Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (32) December, 2010

Theory of architecture

Kostina Daria A.

Senior Lecturer at the Department of Art History and Museology.
Ural Federal University.

Russia, Yekaterinburg, e-mail: darja.kostina@gmail.com

PHENOMENA OF ARCHITECTURAL SPACES IN MEGACITIES

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

The author of the article describes specific features in the formation of cities in the vein of urbanistic processes during information era. Architects’ concepts are considered to identifying phenomena caused by the processes of globalisation and virtualisation. The author has identified the phenomenon of a transit space and the properties of transit-ness.

Keywords: transit space, megacities, architectural space, urbanism, global city

Рубеж ХХ-ХХI веков – это переходный период от постиндустриальной эпохи к информационной, которая характеризуется сменой научных и философских парадигм, глубоким проникновением техники во все сферы жизни и формированием массовой культуры, в основе которой лежит философия постмодернизма и потребления. Появление «глобальных городов» в последней трети ХХ века во многом обусловлено особенностями информационной эпохи. Впервые термин «глобальный город» был введен в экономическую географию и урбанистику С. Сассен1 в ходе пояснения того значения, которое имеют такие города как Нью-Йорк и Лондон в мировом экономическом сообществе, для акцентирования их доминирующей роли. Глобальность современного информационного периода обусловлена развитием транспорта и инженерных коммуникаций, уровнем технологии, доступностью каналов передачи информации и свободой передвижения.

Термин «гетерополис», автором которого является Ч. Дженкс2, – социокультурный эквивалент понятия «глобальный город», указывающего, что в информационную эпоху развивается особый вид пространства, доступного человеку, – виртуальное пространство, включающее информационное поле, культурные ценности и историческую память. Виртуализация и Глобализация пространства являются ведущими процессами, характерными для урбанизма современности. Их осознание в ходе практической деятельности непосредственно влияет на стратегии проектирования и концепции градоформирования, теорию архитектуры в целом. По мнению Жана Бодрийяра3, социолога и мыслителя, современная архитектура и ее морфология очень подвержены влиянию этих двух процессов, а мегаполисы являются эпицентром их проявлений. В своей работе «Новая Парадигма в архитектуре» Ч. Дженкс выделил несколько основных направлений в формообразовании (рис.1), которые, по его мнению, стали признаками формирования новой парадигмы в архитектуре. Автор говорит о зданиях-символах, которые являются архитектурными воплощениями новой парадигмы и свидетельствуют об изменениях в проектном сознании. Рассмотрим несколько таких приемов.

В основе одного из методов создания архитектурной формы, названного «Органи-тек», лежит использование органических метафор и интерпретации темы «экзо-скелетов», обыгрывающих наше телесное родство с другими формами жизни» [4, c.100] (С. Калатрава, Н. Гримшоу). Такие архитекторы как Д. Либескинд и лидеры группы Morphosis4 используют принцип фрактальности как прием для создания новой выразительности, а группа LAB5 и Д. Перро разрабатывают особую архитектурную грамматику, построенную на переосмыслении принципов фрактальной геометрии. Создание «загадочного означающего» – стратегия проектирования зданий-достопримечательностей таким образом, чтобы они вызывали у наблюдателей поток ассоциаций и интерпретаций, не связанных с известными идеологиями, религиями и т.д. (Н. Фостер, Ф. Гэри). Посредством этого происходит глобализация архитектурного пространства с включением в него сооружений-ориентиров.

Другим проявлением новой парадигмы стало проектирование формы как информационного контекста на основе использования принципа коллажа, в результате чего здание формирует инфопространство6 или «дада-пространство»7. Этот прием иллюстрируют здания группы MVRDV8, фасад которых образован элементами и символами, отражающими голландскую культуру. Различные вариации осмысления динамики тектонических пластов предлагаются такими архитекторами как З. Хадид, П. Эйзенман и др. В их работах архитектурная поверхность выступает как новая форма земной поверхности. Появился новый тип сооружений – здания-ланд-формы (к примеру, терминал группы FOA9).

