Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (33) March, 2011

Theory of architecture

Putintsev Pavel A.

PhD student, Senior Lecturer, Chair of Graphic Design,
Research supervisor: L. Yu. Salmin  Professor (PhD), 
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

PHENOMENOLOGY OF THE CITY AND ITS IMAGE

УДК: 711.4
Шифр научной специальности: 88.4

Abstract

The author poses the questions, what the phenomenon of the city actually is and what its image is composed of. In searching for the answers, he considers, first of all, the anatomical aspects of the city environment. In the context of these aspects, the following city materialities are identified: carcass, fabric, plasma, facture, megatexture and mediatexture. The author notes that, for considering the phenomenon of the image of a city it is essential to include into the city structure the individual as the bearer of the environment’s image. The inclusion of the individual as an active subject in an environmental situation evokes the classical theory of perception of the city developed by K.Lynch. The article describes the experiences of K.Lynch’s followers in isovist and fractal analysis. The result of the new practical experience is a new understanding of the environment as a calculated visual space visible to the individual from a certain point in the city.

The author maintains that the environmental approaches to city image description are too narrow and points to the need to include psychoemotional factors into the structure of the image of the city. This circumstance calls for taking a renewed look at the phenomenon of the city. Based on a review of the structures of fictional and dead cities, the author arrives at the conclusion that the city is an archetype structure that has absorbed the key features of traditional cities but it is not necessarily associated with human habitat. The author goes on to state that connotations generated by human mentality have a direct impact on the image of the city. Moreover, virtual substances may get built into human ideas of a place. Mythogeography, in turn, may impart commercial potential to actual places. The virtual aspect raises work with the image of the city to the level of non-design, psychology and art.

Keywords: city, city structure, an image of a city, city phenomenology, fictional cities, dead cities, toponymics, virtuality

Сегодня город воспринимается людьми некритически, как данность, сквозь призму исторически сложившихся стереотипов. Не возникает сомнений в глобальной схожести общественного представления о феномене города как о физическом пространстве. Город с лёгкостью поддаётся осознанию благодаря врожденным органам чувств, а также профессиональным взглядам и опыту. Как точно заметил В. Л. Глазычев, «специалист по транспорту видит город как сложную сеть связей. Специалист-теплотехник видит город как огромную фабрику поглощения и выделения тепловой энергии. Строитель видит город как сложную сумму застройки различной степени износа. Финансист и обслуживающий его экономист видят город как пространство движения капитала. Социолог видит в городе драму взаимодействия слоев и групп. Традиционный планировщик в этом ряду лишь один из множества других специалистов» [4]. Однако что на самом деле представляет собой феномен города и из чего складывается его образ?

Образ города сквозь призму средового анализа

Известный американский исследователь природы городского образа Кевин Линч в своих трудах обозначил важные особенности общечеловеческого восприятия относительно урбанизированных пространств. Он выделил такие структурные элементы образа города как пути, границы, районы, узлы и ориентиры [9]. Чтобы не вдаваться в расшифровку, опишем вкратце: маршруты-траектории, по которым перемещается человек (пути), всё, что он видит вдоль своего пути (границы), крупные участки города с единым характером (районы), пересечение путей и стратегические «оживлённые» места (узлы), а также ключевые точки соотнесения внутри города (ориентиры). Основываясь на результатах работ К. Линча, в конце 1980-х годов российский исследователь Л. Ю. Салмин вычленил дополнительные структурные элементы городского образа: ворота (точки входа-выхода), углы (точки перемены направления границы или пути) и перекрёстки (наиболее важные узлы, с подчинённым значением углов) [14, с. 72-77]. Дополнением к структуре стал элемент «skyline» – «очертание на фоне неба» [10, с. 398], описанный в начале 1990-х Д. С. Лихачевым. Частично skyline можно отнести к границе К. Линча.

При столь детальном описании городского пространства очевидна недостаточность изложенных структурных элементов для полного понимания того, из чего складывается образ города. Возможность взглянуть на проблему образа шире даёт дополнительный ракурс рассмотрения — анатомический, т. е. из чего состоит то, что мы воспринимаем. Следуя логике А. Э. Гутнова, некогда вычленившего «каркас» (архитектурный остов-план) и «ткань» (архитектурные объекты) [6] города, Л. Ю. Салмин выявил в анатомии образа города «знаковую фактуру» – «весь комплекс форм городского окружения в том его виде, в каком он предстаёт конкретному человеческому восприятию в реальных пространственно-временных границах поведения» [14, с. 55].

