Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (59) September, 2017

Arts and crafts

Shirokovskikh Margarita S.

PhD (Art Studies), Associate Professor. 
Herzen University

Russia, St. Petersburg, e-mail: ivarita@bk.ru

INDUSTRIAL TEXTILES AS A PART OF EXPOSITION: TOWARDS THE PROBLEM OF STUDYING OF LENINGRAD FABRICS

УДК: 74.01/.09
Шифр научной специальности: 85.12

Abstract

The author identifies the specificity and originality of Soviet textile expositions in the second half of the 20th century and considers the main types of hanging of fabrics and textile haberdashery. Some international textile exhibitions are reviewed. The specifics of laying out exhibition area by means of industrial textiles are outlined. In practical terms, this study provides information that may be used in the preparation of specialized exhibitions and fairs.

Keywords: textile mills, design, exhibition, fabric, scarf

Презентация промышленных образцов имеет свои особенности и зачастую противоречит принципам построения экспозиции произведений искусства. Даже в такой узкой области, как текстиль, способ развески тканей может отличаться от развески гобеленов, объемно-пространственных композиций, панно, выполненных в технике росписи (батика). Нередко при подготовке выставок, где представлены живопись, графика, скульптура, включение в экспозицию гобеленов представляется сложной задачей. Демонстрация же серийных тканей с раппортным рисунком оказывается невозможной. Развешенные «в складку» декоративные или плательные ткани вне зависимости от техники их выполнения (жаккардовое или ремизное ткачество, шелкография, набойка) вызывают протест у коллег и кураторов тем, что создают ощущение «магазина тканей». Но иного способа подачи объектов текстильного дизайна они предложить не могут. Очень часто промышленным текстилем пытаются скрыть некрасивые, ветхие, неровные или окрашенные в неудачный цвет поверхности стен в выставочных залах.

Более органично промышленный текстиль входит в экспозицию предметов прикладного искусства: произведений художественного металла, керамики, стекла, мебели. В данном исследовании автор ставит своей целью определить выставки, на которых экспонировались ленинградские ткани 1950–1990-х гг., выявить способы их развески, художников – авторов рисунков и специалистов, ответственных за экспозицию. В качестве основного источника использована советская периодика и монографическая литература (в том числе издания Всесоюзного института ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды — ВИАЛегпрома), часть сведений получена в ходе изучения архивных материалов.

Набивные, ремизные и жаккардовые ткани были результатом деятельности огромного сектора экономики – текстильной промышленности, и потому были представлены не столько как художественный объект, сколько как достижение советской системы. Советская периодика давала исключительно положительную оценку и позитивный прогноз; в литературе, как правило, приводились цифры без сравнения с другими странами («17 тыс. экспонатов», «2 тысячи отрезов», «800 комплектов» и т. д.). Но ни имен художников, ни подробного описания тканей, ни, тем более, их фото представлено не было. Это можно объяснить тем, что при комплектовании текстильных коллекций для международных выставок основной задачей было продемонстрировать количество и разнообразие текстильной продукции СССР, возникшее в связи с различными климатическими условиями и многонациональным составом. Подобные выставки служили и демонстрацией того, что государство стремилось удовлетворить различные вкусы и запросы "советских людей" [8, с. 3]. Оценить визуальный ряд экспозиции ленинградских тканей мы можем лишь благодаря сохранившейся в Санкт-Петербургском архиве кинофотофондодокументов фотохронике ЛенТАСС и комментариям к ней.


Рис. 1. Всесоюзная выставка тканей в Москве, 1961. Автор фото П. Федотов. ЦГАКФФД СПб

На фото П. Федотова 1961 г. с Всесоюзной выставки тканей в Москве можно заметить оригинальные «белоземельные» ткани с мотивом бамбука, эффектные образцы с крупной полосой и множество тканей с раппортом средней и малой величины. Ткани собраны в складки и скомпонованы группами, каждая из которых снабжена табличкой-указателем (рис. 1). В комментарии к фото выделены потребительские качества (несмываемое тиснение и блеск, расширение коллекции рисунков).

