Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (41) March, 2013

Arts and crafts

Alieva Olga O.

PhD student and Senior Tutor, Chair of Drawing.
Research supervisor: (Art Studies), Professor E.V. Borshch,
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: olg.alieva2012@yandex.ru

TEXTURE IN POLYCHROME ASSEMBLED STONE ARTWORKS

УДК: 736
Шифр научной специальности: 85.125.7

Abstract

Stone texture plays a significant part in the imagery of polychrome assembled stone artworks. This genre of national stone-cutting art has developed its own traditions in the use of stone texture. Carl Fabergé played an important role in the history of national anthropomorphic assembled stone plastic arts and in the development of techniques involving the use of stone texture. Texture was an important means in the creation of artistic images in stone at the House of Fabergé. Texture patterns simulated textile patterns, stained clothes of the characters, etc. Of the stones with pronounced texture, the stone-cutters mainly used jasper with its picturesque stains or strips, lazurite featuring fine speckles, and rhodonite. Monochrome stones would also be often used for creating strict, pedantic images, for example, military characters. The stone-cutters of the House of Fabergé were able to understand and appreciate stone’s specificity and pattern, spotting an artistic idea in it and combining the image thus created with the material’s properties.

In the stone-cutting plastic art of A.K. Denisov-Uralsky, polychrome assembled stone artworks occupy an important place. Besides a number of anthropomorphic sculptures, this Ural artist created a range of figurines of animals and birds, in which he took advantage of the material’s texture.

The Soviet artist V.V. Konovalenko followed Fabergé’s traditions and employed that artist’s stone texture techniques in his art. Moreover, he expanded the palette of materials used, enriching his artworks with expressive textures.

Polychrome assembled stone plastic arts, still being a popular stone-cutting genre, continue employing stone texture patterns. However, contemporary stone-cutters do not confine themselves to this well-established technique. They tend to take full advantage of all the artistic virtues of stone, using them as a basis for developing the imagery of their artworks.

Keywords: камнерезное искусство, мелкая пластика, текстура камня, декоративно-прикладное искусство

Художественный образ – это выражение творцом своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, своё понимание действительности. История искусств убедительно доказывает, что существуют определенные художественные средства выражения, используемые для создания произведений. Это форма, цвет, фактура, текстура и т. д. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности при создании художественных образов [1, с. 7]. Одним из активных средств выражения художественного образа является текстура.

Текстура – это изображение, состоящее из более или менее близких по восприятию элементов, расположенных в определенной закономерности. Текстуру, окрестности всех точек которой подобны друг другу, называют равномерной текстурой. Текстура характеризуется декоративно-художественными свойствами, вытекающими из внутреннего строения формы и наиболее ярко выявляется при гладкой поверхности. Отличается крайним разнообразием рисунка – от мелких вкраплений, представляющих собой почти однородную массу, до выразительных узоров, образованных внутренним «рисунком» формы [2, с. 55]. Текстура – это неотъемлемая принадлежность материала, из которого выполняются композиции, в основном пластические или объемно-пространственные. Текстура материала может непосредственно сама участвовать в творческом процессе как выразительное средство.

Характер текстурного рисунка может способствовать формированию определенной, задуманной автором образности композиции. К примеру, однообразная текстура вносит в произведение спокойствие. Яркость и неповторимость образа достигается использованием узорчатых витиеватых рисунков текстуры материала. Крупный текстурный рисунок создает композиционный акцент, способствует усилению роли персонажа. Мелкая текстура делает элемент незначительным. Особенно влияют на формирование художественного образа произведения цветовые сочетания текстурного рисунка. Посредством контрастных полихромных сочетаний достигается эффектность и значительность художественного образа.

Камень как материал для художественного творчества обладает уникальными возможностями благодаря своим свойствам. К декоративным свойствам относится текстура камня. Текстура – одно из главных внешних свойств камня, под которой следует понимать проявление на поверхности изделия внутреннего строения камня в виде текстурного рисунка. Декоративность природного камня, его красота зависят от характера сочетания цветов, оригинальности, выразительности рисунка [3, с. 6].

