Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (39) September, 2012

Theory of architecture

Barantseva Elena V.

PhD student, Moscow Architectural Institute.
Research supervisor: Professor N.G.Blagovidova, PhD (Architecture),
Moscow Architectural Institute,

Russia, Moscow, e-mail: aaz-z@mail.ru

SPECIFIC FEATURES IN THE SPATIAL PLANNING SOLUTIONS AND FUNCTIONAL STRUCTURE OF SPIRITUAL EDUCATION CENTERS

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

A spiritual education centre presents a multipurpose building or a group of buildings in a church territory. Such a centre would be engaged in a variety of activities in the parish, first of all, the educational work of Russian Orthodox Church. Spiritual education centres include, as a rule, catechization courses, a library, a lecture hall, youth organisations, various study groups, clubs, and studios. Spiritual education centres operate in both adapted buildings, such as church and monastic structures transferred to the Church, and newly-built buildings. In Russia, such centres started to appear first in the 1990s. The period of extensive construction of spiritual education centres fell on the second half of 2000s, and it is still going on. A new multipurpose project in a church territory leads to changes in the composition of its site and complication of spatial relations between the buildings. The spiritual education centre has come to rank second after the church on the church site. The majority of spiritual education centres have a similar range of premises, and floor area ratios depend on which activity is a priority in the parish. The prominent feature of contemporary church architecture is the constructions of cathedral complexes and multipurpose buildings and integration of the church with other buildings in the church territory. New building trends suggest that the network of such centres will be expanding, responding to the current tendency to integration and multifunctionality among public buildings.

Keywords: spiritual education centres, functional structure, architectural composition

Сфера культурного влияния Русской Православной Церкви расширяется, охватывая различные социальные группы и следуя современным тенденциям в организации просветительских и образовательных учреждений. Одна из активно развивающихся форм культурно-просветительской деятельности – создание духовно-просветительских центров. «При каждом из вновь строящихся храмов изначально запланирован духовно-просветительский центр, в рамках которого должны работать воскресная школа, библиотека, клуб для молодежи, кинолекторий и так далее. Приходы станут центрами социального и культурного служения в своем районе » [1].

Потребность в специализации и консолидации всех видов внебогослужебной деятельности приходов привела к созданию в 90-е годы первых центров, направленных на развитие культурно-просветительской деятельности Церкви, как правило, включающих: курсы катехизации, библиотеку, лекторий, молодежные организации, различные кружки, секции и студии. В настоящее время, более чем при половине московских церквей существуют воскресные школы, при 22% – приходские библиотеки и творческие кружки, при 18% – курсы духовного пения и группы милосердия, при 16% – молодежные организации и паломнические службы [2].

Период активного строительства духовно-просветительских центров приходится на вторую половину 2000-х годов и продолжается до настоящего времени. Духовно-просветительские центры существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Владивостоке, Якутске, Липецке, Нижнем Новгороде и в других городах России. Представление о структуре и композиционных особенностях современных духовно-просветительских центров можно составить на основе анализа зданий центров, построенных в Москве за последние 20 лет.

Объемно-планировочные решения и композиция

Духовно-просветительские центры строятся на территориях действующих приходских церквей или одновременно с новыми церквями. Существуют три направления формирования композиционной структуры центра: церковь и центр могут размещаться в одном объеме, в объединенных с церковью или в отдельно стоящих зданиях.

При размещении духовно-просветительского центра в едином объеме с церковью центр располагается в стилобатной части здания. Одним из первых примеров подобной организации пространства является Храм Христа Спасителя. Вертикальное зонирование позволяет оптимально использовать территорию, учитывать и приспосабливать особенности рельефа, сохранять максимум зеленых насаждений.

В церкви Покрова Божией Матери в Ясенево перепад рельефа, составляющий 4,5 метра, был использован для устройства полуподземного уровня (рис.1а). В полуподземном уровне размещаются крестильня и духовно-просветительский центр, включающий воскресную школу, лекторий, кружковые и церковную лавку. Благодаря вертикальному зонированию, площадь озеленения достигает 70% церковной территории.