Продукция фабрики им. Веры Слуцкой наряду с тканями московских предприятий (фабрика «Красная Роза», комбинаты им. П. П. Щербакова, им. Я. М. Свердлова), Литвы, Эстонии упоминается почти во всех доступных источниках. Ткани этого предприятия были представлены на выставке в столичном ГУМе еще в начале 1950-х гг. [12, с. 167]. Десятилетием спустя в универмаге «Гостиный двор» уже функционировал специальный отдел по продаже «василеостровских ситцев», созданный с целью изучения спроса. Необходимо отметить, что ткани в нем были представлены в традиционной для торговой площади форме – на невысоких (до 3 м) стендах и в складку [12, с. 201]. Экспозиции иного рода были созданы на Всемирной выставке в Брюсселе (17 апреля – 19 октября 1958 г.). Существенное их отличие состояло в том, что они были созданы специально для данной выставки (суровье произведено фабриками «Октябрьская», «Рабочий» и им. Желябова, а отделка выполнена на фабрике им. В. Слуцкой). Рисунки для маркизета, поплина, батиста, сатина разработаны художниками И. Ракитиной, В. Заикиной, Н. Косовичем, Н. Сорокиным. На выставке было представлено около двадцати образцов тканей, они стали частью советского павильона рядом со станками, копией атомного ледокола и космических спутников, макетами и машинами. Форма подачи тканей в данном случае была иной: экспонаты крепились к высоким (5–8 м) металлическим конструкциям и размещались не строго вертикально, плотно одна к другой (как в магазине), а длинными диагонально направленными лентами; гардинные полотна висели «в складку» (рис. 2).


Рис. 2. Фрагмент экспозиции советского павильона на международной выставке в Брюсселе, 1958.
Источник: https://bashny.net/t/es/130536 

Успех ленинградской фабрики на брюссельской выставке выразился не только в присуждении серебряной медали, но и в расширении зоны экспорта. В начале 1960-х гг. ткани ситценабивной фабрики им. В. Слуцкой экспортировались в семнадцать стран, а в 1972 г. – в двадцать три. После показа тканей в Брюсселе качество тканей повысилось, актуальное художественное оформление было теперь осознанной необходимостью, к их дизайну (термин этот не был широко распространен в СССР) подходили с большей степенью ответственности.

С начала 1960-х гг. до 40% образцов советских тканей, представленных на международных выставках, были отделаны на фабрике им. В. Слуцкой [12, с. 204-205]. «Знак качества» был присвоен двум тканям: малосминаемому сатину и ткани комбинированного переплетения «Юбилейная», которая набивалась только активными кубовыми красителями [12, с. 230]. Весьма интересно с художественной точки зрения оформление экспортной этикетки: в прямоугольник вписан овал с изображением лося; на ленте внизу надпись: «Хлопчатобумажная промышленность СССР/Cotton textile industry USSR. Made in USSR». Этикетка была выполнена с контрастным цветовым решением фона и сближенными тонами в центральном мотиве (рис. 3).


Рис. 3. Экспортная этикетка «Знак качества» [12]

В 1970 г. маркизет, оформленный фабрикой им/ В. Слуцкой, был отмечен золотой медалью Международной выставки в Пловдиве (Болгария) [12, с. 231].