В настоящее время некоторые учёные [16], следуя всё той же логике А. Э. Гутнова, оперируют схожим со «знаковой фактурой» понятием «плазмы города». «Плазма» обуславливает работу с динамическим образом среды, в частности, со световым моделированием. Анатомия образа города, отображающаяся в более ранних градостроительных терминах «каркаса» и «ткани», на сегодняшний день наглядна до самых мелочей благодаря спутниковым снимкам и таким общедоступным программным средствам наблюдения из космоса как «Google Планета Земля». «Каркас» и «ткань» формируются в основном архитектурой, а «плазма» – средствами средового дизайна.

В работе Л. С. Ахмедовой содержится ссылка на более узкое понятие, обозначающее массу рекламоносителей в городе, – «мегатекстуру» (по Р. Вентури) [1, с. 14]. «Мегатекстуру» можно рассматривать в рамках «знаковой фактуры» или «плазмы». На сегодняшний день существует ещё один средовой покров, значительно влияющий на образ современного города, – «медиатектура». Как пишет Л. С. Ахмедова, «отличие медиатектуры от мегатекстуры обусловлено взаимодействием информационных и строительных технологий. <…> Медиализация зданий и урбанистической среды определяет новое свойство городской ткани и поверхности – медиатектуру» [1, с. 16]. Таким образом, мы уже говорим не о метафоре коммуникации «город – человек», а о буквальном процессе. Один из футурополисов [17], Нью-Сонгдо (New Songdo City) в Южной Корее, медиатектурируется настолько, что «в ожидаемом будущем (к 2015 г. – прим. П. А.) каждый квадратный дюйм города будет пронизан синапсами. Начиная с магистральных линий, проложенных под улицами, волокна разветвятся сквозь каждую стену и предмет обстановки…» [21, с. 90] (прим.: пер. с англ. – П. А.).

Зарубежные исследователи городской среды в течение последних полутора десятилетий активно продолжают развивать теорию К. Линча, подходя к ней с позиции антропологических особенностей воспринимающего лица. В их публикациях описываются: пространственно-временная визуальная динамика впечатления, рекурсивное измерение [18], цифровой образ города, основанный на методологии изовистов (англ. термин isovist – означает вычисленный объём или площадь и форму видимого пространства из определённой точки – прим. П. А.) [24, 19, 20] и 3D-изовистов [22].

В конце 1990-х Ф. Каррера (Fabio Carrera) описал суть пространственно-временной динамики среды (space-time visual dynamics) [18, с. 26], оказывающей влияние на формирование образа города. Он указал на естественное поведение человека, движущегося вдоль путей: поворот головы, изменение взгляда, изменение вертикальных и горизонтальных координат в пространстве. Также он описал ритмы среды, которая постоянно чем-то насыщается или опустошается (торговые палатки, массы людей и т. д.). В его работе рассмотрена зависимость впечатления зрителя от степени детализации средовых объектов на разных расстояниях. Пространство, обуславливающее зависимость впечатления от детализации объектов и расстояния, Ф. Каррера назвал рекурсивным измерением (fractal dimension, см. рис. 1) [18, с. 30].

Рис. 1. Fractal dimension. Модульное вычисление по сетке размером в 4 метра (слева) и по сетке размером в 1 метр (справа) [18]

В 2009 году Е. Морельо (Eugenio Morello) и К. Рати (Carlo Ratti) [22] с помощью ёмких вычислительных технологий представили механизм получения цифрового образа города в трёх измерениях (3D). Им удалось визуализировать объём (ширину, высоту, глубину — см. рис. 2) видимого человеку пространства из каждой точки его пути (см. принцип на рис. 3). Очевидно, что будущее теории К. Линча обусловлено насыщением математически точными методиками.

