Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (34) June, 2011

History of architecture

Kiyaikina Marina Yu.

PhD student,
Saratov State Technical University,

Russia, Saratov

Kudryavtsev Vitaly V.

C.Sc. (Architecture), Head of Chair of Architectural Environment Design.
Saratov State Technical University,

Russia, Saratov

A MEGACITY OF THE FUTURE: THE RENAISSANCE OF TRADITIONS OF ARCHITECTURAL DECOR IN THE 21st CENTURY

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

Continuity between architectural traditions is not the restoration of what is gone but is a live process using, among other things, established colour solutions and elements of architectural decor, and territorial and national self-identification, which is especially relevant to the rapidly changing world of the 21st century. The architectural decor of Saratov demonstrates stable continuity of development, which is its characteristic feature.

Firstly, Saratov’s specific town-planning feature is associated with the extensive character of its development, which has led to a stylistic zoning phenomenon, whereby buildings of a specific style are concentrated in a certain area: classicism on the Museum Square, Moskovskaya Street, Valovaya Street, and Chernyshevsky Street; pseudo-Gothic has established itself firmly in Nemetskaya Steet (the Conservatory, Astoria Hotel); classicism-based eclecticism in Moskvoskaya Street and buildings in 16 Sobornaya Street, 53 Sovetskaya Street, 120 Michurin Street; eclecticism on the basis of pseudo-Russian style behind the Glebuchev Ovrag (Pozdeeva Hospital); Saratov modernism has occupied a compact area in the block adjoining Volskoy Street (from Kutyakova Street to Sovetskaya Street).

Secondly, there are well-established elements in the architectural decor of Saratov which are present in all styles: termination in the form of two symmetric volutes apart, with a decorative figure and characteristic red-brick colour gamut from “Naryshkin’s Baroque”, which was then revived in the eclecticism and the modernism; classicism enriched the architectural decor of the city with its Greek orders and yellow-white colour gamut; modernism revived the traditions of the medieval 5th century in the form colour gamut and ornaments with decorative colour accents.

Thirdly, fine plasticity and floral motifs in the architectural decor. These features may and ought to be used in Saratov’s contemporary architectural development.

Keywords: decor, volute, platband, cornice, «Moscow baroque», classicism

Пространство – зримая и ощутимая реальность, художественная и в то же время жизненная. Существует много разных образов, стилей. Современный мир строится на тонкой грани между пластичностью и концептуальностью, техничностью. Жизнь заставляет разрабатывать стратегию обновления существующих городов на основе интенсивного развития: новых технологий – новой системы городской идентификации.

1. Память места – устойчивость в пространстве и времени. Этапы становления Саратова

В архитектурном декоре Саратова следует отметить устойчивую преемственность развития, которая является его характерной чертой. На территории Большого Саратова (Саратов и Энгельс с окрестностями) издревле существовала жизнь. Ярким примером памятника археологии, вышедшего из забытья, является Алексеевское городище, находящееся на бывшей территории совхоза Комбайн, между пристанями Пчелка и Утес, на берегу Волги, на мысу, огороженном валом, между оврагами Алексеевский и Дудаковский [1, С. 22-80]. Наиболее ранние материалы раскопок относятся к катакомбной культуре эпохи средней бронзы (конец III тыс. до н.э.) [2]. Хреков отмечает, что этнокультурные процессы в лесостепных районах Правобережья Волги протекали в одном русле с соседними регионами, население которых в первые века нашей эры прямо или косвенно было связно с этногенезом славян [3]. Следующим этапом развития территории является период Золотой Орды. Город Укек является прообразом современного Увека (и как следствие Саратова) В 1253 году, по данным Рубрука, Укек еще был «новым поселком», здесь происходила переправа через Волгу и была сосредоточена торговля солью. К ХIV веку вырастает богатый город, «явно являвшийся областным центром» [4, С. 80]. «Монетный период Укека начался с 1273 г. (Менгу-Тимур)» [5, С. 39] (в Европе первые с арабскими цифрами монеты появляются в Швейцарии в первой четверти ХV в., а в России – после денежной реформы Петра I). Одновременно существовала московская монастырская обитель [6] во имя 4-х московских святителей чудотворцев Петра, Алексея, Ионы и Филиппа между Яблоновым и Терновым буераками.

