Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (62) June, 2018

Theory of architecture

Korotich Andrey V.

DSc. (Architecture), DSc. (Art Studies),  DSc. (Engineering),
Corresponding member of the Russian Academy of Science and Civil Engineering,
Professor, International Academy of Architecture, Honored Inventor of Russia
Professor of the Department of Architecture,
Ural Federal University

Russia, Yekaterinburg, e-mail: avk-57@inbox.ru

HISTORICAL ARCHETYPES IN THE COMPOSITIONAL AND ARTISTIC DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY TALL ARCHITECTURE

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

The article expounds some current social aspects relating to the development of modern tall building construction. It defines and classifies the basic historical archetypes of modern tall architectural objects underlying the modern methods of form generation and development of "national" high-rise architecture in various regions of the world and used by known modern architects in their practice. Thus, the continuity between the architectural forms of ancient high-rise architecture and compositional constructions of modern high-rise objects is proved.

Keywords: tall buildings, plasticity, symbol, architectural form, archetype / prototype, composition, structure, town planning

Исследования автора показали, что значительное количество концептуальных проектных предложений в сфере современной высотной архитектуры имеет свои корни в многовековой культуре зодчества далеких прошлых эпох.

Современные архитекторы, зачастую не задумываясь об этом, невольно используют в своих высотных проектных концептах принципиальные композиционные темы, созданные в течение многих столетий – задолго до современного этапа развития архитектуры, в определенном смысле «изобретая велосипед». Вместе с тем очевидно и другое обстоятельство: некоторые перспективные принципиальные композиционные темы древнего зодчества, способные при их трансляции в современную архитектуру с последующей определенной художественной разработкой/переосмыслением дать мировой высотной архитектуре качественно новые, неожиданные трактовки и прочтения выразительных архитектурных форм, остаются нераскрытыми. Таким образом, создание уникальных и выразительных шедевров современной высотной архитектуры в достаточной степени тормозится отсутствием у практикующих архитекторов перечня принципиальных композиционных тем зодчества прошлых эпох, имеющих высокий композиционный потенциал и перспективы развития именно в сфере высотного зодчества. Усугубляет ситуацию практически полное отсутствие научно обоснованной операционной/инструментальной системы высотного формотворчества.

Среди многочисленных специальных научных работ, посвященных развитию архитектурной типологии и истории развития высотных зданий, а также их конструктивно-технологической эволюции (например, [1–7; 13; 14]), абсолютно отсутствуют искусствоведческие исследования, посвященные выявлению актуальных и перспективных принципиальных композиционных тем, обозначенных в зодчестве прошлых эпох и при этом обладающих большим нераскрытым потенциалом формотворчества в сфере современной высотной архитектуры.

Раскрытие данной научной проблематики – цель настоящей работы. Морфологический анализ выдающихся произведений мировой архитектуры прошлых эпох позволил выявить основные композиционные темы, которые уже широко используются или в ближайшей перспективе могут быть использованы архитекторами в творческом процессе создания произведений современной высотной архитектуры.

Рис. 1. Композиционная тема телескопических башен в построении формы древних высотных объектов Ближнего Востока и Северной Африки (а – в), а также ритуальных храмов Мексики (г – ж). Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [15; 6; 16; г – ж: 12]

1. Пирамиды/шатры (рис.12.1). Объекты, имеющие общую пирамидальную форму с плоскими или мелкофактурными гранями, могут быть представлены египетскими пирамидами, имеющими квадратный/прямоугольный план. Однако в чистом виде классические пирамиды в архитектуре древних эпох встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще возникают постройки в виде усеченных пирамид различной конфигурации. Среди них весьма интересный и характерный пример – ломаная пирамида Снофру в Дашуре (Египет, XXVI в. до н.э.), имеющая многогранную форму с горизонтальными переломами треугольных граней посередине, т.е. форму ограненного кристалла.

Пирамидальные шатровые завершения древнерусских храмов (рис.9а-б), равно как и аналогичных им современных церквей (рис.9в), располагаются на многогранном призматическом барабане. По своей композиционной роли, масштабу и геометрическим параметрам они равноценны остальным частям сооружения.

Шатровые остроугольные пирамидальные объемы, венчающие многогранные призматические барабаны, как особенности построения формы, также характерны для зданий «кристаллографической» композиционной парадигмы. Таким образом, можно сделать вывод: в основе формирования обширной группы современных высотных зданий-«кристаллов» лежат древние пирамидальные и шатровые сооружения-прототипы, имеющие ярко выраженный «кристаллический» облик.

Ко всемирно известным современным высотным сооружениям данного композиционного типа могут быть отнесены «Transamerica Pyramid», Сан-Франциско, США, арх. бюро William L.Pereira Associates; «Al Rajhi Tower», Эр-Рияд, Саудовская Аравия, арх. бюро WS Atkins; «London Bridge Tower/The Shard», Лондон, Великобритания, арх. Р.Пиано; «Al Faisaliah Complex», Эр-Рияд, Саудовская Аравия, арх. бюро Foster & Partners; «Ryugyong Hotel», Пхеньян, Северная Корея; высотный комплекс «Ziggurat», проект Timelinks; «Le Projet Triangle», Париж, Франция, арх. Ж. Херцог и П. де Мерон.

Рис. 2. Композиционные темы арок и колоннад/аркад в общественных и культовых сооружениях древних цивилизаций: Европы /3000–2000 гг. до н. э. (а – б), Мексики (г – д) и Римской империи (в, е – и). Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [а – 13; 6; 11; г – и: 13]

2. Телескопические башенные объемы (рис.12.2). Гробницы египетских фараонов, ритуальные сооружения майя, ацтеков и инков, Александрийский маяк, а также зиккураты Месопотамии являют нам систему ступенчатых пирамид, которые получаются с использованием такого распространенного композиционного приема, как «телескопическое» построение объема – многоярусное расположение сходных по очертанию/форме разновеликих составляющих блоков, установленных друг на друга вдоль вертикальной оси сооружения, где габариты блоков последовательно и равномерно/ритмично убывают от основания объекта к его вершине (блоки как бы выдвинуты друг из друга по направлению к вершине, имитируя принцип раздвижки участков –звеньев телескопа). Категория «телескопических» объектов является, пожалуй, наиболее распространенной в истории мирового зодчества.

