Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (51) September, 2015

Theory of architecture

Melodinsky Dmitry L.

DSc. (Art Studies),
Professor, Chair of Foundations of Architectural Design,
Moscow Architectural Institute, 

Russia, Moscow, e-mail: melodinsky@yandex.ru

THE ARCHITECTURAL SCALE OF ROEL VAN LENT

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

The 2009 book by the Dutch architect Roel van Lent drew wide public attention. Based on a systems approach, it reviews the semantic aspect of architectural magnitude of scale. The article discusses the contribution of the author to the development of architectural thought towards composite form generation at the current stage. The critical position of the author in relation to the creativity of postmodernism is shown.

Keywords: spatial composition, architectural scale, systems approach, Dutch architect Roel van Lent (1983)

В начале ХXI века за рубежом появился рад значительных исследовательских работ на тему архитектурной масштабности – Ликлейдер (1962)[2], Ч. Мур и Д. Ален, (1065)[3], Филипп Будон (2003)[4,5], Сесиль Быковски (2010)[6], Ф. Орр (1985), Магдалини Мавриду (2011) и др. В них получили отражение некоторые новые идеи в связи с развитием мировоззренческих представлений. Более всего затрагивалась проблема масштабности в градостроительном аспекте. Вместе с тем не остались в стороне и традиционные разделы, интересовавшие прежних аналитиков.

В этом плане обращает на себя внимание монография голландского архитектора Роел Ван Лента «Ахитектурный масштаб» (Roel van Lent. Architectural Scale. 2009) [1]. Она, главным образом, посвящена семиотической функции архитектурного масштаба (смыслового истолкования масштабной образности в исторической эволюции архитектуры).

Рис. 1. Роел Ван Лент. (Г. р. 1983)

Рис. 2. Обложка книги Р.В. Лента
 "Архитектурный масштаб"

Роел Ван Лент – молодой, успешно практикующий архитектор, талантливый ученый-аналитик, выпускник Делфтского архитектурного института. Его увлекла тема архитектурного масштаба, где он нашел весьма оригинальное развитие ее в аспекте семиотики, углубляя мысли российского академика Н.И. Брунова. (Доклад 1937 года) [7].

Это направление реализует особый взгляд на искусство со стороны отношения его творцов-художников и воспринимающих – потребителей их продукции. Такой гуманитарный подход, учитывающий особенности человеческой натуры, психики и общественной природы творческой активности вскрыл новые пласты представлений об искусстве и его культурном содержании. Было показано, что между человеком и природой располагается мир символических систем, которые опосредуют все связи человека с миром. Этот подход отразился также и в отношении к структурным особенностям произведений архитектуры, в том числе и выразительным средствам – ритму, масштабу, тектонике. Стала заметна роль масштаба, его качественных видов и относительных свойств в выражении характерных для исторической эпохи образов мироздания. Таким образом, появился новый аспект в истолковании масштаба в его знаковом, символическом значении. В этих символах можно обнаружить разные уровни восхождения от более конкретных контекстов культурной событийности до космических моделей мироустройства. В масштабных образах так или иначе находили отражение закономерности жизни, ее упорядоченности, взаимозависимости, цикличности процессов. В этом отношении масштаб становится поэтической сутью профессионального сознания архитектора, генерирующим методом проектного творчества. О таких масштабных связях говорят как о связях более высокого уровня или употребленных в более широком смысле, выходящем из обыденной конкретности.

Универсализация понятия масштабности в художественно-композиционном аспекте, рассмотрение его в «широком плане» вызывает сложности и неясности, отсутствие чёткой структурированной опоры зачастую просто метафорично. Масштаб схематизирован, оценочен, субъективен, т. е. неизбежно включает возможные расхождения в восприятии архитектурных образов. Он проявляется в пределах большого контекста, или стиля. Несмотря на отдельные возражения, в искусствоведении считается, что есть веские основания принять такой вид архитектурного масштаба.

Роел Ван Лент осуществляет рассмотрение семантической функции архитектурного масштаба на протяжении всей истории зодчества, начиная с древних его истоков, останавливаясь на основных стилистических эпохах. Роел Ван Лент – не первый, кто ставит особенность масштабного восприятия в зависимость от социокультурного контекста, а точнее от мироощущения человека той или иной исторической эпохи. Однако автор выдвигает оригинальную версию, которая отличается от предложений его предшественников. Он говорит о трёх исторических типах архитектурной масштабности в зависимости, соответственно, от трех особенных этапов культуры, которая проявляется в многообразии бытового уклада, в уровне познания, мироощущения, мифологических и религиозных воззрений.