Внутреннее строение камней зависит от условий их происхождения. Главный источник образования минералов скрыт от наших непосредственных наблюдений глубоко в недрах земного шара. Минералы и горные породы возникают в самых различных условиях: при остывании расплавленных масс, находящихся в недрах земли или поднимающихся на поверхность; минералы могут отлагаться под воздействием газа и пара, а также из горячих подземных вод при их остывании; они образуются на дне морей, соляных озер, на дне болот и на поверхности земли. Состоящие из различных веществ, имеющих цветовые характеристики, массы застывают в какой-то определенный момент и окаменевают. Это может произойти при полном перемешивании составляющих массу элементов, тогда камень имеет достаточно однородную текстуру, или при частичном перемешивании, тогда хромофоры – элементы носителя цвета могут располагаться четкими или расплывчатыми полосами, пятнами, вкраплениями. Хромофорами являются железо (его окислы), титан, хром, марганец, медь (окись), кобальт, никель, слюда, известь, пирит, графит, антрацит (его пыль). Содержание в минерале хромофоров определяет интенсивность (яркость) его цвета, контрастности цветовых сочетаний в камне. Причудливость, характер текстурного рисунка камня обусловлены расположением и формой хромофоров в момент застывания или затвердения массы [4, с. 10].

Все многообразие рисунка, присущее различным породам камней, делится на полихромную и монохромную текстуру. Ярко выраженной живописной текстурой обладает яшма, в состав которой входят различные минералы, определяющие разнообразие цветовых оттенков, слагающих цветовые пятна, переходы, крап, полосы. Красочна текстура орской пейзажной яшмы с оттенками, напоминающими алую зарю или отблески затухающего костра, с прожилками кварца и другими включениями. Живописностью характеризуется текстурный рисунок мрамора, кварцита, кремния, определенного вида родонита. Монохромный рисунок включает в себя один цвет, не исключены его тональные переходы. Среди камней с монохромной текстурой можно отметить однотонные разновидности яшмы, мрамора, кварца, халцедона, лазурита, кахолонга; полосчатый монохромный рисунок агата, скарна, тигрового глаза, офикальцита; расходящиеся от центра сферолитические полосы малахита; окаменелое дерево; чароит; авантюрин; узор марганцевых дендритов мохового агата. По своему характеру естественный рисунок камня бывает узорчатым, крапчатым, полосчатым, с графичными дендритными включениями, которые присущи моховому агату и родониту. Причудливые узоры, слагающие разнообразные пейзажи, формируют текстуру яшмы и мрамора. Мелкий и крупный крап обусловлен брекчиевидным строением пород мрамора, яшмы, обсидиана. Полосчатая кушкульдинская яшма отличается перемежающимися зелеными и красно-коричневыми полосами. Далеко не всегда текстуру камня слагает какой-то конкретный тип рисунка. Например, живописные переходы родонита могут дополнять черные марганцевые дендриты, напоминающие ветки деревьев. Текстура каждого отдельного образца камня оригинальна и неповторима и благодаря своим художественным качествам используется при создании произведений искусства как выразительное средство композиции.

Если говорить о текстурных возможностях этого материала, то целесообразно обратиться к произведениям полихромной блокированной пластики, сочетающим различные образцы камня, следовательно, различного характера текстуры. Российская полихромная блокированная пластика имеет давнюю историю и традиции использования особенностей текстуры камня. В связи с этим есть возможность сопоставить особенности использования художественных свойств материала.