Рис. 1а,б. Примеры вертикального зонирования: а) церковь Покрова Божией Матери в Ясеневе (начало строительства 2008 г.); б) проект храма во имя Святых Петра и Февронии Муромских с центром семьи на территории храма Митрофания Воронежского, арх. С.Я. Кузнецов

В проекте храма во имя Святых Петра и Февронии Муромских с центром семьи вертикальная композиция позволяет на ограниченном пространстве разместить храм со стилобатной частью, включающей конференц-зал, помещения для выездного ЗАГСа, кабинет социальной службы и ряд хозяйственных помещений (рис.1б).

При комплексной застройке церковной территории здания церкви и духовно-просветительского центра могут соединяться в одном или нескольких уровнях, что позволяет подчеркнуть различное функциональное назначение зданий и обеспечить связь церкви и помещений клира. В комплексе храма Воскресения Словущего в Марьинском парке церковь и духовно-просветительский центр соединяются в уровнях второго и третьего этажей. Служебный вход для причта находится в уровне первого этажа, с северной стороны здания. Вход в зону воскресной школы расположен с южной стороны в уровне второго этажа, с гульбища церкви, таким образом, разграничиваются зоны главного и служебного входов. Крытый переход в уровне третьего этажа обеспечивает связь помещений хора и звонарей с церковными хорами (рис. 2).

Рис. 2. Храм Воскресения Словущего в Марьинском парке и дом причта, арх. С.Я. Кузнецов 
(начало строительства 2012 г.)

В Центре духовного развития молодежи при Даниловом монастыре (ЦДРМ) церковь соединена с центром в нулевом уровне, что обеспечивает связь церкви и крестильни, находящейся в основном объеме центра. В уровне второго этажа из административного корпуса, воскресной школы и с церковных хоров существуют выходы на озелененную эксплуатируемую кровлю, на которой в зимнее время планируется устройство катка (рис. 3).

Рис. 3. Центр духовного развития молодежи при Даниловом монастыре (ЦДРМ), арх. С.Д. Пошвыкин (начало строительства 2004 г.)

Отдельно стоящее здание духовно-просветительского центра возводится при традиционной композиции участка. Например, в храмовом комплексе Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, построенном в 2007 году, церковь, дом причта, воскресная школа и церковная лавка находятся в разных зданиях (рис. 4). Территорию комплекса можно условно разделить на две зоны, граничащие по оси главного входа: зона церкви с обходом и площадкой перед входом и сгруппированные вокруг внутренней открытой площадки зданий воскресной школы, дома причта и хозяйственной постройки.

Рис. 4. Храмовый комплекс Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, 2012 г. Фото автора

На территории уже существующей церкви, как правило, строится отдельностоящее здание центра, например, при церквях: Святого Филиппа митрополита Московского в Мещанской слободе, Бориса и Глеба в Зюзино, Преображения Господня в Тушино, Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Церкви Бориса и Глеба в Зюзино и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке являются объектами культурного наследия. Особый статус церкви или церковной территории вызывает ряд ограничений и необходимость строительства сомасштабного церкви здания. Духовно-просветительский центр при церкви Бориса и Глеба в Зюзино размещается в воссозданном двухэтажном здании флигеля на территории бывшей усадьбы Прозоровских-Бекетовых (рис. 5). То, что габариты здания определялись не потребностями центра, а необходимостью достоверного восстановления исторического объекта, привело к минимизации его функционального состава.

Рис. 5. Духовно-просветительский центр и храм Бориса и Глеба в Зюзино, 2012 г. Фото автора

Для нового строительства характерно усложнение композиции церковного участка, объединение объемов, переход от отдельных объектов к структуре. Здание церкви все чаще соединяется со зданием духовно-просветительского центра или с домом причта. Для всех новых зданий духовно-просветительских центров характерно использование подземного пространства. В подземных и цокольных этажах находятся технические и складские помещения, мастерские, библиотеки, книгохранилища, спортивные залы (рис. 6). Помимо общей тенденции максимального использования территории, это связано со стремлением сохранить традиционный вид церковных построек. Для церковных комплексов, независимо от хронологии их застройки, характерным является следование единому стилевому и колористическому решению.