С 1957 г. продукция фабрики постоянно демонстрировалась в павильоне ВДНХ [12, с. 174]. В павильоне «Текстильная промышленность» было представлено более полутора тысяч образцов тканей. Ленинградская ситценабивная фабрика им. Веры Слуцкой занимала отдельный стенд, на котором демонстрировались хлопчатобумажные штапельные ткани для женских платьев, гладкоокрашенные поплины для мужских сорочек, сатины с тиснением и шелковистой отделкой, детская фланель. В обзоре, составленном главным инженером павильона, отмечены разнообразные по рисунку маркизеты, вуаль «Ленинградская», летняя курортная ткань «Чио-Чио-Сан». Но основное внимание уделено не дизайну, а технологической стороне вопроса: демонстрировались ткани с новыми видами отделки (малосминаемой, малоусадочной, не требующей глажения), новыми структурами (ткань «Утро», которая вырабатывалась с вискозным утком, хлопчатобумажная ткань «Волна», фасонная ткань «Рябинушка» с утком из вискозного шелка, блузочная ткань «Молодость» – всего около трехсот образцов [3, с. 5]. В том же обзоре представлена информация о новой модели сверхскоростной фильтровальной станции, предназначенной для очистки воды, поступающей в производство [3, с. 6].

Известно, что в Общесоюзной выставке текстильных товаров, проходившей в 1961 г. в Москве, кроме ситценабивной фабрики им. В. Слуцкой [10, с. 33], принимали участие Ленинградский комбинат тонких и технических сукон им. Тельмана, суконная фабрика «Ленсукно» [10, с. 77], гардинно-тюлевая фабрика им. Самойловой [10, с. 93].

Материалы одного из отчетов о зарубежных выставках и ярмарках текстильной и легкой промышленности дают возможность составить представление о способах демонстрации тканей и текстильных изделий в 1960 г. В данном сборнике, кроме уже упомянутых предприятий, отмечена ленинградская фабрика «Красное знамя», продукция которой представляла собой трикотажные изделия, декорированные способом фотофильмпечати [8, с. 6].

Демонстрация текстиля на зарубежных выставках в основном преследовала цель показа технических усовершенствований в данной области, достижения в художественном оформлении были второстепенными. В связи с этим мы можем объяснить и способ формирования экспозиций текстиля, соседствовавшего с новыми моделями спутников, телевизоров, холодильников, пищевыми продуктами и кондитерскими изделиями. На Промышленной выставке СССР в Багдаде (10–30 апреля 1960 г.) для изделий текстильной и легкой промышленности (к этой группе относились также ковры, меха, фарфор, хрусталь) было отведено место в дальнем левом крыле выставочного павильона. Вдоль стены были расположены меха, ковры и ткани. На фоне ковров в узком застекленном стенде размещались льняные изделия, декорированные вазами и игрушками. На постаменте высотой 60 см находился 12-метровый стенд тканей. В виде веера высотой 6–7 м демонстрировались хлопчатобумажные ткани; таким же образом были скомпонованы жаккардовые и набивные шелковые ткани [8, с. 17–18]. После проведения выставки были заключены торговые соглашения на продажу хлопковых и штапельных тканей [8, с. 20].

На международной выставке-ярмарке в Милане (12–27 апреля 1960 г.) ткани экспонировались на трех стендах: по типу волокна (шерсть, шелк, хлопок). Льняные ткани и столовые приборы демонстрировались на отдельной витрине [8, с. 23].

Характер экспозиции в каждом отдельном случае зависел от возможностей павильона. Выставка достижений СССР в области науки, техники и культуры (9 мая – 9 июня 1960 г., Прага) была примером создания сложной объемно-пространственной экспозиции: «В центре высокого зала располагалась центральная конструкция. В средней ее части стремились вверх радужные лучи из шелковых тканей. На нижней части – подиуме длиной 10 м, шириной 5 м и высотой 2 м – демонстрировались шерстяные ткани. … Между металлическими решетками в горизонтальном и вертикальном направлениях были натянуты хлопковые, шелковые и льняные ткани, сочетавшиеся со свободными складками более легких тканей» [8, с. 28]. На выставке привлекали внимание сочностью расцветок, интересными решениями набивного рисунка и новизной структуры тисненый сатин и набивной маркизет фабрики им. В. Слуцкой [8].