Текстура камня применялась в кабинетных пресс-папье, выпускаемых императорскими гранильными фабриками. Их украшали каменными натюрмортами – «накладками» [5, с. 90]. В качестве примера можно привести пресс-папье работы уральских мастеров из коллекции минералогического музея им. А. Е. Ферсмана. На подставке прямоугольной формы фигурным профилем рассыпаны естественным образом различные ягоды. Здесь и гроздья белой и черной смородины, и ярко-красная малина, спелая вишня и морошка. Подмеченные особенности выражались с помощью художественных свойств камня. Тональные и цветовые переходы текстурного рисунка камня использовались для передачи недоспелых частей ягод, неоднородности зеленых листьев. Текстура камня выполняет функцию подражания (имитации), повторения растительного материала.

Впервые значение текстуры природного камня было в полной мере оценено мастерами фирмы «Фаберже». В начале XX века они создают серию полихромных каменных статуэток, используя цветной поделочный камень, его узорчатость, неоднородность для усиления декоративных качеств произведения и для подражания природе.

Удачное использование текстуры камня характеризует работу «Мальчик – продавец лимонада» (рис. 1). Одетый в грязноватый передник из кахолонга с серыми разводами, персонаж несет на голове непропорционально большой кувшин, в левой руке он держит кружку. Плавные живописные разводы родонита имитируют выцветшие части рубашки. Загорелые и запачканные участи кожи рук персонажа эффектно передает текстура коричневой яшмы. Декоративные свойства камня помогают созданию художественного образа.

Рис. 1. Мальчик-продавец лимонада.
Санкт-Петербург, начало XX в.
Фирма К. Фаберже. Оникс, кварц, яшма,
родонит, кахолонг, топаз,
горный хрусталь, сапфиры;
резьба по камню, монтировка.
Частная коллекция

Рис. 2. Маляр с двумя кистями в правой руке.
Петроград, начало XX в. Фирма К. Фаберже.
Ляпис-лазурь, жёлтый кварц, мрамор, яшма,
пурпурин, авантюрин, родонит, сапфиры,
серебро; резьба по камню, монтировка.
Частная коллекция

По модели скульптора Б. О. Фрёдмана-Клюзеля исполнена работа «Маляр» (рис. 2). Её отличает выразительная поза и живописность в подборе материала. Персонаж, закинув за спину кисти с повешенным на них ведром, с заправским видом осматривает пространство вокруг себя. Утрированная косолапость и крупные руки усиливают образное решение работы. В соответствии с задуманным образом подобраны и камни. Лазурит выбран не однотонный, а пестрый, с бурыми включениями, имитирующими пятна краски. За счет текстуры камня перепачканными красками выглядят и сапоги маляра, ведра, рубашка и фартук. Даже авантюриновый кварц, часто используемый для передачи открытых телесных участков в композиции, выбран не чистый, а с темными включениями, как брызги краски на щеке, шее и руках маляра. Закинутые за спину кисти в краске разных цветов выполнены из лазурита, родонита, с использованием серебра.

Удачное пластическое решение художника-скульптора дополнено выразительным средствами каменного материала, знанием и пониманием которого владели мастера фирмы «Фаберже». Природная текстура камня воссоздает, имитирует одежду и подчеркивает ее «рабочее» состояние. Образ раскрыт благодаря свойствам и даже нюансам состояния камня.

В работе «Варя Панина» (рис. 3) благодаря точному подбору материала передан яркий образ исполнительницы романсов, который отличает портретное сходство. С плеч героини свисает роскошная шаль с витиеватыми узорами, удачно переданными южно-уральской яшмой, богатой текстурным рисунком. Длинную юбку мастера-камнерезы выполнили из кушкульдинской яшмы, отличающейся полосатой красно-зеленой текстурой [6, с. 315]. Текстурный рисунок передает пестрый и полосчатый узор ткани, декоративные качества одежды, тканей, максимально приближенные к оригиналу.