Город Саратов был основан 2 (12) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном. Точное место первоначального Саратова неизвестно — оно варьируется: от современных левобережной Анисовки, напротив Увека, до Пристанного на правом берегу Волги. В итоге, город под названием Саратов закладывался русскими воеводами три раза каждый раз на новом месте: в 1590 г. на правом берегу, в 1617 г. на левом берегу Волги и в 1674 – Саратов окончательно основал на нынешнем месте градоделец Александр Шель. В 1700 году Пётр I пожаловал грамоту об отводе Саратову 298763 десятин на луговой и нагорной сторонах Волги. Город переносился с правого берега на левый и остановился на правом. Интересно, что города с мужскими именами на Волге находятся на правом берегу, а женскими – на левом. А на левом берегу в 1747 г. возникает основанная малороссами Покровская слобода. Они занимались извозом соли с Эльтона, возрождая традицию торговли солью, идущую со времен Укека. На дальнейшее развитие города оказывают влияние как экономические, так и социальные и национальные факторы.

2. Градостроительная особенность развития Саратова связана с экстенсивностью его развития, что привело к феномену стилистического зонирования

В 1674 г. новый Саратов получил трапециевидную в плане форму, одна сторона шла по берегу Волги. В городе были проложены улицы, из которых две – Московская и Часовенная – направлялись от берега на северо-запад, а две – Воздвиженская и Царицынская – перпендикулярно. Наметившаяся планировочная сеть имела градоформирующее значение, а сама сформированная территория сохранила название «Старого Саратова». Первый регулярный проектный план для Саратова был составлен в 1803 г., но уже в 1810 г. он был заменен другим, следующий вариант плана был высочайше конформирован 14 сентября 1812 г. Эти планы органично сочетали существовавшую планировку старого центра с рациональной классицистической сеткой улиц на новых территориях.

До середины XVIII века Саратов занимал совсем небольшую территорию – треугольник, ограниченный Глебучевым оврагом, валом, проходящим по линии нынешней улицы Октябрьской, и берегом Волги. Именно здесь сосредоточены, в основном, постройки классицизма. Сердце старого города – Соборная площадь (ныне Музейная). Единственная сохранившаяся постройка в стиле московского барокко – Троицкий собор (табл. 1) находится в ее центре. Вокруг него вырастают наиболее представительные постройки. Это особняк Ф.Катенева, ул. Челюскенцев, 12, построенный по проекту В.И. Суранова. Первоначально здание составляло единый ансамбль со стоящим рядом гостиным двором. Здание купца Устинова (ул. Лермонтова, 34), арх. И.Ф. Колодинов – хрестоматийный пример архитектуры классицизма в провинции, сейчас в нем находится краеведческий музей. На пересечении улиц Московская и Чернышевского располагается дом Корнилова, построенный в первой трети XIX века по проекту ученика Суранова – Г.Петрова. На углу улиц Чернышевского и Первомайской в 40-х годах XIX века была сооружена усадьба П.Тюльпина по проекту казанского архитектора И.Бессонова. Для своего времени это типичная усадебная постройка, для нашего – один из немногих достаточно хорошо сохранившихся памятников классицизма. Образцовые дома в Саратове расположены, в основном, на ул. Московская (до ул. Радищева), Челюскинцев, Чернышевского, Соляная, Валовая. «К середине ХIХ века Саратов был не только четко и удобно спланированным, но и обладал ярким индивидуальным обликом в стиле классицизм», – отмечал Осятинский А.П. [7, С. 91]