Метафоры живой природы и “скелеты”,
арх. С. Калатрава

Оболочка, построенная по принципам
фрактальной геометрии группы Morphosis

 

 Архитектурная грамматика группы LAB

 Архитектурная грамматика группы LAB

 Ланд-форма группы FOA

Инфопространства и коллажи
группы MVRDV

Инфопространства и
коллажи
группы MVRDV

Инфопространства и коллажи группы MVRDV

"Загадочное означающее",
арх. Норман Фостер

Символизм и динамика тектонических форм,
арх. Д. Либескинд

Рис.1. Новая парадигма в архитектуре. Стратегии формообразования
http://commons.wikimedia.org/

Также Ч. Дженкс отмечает, что в рамках новой парадигмы ведется поиск символов новых скрытых и явных смыслов и значений, соответствующих глобальному характеру культуры. Он называет Д. Либескинда единственным архитектором, обратившимся к поиску духовных ценностей и общедоступному символизму. Формы его зданий представляют собой символ планеты, разрушаемой стихиями и конфликтами. В данном случае вполне возможно провести аналогию с глобальной культурой, разрываемой внутренними противоречиями.

Важно отметить, что абсолютное большинство приемов выразительности построено на «игре» с оболочкой: внешняя форма здания начинает доминировать над его содержанием. Именно она становится предметом проектирования, что, по мнению Жана Бодрийяра, является признаком виртуальной архитектуры: сооружение, по сути, являющееся тонкой легковесной оболочкой из стекла, представляет собой лишь «экран» с ярким визуальным эффектом (рис.2). «В виртуальном мире речь уже не идет об архитектуре, которая умеет играть на видимом и невидимом, или о символической форме, которая играет одновременно с весом, центром тяжести предметов и потерей этих характеристик. Речь идет об архитектуре, в которой больше нет загадки, которая стала простым оператором видимого, об «экранной» архитектуре, которая вместо того, чтобы быть «естественным разумом» пространства и города, превратилась, в каком-то смысле, в их «искусственный разум» [1, с.398].

 

 
 «Cloud gate»,
арх. Аниш Капур (Чикаго)
 Кинотеатр «Gеode»,
арх. Адриан Фансильбер (Париж)

Рис. 2. “Экранная архитектура” http://commons.wikimedia.org/

Такие здания производят эффект клипов – коротких визуальных сообщений, которые вливаются в общий поток получаемой визуальной информации. Конструкции их таковы, что облик может изменяться и трансформироваться в зависимости от параметров внешней среды (времени суток, наличия осадков или ветровых условий и т.п.). Роль архитектуры как коммуникационного канала передачи и хранения информации многократно увеличивается и начинает превалировать над остальными ее функциями.

Рассмотрим проявления процессов глобализации в архитектуре и урбанизме. Во-первых, такие понятия как государственная граница, информационная блокада, культурный барьер нивелируются. На смену региональным особенностям и стилям приходят универсальный городской образ жизни и новые принципы формообразования. Мировое пространство подразделяется на «город» и «негород», в соответствии с особенностями пространственной структуры места обитания, отражающей специфику образа жизни [2].

Во-вторых, возрастает значение коммуникации. Развитие транспортной инфраструктуры отдельных городов, прокладывание новых междугородних линий сообщения, воздушных коридоров, морских путей позволили создать мощную транспортно-логистическую мировую сеть – структуру, объединяющую города и страны.

Помимо этого, развитие средств связи открыло новый уровень общения: скорость передачи информации и потенциальное количество людей, которые могут ее использовать, резко увеличились. Это, в свою очередь, стало катализатором процесса создания единого информационного поля.

Виртуальные и реальные физические коммуникационные каналы образовали развитую структуру, одновременно являющуюся частью системы «мегаполис» и включающую в себя отдельные подструктуры городов. Человек ежедневно ее использует, перемещаясь по городу и визуально и кинестетически «считывая» информацию о среде города, истории ее становления и развития, процессах, феноменах пространства, постигая и переживая изменчивое пространство. Посредством этой структуры осуществляется взаимодействие человека и окружающей среды. Коммуникации интегрируют отдельное архитектурное пространство в глобальную систему архитектуры. Эти структуры воплощают в себе различного рода движения, свойственного городской среде (движения не только как формы физического перемещения, но и как формы поступательного развития, внутреннего метаболизма). Необходимость расширения физического пространства вынуждает распространять и совершенствовать средства перемещения, а повышение доступности культурно-информационного пространства влечет необходимость поиска способов ориентации в нем и сохранения собственного своеобразия и идентичности. Мегаполис в системе глобальных городов функционирует как большой коммуникационно-транспортный узел, постоянно генерирующий, передающий и сохраняющий информацию, события, смыслы, продукты и т.д. (рис.3). В процессах виртуализации и глобализации архитектуры важную роль играют цифровые технологии. Это качественно иной способ осмысления и проектирования формы и пространства. За счет применения IT-систем в архитектурных объектах можно получить городскую среду с высокой степенью гибкости, способную  к быстрым трансформациям, что обеспечивает её устойчивость.