Текстура камня играла немаловажную роль в создании художественного образа в камнерезном творчестве фирмы «Фаберже». Текстурный рисунок имитировал узор ткани, запачканность одежды персонажей и т. д. Посредством текстуры камня переданы пятна краски на одежде, обуви, лице и руках в изображениях маляров. Из камней с ярко выраженным текстурным рисунком мастера использовали, в основном, яшму с ее живописными пятнами или полосами, лазурит, отличающийся мелким крапом, и родонит. Часто применялись камни однотонной окраски. Мастера фирмы «Фаберже» умели понимать и ценить особенности и рисунок камня, искать в нем художественную идею, соединять образ, создаваемый ими, со свойствами материала [7, с. 126].

Продуманное использование текстурного рисунка характерно также для произведений А.К. Денисова-Уральского (1864 – 1926), в частности в изображении птиц. Известно, что для императрицы Марии Фёдоровны, большой любительницы птиц, А. Денисов-Уральский изготовил каменное изображение попугая из десяти сортов уральских и сибирских камней. Отдельные детали выполнялись в разных камнях путем склейки. Прожилки лазурита и яшмы оживляют и придают естественность окраске попугая. В использовании великолепных камней, в их мастерском подборе художнику, без сомнения, мало равных. Роскошная скульптура индюка с матовой, шероховатой поверхностью (рис. 4) – яркий тому пример. Пестрое оперение этой нарядной, надутой птицы выполнено из письменного гранита. Оперение птицы удачно передают темные вкрапления текстурного рисунка камня [8, с. 40]. Натурализм, воссозданный в том числе текстурой камня, отличает работы А. К. Денисова-Уральского.

Рис. 3. Варя Панина. Санкт-Петербург,
начало XX в. Фирма К. Фаберже.
Кальцит, пурпурин, яшма, авантюрин,
кварц, мрамор, бриллианты, золото,
серебро; резьба по камню, монтировка.
Частная коллекция

Рис. 4. Индюк. Петроград, 1914 – 1916.
Фирма А. Денисова-Уральского.
Письменный гранит, иризирующий обсидиан,
молочно-белый кварц, родонит, бронза;
резьба, шлифовка, патинирование, монтировка.
Пермская государственная художественная галерея

Продолжил традиции мастеров фирмы «Фаберже» в области малой полихромной скульптуры из составного камня советский камнерез Василий Коноваленко (1929 –1989). Художник активно использует текстуру камня для создания художественного образа. Природный рисунок камня дополняет народные образы пестротой тканых узоров, имитацией запачканности и потертости рабочей крестьянской одежды и деревянной мебели. Он не только унаследовал традиции использования текстурного рисунка камня от мастеров фирмы «Фаберже», но и внес в полихромную блокированную пластику свои приемы. Коноваленко значительно расширил палитру используемых камней. К применяемым ранее яшме, лазуриту, родониту добавились и другие, отличающиеся выразительным текстурным рисунком – малахит, белорецкий кварцит, окаменелое дерево, флюорит. Особенную яркость композициям придает агат. Эта разновидность халцедона наделена богатством текстурного рисунка в виде концентрических или дугообразных полос разной толщины, причудливых живописных вкраплений или витиеватых линий. Камень нужен для точного натуралистичного воссоздания образа.

В работе «На мормышку» (1968) (рис. 5) на подставке свободной формы из льдистого кварца, имитирующего гладкую поверхность замёрзшего водоёма, закутавшись в потертый меховой тулуп, сидит рыбак с опущенной в воду удочкой [9]. Немногочисленные, но точные детали дополняют образ участника зимней рыбалки: это флюоритовая бутылочка с согревающим напитком, нефритовый ящик с принадлежностями, служащий подставкой для сидения, выловленные рыбы. Удачно использован текстурный рисунок агата, пятнообразные вкрапления которого имитируют потертости теплого тулупа. Этот прием существенно дополняет задуманный образ и делает композицию более выразительной. Ткань, материал, одежда воссозданы по примеру произведений предшественников – мастеров XIX – начала XX века.