На Международной промышленной ярмарке в Будапеште ткани демонстрировались на трех стендах и на двух специальных решетчатых установках, которые располагались на подиумах; ткани были подобраны по ассортименту и оригинально оформлены по рисунку и колориту. Штучные изделия (скатерти, полотенца, платки) были представлены на подиуме [8, с. 34].

Большое количество тканей было представлено на Первой советской выставке в Норвегии (25 июня –10 июля 1960 г., Осло). Стенд тканей представлял собой сложную конструкцию и имел вид красочного опрокинутого шатра диаметром 30 м. Над центральным круглым стендом под потолком крепились шелковые и хлопчатобумажные ткани, которые в виде натянутых стягов спускались к центру основания подиума. Внизу на круглом подиуме была сделана выкладка тканей; всего на нем экспонировалось около семидесяти отрезов шелка. На стендах по боковым стенам были представлены: вечерние шелковые ткани, декоративные и «одежные» хлопчатобумажные, шерстяные плательные, костюмные и пальтовые (рис. 4, 5). Все они, так же, как и на центральном стенде, крепились на балках у потолка и в свободном движении спускались к шести подиумам абстрактной формы. Внизу они крепились у основания стенда. На стендах и между ними были размещены манекены с готовым платьем. Льняные и штучные изделия были представлены вместе с фарфором в витринах [8, с. 46].


Рис. 4. Шелковые ткани на выставке СССР (Осло, Норвегия. 1960) [8]


Рис. 5. Витрина с фарфором на фоне декоративных бязей, выставка СССР (Осло, Норвегия. 1960) [8]

В виде динамичных лент промышленные ткани размещались также на выставках и ярмарках в КНДР (Пхеньян), Турции (20 августа – 20 сентября 1960 г., Измир), Болгарии (18 сентября – 2 октября 1960 г., Пловдив), Индонезии (Джакарта), Тунисе (рис. 6), Польше (Познань) [8, с.49–53, 58–61, 66–69, 70–79].


Рис. 6. Стенд советских тканей на международной ярмарке в Тунисе, 1960 [8]

Одной из форм презентации тканей можно считать «худсоветы», проходившие в ассортиментном зале фабрики. Стены зала были оформлены лучшими образцами продукции, кроме того, проходили показы моделей из новых тканей в форме дефиле. Новые рисунки оценивались членами художественных советов по ряду показателей, одним из которых было соответствие тенденциям моды. Подобные комиссии формировались из руководителей и ведущих специалистов; в их составе были модельеры, искусствоведы, технологи, конструкторы, и, конечно, художники. Ценность таких собраний состояла не только в ознакомлении с новыми образцами текстильного дизайна, но и в возможности общения в среде профессионалов (рис. 7).


Рис. 7. Ситценабивная фабрика им. В. Слуцкой, Ленинград. В. Константинова показывает модель на заседании худсовета.  Автор снимка Пакуль (?) . ЦГАКФФД СПб

Изображения ассортиментного зала сохранилось в фотохронике ЛенТАСС ; в начале 1990-х гг. демонстрация моделей проходила не в ассортиментном кабинете (рис. 8), а в актовом зале.

Ленинградский текстиль, представленный на международных выставках, не был ограничен только тканями: заметную его часть составляла текстильная галантерея. В отчете, представленном ВИАлегпромом, отмечено, что в 1972 г. изделия текстильно-галантерейной промышленности экспонировались на пяти международных выставках и ярмарках: В ГДР (Берлин), Турции (Измир), Чехословакии (Прага), Венгрии (Будапешт), Монголии (Улан-Батор) [9, с. 43]. В данном случае группы изделий для выставок названы коллекциями, в каждую из которых отбирались изделия из натурального (крепдешин, газ-шифон, туаль, фуляр) и ацетатного шелка. Известно, что половину всех экспонированных платков составляли изделия московского производственного текстильно-галантерейного объединения «Художественная роспись». Ленинградское текстильно-галантерейное объединение «Новость» представило в 1972 г. платки для двух выставок в Чехословакии, а гардинно-тюлевая фабрика им. Самойловой – для семи выставок [9, с. 44 – 45]. Экспонаты для каждой выставки отбирались комиссией, в состав которой входили представители Минлегпрома СССР, Всесоюзных объединений «Экспортлен» и «Востокинторг», Всесоюзной торговой палаты и ВИАлегпрома [9, с. 43].