Рис. 2. Вычисление 3D-изовиста на спецоборудовании (DME): аксонометрический вид Milan Trade Fair (слева) и визуальное представление 3D-изовиста с определённой точки зрения наблюдателя, находящегося на земле (справа) [22]

Рис. 3. Принцип вычисления 3D-изовиста на спецоборудовании (DME) в видимых и скрытых местах [22]

Традиционное понимание города

Однако можно ли рассматривать город только с точки зрения его анатомии и законов человеческого восприятия, основанных на физиологии? Что представляет собой сам феномен города? «Слово „город“ употребляют все, но лишь географы точно знают, что они при этом имеют в виду, — у них есть карта, где стоит точка и рядом надпись: „Город“» [5, с. 7]. Существует словарная норма, которой установлен некий эталон того, что принято считать городом: «Крупный населённый пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры. Город обычно административный и культурный центр окружающего района. Основными критериями отнесения населённого пункта к категории города служат численность его населения и функции, которые он выполняет (одну или несколько – в различных сочетаниях): промышленного производства, организационно-хозяйственные, культурно-политические и административные, функции организации отдыха и лечения» [13]. На наш взгляд, феномен города нужно рассматривать несколько шире, особенно при работе с территориальной уникальностью, образом и имиджем. Городами, например, называются и те территориальные образования, в которых нет ни производства, ни прочих формальных условий, способных причислить их к словарной норме города.

 Феномен мёртвых городов

Припять – «разрушенный город, находящийся в зоне радиационного заражения на границе Украины и Белоруссии. Город, который ранее населяло около 50 тысяч жителей, пострадал при Чернобыльской аварии в 1986 году. Это место до сих пор необитаемо» [8]. Известны многие сотни необитаемых городов – городов-призраков по всему миру. Их «мёртвенность» не мешает носить им статус города в социальной и культурной среде. Вот некоторые популярные из них: Боди (Калифорния, США), Сан Жи (Тайвань, см. рис. 4), Вароша (Кипр, см. рис 5), Ганкаджима (Япония), Централия (Пенсильвания, США), Яшима (Япония), Крако (Италия). Получается, что «крупный населённый пункт, жители которого заняты…» не является определением города как такового. Ведь в перечисленных городах нет жителей, отсутствуют инфраструктура и производство. Очевидно, что город – это нечто большее, чем систематизированный комплекс твёрдых материй.

Рис. 4. Сан Жи, Тайвань [8]

Рис. 5. Вароша, Кипр [8]

В фокусе рассматриваемых нематериальных основ города показателен взгляд архитектора Кристофера Дэя, который ввёл термин «дух места». К. Дэй связывает «дух места» с естественными предпосылками к формированию городской среды. Обсуждение смысла термина в ракурсе городов-призраков представляется нам возможным, если исходить из принципа «прошлой обитаемости» территорий или их «возможной населённости». К. Дэй говорит о том, что душа места рождается еще до того, как во вновь выстроенном архитектурном пространстве появляется обитатель: «Везде там, где строитель получает возможность быть художественно вовлеченным в собственную работу, у законченного сооружения есть «душа» еще до того, как оно занято людьми. Тогда и дух места возникает не вопреки зданию, а благодаря зданию» [7, с. 15]. Именно понимание духа места вне заселенности архитектурных пространств людьми делает изложенный взгляд ценным. К. Дэй продолжает: «окружение способно на большее. Наше окружение есть часть нашей биографии. Оно элемент потока событий и ситуаций, в которых мы становимся тем, чем мы есть. Словами Черчилля, „мы формируем наше окружение, а оно формирует нас“» [7, с. 27]. Когда пустующая структура, называемая городом, вовлекается в человеческое восприятие, жизнь внутри неё невольно реконструируется воображением. Если нет оснований для реконструкции, то пустующая структура наполняется фантазийным представлением о жизни в ней. Невозможно представить, что целые архитектурные комплексы и районы были построены или существуют как бесцельные декорации. Особенность архетипического восприятия обуславливает наличие неких существующих или потенциальных обитателей.

Феномен вымышленных городов

Именно архетипы позволяют называть городом некоторые образования, зачастую даже не относящиеся к реальной среде. Множество разных городов существует вне карт и глобусов, в литературе, кино, искусстве. Их популярность иногда сравнима с Нью-Йорком и другими известными городами мира. Город Грехов (Basin City – Sin City) Фрэнка Миллера (Frank Miller), Хилл-Вэлли (Hill Valley, см. рис. 6, 7) из кинотрилогии «Назад в будущее» (The Back to the Future, 1985, 1989, 1990) Роберта Земекиса (Robert Zemeckis), Готэм-сити (Gotham City) из историй про Бэтмена, Смолвилль (Smallville) – город Супермена, Сайлент Хилл (Silent Hill) – все они придуманы авторами графических романов, комиксов, создателями игр и другими творцами альтернативных реальностей. Леббеус Вудс (Lebbeus Woods) – архитектор, профессор Венского института прикладных искусств, Гарварда, Колумбийского университета и Купер Юнион создал на бумаге город, фрагменты которого впоследствии были использованы в футуристическом фильме «Двенадцать обезьян» (Twelve Monkeys, 1995) [2, с. 79]. Очевидно, что феномен города гораздо шире, чем обыденная реальность. Как минимум существует два аспекта города: реальный и виртуальный.