Первые ступенчатые/многоярусные пирамидальные формы отмечаются уже в III тысячелетии до н.э. (зиккурат в Уре – рис.1б). Аналогичное построение имеет и шестиярусная пирамида Джосера в Саккара, III династия, около 2650 г. до н.э. (рис.1а). Высотный Александрийский маяк (III в. до н.э.), согласно одной из известных археологических реконструкций (рис. 1в), представляет собой ступенчатую телескопическую пирамиду с более сложным многоугольным очертанием блоков ротондального типа, оформленных ордерными системами и скульптурными деталями.

Ритуальные сооружения майя, ацтеков и инков (рис. 1г-ж) имели форму, принципиально схожую с пирамидой Джосера, но насыщенную большим количеством скульптурных деталей. Среди наиболее известных ступенчатых башен необходимо выделить пирамиду Кукулькана в Чичен-Ице, 483г. (рис. 1г); пирамиду Луны в Теотиуакане, 200–450 гг. (рис.1д), имеющую сложную многоуровневую пространственную структуру; храм Надписей в Паленке, VIII в. (рис. 1е), своей формой очень напоминающий Мавзолей В.И. Ленина.

Тема «телескопических башен» нашла свой отклик и в странах древней Юго-Восточной Азии. Так, принципиальное сходство с пирамидой Джосера имеет и многоярусная квадратная в плане «Большая Пагода диких гусей», 648 г. (рис. 5е), расположенная в древней столице Китая – г. Сиань. Храм Неба в Пекине, Китай, 1420г. (рис. 5ж) имеет иную, более сложную и пластически насыщенную трактовку данной композиционной темы, являя собой трехъярусную телескопическую систему из уменьшающихся к вершине чередующихся цилиндрических и конических объемов.

На Руси же данная тема воплощалась в виде многоярусных колоколен из поставленных друг на друга уменьшающихся к вершине многогранных призматических блоков (чаще всего восьмигранных), завершаясь луковичным куполом (например, колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, 1508 г. – рис. 10а).

Крупнейшая в Европе романская базилика Св. Сатурнина Тулузского, Тулуза, Франция, XI–XIV вв. имеет телескопическую пятиярусную башню, где каждый уменьшающийся к вершине восьмиугольный в основании призматический блок имеет спаренные арочные проемы на каждой боковой грани; башня завершается остроугольным шатром (рис. 11г).

К современным всемирно известным высотным сооружениям данной композиционной категории могут быть отнесены довоенный проект Дворца Советов в Москве, арх. Б.Иофан, а также общие объемные решения и завершения «сталинских высоток» 1950-х гг. (комплекс зданий МГУ, жилой комплекс на Котельнической набережной, комплекс зданий МИДа, здание на Каланчевской улице и др.) и некоторых американских небоскребов («Chrysler Building», Нью-Йорк, арх. У. Ван Ален; Республиканский банк/«Bank of America», Хьюстон, арх. Ф. Джонсон, Д. Берджи и др.).

Рис. 3. Композиционная тема гладких цилиндрических улиткообразных cпиралей в древней культуре стран Ближнего Востока. Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [а – рис. А.В. Коротича; б – 10]

3. Парные башни (рис. 12.3). Данная композиционная тема предполагает наличие в объемной структуре сооружения двух ведущих, наиболее высоких башенных элементов, выполненных одинаковыми (рис. 11а-в) или однотипными. Среди многочисленных исторических сооружений-прототипов, имеющих одинаковые парные высотные башни, но при этом в каждом конкретном случае выполненных в различных скульптурных формах и индивидуальной стилистической манере с абсолютно разным характером деталировки и силуэтом, можно выделить Кельнский собор, Кельн, Германия, 1248–1880 гг. (рис. 11б); собор Нотр-Дам в Париже, Франция, 1163–1345 гг.; уникальный по пластике своих парных башен Тынский храм в Праге, Чехия, 1551 г.; собор Св. Вита, Прага, Чехия, 1344–1929 гг.

В истории архитектуры имеются примеры зданий с индивидуальным композиционным решением каждой из башен-«близнецов». Так, собор в Шартре, Франция, 1194–1260 гг. (рис. 11в) имеет парные башни, выполненные одинаковыми только в нижней части; сверху же их облик кардинально различается: одна из них увенчана гигантским многогранным пирамидальным шатром с гладкими гранями; при этом другая имеет многоярусную сильно расчлененную и скульптурно декорированную структуру. Комплекс парных башен «Азинелли» и «Гаризенда» в Болонье, Италия, ~1120 г. (рис.4б) также характерен тем, что башни имеют различные геометрические параметры, форму основного объема, а также элементы внешнего оформления стен и завершения.

Композиционная тема высотных комплексов типа парных башен очень популярна у современных архитекторов-«высотников» и может быть представлена такими выдающимися произведениями современного высотного зодчества, как «Emirates Towers», Дубай, ОАЭ, арх. бюро NORR Group; комплекс «Федерация», ММДЦ, Москва, арх. П. Швегер, С. Чобан; «World Trade Center», Манама, Бахрейн, арх. бюро WS Atkins; «One Liberty Place», Филадельфия, США, арх. Х. Ян; «LIPPO Center», Гонконг, Китай, арх. П. Рудольф; «The Jewels», Dubai Marina, Дубай, ОАЭ, арх. бюро WS Atkins; «Fish Towers», Дубай, ОАЭ, арх. бюро P&T Group и др.

Рис. 4. Композиционные темы комплекса отдельно стоящих призматических объемов (а) и парных башен (б) в архитектуре стран средневековой Европы. Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [17; 18]

4. Профилированные / складчатые пилоны (рис. 12.4). Сооружения в рамках данной композиционной темы имеют форму отдельно стоящих вертикальных призматических, цилиндрических или конических пилонов, боковая поверхность которых расчленена вертикальными ребрами, складками, каннелюрами и т.д. Здесь прежде всего необходимо выделить минарет Бахрама в Газни, Афганистан, XII в., имеющий вид крупноскладчатого призматического пилона с поперечным сечением в виде восьмилучевой звезды (рис. 8д) и богато украшенный фигурной кирпичной кладкой, выявляющей эффектную фактуру граней при ярком солнечном свете. К этому же типу сооружений относится и Башня Кабуса близ Горана, Иран, XI в.