Панорама Лос-Анджелеса

ko32.jpg

Панорама Бангкока

Панорама Нью-Йорка

Дакка
Рис. 3. Примеры современных мегаполисов http://commons.wikimedia.org/

Чтобы разобраться, как особенности информационной эпохи проявляются в городах, как трансформируются и мутируют градостроительные формы, следует учитывать богатый эмпирический опыт практики архитектурного проектирования. Вильковский говорит об урбанизме как о множестве путей, следуя которыми физическая структура города «приспосабливается к потребностям времени» [1, с. 254]. Особенности урбанизма на рубеже ХХ-ХХI веков ярко выражены в теоретических и практических работах известных архитекторов, например, Р. Коолхааса, И. Лежавы и А. Гутнова, К. Курокавы [3, 5, 6]. В этих материалах и публикациях зафиксированы субъективные наблюдения за явлениями, протекающими в городском пространстве, некоторые из них не нашли своего отражения в теории архитектуры. Кроме того, в текстах названных авторов, описывающих проектные предложения, намечены стратегии будущей работы с архитектурным пространством, приемы, учитывающие процессы формирующейся глобальной экономики, информационной современности, противоречия развивающейся культуры. Практикующие архитекторы описывают город как социокультурный феномен, как своеобразный контекст через призму повседневности, с позиций опыта проектирования. Они рассматривают его и как профессионалы, и как жители: теория тесно связана с практикой. Ведущая роль отдана визуальному восприятию и эмоциональным переживаниям. Здесь мы сталкиваемся с особым пониманием и объяснением особенностей формирования и развития города и перерождения его в «гетерополис». Урбанизм представлен как результат процесса саморазвития полиса с выявлением латентных (скрытых) механизмов этих преобразований.

Анализ научных, научно-популярных работ и проектов, проблемы, поднятые в интервью с такими деятелями архитектуры как И.Г Лежава, А.Э. Гутнов (лидеры группы НЭР10 ), Р. Коолхаас (создатель теории «Bigness»11), а также К. Курокава (архитектор, развивающий философию Симбиоза и концепцию Метаболизма12 ), позволили выявить феномены урбанизма как процесса эволюции и трансформации градостроительных форм. Выбор концепций этих авторов (НЭР, Bigness, Симбиоз) обусловлен рядом причин. Во-первых, их авторы являются представителями различных культурных традиций и научных школ: англо-американской, советской и восточной, что соответствует задаче выявления особенностей процесса глобального урбанизма. Во-вторых, появление каждой их этих концепций вызвало резонанс в архитектуре, инициировало массу научных дискуссий. В-третьих, все авторы сопровождали свои рассуждения примерами осуществленных проектов, которыми они иллюстрировали жизнеспособность и актуальность своих концепций, и описанием приемов и методов проектирования. Наиболее устойчивой оказалась концепция НЭР, создатели которой предчувствовали появление новых технологий и увеличение значения средств коммуникации в ближайшие десятилетия. Концепции метаболизма, симбиоза, Величины и НЭРа, в которых раскрывается способность городских систем к эволюции, можно считать первым шагом к формированию представления о городе как об открытой глобальной диссипативной13 системе.

Феномены урбанизма выявлялись в нескольких уровнях анализируемых концепций мегаполисов: рассматривались концептуальная схема идеи (мегауровень), принципы организации урбанизированного пространства, структура и состав модели мегаполиса (микроуровень). В каждом уровне были выбраны позиции для систематизации полученных сведений.

Концептуальная схема: парадигма – когнитивная модель – метод архитектора – принцип функционирования системы.

Принцип организации пространства: плотность – многофункциональность – ритм.

Структура модели: иерархия – связь – граница.

Состав модели: метаэлемент – центр – общественная зона – жилая зона – производственная зона – пешеходная зона.

В качестве примера рассмотрим феномены, выявленные в уровне концептуальной схемы (табл.1).