Функциональная структура

Духовно-просветительский центр является многофункциональным зданием с различными составом и размерами помещений. Функциональная и пространственная структура духовно-просветительского центра формируется на основании ведущейся приходом деятельности. В состав центра входят: образовательно-просветительский блок, административный блок, спортивный блок, хозяйственный блок, трапезная, церковная лавка. Образовательно-просветительский блок включает: помещения воскресной школы, кружковые, библиотеку, музей, лекторий.

Помещения воскресной школы, как правило, представляют собой классные комнаты, примерно,
6 × 6 метров. Ориентация по сторонам света не учитывается. Часто классы размещаются в одном уровне с помещениями клира, но образуют с ними две различные зоны или находятся в разных крыльях здания. Располагаются классы в первом-втором этажах здания.

Помещения кружковых могут быть специализированными, например, художественные студии, мастерские прикладного искусства, театральные студии и т.д., или представлять собой универсальные помещения различной конфигурации. Площадь кружковой может достигать 60 м². При нехватке помещений занятия различных кружков и студий проходят в классах воскресной школы. В отличие от классов воскресной школы, кружковые могут располагаться в любой части комплекса, вплоть до подземного уровня.

Библиотека, наряду с воскресной школой и кружковыми, наиболее часто входит в состав центра. Размещение библиотеки варьируется от подземного уровня до третьего этажа. Книгохранилище может размещаться как в одном уровне с библиотекой, так и в цокольном этаже.

К образовательно-просветительскому блоку относятся также лектории и дискуссионные залы. В более крупных центрах имеются и универсальные залы. Залы размещаются на первом этаже, если предполагается их использование не только для нужд воскресной школы и клира, но и для проведения открытых лекций.

Достаточно часто в состав центра входят музейные пространства, которые можно разделить на два вида: с постоянной экспозицией и меняющейся экспозицией. Музеи с постоянной экспозицией, выстроенной по принципу краеведческого музея, где представлены старинные иконы, церковная утварь и облачения, экспонаты, посвященные истории церкви и прихода, размещаются в специально отведенных помещениях или в отдельном корпусе. Музейные пространства с меняющейся экспозицией представляют творчество клира, прихожан, воспитанников воскресной школы. Часто функцию выставочного пространства для временных выставок выполняет рекреационная зона или фойе зала.

Центр может быть как единственным зданием, помимо церкви, на церковном участке, так и одним из зданий храмового комплекса. Административный блок формируется в духовно-просветительском центре, если центр полностью или частично выполняет функции дома причта. В таком случае в состав центра входят административные помещения центра, комнаты клира, кабинет настоятеля, комната приемов, зал совещаний и т.д. В административный блок включаются также офисы издательства, благотворительной организации, патронажной, паломнической и других служб. Административные помещения занимают последние этажи, как в ЦДРМ, или отдельное крыло, как в духовно-просветительском центре при церкви Бориса и Глеба в Зюзино.

По мере строительства новых центров, в их состав все чаще включаются помещения для спортивных занятий. Предпочтение отдается универсальным залам, подходящим как для проведения занятий спортивных и танцевальных секций, так и для лекций, праздничных театральных представлений, кинопоказов. В центрах общей площадью более 1500 м², как правило, устраиваются универсальные залы 12 × 24 метра с раздевалками.

Складские помещения для хранения школьных пособий и инвентаря, икон и церковной утвари размещаются, в основном, в подземных уровнях или на первом этаже.

Действующие при церкви иконописные, гончарные, столярные мастерские часто включаются в состав духовно-просветительского центра и становятся базой для тематических кружков. Размещаются мастерские и соответствующие кружки в подвальном, цокольном или на первом этажах.

В современных зданиях духовно-просветительских центров трапезная используется причтом, учениками воскресной школы и для проведения праздничных мероприятий. Трапезная и кухня располагаются на первом этаже.