В методологическом плане автор опирается на концептуальную идею Томаса Куна, известную как структура научных революций, и введенное им понятие парадигмы. Не случайно ранее Роел Ван Лент опубликовал статью «Смена парагим в архитектуре» (2008).

Чтобы понять логиуку рассуждения автора, полезно представить содержание основных глав монографии.

ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ I. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МАСШТАБ
Определение масштаба
Рациональный человеческий масштаб
Функциональный человеческий масштаб

ЧАСТЬ II. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МАСШТАБ – ОТ КОНЕЧНОГО К БЕСКОНЕЧНОМУ
Брейгелевская Вавилонская Башня
Высокий Готический Собор
Версаль

ЧАСТЬ III. ВОЗВЫШЕННЫЙ МАСШТАБ
Философия Возвышенного
Предтеча возвышенного – египетские пирамиды как абстрактная мощь
Этьен-Луи Булле
Возвышенный масштаб в живописи
Небоскреб как эволюция в направлении огромности
 

Таким образом, автор выделяет три парадигмы художественного языка архитектуры и обнаруживает очевидную эволюцию в смене их последовательности. Если учитывать при этом аспект масштабной выразительности, тогда это движение развивается от человеческого масштаба к «промежуточному» (от конечного к бесконечному) и далее в направлении грандиозного (монументального, возвышенного и т.п.) «sublime».

Роел Ван Лент утверждает, что невозможно воспринять человеческий масштаб без расследования смысла человеческого бытия и его телесных характеристик, начиная с истоков архитектуры, когда уже начинают проявляться мифические или символические отношения.

Дом Адама в раю – первый приют малоподвижного человека – эта примитивная хижина – уже является посредником между человеком и космосом, символическим толкованием тесной связи микромира и макромира. Витрувий утверждает, что примитивные хижины были имитацией человеческой фигуры, где круг и квадрат могут быть абстрагированы от материального мира, таким образом провозглашая антропоморфность архитектуры. В эпоху Возрождения переход от антропоморфных к анропометрическим представлениям произошел при Альберти и Дюрере. Идея совершенных геометрических фигур была ими расширена в представлении человека как Божьего творения, чего не было у Витрувия, опиравшегося на языческие корни.

Вершиной второго исторического этапа (парадигмы) Роел Ван Лент считает Ренессанс и деятельность его выдающихся мыслителей, которые необычайно высоко подняли статус человеческого разума, представление о творческих возможностях человека. Родилась уверенность в его праве соответствовать в полной мере своей природной натуре, пользоваться благами жизни, испытывать удовольствие и радость от самого существования в мире. Если в стремлении к ним встречаются естественные преграды и трудности, то для их преодоления требуются воля и сила, которые изначально содержатся в потенциях человека. Эти настроения определяли жизненную атмосферу, которая реализовывалась как в практических делах, так и в искусстве.

Ренессанс обращает внимание на логичность и целесообразность мирового устройства, его природных образований. В соответствии с этим подходом развивается культ человеческого тела, естественного порождения природы: в нем видели высшую норму прекрасного не в религиозном традиционном представлении, а в светском содержании, оно получило конкретную форму художественного воплощения в образах пластических искусств. Ведущим был принцип художественного организма по аналогии с природной организованностью (мимефис). Отсюда берет начало природная архитектоника как творческая концепция в решении художественно-композиционных задач в архитектуре. «Здание есть как бы живое существо, создавая которое следует подражать природе» (Ж.Б. Альберти) Данная теория нашла свое наболее точное воплощение, по мнению Роэл Ван Лента, в архитектурном творчестве Андрео Палладио, в частности в его знаменитых виллах (1508–1580). Как и Альберти, он вернулся к Витрувию и греко-римской системе рационального человеческого масштаба.

Третий вид значительного масштабного выражения – грандиозного масштаба – Роел Ван Лент относит к новейшей архитектуре. Вместе с тем он считает, что уже в Египте и в более поздние исторические эпохи величественный масштаб заявил о себе в полной мере.

Он возвышается над обыденными человеческими ощущениями в восприятии архитектурного образа. Его цель – внедрить в сознание индивида понимание ограниченности человеческой натуры, превосходства всевышних сил (властной мощи, религиозных устоев и т.п.).

В теоретических исследованиях есть немало работ, анализирующих историко-культурный фон, способствовавший порождению гигантского масштаба в архитектуре. Роел Ван Лент подробно их излагает, но особое внимание обращает на новейшую историю, связанную с «эпидемией» небоскребов.