Мавзолей в Бестане, Иран, XIV в. (рис. 7в) имеет эффектную форму пилона-цилиндра, боковая поверхность которого сильно расчленена крупными треугольными в сечении вертикальными складками, и увенчанного гладким бутонообразным куполом.

Часовая башня Биг-Бен, Лондон, Великобритания, 1859 г. (рис. 11д), как и колокольня/Кампанила на площади Сан-Марко в Венеции, Италия, 1173–1514 гг. (рис. 11е), выполнены в виде квадратных в основании объемов-пилонов, боковые грани которых расчленены вертикальными пластическими элементами – профилированными ребрами.

Джаркурганский минарет, Узбекистан, 1110 г., имеет вид конического столба на невысоком восьмигранном основании (рис. 7а-б); при этом боковая поверхность столба расчленена крупными выпуклыми складками полуциркульного поперечного сечения, выполненными в технике фигурной кирпичной кладки. Те же архитектурно-художественные достоинства присущи другому знаменитому произведению восточной архитектуры – коническому минарету «Кутуб Минар», Индия, XIV в., из состыкованных на боковой поверхности чередующихся крупных выпуклых и треугольных складок, расчлененных по высоте на пять ярусов скульптурными криволинейными карнизами с богатой пластической деталировкой (рис. 7г).

В современной архитектуре формы данного композиционного типа представляет система виртуальных архитектонов К. Малевича (поисковые объемные модели в русле советского авангарда, имеющие фрактально-складчатое призматическое построение боковых участков высотных объемов). Ко всемирно известным современным высотным сооружениям данного композиционного типа могут быть причислены также «Trump Hotel», Нью-Йорк, США, а также «Marina-City», Чикаго, арх. Б.Гольдберг и др.

Вместе с тем необходимо констатировать, что структуры данной композиционной категории пока еще не нашли адекватного отражения в современной архитектурной практике. Художественный потенциал данной группы весьма значителен и, безусловно, нуждается в дальнейшем образном переосмыслении с целью получения новых выразительных современных трактовок этой композиционной темы.

Рис. 5. Композиционные темы многозвенных цепей (а – д), а также телескопических башен (е – ж) в средневековой национальной архитектуре стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [19; 20; 21; 22; 23; 24; 12]

5. Арки (рис. 13.5). Сквозные арки, имеющие проемы различного очертания, – один из важнейших архитектурных атрибутов национальных культур самых разных народов мира.

Триумфальные одно- или трехарочные сооружения Римской империи, I–IVв. н.э. (рис. 2в,е-з), имели свою специфику композиционного построения: основной призматический объем пронизывался одним или тремя полуциркульными арочными проемами (в последнем случае центральный проем выполнялся выше и шире боковых); при этом все проемы оформлялись с боковых сторон ордерными элементами (колоннами/полуколоннами с базами и капителями), а сверху – карнизами, ярусами профилированных портиков, фризов, фронтонами различного типа. Завершение сооружения зачастую оформлялось сложными тематическими скульптурными группами. К таким сооружениям относятся, например, Триумфальная арка Септимия Севера, Рим, III в. и Триумфальная арка Константина, Рим, IV в.

В этом ряду, безусловно, необходимо отметить Монументальную арку в Пальмире, Сирия, III в., а также грандиозный арочный свод дворца в Ктесифоне, Иран, III–V вв.

Ритуальные арки древней Мексики, XIV–XV вв. (рис. 2г-д) выполнялись стрельчатыми (треугольного/трапециедального очертания) и декорировались фигурной каменной кладкой. Напротив, знаменитая ритуальная арка «Врата Богов», Пуэрто де Хайку Марка, Перу (династия инков) имеет прямоугольный проем.

В средневековой культуре народов Средней Азии национальному архитектурному мотиву «стрельчатых арок» также отводилось важное место: акцентирующим арочным композиционным элементом выделяются, например, портал медресе в Бухаре, XII в. (рис. 8б), центральный портал медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде, Узбекистан, 1415 г. (рис. 8в); мавзолей Абу Насра Парса в Балхе, Афганистан, XV в. (рис. 8г).

Стрельчатая готическая арка Староместской башни Карлова моста в Праге, Чехия, 1380 г., также является главным/акцентирующим композиционным элементом всего сооружения. Впечатляет Триумфальная арка в Барселоне, Испания, 1888 г., в облик которой привнесены характерные черты восточных культур.

Композиционная тема «арок» исключительно востребована в современной высотной архитектуре и может быть представлена такими всемирно известными объектами и проектами, как башня «Азади», Тегеран, Иран, арх. Х.Аманат; «Amsterdam Arch», Амстердам, Голландия, арх. бюро Pi de Bruijn & de Architekten Cie; «Gate to the East», Суджоу, Китай, арх. бюро RMJM Hong Kong; «Большая Арка Дефанса», Париж, Франция, арх. И.О. Шпрекельсен и П.Андрэ; «Sheraton Huzhou Hot Spring Resort», Нанкин, Китай, арх.бюро MAD; «Gate Building of International Financial Center», Дубай, ОАЭ, арх.бюро Gensler; «Небесный город Умеда», Осака, Япония, арх.Х.Хара; «The Arch», Гонконг, арх.бюро Arup; «Trump Int’l Hotel & Tower», The Palm Jumeirah, Дубай, ОАЭ, арх.бюро WS Atkins; проект здания «Газпрома», Санкт-Петербург, арх.Д.Либескинд; «Макс Рейнхардт Хаус», Берлин, Германия, арх.П.Айзенман и др.

 http://archvuz.ru/en/sites/archvuz.ru/files/pic/2018_2/k6_0.jpg

Рис. 6. Композиционные темы пилонов на стилобате как единого объема (а) и бутонов (а–г) в древней национальной культуре стран Юго-Восточной Азии. Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [а, б – 12; 25; 26]

6. Спиральные объемы: улиткообразные и винтообразные (рис. 13.6). Все спиральные объемы, используемые в архитектуре, можно достаточно четко подразделить на улиткообразные и винтообразные. Улиткообразные цилиндрические спирали закручены сами в себя и могут быть представлены такими знаменитыми сооружениями, как Вавилонская башня, 2 тыс. до н.э. (одна из археологических реконструкций – рис. 3б), а также минарет Большой мечети в Самарре, Ирак, 852 г. (рис. 3а).