Рис. 5. Композиция «На мормышку», Россия, 1968. Авт. В. Коноваленко. Агат, кахолонг, кварцит, кварцит белорецкий, лазурит, лабрадорит, нефрит, обсидиан, персиан, порфир, флюорит, яшма ревенская, золото, серебро; резьба по камню, монтировка. Музей «Самоцветы»

В современном камнерезном искусстве России наблюдается возрождение и развитие малой полихромной скульптуры из составного камня. Повторяются известные приемы и в использовании текстурного рисунка материала. Можно наблюдать все ту же яшмовую текстуру, имитирующую рисунок ткани; концентрически расходящиеся полосы агата, напоминающие круги на водной поверхности; однообразный крап лазурита; живописные пятна родонита, имитирующие неоднородность ткани одежды, письменный гранит для оперения птиц и т. д. На первый взгляд, в современных произведениях полихромной блокированной пластики используются все те же традиционные приемы, которые применялись мастерами фирмы «Фаберже», А.К. Денисовым-Уральским и В.В. Коноваленко. Правда, еще больше расширяется палитра камней. Активно используются текстуры чароита, скарна, мохового агата, радусита и других ранее не применявшихся камней. Но у современных художников-камнерезов изменяется сам подход к текстуре материала: она не только повторяет природные материалы, помогая раскрытию художественного образа пластического произведения, как это было раньше, а является основным выразительным средством композиции. Появляются работы, в которых текстура камня диктует художественный образ, решение его целиком зависит от текстурны камня. Замени этот камень другим – и образ пропадет.

Художник П. Б. Потехин из Санкт-Петербурга в своих произведениях полихромной блокированной пластики старается как можно полнее раскрыть красоту камня, подчеркнуть его индивидуальность и неповторимость, заключающуюся прежде всего в текстурном рисунке материала [10, с. 344]. В качестве примера можно привести его работы «Леший» (1997) и «Кикимора» (1997) (рис. 6,7). В основу образного решения своих композиций художник положил текстурные особенности мохового агата. Моховой агат (моховик) бывает разных цветов, с рисунком и включениями, напоминающими мох, деревца, кустарник, водоросли [11, с. 15]. Текстурный рисунок камня имитирует свисающие по лицу и одежде персонажей водоросли, траву, зацепившиеся ветви деревьев, словом, разнообразный лесной мусор, который прицепился к этим обитающим в лесных чащах и болотах типажам. Текстура камня передает природную текстуру растительности.

Рис.6. Леший. Санкт-Петербург, 1997.
Авт. – П. Б. Потехин.
Моховой агат, металл;
резьба по камню, монтировка.
Частная коллекция

Рис.7. Кикимора. Санкт-Петербург, 1997.
Авт. –  П. Б. Потехин.
Моховой агат, металл;
резьба по камню, монтировка.
Частная коллекция

Екатеринбургский художник-камнерез А. Жуков, обратившийся к этой технике в 1988 г. под влиянием работ В. Коноваленко, следует глубинным традициям уральского камнерезного искусства. Он не подгоняет материал под свой замысел, а старается настроиться на его волну и, отталкиваясь от специфических особенностей, стремится прежде всего раскрыть и подчеркнуть природную красоту самоцвета [12, с. 11]. В композиции «Палата № 6» (2010) (рис. 8), созданной по мотивам рассказов А.П. Чехова [13], уральский художник использовал полосчатую текстуру скарна для воссоздания одежды. Удачно найдено пластическое решение композиции – статичная поза, приподнятая кверху голова, мимика лица, выражающая задумчивость, отстраненность, покорно сложенные на коленях руки, босые ноги. Полосчатый скарн выразительно передает расцветку больничного костюма и задает образное решение всей композиции. В работе Жукова текстура камня нужна для создания образа больного, обитающего в больничной палате персонажа. Особенность трактовки образа обусловлена использованием полосчатого текстурного рисунка камня. Все открытые участки тела опытный художник выполнил из горного хрусталя, придав ему матовую поверхность. От этого камень получился полупрозрачным, его матовый блеск легко ассоциируется с поверхностью тела. Но в то же время персонаж выглядит не совсем обычно: за счет удачно подобранного камня и придания его поверхности необходимой фактуры А. Жукову удалось изобразить отстраненность больного от реальности, уход в собственные мысли и создать выразительный художественный образ.