Рис. 6. Хилл-Вэлли образца 1985.
(скриншот из к/ф «Назад в будущее», 1985,
сделан автором статьи)

Рис. 7. Хилл-Вэлли образца 1955.
(скриншот из к/ф «Назад в будущее», 1985,
сделан автором статьи)

Каждый человек периодически отправляется в виртуальный город, пересматривая фильмы, комиксы или перечитывая книги, вглядываясь в проекты архитекторов, в картины художников, в иллюстрации дизайнеров-графиков. Семантически определение виртуального путешествия «в город» столь же верно, как и реального. Следовательно, город – это умозрительная структура, которую можно наполнять всевозможными объектами и формами жизни, процессами и сценариями. При совмещении территории реального города с мифологической оболочкой работа над образом города выходит за рамки средовых подходов.

Архетип и метафора города

В случае с городами-призраками, которые реально существуют в географическом и физическом пространстве, воображение возрождает или домысливает варианты жизни. А в случае с вымышленными городами, например, из фильмов или комиксов, обычно домысливается предметная среда в целом, т. к. город разыгрывается в основном частными ситуациями, где обычно происходят какие-либо действия. Однако всегда и во всех случаях есть константа — это имя, означивающее какую-либо среду или территорию.

Таким образом, город – это архетипическая структура, вобравшая ключевые признаки традиционных городов, но не обязательно связывающаяся именно с человеческим обитанием.

Метафора города-муравейника часто проскальзывает в обыденной речи. Некоторым свойственно называть мегаполисы большими муравейниками. Тождественность города муравейнику подтверждает тезис о необязательности присутствия человека в структуре города (муравьи – семейство общественных насекомых со сложной организацией общества). Существует множество сказочных городов с немыслимыми обитателями. Достаточно вспомнить известные произведения Дж. Р. Р. Толкиена (John Ronald Reuel Tolkien) о Властелине колец (The Lord of the Rings) или их экранизацию, насыщенные причудливыми названиями городов фантазийных рас и эпох. Одним из примеров является подземный город-государство гномов Мория (Moria). Он состоял из обширной сети туннелей, включая глубокие шахты и огромные залы, соединённые переходами — вымышленный город для вымышленных существ.

Влияние вымышленных городов на восприятие действительности

В отличие от сказочных городов, которые являются чистым вымыслом, некоторые города из индустрии комиксов, видеоигр, фильмов и книг играют роль своеобразных инструментов псевдопродвижения реальных территорий. Префикс «псевдо» употреблен для противопоставления коммерческому или целенаправленному продвижению. Когда невероятные или игровые действия по сюжету происходят в черте конкретных регионов (штатов) или даже неподалеку от реальных городов, формируется и, возможно, закрепляется определенное впечатление о зоне действий и её окрестностях. В воображении происходит совмещение реального и вымышленного пространств.

На семантическом уровне коммуникация выстраивается таким образом, что у вымышленного города появляется денотативное значение, указывающее на конкретную область или территорию в физическом мире. Одним из ярких примеров такого рода можно считать вымышленный Смолвилль – город Супермена. По данным Википедии, «в Amazing World of DC Comics №14 (1977) было заявлено, что Смолвилль находится в штате Мэриленд. Это местоположение было подтверждено в комиксе с картой Смолвилля и ближайшей области, которая была издана в New Adventures of Superboy №22 (октябрь, 1981). В них Смолвилль располагался в нескольких милях к западу от большого залива, очень подобного Заливу Делавэр (см. рис. 8, 9 – прим. П. А.). Карта Legionera Metropolis, включенная в Legion of Super-Heroes vol. 2 №313 (июль, 1984), утверждала, что Смолвилль, находился где-нибудь в северо-восточном Штате Пенсильвания или северном Нью-Джерси» [15]. В зависимости от периодов выхода комиксов или, например, телесериалов про Супермена Смолвилль имел разную географическую аутентификацию. Это вполне могло способствовать росту популярности героя в отдельных штатах Америки. Благодаря виртуальному существованию Смолвилля для человека, никогда не посещавшего Новый Свет, или просто далекого от проблем малых американских городов, образ этих малых городов мог окраситься оттенком загадочной теплоты, вопреки ранее сложившейся в США уничижительной семантике слова «Смолвилль» (Smallville) – маленького захолустного городка.