Винтообразные спирали образуются закручиванием вокруг оси пилона/столба с каким-либо многоугольным замкнутым поперечным сечением. Первоначально они использовались в виде скульптурных элементов декора памятников, храмов и соборов (например, на боковой поверхности цилиндрической колонны Траяна в Риме, 113 г., расположен тематический барельеф, имеющий форму спирали длиной 190м). В эпохи Средневековья и Возрождения винтообразные спирали использовались в виде нервюр готических соборов, а начиная с поздней готики – в качестве закрученных колонн самой различной формы (наиболее яркие примеры – исключительные по своей пластике спиральные колонны средневековой биржи в Валенсии, Испания, XV в.; витые разнотипные колонны внутреннего дворика базилики Сан-Джованни-в-Латерано, Рим, 1735 г.; удивительные по сложности и красоте спиральные колонны собора Санта-Мария-в-Трастевере, отделанные цветной мозаикой, Рим, XII в.). Вандомская колонна в Париже, 1810 г., с навитым на боковую поверхность тематическим барельефом во многом является копией колонны Траяна.

Исследованием выявлен уникальный винтообразный шатер башни «Greyfriars Tower» францисканского аббатства в Кингс Линн, Норфолк, Англия, 1538 г., являющий собой спирально закрученную складчатую пирамиду звездчатого поперечного сечения.

Наиболее яркий пример русского опыта использования спиралей в качестве декоративной отделки зданий – витые луковичные купола Собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву/Василия Блаженного, Москва, 1555 г., ставшие всемирно узнаваемым брэндом нашей столицы и всей страны. Оригинальны и спиральные каннелюры на колоннах Меншиковой башни в Москве, 1707 г.

Использовал в своих постройках спиральные художественные мотивы выдающийся архитектор эпохи Возрождения Гварино Гварини (например, витой купол барочной церкви Сан-Грегорио, Мессина, Италия, XVII в.).

На рубеже XIX-XX вв. спиралевидные/геликоидальные элементы декора, малые архитектурные формы и колонны становятся излюбленными выразительными скульптурными средствами оформления интерьеров и фасадов комплексных художественных произведений Антонио Гауди [5; 14].

Актуальная композиционная тема «спиральных объемов» имеет колоссальный художественный резонанс в русле современной высотной архитектуры и может быть представлена уникальными, выразительными и резонансными объектами и проектами:

• гладкая цилиндрическая улиткообразная вертикальная спираль: представительство компании «Etisalat», Шарджа, ОАЭ; проект Дворца труда в Москве, арх. И. Голосов; 
• двухслойная полигональная призматическая улиткообразная вертикальная спираль как главный композиционный акцент комплекса Дворца труда в Москве, арх. Г. Людвиг; 
• решетчатая треугольно-раскосная улиткообразная наклонная спираль как главный композиционный элемент проекта памятника III Интернационалу в Москве, арх. В. Татлин; 
• винтообразные спирали: «Twisting Torso», Мальме, Швеция, арх. С.Калатрава; «Infinity Tower», Дубай, ОАЭ, арх. бюро SOM; «Дворец Бракосочетания», ММДЦ, Москва, арх. бюро RMJM; «Al Tijaria Tower», Кувейт, арх. бюро NORR Group; «Al Bidda Tower», Доха, Катар, арх. бюро GHD Global; «Spiral Tower», Нагоя, Япония, арх. бюро Nikken Sekkei; «F&F/Башня Революции», Панама-Сити, Панама, арх. бюро Pinzon Lozano Associates; «Absolute Towers», Mississauga, Канада, арх. бюро MAD;«Strata Tower», Абу Даби, ОАЭ, арх. бюро Asymptote; «United Tower», Ближний Восток, проект Cooperation Investment House + Ahmed Al Qaed Construction и др.

Рис. 7. Композиционная тема профилированных/складчатых пилонов в древней архитектуре стран Ближнего Востока, Юго-Восточной и Средней Азии. Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [27; 28; 29; 30]

7. Многозвенные цепи (рис. 13.7). Сооружения-прототипы этой группы имеют очертание многозвенных блочных структур, где составляющие блоки (как правило, одинаковые) последовательно состыкованы вдоль вертикальной оси. Блоки могут иметь различную конфигурацию и фактуру, врезаться друг в друга, а также разворачиваться друг относительно друга на какой-либо угол с соблюдением строгой регулярности общего структурного построения. Яркие представители зданий данной группы – многоярусные пагоды Китая, Японии, Кореи и других стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока (рис. 5а-д).

Композиционная тема многозвенных цепей имеет большие перспективы в сфере современной высотной архитектуры и может быть представлена такими эксклюзивными и всемирно известными объектами, как отель «Sofitel», Токио, Япония, арх. К. Кикутаке; «India Tower», Бомбей, Индия, арх. бюро FXFOWLE Architects; «Taipei-101», Тайбэй, Тайвань, арх. бюро C.Y.Lee & Partners Architects; проект «Экополис», Япония, арх. К.Кикутаке; «Город Столиц», ММДЦ, Москва, арх. бюро NBBJ и др.

Композиционные возможности структурных вариаций/модификаций многозвенных высотных объемов еще далеко не исчерпаны (в частности, современная трактовка данной темы допускает выполнение разнотипных составляющих блоков, а также их асимметричное очертание и иррегулярное расположение в общей структуре высотного объекта). Кроме того, трансляция этой композиционной темы в современную высотную архитектуру привела к появлению проектов трансформируемых зданий с постоянно изменяющейся поверхностью внешней оболочки, когда составляющие объем здания блоки поворачиваются вокруг центрального ствола в самых различных пространственных вариантах, образуя спектр неожиданных выразительных форм – винтообразных, с аритмической иррегулярной структурой и др. (так называемая «кинематическая архитектура» арх. Д.Фишера /арх. бюро «Dynamic Architecture»).