Новый этап развития относится к периоду эклектики. Рост городской территории Саратова сопровождался активным строительством, так с 1847 по 1907 гг. число построек увеличилось более чем в два раза. Застраивается ул. Немецкая, продолжает развитие ул. Московская, развивается территория за Глебучевым оврагом (больница Поздеевой). При этом в Саратове проявляется принцип стилевого зонирования – закрепление за определенной территорией зданий конкретной стилистики. Так, псевдоготика прочно закрепилась за ул. Немецкой (здание консерватории, гостиница «Астория»). Эклектика на основе классики – на ул. Московской и здания ул. Соборная, 16, ул. Советская, 53 и Мичурина, 120. Эклектика на основе псевдорусского стиля – за Глебучевым оврагом (больница Поздеевой).

Саратовский модерн не был градоформирующим стилем, как классицизм, хотя, в основном, в силу экстенсивного развития города разместился компактно в структуре города – это кварталы примыкающие к ул. Вольской (от Кутякова до Советской). Прежде всего следует отметить, что Саратов имеет достаточно небольшое количество зданий, которые можно отнести к «чистому» модерну, например, особняки К.К.Рейнеке (ул. Соборная, 22) и И.Э. Бореля (ул. Волжская, 22) архитектора М.А. Пульмана, доходный дом Ананьева (ул. Вольская, 97). Интересной особенностью саратовского модерна является формирование крупных ансамблей – это комплекс Саратовского университета, ансамбль Клинического городка (ныне 3-я Советская больница) и НИИ Юго-Восток. Причем, доминирующий объем застройки модерна представлен классицизированной ветвью, ведь именно на 1910-е годы приходится пик строительной активности. Саратовский модерн характеризуется сомасштабностью сооружений человеку, камерностью особняков, лиричностью.

Особенности стилистического зонирования Саратова проявлялись в том, что на территории классицизма застройка капитальными зданиями и новое строительство фактически не велись. Строительство осуществлялось на территориях, освоенных во второй половине ХIХ века, сосуществуя рядом со зданиями эклектики. Редким исключением, не совсем удачным, было строительство на месте Гостиного двора здания Управления РУЖД.

Особенность Саратова – это генетические принципы интенсификации освоения территории, оно происходит по спирали против часовой стрелки. После переноса Саратова на нынешнее место город развивался по Московскому тракту и Б. Сергиевской, следующий «ход» – за Глебучев овраг. Конец ХVIII века – движение застройки по нынешней улице Радищева, от Московской вниз до Волги. Начало ХХ века – от Московской вниз по Вольской и Чапаева до Немецкой. Конец ХХ века – начало ХХI века – от Б.Горной вниз по Чапаева до Ильинской площади, вниз по Рахова до 2-й Садовой, т.е. круги как бы расширяются.

В целом можно говорить о синтагматическом (присоединительном) типе развития, но процесс присоединения происходит по спирали против часовой стрелки с доминантой формирования каркаса по диагонали. На нынешнем этапе в ареал развития включен и Энгельс.

3. Устойчивые и изменчивые элементы в архитектурном декоре Саратова

Застройка ХVII – начала ХVIII веков в стилистическом направлении «нарышкинского барокко», локализованная на территории Старособорной площади в объектах Троицкого собора и Крестовоздвиженского женского монастыря (снесен), дала устойчивую традицию в архитектурном декоре, которая характеризует не только город, но и область. Это проявилось в применении в наличниках разорванного фронтона с завершениями в виде волют, а также в использовании богато декорированной объемной резьбы на фасаде в обрамлении окон (табл. 2) и устойчивой цветовой гаммы – белый декор на красном фоне (табл. 1).