Рис. 8. Смолвилль и его окрестности.
Фрагмент карты, размещённой на
внутреннем развороте комикса
«New Adventures of Superboy»
№22, October 1981
http://supermanica.superman.nu/wiki/index.php/
Smallville
  

Рис. 9. Спутниковый снимок залива Делавэр
(Delaware Bay), сделан автором статьи при
помощи Google Карты в 2011

Некоторые вымышленные города имеют еще более конкретную географию, подробную историю и внутреннее территориальное деление. Характерным примером выступает город Кастл Рок (Castle Rock) из произведений известного писателя Стивена Кинга. Секретарь писателя господин Н. О’Боди посвятил этому городу исследование. Результатами он делится в статье, в которой говорится, что «Город Кастл Рок, центр графства Кастл, расположен на северо-востоке США, в штате Мэн, западнее Паунала, в районе озёр. Из шестнадцати округов штата Кастл Рок – самый малонаселённый. Он состоит из четырёх районов: Йорк, Кемберлэнд, Оксфорд и собственно Кастл. Самое точное определение местонахождения столицы графства Мистер Кинг даёт в своём рассказе „Кратчайший Путь Для Миссис Тодд“. Он пишет, что по прямой от Кастл Рока до Бэнгора – ровно 79 миль» [12, с. 153-155]. Столь подробное описание географии, а также путешествия героев романов из вымышленного в реально существующие города не может не формировать определенного отношения к реальной местности. Недаром нашлось немало людей (поклонников творчества писателя), искавши Кастл Рок в Новой Англии, чтобы воочию увидеть места драматических событий [12]. Можно приводить разные примеры мифогеографии, включая, например, ранее упомянутый Хилл-Вэлли (штат Калифорния). Но нельзя отрицать тот факт, что виртуальные города – это такие же города по своей сути, как реальные, и они непосредственно влияют на восприятие действительности, создавая миф о месте.

Влияние топонимики на восприятие города

Вне жанров искусства и художественного творчества лежит плоскость народного вымысла, также насыщенная разными явлениями, в том числе и в области городских нарицательных имен. Как правило, формирование гротескных имен связано с представлениями об удалённости, размере и финансовых возможностях города, с личной диспозицией «я – они». «Социальные нотки оказываются подхваченными современным жаргоном и просторечием, однако, развитие темы идет в иной тональности, с позиции жителя центра по отношению к провинциалу: ср. коннотации топонимов Камчатка, Конотоп, Сахалин, Тмутаракань, Урюпинск – какое-то далекое, глухое место, а также появившуюся в результате игровой ремотивации лексему криворожье – глухая провинция, захолустье и квазитопоним Мухосранск – провинциальный город» [3]. Квазитопонимы представляют собой ёмкие образные формулы, комплексно описывающие города. Соответственно, Смолвилль и Мухосранск являются в некотором смысле тождеством и обретают реальные денотативные значения в отношении конкретных городов, соответствующих квинтэссенции определенных коннотаций. Так рождаются вербальные города, построенные на ассоциациях.

Существование виртуальной плоскости феномена города и её многосложная значимость дают право говорить о городе, как об области приложения усилий дизайнеров, иллюстраторов, писателей, журналистов и прочих творцов в области визуальных и вербальных коммуникаций, не связанных с архитектурой и проектированием реальной среды. Таким образом, есть возможность перехода в плоскость создания образа или имиджа города средствами, отличающимися от средств работы с физическим пространством.

Движение городов к «метаполисам»

На сегодняшний день нужно понимать, что надматериальные надстройки над традиционными городами – это лишь часть виртуального аспекта феномена города. Пройдя длинный исторический путь от «Вечного города» (полиса) до «Мирового города» (технополиса), город сегодняшнего дня стремится к городу «Персональному» (метаполису) [11]. Таким образом, город ускользает из рамок традиционной трактовки, определяемой словарно. Он сам становится виртуальной субстанцией.

