скульптурной формой портала выглядят как тонкие прутики, например, в мечети в Исфагане, и несут больше декоративный характер (рис. 1). В сравнении с ними портал приобретает еще большую визуальную мощность.Такое соотношение объемов – задумка зодчих Востока, они стремились к таким противоречиям, прекрасно зная, какими средствами можно достигнуть грузности и приземистости, а какими – взлета и стремительности. Арсенал композиционных средств зодчих был чрезвычайно широк. Противоположные полюса чувствуются ими очень тонко.

Таким образом, получается, что стремление вверх в портале с минаретами осуществляется дважды, но при этом ясно ощущается главная роль горизонтального направления за счет мощности прямоугольной портальной формы. В портальной форме использовались минареты не всегда. Обычно только главный портал имел минареты для определения киблы (направления на мекканскую Каабу). Сама же портальная форма без минаретов, как уже было сказано, склонна к выявлению горизонтального сообщения с другими подобными айванами.

Исходя из рассмотренного, необходимо отметить, что портальная форма ислама заключает в себе сложное прочтение. Она воспринимается человеком как нелогичная, тупиковая, однако всецело отражает сущность исламского вероучения и поэтому активно применяется повсеместно в исламском зодчестве.
 

Источники иллюстраций

Рис.1а. Мечеть в Исфагане http://www.panoramio.com/photo/15413561

Рис.1б. Ансамбль Регистан в Самарканде
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Registan_-
_Samarkand_-_15-10-2005.jpg

Рис.2. Кёльнский собор
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Meyers_b9_s0945b.jpg  

References

1. Виноградова В.А. Традиционное искусство Востока: терминологический словарь / В.А. Виноградова, Т.П. Каптерева, под общ. ред. Т.Х Стародуб. – М.: Эллис Лак, 1997. – 368 с.

2. Воронина В.Л. Конструкции и художественный образ в архитектуре Востока / В.Л. Воронина. – М.: Стройиздат, 1977. – 160 с.

3. Барабанов А.А. Семиотические основы художественного языка архитектуры / А.А. Барабанов // Человек и город: пространства, формы, смысл: мат. междунар. конгресса Междунар. ассоциации семиотики пространства  в 2 т. Т.2. / ред. А.А. Барабанов. – Екатеринбург: Архитектон, 1998. – С.107-139

4. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм; пер. с анг. В.Л. Глазычева. – М.: Стройиздат, 1984. – 192 с.

5. Вёрман, К. История искусства всех времен и народов / К. Вёрман. – М.: АСТ, 2000. – 944 с.

6. Евсюков, В. В. Мифы о мироздании: вселенная в религиозно-мифологических представлениях / В.В. Евсюков – М.: Политиздат, 1986.

7. Булатов, М.С. Космограммы ранних исламских мавзолеев Центральной Азии / М.С. Булатов, А.В. Арапов, Ю.Г. Туйчиева // Ежегодное издание Московского отделения Международной Академии Архитектуры – М.:, 2002, С. 120-125

8. Stierlin Н. Islam / H. Stierlin // Vol. 1: Les Origines de Bagdad a Cordoue.–  Koln: Taschen, 1996. – 240 p.

9. Шукуров, Ш.М. Образ храма / Ш.М. Шукуров. – М.: Прогресс – Традиция, 2002. – 496 с.

10. Матвеев, К.П. История ислама / К.П. Матвеев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. – 254 с.

11. Ислам от А до Я / сост. А. А. Савинов. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 320 с. – (Мировая культура.)

12. Высоковский, А.А. Точка отсчета городского пространства / А.А. Высоковский; отв. ред А.А. Барабанов // Человек и город: пространства, формы, смысл: мат. междунар. конгресса Междунар. ассоциации семиотики пространства  в 2 т. Т.2. – Екатеринбург: Архитектон, 1998.

13. Наджм уд-Дин Баммат. Пространство ислама [Электронный ресурс] / Анахарсис.ру. – Режим доступа: http://www.anaharsis.ru/religia/bamm_1.htm

14. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; пер. с англ. Э.М. Телятникова, Т.В. Панфилова. – М.:АСТ, 2004. – 635 с.

Citation link

Ibragimov I.A. ANALYSIS OF THE PORTAL FORM IN ISLAMIC ARCHITECTURE FROM THE POINT OF VIEW OF DIRECTIONAL DYNAMICS AND STATICS[Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2009. – №3(27). – URL: http://archvuz.ru/en/2009_3/2 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2009
Views: 89