Таблица 1.
Устойчивая цветовая гамма Саратова

«Нарышкинское барокко» Эклектика Модерн

Троицкий собор, 1695 г.,
ул. Московская, 6 (Музейная площадь) 
(фото М.Ю. Кияйкиной)

Дом аптекаря 
Фридолина,
нач. XX в.,
арх. А.М. Салько,
ул. Сакко и Ванцетти, 64
(фото М.Ю.Кияйкиной)

Особняк Зыбина,
арх. П.М. Зыбин, 1900 г.
ул. им. Киселева, 76 
(фото М.Ю.Кияйкиной)  

Эпоха классицизма характеризуется минимальным количеством декоративных деталей, все это говорит о новых представлениях об архитектуре и ее пластической стороне, с устойчивыми традициями применения ордерной системы, фронтонов, типовых проектов зданий. Стиль характеризует интерес к ансамблевой застройке, к органичному включению сооружений в систему улиц и площадей, характерной пастельной желто-белой цветовой колористике. В период «типовых» проектов исторического стиля классицизма принималась только общая схема фасада, деталировка же приспосабливалась к индивидуальным вкусам заказчика (т.е. своеобразие каждого здания сохранялось). Весь архитектурный декор Саратова тяготеет к флориальной тематике. В период классицизма появляются фризы с растительной тематикой; даже головки ангелов вырастают из листьев растений –  усадьба Тюльпина (табл. 2), дом Иванова.

Таблица 2.
Наличники саратовских домов 

Классицизм
1830-е гг.
Классицизм
1840-е гг.
Деревянное зодчество

Дом на ул.Московская, 24,
1830-40 гг.,
фрагмент обрамления окна 
(фото М.Ю. Кияйкиной)

Усадьба Тюльпина,
арх. И.П. Бессонов,
ул. Чернышевского, 209,
1840-е гг.,
фрагмент обрамления окна 
(фото М.Ю. Кияйкиной)

Дом на ул. Яблочкова, 16,
кон. XIX в.,
фрагмент обрамления окна
(фото М.Ю.Кияйкиной)

Деревянная народная жилая архитектура вобрала в себя традиции стилевой архитектуры города. Саратовский деревянный наличник также имеет завершение в виде двух симметричных волют (табл. 2). Данный элемент, пришедший из каменной архитектуры «московского барокко», был перенесен на деревянное зодчество, чтобы затем вновь возродиться в каменной архитектуре классицизма. Параллельно в деревянном зодчестве развивались классицизированные наличники в форме фронтонов.

Таблица 3.
Растительные мотивы в архитектурном декоре капителей

Классицизм Эклектика Модерн

Усадьба С.Н. Скибиневского,
арх. Г.В. Петров
(предположительно 1847 г.,
ул.Советская,1.
(фото М.Ю. Кияйкиной).

Дом Ф.Я. Дружинина,
арх. А.М. Салько, 1898 г., 
ул. Немецкая, 9.
(пр-кт. им. Кирова)
(фото М.Ю. Кияйкиной).

Особняк Зыбина,
арх. П.М. Зыбин, 1900 г.,
ул. Киселева, 76.
(фото М.Ю. Кияйкиной).

В период эклектики при сохранении традиций классицистической школы и «нарышкинского барокко» происходит их обогащение богатым декором. Саратов, в котором с 1764 г. селились немецкие колонисты, обогатился и немецкими традициями. Например, на ул. Немецкой (рис. 1.) справа и слева от псевдоготического католического собора сохранились здания с явно выраженными элементами «нарышкинского барокко» на фронтонах и козырьках, обрамлении окон. Происходит изменение цветовой гаммы – вновь возрождается красно-белая гамма «нарышкинского барокко» на фасадах в виде красно-кирпичной застройки (дом аптекаря Фридолина, работы арх. Салько (табл. 1) и т.д.). Желто-белая гамма классицизма становится более насыщенной. Растительные мотивы активно проникают в архитектурный декор (капители, обрамление окон) (табл. 3).

Устойчивые традиции «нарышкинского барокко» сохраняются и в эпоху модерна: на особняке Рейнеке тема волюты (арх. Ф.О. Шехтель) (рис. 3.) представлена над малым панно особняка в виде двух симметричных волют с зооморфной композицией в их разрыве.