Таблица 1
Феномены урбанизма в концептуальном уровне градостроительных идей

Выявленные феномены демонстрируют мутации пространства в процессе урбанизма. Различные явления, принципы и свойства объединены как родственные, близкие по своему значению в системе «мегаполис». При анализе представлений авторов об особенностях архитектурной среды крупнейших городов становится очевидна связь между ведущими процессами, присущими урбанизму (виртуализации и глобализации), и существующими феноменами. Изменчивость и трансформируемость оболочек и конструкций в соответствии с потребностями жителей является предпосылкой к формированию «экранной архитектуры». То, что общественные пространства утрачивают свою функциональность, а их роль принимают на себя замкнутые объемы зданий (городские острова, мегаструктуры), подтверждает, что информационная эпоха – это время, когда человек предпочитает использовать виртуальное пространство для взаимодействия и общения. Это является одним из проявлений виртуализации. Центр города как элемент пространственной структуры теряет свою организующую силу и доминирующее значение, соотносится с представлениями о глобальном мировом пространстве как о системе. Необходимость расширения коммуникационных функций архитектуры привела к тому, что именно транспортные и инженерные сети становятся той структурой, в которую интегрированы все общественные пространства.

Представляет интерес тот факт, что в каждой из этих концепций осмыслено «временное пространство» и то, как город функционирует в нем. Метаболизм, рост и развитие НЭР, перерождение частей и элементов структур можно рассматривать как формы внутренних ритмов города, как динамическое движение во времени. Полифункциональность, соединение различных элементов в единой мегаструктуре (сооружении, комплексе) подразумевает существование границ и буферных зон, в которых и происходит смена качеств, свойств, параметров. Исходя из этого, автором был сформулирован специфический феномен транзитного пространства и выявлены свойства транзитности (табл.2). Транзитное пространство можно расценить как зону контактного взаимодействия человека и города, в котором концентрация свойств адаптивности максимальна; зона, посредством которой реализуется «невизуальное», чувственное восприятие и переживание пространства в его изменчивости и многообразии. Структура транзитных пространств заключает в себе скрытый потенциал: мощное сосредоточение физических, визуальных, духовных, пространственных, смысловых и других связей. Поэтому в системе глобальных городов так велико его значение. Это структура, посредством которой происходят коммуникация и взаимодействие элементов, пространств, сообществ, культур и эпох.

Таблица 2
Феномены транзитного пространства и транзитности

Профессиональное восприятие города как совокупности феноменов, основанное на практическом опыте архитектора, может стать основой феноменологического подхода в архитектуре. Архитекторы, формулируя свои наблюдения, выявляют специфические особенности городской среды посредством эмоций, кинестетических ощущений, которые должны учитываться в процессе проектирования. Они раскрывают особенности формообразования в зависимости от социокультурных особенностей эпохи. «Форма города никогда не существует отдельно от социального наполнения: она является матрицей, внутри которой мы организуем нашу повседневную жизнь, имея твердые о ней представления» [1, с. 255]. Феномены в такой интерпретации выступают как формы города, которые, должны быть зафиксированы и осмыслены теорией. Это профессиональное представление отлично от тех, что рассматривают город как объект планировки или ансамбль. Оно дополнит теорию архитектуры новым подходом, методом исследования и проектирования.


1 Саския Сассен (род. 1939) – американский социолог и экономист, урбанист. В своих работах 1980-х и 1990-х годов занималась социологией города, урбанистикой. Исследовала последствия процессов глобализации. Сассен автор термина «глобальный город» (global city). Впервые он был введен в работе Sassen S. The New Labor Demand in Global Cities. In: «Cities in Transformation». California, 1984

 Ч. Дженкс (род. 1939) – американский архитектор, стоявший у истоков и разрабатывавший теорию постмодернизма в современной архитектуре; архитектурный критик; историк архитектуры; автор многочисленных статей и монографий. Термин «гетерополис» впервые был использован для обозначения современного города глобального типа в книге «Heteropolis - Los Angeles», The Riots & Hetero-Architecture, Academy, London & NY, 1993.

3 Жан Бодрийяр (1929-2007) – французский социолог, культуролог и философ-постмодернист. Первыми значительными работами Бодрийяра в области социологии стали «Система вещей» (1968) и «Общество потребления» (1970). На основе анализа архитектуры мегаполисов и урбанистических процессов Бодрийяр исследует трансформации в социальных сферах общества потребления. В статье использованы цитаты из перевода публикации «Архитектура: правда или радикальность?» (1999), приведенного в книге М. Вильковского «Социология архитектуры».

4 Morphosis – архитектурная группа, основанная в 1972 году Томом Мэйном. В переводе с греческого название группы означает «форму» или «формирование». Сейчас в группе состоит около 50 человек. Источником творческой активности лидеры группы считают многообразие культурных, политических и социальных изменений. http://www.morphosis.com/

5 LAB (LAB architecture studio) – архитектурная группа, организованная в 1997 г в Мельбурне. Лидеры – Дон Бэйтс, Питер Давидсон. Их стратегия – использовать пространственное воображение для создания новой чувствительности в зданиях, которые бы были жизнеспособными образцами инновационной архитектуры. http://www.labarchitecture.com/

6 Инфопространство (англ.: datascapes) – архитектурные элементы, организованные по принципу массива информации: в определенном порядке располагаются символы и цитаты, которые зритель может «считывать» и затем интерпретировать значения.