Рис. 8. Композиция «Палата № 6», Екатеринбург, 2010. авт. – А. И. Жуков.
Яшма, скарн, горный хрусталь, лазурит, офиокальцит, жадеит, перламутр, металл; резьба по камню, монтировка.
Частная коллекция

Таким образом, текстура материала традиционно выполняет ряд функций в отечественной антропоморфной пластике из составного камня. Она удивительно точно имитирует растения, мех животных и оперение птиц, водную гладь; одежду и ткани с причудливым и незатейливым рисунком, передаёт состояние потертости или запачканность и т. д. Активно применяется этот прием использования текстурного рисунка камня и сегодня. Современные мастера стараются максимально использовать художественные свойства камня, взяв их за основу образного решения своих произведений.

В современных произведениях полихромной блокированной пластики используются все те же традиционные приемы, которые применялись мастерами фирмы «Фаберже», А.К. Денисовым-Уральским и В.В. Коноваленко. При этом расширяется палитра камней и появляются новые возможности текстурного рисунка для изображения натуры. Активно используются текстуры чароита, скарна, радусита и других, ранее не применявшихся камней. Но вместе с тем, у современных художников-камнерезов изменяется сам подход к текстуре материала: она не только повторяет природные материалы, помогая раскрытию художественного образа пластического произведения, как это было раньше, а является основным выразительным средством композиции. Факт присутствия подобных работ говорит о значительной роли текстуры камня в современных произведениях полихромной блокированной пластики как средстве выразительности художественного образа.

References

1. Golubeva, O.L. (2001) Basics of composition. Moscow: Izobrazitelnoye Iskusstvo.

2. Ustin, V.B. (2007) Composition in design. Methodological fundamentals of composition and art-based form generation in designer’s creativity. Moscow: AST: Astrel.

3. Ziskind, M.S. (1989) Decorative facing stones. Leningrad: Nedra.

4. Sobolevsky, V.I. (1983) Remarkable minerals. Moscow: Prosveshcheniye.

5. Pavlovsksly, B.V. (1953) Ural stone-cutting art. Sverdlovsk: Sverdlovsk Book Publishing House.

6. Habsburg von, Géza. (1993) Fabergé: Imperial Jeweller. Translated by А. Kan, N. Pushkina, Washington: Fabergé Arts Foundation.

7. Fabergé. Jeweller to the Romanovs. Catalogue (2006) Brussels: Artchronika.

8. Karl Fabergé and Stone-Cutting Masters. Precious Stone Treasures of Russia: Catalogue. Compiled by T.N. Muntyan. (2001) Moscow: State Historical Cultural Museum-Preserve "Moscow Kremlin".

9. Konovalenko, V. V. (1973) Jewellery with semi-precious stones: a set of cards. Moscow: Sovetskaya Rossiya.

10. Skurlov, V.V., Fabergé, T.F., Ilyukhin, V.N. (2009) Fabergé and his followers. Saint-Petersburg: Liki Rossii.

11. Chernykh, V.N., Semenov, V.B. (1982) Agate. Sverdlovsk: Middle Urals Book Publishing House.

12. Parnyuk, T.V. (2006) Anatoly Zhukov. Ekaterinburg: AMB.

13. Ural stone-cutting art. Anatoly Zhukov: a set of cards (2011), Ekaterinburg: Museum of History of Stone-Cutting and Jewellery Art.

Citation link

Alieva O.O. TEXTURE IN POLYCHROME ASSEMBLED STONE ARTWORKS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2013. – №1(41). – URL: http://archvuz.ru/en/2013_1/17 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 17.12.2012
Views: 116