«Метаполис – это город, который образуется поверх компактных городов и является логическим следствием развертывания технополисов. Технополисы, такие как Кремниевая Долина в США, не являются по традиционным признакам городами, так как представляются по морфологии множеством поселений, не имеющих центра, но единых благодаря общим корпоративным структурам и инфраструктурам» [11]. Более того, на наш взгляд, даже метаполис уже не является пределом описания феномена города, т. к. всё равно опирается на физические пространственные структуры-сети.

Во Всемирной паутине (World Wide Web) структуры-сети не привязаны к физическим точкам реального пространства, делая «город» по-настоящему персональным. Видимо поэтому столь популярные сегодня социальные сети стали виртуальными «местами жительства» и «социально-экономическими площадками» для многих людей. Как заявляется в официальном промо-ролике «Social Media Revolution 2» [23], вобравшим в себя основные факты из книги «Socialnomics» Эрика Куэлмана (Erik Qualman): «Если бы Facebook был страной, то по населению он был бы 3-ей наибольшей страной в мире перед Соединенными Штатами и только позади Китая и Индии» (прим.: пер. с англ. – П.А.). Известный культурологический пример начала 2000-х: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес сегодня такой: www…» (Ленинград. WWW [звукозапись] / Пираты XXI века. – М.: Gala Records, 2002) явился как бы предтечей к появлению «сетевых метаполисов». Но пока человек не может всецело переместиться в виртуальное пространство, нужно рассматривать виртуальную плоскость феномена города в тесной связке с традиционными представлениями.

Основные итоги и обобщения

Анатомия городской среды состоит из каркаса, ткани, плазмы или знаковой фактуры, мегатекстуры и медиатектуры. Данный архитектурный анализ пространства позволяет описать и структурировать среду, в которую не включен наблюдатель, являющийся источником и носителем средового образа. Для описания формирования образа города необходим дополнительный анализ городских структур, которые вычленяются человеческим восприятием.

Анатомия городского образа с позиции наблюдателя строится на основе путей, границ, небесных линий, районов, узлов, ориентиров, углов, ворот и перекрестков. Также городская среда относительно человека обладает пространственно-временной визуальной динамикой, рекурсивным измерением и объёмом видимого пространства, описываемого изовистами.

При всех достижениях в области средового и архитектурно-пространственного анализа очевидны узкие границы подходов, исключающие наличие населения с его специфическими чертами, а также разные антропологические аспекты. Зачастую жители города являются значимым фактором психоэмоционального восприятия среды.

Анализ феноменологии города на основе традиционного толкования, на примерах вымышленных и мертвых городов говорит о том, что город – это архетипическая структура, вобравшая ключевые признаки традиционных городов, но не обязательно связывающаяся именно с человеческим обитанием.

Коннотации, порождаемые культурой и человеческой психикой, непосредственно влияют на формирование образа города. Более того, виртуальные города могут встраиваться в представления людей о месте. Мифогеография обогащает территории, создавая в некоторых случаях коммерческий потенциал действительных мест.

Структура метаполиса конституирует новую форму существования города вне одной территории. Город выходит в поле виртуальной реальности, где инструменты средового анализа не действуют. Виртуальный аспект выводит работу с образом города на уровень нон-дизайна, психологии и искусства.

References

1. Ахмедова Л. С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникационного поля города : автореф. ... кандидата архитектуры: 18:00:01 / Л.С.  Ахмедова. — Нижний Новгород: Нижегородский гос. арх.-строй. ун-т.  2009. — 24 с.

2. Белоголовский В. Свободные города Леббеуса Вудса  / В. Белоголовский // Tatlin News. — 2008. — № 1 (43) 54. — С. 78–83.

3. Березович Е. Л. Географический микромир и макромир в русской народной языковой традиции : к изучению культурных коннотоций русских топонимов [Текст] / Е. Л.  Березович // Славяноведение. — 2002. — № 6. — С. 60–71.

4. Глазычев В. Л.  Средовой подход в развитии города : лекция 4  [Электронный ресурс] / Сайт В. Л. Глазычева. Избранные лекции по муниципальной политике. — Режим доступа: http://www.glazychev.ru/courses/mp/mp_04.htm

5. Глазычев В. Л. Политическая экономия города : учеб. пособие  /  В. Л. Глазычев. — М.: Дело АНХ, 2009. — 192 с. — (серия «Образовательные инновации»).

6. Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства / А. Э. Гутнов. — М.: Стройиздат, 1984. — 256 с.: ил.

7. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство  / пер. с англ. В. Л. Глазычева (Академия городской среды). — М.: Ладья, 2000 — 280 с.: ил.

8. Котова О. Города-призраки: там живет только смерть [Электронный ресурс] /  О. Котова // Портал Рос Бизнес Консалтинг. — Режим доступа: http://turist.rbc.ru/article/14/08/2008/117705.

9. Линч К. Образ города  / пер. с англ. В. Л. Глазычева; сост. А. В. Иконников; под ред. А. В. Иконникова. — М.: Стройиздат, 1982. — 328 с., ил.

10. Лихачев Д. С. Книга беспокойств: воспоминания, статьи, беседы  / сост. Г. А. Дубровская. — М.: Новости, 1991. — 522 с.

11. Никитин В. А., Никитина Е. Н. Принцип города: организационное представление [Электронный ресурс] /В.А. Никитин Е.Н. Никитина // Методология в России : публичный некоммерческий информационный ресурс Методологического Движения. — Режим доступа: http://v2.circleplus.ru/personalia/odi/nikitin/pg.

12. О’Боди Н. Кастл Рок (штат Мэн): история и география Ужаса /  Н. О’Боди // Знание-сила. — 1997. — № 6. — С. 152–160.

13. Покшишевский В. В., Яницкий О. Н.  Город [Электронный ресурс] / В. В. Покшишевский, О. Н. Яницкий [и др.] // Большая советская энциклопедия. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Город.

14. Салмин Л. Ю. Моделирование средовой ситуации и городской дизайн : дис. ... кандидата искусствоведения: 17:00:06 / ВНИИТЭ. — Москва, 1988. — 153 с.

15. Смолвилль [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия «Википедия». — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Смолвилль

16. Степанова С. А. Динамика визуального образа города (на примере г. Хабаровска): автореф. дис. ... кандидата архитектуры: 18:00:01 /  С.А. Степанова — М. :  Моск. арх. инст., 2006. — 27 с.

17. Фесенко Д. Российская архитектура и sustainability: два сценария — от деревянного домостроения к футурополисам  / Д.  Фесенко //Архитектурный Вестник. — 2010. — №2(113). — C. 10–13.

18. Carrera F. Campo Santa Maria Formosa, Venice, Italy: A case study of the application of visual, dynamic and scale-invariant analyses for the description, interpretation and evaluation of City Form: final paper: MIT 11.330 (Theory of City Form) / F.  Carrera  // Massachusetts Institute of Technology, Dept. of Urban Studies and Planning. — Cambridge, 1997. — 38 p.

19. Conroy Dalton R., Bafna S. The Syntactical Image of the City: a Reciprocal Definition of Spatial Elements and Spatial Syntaxes /  R. Conroy Dalton  // Paper №59: 4th International Space Syntax Symposium, London, UK, 17–19 June 2003. — London: University College London. — 2003. — 22 p.

20. Davies C., Mora R., Peebles D. Isovists for orientation: Can space syntax help us predict directional confusion? /  C.Davies,  R. Mora,  D. Peebles //  Space Syntax and Spatial Cognition — Proceedings of the Workshop held in Bremen (24th September 2006). — Bremen: Universität Bremen, 2007. — P. 81–92.

21. Lindsay G. The New-New Urbanism  / G.  Lindsay // Fast Company. — 2010. — February. — P. 88–95.

22. Ratti C., Morello E. A Digital Image of the City: 3-D isovists in Lynch’s Urban Analysis  / Carlo Ratti, Eugenio Morello // Environment and Planning B: Planning and Design. — 2009. — №36(5). — P. 837–853.

23. Social Media Revolution 2 [Electronic resource] // Socialnomics. — URL: http://socialnomics.net/video.

24. Turner A., Doxa M., O'Sullivan D., Penn A. From isovists to visibility graphs: a methodology for the analysis of architectural space/  A.Turner, M. Doxa, D. O'Sullivan, A. Penn // Environment and Planning B: Planning and Design. — 2001, — №28. — P. 103–121.

Citation link

Putintsev P.A. PHENOMENOLOGY OF THE CITY AND ITS IMAGE [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2011. – №1(33). – URL: http://archvuz.ru/en/2011_1/4 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 21.02.2011
Views: 137