7 Дада-пространство – пространство, образованное по принципу произвольного коллажа (творческого метода дадаистов, выразительность которого основывалась на отказе от любой значимости и связности); очень близко инфопространству.

8 MVRDV – архитектурная группа, основанная в 1993 году в Роттердаме Вине Маасом, Джекобом Ван Риясом и Натали де Врис. Их проектные предложения являются результатом осмысления многочисленных условий, особенностей и контекстов, формирующих пространство, которое необходимо решить. Таким образом, лидеры группы пытаются на практике использовать концепцию духа места (Genius Lochi).

9 FOA – архитектурная группа, основанная в 1995 году Фаршид Муссаави и Алехандро Заэро-Поло. Придуманная ими ланд-форма Международного терминала в Иокогаме является примером того, когда архитектура объекта является переработанным результатом расчета математического алгоритма, в котором в качестве исходных данных использовались параметры земной поверхности.

10 НЭР – Новый Элемент Расселения. Концепция, разрабатываемая коллективом студентов и преподавателей МАрхи (Гутнов А.Э., Лежава И.Г.,Бабуров А.В., Звездин А.И., Садовский С.А., Кострикин Н.Д., Суханова Е.П., Харитонова З.В., Гладкова Н.Б. Руководители: проф. Барщ М.О., проф.Поляков Н.Х., проф.Николаев И.С., доц. Федорова Н.В, 1960 год). Работа над проектом стала основой теоретических и практических разработок проектов современного города. Ключевое положение – переосмысление архитектурно-планировочной организации города на основе транспортно-коммуникационной структуры, демонстрирующее подход к градостроительству как динамичному процессу. Дальнейшие теоретические разработки получили широкое признание в мире. В 1968 году созданный группой НЭР проект города будущего был представлен на международной выставке Триеналле в Милане. В 1970 году созданный группой НЭР экспонат-макет демонстрировался на всемирной выставке в Осаке.

11 Bigness – концепция Рема Коолхааса, последовательная разрабатываемая им на основе исследований архитектурного пространства Манхеттена и Нью-Йорка. Основная ее идея состоит в том, что увеличение физических размеров зданий является источником трансформаций и мутаций архитектурного пространства, а также формирует особенное проектное мышление, в котором Величина становится программой, и все приемы выразительности попадают в ее подчинение. Концепция метаболизма – течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., ставшее альтернативой господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма.

12 Концепция метаболизма строится на основе философии симбиоза. Симбиоз в архитектуре реализуется посредством установления особого порядка и равновесия, гармонического взаимодействия противоположностей (внутреннего и внешнего, личного и общественного и т.д.). В основе теории метаболизма находится принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции, а также подражание живой природе, развёрнутое во времени. Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды.

13  Диссипативная система (от лат. dissipato - "рассеивающий") - это открытая система, постоянно пронизываемая потоками субстанций разной природы, способная к равномерному их распределению (рассеиванию).

References

1. Вильковский М. Социология архитектуры / М. Вильковский.– М.: Фонд «Русский авангард», 2010. – 592 с.

2. Вебер М. История хозяйства: Город / Макс Вебер. – М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. – 576 с.

3. Гутнов, А.Э., Лежава, И. Г. Будущее города / А.Э. Гутнов, И.Г. Лежава. – М.: Стройиздат, 1977. – 126 с.

4. Чарльз Дженкс: новая парадигма в архитектуре // Ч. Дженкс, перевод с англ. С. Ситар, А. Ложкин // ПРОЕКТ Inthnatiohal. – 2003. – №5. – С. 97-112.

5. Koolhaas R., Mau B., Werlemann H. S,M,L,XL / Rem Koolhaas, Bruce Mau, Hans Werlemann. – Monacelli Press,U.S. (Oct 1995) – 1326 p.

6. Kurokawa K., Each One A Hero – The Philosophy of Symbiosis [Электронный ресурс]/ Kisho Kurokawa. – Режим доступа: http://www.kisho.co.jp/page.php/292 

Citation link

Kostina D.A. PHENOMENA OF ARCHITECTURAL SPACES IN MEGACITIES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2010. – №4(32). – URL: http://archvuz.ru/en/2010_4/2 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 27.12.2010
Views: 109