Рис. 8. Художники Н. В. Пирогова и О. Е. Калинина за отбором рисунков тканей, которые будут выпускаться в 1981 г. Фото С. Смольского. ЦГАКФФД СПб

В 1970-х гг. ВИАЛегпром выступил организатором выставок-ярмарок. На данный момент нам не удалось найти сведения о том, каким образом была составлена их экспозиция и какую роль в ней играл именно ленинградский промышленный текстиль. Но принимая во внимание тот факт, что целью этих ярмарок было сотрудничество между представителями торговли и производителями [4, с. 153], можно предположить, что демонстрация потребительских качеств была важнее выделения художественных достоинств.

Проблема экспозиции промышленного и художественного текстиля не была исследована достаточно, тем не менее, уже в 1970-х гг. она была осознана и поднималась в советской периодике. Способ развески промышленных тканей и изделий имеет огромное значение, поскольку от дизайнерского решения монтажа экспозиции зависит степень воздействия ее на зрителя [1, с.106]. В том случае, если сценарием выставки не предусмотрено выделение промышленного текстиля, то к нему подходят с критериями, естественными при восприятии уникальных штучных изделий [7, с.16]. Промышленные образцы могут показаться скучными и невыразительными в сравнении с разнообразными мотивами гобеленов и расписных панно. Величина раппорта воспринимается по-разному в зависимости от характера экспозиции: плательная группа тканей в просторном зале зачастую выглядит как однотонное пятно – рисунок на ней не просматривается. Декоративные ремизные, жаккардовые и набивные ткани легче вписать в экспозицию, масштаб мотивов в них более крупный, композиции более эффектные, цветовые сочетания контрастные. Но не всегда удачна попытка развески тканей в качестве фона для экспозиции керамики, стекла, произведений художественного металла. Наиболее интересны выставки, на которых декоративные и плательные ткани демонстрируются рядом с предварительными набросками, зарисовками, этюдами. Такая форма презентации позволяет составить полное представление о творческой манере художника и дизайнера. В подобных выставках серийная ткань предстает произведением орнаментального искусства; зритель может оценить путь, проделанный дизайнером от созерцания природного мотива до построения логичной раппортной сетки. К сожалению, подобных выставок проводится не так много. В советский период они с успехом проходили в Москве и демонстрировали шелковые ткани комбинатов «Красная Роза», им. П. П. Щербакова, им. Я. М. Свердлова [5, с. 47], [6, с. 4–9]. [11, с. 6–8].

Экспозиционная деятельность музеев позволяет трансформировать ткани в объект показа, выявить при этом их историко-культурную, научную, эстетическую ценность. Подобный подход позволяет включить их в современную культуру. Грамотно составленная экспозиция должна представлять собой концептуально продуманное, функционально насыщенное целостное и эстетически выразительное произведение [2, с.122]. В настоящее время выделяют три основных метода проектирования музейных экспозиций: коллекционный, иллюстративный, музейно-образный [2, с.123]. С этой точки зрения экспозиции тканей ленинградских фабрик на международных выставках можно отнести к иллюстративному типу (несмотря на то, что группа изделий для каждой выставки обозначалась как «коллекция»), а на выставках в Союзе художников – к коллекционному.