То, что небоскреб своей неумной высотой и отсутствием традиционных пластических членений, делающим невозможным его восприятие с позиции «человеческой масштабности», стало очевидным. Автор предлагает разобраться, откуда возникает эта сомнительная смысловая инициатива, опровергающая классические философские ценности. Истоки очевидны – они связаны с постмодернистским миросознанием и его философским структуралистским обоснованием.

Роел Ван Лент предваряет данную главу известным эпиграфом «Всего один шаг от великого до смешного» (Наполеон Бонапарт). Оп пишет, что с момента возведения первого небоскреба в Чикаго человека преследует мания превзойти его высоту и установить новый рекорд. Современные архитекторы одержимы почему-то желанием тоже возвести когда-либо самое высокое здание. Это стремление структуралистский мыслитель и психоаналитик Жак Лакан связывает с фаллическим символом и понятием желания. Желание никогда не подключено к объекту, но подключено к несостоявшемуся (manque), недостатком является попытка человека компенсировать его через фаллические символы как объекты, которые символизируют власть (например, большой автомобиль или небоскреб). Фаллический образ архитектуры можно соотнести с желанием государства, города или общины возвести высокое здание как символ статуса (Дубай), который желательно иметь. В этой связи Роел Ван Лент упоминает и наш российский опыт. Такой амбициозный небоскреб Газпрома с маниакальным упорством пытались власти Петербурга осуществить в центре города вопреки общественному мнению.

Рис. 3. Карикатура на безликую
архитектуру небоскреба [5, с.139]

Рис. 4. Типичный образ городской среды с преобладанием
небоскребов, утративших масштабную определенность

Уместно дополнить рассуждения Роел Ван Лента о нелепости стремления к высоте в угоду одной масштабной грандиозности мыслями А.К. Бурова об отсутствии поэтической красоты, в том числе масштабной выразительности. «Люди начинают считать тогда, когда здание не порождает их другими качествами, например красотой. Я их считал еще и потому, что не мог воспринять их масштаб. Что они, эти небоскрёбы больше, меньше или равны себе в их невообразимом размере? Больше или меньше человека? Они гораздо меньше своего размера Гораздо больше архитекторов, которые их создали, и равны тому строю, который вызвал их беспорядочный, чудовищный, буйный и стихийный рост.

Это масштаб не архитектуры и не человека – это масштаб стихийного бедствия – как войны, кризиса или безработицы. После кризиса считают количества банкротств, после безработицы – количества самоубийств, а выстроив еще один небоскреб в гряде других – количество этажей» [8, с. 139].

Подобно Н. Салингаросу[9], Роел Вап Лента можно определенно причислить к кагорте профессиональных критиков постмодернизма (постструктурализма ) в архитектуре и, в частности, критиков идеи антимасштабности или внемасштабности в новейшей архитектуре.

Книга, по нашему мнению, заслуживает профессионального перевода на русский язык. В таком качестве она стала бы полезным дидактическим подспорьем в изучении трудной темы масштабности в архитектуре, о чем мы писали прежде [10].

References

1. Roel van Lent. Architectural Scale. 1282387 MSc3-4 Interior AR3A151. January 2009.

2. Licklider Heath. (1965) Architectural Scale. London: The Architectural Press.

3. Moore, Ch., Allen, G. (1981) L’architecture sensible (Espace, echelle et forme) Paris : Dunod.

4. Budon, Philippe. «Echelle» en architecture et au-dela. [Online] Budon_ARU_82 pdf

5. Budon, Philippe. (2003) Sur l’espace architectural. Essai d’epistemologie de l’architecture. Editions Parentheses.

6. Bukowski, Cécile. L’echelle humaine dans l’architecture contemporaine. 10 novembre 2010. http://www.implications-philosophiques.org/implications-de-la-perception...

7. Burov, А.К. (1960) On Architecture. Moscow: Gosstroyizdat. (in Russian)

8. Salingaros Nikos A. (2010) Twelve lectures on architecture. Solingen: Umbau-Verlag.

9. Melodinsky, D.L. (2014) Difficulties Encountered by Students in Relation to Architectural Scale in the Course of "Spatial Composition" [Online] Architecton: Proceedings of Higher Education. No. 46 (2). Available from: http://archvuz.ru/en/2014_2/17  (in Russian)

Citation link

Melodinsky D.L. THE ARCHITECTURAL SCALE OF ROEL VAN LENT [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2015. – №3(51). – URL: http://archvuz.ru/en/2015_3/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 19.08.2015
Views: 111