Рис. 1. Доходный дом И.Н.Уфимцева -
П.Г.Бестужева, арх. А.М. Салько, ул. Немецкая 12.
(пр-кт им. Кирова), 1911 -12 гг. 
(фото Кияйкиной М.Ю.)

Рис. 2. Особняк А.И.Скворцова,
1910-е гг., ул. Некрасова, 31
(фото Кияйкиной М.Ю.)

 

Рис. 3. Особняк К.К. Рейнеке, арх. Ф.О. Шехтель,
1912 г., ул. Соборная, 22, фрагмент
(фото В.И.Кузьменко)

Рис. 4. Особняк В.Шишкиной,
арх. П.М. Зыбин, 1912 г.,
ул. Дзержинского, 8
(фото Кияйкиной М.Ю.)

Характерной особенностью русского модерна является тенденция к смешению с другими историческими стилями. Саратовский модерн в целом имеет классицизированную направленность. Он представлен такими архитекторами как Ф. Шехтель, С.А.Калистратов, Ю.Н.Терликов, П.М.Зыбин, К.А.Дулин, Г.Г.Плотников, К.Л.Мюфке, М.А.Пульман, В.А.Люкшин, М.Г.Зацепин, В.К.Карпенко. Интересной особенностью Саратова является использование, в основном, проектов именно местных архитекторов, что позволяет говорить о формировании самобытной школы. Интересно, что 90% архитекторов и гражданских инженеров, работающих в Саратове, получили образование в Санкт-Петербурге, и они представляют европейскую ветвь в архитектуре, которая характеризуется сдержанностью чувств и тяготением к классицизму. Работа Ф.Шехтеля особняк Рейнеке также тяготеет к классицизму (по сравнению с другими его постройками). Даже работа выпускника московской школы К.А.Дулина особняк Шмидта – явный «гимн классике». Не зря в 1900-х годах современники характеризовали Саратов «как самый европейский из поволжских городов». Отдельный отпечаток на архитектуру города наложило влияние немецких архитекторов, работавших в городе: Х.И.Лоссе, Триппера, К.В.Тидена, К.Л.Мюфке, Ф.О.Шехтеля, И.В.Штрома и С.А.Калистратова, получившего образование в Швейцарии. Их проекты также характеризует тяготение к строгим классическим формам. Все вышесказанное наглядно доказывает, что классицизированность саратовского модерна является характерной, самобытной и неотъемлемой частью архитектуры города. В эпоху модерна особенная роль принадлежит декору в его флориальной направленности. Капитель здания особняка Зыбина эпохи модерн (табл. 3) построена на сочетании роз и скульптурных голов львов. Особняк И.П. Шмидта на ул. Волжской, 32 (рис. 5) имеет в архитектурном декоре своего фасада пять разновидностей растительного орнамента, сочетающегося с людьми, животными, сюжетными барельефами.

Рис. 5. Особняк И.П. Шмидта,
арх. К.А. Дулин, ул. Волжская, 32.
(фото Кияйкиной М.Ю.)

Рис. 6. Особняк И.Э. Бореля,
арх. П.М. Зыбин, 1900-е. гг,
ул. Волжская, 22.
(фото Кияйкиной М.Ю.)

Особняк Бореля И.Э. на ул. Волжской, 22 (рис. 6.) – цветочный куст изображен четыре раза, скованный в нижней части, он разрастается ввысь. Круглое окно подобно вееру листьев, переходящих в лепной декор на стене здания. В период модерна в Саратове при доминировании идущей от классицизма теплой желто-белой гаммы (комплекс Государственного университета, клуб подрядчиков строительных работ, особняк Рейнеке) сохраняется красно-белая гамма нарышкинского барокко в творчестве Ю.Терликова (трамвайный парк, особняк Терликова, Казенная палата), а главное – появляются керамические вставки растительного орнамента в характерной зеленовато-голубоватой и бирюзовой гамме (особняк на ул. Некрасова, 31 (рис. 2.), особняк Шишкиной (рис. 4.), особняк Зыбина, особняк Рейнеке). Их рисунок и цвет почти полностью воспроизводят средневековые традиции Увека. Характерно, что традиция зеленовато-голубой, бирюзовой керамики с красноглиняной сохраняется в живописной практике художников модерна Саратова («саратовская школа» в работах Борисова-Мусатова, Уткина и др.). В кованом декоре балконов оживает динамичная композиция растительных форм, происходит рамочное разрастание (балкон оформляется единым рапортом с цветущими цветами и изогнутыми стеблями).