Церковная лавка традиционно являлась отдельным капитальным или временным зданием на храмовой территории. В современных комплексах она все чаще включается в основной объем храма или здания духовно-просветительского центра (в духовно-просветительских центрах в Ясенево, Марьино, Петровском парке). Площадь помещений церковной лавки варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен квадратных метров.

Состав помещений, общая площадь и площадь застройки

Состав помещений большинства духовно-просветительских центров схож, соотношение площадей зависит от того, какое направление деятельности является приоритетным в приходе. Проанализировать состав помещений и выявить минимальный и максимальный набор функций позволяет сравнение духовно-просветительских центров с различной общей площадью и площадью застройки. Площадь застройки центров варьируется от 200 до 4500 м².

Чаще всего площадь застройки центра составляет от 500 до 2000 м², а общая площадь – 2000- 3000 м². В качестве характерных примеров рассмотрим духовно-просветительский центр при церкви Воскресения Словущего в Марьинском парке и культурно-просветительский центр при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

Культурно-просветительский центр при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке построен в середине 1990-х годов. Площадь застройки центра – 950 м², общая площадь – 1900 м². Первый этаж разделен на две зоны с отдельными входами: в южном корпусе находится церковный магазин, в северном – универсальный зал и библиотека. На втором и мансардном этажах размещаются: воскресная школа, кружковые, издательство, рекреация. Таким образом, осуществляется вертикальное зонирование здания, при котором помещения, рассчитанные на больший поток посетителей, находятся на первом этаже. Административная функция в центре отсутствует, так как на территории церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке действует дом причта.

Площадь застройки духовно-просветительского центра при церкви Воскресения Словущего в Марьинском парке составляет 660 м², общая площадь – 2650 м². Строительство четырехэтажного, соединенного с церковью здания центра началось в 2012 году. Площадь и конфигурация плана обусловлены, с одной стороны, ограничениями участка, с другой – необходимостью обязательного расположения некоторых служб только в первом этаже. В подземном уровне расположены мастерские и хозяйственные помещения, на первом этаже – церковный магазин со входом с площади перед папертью храма, гараж и трапезная с кухней. Со стороны хозяйственного двора расположены автономные входы в кухню и служебный вход с вестибюлем и гардеробом для попадания в административную зону. На втором этаже находятся вестибюль с гардеробом с входом через паперть для посетителей просветительской зоны комплекса. К административной зоне относятся: четыре класса воскресной школы на втором этаже, а также две кружковые комнаты, библиотека и актовый зал на третьем [3].

Рис. 6. Функциональное зонирование духовно-просветительских центров.

Примером небольшого духовно-просветительского центра является духовно-просветительский центр в Зюзино при церкви Бориса и Глеба. Площадь застройки центра всего 200 м², общая площадь – 780 м². Центр построен в 2005 году на территории памятника архитектуры – церкви Бориса и Глеба, что вызвало ряд ограничений при строительстве. Застройка участка традиционна – на территории находятся церковь, дом причта, духовно-просветительский центр и церковная лавка. Духовно просветительский центр размещается в воссозданном здании флигеля на территории бывшей усадьбы Прозоровских-Бекетовых, в его состав входят: воскресная школа, творческие мастерские, библиотека, административные помещения, рекреация. Полезный объем здания увеличен за счет переноса хозяйственных помещений в подземный уровень, там же находится художественная студия и читальный зал, естественное освещение которых осуществляется с помощью пирамидального светового фонаря. Из-за нехватки площадей некоторые помещения многофункциональны, например, в классах воскресной школы проходят занятия кружков, а в читальном зале библиотеки – творческих мастерских (рис. 6).