Рис. 8. Композиционные темы пилонов со стилобатом как единого объема (а), бутонов (а), стрельчатых арок + гиперболоидов-воронок и винтообразных пилонов (б – г), профилированных/складчатых пилонов (д) и бутонов (е) в средневековой архитектуре стран Средней Азии. Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [31; 32; 33; г – 9; д – 8]

8. Бутоны (рис. 13.8). Вертикальные объемы, имеющие наибольшую толщину в центральной зоне, а по общему очертанию напоминающие нераскрытый бутон, лимон или бочку, являются объектами данной композиционной группы. Вершина «бутонов» может быть как острой, так и закругленной, а выпуклые дугообразные линии, очерчивающие профиль/контур бутонообразной формы, могут иметь различную кривизну. Поверхность формы «бутонов» может быть гладкой или рельефной/складчатой.

Вертикально-складчатые «бутоны» (где складки располагаются по контурной дуге объема) были весьма популярны в древнеиндийской храмовой архитектуре. Так, одна из наиболее характерных деталей высокой бутонообразной башни знаменитого комплекса Кандарья-Махадева в Кхаджурахо, Индия, ХI в. (рис. 6б) – разновеликие подобные по очертанию и фактурному оформлению складки, чередующиеся в шахматном порядке и ритмически заходящие друг в друга.

Бутонообразный стрельчатый купол мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, Узбекистан, XV в. (рис. 8е) слегка нависает над нижележащим цилиндрическим барабаном и оформлен сходящимися в вершине полукруглыми в поперечном сечении одинаковыми дугообразными выпуклыми складками.

Горизонтально-рельефные многоярусные «бутоны» представлены «Малой пагодой диких гусей», Сиань, Китай, 709 г. (рис. 6в), образованной поставленными друг на друга соосными квадратными в плане объемными блоками с нависающими профилированными контурными карнизами, где блоки плавно уменьшаются по величине к вершине по «телескопическому» принципу, а также имеющей ярусные кольцевые выемки пагодой «Сунъюэсы» на горе Суньшань, Китай, 520 г. (рис. 6г).

Выдающийся архитектурный памятник древней Юго-Восточной Азии – храмовый комплекс Ангкор-Ват, Камбоджа, ХII в. (рис. 6а) – являет собой целую систему из пяти подобных по форме и соподчиненных между собой многоярусных бутонообразных объемов с горизонтально-рельефной складчатой поверхностью, наивысший из которых расположен строго в центре зеркально симметричной прямоугольной в плане развернутой пространственной композиции.

Композиционная тема «бутонов» имеет большой выразительный потенциал в сфере современной высотной архитектуры и может быть представлена такими имиджевыми и всемирно известными объектами, как «Swiss Re/30 St Mary Axe», Лондон, Великобритания, арх. бюро Foster & Partners; «Doha High-Rise office Building», Доха, Катар, арх. Ж. Нувель; «Cucumber», Лондон, Великобритания, арх. бюро Robin Partington Architects; «Torre Agbar», Барселона, Испания, арх. Ж.Нувель; «Al Bahar Towers», Абу Даби, ОАЭ, арх. бюро Aedas; «Bionic Tower- Vertical City Tower Complex», арх. Э. Силая; «KPT Tower», Карачи, Пакистан, арх. бюро Aedas; «Mixed-use Development», Кувейт, арх. бюро WS Atkins; «Dorobanti Tower», Бухарест, Румыния, арх. З. Хадид и др.

Рис. 9. Композиционная тема пирамид/шатров в русской культовой архитектуре. Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [34; 7; 35]

9. Колоннады / аркады: одно- и многоярусные (рис. 13.9; рис. 14.9). В архитектуре прошедших веков не было более популярной композиционной темы, чем «колоннада/аркада». К наиболее известным прототипам, раскрывающим данную тему, из великого множества построек можно отнести: одноярусную колоннаду – древнегреческие Пропилеи, Афины, Греция, 432 г. до н. э.; римские многоярусные аркады-акведуки, I–II вв. н. э. (рис. 2и); входную колоннаду Пантеона в Риме, 126 г.; две гигантские зеркально симметричные полукруглые в плане одноярусные колоннады собора Св. Петра в Риме, 1667 г.; изогнутую колоннаду Казанского собора в Санкт-Петербурге, 1811 г.; колоннады как самостоятельные объекты архитектуры: Аполлона в Павловском дворце, 1783 г.; Московских Триумфальных ворот, Санкт-Петербург, 1834 г.; Бранденбургских ворот, Берлин, Германия, 1791 г. и др.

Ко всемирно известным современным высотным сооружениям данного композиционного типа могут однозначно быть отнесены одноярусная колоннада-аркада комплекса «Gate Towers», Абу Даби, ОАЭ, арх. бюро Arquitectonica, а также проекты двухъярусных аркад: здания «Наркомтяжпрома» в Москве (конкурсный проект А. и В. Весниных) и здания «Коминтерна» (ВХУТЕИН, проект Г. Кочара). В данном ряду своим сложным объемным решением выделяется проект высотного комплекса у Никитских ворот в Москве, арх. Л.Лисицкий, пространственная композиционно-тектоническая структура которого имитирует стоечно-балочную колоннаду с нависающими/консольными участками.

Рис. 10. Композиционные темы телескопических башен (а – з), пирамид/шатров (б) и многоярусных ротонд (кольцевых колоннад/аркад) (д) в русской культовой архитектуре. Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43]

10. Пилоны со стилобатом как единый объем (рис. 14.10). Объекты данной композиционной категории нечасто встречаются в архитектуре прошлых веков. Здесь прежде всего необходимо отметить этрусские надгробные памятники, расположенные в окрестностях Рима, I в. до н. э. – II в. н. э., имеющие вид группы пилонов различного очертания, как бы вырастающих из прямоугольного стилобата. Также выделяется медресе Чор-Минор, Бухара, Узбекистан, XVII в. (рис. 8а) с четырьмя угловыми башнями-минаретами, объединенными по нижнему ярусу кубическим стилобатом со стрельчатым арочным входом. К этой же композиционной категории может быть отнесен и ранее упоминавшийся храм Кандарья-Махадева в Кхаджурахо, Индия, XI в.