Заключение

Самобытность искусства на саратовской земле. Преемственное развитие архитектурных традиций – это не восстановление ушедшей эпохи, это живой процесс, использующий, в том числе, устойчивые элементы колористики и архитектурного декора. Преемственность служит и средством территориальной, и национальной самоидентификации, что особенно актуально в быстро меняющемся мире ХХI века. В архитектурном декоре Саратова следует отметить устойчивую преемственность развития, которая является его характерной чертой:

1) градостроительная особенность развития Саратова связана с экстенсивностью его развития, что привело к феномену стилистического зонирования;

2) устойчивые элементы в архитектурном декоре Саратова, проявляющиеся во всех стилевых направлениях: из «нарышкинского барокко» возникло завершение в виде двух симметричных волют в разрыве с декоративной фигурой и характерной цветовой красно-кирпичной гаммой, которая затем возрождается в эклектике и модерне; классицизм обогатил архитектурный декор города ордерной системой и желто-белой гаммой; модерн вернул традиции средневекового Увека в виде колористики и рисунка орнаментики декоративных цветовых акцентов;

3) мелкая пластика и флориальные мотивы являются характерной чертой архитектурного декора Саратова.

Эти особенности могут и должны быть использованы в современном развитии архитектуры Саратова.

References

1. Юдин А.И. Алексеевское городище в г. Саратове  / А.И.Юдин // Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 1998-2000 годах. – Вып. 4. – Саратов, 2001. – С. 22-80

2. Дремов И.И. Древности Саратова, как культурно-исторический ресурс будущего. [Электронный ресурс] / И.И. Дремов // Города региона – культурно-символическое наследие как гуманитарный ресурс будущего : мат. науч.-практ. конф. СОМК, апрель 2003 г. – Режим доступа: http://www.comk.ru/HTML/dremov_doc.htm 

3. Хреков А.А. Этнокультурная ситуация в правобережных районах Саратовского Поволжья в первой половине I тыс. н.э. [Электронный ресурс] / А.А. Хреков // Сайт села Шапкино. – Режим доступа: http://shapkino.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=791 

4. Баллод Ф.В. Приволжские Помпеи. Опыт художественно-археологического обследования части правобережной Саратовско-Царицынской приволжской полосы / Ф.В. Баллод. – М.-Петроград: Государственное издательство 1924. – С. 131.

5. Малов Н.М. Археологические объекты и историческая топография золотоордынского города Укек  / Н.М.Малов // Золотоордынскому году Укеку семь с половиной столетий : мат. науч.-практ. межрег. конф. – Саратов, 22 марта 2002. – С.27-42

6. Щеглов С. Ахмадский и Увекский синодики ХVIII ст. и помянник Саратовской Троицкой  / С. Щеглов // Труды СУАК. – Вып.28. – 1911. – С.36

7. Осятинский А.И. Строительство городов на Волге / А.И. Осятинский; под редакцией д. арх., проф. В.И. Пилявского. – Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1965. – 191 с. :ил.

Citation link

Kiyaikina M.Yu., Kudryavtsev V.V. A MEGACITY OF THE FUTURE: THE RENAISSANCE OF TRADITIONS OF ARCHITECTURAL DECOR IN THE 21st CENTURY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2011. – №2(34). – URL: http://archvuz.ru/en/2011_2/11 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2011
Views: 111