Крупнейший духовно-просветительский центр в Москве – Центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре с площадью застройки 4500 м² и общей площадью более 20000 м². ЦДРМ был основан в 1999 году. В 2004 году Центру был присвоен статус Патриаршего, и в непосредственной близости от Данилова монастыря по благословению Патриарха Алексия II началось строительство архитектурного комплекса. Новое здание спроектировано таким образом, что его структура соответствует основным направлениям работы Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи и расширяет возможности их практического осуществления [4]. В двух подземных уровнях комплекса размещаются автомобильные стоянки и хозяйственные помещения. В цокольном этаже находятся концертный, дискуссионный и спортивный залы, бассейн, книгохранилище. Главный вход в здание расположен с запада, со стороны Даниловского переулка, и ведет в вестибюль концертного зала. На первом этаже расположены помещения кружковых, трапезная, музей, действующий в фойе концертного зала, и крестильня, имеющая прямое сообщение с храмом. Эксплуатируемая кровля первого этажа создает благоустроенное, озелененное пространство, обрамленного двух-, трех- и четырехэтажными корпусами. На втором этаже размещаются классы воскресной школы и административные помещения, на третьем – кружковые и библиотека. ЦДРМ, в отличие от большинства центров, действует при монастыре, а не при приходской церкви и является центром городского значения. Этот центр может служить примером при проектировании и строительстве крупных центров, рассчитанных на несколько приходов.

Заключение

Духовно-просветительские центры объединяют ранее существовавшие, традиционные и новые для церковной территории функции. Появление на церковной территории нового многофункционального объекта ведет к изменениям в композиции участка и усложнению пространственных связей между зданиями. Можно выделить три направления формирования композиционной структуры духовно-просветительских центров:
- в едином объеме с церковью;
- объединенные с церковью переходами;
- отдельностоящие здания.

В базовый состав духовно-просветительского центра входят детская воскресная школа, кружки, библиотека. С увеличением площади центра, в первую очередь развиваются просветительская и спортивная функции, расширяется состав помещений, появляются музеи, универсальные, дискуссионные, конференц-залы, спортивные залы.

На структуру и функциональный состав духовно-просветительского центра влияют следующие факторы:
- размещение центра в городе и плотность населения окружающих районов;
- приоритетные направления деятельности прихода;
- наличие других зданий на храмовой территории;
- ограничения при строительстве.

Характерными особенностями современной церковной архитектуры являются: строительство храмовых комплексов и многофункциональных объектов и соединение церкви с другими зданиями на церковной территории. Такая организация пространства отвечает современным тенденциям светской архитектуры, для которой актуальны многофункциональные, плавно перетекающие пространства.

References

1. Материалы совещания Святейшего Патриарха Кирилла и мэра Москвы Ю.М. Лужкова по вопросам строительства в российской столице 200 новых храмов [Электронный ресурс] – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1261707.html 

2. Баранцева Е.В. Духовно-просветительские центры в структуре города Москвы / Е.В. Баранцева // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАрхИ, т.1. – М.: Архитектура-С, 2012. – 50 с.

3. Кузнецов С.Я. Комплекс православного храма Воскресения Словущего в Марьинском парке (Стадия ПП) / С.Я. Кузнецов. – М.: МАрхИ, 2008.

4. Зайцева Ю. Заложен домовый храм при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи в Москве [Электронный ресурс] / Ю. Зайцева. – URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=16162 

5. Бондаренко И.А. Христианское зодчество / И.А. Бондаренко // Новые материалы и исследования. УРСС. – М., 2004

6. Покрова Божией Матери церковь в Ясенево [Электронный ресурс] //сайт храма Покрова Божией Матери. – URL: http://www.hrampokrov.ru 

7. Троицы Живоначальной церковь в Старых Черемушках [Электронный ресурс] // сайт храма Троицы Живоначальной. – URL: http://www.hramvcheremushkah.ru/about.html 

8. Бориса и Глеба церковь в Зюзино [Электронный ресурс]//сайт храма Бориса и Глеба. – URL: http://hramborisaigleba.orthodoxy.ru 

9. Центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре [Электронный ресурс] // сайт Центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. – URL: http://www.cdrm.ru 

Citation link

Barantseva E.V. SPECIFIC FEATURES IN THE SPATIAL PLANNING SOLUTIONS AND FUNCTIONAL STRUCTURE OF SPIRITUAL EDUCATION CENTERS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2012. – №3(39). – URL: http://archvuz.ru/en/2012_3/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 28.09.2012
Views: 104