Значительно больший отклик данная тема получила в русле современной высотной архитектуры. Здесь к известным высотным комплексам могут быть отнесены «ICT mixed use Complex», Абу Даби, ОАЭ, арх. бюро Dewan Architects & Engineers; «Penang Global City Center», Малайзия, арх. бюро Asymptote; проект «Венера», арх. Ж. Фреско; «Raffles City», Ханчжоу, Китай, арх. бюро UNStudio/арх.Бен Ван Беркель; конкурсный проект здания «Наркомтяжпрома», арх. А. и В. Веснины и др. В настоящее время тектонические структуры данной композиционной группы настоятельно требуют дальнейшего развития в контексте создания перспективных высотных архитектурных решений.

Рис. 11. Композиционные темы парных башен (а – в), телескопических башен (г), профилированных/складчатых пилонов (д – е) и наклонных башен (ж) в архитектуре стран средневековой Европы. Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [13; 44; 45; 16; 46; 47; 48]

11. Ротонды и кольцевые колоннады/аркады: одно- и многоярусные (рис. 14.11). Сооружения-прототипы в рамках данной композиционной темы имеют сквозную кольцеобразную структуру (колонны/арки, ритмически расставленные по окружности/эллипсу, объединены по верхним основаниям замкнутым кольцевым объемом), открытую сверху или перекрытую куполом. К таким сооружениям можно отнести всемирно известные постройки: «Стоунхендж», Великобритания, ~3000–2000 гг. до н. э. (рис. 2а); «Амфитеатр Флавиев»/«Колизей», Рим, Италия, 80 г. н.э.; темпьетто Браманте в Риме, 1502 г.; подкупольную ротонду собора Св. Павла в Лондоне, 1708 г.; кольцевую подкупольную колоннаду здания Пантеона в Париже, Франция, 1780 г.; двухъярусную кольцевую подкупольную колоннаду здания Капитолия, Вашингтон, США, 1827 г.; подкупольную ротонду Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, 1858 г.; современную ротонду Мемориала Джефферсона в Вашингтоне, 1943 г. и др.

Несмотря на огромную популярность и востребованность в архитектуре прошлых эпох, структуры данного композиционного типа пока еще не нашли широкого отклика в современной архитектурной практике. Они обладают нераскрытым на сегодняшний день колоссальным художественно-пластическим потенциалом, следовательно, являются исключительно перспективными для создания экспрессивных произведений высотной архитектуры будущего. В частности, представляется весьма перспективной композиционная схема, заданная современной высотной колокольней с телескопическими ярусами ротондального типа на квадратном плане (рис. 10д).

Рис. 12. Принципиальные композиционные темы архитектуры прошлых эпох в обобщенных/формализованных схемах: пирамиды/шатры (1), телескопические башни (2), парные башни (3), профилированные/складчатые пилоны (4). Рисунки А.В. Коротича

12. Комбинированные объемы / составные гибридные структуры (рис. 15.12). Такие объекты-прототипы характерны тем, что их составляющие композиционно значимые элементы являются геометрически разнородными и соединены с образованием сложносоставной системы, не подлежащей точному и однозначному морфологическому определению, либо результирующие объемные решения сочетают признаки нескольких отличных друг от друга обозначенных композиционных тем. 

Среди многочисленных сооружений данной группы необходимо отметить уже ранее упоминавшуюся Староместскую башню Карлова моста в Праге: это не только сквозная готическая арка как основной композиционный и классификационный элемент сооружения, но одновременно и сложнокомбинированная объемная структура из композиционно равноценных составных частей – основного призматического объема со стрельчатым арочным проемом и высокой клиновидной крыши с угловыми пинаклями. Равноценным композиционным соотношением различных составных частей также характеризуются пражские Малостранские баши Карлова моста, XII–XV вв.; комплекс парных башен Тауэрского моста в Лондоне, 1894 г.; готическая колокольня церкви Oude Kerk, г. Дельфт, Голландия, 1350 г.; русская церковь Вознесения в Коломенском, 1528 г. (рис. 9б); современный храм Святых Апостолов Петра и Павла в Прохоровке, Россия (рис. 10ж).

Некоторые из наиболее известных исторических сооружений, составляющих данную композиционную группу, показаны на рис. 10. Сюда могут быть отнесены, например, практически все контурные башни Московского Кремля (рис. 10б – г), имеющие признаки классического телескопического построения, но сочетающие в различных комбинациях поставленные друг на друга разнотипные соосные призматические, цилиндрические, пирамидальные и конические объемы, в т. ч. обратные и усеченные.

Сегодня можно констатировать, что структуры данного композиционного типа являются наиболее перспективными для создания произведений высотной архитектуры с ярко выраженной национальной/региональной художественной спецификой (в т. ч. «имитационных» зданий и комплексов, транслирующих в современную архитектуру узнаваемый символический имидж знаменитых исторических построек-прототипов).

К известнейшим современным высотным зданиям этой композиционной группы необходимо отнести такие шедевры мирового зодчества, как отель «Burj Al Arab», Дубай, ОАЭ, арх. бюро WS Atkins; головной офис компании «Etisalat», Дубай, ОАЭ, арх. бюро Turner; комплекс «Grand Lisboa Hotel & Casino», Макао, арх. бюро Dennis Lau& Ng Chun Man Architects & Engineers (HK) Ltd.; «Jinling Tower», Нанкин, Китай, арх. бюро SOM; «Burj Khalifa», Дубай, ОАЭ, арх. бюро SOM; «Trump Ocean Club», Панама-Сити, Панама, арх. бюро Arias Serna Saravia и др.