Ткани и текстильно-галантерейные изделия, произведенные в Ленинграде во второй половине ХХ в. промышленным способом, были представлены в экспозициях четырех типов. К первому типу можно отнести развеску тканей на выставках-ярмарках и в торговых универмагах. Второй тип экспозиции – международные выставки, где текстиль был размещен рядом с промышленными и научными достижениями. Третий тип экспозиции – выставки в залах Союза художников. К отдельному типу можно отнести экспозицию тканей в ассортиментных залах фабрик, дополненную демонстрацией моделей в период «худсоветов». Надо отметить, что способ развески раппортных тканей во всех этих экспозициях был одинаковым (на горизонтальной опоре, в складку, полотна 3–4 м в высоту). На международных выставках мог применяться иной способ развески, предусмотренный архитектором павильона, это могли быть как объемно-пространственные композиции, так и развеска тканей «веером». Платки экспонировались как в развернутом виде, так и на подиумах, манекенах, в зависимости от возможностей выставочных площадей. Любая экспозиция была направлена на демонстрацию определенных характеристик текстиля: в Союзе художников первостепенной была эстетическая составляющая; выставки-ярмарки подчеркивали «потребительские» свойства; международные выставки, ассортиментные залы и «худсоветы» фабрик объединяли задачи производства и реализации текстиля, учитывая актуальный дизайн, стойкость к воздействию температуры и воды, сминаемость и пр. Данные об участии художников в каждой конкретной выставке отсутствуют, имен авторов рисунков в периодике не представлено. На наш взгляд, это объясняется тем, что вопросу авторства в советский период не уделялось должного внимания: оригинальный дизайн воспринимался в первую очередь как результат деятельности всего предприятия или как результат образовательного процесса (художественной школы).

References

1. Barutkina, L. P. (2011). Multimedia in the Modern Museum Exposition. Vestnik SPbGUKI, 12, pp. 248-257 (in Russian).

2. Veselitskiy, O. V. (2010). The Concept and Essence of Artistic Design of Museum Expositions. Voprosyi muzeologii, 1, pp. 121-125 (in Russian).

3. Dolinskaya, G. B. (1962). New Types of Fabrics and Finishing Equipment at the Exhibition of Achievements of the National Economy of the USSR. Krashenie i otdelka tkaney, 11, 24 p. (in Russian).

4. Zhuravlev, S. V., Gronov, Yu. (2013). Fashion According to Plan: a History of Fashion and Clothing Modeling in the USSR. Moscow: IRN. (in Russian).

5. Kaplan, N. (1972). Exhibition of Silk Fabrics. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 5, p. 47. (in Russian).

6. Kaplan, N. (1973). Drawings and Fabrics. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 7, p. 4-9.

7. Koval, R. (1974). Leningrad Textiles. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 9, pp. 15-19. (in Russian).

8. Liplavskaya, M., Serebrennikova, F. (1961). Textile and Light Industry of the USSR at 1960 Foreign Exhibitions and Fairs. Moscow: Library edition. (in Russian).

9. Martynova, V. P, Mazaeva, T. V. (1973). Updating and Expanding the Range of Fabrics and Products of the Haberdashery Industry: (1972-73 Report). Moscow: Library edition. (in Russian).

10. Romanov A. V., Nikakhristo, K. N., Evdokimova, E. A. (1961). All-Union Soviet Exhibition of Textile Goods. Moscow: Library edition. (in Russian).

11. Syirkina, F. (1975). Fabrics and Tapestries by Natalia Kirsanova. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 6, pp. 6-8. (in Russian).

12. Pavlova, T.V, Kulagina, E.I., Antyufeev, L.M. (1973). The Mill at the Seaside. Leningrad: Lenizdat. (in Russian).

Citation link

Shirokovskikh M.S. INDUSTRIAL TEXTILES AS A PART OF EXPOSITION: TOWARDS THE PROBLEM OF STUDYING OF LENINGRAD FABRICS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2017. – №3(59). – URL: http://archvuz.ru/en/2017_3/13 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 06.09.2017
Views: 147