Рис. 13. Принципиальные композиционные темы архитектуры прошлых эпох в обобщенных/формализованных схемах: арки (5), спирали (6), многозвенные цепи» (7), бутоны (8), колоннады/аркады одноярусные (9). Рисунки А.В. Коротича

13. Наклонные башни (рис. 16.13). Сооружения-прототипы в рамках данной композиционной темы имеют ось доминирующего развития формы объема, наклонную к его основанию. Помимо имеющих мировую славу многоярусной Пизанской башни, оформленной изящными кольцевыми поэтажными аркадами (Пиза, Италия, 1372 г. – рис. 11ж) и Невьянской башни с трехъярусным телескопическим завершением (Невьянск, Россия, 1732 г. – рис. 10з), список известнейших наклонных башенных объектов может быть представлен разновысокими призматическими башнями «Азинелли» и «Гаризенда», Болонья, Италия, ~1120 г. (рис. 4б); пагодой «Tiger Hill/ Huqiu», Сучжоу, Китай, 960 г.; колокольней церкви Св. Мартина, о. Бурано, Италия, ~XV в.; сторожевой шестиярусной телескопической башней Сююмбике, Казанский Кремль, ~XVII–XVIII в.; церковной колокольней в г. Бедум, Голландия, XII в.; колокольней Тихвинской церкви в Кунгуре, Россия, 1880 г.; колокольней Oldehove, г. Лееварден, Голландия, 1529 г. и многими другими.

Разумеется, изначально не планировалось делать эти башни наклонными к основанию, но их создатели, сами того не желая и не задумываясь об этом, невольно породили один из наиболее востребованных международных формотворческих трендов современной высотной архитектуры. [Относительно болонской башни «Гаризенда» существует мнение, что она изначально была задумана и впоследствии строилась как наклонная!].

Не удивительно, что необычная форма, эпатажный образ и экстремальная тектоника наклонных/«падающих» высотных зданий все чаще оказываются в фокусе внимания современных архитекторов. К сегодняшним известным во всем мире высотным объектам с этим весьма необычным типом тектонического построения объемной композиции могут быть отнесены встречно наклонные парные здания комплекса «Ворота Европы», Мадрид, Испания, арх. Ф. Джонсон, Д. Берджи; «Capital Gate», Абу Даби, ОАЭ, арх. бюро RMJM; «Sun Tower», Дубай, ОАЭ, арх. бюро SOM; «Maritime Tower», Dubai Maritime City, Дубай, ОАЭ и др.

Рис. 14. Принципиальные композиционные темы архитектуры прошлых эпох в обобщенных/формализованных схемах: колоннады/аркады многоярусные (9), пилоны на стилобате как единый объем (10), ротонды (кольцевые колоннады/аркады одно- и многоярусные) (11). Рисунки А.В. Коротича

14. Гиперболоиды-воронки (рис. 16.14). Сооружения-прототипы, представляющие данную композиционную тему, имеют очертание воронки/дудочки, сужающейся от обоих торцевых оснований к центральной зоне объема. Одним из таких объектов, аппроксимирующих форму однополостного гиперболоида, является знаменитый своим декоративным узорным убранством минарет Калян, Бухара, Узбекистан, 1127 г. (рис. 8б).

Ко всемирно известным современным высотным объектам данного композиционного типа могут быть отнесены сетчатые гиперболические башни В.Г. Шухова в Москве и Нижнем Новгороде; гиперболическая башня в проекте здания Наркомтяжпрома в Москве, арх. И.Леонидов; «Tornado Tower», Доха, Катар, арх. бюро CICO Consulting Architects & Engineers; «Tabung Haji», Куала-Лумпур, Малайзия, арх. Х.Бен Кастури; «Aspire Sports City Tower», Доха, Катар, арх. Хади Симаан; «Apeiron Island Hotel», Дубай, ОАЭ, арх. бюро Sybarite Architects и др.

Рис. 15. Принципиальные композиционные темы архитектуры прошлых эпох в обобщенных/формализованных схемах: комбинированные объемы/составные гибридные структуры (12). Рисунки А.В. Коротича

15. Комплексы отдельно расположенных башенных объемов (рис. 16.15). Исследованием установлен удивительный факт существования высотного многобашенного комплекса в средневековой Европе. В итальянском городе Сан-Джиминьяно (провинция Тоскана) в XI–XIII вв. его знатнейшими и богатейшими семействами было возведено 76 (!) однотипных по форме разновысотных призматических башен квадратного поперечного сечения; при этом высота каждой башни обозначала соответствующий особый социальный статус ее владельца, его привилегированное положение в обществе (к сегодняшнему дню из 76 башен осталось лишь14 – рис. 4а).

К этой же категории может быть причислен ранее упоминавшийся знаменитый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже, составленный из нескольких разновысоких бутонообразных многоярусных башен, образующих зеркально симметричную композицию (рис. 6а); причем, согласно некоторым историческим реконструкциям [13, с. 195], высотных башен в комплексе могло быть значительно больше.

И хотя приведенные факты известны автору работы как единичные, они служат основанием для выделения данной композиционной темы в отдельную категорию.

Ко всемирно известным современным многобашенным высотным комплексам данного композиционного типа могут быть отнесены такие градостроительные макроструктуры, как район Манхэттен, Нью-Йорк, США; район «Dubai Marina», Дубай, ОАЭ; отдельные градостроительные структуры/районы Гонконга, Китай; а также высотные районы мегаполисов США и Канады: Чикаго, Филадельфии, Хьюстона, Далласа, Монреаля, Ванкувера и др.

Рис. 16. Принципиальные композиционные темы архитектуры прошлых эпох в обобщенных/формализованных схемах: наклонные башни (13), гиперболоиды-воронки (14), комплекс отдельно стоящих призматических объемов (15). Рисунки А.В. Коротича

Вывод

Сегодня не подлежит сомнению, что многие архитектурные формы зданий древности (как высотных, так и не высотных) послужили прямыми композиционными прототипами выдающихся произведений современной высотной архитектуры.

В рамках данного исследования автором впервые выявлены 15 принципиальных композиционных тем объемного формообразования сооружений древней архитектуры, трансляция и творческое переосмысление/переработка которых является не только потенциально возможным в русле современного высотного зодчества, но и обозначает новое актуальное практическое направление композиционно-художественного формотворчества. Перспективное развитие данного направления позволит обогатить современную мировую высотную архитектуру новыми творческими достижениями, при этом образно отражая преемственность культур древних эпох и современности, а также вскрывая новый выразительный потенциал и обогащая формотворческий инструментарий развития национальных/региональных архитектурных школ.

References

1. Binder, G. (2006) Tall buildings of Europe, the Middle East and Africa. Sydney: Images Publishing.

2. Abramson, L.A. (2005) The Evolution of Tall Building Construction. Housing Construction, No. 10, p. 14-29 (in Russian).

3. Magay, A. A. (2015) Architectural and Compositional Features of Tall Buildings. Academic bulletin of UralNIIproekt RAASN, No. 4, p. 25–30 (in Russian).

4. Maklakova, T. G. (2008) Tall Buildings. Planning, Architectural and Engineering Problems of Design. Moscow: ASV (in Russian).

5. Artigas, I. (2008) Gaudi: Complete Works in 2 volumes. Moscow: ART–RODNIK (in Russian) (in Russian).

6. Gulyanitsky, N.F. (1984) Architecture of Civil and Industrial Buildings. In 5 vol. Vol.1: History of Architecture. Moscow: Stroyizdat (in Russian).

7. Brunov, N.I. et al. (1951) History of Architecture. Moscow: State publishing house on building and architecture (in Russian).

8. Ginzburg, V.P. (1983) Ceramics in Architecture. Moscow: Stroyizdat (in Russian).

9. Kartsev, V.N. (1986) The Architecture of Afghanistan. Moscow: Stroyizdat (in Russian).

10. Lebedev, V. (2008) Skyscrapers Return Home. BUSINESS: Property, Business, Investment. Oct.–Nov. 2008, p. 50–53 (in Russian).

11. Mikhailovsky, I. B. (2006) Theory of Classical Architectural Forms. Moscow: Arkhitektura-S (in Russian).

12. Ananyeva, E., Kashirina, T. and Dukelskaya, E. (eds.) (2005) Cathedrals. Monasteries. Moscow: Avanta+ (in Russian).

13. Syrovy, B. et al. (1977) Architektura – Svedectvi dob: Prehled vyvoje stavitelstvi a architektury. Praha: Nakladatelstvi Technicke Literatury.

14. Gaudi. (2002) La busqueda de la forma. Barcelona: Lunwerg.

15. Lightweight Structures in Architecture and Nature: catalogue of the exhibition «Natural Structures», Moscow. Stuttgart: IL, Aug. 1983 (in Russian).

16. Sheppard, C. (1996) Skyscrapers: Masterpieces of Architecture. New York: Todtri.

17.Available from: https://napoli1.com/publ/informasija_o_gorodakh_regionakh_i_ostrovakh_it... (in Russian)

18. Available from: https://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/2413/?q=497&plint=2413 (in Russian)

19. Available from: https://anniri.ru/goroda-kitaya/suchzhou/pagody-suchzhou

20. Available from: https://www.slavi.ru/show_picture.php?cntr=107&type=28&id=55&cd=1 (in Russian)

21. Available from: https://www.livemaster.ru/item/6712759-ukrasheniya-pagoda-kole-sergi-bus... (in Russian)

22. Available from: https://www.flickr.com/photos/kiltti/1498136347 (in Russian)

23. Available from: https://blackrainbow-letslearnjapanese.blogspot.com/2011/06/Japanese-bea... (in Russian)

24. Available from: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/358643

25. Available from: https://chinatrips.ru/xi-an/album/small-wild-goose-pagoda.html (in Russian)

26.Available from: https://studfiles.ru/preview/1764286/page:2/ (in Russian)

27.Available from: https://fotki.yandex.ru/users/taurus-foto/view/411741?page=0 (in Russian)

28.Available from: https://artdic.ru/artis/172/ali_ibn_muhammed.htm (in Russian)

29.Available from: https://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st008.shtml (in Russian)

30.Available from: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=86062 (in Russian)

31.Available from: https://www.fergananews.com/articles/5045 (in Russian)

32.Available from: https://www.ayda.ru/Uzbekistan/buhara/places/kalian-minaret-great-minare... (in Russian)

33.Available from: https://bookinguz.com/ru/istoricheskie-pamyatniki/261-medrese-ulugbeka (in Russian)

34.Available from: https://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1631996&page=16 (in Russian)

35.Available from: https://www.pinterest.com/pin/549228117036179438 (in Russian)

36.Available from: https://rublev.com/hramy/tserkov-ioanna-lestvichnika-s-kolokolnei-ivana-... (in Russian)

37. Available from: https://kudago.com/msk/place/oruzhejnaya-bashnya-kremlya/ (in Russian) (in Russian)

38. Available from: https://tourprom.ru/country/russia/moscow/attraction/bashni-moscovskogo-... (in Russian)

39. Available from: https://www.osd.ru/onephoto.asp?id=3780 (in Russian)

40. Available from: https://www.msktambov.ru/best/novye-kolokolni-tambova/ (in Russian)

41.Available from: https://cat-cat-cat.ru/fotografii/petropavlovskaya-krepost-4.html (in Russian)

42.Available from: https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Святых_Апостолов_Петра_и_Павла  (Прохоровка)  (in Russian)

43.Available from: https://mania-du-soleil.blogspot.com/2012/03/blog-post_15.html (in Russian)

44.Available from: https:// www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/5056/?q=497&plint=5056 (in Russian)

45. Available from: https://www.5arts.info/chartres_cathedral/

46. Available from: https://www.emaze.com/@AOTCFQCR/Big-Ben

47. Available from: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кампанила_собора_Святого_Марка  (in Russian)

48. Available from: https://tk-solo.ru/catalog/fotooboi-arhitektura/fotooboi-pizanskaya-bash... (in Russian)

Citation link

Korotich A.V. HISTORICAL ARCHETYPES IN THE COMPOSITIONAL AND ARTISTIC DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY TALL ARCHITECTURE [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №2(62). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_2/2 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 15.03.2018
Views: 151